Цель: познакомить детей со значением слов: «экономика», «экономный», «бережливый», «скупой», «расточительный», «предприимчивый»; развивать внимание, мышление, смысловую память; расширять словарный запас; воспитывать бережливость.

Оборудование : у учителя — ребус, у учащихся — тетрадь в клетку, ручка.

Учитель. Тема нашего занятия звучит так: «На экономической волне». Это значит, что сегодня мы с вами коснемся некоторых вопросов экономики, доступных вашему возрасту. Что же такое ЭКОНОМИКА?

Первоначально это слово означало... Расшифруйте, что оно означало. Для этого среди букв каждой строки найдите знакомые вам слова. (Запись на доске.)

Ответ . Искусство ведения домашнего хозяйства.

Расшифровав ребус, вы узнаете имя великого греческого философа, жившего более двух тысяч лет назад, который первым придумал слово «экономика».

Ответ . АРИСТОТЕЛЬ.

Сегодня словом «экономика» называют науку о разумном ведении хозяйства. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного района, страны, всего мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика — это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворить свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные запасы.

Разминка

То, без чего не выловишь и рыбку из пруда. (Труд)

Денежное вознаграждение за труд. (Зарплата)

Называют так, ребята,

Часть от папиной зарплаты. (Аванс)

Место, где хранят деньги, меняют, дают в долг. (Банк)

Продукт труда, произведенный для продажи. (Товар)

Бумажные банковские билеты и металлические монеты, служащие средством оплаты товара. (Деньги)

Стоимость одной вещи при продаже, обмене. (Цена)

Совокупность заработной платы, пенсий, стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (Семейный бюджет)

Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг, но мешает смотреть телепередачи. (Реклама)

Группа людей, которые живут, работают, взаимодействуют между собой. (Общество)

В толковом словаре В. Даля есть слово, родственное слову «экономика»: «экономить» — блюсти, сберегать, сокращать рачительно издержки, уменьшать, сколько можно, расходы, не давая ничему пропасть даром; быть бережливым хозяином.

И все же быть экономным и быть бережливым — не одно и то же. Экономность предусматривает разумное использование всех видов запасов, из которых создаются ценности (товары, услуги, время, идеи и т.д.), а бережливость — сохранение уже созданных ценностей.

Выберите из приведенных ниже примеров те, которые говорят о проявлении людьми бережливости.

1. Морозной зимой в квартире не заклеены щели в оконных рамах.

2. Подростки вырезают ножом свои имена на скамейке в парке.

3. Бабушка вяжет из старого поношенного шерстяного свитера носки.

4. В мусорном контейнере валяются куски хлеба.

5. Дети ремонтируют книги в библиотеке.

6. Соседи старые газеты сдают в пункт приема макулатуры.

7. Молодые люди делают на стенах домов и заборов надписи и рисунки.

8. Школьники очищают водоемы от мусора.

9. Из плохо закрытого крана капает вода.

10. Из зачерствевшего хлеба сестра приготовила сухарики.

Приведите свои примеры бережливости. Кого из ваших знакомых, родных вы можете назвать бережливым? Почему?

Верно ли будет сказать, что бережливый — то же самое что скупой? (Нет, скупой значит жадный,

скряга.) Про скупца в народе сложена такая пословица. Расшифруйте ее:

МАД ЕН УМОГУРД И, MA EH MAC И

Ответ. И сам не ам, и другому не дам. Читаем справа налево.

Как вы понимаете эту пословицу? Назовите антоним слова «бережливость». Вам поможет подсказка.

Ответ. Расточительность. Читаем строчками слева направо.

А теперь предлагаю вам решить задачи про предприимчивого, то есть деятельного, активного, энергичного Фому Усердова, который не упустит возможности заработать.

1. Фома Усердов увидел, что в Астрахани черная икра продается по 2 рубля за фунт. Он купил икры на 110 рублей, привез ее в Вятку и продал там по 3 рубля за фунт. Сколько денег получил Фома, если 5 фунтов икры он съел в дороге? (150 рублей.)

2. Фома Усердов купил в Африке 20 страусиных яиц по 2 рубля за штуку. Пока он вез их, из каждого яйца вылупился страусенок. Страусят Фома продал по 5 рублей за штуку. На сколько больше денег Фома получил, чем потратил? (На 60 рублей.)

3. Фома Усердов купил в Самаре 8 щук по 6 рублей. Пока он вез их в Москву, щуки поели друг друга, и осталось всего две щуки. По какой цене Фома должен их продавать, чтобы вернуть свои деньги? (По 24 рубля.)

Вспомните, какие черты характера мы назвали. На доску записываются слова: экономный, бережливый, расточительный, скупой, предприимчивый.

Вспомним героев художественных произведений, фильмов, мультфильмов, проявивших примеры экономности, бережливости, расточительности, скупости, предприимчивости.

Кот Матроскин, разумно организовавший ведение домашнего хозяйства — ? (Экономный)

Поп, взявший на работу отменного работника Балду, но не желавшего платить за работу деньгами — ? (Скупой)

Кот в сапогах, сумевший благополучно устроить судьбу своего хозяина. (Предприимчивый)

Мама Бобки из рассказа Н. Носова «Заплатка», заставившая сына ставить заплатку на порванные им штаны — ? (Бережливая)

Девочка Женя из сказки В. Катаева, потратившая на пустяки драгоценные лепестки цветика- семицветика — ? (Расточительная)

Следующее задание заключается в том, чтобы запомнить тройки слов.

Примечание. Учитель предварительно объясняет значения некоторых слов (стипендия, выгода, кредит...), затем в медленном темпе один раз читает тройки слов. Дети запоминают, после чего учитель называет первое слово из тройки, учащиеся пишут в тетрадях второе и третье. Проверка.

Жил-был мальчик, который не любил геркулесовую кашу. Его уговаривали съесть ложку за маму, за папу, за бабушку. Даже ложку за тётю Надю. Но всех родственников хватало только на полтарелки каши, и ни ложкой больше.

И вот однажды папа этого мальчика сказал:

А знаешь, почему эта каша называется «геркулесовая»? Не знаешь. Так я тебе сейчас расскажу. Слушай.

Это случилось много лет тому назад в стране Греция. Конечно, кое-что в этой истории потом придумали люди, но и правда, я думаю, в ней тоже есть.

Так вот, значит, в Греции родились два мальчика. Одного назвали Эври-сфеем, другого – Гераклом. Эврисфей родился царём, а Геракл – просто маль-чиком. Бог Зевс решил так: пусть Геракл вырастет богатырём и будет служить у Эврисфея, пока не совершит десять великих подвигов. А совершит – станет свободным человеком и сможет уйти от царя. Так решил Зевс.

Оставалось только Гераклу вырасти богатырём. А для этого мама Геракла знала один веерный способ. Она стала кормить Геракла овсяной кашей, которую он поначалу тоже не очень любил. Зато рос не по дням, а по часам, а когда вырос, то своей силой и подвигами прославился на всю Грецию, даже на весь мир. И каша тоже прославилась. Только в других странах люди называли Геракла Геркулесом, поэтому и кашу назвали геркулесовой.

Больше всех эту кашу ненавидел Эврисфей. Это из-за неё Геракл стал таким сильным. А Геракла Эврисфей боялся. И он его послал на верную смерть: победить Немейского льва.

Утром Эврисфей вызвал к себе Геракла и говорит:

Собирайся, Геракл, на охоту. Надо Немейского льва победить. И так он это говорит, будто самое что ни на есть пустячное поручение даёт. А дело-то в том, что Немейский лев не простой был лев, а волшебный. Чудовище. Никто его победить не мог. Жил он в горах, недалеко от города Немеи, и пожирал всё, что встречалось на его пути. Вот кого надо было победить Гераклу!

Но Геракл говорит Эврисфею:

Надо так надо. Через тридцать дней принесу тебе всё, что от Немейского льва останется. А царь Эврисфей думает про себя: «Как же! Через тридцать дней от тебя самого ничего не останется».

Геракл тем временем собрался и пошёл совершать свой первый подвиг. Взял с собой лук и стрелы, меч и щит. Но по дороге он узнал, что шкура льва будто каменная, ни стрелой, ни мечом её не пробьёшь. Тогда он вырвал из земли столетний дуб, сделал из него палицу и пошёл в горы искать Немейского льва.

Много дней Геракл не мог его найти. Наконец увидел следы. Сперва он даже не понял, что это следы, потому что каждый след был размером с боль-шой таз. А когда всё-таки понял, то пошёл по ним и через неделю пришёл к пещере, откуда раздавался такой рёв, что с гор сыпались камни.

Геракл остановился, чтобы собраться с силами перед боем. И вдруг слы-шит – рёв начал стихать, а потом и вовсе прекратился. Что такое? Может быть, лев притаился и решил первым напасть на Геракла? Ну уж нет! И Геракл смело вошёл в тёмную пещеру. А когда глаза привыкли к темноте, то он глазам не поверил. Потому что льва-то в пещере не было!

«Куда же он мог деться?» - подумал Геракл и стал осматривать пещеру. И в самом дальнем конце нашёл второй выход, через который лев и ушёл.

Вот тут пригодились камни, которые сыпались с гор. Геракл завалил ими второй выход, а сам спрятался у входа в пещеру и стал ждать льва.

Лев вернулся к вечеру. Это был лев размером со слона. Он вошёл в пе-щеру, а за ним туда вошёл Геракл. Вошёл и загородил собой вход. Немейскому льву это, конечно, не понравилось. Он зарычал и прыгнул, но неожиданно получил такой удар палицей по лбу, что каменный лоб не выдержал и треснул. А сам лев упал без памяти на пол. Тут Геракл обхватил его здоровенную шею руками и давил до тех пор, пока лев не задохнулся.

Вот так Геракл победил Немейского льва. Из львиной шкуры он сделал себе плащ, а из львиной головы – шлем, и теперь ни одна стрела, ни одно ко-пьё не были страшны Гераклу.

Ровно через тридцать дней в плаще и шлеме Геракл вернулся к Эври-сфею. Эврисфей так перепугался, увидев Геракла, что запретил ему даже подходить ко дворцу. А себе всё равно велел вырыть специальный погреб, куда он прятался, как только узнавал о приближении Геракла. А приказы свои передавал из погреба через глашатая Копрея. Что поделать, всё-таки Эврисфей был трусливым царём.

Так что, милые дети, кушайте овсяную геркулесовую кашу и набирайтесь сил, как Геркулес. Будьте здоровы!


Как объяснить дошкольнику, что такое «добро» и «зло»

Воспитатель высшей категории Тумашева М.П.

Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами, включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу нравственного сознания. Дети на основе знакомства с нормами и правилами поведения способны воспринимать и осваивать разнообразные моральные понятия, составляющие фундамент для усвоения в дальнейшем универсальных «стержневых» понятий «добра» и «зла». Усвоение понятий «добро» и «зло» происходит на основе их противопоставления, так как невозможно осознать, что есть первое, не осознав, что ему противостоит второе, и наоборот. Категории «добро» и «зло» состоят из 12 противоположных понятий: человеколюбие – человеконенавистничество; бережливость – расточительность; вежливость – грубость; взаимопомощь – себялюбие; прямодушие – хитрость; скромность – зазнайство; скупость – щедрость; смелость – трусость; смирение – строптивость; сострадание – бездушие, черствость; справедливость – несправедливость; честность – лживость. Люди могут быть щедрыми, а могут быть расточительными. И те и другие легко и радостно делятся с людьми тем, что сами имеют: деньгами, вещами, знаниями и т.д. Но щедрость отличается от расточительности. Щедрым называют того, кто помогает нуждающимся, заботится о неимущих, о тех, кому необходимо оказать материальную помощь, доставить радость своей заботой и вниманием. Щедрый человек помогает им, не рассчитывая на благодарность, не желая показного восхищения окружающих. А расточительным называют человека, который безрассудно растрачивает материальные и духовные ценности, не заботясь о последствиях, иногда даже в ущерб самому себе. Такое поведение окружающими людьми осуждается. Формированию нравственно-ценного словаря дошкольников способствует работа над сказками.

Сказка о щедрости и жадности.

Хорошо живется белкам в лесу летом. Так много вокруг разных грибов, ягод, орехов, которые можно есть самому, и угощать других зверят и собирать на зиму про запас.

Бельчонок Пушистик набрал полное дупло разных вкусностей. Чего в нем только не было! И лесные орешки, и желуди, и семена, и разные сушеные ягоды. Пушистик ел их сам, а порой и приглашал в гости белочку по имени Кисточка с её бельчатами, чтобы угостить их. Кисточка с её бельчатами была очень благодарна щедрому Пушистику – ведь она сама не могла собрать в свое дупло столько разной еды, так как нянчила маленьких бельчат и редко выбиралась из своего жилища. Когда наступила холодная и суровая зима, Пушистик охотно делился своими запасами с синицами и снегирями, которым так трудно найти корм под снегом. Птицы прилетали к дуплу бельчонка каждое утро, клевали семена и ягоды, а потом веселым свистом благодарили своего друга.

По соседству с Пушистиком жил зверь-бурундук по прозвищу Сундук. Этот бурундук Сундук только и делал всё лето, что тащил в своё жилише орехи и складывал их про запас. Он никогда никого не угощал, ничем не делился ни с кем. Звери его не любили, в гости к нему не ходили и называли жадиной. Сундук-бурундук всю долгую зиму сидел в дупле один. И хотя у него было много еды, одному без друзей, ему было очень скучно коротать длинные темные вечера.

Однажды в домик бурундука постучалась птичка-клест по прозвищу Хохолок. Хохолок очень проголодался, так как елки после снегопада покрылись ледяной коркой, и до шишек ему было никак не добраться. Хохолок совсем ослабел от голода и решил попросить немного еды у Сундука. Но жадный Сундук высунул из дупла толстые щёки и сказал: «Пошёл прочь, попрошайка! Ничего тебе не дам! Самому мало!»

Эти слова услышал Пушистик и крикнул: «Лети ко мне, Хохолок! Я с тобой поделюсь! Никто не должен голодать!» Хохолок обрадовался, склевал угощение и повеселел. В благодарность он спел Пушистику веселую песенку о том, что совсем скоро наступит весна. Так подружились Хохолок с Пушистиком.

Сказка о бережливости и скупости.

У каждого из двух светлячков, живущих в дремучем темном лесу, было по два хрустальных фонарика с разноцветными стеклами. Светлячок Ойля зажигал свои фонарики каждый вечер, чтобы освещать дорогу всем жителям леса. Он берег свои фонарики – часто протирал тряпочкой хрупкие цветные стеклышки, чтобы фонарики ярче светили темной ночью. Днем он аккуратно убирал их в коробку, чтобы не разбились. Когда к Ойле кто-нибудь приходил, чтобы попросить фонарик для освещения темных тропинок. То Ойля всегда с радостью откликался на просьбу и давал свои фонарики.

А светлячок Охля был скупой. Он никому не позволял брать свои фонарики. Он так их берег, что даже сам никогда ими не пользовался и не доставал их из коробки. Фонарики лежали в ней без дела и даже запылились так, что перестали блестеть их хрустальные цветные стеклышки.

Однажды темным вечером Охля возвращался от Ойли, у которого был в гостях на дне рождения. Он не заметил в темноте пенек, споткнулся. Подвернул лапку и упал. Охля закричал, стал звать на помощь. Сбежались звери и стали помогать Охле подняться и добраться до дома. А ведь в это время в коробке под кроватью у Охли лежали прекрасные фонарики. Которые могли бы помочь быстро и легко добраться домой в темноте.

Сказка о бережливости и экономности.

Все знают полосатого кота Матроскина. Он умный, бережливый. Пес Шарик тоже бережливый. В избушке у Матроскина с Шариком чисто, аккуратно. Все вещи лежат по местам. Кот и пес берегут свои вещи, заботятся о них: чистят свои серые шубки, просушивают их, если они намокли от снега и дождя; протирают каждый вечер свои сапожки и аккуратно ставят их в угол избушки. После ужина они всегда моют посуду и аккуратно расставляют её по полочкам. Шарик также чистит и протирает своё ружьё для фотоохоты, а Матроскин начищает большой бидон для молока, которое дает его любимая корова Мурка. Так кот и пес берегут свои вещи, чтобы они дольше прослужили, и не пришлось тратить деньги на покупку новых. Эти деньги Матроскину с Шариком ещё пригодятся для разных покупок в будущем.

Матроскин не только бережливый, он ещё и очень экономный. Он не тратит неразумно и сразу все деньги от продажи молока. Он их экономит: тратит только часть, а другую часть из них складывает в копилку, чтобы потом купить для всей семьи: для себя, Шарика и Дяди Федора – новый большой телевизор. Вот он какой экономный, кот Матроскин!

Список произведений художественной литературы для формирования начал нравственного сознания у детей:

Человеколюбие – человеконенавистничество

Катаев В. «Цветик-семицветик»

Осеева В. «Отомстила»

Житков Б. «Борода», «Дым», «Как тонул один мальчик», «На льдине» и др.

Пермяк Е. «Надежный человек»

Баруздин С. «Морской кортик»

Взаимопомощь-себялюбие

Толстой Л. «Рассказы для маленьких»

Неверов А. «Жучка»

Русская народная сказка «Зимовьё»

Берг Л. «Рассказы о маленьком автомобильчике»

Скупость – щедрость»

Ушинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно»

Андерсен Г.Х. «Дюймовочка»

Осеева В. «Три товарища»

Сказка народов Индии «Чьи руки краше»

Вьетнамская народная сказка «Ворон на дереве»

Вежливость – грубость»

Осеева В. «Волшебное слово»

Зеленая Р., Иванов С. «В каменном веке. Ха-ха-ха!. Взрослые. Осторожнее, локти! Кастрюля».

Русская народная сказка «Привередница»

Ладонщиков Г. «Дикарь в лесу»

Честность – лживость.

Братья Гримм. «Заяц и ёж»

Толстой Л. «Лгун»

Ушинский К. «Страшная коза»

Осеева В. «Почему?»

Даль В. «Ворона»

Справедливость – несправедливость.

Осеева В. «Печенье»

Погорельский А. «Черная курица»

Аксаков С. «Аленький цветочек»

Заходер Б. «Лисицын суд»

Скромность – зазнайство.

Корейская сказка «Братья»

Зеленая Р., Иванов С. «Опасная парочка»

Итальянская сказка «Как осел петь перестал»

Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

Толстой Л. «Павлин. Павлин и журавль»

Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое»

Бережливость – расточительность.

Успенский Э. «Трое из Простоквашино»

Медведев В. «Сберегательная кошка»

Михалков С. «Булка»

Прямодушие, открытость – хитрость.

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Перро Ш. «Красная шапочка»

Смелость – трусость.

Житков Б. «Храбрый утенок»

Ушинский К. «Орел и кошка»

Толстой Л. «Котенок»

Сказка народов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка»

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Добро – зло.

Ушинский К. «Худо тому, кто добра не делает никому»

Осеева В. «Хорошее. На катке. Плохо»

Толстой Л. «Птичка. Солдат. Собака и вор. Белка и волк. Сколько было людей»

Удмуртская народная сказка «Охотник и змея»

Барто А. «Жарко»

Емельянов Б. «Мамино горе»

Андреев Л. «Кусака»

Романовский С. «Желуди» и др.

(по материалам журнала «Воспитатель» из цикла «Мое самообразование»).

«Детские страхи»

Консультация воспитателя высшей категории Тумашевой М.П.

Большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Многие порождаются разговорами взрослых – о медицине, о всесилии мафии, о маньяках. Объяснить правила предосторожности необходимо, но при этом нельзя постоянно излучать тревогу и опасения – ребенок в этих случаях тоже начинает постоянно беспокоиться и опасаться.

Попробуйте проанализировать, как вы реагируете на слова ребенка, когда он рассказывает вам о своих опасениях. Постарайтесь, чтобы малыш понял: бояться – это нормально и свойственно всем людям без исключения. Ведь иногда боязнь может помочь избежать ошибки или опасности.

Замечено, что этой формой невроза девочки страдают почти в полтора раза чаще, чем мальчики. Причина этого – в более высокой эмоциональности. Высокая эмоциональность несет с собой и положительное, и отрицательное. Положительное – у ребенка, подверженного страхам, рано и стойко образуются охранительные самоограничения. Так он всегда будет держаться подальше от огня, воды, высоты, чужих взрослых, животных – всего того, что несет в себе потенциальную опасность.


Отрицательное - ребенок, подверженный возникновению страхов, обычно растет неуверенным в себе, в нем могут формироваться такие отвратительные качества, как неискренность, коварство и раболепие.… В части случаев страхи становятся одной из причин возникновения тиков, заикания, недержания мочи и других грубых неврозов.

Страхи у детей могут быть разделены на природные («инстинктивные» - страхи темноты, опасной высоты, крови, уколов и ран, угрожающих поз людей и животных и т.д.), возрастные (сначала страх одиночества, порожденный воображением и пр.) и вызванные неправильным воспитанием, «педагогические».

Проблема страхов у детей очень хорошо разработана в современной психологии. Можно попытаться самому справиться со страхами у ребенка. Нельзя надеяться на то, что все «само пройдет». Еще тысячи лет назад опытным врачом и философом Авиценной было сказано в назидание родителям: если хотите вырастить хорошего человека, не допускайте, чтобы ваш ребенок впадал в сильный гнев (он породит мстительность), испытывал большой страх (он убьет благородство сердца) или глубокую печаль (она выкормит эгоизм).

«ШУСТРИК» (сверхактивный ребенок)

Признаки такого поведения ребенка очень наглядны: обычно это непоседа и неслух. В этих характеристиках отмечены две главные проблемы сверхактивных детей – двигательная расторможенность и отвлекаемость внимания.

Отвлекаемость и непоседливость становятся проблемой. Эти признаки являются выражением довольно серьезного заболевания головного мозга детей – истинной сверхактивности. Среди сверхактивных детей много шумных. Они не умеют спокойно говорить. В избытке чувств и желаний действовать они кричат, жестикулируют. Реже они бывают «бесшумными», что родителям и окружающим обходится еще дороже.: тогда уж вовсе не удается предотвратить какую-нибудь ими организованную затею.

Иногда создается впечатление, что такая предприимчивость и активность имеет хоть одну положительную сторону – ребенок быстро и активно осваивает мир вещей, событий и людей, насыщается необходимой информацией. Но это, как показывает многочисленные исследования специалистов, - заблуждение: опыт и знания, получаемые сверхактивным неглубоки и очень предметны, связаны с конкретным, случайным. Поэтому плохо служат целям воспитания. Кроме того, эти дети слишком импульсивны. Они, сверхактивные дети, – не сумасшедные, не глупые, не агрессивные по своей природе. Так, импульсивно, скачкообразно работает их нервная система. Они нуждаются в помощи.

Воспитатели обычно присоединяются к проблеме в «садовский» период жизни ребенка. На ребенка – между двумя и шестью годами – очень плохо действуют традиционные меры воспитания: обучение правильным навыкам, объяснения неправильности поступков. Легкие наказания. Поэтому вся тяжесть борьбы с неуправляемым поведением ложится на родителей. Существуют два основных пути исправления непоседливости и невнимательности. Один путь – путь очень мягкого просвещения. На всем его протяжении рука об руку с ребенком должен идти близкий взрослый человек (мать, бабушка), готовый без сожаления отдать несколько лет непрерывного труда. Это исправление ошибок ребенка. Каждый раз после неправильного действия. Поступка. Поведения, произнесенных слов ребенка внушают совершить «исправляющий поступок» - собрать раскиданные игрушки, пожалеть обиженного, попросить прощения у взрослого и т.д. Путь этот долог, тернист и требует огромного терпения. Хотя наградой ему служит воспитание вполне уживчивого, хорошо воспитанного школьника (чаще всего именно к этому возрасту сказываются усилия) с быстрым схватывающим умом.

Другой путь – путь дозированных наказаний. Суть этих наказаний – ограничение двигательной активности ребенка. Например: «Разбросал игрушки и не хочешь их убирать? Посиди рядом с ними до тех пор, пока не выполнишь условие». Или: «Не хочешь есть? Побудь за столом до тех пор, пока не появится аппетит». Главное – оставить ребенка рядом с местом конфликта, навязать ему память о проступке, не дать отвлечься. Поэтому и пребывание рядом с игрушками и сидение за столом не должны сопровождаться другими занятиями – играми, рисованием, просмотром телепрограммы и т.п. Жестоко? Нет! Главное, на этом пути не пугать ребенка физическим наказанием и не прибегать к нему. И еще: при выборе этого метода перевоспитания навыков поведения все члены семьи должны быть единомышленниками. Если хоть один из взрослых, постоянно находящийся рядом с ребенком, будет явно или тайно потворствовать дурным свойствам характера и поведения – все, успеха не будет.

«МЯМЛИК» («заторможенный» ребенок).

Это тихие, неторопливые в движениях и в своих реакциях на окружающие их события дети. Такими они рождаются. На первых порах заторможенные дети могут произвести впечатление умственно отсталых. Но консультация опытного врача-психоневролога легко снимает такое подозрение. Вырастающий темп жизни, учащенный ритм, в котором вынужден жить современный человек, - медлительность отбрасывает заторможенных детей на обочину жизни. Поэтому надо предпринять определенные меры, которые обеспечили бы достойное место такому ребенку среди сверстников и в обществе.

Обычно «мямлик» - послушный ребенок. Если его вовлечь в какое-то занятие, он, из-за присущей ему инертности, будет достаточно долго заниматься предложенным делом. На определенном этапе он почувствует утомление от однообразной работы. Самое главное: почувствовать своевременность смены занятия. И так, шаг за шагом, изо дня в день надо расширять круг сначала домашних, а потом и социальных обязанностей ребенка. Если этого не делать с самого нежного возраста – вырастет ленивый, туповатый, равнодушный, склонный к полноте ребенок. Что надо делать? Организовать жизнь ребенка, начиная с первых лет, так, чтобы он участвовал в каких-то событиях. Маловажность и простота этих событий не имеет значения. Не ждать от «заторможенного» ребенка самопроизвольной активности, но всячески поощрять ее, организовывать для него возможность проявить такую активность и не скупиться на похвалы.

Самый действенный способ устранения дневных страхов у детей – повышение их уверенности в себе, налаживание взаимоотношений в семье, включая коррекцию неправильного воспитания и нейтрализацию конфликтов. Активные, бодрые, веселые игры, во время которых детям приходится преодолевать препятствия, залезать на деревья или чердаки, спускаться в подвал или плавать в речке – самым лучшим и естественным образом помогают предупредить и снять у детей страхи перед высотой, темнотой или водой.

Детские страхи, если к ним правильно относиться и понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, это – признак неблагополучия, нервной ослабленности малыша, неправильного поведения родителей, незнания ими детских психических и возрастных особенностей. В этом случае необходимо обратиться к специалисту-психологу.

Родительские запреты: как сказать ребенку «нельзя» правильно

Наказывать ребенка и говорить ему «нельзя» – не самая приятная родительская обязанность. В этой статье вы узнаете, как добиться того, чтобы родительских запретов было как можно меньше, а слово «нельзя» имело вес для малыша.

Без родительских запретов не обойтись, ведь ребенок в семье не может иметь абсолютную свободу и расти в атмосфере вседозволенности. В противном случае он столкнется с серьезными проблемами, когда начнет взрослеть.

Родительские запреты

Психологи отмечают, что запреты сказываются на формировании характера ребенка благотворно, привнося в его жизнь малыша безопасность и стабильность. Однако это касается только правильно сформулированных и разумных требований родителей.

Существуют различные виды запретов – например, одни из них касаются безопасности, того, что напрямую угрожает жизни ребенка и однозначно запрещается.

Немаловажны также запреты, касающиеся здоровья: почему нужно кушать суп, а не шоколад; почему в дождь и ветер на улицу выходить нельзя и т.д.

Третьего рода «нельзя» связаны с жизнью в обществе: нельзя брать чужие вещи, не спросив разрешения, нельзя кричать в присутственных местах, нельзя обижать других.

Многие взрослые задаются вопросом, как запрещать правильно ребенку, чтобы он охотно выполнял родительские указания.

Как сказать ребенку «нельзя» правильно

1. Запрет всегда должен быть обоснованным – ребенку важно знать, почему этого нельзя делать. Какому из этих требований легче подчиниться: «Не трогай утюг!» или «Не трогай утюг, потому что он горячий, ты обожжешься, и тебе будет очень больно»? Прежде всего вы должны подумать, как и что запрещать детям, в уже после этого можете ограничивать свободу своего малыша.

2. Запрет, который сопровождается угрозами, вместо пользы приносит только вред. Категорически запрещается применять фразы подобного типа: «Если не оставишь в покое кошку, я тебе уши надеру» Такими методами вы научите его бояться родителей, а не уважать их авторитет. Будьте готовы к возможному сопротивлению со стороны малыша.

3. Не забывайте о самооценке ребенка, когда что-то запрещаете. Грубый тон и ранящие слова не дадут желаемого результата – малыш подчинится с неохотой, причем только до следующего раза.

4. Родительское «нельзя» хорошо воспринимается маленькими детками, если присутствует наглядный пример. Можно взять куклу и показать, что с ней может случиться, если она ослушается и высунется из окна.

5. Запрещая что-либо, будьте благоразумны, учитывайте тот факт, что дети активно познают мир, и препятствовать им в этом не стоит. Например, вам вряд ли захочется, чтобы ребенок измерял глубину луж. Но вспомните, как много лет назад вы сами с удовольствием делали это. К тому же, задумайтесь, почему бы не позволить ребенку побродить по луже в резиновых сапогах.

Во многом это зависит от ситуации – что запрещать детям. Понятно, что прыгать в лужу в кроссовках нельзя, а вот в резиновых сапогах – в самый раз. То есть прежде чем произнести «нет», проанализируйте ситуации с точки зрения ребенка, если серьезной опасности нет, запрет можно изменить.

Конечно же, нужно строго запрещать любые игры с опасными предметами, предостерегайте малышей, рассказав, что они могут загнать занозу или пораниться.

6. Самое главное условие эффективного родительского запрета – это личный пример. Дела, как вам известно, учат намного лучше, чем слова. Очень жаль, что родители, родные или же няня воспитатель

Воспитатель старшей группы №2 Вологдина Л.И.

В семье, где есть двое или несколько детей, малыши достаточно часто ссорятся или даже дерутся между собой, независимо от разницы в возрасте. Поводом для конфликта может послужить что угодно, а вот примирение – задача не из легких, причем как для них самих, так и для родителей.

Мама и папа должны понимать, что в основе детских ссор лежит желание ребят самоутвердиться, одержать победу, не оказаться в подчинении другого ребенка, играть не пассивную, а главную роль. Именно поэтому книжка или игрушка, которая оказалась в руках одного из детей, тут же становится нужной брату или сестре.

Иногда в такие ситуации родителям вмешиваться не стоит – возможно, дети смогут сами найти компромисс. Ваша задача состоит лишь в том, чтобы проследить, как именно они будут разрешать конфликт: не остается ли кто-то из малышей в обиде, соглашаясь с более напористым братом или сестрой. Однако если при выяснении отношений в детской ссоре чувствуется злость, раздражение или малыши начинают драться – самое время вмешаться в спор кому-то из взрослых.

Чего нельзя делать при примирении детей

1. Прежде всего, не нужно кричать на детей – умейте сдерживать свои эмоции.

2. В детских ссорах не нужно искать провинившегося – вы можете обидеть того, кто на самом деле не был виноватым, превратно поняв проблему или недостаточно разобравшись в причине конфликта между детьми. К тому же, у каждого своя правда – в такой ситуации оба ребенка считают себя невиновными.

3. Не принимайте сторону одного из детей – вполне вероятно, что кто-то из них более находчивый по натуре и чаще обижает своего братика или сестричку, и вы будете вставать на его защиту кране редко. А это может разделить ваших детей в их глазах на «любимого» и «нелюбимого».

Как помирить детей

1. Для того чтобы помирить детей между собой, дайте возможность малышам по очереди высказаться: в то время как один из них говорит, другой должен внимательно слушать. Вам необходимо понять из их рассказа, что явилось причиной обиды.

2. Родители должны задавать наводящие вопросы, которые помогут детям достичь компромисса. Предложите всем вместе найти выход из сложившейся ситуации, обсудите все варианты, которые услышите.

3. Если во время прогулки с детьми вы случайно станете свидетелями подобной детской ссоры, обговорите ее всей семьей, таким образом они «посмотрят» на себя со стороны. Родители могут разыграть похожую ситуацию с помощью игры – устройте «ссору» между зайчиком и мишкой, после чего разберитесь вместе с ребятами, кто из героев был прав, и сравните этот эпизод с поведением малышей.

4. Чтобы дети не ругались из-за новой игрушки или родительских знаков внимания, желательно, чтобы все и всегда делилось поровну: покупайте малышам одинаковые сладости, игры для двоих , по возможности обнимайте и целуйте одного ребенка не меньше, чем другого. Это не только уменьшит количество поводов для ссор, но и придаст малышам уверенности в равном отношении и вашей любви ним.

5. И последнее: всегда помните, что ваше поведение является примером для ваших детей. Чтобы агрессии в поведении детей не было места, контролируйте свои эмоции, не допускайте ссор с мужем, не ругайте детей и берегите гармонию в семье.

Конфликты между детьми случаются практически во всех семьях, родители ни в коем случае не должны их игнорировать. Если ваши дети спорят, ревнуют, жалуются друг на друга, вы должны знать, как помирить поссорившихся малышей. Постарайтесь найти подход к каждому ребенку и вместе найти выход из сложившейся ситуации.

(По материалам интернет ресурсов)

Многое в жизни надо уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, это, в конечном итоге, умение жить. Бережливость – это такое качество, которое затрагивает все аспекты нашего бытия. И детей мы учим быть бережливыми. Об этом мы им рассказываем истории, и, конечно же, сказки…

«Бережливая птица»
Автор сказки: Ирис Ревю

На птичьем дворе объявилась новая птица. Никто не знал её имени. Вела она себя по-особому. Птицы сразу обратили внимание на то, что такое качество, как, например, бережливость, было ей незнакомо.

Со временем новенькая стала замечать, что порядки, установленные на этом птичьем дворе, были иными, чем те, к которым она привыкла.

Просыпал кто мимо зерно — тут же его подберут. Хлебным крошкам тоже не давали валяться на земле.

А тут ещё как-то подслушала новенькая урок в Птичьей школе. Учитель говорил о том, что корм даётся не даром. Для его появления большой труд затрачивается. Корм с неба не сыпется. И относиться к корму надо бережно.

— Как это я раньше о бережливости не думала? – размышляла про себя новая птица.

И её как будто подменили. Она стала вести себя совсем по-другому. Зёрнышки и крошки стала подбирать вместе со всеми – нечего им под ногами валяться.

Да и с птицами другими подружилась.

Теперь они вместе каждый новый день встречают.

Вопросы к сказке «Бережливая птица»

Что такое бережливость?

При каких обстоятельствах новая птица поняла, что корм не сыпется с неба?

Почему надо беречь каждое зёрнышко?

В презентации предлагаются задания с учётом ФГОС-2, помогающие повторить и закрепить пройденную тему.

Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок повторения Урок 14

Ответь на вопросы: К ем тебе приходится отец твоего отца? (Дед) К ем приходится жена сына его родителям? (Невестка) К ем ты приходишься своей тётке? (Племянник) К ем для матери жены приходится мать мужа? (Сватья) К ем приходится муж дочери её родителям? (Зять) А теперь выполни зад. 1 на с.13 Рабочей тетради.

Нарисуй генеалогическое дерево своей семьи

Права ребёнка К акие права ребёнка закреплены в Конвен-ции ООН о правах ребёнка?

Заполни таблицу Хозяин бывает Отличительные признаки Примеры из сказок Жадный, скупой Расточительный Экономный, бережливый Не любит ни с кем делиться, экономит даже на себе Много и неразумно тратящий Умеренно тратит, не позволяет ничего лишнего

Мишень интереса человек семья школа труд Родина В секторе «Семья» отметь своё отношение к теме (пятибалльная систе-ма).

Домашнее задание: В ыписать из словаря на сс.124-127 уже знакомые нам термины в свой слова- рик. Е сли хочется, можно нарисовать или приклеить иллюстрацию.

Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь: Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие: Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...

План-конспект урока по английскому языку на тему "World animals" по УМК "Spotlight" 5 класс. Данный урок проводится как заключительный по теме,позволяет закрепить изученный матреиал!...