Эргономика (от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы») – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Поэтому исследования эргономики базируются на определении закономерностей психических и физиологических процессов, которые лежат в основе определенных видов трудовой деятельности, изучающие особенности взаимодействия человека с орудием и предметами труда.

Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.

Современная эргономика выступает как интегральная наука о трудовой деятельности, которая позволяет повысить трудовую эффективность путем оптимизации условий труда и всех процессов, с ним связанных. Под эффективностью труда в данном случае выступает не только высокая производительность труда, но и положительное влияние на личность рабочего, удовлетворенность своим трудом. Данные, полученные с помощью эргономики, используются при разработке рекомендаций в системе научной организации труда. Эргономика решает задачи оптимизации трудовой деятельности, способствует охране труда, обеспечивая его гигиену и безопасность труда. И если гигиена труда в эргономике организуется на основе требований физиологии и медицины, то эргономический аспект безопасности труда решается, главным образом, при непосредственном вмешательстве психологии.

Нужно отметить, что эргономика занимается не только усовершенствованием условий труда при существующей технике, но и разработкой рекомендаций по проектированию новой техники и новой организации труда с позиций требований этой науки. Исходя из психологических, гигиенических и прочих условий труда, она вырабатывает соответствующие требования к технике, в том числе и к техническим средствам безопасности труда.

Современная эргономика исследует не только усовершенствование условий труда при существующей технической оснащенности, но и разработку рекомендаций новой организации труда с позиций требований этой науки.

2. История становления эргономики как самостоятельной дисциплины

Первые предпосылки развития новой науки о труде были положены в 1857 г. и основаны на изучении закономерности науки о природе, предложенной Войтехом Ястшембовским .

В дальнейшем такой же смысл в понятие «эргономика» вкладывали и многие другие ученые (В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев и др.). Отечественными учеными еще в 1920-х гг. было отмечено, что трудовой деятельности не уделяется должного внимания и нет науки, которая полностью посвящает свои исследования и разработки труду человека. 1949 г. считается годом зарождения новой науки.

Активное развитие и становление эргономики как самостоятельной научной дисциплины произошло в 50-х гг. XX в. и связывается с организацией Эргономического исследовательского общества К. Марелла. Именно с этого момента начинается активное развитие эргономики во многих странах. В СССР развитие эргономики связано с возникновением и становлением в 20-30-х гг. ХХ в. научной организации труда. Изучением трудовой деятельности человека занимались многие видные ученые – А. К. Гастев, П. М. Керженцев и другие.

Советская эргономика ориентировалась не только на повышение эффективности производства, но и на сохранение здоровья и развитие личности работника, развивая корпоративность, идеологический компонент производства и соответствующую систему норм и ценностей.

3. Предмет эргономики

Предметом эргономики является изучение системы человек – машина – среда и ее действие. Эргономика рассматривает распределение труда между человеком и машиной, следит за соблюдением безопасности труда при взаимодействии с механизмами, анализирует и распределяет обязанности операторов, разрабатывает дизайн рабочих мест с учетом антропометрических данных, в том числе и для лиц с ограниченными трудовыми возможностями. Эргономика основывается на психологии, социологии, физиологии и медицине, гигиене труда, общей теории систем, теорий управления и организации труда, охране труда, некоторых технических науках и технической эстетике.

4. Методологическая база эргономики

Методологической базой эргономики является теория систем, которая позволяет получить всестороннее представление о производственном процессе и предлагает пути его совершенствования, что включает учет склонностей, характера каждого работника, удовлетворенности трудом, что, несомненно, отражается на эффективности и качестве труда.

5. Цель и задачи эргономики

Целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда.

Кроме того, эргономика включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника.

Особое внимание эргономика уделяет процессу отбора, обучения и переобучения специалистов.

Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно отражается на производственном процессе и отношениях.

Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.

В основе вышеперечисленных целей можно сформулировать несколько основных теоретических задач:

1) разработка специфических категорий эргономики, которые отражают специфику предмета, содержания и методов;

2) поиск и описание связи между трудом человека и эргономическими параметрами технических систем и внешней средой;

3) разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем;

4) исследование закономерностей взаимодействия человека и технических систем и др.

6. Надежность человека как части эргатической системы

Под надежностью человека понимается сохранение качества продукции и адекватного отношения к трудовому процессу работника. Ошибка в производственной деятельности человека может быть обусловлена утомлением работника, принятием неправильного решения, неучетом внешних факторов в трудовом процессе или браком в механизме, с которым взаимодействует работник.

Надежность человека зависит от состояния здоровья, условий труда, возраста, опыта работы, трудовой мотивации, вовлеченности в трудовой процесс и др.

7. Рабочее место

Можно дать несколько определений понятию «рабочее место». Рассмотрим несколько из них.

Под рабочим местом понимается зона, которая оснащена всеми необходимыми для работы техническими предметами и средствами, которые необходимы тому или иному работнику для выполнения своих трудовых обязанностей.

Рабочее место – часть рабочего пространства, функционально организованная для выполнения работником или коллективом производственной деятельности.

Требования к рабочему месту:

1) наличие достаточного рабочего пространства для осуществления трудовой деятельности;

2) наличие основного и вспомогательного производственного оборудования;

3) обеспечение достаточных физических, зрительных и слуховых связей между сотрудниками производства;

4) наличие удобных подходов к оборудованию;

5) соблюдение техники безопасности (наличие средств защиты от опасных производственных факторов);

6) проведение мероприятий, направленных на поддержание тонуса работника;

7) соответствие нормам рабочей среды (допустимый уровень шума, загрязнения воздушной среды, температурного режима и прочие).

Различают рабочее место управленческого персонала, управленцев среднего звена и основных работников. Организация рабочего места зависит от условий труда, организации труда и производства на предприятии, статусных характеристик работника. Рабочее место должно соответствовать психологическому типу работника, способствовать наиболее эффективному его функционированию, сохранению его здоровья и совершенствованию личности работника, в связи с чем должны учитываться рекомендации психологической службы предприятия, личностные характеристики работника, факторы сохранения здоровья и рекомендации по гигиене труда, требования этики и эстетики организации.

8. Рабочая поза

При оценке напряженности труда важную роль играет рабочая поза. Нормальной рабочей позой считается такая, при которой работнику не приходится наклоняться больше чем на 10–15 град. и он поддерживается минимальными мышечными напряжениями. Считается, что поза сидя более удобна и более функциональна, чем поза стоя, но на некоторых производствах необходима именно поза стоя, поскольку она дает больший простор движениям и позволяет более динамично реагировать на условия трудового процесса.

Также на рабочем месте при выполнении трудовых обязанностей напряженность можно рассматривать в трех аспектах, а именно как напряженность анализаторных функций, эмоциональную напряженность и интеллектуальную.

Рассмотрим все три типа напряженности поближе:

1) напряженность анализаторных функций . Обычно возникает при напряжении сигналов различной модальности, таких, как зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. Эти сигналы можно разделить на несколько типов физической силы возникновения:

а) слабые – ниже оперативного порога;

б) оптимальные – в интервалах границ оперативного порога;

в) раздражающие – выше оперативного порога.

Другой подход к оценке степени нагрузки на анализаторы состоит в том, что степень нагрузки сравнивают с категорией нормативных показателей.

Степень напряжения зрения можно характеризовать в зависимости от категории работ. Выделяют шесть разрядов зрительных работ в зависимости от размера объекта в поле зрения. Степень напряжения слуха оценить сложнее, так как она может быть определена по слышимости речи и по нормам допустимых уровней звука непосредственно для определенного рабочего места;

2) эмоциональное напряжение . Эмоциональная напряженность на современных предприятиях является основным фактором определения успешности трудовой деятельности. Эмоциональную напряженность можно оценить по производственным критериям, которые возникают при неблагоприятных эмоциональных состояниях. К таким критериям можно отнести временные (работа по индивидуальному графику или работа в условиях острой нехватки времени) и мотивационные факторы (аварийные ситуации, ответственность за безопасность);

3) интеллектуальное напряжение . Величину интеллектуальной напряженности нельзя разделить на категории. Можно определить степень интеллектуальной напряженности только по таким факторам, как работа, связанная с необходимостью разработки алгоритмов деятельности разной сложности; работа, связанная с принятием решений разного уровня; работа, связанная с необходимостью участия нестандартных, творческих компонентов деятельности.

9. Монотонность труда

Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность, осуществляемая без непосредственного участия сознания. Он формируется в результате нескольких факторов: многолетнего опыта деятельности, рутинности работы, отсутствия вовлеченности в трудовой процесс, воображения и творческого подхода, физических перегрузок. Особое значение это имеет на сложных производствах или производствах с вредными условиями труда, где аккуратность и внимание имеют решающее значение. Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности. Но нельзя точно определить, что выполнение именно этих действий является монотонным и скучным занятием. Каждый человек сам для себя определяет род своей деятельности и дает ей свою объективную оценку. К примеру, один сотрудник, работающий на конвейере, считает свою работу монотонной и скучной, а другой, наоборот, считает ее очень интересной. Многие люди, занимающиеся динамичной, активной работой, которую никак нельзя назвать монотонной, считают ее скучной, неинтересной.

В таких случаях многое зависит от мотивации.

Поэтому решающее значение имеет неукоснительное соблюдение техники безопасности труда, контроля за трудовым процессом и чередование периодов труда и отдыха (физ. минутки и прочие).

Мероприятия по борьбе с монотонностью

Самым лучшим способом борьбы со скукой является расширение круга обязанностей, усложнение работы или обогащение ее такими функциями и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или иного сотрудника.

Менеджеру необходимо обратить внимание на режим и график работы сотрудников, на социальные и физические условия труда:

1) обращать внимание на уровень шума в помещении, где происходит основная работа, так как, если в помещении уровень шума превышает норму, то работнику трудно сосредоточиться на выполнении своих трудовых обязанностей, шум в помещении приводит и к определенным психологическим последствиям, таким, как понижение или потеря слуха. Нельзя не отметить, что иногда шумная обстановка является издержками определенных профессий и от нее никуда не деться. Однако потеря слуха в таких случаях приравнивается к производственной травме, и работодатель обязан выплачивать компенсацию;

2) цветовая гамма помещения также очень важна для работающих сотрудников. Конечно, цвет стен не влияет на психологический микроклимат в коллективе, на производительность труда, снижение уровня брака, аварийности. Но определенный цвет может добавить уют в интерьер помещения, придать ему более приятную рабочую обстановку. Цвет стен также влияет на восприятие человека, сотрудника, на размер помещения. Например, окрашивание стен в светлые тона зрительно делает помещение более просторным, а окрашенные в темный цвет стены зрительно уменьшают пространство.

Специалисты в области декора интерьера утверждают, что красные и оранжевые цвета являются теплыми, а голубые, зеленые тона являются холодными. К примеру, если стены выкрашены в яркие, насыщенные красно-оранжевые тона, то в летний период времени сотрудникам будет психологически казаться, что в помещении очень жарко, даже если будет работать кондиционер. А если стены помещения выкрашены в более светлые, спокойные оттенки, то в холодный период времени сотрудникам такого помещения будет казаться, что в нем очень холодно. И это означает, что стоит только неправильно подобрать тон цвета для стен, как работоспособность коллектива может снизиться, и менеджеру придется вместо работы выслушивать жалобы, поступающие от сотрудников;

3) в последнее время многие ученые проводили исследования, посвященные влиянию освещения на работоспособность человека, и выявили, что долгое занятие мелкой работой или чтением книги при тусклом освещении влияет на зрение и значительным образом снижает его. Очень яркий, ослепительный свет или, наоборот, тусклое освещение отрицательно влияют на производительность труда. А также можно обратить внимание на рациональную организацию трудового процесса; повышение заинтересованности работника рабочим заданием; обеспечение наглядной результативности труда для работника; привлечение машин для облегчения труда работников; чередование трудовой деятельности; установление оптимальной продолжительности труда; разработку системы материальных и моральных стимулов.

10. Условия труда

Изучение влияния условий труда началось в конце XIX в. и с тех пор является неотъемлемой частью трудового процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали положение рабочего класса в Англии и сделали выводы о зависимости эффективности труда от условий труда, бытовых условий работника, продолжительности рабочего дня и прочих. В настоящий момент законодательно закреплены основные моменты организации рабочего пространства работника, например, продолжительность рабочего дня, режимы отпусков, доплата за вредность производства, размер минимальной оплаты труда. Кроме того, существуют определенные нормы производственной деятельности, которые включают определенные размеры рабочего места, соблюдение гигиенических требований и комфортность рабочего места.

Условия труда во многом зависят от статуса работника, но не должны быть дискриминационными. От условий труда напрямую зависит эффективность производства, мотивация работника на достижение цели, стимуляция творческого подхода к рабочим обязанностям и комфортные психологические отношения в коллективе.

11. Психофизиологические основы эргономики

Данная отрасль эргономики изучает, прежде всего, индивидуальные особенности трудового поведения человека как психического, так и физиологического свойства.

Психическая деятельность представлена тремя факторами – познавательным, эмоциональным и волевым. Физиологические характеристики проявляются в активности головного мозга, физической готовности к работе, способности к длительным нагрузкам и периоду восстановления двигательной активности, параметрах дыхания и речевой функции.

12. Плюсы и минусы машин на производстве

Преимущества . На сегодняшний день уже почти не осталось предприятий, где используется ручной труд. Технический прогресс повлек за собой появление огромного количества предприятий, которые полностью или частично перешли на автоматизацию производства. Преимущества машин перед человеком следующие:

1) машины могут воспринимать цвета спектра, недоступного человеку;

2) надежный мониторинг в течение долгого времени;

3) быстрое выполнение точных расчетов;

4) хранение большого количества информации;

5) большая мощь;

6) долговременное использование с определенным уровнем эффективности;

7) снижение брака выпускаемой продукции;

8) никаких отпусков и болезней, исключением может стать сбой или поломка машины и т. д.

Невозможно также не сказать и о недостатках машинного производства :

1) нехватка гибкости;

2) невозможность самостоятельных коррекций программы;

3) отсутствие импровизации;

4) даже самое новейшее оборудование не может работать без участия человека;

5) отсутствие креативности и новых идей;

6) сбои в программе, технические неполадки и др.

06Сен

Эргономика – это наука, основанная на физиологии, технике и психологии того, как люди взаимодействуют со своей рабочей средой. Цель данной науки, это предоставление рекомендаций по повышению эффективности и комфорта при обустройстве рабочей среды.

Простыми словами, эргономика – это наука которая изучает:

  • как правильно организовывать рабочее место;
  • как проектировать удобную и практичную мебель;
  • как проектировать инструменты и гаджеты, таким образом, чтобы они были удобны в использовании с учетом всех особенностей человека.

Ярким примером работы специалистов по эргономике могут послужить дизайны современных смартфонов или джойстиков для компьютерных игр. Все эти устройства обладают так называемым «эргономическим дизайном», который позволяет им удобно лежать в руке. Из чего можно сделать простой вывод, что эргономика — это наука которая делает предметы более удобными, эффективными и полезными.

Что такое Эргономичность.

Слово «эргономичность» означает человеческую инженерию. Эргономичный дизайн, ориентирован на человека, и на удобство использования, окружающие предметов. Он направлен на обеспечение того, чтобы ограничения и возможности человека удовлетворялись и поддерживались вариантами дизайна.

Почему эргономика, это важный шаг при создании продукта.

Массовое производство продукции часто не учитывает того, что люди бывают разных форм и размеров. К примеру, при производстве обыкновенного кресла в котором не применен эргономический дизайн, создатели не учитывают тот фактор, что его высота может подходить не всем. Помимо этого, на нем может быть неудобно сидеть полным или слишком худым людям. Именно в данном случаи на помощь приходит эргономика. В конструкцию кресла может быть добавлена возможность регуляции высоты или наклона спинки. Также могут быть добавлены различные фиксирующие элементы, которые будут «обхватывать» тело человека фиксируя его положение.

Что нужно для создания эргономичного дизайна.

Полное понимание конкретных задач, для которых предназначен предмет, является центральным для достижения эргономической цели проектирования. Когда разработчикам дают список всех возможных манипуляций с предметом, они приступают к разработке при помощи которого будут проводиться различные тесты. На основании данных опытов, и после внесения множества изменений и правок формируется финальный дизайн предмета.

Когда появилась потребность в эргономике и эргономическом дизайне?

Предполагается, что потребность в эргономичном дизайне возникла во время Второй мировой войны, когда стало очевидно, что военные системы могут быть более эффективными, если будут учитывать потребности солдат. После включения эргономических изменений в некоторые военные системы была повышена эффективность и безопасность их использования. Бизнесмены и производители быстро подхватили данную тенденцию и взяли на вооружение принципы эргономического проектирования, что в свою очередь повысило качество выпускаемых товаров.

Категории: , / / от

Эргономика (от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы») – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Поэтому исследования эргономики базируются на определении закономерностей психических и физиологических процессов, которые лежат в основе определенных видов трудовой деятельности, изучающие особенности взаимодействия человека с орудием и предметами труда.

Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.

Современная эргономика выступает как интегральная наука о трудовой деятельности, которая позволяет повысить трудовую эффективность путем оптимизации условий труда и всех процессов, с ним связанных. Под эффективностью труда в данном случае выступает не только высокая производительность труда, но и положительное влияние на личность рабочего, удовлетворенность своим трудом. Данные, полученные с помощью эргономики, используются при разработке рекомендаций в системе научной организации труда. Эргономика решает задачи оптимизации трудовой деятельности, способствует охране труда, обеспечивая его гигиену и безопасность труда. И если гигиена труда в эргономике организуется на основе требований физиологии и медицины, то эргономический аспект безопасности труда решается, главным образом, при непосредственном вмешательстве психологии.

Нужно отметить, что эргономика занимается не только усовершенствованием условий труда при существующей технике, но и разработкой рекомендаций по проектированию новой техники и новой организации труда с позиций требований этой науки. Исходя из психологических, гигиенических и прочих условий труда, она вырабатывает соответствующие требования к технике, в том числе и к техническим средствам безопасности труда.

Современная эргономика исследует не только усовершенствование условий труда при существующей технической оснащенности, но и разработку рекомендаций новой организации труда с позиций требований этой науки.

История становления эргономики как самостоятельной дисциплины

Первые предпосылки развития новой науки о труде были положены в 1857 г. и основаны на изучении закономерности науки о природе, предложенной Войтехом Ястшембовским .

В дальнейшем такой же смысл в понятие «эргономика» вкладывали и многие другие ученые (В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев и др.). Отечественными учеными еще в 1920-х гг. было отмечено, что трудовой деятельности не уделяется должного внимания и нет науки, которая полностью посвящает свои исследования и разработки труду человека. 1949 г. считается годом зарождения новой науки.

Активное развитие и становление эргономики как самостоятельной научной дисциплины произошло в 50-х гг. XX в. и связывается с организацией Эргономического исследовательского общества К. Марелла. Именно с этого момента начинается активное развитие эргономики во многих странах. В СССР развитие эргономики связано с возникновением и становлением в 20-30-х гг. ХХ в. научной организации труда. Изучением трудовой деятельности человека занимались многие видные ученые – А. К. Гастев, П. М. Керженцев и другие.

Советская эргономика ориентировалась не только на повышение эффективности производства, но и на сохранение здоровья и развитие личности работника, развивая корпоративность, идеологический компонент производства и соответствующую систему норм и ценностей.

Предмет эргономики

Предметом эргономики является изучение системы человек – машина – среда и ее действие. Эргономика рассматривает распределение труда между человеком и машиной, следит за соблюдением безопасности труда при взаимодействии с механизмами, анализирует и распределяет обязанности операторов, разрабатывает дизайн рабочих мест с учетом антропометрических данных, в том числе и для лиц с ограниченными трудовыми возможностями. Эргономика основывается на психологии, социологии, физиологии и медицине, гигиене труда, общей теории систем, теорий управления и организации труда, охране труда, некоторых технических науках и технической эстетике.

Методологическая база эргономики

Методологической базой эргономики является теория систем, которая позволяет получить всестороннее представление о производственном процессе и предлагает пути его совершенствования, что включает учет склонностей, характера каждого работника, удовлетворенности трудом, что, несомненно, отражается на эффективности и качестве труда.

Цель и задачи эргономики

Целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда.

Кроме того, эргономика включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника.

Особое внимание эргономика уделяет процессу отбора, обучения и переобучения специалистов.

Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно отражается на производственном процессе и отношениях.

Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.

В основе вышеперечисленных целей можно сформулировать несколько основных теоретических задач:

  1. разработка специфических категорий эргономики, которые отражают специфику предмета, содержания и методов;
  2. поиск и описание связи между трудом человека и эргономическими параметрами технических систем и внешней средой;
  3. разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем;
  4. исследование закономерностей взаимодействия человека и технических систем и др.

Надежность человека как части эргатической системы

Под надежностью человека понимается сохранение качества продукции и адекватного отношения к трудовому процессу работника. Ошибка в производственной деятельности человека может быть обусловлена утомлением работника, принятием неправильного решения, неучетом внешних факторов в трудовом процессе или браком в механизме, с которым взаимодействует работник.

Надежность человека зависит от состояния здоровья, условий труда, возраста, опыта работы, трудовой мотивации, вовлеченности в трудовой процесс и др.

Рабочее место

Можно дать несколько определений понятию «рабочее место». Рассмотрим несколько из них.

Под рабочим местом понимается зона, которая оснащена всеми необходимыми для работы техническими предметами и средствами, которые необходимы тому или иному работнику для выполнения своих трудовых обязанностей.

Рабочее место – часть рабочего пространства, функционально организованная для выполнения работником или коллективом производственной деятельности.

Требования к рабочему месту:

  1. наличие достаточного рабочего пространства для осуществления трудовой деятельности;
  2. наличие основного и вспомогательного производственного оборудования;
  3. обеспечение достаточных физических, зрительных и слуховых связей между сотрудниками производства;
  4. наличие удобных подходов к оборудованию;
  5. соблюдение техники безопасности (наличие средств защиты от опасных производственных факторов);
  6. проведение мероприятий, направленных на поддержание тонуса работника;
  7. соответствие нормам рабочей среды (допустимый уровень шума, загрязнения воздушной среды, температурного режима и прочие).

Различают рабочее место управленческого персонала, управленцев среднего звена и основных работников. Организация рабочего места зависит от условий труда, организации труда и производства на предприятии, статусных характеристик работника. Рабочее место должно соответствовать психологическому типу работника, способствовать наиболее эффективному его функционированию, сохранению его здоровья и совершенствованию личности работника, в связи с чем должны учитываться рекомендации психологической службы предприятия, личностные характеристики работника, факторы сохранения здоровья и рекомендации по гигиене труда, требования этики и эстетики организации.

Рабочая поза

При оценке напряженности труда важную роль играет рабочая поза. Нормальной рабочей позой считается такая, при которой работнику не приходится наклоняться больше чем на 10–15 град. и он поддерживается минимальными мышечными напряжениями. Считается, что поза сидя более удобна и более функциональна, чем поза стоя, но на некоторых производствах необходима именно поза стоя, поскольку она дает больший простор движениям и позволяет более динамично реагировать на условия трудового процесса.

Также на рабочем месте при выполнении трудовых обязанностей напряженность можно рассматривать в трех аспектах, а именно как напряженность анализаторных функций, эмоциональную напряженность и интеллектуальную.

Рассмотрим все три типа напряженности поближе:

  1. напряженность анализаторных функций . Обычно возникает при напряжении сигналов различной модальности, таких, как зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. Эти сигналы можно разделить на несколько типов физической силы возникновения:

    а) слабые – ниже оперативного порога;
    б) оптимальные – в интервалах границ оперативного порога;
    в) раздражающие – выше оперативного порога.

    Другой подход к оценке степени нагрузки на анализаторы состоит в том, что степень нагрузки сравнивают с категорией нормативных показателей.

    Степень напряжения зрения можно характеризовать в зависимости от категории работ. Выделяют шесть разрядов зрительных работ в зависимости от размера объекта в поле зрения. Степень напряжения слуха оценить сложнее, так как она может быть определена по слышимости речи и по нормам допустимых уровней звука непосредственно для определенного рабочего места;

  2. эмоциональное напряжение . Эмоциональная напряженность на современных предприятиях является основным фактором определения успешности трудовой деятельности. Эмоциональную напряженность можно оценить по производственным критериям, которые возникают при неблагоприятных эмоциональных состояниях. К таким критериям можно отнести временные (работа по индивидуальному графику или работа в условиях острой нехватки времени) и мотивационные факторы (аварийные ситуации, ответственность за безопасность);
  3. интеллектуальное напряжение . Величину интеллектуальной напряженности нельзя разделить на категории. Можно определить степень интеллектуальной напряженности только по таким факторам, как работа, связанная с необходимостью разработки алгоритмов деятельности разной сложности; работа, связанная с принятием решений разного уровня; работа, связанная с необходимостью участия нестандартных, творческих компонентов деятельности.

Монотонность труда

Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность, осуществляемая без непосредственного участия сознания. Он формируется в результате нескольких факторов: многолетнего опыта деятельности, рутинности работы, отсутствия вовлеченности в трудовой процесс, воображения и творческого подхода, физических перегрузок. Особое значение это имеет на сложных производствах или производствах с вредными условиями труда, где аккуратность и внимание имеют решающее значение. Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности. Но нельзя точно определить, что выполнение именно этих действий является монотонным и скучным занятием. Каждый человек сам для себя определяет род своей деятельности и дает ей свою объективную оценку. К примеру, один сотрудник, работающий на конвейере, считает свою работу монотонной и скучной, а другой, наоборот, считает ее очень интересной. Многие люди, занимающиеся динамичной, активной работой, которую никак нельзя назвать монотонной, считают ее скучной, неинтересной.

В таких случаях многое зависит от мотивации.

Поэтому решающее значение имеет неукоснительное соблюдение техники безопасности труда, контроля за трудовым процессом и чередование периодов труда и отдыха (физ. минутки и прочие).

Мероприятия по борьбе с монотонностью

Самым лучшим способом борьбы со скукой является расширение круга обязанностей, усложнение работы или обогащение ее такими функциями и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или иного сотрудника.

Менеджеру необходимо обратить внимание на режим и график работы сотрудников, на социальные и физические условия труда:

  1. обращать внимание на уровень шума в помещении, где происходит основная работа, так как, если в помещении уровень шума превышает норму, то работнику трудно сосредоточиться на выполнении своих трудовых обязанностей, шум в помещении приводит и к определенным психологическим последствиям, таким, как понижение или потеря слуха. Нельзя не отметить, что иногда шумная обстановка является издержками определенных профессий и от нее никуда не деться. Однако потеря слуха в таких случаях приравнивается к производственной травме, и работодатель обязан выплачивать компенсацию;
  2. цветовая гамма помещения также очень важна для работающих сотрудников. Конечно, цвет стен не влияет на психологический микроклимат в коллективе, на производительность труда, снижение уровня брака, аварийности. Но определенный цвет может добавить уют в интерьер помещения, придать ему более приятную рабочую обстановку. Цвет стен также влияет на восприятие человека, сотрудника, на размер помещения. Например, окрашивание стен в светлые тона зрительно делает помещение более просторным, а окрашенные в темный цвет стены зрительно уменьшают пространство.

    Специалисты в области декора интерьера утверждают, что красные и оранжевые цвета являются теплыми, а голубые, зеленые тона являются холодными. К примеру, если стены выкрашены в яркие, насыщенные красно-оранжевые тона, то в летний период времени сотрудникам будет психологически казаться, что в помещении очень жарко, даже если будет работать кондиционер. А если стены помещения выкрашены в более светлые, спокойные оттенки, то в холодный период времени сотрудникам такого помещения будет казаться, что в нем очень холодно. И это означает, что стоит только неправильно подобрать тон цвета для стен, как работоспособность коллектива может снизиться, и менеджеру придется вместо работы выслушивать жалобы, поступающие от сотрудников;

  3. в последнее время многие ученые проводили исследования, посвященные влиянию освещения на работоспособность человека, и выявили, что долгое занятие мелкой работой или чтением книги при тусклом освещении влияет на зрение и значительным образом снижает его. Очень яркий, ослепительный свет или, наоборот, тусклое освещение отрицательно влияют на производительность труда. А также можно обратить внимание на рациональную организацию трудового процесса; повышение заинтересованности работника рабочим заданием; обеспечение наглядной результативности труда для работника; привлечение машин для облегчения труда работников; чередование трудовой деятельности; установление оптимальной продолжительности труда; разработку системы материальных и моральных стимулов.

Условия труда

Изучение влияния условий труда началось в конце XIX в. и с тех пор является неотъемлемой частью трудового процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали положение рабочего класса в Англии и сделали выводы о зависимости эффективности труда от условий труда, бытовых условий работника, продолжительности рабочего дня и прочих. В настоящий момент законодательно закреплены основные моменты организации рабочего пространства работника, например, продолжительность рабочего дня, режимы отпусков, доплата за вредность производства, размер минимальной оплаты труда. Кроме того, существуют определенные нормы производственной деятельности, которые включают определенные размеры рабочего места, соблюдение гигиенических требований и комфортность рабочего места.

Условия труда во многом зависят от статуса работника, но не должны быть дискриминационными. От условий труда напрямую зависит эффективность производства, мотивация работника на достижение цели, стимуляция творческого подхода к рабочим обязанностям и комфортные психологические отношения в коллективе.

Психофизиологические основы эргономики

Данная отрасль эргономики изучает, прежде всего, индивидуальные особенности трудового поведения человека как психического, так и физиологического свойства.

Психическая деятельность представлена тремя факторами – познавательным, эмоциональным и волевым. Физиологические характеристики проявляются в активности головного мозга, физической готовности к работе, способности к длительным нагрузкам и периоду восстановления двигательной активности, параметрах дыхания и речевой функции.

Плюсы и минусы машин на производстве

Преимущества . На сегодняшний день уже почти не осталось предприятий, где используется ручной труд. Технический прогресс повлек за собой появление огромного количества предприятий, которые полностью или частично перешли на автоматизацию производства. Преимущества машин перед человеком следующие:

  1. машины могут воспринимать цвета спектра, недоступного человеку;
  2. надежный мониторинг в течение долгого времени;
  3. быстрое выполнение точных расчетов;
  4. хранение большого количества информации;
  5. большая мощь;
  6. долговременное использование с определенным уровнем эффективности;
  7. снижение брака выпускаемой продукции;
  8. никаких отпусков и болезней, исключением может стать сбой или поломка машины и т. д.

Невозможно также не сказать и о недостатках машинного производства :

  1. нехватка гибкости;
  2. невозможность самостоятельных коррекций программы;
  3. отсутствие импровизации;
  4. даже самое новейшее оборудование не может работать без участия человека;
  5. отсутствие креативности и новых идей;
  6. сбои в программе, технические неполадки и др.

Существует довольно много наук, наработки которых должны позитивно сказываться на эффективности. Так, самые разрекламированные из них - это менеджмент (организация труда) и маркетинг (продвижение товаров или услуг). Можно продолжать ещё достаточно долго. Но есть и такие, про которые слышали только специалисты. И к таким относится эргономика. Как наука, это часто явно недооценённая дисциплина. В рамках статьи будет дано определение ей, рассмотрены направления и реализация на практике. Можно сказать, что здесь имеются краткие основы эргономики. Итак, приступим к теме статьи.

Что такое эргономика и что она изучает?

Так называют научную дисциплину, которая занимается особенностями взаимодействия между людьми и различными элементами систем, то есть, она рассматривает трудовой процесс. Существует и профессия «эргономика». Люди, обладающие ею, должны иметь знания о теории, законах, данных и методах конструирования, которые в конечном итоге смогут обеспечить здоровье человека и провести оптимизацию общего функционирования системы. Эргономика является довольно важной в процессах проектирования. Она оценивает задачи, работы, продукцию, окружающую среду и системы, чтобы гармонизировать всё относительно потребностей, способностей и физических возможностей людей. Вот возьмём мусорную свалку. Если мы поместим её в пределах города (или вообще в жилом массиве), то придётся:

  1. Платить больше экологических налогов.
  2. Решать проблемы с недовольными людьми.

И это как минимум. Поэтому чисто с точки зрения эффективности и меньших проблем нам лучше будет поместить мусорную свалку за чертой города. Таким образом, мы ещё и выполним требования эргономики. В результате задача выполнена, и с высоким результатом.

Какие существуют направления эргономики?

Поскольку рассматриваемая нами дисциплина является системно-ориентированной (то есть охватывает все аспекты и прорабатывает нюансы человеческой деятельности), то для лучшего понимания и эффективности она была разбита на отдельные направления. Несмотря на это, эргономика использует и активно развивает целостный подход, который предусматривает рассмотрение и учет когнитивных (мыслительных), физических, организационных, социальных и многих других важных факторов. Эргономист-практик должен обладать широкой эрудицией во всех вышеприведенных сферах (как минимум). Поэтому люди подобной профессии часто подготавливаются под работу в конкретный сектор экономики (или если говорить о науке). Эргономистам постоянно приходится эволюционировать в своих навыках и способностях. Ведь создаются новые направления, да и старые получают перспективы развития. Несмотря на широкое разнообразие факторов, возможности и требования эргономики были скомпилированы в трех областях:

  1. Физической.
  2. Мыслительной.
  3. Организационной.

Физическая

Она занимается рассмотрением и изучением антропометрических, анатомических, биомеханических и физиологических характеристик, а также особенности их влияния на физическую деятельность работника. Она прорабатывает позы выполнения задач, монотонные движения, погрузку/разгрузку чего-то, компоновку функционального места, здоровье и безопасность персонала. Данная область эргономики должна сделать всё возможное, чтобы избежать негативных последствий для человека вследствие трудовой деятельности или минимизировать их. В качестве примера можно привести мышечно-скелетные расстройства, что возникают при длительной работе за компьютером. Для этого может проводиться специальная оценка рабочих мест и комфорта выполнения функций персоналом за ними.

Мыслительной

Данная область тесно связана с различными мыслительными процессами. Она уделяет внимание таким людским качествам, как память, восприятие, рассуждение и моторная реакция. Также прорабатываются процессы взаимодействия между человеком и другими элементами системы, с которой он работает. Проводится изучение умственной нагрузки, то, как принимаются решения, работ, что требуют высокой квалификации. Также прорабатывается надежность человека, его взаимодействие с различной техникой, и принимается решение о необходимой профессиональной подготовке и готовности выдержать рабочий стресс. Необходима специальная оценка чтобы убедиться, что на принятие решений не повлияют сторонние процессы. Так, стучащие за стенкой прессы не подходят для конструкторско-инженерного бюро, и необходимо позаботится, чтобы были лучшие условия. Вот что такое эргономика на практике. Но и это ещё не всё.

Организационная

Итак, продолжаем выяснять, что такое эргономика, и подходим к третьей, уже завершающей, области. Она занимается оптимизацией социотехнических систем. Организационная эргономика прорабатывает вопросы структуры, политики и процессов. Это достигается за счёт влияния на трудовые ресурсы, проектную деятельность, коллективную работу, коммуникацию, удалённую работу и слежением за качеством и принятием соответствующих решений.

На практике

Что такое эргономика в реальности? На деле это очень трудоёмкий процесс, поскольку он занимается не только вопросами улучшения качества, но и сопутствует внедрению наработок. Вот представьте, что появилась новая технология, которая позволит улучшить экономическую эффективность предприятия за счет использования меньшего количества ресурсов. Для вас это ясно, а вот вышестоящему начальству это ещё необходимо доказать. Рассчитать всё с помощью формул, изобразить на схемах, где, что и как следует разместить и смотреть, чтобы всё было сделано так, как нужно.

ЭРГОНОМИКА

ЭРГОНОМИКА занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.

Ее ПРЕДМЕТОМ является трудовая деятельность, а ОБЪЕКТОМ исследования системы «человек – орудия труда – предмет труда – производительная среда».

ЦЕЛЬ эргономики - изучение и понимание человека в работе и на отдыхе для того, чтобы улучшить в целом положение человека.

ОПТИМИЗАЦИЯ названных систем рассматривается как нахождение наилучшего из всех возможных для определенных условий и времени способа функционирования системы, эффективность которых оценивается не только с технико – экономической, но и с точки зрения сохранения здоровья и всестороннего развития работающего человека.

Термин «ЭРГОНОМИКА» (греч ergon – работа + nomos - закон) был принят в Англии в 1949г, когда группа английских ученых положила начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20 – е годы предлагался термин «ЭРГОЛОГИЯ», а в настоящее время принят английский термин.

Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования которых является ЧЕЛОВЕК как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для нее отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности человека (оператора).

Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сфере психологии, физиологии и гигиены труда но опирается на них и дополняет их. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования. Комплексный подход, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования. Именно эта сторона эргономических исследований особую ценность для научной организации труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижениях современной науки и передовой практики.

Эргономика решает также ряд проблем, поставленных в системотехнике: оценка надежности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно – психологической организации человека на эффективность его деятельности в системе «человек - машина», изучение приспособительных и творческих возможностей человека.

ЭРГОНОМИКА органаически связана с художественным конструированием (дизайном), целью которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Достигается это путем формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К формальным качествам предметов относятся в данном случае не только свойства их внешнего вида, но главным образом структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНУЮ основу дизайна.

Эргономика бурно развивается во всех развитых странах.

В практическом плане учет человеческих факторов – неотъемлемая часть процесса художественного конструирования. Увеличилось число организаций разрабатывающих эргономическую проблематику и решающих практические задачи эргономики. Координацию работ в области эргономики осуществляет ВНИИТЭ. Внедрение результатов эргономических исследований в практику дает ощутимый социально – экономический эффект.

Эргономика как самостоятельная наука находится сейчас в фазе своего становления. Насколько быстро и качественно будет идти процесс становления, зависит от ряда факторов. Важным фактором является

Эргономику интересуют не все возможные «первичные» качества человека, машины, среды, а лишь те, которые определяются положением и ролью человека в системе «человек – машина», - именно потому они называются ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ в технике.

Человеческие факторы понимаются как важнейшие интегральные характеристики системы «человек - машина», представляют собой некоторую суперпозицию исходных показателей или соответственно фиксированные связи между элементами и компонентами системы. В структурном аспекте человеческие факторы в технике выступают как основные системообразующие элементы, или таксономические единицы анализа функциональной структуры системы.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ в технике не даны изначально. Они представляют собой искомое, которое может быть найдено лишь на основе предварительного анализа задач системы «человек - машина», функций человека в ней, вида и отличительных черт его деятельности. В результате такого анализа определяется номенклатура человеческих факторов в технике, учет которых необходим в целях создания нормальных условий для деятельности человека и эффективного функционирования системы.

Человеческие факторы в технике – это структурные образования различной степени сложности, в этом смысле они представляют собой некоторое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение.

Высший уровень рассматриваемой иерархической структуры - ЭРГОНОМИЧНОСТЬ системы «человек - машина» - взаимосвязан с критериями производительности, надежности, экономичности, экологичности и эстетичности.

ЭРГОНОМИЧНОСТЬ – это целостность эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Первые три описывают свойства системы, при которых органично включается в структуру и процесс деятельности человека управлению, обслуживанию и освоению. Происходит это в тех случаях, когда в проект системы закладываются решения, создающие наилучшие условия для удобного, эффективного и безопасного выполнения указанных видов деятельности.

Каждое ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО представляет определенную целостность человеческих факторов в технике, которые являют собой разные но взаимосвязанные существенные признаки указанных свойств.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ в технике формируются на основе базовых ХАРАКТЕРИСТИК: социально – психологических, психологических, физиологических и психофизиологических, антропологических, гигиенических в их соотношении с техникой.

Исследователям и проектировщикам важно не только знать базовые характеристики и их номенклатуру, но представлять, как на их основе формируются человеческие факторы в технике, эргономические свойства и эргономичность систем «человек - машина».

Эргономика не может эффективно решать стоящие перед ней задачи вне тесных связей с промышленной социологией и социальной психологией и другими общественными науками.

В конце 60 –х годов в нашей стране введено различие двух видов эргономики – КОРРЕКТИВНОЙ И ПРОЕКТИВНОЙ. Последняя призвана разработать научно обоснованный инструмент эргономического проектирования систем «человек – машина» и нейтрализовать имевшуюся в то время тенденцию «РЕЦЕПТУРНОЙ» эргономики, ограничивающей роль творческого начала в гуманизации техники, условий труда и быта людей.

ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ восполняет недостающее звено общего процесса проектирования систем «человек - машина». Требования к человеку и деятельности, задаваемые техникой и системой как побочный и непредсказуемый результат проектирования, впервые начинают целенаправленно проектироваться и исследоваться адекватными методами и средствами с начальных этапов общего процесса проектирования.

ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (СОПРОВОЖДЕНИЕ)

Первая заповедь эргономики – «ЧТИ СВОЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯ». Акцент в проектировании переносится с предвосхищения требований человека в распределении функций на процесс оценки деятельности и удовлетворенности человека работой, а также функционирование системы.

Дизайн является творческой деятельностью – цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества, формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структуре и к функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя так и потребителя).

ЦЕЛЬ художественного конструирования – создание изделий, наиболее полно удовлетворяющих запросы человека, максимально соответствующих условиям эксплуатации, имеющих гармонически целостную форму и высокие эстетические качества. Художественное конструирование, есть не что иное, как мост между инженерным конструированием и человеком – потребителем.

Полный учет «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФАКТОРОВ» является неотъемлемой частью процесса художественного конструирования, в результате чего обеспечиваются удобства пользования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, в конечном счете, оптимизация условий трудовой деятельности.

Моделирование изделия сначала в масштабе, а затем и в натуральную величину позволяет тщательно отрабатывать компоновку, композицию и эстетическую выразительность изделия, проверять его удобство в эксплуатации и технологичность.

Человекоориентированное проектирование

Композиционно эргономическое проектирование

Основа комплексного подхода к дизайн -проектированию

Эргономические предпосылки

Эргономика (греч.- работа, закон) - специальная научная дисциплина, комплексно изучающая человека в процессе его деятельности в определённой искусственной среде, особенностью которой является использование технических средств.

Возникнув в связи с задачами повышения надёжности деятельности человека-оператора в сложных технических системах, эргономика долгое время притязала лишь на усиление человеческих качеств производственной среды. Сегодня, опираясь на интеллектуальный потенциал философской антропологии, гуманистической психологии, на концептуальные психотехнические проекты, эргономика выстраивает достаточно цельный образ человека, что позволяет ей распространить своё влияние на любую жизненную среду и исследовать все виды деятельности - трудовую, бытовую, досуговую, спортивную, игровую, учебную и т. д.

Эргономика - наука неклассического типа, включающая в себя одновременно научные исследования и проектную практическую деятельность.

Система «человек - машина - среда» (СЧМС) - система, включающая в себя человека, машину, посредством которой он осуществляет свою деятельность, и среду на рабочем месте. Машиной в СЧМС называют совокупность технических средств, используемых человеком в процессе деятельности.

Каждый из компонентов этой системы имеет свои свойства и характеристики и развивается по своим законам. При этом человек рассматривается не просто как «человеческое» звено в системе управления, а как основное, центральное звено, олицетворяющее «разум» системы. Основным системообразующим фактором является организация взаимосвязей и взаимодействия между человеком, машиной и средой.

Взаимодействие - процесс взаимного влияния тел друг на друга, наиболее общая, универсальная форма изменения их состояний. Во всякой целостной системе взаимодействие сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга.

Эргономическое обеспечение - установление эргономических требований и формирование эргономических свойств системы «человек-машина» на стадиях её проектирования, разработки и функционирования.

Потребность в эргономическом обеспечении архитектурного проектирования всё более осознаётся по мере усложнения создаваемой искусственной среды за счёт её активного насыщения техническими средствами. В процедурах эргономического обеспечения проектирования актуализируются эргономические знания проектировщика.

Эргономическое обеспечение включает три взаимосвязанных и логически обусловленных этапа: задание, реализация и контроль реализации эргономических требований. Задаваемые единичные требования выступают здесь как элементарные параметры, реализация которых способствует созданию СЧМС, а контроль реализации - оценке спроектированной системы и, через посредство обратной связи, её реализации.

Эргономические требования - требования к изделию (объекту), обусловленные свойствами человека и устанавливаемые с целью оптимизации его деятельности; необходимый уровень свойств, который должны приобрести система, изделие и другие объекты в процессе их разработки.

Эргономическая норма - функциональный оптимум, под которым принимают протекание всех процессов в системе с наиболее возможной слаженностью, надёжностью, экономичностью и эффективностью. Оптимальное состояние - это наилучшее и наиболее адекватное из реально возможных однородных состояний, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирования систем.

Эргономические свойства СЧМС - свойства структурных функциональных элементов системы, которые проявляются в результате реализаций эргономических требований.

Эргономичность - совокупность эргономических свойств системы «человек - машина - среда», качественная характеристика системы, изделия или технологического процесса.

Человеческие факторы - свойства системы «человек - машина - среда», обусловленные положением и ролью в ней человека; интегральные характеристики связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся при их взаимодействиях в системе, по отношению к свойствам компонентов системы, представляют качества второго порядка, возникающие как результат интеграции, воплощение в единое целое природных качеств, характеризующих среду, предметных качеств, свойственных машине и предмету деятельности, функциональных и социальных качеств, а также психологических и психофизиологических характеристик, присущих человеку.

Характеристики человека подразделяются на базовые - анатомические, физиологические, психофизиологические, биомеханические, социокультурные, и производные, являющиеся результатом формирования функциональных систем целеустремлённой деятельности, - социальные ориентации и мотивационные установки, знания, умения, навыки, характеристики психофизиологических систем адаптации к определённым условиям деятельности (к её интенсивности, микроклиматическим факторам, социальным факторам, уровню риска).

В качестве характеристик рассматриваются показатели, количественно и качественно определяющие процессы приема, переработки и передачи информации человеком в процессе деятельности и определяющие условия нормального функционирования физиологических систем человека в проектируемой среде.

Целесообразная деятельность человека основывается на постоянном приёме и анализе информации о характеристиках внешней среды и внутренних систем организма. Этот процесс осуществляется с помощью анализаторов.

Анализаторы - подсистемы центральной нервной системы, обеспечивающие приём и первичный анализ информационных сигналов. В зависимости от специфики принимаемых сигналов различают следующие анализаторы: внешние - зрительный, слуховой, тактильный, болевой, температурный, обонятельный, вкусовой; внутренние - вестибулярный, висцеральный.

Зрительный анализатор воспринимает до 90% общего объёма информации в процессе деятельности. Его назначение - приём и анализ информации в световом диапазоне 400-760нм. Основные характеристики, учитывающиеся в процессе проектирования среды, - границы поля зрения, острота зрения, частотно-контрастная характеристика глаза, инерция зрительных ощущений, критическая чистота слияния мельканий, цветовые ощущения, пороги цветоразличения, световая и цветовая адаптация.

Зрительная деятельность - процесс, требующий активного контроля с помощью зрения, качество и скорость выполнения зависит от условий, в которых протекает зрительная работа, от степени адаптации человека к условиям работы, от анатомо-физиологического состояния зрительного анализатора, от степени усталости и способов преодоления зрительного и общего утомления.

Слуховой анализатор - второй по значению (после зрительного) анализатор, воспринимающий информацию в процессе деятельности. Его назначения - приём и анализ сигналов, передаваемых колебаниями воздушной среды в звуковом диапазоне 16-20000 Гц. Основные характеристики, определяющие восприятие звука, - уровень звукового давления, интенсивность звука, громкость, дифференциальная чувствительность к изменению громкости и высоты тонов, аудирование речи.

Громкость - субъективное ощущение интенсивности звукового давления, измеряется в фонах. Уровень громкости в фонах равен интенсивности звука в децибелах для чистого тона с частотой 1000 Гц.

Аудирование речи - восприятие и понимание речи; зависит от темпа произнесения, длины слова, длины фразы, начального звука слова.

Из большого перечня психологических характеристик, описывающих интеллектуальную деятельность человека, наиболее важное значение при анализе и проектировании СЧМС имеют восприятие, внимание, память и мышление.

Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и событий. Основные характеристики восприятия - осмысленность, обобщённость, целостность, константность и апперцепция.

Константность восприятия - сохранение постоянного, неизменного зрительного образа воспринимаемых объектов при изменении их освещённости, положения в пространстве, расстояния наблюдения.

Апперцепция - зависимость восприятия от особенностей личности человека, его прошлого опыта, профессии, уровня образования и интеллекта.

Внимание - направленность психической деятельности на определённые предметы или явления действительности. Непроизвольное внимание носит пассивный характер, не требует волевых усилий, возникает без заранее поставленной цели. Произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели, носит активный характер, требует определённых волевых усилий. Основные характеристики - избирательность, объём внимания, устойчивость (колебание), распределение внимания, переключаемость.

Колебание внимание - повторяющееся непроизвольное отвлечение, ослабление внимания к данному объекту или деятельности.

Память - процессы запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации. По различным признакам выделяют разные виды памяти. По длительности сохранения информации - кратковременная (непосредственная и оперативная) и долговременная (статическая и постоянная); по отношению к цели - непроизвольная и произвольная: по характеру запоминаемого материала - логическая, образная, эмоциональная, моторная; по модальности - зрительная, слуховая, осязательная и т.д. Основные характеристики - объём, скорость запоминания, длительность сохранения, полнота и точность воспроизведения, готовность к воспроизведению.

Воспроизведение - процесс извлечения информации из памяти; различают произвольное и непроизвольное воспроизведение. Условиями систематизации воспроизведения являются рациональная организация и структурирование информации, хранящейся в памяти, использование специальных приёмов, учёт состояния ЦНС.

Оперативная память - способность сохранять текущую информацию на время, необходимое для решения тех или иных практических задач.

Мышление - процесс познавательной деятельности, который характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности. Выделяют следующие виды мышления - абстрактно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное; по отношению к цели - непроизвольное и произвольное. В процессе функционирования СЧМС развёртывается как оперативное мышление.

Оперативное мышление - процесс построения последовательности действий к управляемым объектами, осуществляемый на основе динамического моделирования этих объектов, их свойств и взаимоотношений. Целью оперативного мышления в СЧМС является достижение обязательно положительного результата в любых условиях и ситуациях. Информационное решение - совокупность действий и операций по приёму в обработке информации о внешней среде, состояния системы управления, виде управляемого процесса, а также вспомогательной и служебной информации; представляет собой анализ условий задачи и формированием образно-концептуальной модели, осознание конфликта и формирование проблемной модели, построение программ решения, выбор и принятие решения.

Оптимальность условий деятельности предполагает, что параметры предметно-пространственной среды соответствуют антропометрическим признакам любого человека или группы людей.

Антропометрические признаки - это соматические свойства человека (линейные, периметрические, угловые размеры тела, сила мышц, форма грудной клетки и т. д.), обусловливающие внутривидовые вариации его строения и закономерности развития и зависящие от возраста, пола, этнотерриториальной принадлежности, профессии, социальных и других факторов. Основные факторы, влияющие на различия в антропометрических признаках, - пол, возраст, национальность.

Количественное выражение антропометрического признака (в миллиметрах, градусах, баллах и т. п.) определяется как антропометрический показатель. С учётом антропометрических показателей рассчитываются параметры проектируемой среды, оборудования, рабочих мест.

Эргономические антропометрические признаки - антропометрические признаки, определяющие характер взаимодействия человека с техническими средствами деятельности в определённой среде и, соответственно, используемые при анализе, проектировании и оценке систем «человек - машина - среда».

Эргономические антропометрические признаки ориентированны в пространстве соответственно параметрам проектируемого объекта.

Разработка эргономических признаков связана с выявлением их конкретного функционального значения с той или иной СЧМС. Это значение непостоянно. Одни и те же признаки в различных СЧМС могут быть ведущими и, напротив, могут не играть существенной роли. Анализ взаимодействия человека с каждым новым объектом может требовать привлечения новых признаков.

Эргономические антропометрические признаки по способам измерений и в зависимости от сферы использования антропометрических данных можно разделить на статические и динамические признаки. Те и другие, в свою очередь, делится на габаритные размеры и размеры отдельных звеньев тела, а также на линейные, периметровые и угловые.

Статические антропометрические признаки - это размеры тела, измеренного однократно в статическом положении испытуемого. Условность и сохранение постоянства позы обеспечивают идентичность измерений. Эти признаки используются для расчёта свободных (несопряжённых) параметров элементов рабочих мест, для определения диапазона регулирования изменяемых параметров, конструирования манекенов, создания математических моделей тела человека.

Динамические антропометрические признаки - это размеры тела человека, изменяющие свою величину при угловых и линейных перемещениях части тела в пространстве. Линейные изменения могут выражаться в абсолютных величинах и в виде приростов (эффект движения тела). Эти признаки используются для определения амплитуды рабочих движений, размеров зон моторного пространства, величины рабочих перемещений приводных элементов органов управления.

Габаритные антропометрические признаки - это наибольшие и наименьшие размеры тела человека в различных его положениях и позах, ориентированные в разных плоскостях. Эти признаки используются при расчёте максимального и минимального пространства, занимаемого телом человека, при определении величины и конфигурации проходов, подходов, люков, лазов, замкнутых объёмов.

Перцентиль - сотая для измеренной совокупности людей, которой соответствует определённое значение антропометрического признака.

Метод перцентилей - основа общих правил использования антропометрических данных при расчёте параметров среды, рабочих мест и оборудования. Базируется на методах теории вероятностей и математической статистики.

Каждый антропометрический признак как случайная величина подчиняется нормальному закону распределения случайных величин, который служит теоретическим обоснованием для решения многих прикладных задач.

Числовые значения антропометрических признаков, соответствующие 1-му, 5-му, 50-му, 95-му и 99-му перцентилям, производят в антропометрических атласах, справочниках и нормативных документах.

Минимальная нижняя и максимальная верхняя граница 90градусов объёма работающих используются одновременно для расчёта нерегулируемых параметров рабочих мест в оборудовании и соответствуют 5-му и 95-му перцентилям определённой группы населения.

Неизменяемые размеры оборудования, связанные с вертикальной досягаемостью в верхних зонах и с горизонтальной досягаемостью (по ширине и глубине), рассчитываются исходя из значений антропометрического признака, соответствующего 5-му перцентилю каждой половой группы. Если оборудование используется и мужчинами, и женщинами, эти размеры должны соответствовать 5-му перцентилю женской половой группы.

Неизменяемые размеры оборудования, связанные с вертикальной досягаемостью в нижних зонах, рассчитываются исходя из значений антропометрического признака, соответствующего 95-му перцентилю мужской половой группы.

Такие размеры, как проходы, люки, лазы, подходы, которые обеспечивают прохождение тела и его частей, должны соответствовать значению признака по 95-му перцентилю соответствующей группы населения.

При использовании антропометрических данных не рекомендуется:

    рассчитывать параметры среды и оборудования на основе только средних арифметических значений антропометрического признака;

    пользоваться источниками антропометрических данных, в которых не указаны год сбора материалов, пол, возраст, национальность контингента исследуемых;

    использовать размеры тела, измеренные в положении стоя, при расчёте параметров рабочих мест, предназначенных для работы в положении сидя;

    получать основные эргономические размеры путём сложения отдельных классических анатомических размеров;

    выделять основные и второстепенные антропометрические признаки следует считать все множество антропометрических признаков одинаково необходимыми, выявляя их значимость только при анализе конкретных объектов.

Рабочее место (РМ) - часть пространства в системе «человек - машина - среда», оснащённая средствами отображения информации, органами управления и вспомогательным оборудованием и предназначением для осуществления различных видов деятельности человека или группой людей. РМ складывается из пространства.