Для начала пару слов о Петриковской росписи.
Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области.

Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п… Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

… Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным… Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская РОСПИСЬ. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства «Петриковка»
Фотографий много, но я даже не все сфотографировала)
Мне выставка очень понравилась! Приятного просмотра!





























Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой.

Федор Панко, народный художник: "Хлопці ж козаки були, вони привозили гарних молодиць з далеких регіонів. А там звичаї інші були. И молодиця не мала поняття, як на стіні малювати. А мати стара - хата осталась не розмальованою. Ну, сусіди глянули - всі одвернулись, ніхто не вітається. А колись не привітатися було велике горе. Тому кожна мама, щоб до її дочок віталися, вчила всіх жіночих робіт".

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней - желание творить красоту.

Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую "чепурушку" Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы - Федор Панко - решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Характерные особенности петриковской росписи

Современный петриковский орнамент характеризуется , прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки").

Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда.

Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти.

Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Петриковские мастера применяют для росписи на бумаге яичную темперу, в настенной росписи - гуашь, яичную темперу и масляные краски на грунте, а на дереве преобладает подлаковая роспись масляными красками.

Основными традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются декоративные панно, которые часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия, "вазон","букет", отдельную "веточку"и "фриз" .


Эти виды композиций использовались в настенной росписи как компоненты архитектурного декора интерьера. Характерной особенностью традиционной композиции, например, петриковского "букета" есть расположение в его центре трех больших цветков, из сторон которых ответвляются меньшие за размером цветочка и бутоны, которые завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветное решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае - на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают - перекликаются с ним - маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции.


Для колорита традиционной петриковской росписи характерное контрастное соединение основных и дополнительных цветов спектра, причем преобладают красные и зеленые краски. Ныне петриковские мастера, которые имеют уже определенное художественное профессиональное образование, часто выполняют свои композиции в теплой или холодной гамме.


Интересно отметить, что пишут они от себя, а не к себе, как это делают, например, хохломские мастера декоративной росписи.

Постепенно из петриковских крестьян выделилась группа полупрофессиональных мастеров, которые расписывало не только интерьеры домов, а и сундуки, народные музыкальные инструменты, сани, веялки, а в начале XX столетии начали делать бумажные малевки.
Инструменты и материалы декоративной петриковской росписи, их подготовка

Начинающему художнику, который собирается учиться рисовать петриковский орнамент, нужно иметь плотную бумагу (лучше ватман или полуватман), несколько кистей разных размеров (самодельных кошачьих или беличий или колонковых акварельных), стакан для воды, куриное яйцо (лучшее с светлым желтком), небольшую фарфоровую или пластмассовую чашечку, палитру или плоскую тарелочку, которая будет использоваться как палитра, и мягкие художественные акварельные краски, лучшее в тюбиках (для некоторых упражнений возможно использования гуаши и темперных красок).

Перед началом работы краски надо увлажнить, чтобы они стали мягкими и легко брались на кисть. Если краски в тюбиках, то нужные цвета наносят на палитру. Тем временем готовят яйцо: старательно отделяют белок и в чашку кладут лишь желток. Прибавляют по одной столовой ложке уксуса и воды. Все доброе перемешивают. Смесь переливают в маленькую стеклянную баночку с крышечкой и подливают ее в чашечку, по мере использования, небольшими порциями. Неиспользованную смесь в закрытой баночке можно сохранять в холодильнике два-три дня.

Как палитру используют плоскую тарелку, или плотную бумагу или картон. На палитре смешивают краски, создают цвета. Чистой кистью, смоченным в воде, набирают краску с желтком и делают мазок на бумаге.

Сперва новая сухая кисточка имеет вид квачика (веничка), но постепенно его доводят к надлежащей форме, выбрав лишние волосинки. Увлажненные волосинки кисти имеют длинный острый кончик. Чтобы сохранить правильную форму кистей, после работы их моют с мылом, промывают чистой водой и хранят в вертикальном положении волосинками кверху. Ни разу нельзя оставлять кисточки в воде, так как волосинки надолго остаются согнутыми и становятся непригодными для рисования, а, кроме того, ворсинки после этого быстро ломаются и высыпаются.

Чтобы постигнуть волшебный мир петриковской росписи, надо начать из азов.

Прежде всего обратим внимание на то, что петриковские мастера не пользуются карандашом. В них чрезвычайно точный глазомер и удивительная сноровка руки - все мастера рисуют без предварительно начерченного контура и не пользуются ни одним измерительным инструментом. Будущее произведение вынашивается в воображении все до последней черточки, до последней крапинке и лишь тогда ложится мазок за мазком. Но для начинающих советуем все же размечать композицию на листы легкими линиями, обозначая главные элементы. Это поможет в расположении и размещении композиции на бумаге. Со временем, приобрести необходимых привычек, можно будет работать без предшествующих разметок карандашом.

А чем же рисуют мастера? В своей работе они часто пользуются даже таким "инструментом", как собственный кончик пальца . Макнув палец в краску, мастера касаются бумаги и оставляют на нем кругленькое пятнышко, немного более светлую в центре и будто обведенную более темным контуром кругом. Положив таким способом ряд ягодок, можно изобразить грозди калины, винограда, рябины.

Чтобы не рисовать пальцами, можно воспользоваться тампончиком , изготовленным из карандаша или палочки нужного диаметра в разрезе. Но для рисования ягод разного размера понадобится много тампончиков. Тогда как при рисовании пальцем отражения разного размера получают, прижимая палец к бумаге с разной силой. Начинающему для овладения технологии петриковской росписи и ее элементов мы рекомендуем несколько упражнений . Для работы лучшее взять плотную белую бумагу. Ведущее место при выполнении этих упражнений имеет, конечно, кисточка. Для элементов, связанных с выполнением "зернышка", "изогнутого зернышка", тоненьких веточек и "питушиння", годится обычная акварельная кисть с тоненьким острым кончиком (если он увлажнен). Но по традиции для выполнения этих типичных, именно для петриковской росписи, мазков использовалась самодельная кошачья кисточка . Для рисования крупных элементов (лепестков цветов и листьев), выполненный обычным или переходным мазком, выбирайте акварельную кисть большего, размера.

Изучим основные элементы петриковской росписи:

Упражнение 1. Выполнение элемента "зернышко"

"Зернышко" - это простой мазок, профиль которого зависит от кисточки. Он является одним из основных элементов петриковской росписи, с помощью которого создаются все орнаментальные мотивы.

Вдоль вертикальной линии, проведенной карандашом, кисточкой наносят мазки - "зернышка". Держать кисточку надо так, чтобы усик "зернышка" был перпендикулярный к линии. При этом корпусом кисточки нажимают так, чтобы мазок имел форму капли воды. Повторяя мазок много раз, надо стараться получить одинаковое расстояние между мазками. Это оказывает содействие развитию глазомера и ритма в изображении.


Далее мазки наносят под углом относительно вертикальной линии кончиком вверх, а потом - кончиком вниз, придерживаясь одинакового промежуточного расстояния между мазками кисточки. Теперь нанесите эти мазки под углом по краям вертикальной линии, располагая мазок против мазкая.

Овладение этим упражнением приближает к изображению основных изобразительных элементов петриковской росписи.

Упражнение 2. Выполнение элемента "изогнутое зернышко"

"Изогнутое зернышко" - очень распространенный элемент, с помощью которого образовывают "перистую листву", "бутоны", лепестки цветков.

Чтобы сделать "изогнутое зернышко" надо кончик кисточки опустить на бумагу возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижиманием "пятки" кисточки к бумаге.

Дале мазки ("изогнутые зернышки) с вытянутыми усиками нанаосят вдоль вертикальной линии. Протягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижатием пятки кисточки к бумаге.

Потом мазки (изогнутые зернышки) с вытянутыми усиками наносят вдоль вертикальной линии: первое изогнутое зернышко”протягивают длинее, а второе и трктье постепенно укорачивают. Из этих мазков составляют одинаковые группы. Расстояние между группами желательно делать тоже одинаковыми.


После того, как будут освоены навыки изображения этого элемента вдоль вертикальной линии, можно переходить к его изображению по дугообрахной линии.

Рисунок этого упражнения напоминает элемент Петриковской росписи "перистая листва" и может быть использован для создания одного из типовых элементов петриковской росписи - "бегунка" ("маленькая волна" или "волнушка").
Упражнение 3. Выполнение более сложных элементов росписи из "зернышек" и "изогнутых зернышек"

Из двух мазков "изогнутое зернышко" делают полураскрытый цветок -"бутон". В рисунках используются усвоенные раньше элементы. Мазки располагают так, будто усики тянутся с одной точки, а округлые части соединяются. Надо расположить "бутоны" на одинаковом расстоянии одна от одной, обращая их усиками в противоположные стороны. Потом "бутоны" объединяются у группы из трех элементов, и каждая группа разворачивается в противоположную сторону.


В следующем элементе мазки располагают так же, как и в предшествующем, но каждый "бутон" делают из двух больших "изогнутых зернышек" и двух меньших мазков "зернышек", которые расположены внутри. Эти элементы можно соединить тоненькой волнистой линией.

Далее, соединяя к центру три пары "изогнутых зернышек" и "зернышек" ("бутон"), делают своеобразный цветок. Эти элементы тоже можно соединить тоненькой волнистой линией и необходимо обратить внимание на размер цветов, их цвет, расстояние между ними.

Это упражнение приближает нас к выполнению одного из наиболее типовых элементов петриковской росписи - "бегунка" ("хвыльки").

Упражнение 4. Выполнение элемента "бегунок"

Это упражнение объединяет в себе задачи предшествующих упражнений. Надо нарисовать "бегунок", который состоит из трехлепестковых цветков и "перистой листвы". Цветы, расположенные на одинаковом расстоянии один от другого (наклон цветка каждый раз изменяется), соединяют легкой волнистой линией, по краям которой располагают листочки с длинными усиками ("перистая листва").

Далее упражнение повторяют. От предшествующей оно отличается тем, что усики любого мазка цветка направленные к его центру (чтобы цветок вышел более выразительным, его можно дополнить еще несколькими "зернышками", расположив их симметрично к центру). В этих задачах, как и в предшествующих, очень важно особое внимание свернуть на размер цветов (они должны быть почти одного размера), расстояние между ними и их цвет.

"Бегунок" есть одним из главных элементов петриковской росписи. Он может быть использован для декоративного обрамления любого изделия.
Упражнение 5. Выполнение рисунков листьев с помощью мазков "зернышко"

Разнообразная форма листочков получается с помощью разносторонне направленных мазков-"зернышек". Листочки с зубчатым контуром создаются с помощью "зернышек" удлиненной формы, расположенных пяткою к середине листка. Другие листочки с волнистой линией контура воссоздаются "зернышками", усики которых тянутся от срединной линии листка.


В этом упражнении надо обратить внимание на четкость выполнения элементов, "зернышки" должны быть почти единообразной формы.

Упражнение 6. Рисование ромашки, майора, астры

Новые необходимые элементы композиции создаются объединением таких разных мазков как "зернышко" и "изогнутое зернышко". Надо иметь в виду их размер, расположение и цвет. В основе цветков - "бутон", дополненный в определенном порядке мелкими и большими лепестками.


На основе цветка "бутона" строятся также другие большие цветочные элементы. В зависимости от формы основы (кругловатой, удлиненной, или растянутой по ширине) решают форму растительного элемента.


Еще один вариант цветков можно сделать с помощью "зернышек", положенных колом в одних или несколько рядов. Эти полоски разрешают сделать ромашки, майоры и астры. В середине кола "зернышек" концом держателя кисточки, вымоченным в густой краске, положите кучку небольших крапинок, которая сделает рисунок более рельефным и бодрым.


На основании этих новых растительных элементов можно выполнить свои варианты цветков. В этом упражнении особое внимание надо свернуть на постепенное создание нового мотива орнамента с помощью уже знакомых приемов.
Упражнение 7. Выполнение грозди калины, смородины, орехов с помощью пальца

Ягодки калины, винограда, смородины и орешки петриковцы делают кончиком пальца или палочкой. Набрав краску на кончик пальца, сделайте оттиск на бумаге. Он может быть меньшим или большей (при выполнении оттиска палочкой все отражения будут одного размера). Сделав несколько ягодок, разместите их в форме корзинки или грозди (ягодки размещают одна над одной, постепенно уменьшая их размер), потом соедините ягодки тонкими веточками. Рисунок можно дополнить волнистой листвой и тоненькими усиками, создавая таким образом новые интересные элементы.


Пальцем можно рисовать не только ягодки, а и цветы и листья. Для того, чтобы край мазка был округлый, выполняя каждый мазок, набирают на кончик пальца краску. Для начинающих лучшее наметить на бумаге форму будущего цветка. Хорошо выглядят нарисованные пальцем цветы и листья, если предварительно закрасить намеченный контур яркой акварельной краской. Тогда цветок или листок выглядят будто подсвеченными изнутри.


Такие веточки и цветы являются важными элементами многих более или менее сложных композиций петриковской росписи.

Упражнение 8. Рисование листьев клена, калины, винограда, папоротника

Это упражнение выполняется кистью большего размера (более толстой), чем предшествующие. Такую листву рисуют на основе удлиненного мазка. Середину листка рисуют удлиненным мазком, другие мазки размещают под острым углом к середине первого мазка. Кончик каждого мазка (усики) являются зубцами листочков.


Более сложным по своему строением является листва клена и калины. Оно состоит из трех похожих частей: тризубчатой центральной верхушки и двух боковых. Эту листву начинают рисовать из центральной части, из среднего зубчика, который будет основой всего листка. По краям его прибавляют два мазка, которые соединяются снизу. Потом так же делают боковую часть листка, снова начиная из срединного зубчика. Это изображение можно оставить в одном цвете или прибавить мрачной краской тонкие прожилки.

Еще один вариант строения листва - это лист папоротника. Строение этого листка есть такой: один центральный мазок, рядом второй, боковой и так далее.


Это упражнение надо научиться делать так, чтобы каждый мазок был легким и непринужденным.

В роботах петриковских мастеров, в особенности старшего поколения, привлекает внимание такая особенность: тоненькие прожилки листочков проводятся заостренным кончиком деревянного держателя кисточки, а лепестки некоторых цветков, например, астр, - щепочка или прутиком. Это делают тогда, когда нанесенная краска еще мокрая, и изображение имеет вид сплошного цветного пятна. Кисточку сразу же помещают щеточкой кверху и кончиком держателя проводят по мокрой линии прожилки, или проводят щепочкой от центра цветочного пятна несколько бороздочек-строчек, которые образовывают рисунок лепестков.
Упражнение 9. Выполнение элемента "переходной мазок"

Это упражнение, как и предшествующий, выполняется кистью большего размера, чем в первых упражнениях. В петриковской росписи часто встречается эффект плавного перехода одного насыщенного цвета в более светлый или наоборот. Это достигается переходным мазком. На кисточку набирают краску яркого цвета (например, зеленую), потом кончиком кисти набирают краску более светлого цвета (например, желтую). Делают первый мазок: сначала тянут светлый (желтый) усик, постепенно появляется второй оттенок (зеленый), что набирает полной силы в конце мазка. Для нового мазка весь процесс повторяют.

Дале надо научиться делать "переходный мазок" в рисовании цветка темперными красками и гуашью. Первой на кисточку берут одну краску. Потом на кончик кисти набирают другую краску яркого цвета и ведут мазок.

Темпера более подчеркивает переход цвета, изображение становится более выразительным и более четким. Цветы и листья могут быть разнообразной формы, их можно дополнить мазками-"зернышками" и "изогнутыми зернышками".


В этом упражнении важно определить необходимую разреженность красок, количество краски, что надо набирать на кисть, и достичь качества "переходного мазка". Также надо обратить внимание на объединение в этой работе двух кистей: тонкой и более толстой художественной кисти.

Упражнение 10. Объединение деталей орнамента с помощью "питушинок"

Чтобы композиция выглядела законченной, в петриковской росписи используют так называемое "питушиння", то есть соединение, как отдельных мазков в цветах и листках, так и отдельных элементов между собой. Это могут быть тоненькие линии, соединенные в одной точке в цветах, вдоль центральной линии в цветке, или разнообразные "травинки", "бутоны", маленькие ягодки, бутончики, колосочки и великое множество других мелких деталей, которые размещенные вокруг основных элементов ли вдоль стебля в букетах.

С помощью тоненькой кисточки выполним несколько тоненьких линий, которые сходятся в одной точке, потом расположим их вдоль оси симметрии в листках. Попробуем расположить вдоль стебля "травинки", "ягодки", "бутоны", "колосочки".


Эти элементы являются дополнительными средствами для обогащения рисунка. Но они, несмотря на это, занимают сильное важное место в петриковской росписи, так как являются завершающим элементом всего произведения, придают ему легкость, живость и объемность.

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.

Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы. <Рисунок 1 >

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки. <Рисунок 2 >

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки. <Рисунок 3 >

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти. <Рисунок 4 >

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками ”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам. <Рисунок 5 >

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). <Рисунок 6 >

Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.

Роспись на дереве.

Деревянную поверхность шлифуют, потом проклеивают (клей ПВА и вода в пропорциях 1:1), дают высохнуть, снова шлифуют и повторяют эту процедуру ещё 2 раза.

На подготовленную таким образом поверхность можно наносить задуманную композицию. После высыхания краски, готовое деревянное изделие покрывают лаком.

Петриковская роспись, как и прочие виды славянской росписи, получила свое название от наименования села Петриково, в котором и зародилась. Чаще всего узоры в этой технике украшали предметы быта, стены деревенских домов или одежду мастеров, но в настоящее время этот стиль плотно внедрился в современное общество и встретить подобные картинки можно в самых неожиданных местах. Петриковская роспись выполняется легко - в нашей статье для начинающих мы предлагаем рисунки и описания выполнения.

Была даже выпущена монета с Петриковской росписью, после того, как ее включили в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Главным элементом в Петриковской росписи является так называемый бегунок, изображаемый в виде волнистой линии, на которой поочередно появляются другие элементы – листики, цветы и ягодки. В росписи этот бегунок символизирует безграничное счастье семьи, долгую любовь и благополучие в жизни.

Изначально краски для росписи мастера добывали из растений, выпаривая их особым образом, но в настоящее время используются в основном гуашь и акварель. Инструментами для росписи также служили природные материалы – палочки из стеблей трав, кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера.

Петриковские рисунки наносятся последовательно в несколько этапов, но, несмотря на это, никогда элементы узора не заходят один за другой – этот вид росписи не знает наложения красок и многослойных узоров. Следует также отметить, что этот вид росписи не использует шаблоны и трафареты, каждый мастер творит на свой вкус и придерживается лишь общих правил.

Роспись начинается с прорисовки бегунка – для этого зеленую краску необходимо развести до состояния сметаны и провести волнистую линию. После этого с помощью карандаша обозначаем будущий контур, вдоль которого будет размешаться сама роспись.

После этого с помощью подушечки указательного пальца прорисовываем ягодки, а с помощью кисточки - нужные варианты цветов.

Для того чтобы лучше понять Петриковскую роспись, необходимо освоить технику выполнения основных ее элементов, ведь из них складываются все орнаментальные мотивы.

Изучаем основные элементы Петриковской росписи для начинающих с рисунками

Цибульки.

Эти элементы еще называют луковички, с их помощью прорисовываются листики или их отдельные части. Для того, чтобы их нарисовать начинаем мазок с тонкой линии, затем плавно поворачиваем ее, одновременно нажимая и снова переходим к тонкой линии, ослабляя нажим.

Переходный мазок.

Для выполнения этого элемента понадобится две краски – набираем на кисть одну краску, а затем слегка макаем кончиком в краску другого цвета. При этом техника выполнения практически такая же, как и у луковичек.

Ягодки.

Этот элемент прорисовывается с помощью подушечек пальцев – без отпечатка пальца ягодка считается не живой и не вписывается в Петриковский орнамент.

Чтобы научиться рисовать в технике Петриковской росписи предлагаем вашему вниманию мастер-класс для детей по изготовлению панно с цветами, из которого вы узнаете, как рисовать орнамент в этой красивой и яркой технике. Эти уроки могут быть актуальны не только для детей, но и для начинающих художников.

Необходимые материалы и инструменты:

  • Лист плотной бумаги формата А4;
  • Простой карандаш;
  • Кисти разных размеров;
  • Стакан для воды;
  • Фарфоровая чашечка;
  • Акварельные краски;
  • Палитра или плоское блюдце.
Этапы выполнения работы.

Для начала необходимо выполнить эскиз орнамента, который собираемся расписывать. Мастера Петриковской росписи рисуют свои узоры сразу и никогда не используют предварительные наброски, так как схемы росписи, устоявшиеся и отработанные до мелочей, но так как наш МК рассчитан для начинающих художников, мы воспользуемся предварительным эскизом.

С помощью пальцев и красной краски рисуем ягодки разного размера.

Приступаем к рисованию цветов, для этого используем различные элементы росписи. Первый цветок рисуем с помощью элемента «зернышко», он похож на луковички, только кисть мы не поворачиваем при его выполнении, благодаря чему мазок имеет форму капли воды.

Для изображения второго цветка снова воспользуемся пальцами – начинаем рисовать сверху, плотно прижимая палец к бумаге и плавно спускаем его, постепенно ослабляя нажим. Благодаря такой манипуляции цвет краски сверху ярче, а снизу слабее.

Третий цветок выполняем с помощью элемента «изогнутое зернышко», или «луковички», или «цибульки».

На этом этапе прорисовываем листики, для этого используем переходный мазок, набирая на кисть краску светлого тона и обмакивая ее кончик в более темную краску, вплоть до черного. Середину листика просто закрашиваем светлым тоном.

Теперь необходимо закрасить серединки цветов, дорисовать стебельки, мелкие трехлепестковые цветочки (с помощью элементов «зернышко» и «изогнутое зернышко») и соединяем отдельные детали орнамента с помощью «петушинок» - тоненьких линий, которые объединяют отдельные цветы и листики в единый букет.

Простой, но в тоже время оригинальный и яркий рисунок в стиле Петриковской росписи готов, осталось поместить его в рамку и найти подходящее место, откуда бы он смог радовать глаз.

Вот еще несколько фото с идеями орнаментов в Петриковской технике – они достаточно просты в исполнении и под силу даже начинающим художникам, которые только начинают осваивать эту удивительную технику росписи.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем вам посмотреть несколько видео сюжетов на тему способов выполнения основных деталей», в которых вы наглядно увидите, как прорисовываются отдельные элементы и объединяются в единый орнамент.

Урок ИЗО для старших дошкольников

Радостные краски Петриковской росписи. Мастер-класс. «Цветочно-ягодное панно»

Лери Елена Александровна, воспитатель ТМК ДОУ «Хатангский детский сад комбинированного вида «Солнышко» с. Хатанга, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Красноярский край

Мастер-класс рассчитан для педагогов дошкольного и школьного образования, детей старшего дошкольного возраста, родителей.
Назначение: украшение интерьера комнаты, наглядный материал в познавательной деятельности, а еще такую простую композицию можно использовать для поздравительной открытки.
Цель: знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством Петриковская роспись. Учить создавать декоративное изделие для украшения интерьера.
Задачи:
- развивать творческие способности детей;
- учить ритмично, рисовать панно, сочетать цвета;
- развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- развивать художественный вкус, чувство композиции;
- воспитывать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца;
- воспитывать интерес к народным промыслам, к традициям, к росписи;
Материалы:
Лист плотной бумаги А4 (лучше ватман или полуватман), простой карандаш, несколько кистей разных размеров (самодельных кошачьих или беличий или колонковых акварельных), стакан для воды, небольшую фарфоровую или пластмассовую чашечку, палитру или плоскую тарелочку, которая будет использоваться как палитра, и акварельные краски.


Петриковская роспись - визитная карточка Украины
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Характерные особенности петриковской росписи:
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда.
Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы.
Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Настоящие петриковские мастера не используют в работе простой карандаш, но наш мастер-класс рассчитан на детей, и поэтому перед началом работы мы придумываем приблизительно свой орнамент и зарисовываем карандашом. Контуры цветов обводим круглым лекалом, чтоб они получились четкими. В ягодах просто намечаем верх и низ. И наметить расположение листьев.


2. К пятому году жизни дети уже знакомы с нетрадиционной техникой рисования «пальцеграфия», и поэтому совсем без труда сделают любые ягодки, на нашем орнаменте это калина.
На самом деле, ягодки можно рисовать чем угодно, но пальцы удобны тем, что они всегда « под рукой» да и причем из пяти размеров.



3. Далее приступаем к рисованию цветов, первый - мы будем рисовать, используя элемент «зернышко».
"Зернышко" - это простой мазок, профиль которого зависит от кисточки. Он является одним из основных элементов петриковской росписи, с помощью которого создаются все орнаментальные мотивы.
Вдоль линии, проведенной карандашом, кисточкой наносят мазки - "зернышка". Держать кисточку надо так, чтобы усик "зернышка" был перпендикулярный к линии. При этом корпусом кисточки нажимают так, чтобы мазок имел форму капли воды. Повторяя мазок много раз, надо стараться получить одинаковое расстояние между мазками. Это оказывает содействие развитию глазомера и ритма в изображении.






Второй цветок рисуем пальцем. Начиная сверху, плотно прижать палец к бумаге и спуская вниз послабить, сверху ярче и виднее контуры, а внизу получится слабее цвет.




Так же заполняем и середину этого цветка, лепестки получатся короче.


5. Цветок меньшего размера мы исполняем элементом, который называется «изогнутое зернышко».
"Изогнутое зернышко" - очень распространенный элемент, с помощью которого образовывают "перистую листву", "бутоны", лепестки цветков.
Чтобы сделать "изогнутое зернышко" надо кончик кисточки опустить на бумагу возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижиманием "пятки" кисточки к бумаге.


5.3. Вот такие получаются цветочки.


6. Итак, рисуем листики. Я нарисовала основные формы листиков, но это не значит, что нужно ограничиваться примером, вариантов может быть множество, на сколько хватит фантазии. В рисовании листика используется переходный мазок: сначала на кисть набирается более светлый тон, а затем самый кончик погружается в краску более темного тона, вплоть до черного.


6.2. Начинается мазок вестись с кончика кисти (точки) и затем, нажимая к середине все больше и уменьшая к окончанию мазка, снова выходим в точку.


Таким образом делаем зубчики у листка


6.3. Середину листка просто закрашиваем светлым тоном.


6.4. Вот такие получаются листочки


7. Середину первого цветка закрашиваем ярким цветом, я закрасила желтым. И дорисовываем стебельки тоненькой кисточкой.



8. Рисуем маленькие трехлепестковые цветочки,в пустых местах. Так же рисуются с «зернышок» и «изогнутых зернышек».




8.3. Получилось 5 цветочков, можно больше.


9. Таким образом, рисуем и листики цветочков.


9.1. Дорисовываем стебельки просто тоненькой кисточкой. Детям можно предложить дорисовать фломастером.


И вот в самом конце объединение деталей орнамента с помощью "питушинок".

Чтобы композиция выглядела законченной, в петриковской росписи используют так называемое "питушиння", то есть соединение, как отдельных мазков в цветах и листках, так и отдельных элементов между собой. Это могут быть тоненькие линии, соединенные в одной точке в цветах, вдоль центральной линии в цветке, или разнообразные "травинки", "бутоны", маленькие ягодки, бутончики, колосочки и великое множество других мелких деталей, которые размещенные вокруг основных элементов ли вдоль стебля в букетах.
11. Панно «Васельки»