1 мая 1960 года американский самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом (Francis Powers), нарушил воздушное пространство СССР и был сбит в районе города Свердловска (ныне Екатеринбург).

Это был далеко не первый полет, совершенный U-2 над территорией СССР. Этот самолет, высота полета которого составляла 20-24 километра , идеально подходил для шпионских целей, поскольку был недосягаем ни для истребителей, ни для зенитчиков.

Летая на такой высоте в стратосфере, такие самолеты могли фотографировать интересующие их объекты, причем качество фотографий позволяло разглядеть даже номера на самолетах, стоящих на аэродромах.

Техническое превосходство этого высотного разведчика над всеми другими машинами подобного типа позволило американцам в течение нескольких лет безнаказанно совершать полеты над особо важными объектами на территории СССР. За неуязвимость для средств противовоздушной обороны в Соединенных Штатах U-2 нарекли Dragon Lady ("Леди Дракон").

Пилоты, участвовавшие в разведывательных полетах, выступали в качестве "гражданских" лиц без каких-либо документов, сами же самолеты, отправлявшиеся на "дело", не имели опознавательных знаков.

Попытки перехвата американских высотных разведчиков, нарушавших воздушное пространство СССР, предпринимались неоднократно советскими истребителями МиГ-19, но разница в высоте полета не позволяла им сбить нарушителя.

Ситуация изменилась 1 мая 1960 года . Рано утром в этот праздничный для советских граждан день самолет-разведчик U-2 под управлением старшего лейтенанта ВВС США Френсиса Пауэрса вылетел с базы Пешавар (Пакистан) в сторону границы СССР с очередным разведывательным заданием — операция "Оверфлайт" (Overflight — "Перелет"), целью которой была фотосъёмка военных и промышленных объектов и запись сигналов советских радиолокационных станций.

Маршрут полета пролегал через территорию Афганистана, значительную часть территории СССР — Аральское море, Свердловск, Киров и Плесецк — и завершался на авиабазе Будё в Норвегии.

Чтобы не выдать себя, пилоту строжайше запретили поддерживать радиосвязь и с аэродромом в Пешаваре, и с американской базой в Инджирлике (Турция). Пауэрс пересек советскую границу в 5.36 по московскому времени юго-восточнее города Пянджа (с 1963 года — Кировабад, Таджикистан) и с этого момента постоянно сопровождался радиолокационными станциями (РЛС) войск противовоздушной обороны (ПВО) СССР. Но раз за разом попытки перехватить U-2 заканчивались неудачей. Пауэрс уже миновал Тюратам (полигон Байконур, Казахстан), прошел вдоль Аральского моря, оставил позади Магнитогорск и Челябинск, почти подошел к Свердловску, а ПВО не могло с ним ничего сделать — самолетам не хватало высоты, а зенитные ракеты наземного базирования почти нигде еще не стояли.

Когда Пауэрс приблизился к Свердловску , с находящегося неподалеку аэродрома Кольцово был поднят случайно оказавшийся там высотный истребитель-перехватчик Су-9, у которого практический потолок до 20 километров. Но у самолета отсутствовало вооружение, так как его перегоняли с завода к месту службы, а летчик был без высотно-компенсирующего костюма. Поэтому пилоту было приказано уничтожить американский самолет-разведчик тараном. Однако из-за ошибок оператора наведения и отказа бортовой радиолокационной станции таран не состоялся. Летчик смог сделать только одну попытку из-за нехватки топлива, так как на такую высоту Су-9 мог подняться только на полном форсаже.

После неудачной попытки тарана с аэродрома под Свердловском были два МиГ-19 под управлением капитана Бориса Айвазяна и старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Американский самолет-шпион уже пробыл в воздушном пространстве Советского Союза больше трех часов, зайдя на глубину 2,1 тысячи километров от границы. Он сфотографировал закрытый "атомный" город Челябинск-40. На расстоянии 30 километров к юго-востоку от Свердловска Пауэрс изменил курс, повернув на 90 градусов. Его следующей целью был Плесецк.

В это время U-2 вошел в зону действия ракетного дивизиона, на вооружении которого стояли зенитные ракетные комплексы С-75, принятые на вооружение в конце 1950-х годов и способные поражать цели на высоте более 25 километров.

В 8.53 первая выпущенная ракета ЗРК С-75 подошла к U-2 сзади, но радио-взрыватель сработал преждевременно . Взрыв оторвал хвостовую часть самолета, и машина, клюнув носом, стала падать. Пилот Пауэрс не стал использовать катапультное кресло.

Позже он утверждал, что в нем находилось взрывное устройство, которое должно было сработать при катапультировании, чтобы самолет не попал в руки противника. Пауэрс, дождавшись высоты, когда можно было дышать без кислородного прибора, выбрался из разваливающегося на части самолета и выпрыгнул с парашютом.

После того, как U-2 рассыпался в воздухе, оператор РЛС принял отвалившиеся обломки за выпущенные противником радиолокационные помехи. В горячке боя никто не мог понять, попала ракета в цель или у нее сработал самоликвидатор, уничтожен нарушитель или нет, и сколько вообще целей в воздухе. Потому было решено работать по U-2 дальше, и соседний дивизион ЗРК С-75 дал залп по цели. Одна из ракет второго залпа едва не поразила Су-9.

Под этот же ракетный залп попали два истребителя МиГ-19, преследовавшие нарушителя. Машину Сергея Сафронова сбили, летчик погиб, а его напарнику, успевшему заметить идущую к его самолету ракету, в пикировании удалось выйти из-под удара.

Пауэрс приземлился недалеко от уральской деревушки, где его и взяли в плен местные жители. Позже летчика доставили вертолетом на аэродром под Свердловском, а затем отправили в Москву.

Обломки U-2 были разбросаны на огромной площади, но почти все собраны — в том числе найдены относительно хорошо сохранившиеся передняя часть фюзеляжа с центропланом и кабиной летчика с оборудованием, турбореактивный двигатель и хвостовая часть фюзеляжа с килем. Почти на всех узлах и агрегатах стояла маркировка американских фирм, а разведаппаратура, блок подрыва самолета и личное оружие пилота неопровержимо свидетельствовали о военном предназначении самолета. Позднее в московском Парке культуры и отдыха имени Горького была организована выставка трофеев.

После распространения информации об уничтожении U-2 американцы, думая, что никаких улик не сохранилось, вообще отрицали сам факт преднамеренного нарушения границы. Затем было заявлено, что пилот заблудился. Но советская сторона опровергла это заявление, предоставив доказательства в виде обломков самолета и показаний самого пилота.

Американской администрации пришлось признать, что ее разведывательные самолеты продолжают облетать на большой высоте советскую территорию для мониторинга военных приготовлений (раньше Вашингтон это отрицал). В результате не состоялся саммит в Париже (Франция), на котором планировалось обсудить ситуацию в разделенной Германии, возможность контроля над вооружениями, запрещения ядерных испытаний и ослабление напряженности между СССР и США. Был отменен намеченный на июнь 1960 года визит президента США Дуайта Эйзенхауэра в Москву.

Военнослужащие, отличившиеся в операции по уничтожению самолета-шпиона, . Ордена и медали получил 21 человек, ордена Красного Знамени были удостоены старший лейтенант Сергей Сафронов и командиры зенитных ракетных дивизионов.

Военная коллегия Верховного суда СССР в августе 1960 года приговорила Пауэрса к десяти годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме по статье "шпионаж", но в заключении американский летчик провел всего 108 дней. В феврале 1962 года в Берлине Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля (настоящее имя — Вильям Фишер) — согласно достигнутой правительствами СССР и США договоренности.

После возвращения в США пилота в следственной комиссии, проверке на детекторе лжи. Он был полностью реабилитирован. В октябре 1962 года Пауэрс закончил свою карьеру в Центральном разведывательном управлении и перешел на работу в фирму Lockheed, где проводил летные испытания U-2. В 1970 году после того, как он написал книгу воспоминаний "Операция "Оверфлайт", вызвавшую неудовольствие многих руководителей разведки США, летчика уволили. После этого он начал летать на вертолете, сначала в качестве "зеленого патруля", а затем в агентстве радиотелевизионных новостей в Лос-Анджелесе. В августе 1977 года он погиб при крушении пилотируемого им вертолета, когда возвращался со съемок тушения пожара в Санта-Барбаре.

В 2011 году ВВС США посмертно наградили Фрэнсиса Пауэрса Серебряной звездой за "мужество, проявленное им во время жестоких допросов советскими следователями" и несгибаемость перед лицом "обманов, интриг, оскорблений и угрозы смерти". С прошением о рассмотрении возможности награждения Пауэрса в ВВС обратился сын летчика, основатель музея "холодной войны" в штате Виргиния (США).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

1 мая 1960 года в воздушном пространстве СССР был сбит самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый американским летчиком Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Самолет вторгся со стороны Афганистана, и был сбит советской зенитной ракетой класса «земля-воздух» под Свердловском. Пауэрс выжил, был приговорен советским судом за шпионаж к 10 годам лишения свободы, но позже его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля, разоблаченного в США. Инцидент вызвал громкий международный скандал и значительно осложнил отношения между СССР и США.

В середине 1950-х годов в США был создан высотный самолет-разведчик U-2. Он отличался тем, что мог летать на больших высотах - до 20 км и выше. Американцы считали, что на такой высоте он станет недосягаем для советских ПВО и обнаружить его в СССР не смогут. Самолет мог развивать скорость около 800 км/ч. На его борту могло находиться большое количество оборудования для сбора данных, в том числе восьмь фотокамер высокого разрешения. Такие камеры позволяли за один полет охватить территорию площадью 4300х800 км. В США была запущена целая программа по использованию самолетов-разведчиков. Инициатором полетов шпионских самолетов U-2 был заместитель директора ЦРУ по планированию тайных операций Ричард Биссел. Американцами было создано даже специальное подразделение «Отряд 10–10», самолеты которого летали над странами Варшавского блока и вдоль границ СССР. Всего, по некоторым данным, над территорией Советского Союза до 1960 годы было выполнено 24 полета самолетов U-2. Этими самолетами была собрана информация о большом количестве военных и промышленных объектов. U-2 впервые вторгся в воздушное пространство СССР 4 июля 1956 года. Разведчик вылетел с американской военной базы в Германии и пролетел над Москвой, Ленинградом и Балтийским побережьем. Факт вторжения был зафиксирован Советским Союзом, СССР направил ноту протеста, потребовав прекратить разведывательные полеты, однако с 1957 года они возобновились. Также благодаря U-2 американской разведке удалось выяснить местоположение космодрома Байконур в 1957 году именно благодаря очередному полету самолета U-2. На этом американцы не остановились. 9 апреля 1960 года самолет-шпион пролетел над Семипалатинским ядерным полигоном, сфотографировал готовую к подрыву атомную бомбу, и безнаказанно вернулся обратно. До конца 1959 года в СССР не было эффективного средства противодействия высотным U-2.

Гэри Пауэрс считался самым опытным пилотом отряда «10-10». На его счету уже было 27 полетов над территориями Польши, Восточной Германии, Китаем и СССР. 1 мая 1960 года U-2, управляемый Пауэрсом, пересек государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени. Произошло это в 20 км юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР. Самолет должен был пролететь по маршруту: Пешавар (Пакистан) - Аральское море – Свердловск – Киров - Плесецк и приземлиться на аэродроме Буде в Норвегии. Предполагалось, что полет займет 9 часов. Пауэрс должен был за это время пролететь около 6 тыс. км, из них почти 5 тыс. - над советской территорией. Маршрут самолета пролегал над важными промышленными центрами и военными базами. В случае обнаружения советскими ПВО Пауэрсу было приказано нажать на кнопку самоликвидации машины, поскольку U-2 ни в коем случае не должен попасть русским.
Когда U-2 начал приближаться к границе СССР южнее Душанбе на высоте более 19 км в 5.36 по московскому времени, самолет был замечен советскими ПВО. К 8 утрам о полете было доложено министру обороны, председателю КГБ, членам Политбюро и Хрущеву. К этому времени Пауэрс уже пролетал над Магнитогорском, Челябинском и приближался к Свердловску. На перехват нарушителя был поднят одиночный истребитель-перехватчик Су-9. Самолет не был вооружен, так как перегонялся с завода в летную часть, летчик Игорь Ментюков получил приказ таранить противника. При этом у Ментюкова не было шансов спастись - из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться. Однако U-2 Пауэрса Су-9 не смог обнаружить из-за неправильной наводки с земли. Кроме того, самолет-разведчик постоянно пропадал с радаров. Когда у Су-9 стало подходить к концу горючее, Ментюков был вынужден вернуться на аэродром.

Как сбили Пауэрса ссср, u-2, сша, пво

Тогда было решено сбить U-2 ракетой. Было выпущено несколько ракет, но лишь одна из них, выпущенная из ЗРК С-75, привела к повреждению самолета-разведчика. Это был первый боевой пуск ракеты на территории СССР. В 8.53 первая выпущенная ракета взорвалась позади самолета Пауэрса, в результате взрыва было оторвано крыло U-2, поврежден двигатель и хвостовая часть. Но летчик остался цел. Самолет стал неконтролируемо падать с высоты свыше 20 км. Было выпущено еще несколько зенитных ракет. Тогда Пауэрс решил выпрыгнуть на высоте, по одним данным, 10 км, по другим, 5 км. Едва он оторвался от самолета, как еще одна ракета прямым попаданием поразила U-2. Пилоту удалось благополучно спуститься на парашюте, на земле он был задержан местными жителями в районе деревни Косулино.

На инцидент США отреагировали только 3 мая. Было опубликовано сообщение о том, что 1 мая 1960 года пропал самолет U-2, принадлежавший NASA. Аппарат якобы производил метеоисследование в верхних слоях атмосферы. В сообщении говорилось, что, возможно, он разбился в районе турецкого озера Ван. О том, что это мог был самолет-разведчик, США не упомянули. Причины и обстоятельства гибели самолета для американцев были пока ясны. США посчитали, что самолет был уничтожен при выполнении задания. Однако вскоре последовало официальное заявление со стороны СССР. Никита Сергеевич Хрущев 7 мая заявил о том, что советскими ПВО был сбит американский шпион. Более того, сообщалось, что летчик жив. Отрицать то, что самолет был разведывательным американцы уже не могли. Находившийся тогда на посту президента США Эйзенхауэр был вынужден признать, что это был самолет-разведчик, а полеты над советской территорией продолжались на протяжении нескольких лет.

17 августа 1960 года состоялся суд над Пауэрсом. Тот признал себя виновным. Спустя два дня он был приговорен к 10 годам лишения свободы. Однако уже 10 февраля 1962 года его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (Рудольфа Абеля). Обмен состоялся в Берлине на мосту Глинике. На родине Пауэрса также ждал суд. Его обвинили в нарушении служебных инструкций и проверили на полиграфе. Тем не менее следственная и сенатская комиссии сделали вывод о его невиновности. После инцидента в небе над СССР он продолжал еще несколько лет работать в военной авиации. Пауэрс погиб 1 августа 1977 года в результате крушения вертолета. Его машина производила фотосъемку пожара в окрестностях Санта-Барбары в Калифорнии. Одной из возможных причин катастрофы мог стать недостаток топлива. После смерти Пауэрса наградили посмертно несколькими медалями и наградами, в том числе Крестом за выдающиеся летные заслуги и Серебряной Звездой, третьей по значимости военной наградой США.

После инцидента 1 мая 1960 года США больше не проводили разведывательных полетов на U-2 над территорией СССР. Инцидент имел серьезные политические последствия, значительно осложнив отношения между СССР и США. Так американский президент был вынужден отменить визит в Москву, а Никита Хрущев не полетел на саммит в Париж, на котором руководители СССР, США, Великобритании и Франции планировали обсуждение вопросов о контроле над вооружениями.

Холодный май 1960-го. Бой в небе над Свердловском. Фрэнсис Пауэрс. Шпион, который не выполнил приказ. Почему от советских граждан скрывали правду? Какой ценой СССР далось задержание Пауэрса, и чем обернулся этот скандал для советско-американских отношений? Кто все-таки сбил самолет "U-2"? И о чем до сих пор спорят очевидцы? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие".

Американский шпион в плену у колхозников

17 августа 1960 года. Колонный зал Дома Союзов. В Москве начался беспрецедентный процесс – судят американского разведчика. Около четырех месяцев назад, 1 мая его самолет взорвался над территорией СССР в районе Свердловска. К заседанию суда прикован интерес всей мировой общественности.

Фрэнсис Гэри Пауэрс на самолете марки "Lockheed U-2" пытался получить данные о секретных военных объектах СССР. Но доблестным советским ракетчикам удалось остановить шпиона ракетой класса "земля-воздух". Всего один точный выстрел. Американский разведчик остался жив. Майор Михаил Воронов, нажавший кнопку "Пуск", награжден орденом Красного Знамени.

"Вы себе представляете, как Хрущеву будут докладывать военные: "У нас там ракеты в разные стороны летали, как стая птиц. Кто сбил, до сих пор не знаем"? Надо было останавливаться на какой-то одной версии, которая более соответствовала, так сказать, имиджу защитников уральского неба. И это, в принципе, вполне логично", - считает главный редактор еженедельника "Военно-промышленный курьер" Михаил Ходаренок

В эти дни американские журналисты получают другие данные, отличные от того, чем так гордится советская пресса. Сам Фрэнсис Пауэрс в зале суда шепчет отцу, специально приехавшему в Москву на процесс: "Не верь, что меня сбила ракета, меня сбил самолет, я видел его собственными глазами".

Американский разведчик Ф.Г. Пауэрс слушает обвинительную речь прокурора в советском суде, 1960 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"Он достал карту, собрался сделать разворот, для того чтобы там делать снимок одного из военных объектов. И в этот момент он вдруг слышит удар – и вспышка. У него есть книга об операции, в частности, весь этот допрос он тоже там приводит, но я пользовался оригиналом, я пользовался рассекреченным документом ЦРУ. И там первое, что он говорит: "Боже, что это было?!" - рассказывает директор Музея Войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов.

Но советские граждане уже пересказывают друг другу и подробности операции. Разведчику Пауэрсу после крушения удается выбраться из кабины и приземлиться с парашютом на поле у деревни Поварня Свердловской области, где его успешно задерживают местные жители. Обломки самолета очень быстро найдут в 15 километрах от Поварни. И только потом станет известно, что Пауэрс нарушил инструкцию – он должен был совершить самоубийство.

"Он как раз, когда спустился на поле колхозников, колхозники подумали: "Кто? Что? Чего?" Стали помогать или расспрашивать, а тот же не знает русского. Со словарем. Колхозники его, естественно, после того как поняли, что это враг, скрутили, все сделали", - вспоминает полковник войск ПВО в отставке, участник событий Борис Базаров.

Гонка США и Советского Союза

Историк Кирилл Андерсон в 1960-м - еще школьник. Московским мальчишкам хотелось увидеть американского шпиона своими глазами, но внутрь Колонного зала в эти дни никого кроме прессы и участников процесса не пускают. Здание оцеплено. На кону международные отношения.

"В 1959-м году осенью Хрущев едет в Америку. Он пытается установить добрые отношения с США, это идея мирного сосуществования. Нащупываются какие-то нити, подписывается соглашение о культурном обмене, приезжает и в Москве устраивается американская выставка, советская выставка в Нью-Йорке, то есть дело идет довольно активно к сближению стран, к отказу от холодной войны. И в это время происходит этот полет. Все это напоминает элементарную провокацию, которая привела к новому обострению отношений между Америкой и Советским Союзом", - считает историк Кирилл Андерсон.

1956 год. Президент США Эйзенхауэр обеспокоен: в СССР есть атомная бомба. Уже несколько лет русские проводят испытания самого мощного оружия на Земле. Они строят полигоны, заводы по производству высокообогащенного урана и плутония. Они вот-вот отправят человека в космос.

Конкурентные отношения между странами обостряются. Военная разведка США ведет работу по сбору данных. Главный инструмент – суперсамолет-шпион "Lockheed U-2". Машина легкая, может преодолевать далекие расстояния и, главное, подниматься над землей на более чем два десятка километров. В арсенале новейшая аппаратура для съемки местности. Однажды "U-2" даже пролетел над Москвой.

Визит Никиты Хрущева в США, 1959 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Подмосковный поселок "Заря". Музей ПВО. Директор Юрий Кнутов рассказывает: в конце 1950-х американские разведчики как по часам и в полной безопасности фиксируют происходящее в СССР. Достать "U-2" почти никаких шансов. У новейших "МиГ-19", например, потолок около 16 километров, а в форсаже, или так называемом прыжке, около 20. Поэтому история первого обнаружения "U-2" трагикомична.

"Летчик на "МиГ-19" заметил такой самолет, сумел его разглядеть. Он шел на два километра выше, на динамический потолок он выходил, как бы прыжок совершал, разгонялся, запрыгивал и потом опускался. Он сумел разглядеть этот "U-2", но сделать ничего не смог. И таким образом, получилось, что, когда приземлился, он говорит: "Вы знаете, я видел такой самолет". Ему говорят: "Нарисуй". Он нарисовал. Посмотрели, показали в Москве ведущим разработчикам техники, конструкторам, они сказали: "У него что-то с головой не то. Такой самолет создать невозможно". Летчика списали. Это реальная история", - рассказывает Кнутов.

Кнутов объясняет: на самом деле сбить шпиона тогда было вполне выполнимой задачей. С ней вполне могли справиться зенитно-ракетные установки С75 "Двина". К 1959 году территория Союза частично защищена системой ПВО, но у США есть фото большинства мест базирования ракетных комплексов. Поэтому самолеты-разведчики их успешно минуют и продолжают делать снимки оборонных объектов.

"Было снято 15 процентов территории Советского Союза, представляете, с помощью самолетов-шпионов. Эти самолеты-шпионы у них летали с 1956 года до 1960-го. Они снимали наши части в странах Варшавского договора и, в том числе, на территории СССР", - рассказывает Юрий Кнутов.

Игра в кошки-мышки

В СССР срочно разрабатывают новые модели самолетов, способных остановить шпионов. Среди них - истребитель-перехватчик "Су-9". Сейчас один из экземпляров легендарного самолета опытно-конструкторского бюро имени Сухого находится здесь, в Центральном музее Вооруженных сил в Монино. В 1960-м эта секретная разработка – одна из самых совершенных машин в парке советской авиации.

"Это был первый в нашей стране боевой авиационный комплекс перехвата противовоздушной обороны. На нем было четыре ракеты. Этот самолет превосходил другие самолеты истребители-перехватчики как по высотности полета, так и по огневой мощи", - объясняет научный сотрудник Центрального музея Военно-воздушных сил РФ Виктор Пименов.

Апрель 1960 года. Президенту Эйзенхауэру докладывают о новых оборонных объектах СССР. "U-2" обнаружил вблизи Аральского моря строительство пусковой площадки для межконтинентальных баллистических ракет. Глава США приказывает совершить контрольный облет. После этого полеты "U-2" над территорией Советского Союза должны были быть прекращены.

"Когда Никита Сергеевич говорил, что мы делаем ракеты как колбасу, им очень хотелось посмотреть, насколько это соответствует реальности. Действительно ли они ее как колбасу делают или там у них одна, две штуки, десять. Как ни странно, своими действиями, закрытостью Советский Союз иногда способствовал тому, чтобы их разжигало любопытство посмотреть, что происходит на самом деле", - говорит главный редактор "Военно-промышленного курьера" Михаил Ходаренок.

Н.С. Хрущев показывает депутатам фотографии и документы, найденные в сбитом американском самолете-разведчике, 1960 год. Фото: ИТАР-ТАСС

16 мая 1960-го запланирована встреча Эйзенхауэра и Хрущева на конференции в Париже. А затем вообще беспрецедентное событие в истории взаимоотношений США и СССР – первый визит американского президента в Москву. Дипломаты говорят об этом шаге навстречу друг другу как о завершении холодной войны.

1 мая 1960 года Фрэнсис Гэри Пауэрс взлетает на самолете "U-2" с аэродрома в Пакистане. Его задача – пересечь территорию Советского Союза с юго-востока на северо-запад и приземлиться на базе в Норвегии.

"Несколько раз полет откладывался. Пролетать должен был, в основном, над нашими базами, в том числе, впервые сфотографировать завод "Маяк" в районе Свердловска, на котором до этого произошла авария. Соответственно, облачность была большая над северными территориями, и американцы ждали, когда изменится погода. И вот погода поменялась 1 мая 1960 года, и уже Пауэрс считал, что он никуда не полетит", - рассказывает директор Музея Войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов.

Приказ: "Идти на таран"

В 6 часу утра 27-летнего Игоря Ментюкова, пилота "Су-9" будит команда "в воздух". Он вообще не готов к бою. Перегоняет самолет с завода из Новосибирска в Минск, а на аэродроме под Свердловском просто остановится на ночлег.

"На самолете "Су-9", который оказался на аэродроме Кольцово во время полета самолета-разведчика-шпиона "U-2", оружия не было. Вот этих ракет на борту не было. Дело в том, что самолет перегонялся, и у летчика, кроме ракет, не было высотно-компенсирующего костюма, потому что он ему был не нужен", - объясняет Виктор Пименов.

Оружия нет, поэтому Ментюков получает от командования приказ таранить американский самолет. При этом шансы спастись у советского пилота практически сводятся к нулю. Без защитного костюма он не сможет катапультироваться.

Истребитель-бомбардировщик Су-9. Фото: ИТАР-ТАСС

"Он мог его поразить только двумя способами. Первый – тараном, второй – он мог, как говорят иногда в авиации, сбить его спутной струей, то есть пролететь в непосредственной близости от этого самолета-разведчика и воздушной струей от двигателя нанести ему повреждения, которые сделали бы невозможным его дальнейший полет. Тем более самолет "U-2" сам по себе представляет весьма хрупкую конструкцию", - рассказывает Михаил Ходаренок.

Параллельно в воздух подняты два "МиГ-19". Все другие борты, в том числе гражданские, садятся на землю в ближайших аэропортах. Одновременно команду уничтожить противника получают и части ПВО, расположенные в районе Свердловска.

Молодой ракетчик лейтенант Борис Базаров служил в дивизионе, которым командовал майор Воронов.

"Дежурное звено вылетело, но у них потолок 12-14 километров, с задачей, вдруг Пауэрс будет где-то маневрировать и в этот момент, естественно, его можно, как говорится, уничтожить. Но самое главное, что с командного пункта центрального (у нас здесь непосредственно) маршал Савицкий приказал начальнику авиации 4-й отдельной армии все силы приложить, чтобы уничтожить, только авиации. Вы понимаете, шла борьба, кто самый главный в родах войск. Но когда он поднял пару "МиГ-19", он не доложил на командном пункте на наш полк, что поднято два "МиГ-19" на перехват", - вспоминает Борис Базаров.

"U-2" Пауэрса хорошо читается на радарах. Ракетчики прицеливаются. Стрелять готовятся сразу несколько дивизионов. Два из них история потом запомнит по фамилиям командиров – Новикова и Воронова. Внезапно изображение на мониторах путает все карты. За все время операции о поднятых в небо "МиГах" им так и не сообщат.

"Так сказали, что приказ цель уничтожить, поскольку неоднократно с командного пункта доложили: своих самолетов нет. И что интересно: когда на планшете идет цель, понятно, что одна, и вдруг ни с того ни с сего появилась вторая цель почти на такой же высоте. Уже две цели", - рассказывает Базаров.

Огонь по своим

Борис Базаров в музее ПВО частый гость. Благодаря ему директор Юрий Кнутов стал искать правду в истории шпиона Пауэрса. У Базарова сегодня ни орденов, ни медалей за участие в ликвидации иностранного шпиона нет, отмечен только почетной грамотой. То утро до сих пор не может забыть. В голове крутилась одна мысль: а вдруг снова война?

"Товарищ лейтенант, боевая тревога!" Думаю: "В такой праздник боевая тревога? Ничего не перепутал? Может, учебно-боевая?" – "Нет, боевая". И вот, понимаете, такое состояние, думаю: "Война, не война. Если цель – противник до Свердловска, а как же там впереди Москва?" То есть напряжение было, конечно, нервное", - рассказывает Борис Базаров.

Игорю Ментюкову на "Су-9" не удается добраться до Пауэрса из-за несовершенных систем наведения. Он никак не может обнаружить самолет противника. Но приказ идти на таран надо выполнять.

"Время запаздывания от 2 до 4 минут. То есть реально на планшете самолет здесь, а реально он пролетел то расстояние, на которое можно улететь за 2 или 4 минуты. Представляете? И вот таким вот образом получилось, что Ментюкова навели, но его самолет пролетел в стороне. То есть он пролетел буквально ниже и в нескольких километрах впереди от самолета Пауэрса выскочил, его Пауэрс видел", - говорит Юрий Кнутов.

Истребители "МиГ", 1961 год. Фото: ИТАР-ТАСС

С75 "Двина" теперь стоит в музее ПВО. Давно снята с вооружения, но в 1960-м система еще почти никому в полку не знакома. Оборудование установили всего несколько месяцев назад. Уральские ракетчики еще ни разу не стреляли, тем более в условиях боевой тревоги. По направлению к целям из дивизиона Воронова смогла взлететь только третья по счету ракета.

"Он растерялся сам, опыта-то нет, и снова звонит, то есть докладывает: "Прошу еще раз уточнить". Но когда он замешкался, это только его неопытность, самолет уже пошел на разворот в обратную сторону, на Челябинск, то есть он задачу свою выполнил, пошел на разворот, чтобы уйти. И уже на развороте, как говорится, поджилки тряслись – самолет уходит, а задачу он не выполняет. Дает команду "Пуск". Пуск первый не прошел, пуск второй не прошел, только третий", - рассказывает полковник войск ПВО в отставке Борис Базаров.

Однако в эти минуты стрельбу ведут несколько дивизионов. Цели на планшете у ракетчиков сразу четыре – два "МиГа", "Су-9" и самолет-шпион. И все идентифицируются как враги.

"Он очень маленький. Здесь движется так развертка, а отметки о цели – это будут небольшие точки. Вот наземный радиозапросчик, который позволяет определить цель, свой или чужой. То есть отсюда посылается сигнал, а там есть приемник. Если сигналы совпадают, то возле цели появляется дужка. Если этой дужки нет, цель – противник. Но так как экран очень маленький, а цели находятся рядом, если будет два ответчика, то все эти отметки сольются в одну и будет одно пятно", - объясняет Юрий Кнутов.

Для тарана Ментюкову на "Су-9" нужно обойти самолет противника, сделать разворот. Но вдруг он получает приказ садиться. Уже на аэродроме узнает: самолет-шпион сбит. Иностранный разведчик остается жив. Однако в то утро сбит "МиГ" старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Это станет известно только спустя десятилетия. Второму "МиГу" удалось увернуться от ракет.

"Царила тогда неразбериха, непонятно было, сколько самолетов находятся в воздухе, кому они принадлежат. Радиолокационная система опознавания находилась тогда еще в зачаточной стадии ее становления. И, собственно говоря, обстановка была очень напряженной. И поэтому самолет "МиГ-19" старшего лейтенанта Сафронова был идентифицирован как тоже самолет-нарушитель, и по нему очередью из трех ракет стрелял один из дивизионов 57-й зенитно-ракетной бригады", рассказывает главный редактор газеты "Военно-промышленный курьер" Михаил Ходаренок.

Последний разведчик в советском небе

Михаил Ходаренок внес сумятицу в ряды экспертов, опубликовав воспоминания Игоря Ментюкова, уверенного, что Пауэрс упал благодаря его маневру, мол, шпион потерял управление, попав в воздушную струю, оставленную "Су-9". Но Юрий Кнутов считает, что настоящий автор этой версии тогдашний командующий советской авиации Евгений Савицкий. Ему очень хотелось выиграть эту маленькую войну.

"Потом обломки же самолета Пауэрса собрали, привезли в Москву и в парке Горького выставили. Их все фотографировали, все смотрели на них, и ведь смотрел на них Савицкий. И Савицкий сказал Ментюкову: "Сынок, это ты сбил Пауэрса, ты посмотри на эти обломки, на них нет ни одной дырки от ракет". От боевой части ракеты, от осколков. А те части, которые были похожи на сито, их просто не показали по соображениям секретности специально, их спрятали", - говорит директор Музея Войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов.

Центральный музей армии. Здесь хранится то, что окончательно опровергает убеждения летчика Игоря Ментюкова, – обломки "U-2" со следами тех самых осколков ракеты. Она взорвалась у хвостовой части самолета.

Журналиста Михаила Ходаренка мучает другой вопрос: а вдруг майора Михаила Воронова наградили зря и это не он сбил Пауэрса, а командир другого дивизиона, подполковник Новиков? В небе над Свердловском в то утро разорвалось несколько ракет.

"Народ же должен быть уверен в официальной версии, что мы всегда на страже, могучим удалом, первой целью, первой бомбой, первой торпедой поражаем врага. А если сказать, что было запущено от 10 до 14 ракет, да при этом сбили еще свой истребитель, да при этом еще царила такая неразбериха, что до сих пор неясно, кто все-таки поразил этот самолет "U-2", - считает Михаил Ходаренок.

Американский разведчик Ф.Г. Пауэрс, 1960 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Как бы то ни было, задача выполнена. Шпион Пауэрс пойман и дает показания. После этого боя американские самолеты-разведчики прекращают полеты над Советским Союзом.

"Прекратились полеты американских разведывательных самолетов, наконец-то, после нескольких лет безнаказанного совершенно фотографирования наших самых секретных объектов. Второй момент – началось совершенствование самой системы ПВО, самой аппаратуры, самой техники и системы обслуживания, обучения и так далее, потому что обнаружилось огромное количество разного рода неполадок во время перехвата этого "U-2", - рассказывает военный эксперт Виктор Мясников.

19 августа 1960 года Фрэнсис Гэри Пауэрс был приговорен за шпионаж к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет во Владимирском централе.

Хрущев прилетел в Париж на встречу стран-участниц антигитлеровской коалиции, но на общей конференции так и не появился. Он ждал извинений от Эйзенхауэра, но их не последовало.
Исторический визит президента США в Москву не состоялся.

10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

В марте 1946 года британский государственный деятель Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую Фултонскую речь, в которой он высказал опасения насчет растущего контроля со стороны СССР в европейских государствах и открыто назвал Советский Союз причиной международных трудностей. Вместе с тем Черчилль подчеркнул, что «Соединенные Штаты находятся на вершине мировой силы».

Опасность коммунизма, по словам , росла везде, «за исключением Британского содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм еще в младенчестве».

Также он сказал, что «в большом числе стран, далеких от границ России, во всем мире созданы коммунистические «пятые колонны», которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив, получаемых из коммунистического центра».

Речь Черчилля стала условной точкой отсчета «холодной войны» между СССР и США.

С приходом к власти в СССР Никиты Хрущева в отношениях между странами наметилось определенное потепление. Однако последующие события не только не улучшили обстановку, но и едва не привели к ядерной войне. Одним из таких событий стало уничтожение советскими войсками американского самолета-разведчика Lockheed U-2 под Свердловском.

Самолеты U-2 занимались фотосъемкой секретных объектов на территории СССР. Полеты осуществлялись и над другими социалистическими странами. Основной задачей был сбор сведений о расположенных на территории СССР радиолокационных станциях и позициях ПВО.

Полеты начались в 1956 году. Вскоре советские средства ПВО обнаружили вторжение американских самолетов в воздушное пространство СССР. Советское правительство потребовало от США прекратить разведывательные полеты, но уже в 1957 году они снова возобновились.

30-летний Фрэнсис Гэри Пауэрс входил в группу летчиков, отобранных для выполнения полетов. С 1956 года он систематически совершал на самолете U-2 разведывательные полеты вдоль границ Советского Союза с Турцией, Ираном и Афганистаном.


Фотографии летчика сбитого U-2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса на выставке в ЦПКиО имени Горького в Москве, май 1960 года

AP

Целью была фотосъемка военных и промышленных объектов Советского Союза, включая полигон «Байконур» и центр разработки ядерного оружия «Арзамас-16», а также запись сигналов советских радиолокационных станций.

Самолет вылетел с военно-воздушной базы в пакистанском городе Пешавар, должен был пройти над Афганистаном и СССР по маршруту Сталинабад — Аральское море — Челябинск — Свердловск — Киров — Архангельск — Кандалакша — Мурманск и сесть в Норвегии.

Самолет пересек границу воздушного пространства СССР в 5:35. Его сразу засекли войска ПВО, но перехватить самолет им удалось не сразу. Пауэрс уже миновал Тюратам (ныне — Байконур), прошел вдоль Аральского моря, оставил позади Магнитогорск и Челябинск, почти подошел к Свердловску, а военные не могли с ним ничего сделать — самолетам не хватало высоты, а зенитные ракеты наземного базирования еще почти нигде не были установлены.

Очевидцы, находившиеся тогда на командном пункте ПВО, вспоминали, что звонки от Хрущева и министра обороны маршала СССР Родиона Малиновского следовали один за другим. «Позор! Страна обеспечила ПВО всем необходимым, а вы дозвуковой самолет сбить не можете!» — кричал .

«Если бы я мог стать ракетой — сам полетел бы и сбил этого проклятого нарушителя!», — отвечал главнокомандующий ПВО СССР Сергей Бирюзов.

Когда Пауэрс приблизился к Свердловску, с находящегося неподалеку аэродрома Кольцово был поднят случайно оказавшийся там высотный истребитель-перехватчик Су-9. Однако он был без ракет — самолет просто перегоняли с завода к месту службы. Пилот, капитан Игорь Ментюков, был без высотно-компенсирующего костюма. Тем не менее самолет подняли в воздух, а командующий авиацией ПВО генерал-лейтенант отдал приказ: «Уничтожить цель, таранить». Но перехват выполнить так и не получилось. Истратив топливо, самолет вернулся на аэродром.

Уверенность в собственной неуязвимости лишила Пауэрса осторожности. Маршрут самолета пролегал в зоне действия новейшего зенитно-ракетного комплекса «Двина». Его дальность поражения не превышала 30 км, но в 8:50 Пауэрс оказался в зоне поражения «Двины».

В 8:53 по самолету было выпущено семь ракет. Взрывом одной из них оторвало хвостовую часть самолета.

«Я посмотрел вверх, огляделся и увидел, что все залито оранжевым светом, — вспоминал впоследствии Пауэрс. — Не знаю, было ли это отражением взрыва в фонаре кабины самолета, или же все небо было таким. Но помню, как сказал себе: «Боже, похоже, что все кончено».

При взрыве у самолета оторвало крыло. Ручка управления перестала действовать, самолет стал быстро падать, войдя в неуправляемый штопор.

Сын Пауэрса потом вспоминал рассказы отца: «Он решает катапультироваться — ведь именно к этому готовят всех пилотов. Но тут он понимает, что при этом ему отрежет ноги, потому что в кабине U-2 очень тесно и летчик сидит в очень неудобной позе. Для катапультирования надо занять строго определенное положение».

В панике Пауэрс попытался принять необходимую позу, но это оказалось невозможным. Тогда Пауэрс, дождавшись высоты, когда можно было дышать без кислородного прибора, выбрался из разваливающегося на части самолета и выпрыгнул с парашютом. Он приземлился на поле у деревни Косулино, где его сразу окружили местные жители.

Обломки упавшего U-2 были разбросаны на большой площади, но потом почти все собраны — в том числе найдены относительно хорошо сохранившиеся передняя часть фюзеляжа с центропланом и кабиной летчика с оборудованием, турбореактивный двигатель и хвостовая часть фюзеляжа с килем. Сам Пауэрс был задержан и позже предстал перед судом.

Когда об инциденте стало известно в США, президент Эйзенхауэр пытался доказать, что Пауэрс просто заблудился, выполняя задание метеорологов.

«Самолет U-2 выполнял полет на метеоразведку, совершив взлет с авиабазы Адана, Турция. Основная задача — изучение процессов турбулентности. Находясь над юго-восточной частью территории Турции, пилот доложил о неполадках с кислородной системой. Последнее сообщение было получено в 7.00 на аварийной частоте. U-2 в назначенное время в Адане не приземлился и считается потерпевшим аварию. В настоящее время в районе озера Ван проводится поисково-спасательная операция», — гласило обнародованное 3 мая сообщение.

Однако 7 мая Хрущев официально объявил, что пилот сбитого самолета-шпиона — жив, взят в плен и дает показания компетентным органам. На пресс-конференции 11 мая Эйзенхауэр уже не смог уклониться от открытого признания факта проведения шпионских полетов в воздушном пространстве СССР. Также он признался, что полеты американских самолетов-разведчиков над территорией СССР являются одним из элементов системы сбора информации о Советском Союзе и проводятся планомерно в течение ряда лет.

Судебные слушания проходили 17—19 августа 1960 года в Колонном зале Дома Союзов.

В обвинительном заключении, в частности, отмечалось, что «Пауэрс был снабжен специальной булавкой с сильнейшим ядом из группы кураре. Эта булавка была ему дана, как заявил Пауэрс, для того, чтобы в случае применения к нему пыток покончить жизнь самоубийством».

Кроме булавки с ядом были обнаружены «бесшумный пистолет с патронами, финский нож, надувная резиновая лодка, комплект топографических карт европейской части СССР и прилегающих к ней стран, средства для разведения костров, сигнализационные шашки, электрический фонарь, компасы, пила, рыболовные снасти и другие предметы и вещи, а также советские деньги в сумме 7500 рублей и ценности (золотые монеты, кольца, наручные часы), которые, как показал Пауэрс, были вручены ему полковником Шелтоном при посадке в самолет и предназначались для подкупа советских людей в случае вынужденной посадки на территории СССР».

Все это снаряжение было изъято у Пауэрса при его задержании.

Пауэрс сотрудничал со следствием и подробно отвечал на задаваемые ему в ходе судебного заседания вопросы. В последнем слове он заявил: «Я обращаюсь к суду с просьбой судить меня не как врага, а как человека, который не является личным врагом русских людей, человека, который никогда еще не представал перед судом ни по каким обвинениям и который глубоко осознал свою вину, сожалеет о ней и глубоко раскаивается».

Суд приговорил Пауэрса к лишению свободы на десять лет, с отбыванием первых трех лет в тюрьме. Приговор был окончательным и обжалованию не подлежал.

Впрочем, в заключении Пауэрс провел всего 21 месяц, и 10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинке его обменяли на известного советского разведчика (настоящее имя — Уильям Фишер), арестованного и осужденного в США в сентябре 1957 года. Обмен состоялся при посредничестве восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля и американского адвоката Джеймса Донована.

В США Пауэрсу были не слишком рады. Ему предъявили обвинения в том, что он не выполнил своих обязанностей как пилот и не активировал систему самоликвидации аэрофотоаппарата и отснятой пленки, а также в том что он не совершил самоубийство. Впрочем, вскоре обвинения были сняты, а сам Пауэрс продолжил работать в военной авиации.