Александр Трифонович Твардовский (1910 - 1971гг). Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Починковского района Смоленской области в семье крестьянина, сельского кузнеца. Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах был строг до суровости, честолюбив до болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости Александру в особенности - бывало с ним порой очень нелегко. И все-таки условия, в которых протекало детство будущего поэта, складывалось так, что он мог постигать сущность крестьянской работы и прелесть родной природы, впитывать стихи классиков и учиться преодолевать трудности, ценить плоды человеческого труда и развивать в себе любознательность, проникаться непримиримостью к жадности, жестокости, трусости, подлости и лицемерию и давать простор своим безудержным мечтам, настойчиво добиваться цели и вырабатывать в себе еще на пороге юности определенный моральный кодекс - высокий нравственный кодекс советского гражданина и русского поэта. Большое влияние в детстве на формирование будущего поэта оказало его приобщение к труду, и прежде всего «учеба» в отцовской кузнице, которая для всей округи была « и клубом, и газетой, и академией наук». К этому времени Саша Твардовский успел прочесть уже немало книг, но тогда-то, еще совсем малышом, он открыл свою первую книжку и стал ее самостоятельно читать. Это была «Капитанская дочка» Пушкина. Много позднее он писал: «Я помню формат книги, ее запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю. Я был охвачен ею и засиделся у окна избы дотемна…» Самой дорогой, самой заветной своей книгой Твардовский называет томик стихотворений Некрасова, который отец в голодном 1920 году приобрел на Базаре в Смоленске, выменяв па картошку. С детства вобрал в себя поэт безбрежность родимых пространств, с детства глубоко задумался о ценности человеческой жизни и неизбежности смерти (стихотворение «Мне памятно как умирал мой дед» . С детства выработал он в своем сознании высокие моральные принципы. Потому, не поняв и не узнав Твардовского-подростка невозможно понять и познать его как зрелого поэта. На восемнадцатом году жизни Александр Твардовский покинул родное Загорье. К этому времени он уже не раз был в Смоленске, однажды побывал в Москве, лично познакомился с М. В. Исаковским, стал автором нескольких десятков напечатанных стихотворений. В 1924 году Твардовский вступает в комсомол. С 1925 года начинается его литературная (точнее сказать, селькоровская) деятельность. В смоленских газетах печатаются его заметки, главным образом критикующие местные власти за их безответственность, злоупотребления и т.п. К нему идут люди из Загорья и окрестных деревень, просят написать о местных неполадках, разоблачить кого-то в газете… Юноша понимает, что такое отношение людей ко многому его обязывает, и начинает себя готовить к более широкому поприщу. Впервые имя Твардовского увидело свет 15 февраля 1925 года. В газете «Смоленская деревня» была опубликована его заметка «Как происходят перевыборы кооперативов». 19 июля этаже газета напечатала его первое стихотворение «Новая изба». В последующие месяцы появилось еще несколько заметок, корреспонденций, стихов Твардовского в различных газетах Смоленска; а в начале 1926 года он снова публикует свои стихи в газете «Рабочий путь». В апреле 1927 года смоленская газета «Юный товарищ» помещает заметку об Александре Твардовском вместе с подборкой его стихов и фотографий - все это объединено общим заголовком «Творческий путь Александра Твардовского». А было Александру 17 лет. Летом 1929 года поэт осмелился послать свои стихи в Москву, в редакцию журнала «Октябрь». И - о счастье! Михаил Светлов напечатал стихи 19-летнего Твардовского. После этого события смоленские горизонты стали казаться ему слишком узкими, и он устремился в столицу. «Но получилось примерно то же самое, что со Смоленском. Меня изредка печатали, кто-то одобрял мои опыты, поддерживая ребяческие надежды, но зарабатывал я не намного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям, и меня все заметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящей учебы и настоящей жизни. Зимой 30 года я вернулся в Смоленск…» Трудно сказать, как бы складывалась литературная судьба Тв., если бы он остался в Москве, что было вовсе не исключено, имей он постоянное и надежное жилье. У Твардовского возросла требовательность к себе как к поэту, и он сам стал все чаще испытывать неудовлетворенность своими стихами. В 1932 году Тв., уже имея семью, становится студентом Смоленского Педагогического Института. Учиться решил после того, как прочитал первую книгу романа Н. Островского «Как закалялась сталь». Роман, по его собственному признанию, «поглотил залпом». Попробуем внимательнее присмотреться к творчеству Тв. 1925-1935 гг. Если сопоставить его прозу, стихи и поэмы начального периода, то можно прийти к таким выводам: в прозе он почти также силен, как в поэзии; его поэмы несколько слабее, чем лирические стихи. Существенность содержания, ясность и прозрачность формы, красота меткого и умного русского слова-в этих постоянных свойствах лирики Твардовского легко увидеть продолжение тех традиций, что утвердились в нашей поэзии со времен Пушкина и Некрасова. Лирика Твардовского-это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому труженику, но вместе с тем наиболее глубоких и общих человеческих чувств. Она открывает душе такие основы человеческой жизни, как труд, родина, любовь, земля... Ранние стихи Тв., безусловно, отмечены печатью одаренности, хотя иногда (особенно это относится к стихам 1926-29 гг.) в них можно заметить невольное подражание поэтам старших поколений - Бунину, Есенину, Исаковскому. Но та же зоркость, та же наблюдательность, что и в прозе, свойственны ранней лирике поэта, что справедливо отметил в своих мемуарах Н. В. Исаковский. Многие из стихов («В глуши», «Родное», «Ночной сторож», «Перевозчик», «Весенние строчки», «Матросу») передают настроения жителя сельского захолустья, томящегося по иной, более интересной, хотя и более трудной жизни. Картины родной природы проникнуты грустью: Дорог израненные спины, Тягучий запах конопли… До заморозков в город не пробраться Сквозь не живой болотный полукруг. Тоскливой кажется поэту повседневная работа жителей этой глуши, хотя он прекрасно понимает ее необходимость. «Незаменимый, как замок», ночной сторож Совсем готовым встретил вечер, Оделся, осмотрел ружье… Всю ночь другим заняться нечем - Чубук с досадою жует. Темнеет стешка у постройки, Вперед, назад - и никаких! Трезор - и тот давно притих, А ты ходи, а хочешь стой тут. Начиная с 1929 года Тв. стал писать по-новому, добиваясь предельной прозаичности стиха. Ему, как он впоследствии рассказывал, хотелось писать «естественно, просто», и он изгонял «всякий лиризм, проявление чувство». Поэзия немедля отомстила ему за это. В некоторых стихотворениях («Яблоки», «Стихи о всеобуче») наряду с подлинно поэтическими стали появляться и такие, например, строчки: И сюда Ребят больших и малых Соберется школьный коллектив. Или: Это представитель городской, Машет он уверенно рукой. Впоследствии Тв. понял, что это ошибочный путь, ибо то, что он ставил превыше всего - сюжетность, повествовательность стиха, конкретность, - выражалось у него на практике, как признал он в 1933 году, «в насыщении стихов прозаизмами, «разговорными интонациями» до того, что они переставали звучать как стихи и все в общем сливалось в серость, безобразность… В дальнейшем эти перегибы доходили подчас до абсолютной антихудожественности». Твардовский обладает неослабеваемо острым и постоянным чувством родины. Еще в 30-е годы он написал несколько прекрасных стихотворений, полных чувства любви к родному краю («Друзьям», «За тысячи верст...», «Поездка в Загорье»). Война, захват Смоленщины врагом вызвали в его сердце, переполненном оскорблением, гневом и болью, новый прилив этой сыновней любви. В «Автобиографии» Тв. писал, что с третьего курса института он ушел «по сложившимся обстоятельствам». «В те годы, - подтверждает А. Кондратович, - началась работа над «Страной Муравией», потребовавшая таких сил, что пришлось оставить учебу». Дата выхода в свет этой поэмы (1936), самым малым разрывом во времени, стало началом все более широкого осознания того немаловажного для нашей литературы факта, что в ней появился поэт, обещающий стать истинно народным. Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде на своей земле, понял и осознал, что счастье может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылась правда о коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и трудолюбивых хозяев, страшновато. «Со «Страны Муравии», встретившей одобрительный прием у читателей и критики, я начинаю счет своим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора», - так определили в «Автобиографии» значение этой поэмы сам автор. Следующим этапом творчества Тв. по праву называют его работу над знаменитым стихотворением «Ленин и печник». Этот этап отделяет от «Страны Муравии» пять лет работы - с 1936 по 1941 гг., очень много значившие в становлении личности поэта. Вскоре, с осени 1936 года, Тв. становится студентом третьего курса МИФЛИ и поселяется в столице. Все знавшие его студентом подчеркивали его собранность и целеустремленность, аккуратность и сосредоточенность, привычку рано вставать и тут же приниматься за дело. Любые проявления богемности были ему всегда отвратительны. А. Кондратович, учившийся в те же годы в МИФЛИ двумя курсами раньше Тв., свидетельствует: «Учебы, не составлявшая главного содержания жизни Тв., была для него делом очень важным, не проходным и уж, конечно, не средством для получения диплома. Чем бы ни занимался Тв., он занимался только всерьез и основательно, отдавая этому делу в данный момент все свои силы». За годы учебы он выпустил три сборника стихов: «Стихи», «Дорога», «Сельская хроника» . В 1938 году Тв. стал кандидатом в члены ВКП(б), а в январе 1939 года вместе с некоторыми другими писателями награжден орденом Ленина. В одном списке с ним оказались такие ветераны советской литературы, как Н. Асеев, Н. Тихонов, В. Катаев, Е. Петров, Я. Купала, Я. Колас, М. Шолохов. Позднее Тв. признавался: «Конечно, я не ожидал такой награды, вообще не ожидал никакой награды. И когда мне сказали, что я награжден орденом Ленина, я вначале не поверил… И было чувство и радости, и неловкости - столько стариков получили награды меньшего веса или не получили вовсе». Едва успев окончить институт, Тв. был призван в Красную Арию и принял участие в освобождении Западной Белоруссии (1939г.). Затем был демобилизован, а с началом советско-финляндского вооруженного конфликта призван вновь - так же, как и раньше, в должности спецкорреспондента военной газеты, но уже в офицерском звании («писатель с двумя шпалами», - говорит он о себе, - т.е. батальонный комиссар), За исключением нескольких дней, проведенных в Ленинграде, Тв. всю войну был на Карельском перешейке. Испытал винтовочный и орудийный обстрел, замерзал на ледяном ветру, видел множество убитых и раненных, узнал быт фронтовых землянок и блиндажей. Чуть не ежедневно в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» появляются его очерки, корреспонденции, стихи, а также куплеты о Васе Теркине, которые писались совместно с А. Щербаковым, С. Вашенцевым, Ц. Солодарем и другими как стихотворные подписи к рисункам Фомичева и Брискина. Вскоре после окончания войны, весной 1940 года, Тв. был награжден орденом Красной Звезды и демобилизован. Первое утро Великой Отечественной войны застало Тв. в Подмосковье, в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия». Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки «Родина и чужбина», а также воспоминания Е. Доматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, О. Верейского, знавших Тв. в те годы. Так, Е. Воробьеву он рассказал, что «в 1941 году под Киевом … он едва вышел из окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом, из которого, по словам И. С. Маршака, вышел опять-таки «чудом». В середине 42-го года Тв. был перемещен с Юго-Западного на Западный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда». Стала она родным домом и легендарного Теркина. По воспоминаниям художника О. Верейского, рисовавшего портреты Тв. и иллюстрировавшего его произведения, «он был удивительно хорош собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягко ступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма очень шла ему. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлые глаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались, иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щек была какая-то женственная мягкость». Во время войны выявилось еще одна характерная черта Тв.: он не только никогда не щеголял своей храбростью, но, напротив, не редко подчеркивал те моменты, когда испытывал чувство страха. Но по свидетельству А. Аборского это был человек недюжинной личной храбрости. Наряду с храбростью Александр Трифонович обладал также изрядной физической силой (видно, не зря в детстве время в отцовской кузнице), твердостью руки и верностью взгляда. Неудивительно, что он стал чемпионом гарнизона по игре в городки. О. Верейский вспоминает: «он очень любил проявлять свою недюжинную физическую силу, т.е. не показывать ее, а просто выпускать на волю. То он колол дрова для кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускал случая подтолкнуть, вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся с немногими охотниками помериться с ним силами, с готовностью принимал участие в застольных сборищах, на которых с охотой и старанием пел старинные народные песни». Стихи А.Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив "Позарастали стежки-дорожки...". В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии В годы войны создана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма "Василий Теркин". Его герой стал символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя). Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе "Переправа" рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу: "Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: - Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке". В 1944 году вся редакция «Красноармейской правды» вошла в состав третьего Белорусского фронта. Вместе с бойцами и офицерами этого фронта Тв. встретил День Победы. В сентябре 1945 года подполковник Тв. демобилизованный первым из своей писательской группы, покидает Бобруйск, где находилась после войны редакция. Впереди - Москва, встреча с семьей и новые страницы жизни, творчества. В свои 35 лет он знаменит и занимает ряд ответственных постов: избран в правление союза писателей; является членом Комитета по Государственным премиям СССР; назначен председателем Комиссии по работе с молодыми авторами; назван во всех учебниках советской литературы. Тем не менее, самому Тв., «любителю жизни мирной», как выразился он о себе в «Книге про бойца», было очень нелегко и непросто в послевоенные годы вновь обратиться к мирным темам: то, что было пережито за четыре года кровавой войны, цепко удерживало его музу. Неслучайно именно в эти годы, когда война стала событием недавнего прошлого и уже стало возможно осмыслить ее с позиций послевоенных, он создает такой шедевр, как «Я убит подо Ржевом». Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа. Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской. Это обращение "братья". В эти же годы пишет стихи такой силы, как «Москва», «Сыну погибшего воина», «в тот день, когда окончилась война». Все они - о войне. То, что не войне, как правило, значительно слабее. В 1950 году Тв. был назначен главным редактором «Нового мира». В это же время, несмотря на значительно сократившееся количество времени, начал свое новое крупное произведение - поэму «За далью - даль». Поэма «За далью - даль» состоит из 15 глав. Писалась она десять лет (1950-1960 гг.). Ее трудно назвать эпическим произведением. Описаний здесь очень мало (виды, мелькающие за окном, вагонные соседи, Александровский централ). Событий всего два (перекрытие Ангары и встреча с другом детства). Все остальное - авторские воспоминания или раздумья, или, как выразился сам Тв., «отступленья, восклицанья, да оговорок этих тьма». Основное событие, описываемое в поэме, величественно и грандиозно. Это - работа по строительству Иркутской ГЭС. Любителям произведений исключительно остросюжетных читать «За далью - даль» покажется скучным, да автор и не старался для них «плетень художества плести». Поэма рассчитана на мыслящего читателя, на читателя-гражданина, которого волнуют и общественные, и государственные, и мировые проблемы. Писать для такого читателя нелегко, но, быть может, потому и достигла такого уровня поэма, что автор ничего не таил от читателя: Что горько, мне, что тяжко было И что внушало прибыль сил, С чем жизнь справляться торопила - Я все сюда и заносил. В последние десять - пятнадцать лет своей жизни Тв. был для множества своих собратьев по перу своеобразным духовным отцом благодаря своему исключительному таланту, а главным образом, благодаря известному всем чувству высокой личной ответственности за судьбы литературы, да и не только ее. «Он был нашей поэтической совестью» - так предельно точно определит нравственное значение Тв. Кайсын Кулиев. Лет за пятнадцать до смерти Тв. писал, что жизнь его «не обделила … и столько в сердце поместила, что диву до поры - какие жесткие под силу ему ознобы и жары». До поры… Но вот пора настала. 18 декабря 1971 года он скончался. Умер еще один великий поэт. Осиротела поэзия. Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главное свойство поэтического творчества А. Твардовского. Судьбы народа, его пути к общему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерный трудовой подвиг в последние десятилетия нашей истории, государство и личность, общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которые вдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. А. Твардовского отличает превосходное знание народной жизни, народного характера и правдивость истинного реалиста, убежденного сторонника "правды сущей, правды, прямо в душу бьющей". Его гибкий, меткий, всем доступный и будто врезающийся в суть предмета стих органически тяготеет к народному присловию, к шутке, он впитал в себя наиболее живые традиции устного поэтического творчества и уроки русских поэтов-классиков, в первую очередь Некрасова. А. Твардовский - выдающийся представитель социалистического реализма в нашей литературе.

Твардовский Александр Трифонович


Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье в Смоленской области в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. В годы войны этот хутор был сожжен немецкими войсками.

Земля эта - десять с небольшим десятин - вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле - нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор.

Трифон Гордеевич Твардовский


Трифон Гордеевич был человеком начитанным - и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова.

Мать Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев.

Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.

Мария Митрофановна Твардовская


Начало творческой деятельности

Первые заметки начали появляться с 1925 года. Авторитет юноши возрос. «Это делало меня, - вспоминает он в автобиографии, - рядового сельского комсомольца, в глазах моих сверстников и вообще окрестных жителей лицом значительным». К молодому селькору стали обращаться с просьбами написать о неполадках, приходили с жалобами на несправедливость начальства.

Непосредственно стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд.

Однажды, собрав несколько стихотворений, Твардовский принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.

Михаил Васильевич Исаковский


Первое стихотворение было напечатано в воскресном номере газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года.

Новая изба.

Пахнет свежей сосновой смолою.

Желтоватые стены блестят.

Хорошо заживем мы семьею

Здесь на новый советский лад!

А в углу мы «богов» не повесим,

И не будет лампадка тлеть.

Вместо этой дедовской плесени

Из угла будет Ленин глядеть.

Александр Твардовский




Василий Теркин

После окончания в 1939г. Московского института философии, литературы и истории (ИФЛИ) Твардовский был призван в армию как военный корреспондент. Трудности, испытанные Красной Армией в зимнюю кампанию 1939/40гг. Подготовили поэта к трагедиям Великой Отечественной войны.

Твардовский- Военный корреспондент

Помимо работы над стихами и очерками, написанными им в ту пору, он участвовал в создании фельетонного персонажа, появившегося на страницах газеты Ленинградского военного округа”На страже Родины”,- веселого бывалого солдата Васи Теркина.


Обложка к книге "Василий Теркин"


Произведения о войне

В 1945 году была завершена работа над «Теркиным». Книга тут же издается и пользуется небывалой популярностью. В следующем году Александр Трифонович получил Государственную премию за «Василия Теркина». В этом же году написана поэма «Дом у дороги» – тоже о войне, но с трагической точки зрения. Как писал Самуил Маршак, «поэма могла родиться только в годы великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого основания». За эту поэму в 1947 году Твардовский так же получил Государственную премию

Дом у дороги. 1946 год.


Твардовский и журнал «Новый мир»

В 1950 году Александр Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир». Параллельно начинается работа над поэмой за «Далью даль», которая была закончена спустя 10 лет. В 1954 году его увольняют с поста главного редактора «Нового мира» за «демократические тенденции», появившиеся в журнале сразу после смерти Сталина.

И. В. Сталин




С дочерью Валей. 1936 г.


Последние годы жизни

В феврале 1970 г. Александр Трифонович был вынужден уйти из «Нового времени» Вскоре он заболел раком лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московско области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7). В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве его именем названы улицы. Твардовский прожил жизнь согласно принятому им принципу:

С тропы своей ни за что не ступая

Не отступая - быть самим собой.

Слайд 1 Александр Трифонович Твардовский

Слайд 2

Так же, как и многие его современники, он прожил очень непростую жизнь. В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи развития советской страны: коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война, послевоенное возрождение. Это поэт - советский по сути своей, но, вместе с тем, в его поэзии находят место и общечеловеческие проблемы. Поэт широко использует народный разговорный язык, фольклорные формы, и в духе народно-поэтического творчества рисует своих героев.

Слайд 3

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской области. Его отец в прошлом был кузнецом, возможно, от этого и пошло то сочетание своеобразной основательности и непоколебимой принципиальности, которое всегда было свойственно характеру Твардовского.

Слайд 4

Учился в сельской школе. Позднее в Смоленском педагогическом институте.

Слайд 5

Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в

состоянии их записать.

Слайд 6

Будущий поэт стал активным сельским комсомольцем, а с 1924 года начал посылать заметки в редакции смоленских газет.

Слайд 7

Судьба крестьянина в годы коллективизации стала темой ранних произведений Твардовского.

Слайд 8

В лирике 1930-х годов Твардовский стремился уловить изменения человеческих характеров в колхозной деревне, создать образы ее людей.

Слайд 9

В ходе ликвидации кулачества как класса его семья (мать, отец, братья и сестры) была лишена всего кровно нажитого и насильно выслана на Северный Урал.

Об этих тяжелых годах ярко рассказал в своих мемуарах брат поэта Иван Трифонович.

Слайд 10

Известность к нему пришла после публикации в 1936 году поэмы "Страна Муравия". Сюжет поэмы напоминает историю Дон-Кихота, только у Твардовского вместо странствующего рыцаря в путешествие отправляется мужик, не желающий вступать в колхоз. Он едет по стране на своей лошаденке в надежде найти место, где нет колхозов. Такого места он, конечно, не находит и, насмотревшись на счастливую жизнь колхозников, возвращается домой уверенный, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхозов.

Теперь Твардовский приезжает в Москву уже как признанный поэт. К этому времени он успел закончить два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Его стихи и поэмы охотно печатают журналы, их одобрительно воспринимает критика, и поэт вполне доволен своей жизнью.

В 1939 году поэт заканчивает МИФЛИ,

Слайд 11

и его призывают в армию. В то время он еще не знал, что снимет шинель только после Победы. За шесть лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн.

Слайд 12

Военный путь А.Т.Твардовского начался с осени 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем в финской компании (1939–1940). А после и в Великой Отечественной войне.

С 1942 года и до конца войны Твардовский работал в “Красноармейской правде” – газете Западного фронта.

За годы войны А.Т.Твардовский создал многочисленные стихи, объединенные во “Фронтовую хронику”, очерки, корреспонденции.

Герой его фронтовой хроники - еще не солдат, а тот же крестьянин, волей судеб попавший на войну. Из этого цикла и выросла поэма "Василий Теркин".

Слайд 13

Поэма «Василий Теркин», «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни - в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения. Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды.

Слайд 14

Военные впечатления легли в основу и следующей поэмы Твардовского - "Дом у дороги", которая вышла в 1946 году. В противоположность "Тёркину" в ней звучит мотив неизбывной печали и скорби о потерях.

Слайд 15

В том же, 1946 году, поэт создает своеобразный реквием погибшим - стихотворение "Я убит подо Ржевом". По форме стихотворение представляет собой диалог-нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто остался сражаться с фашизмом.

Основная идея этого завещания звучит в финальных строках произведения:

« Я вам жить завещаю –

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

Слайд 16

Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью - даль» (1953-1960). В художественном плане интересно построение поэмы. Поезд, в котором едет герой произведения, проезжает почти по всей территории огромной страны. Путешествие становится не просто действительностью, в которой оказался герой, но и воспоминанием, и своеобразным подведением итогов:

Я видел, может быть, полсвета

И вслед за веком жить спешил,

А между тем дороги этой

За столько лет не совершил…

Слайд 17

В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала "Новый мир", но уже через четыре года его сняли, а еще через четыре, в 1958 году, вернули обратно. Именно в это время "Новый мир" становится ц ентром, вокруг которого группировались писатели, стремившиеся к честному отображению действительности.

Слайд 18 (лирика)

Военные и послевоенные годы во многом изменили мировоззрение поэта, другой стала и его гражданская позиция. Он увидел, каким стало то будущее, которое в двадцатые-тридцатые годы представлялось ему светлым и справедливым. И поэт как мог пытался отстаивать свои идеалы и свою позицию.

Слайд 18

Последней поэмой Твардовского была «По праву памяти». Это поэма о «памяти бессонной», обо всем, что было за годы советской власти - великом и трагическом, об истории и вечных ценностях. Поэт писал поэму в 1970 г., когда уже забыли о культе личности, пытались приукрасить или замолчать негативное в истории советской страны:

Забыть велят и просят лаской

Не помнить - память под печать,

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвященных не смущать.

Твардовский судит себя, страну по самым высоким нравственным меркам.

Поэма «По праву памяти» - горькое, драматическое произведение. В ней Твардовский трагически осознавал, что тоже был в заблуждении, что историческая вина лежит и на нем:

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.

Так вся история страны, запечатленная в поэмах Твардовского, получила свое философское осмысление в его последней, итоговой поэме.

Слайд 19

В 1970 году он был в очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому.

Слайд 20

Всего через полтора года после этого Твардовский умер от тяжелой болезни. Как писал позже один из историков, "смерть Твардовского стала поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны".

Слайд 21

Похоронен поэт в Москве на Новодевичьем кладбище.

Слайд 22

В 1988 году по макету брата поэта Ивана Трифоновича открыт для посетителей возрожденный хутор Загорье, место, где родился и жил до восемнадцатилетнего возраста Александр Твардовский. Ежегодно, в день рождения поэта, на хуторе Загорье проводятся литературные праздники.

Слайд 23

В Смоленске и Москве открыты памятники Александру Твардовскому.

Слайд 24

В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве именем А. Твардовского названы улицы.

Слайд 24

Награды и премии Твардовского.

Слайд 25

«Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла»

Советская литература

Александр Трифонович Твардовский

Биография

ТВАРДОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ (1910−1971), русский поэт. Родился 8 (21) июня 1910 в д. Загорье Смоленской губ. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме По праву памяти (1967−1969, опубл. 1987).

Твардовский писал стихи с детства. В 1931 была опубликована его первая поэма Путь к социализму. Учась в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), который окончил в 1939, Твардовский писал также статьи. Известность ему принесла поэма Страна Муравия (1936, Государственная премия, 1941), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.

После выхода Страны Муравии один за другим были изданы сборники стихов Твардовского Стихи (1937), Дорога (1938), Сельская хроника (1939), Загорье (1941). В 1939-1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.

В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок Книга про бойца. Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945. В статье Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно - живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел - туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И. Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!» Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения Я убит подо Ржевом… и Я знаю, никакой моей вины… Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи Дом у дороги (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой». В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. В 1958 Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в него своих единомышленников - критиков и редакторов В. Лакшина, И. Виноградова, А. Кондратовича, А. Берзер и др. На этом посту Твардовский, по определению критика И. Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В. Овечкина, В. Быкова, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Трифонова, Ю. Домбровского и др. В 1961 Твардовскому удалось опубликовать повесть А. Солженицына Один день Ивана Денисовича. В 1970 Твардовский был смещен с поста главного редактора. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой - «неофициальным оппозиционером». Несмотря на официальное признание поэмы За далью даль (1950−1960, Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского По праву памяти и Теркин на том свете не были опубликованы. Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971.

Твардовский Александр Трифонович, является известным русским поэтом. Он родился 8 июня 1910 года в деревне Загорье, которая находится в Смоленской области. Отец будущего поэта был кузнецом, которого во время революции раскулачили и отправили в ссылку. О судьбе многих жертв коллективизации того времени, Твардовский написал в своём произведении "По праву памяти".

Александр писал стихотворения с самого детства. Его первое произведение было опубликовано в 1931 году. Называлась эта поэма "Путь к социализму". Во время своей учёбы в Смоленском педагогическом институте и в Московском институте философии, он не забывал писать и статьи. Твардовский стал известен, после выхода в широкий круг читателей его поэмы "Страна Муравия".

С 1939 по 1940 годы он служил в армии военным журналистом. Принимал участие в походах на Польшу и в финской войне. Во время Второй мировой войны он был фронтовым корреспондентом. Писал статьи для многих газет. Кроме этого, он занимался творчеством, писал свои "хроники фронтовых лет". Это название определяет содержание данного произведения. Благодаря тому, что он был директором "Нового мира", удалось опубликовать произведения многих советских писателей. А в 1961 году, Твардовский смог опубликовать повесть Солженицына "Один день Ивана Денисовича". По воле высших чиновников, в 1970 году, Твардовского смещают с должности главного редактора. Это сильно повлияло на душевное состояние поэта, который был одновременно большим человеком в партии и "неофициальным оппозиционером". Несмотря на то, что его поэма "За далью даль" была признана советскими критиками, и удостоена Ленинской премии в 1961 году, другие его произведения, так и небыли опубликованы.

Перед вами краткая биография Твардовского . Из нее вы поймете, почему этот человек был таким популярным народным любимцем. Впрочем, читать любых выдающихся людей, вне зависимости от времени и места их рождения, чрезвычайно интересно.

Александр Трифонович Твардовский относится к числу самых знаковых писателей советской эпохи. Его перу принадлежит бессмертная поэма «Василий Теркин», которая после своего появления сразу же и навсегда завоевала любовь советских граждан.

Краткая биография Твардовского

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской губернии . Мальчик рос в простой рабочей семье.

Глава семейства был кузнецом, однако, несмотря на это являлся весьма образованной личностью. Он увлекался русской литературой, из-за чего в доме часто читали произведения , и прочих писателей.

Детство

Детство Твардовского проходило в послереволюционный период России. В подростковом возрасте он воочию увидел и почувствовал последствия коллективизации, ведь в 1930-е годы его отца раскулачили и выслали из деревни.

Первые стихотворения Александр начал писать еще в детстве. В 1925 г. он стал работать корреспондентом в сельской газете. Благодаря этому, ему удавалось публиковать там свои сочинения, которые были первыми в его биографии.

На следующий год, подающий большие надежды юноша уже сотрудничал с городскими издательствами. Вскоре в одном смоленском издании напечатали несколько стихов 17-летнего поэта.

В 1927 г. Александр Твардовский принял решение остаться в Смоленске. В 1929 г. он отправил свои стихотворения в , где позже их опубликовали в журнале «Октябрь».

Не рассчитывая на такой успех, он испытал подлинную радость от того, что его творчество не осталось незамеченным. В результате Твардовский решил поехать и попытать счастья в Москве.

Однако там, наряду с финансовыми проблемами, его ждали и другие трудности. И хотя ему периодически удавалось печататься в каких-то изданиях, устроиться на хорошую работу он все же не смог.

Образование

Недолго пробыв в столице, ему пришлось снова вернуться в родной Смоленск. Там он поступил в Смоленский педагогический институт. В это учебное заведение его согласились зачислить без экзаменов, но с условием выучить и сдать за год все школьные предметы.

Прилежный и ответственный ученик не подвел преподавателей, и сдержал данное им обещание.

Творчество Твардовского

Во время учебы он продолжал сочинять стихотворения, и вскоре из-под его пера вышли такие произведения как «Снег стает, отойдет земля», «Братья» и «Лес осенью».

С начала 30-х годов он переживал творческий подъем. Одна за одной печатались его поэмы и повести. В 1936 г. он издает поэму «Страна Муравия», в которой отображались все трудности и несчастья крестьян после Октябрьской революции.

Вслед за этим, были изданы еще несколько сборников его стихов.

Творчество Твардовского получало все большее признание на территории Советского Союза. С данного времени у него не возникало никаких проблем с печатаньем своих сочинений.

В 1939 г., сразу же после окончания учебы, Александра Трифоновича призвали в армию.

За шесть лет службы, он прошел несколько войн, работая военным журналистом. Увидев и испытав на себе все тяготы фронтовой жизни, ему удалось собрать большой объем материала на военную тематику.

В результате, из-под его пера вышел сборник стихов «В снегах Финляндии». Одновременно с этим он написал бессмертную поэму «Василий Теркин», так полюбившуюся всем советским гражданам. На ее написание ушло около 4 лет.

После окончания войны в своих сочинениях он описывает людей, постепенно возвращающихся к нормальному укладу жизни.

Не давая себе времени на отдых, писатель долго и усердно трудится над поэмой «По праву памяти». В ней он в прямой и правдивой форме представляет читателю ужасы коллективизации, не забывая при этом упомянуть о примере своего отца.

Однако советская власть не могла допустить, чтобы данное произведение попало в руки обычных граждан, поэтому оно не было напечатано сразу, а несколько десятилетий пролежало на полке.

В 1947 г. он написал книгу, посвященную прошедшей войне и получившую название «Родина и чужбина».

Работы Твардовского были высоко оценены литераторами и отмечены разными почетными наградами. В 1939 г. ему присвоили орден Ленина, а в 1941 г. он удостоился Государственной премии .

В 1961 г. Твардовский стал лауреатом Ленинской премии за поэму «За далью – даль».

В 1950-1954 гг. он занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. В 1963-1968 гг. был вице-президентом Европейского сообщества писателей.

В течение 1950-1970 гг., являлся редактором в издательстве «Новый мир». Пожалуй, это было лучшее время его биографии.

Однако его жизнь нельзя назвать спокойной и комфортной, поскольку Твардовский далеко не всегда придерживался «правильных» взглядов.

Так, например, когда в 1961 г. он разместил в журнале повесть опального «Один день Ивана Денисовича», он сразу же подвергся сильному давлению со стороны органов власти.

Это привело к тому, что в 1970 г. его уволили, а редакцию закрыли.

Свое увольнение Твардовский перенес тяжело и болезненно. Александр Трифонович стал жаловаться на здоровье и вскоре перенес инсульт.

По этой причине он решил на время оставить писательскую деятельность и немного отдохнуть у себя на даче в Подмосковье. Именно там ему было суждено прожить остаток жизни.

Он был женат на Марии Гореловой, которая родила ему 2 дочерей – Ольгу и Валентину. Можно смело утверждать, что Твардовский имел насыщенную, богатую и яркую биографию.

Если вам понравилась краткая биография Твардовского – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся вообще и биографии известных людей в частности – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!