История человеческой цивилизации - это история войн. Вряд ли можно поспорить с этим утверждением. Конечно, древние не только воевали, но строили города и храмы, пахали землю и выращивали скот, создавали великолепные ремесленные изделия. Но и война была обычным, повседневным делом. Захват чужого добра, скота, рабов считался у многих народов не только одним из видов промысла, но и почётным занятием. С появлением первых цивилизаций всё большее число политических задач стало решаться военным путём. Это и увеличение подвластных территорий, и обеспечение безопасности торговых путей и границ государства, и, конечно же, обогащение.

Тенденция к созданию всё более крупных государственных образований стала проявляться уже на начальных этапах развития ранних цивилизаций. Но лишь во II тысячелетии до н. э. отдельные цивилизации попытались распространить постоянную власть за пределы своих естественных границ, что и явилось . К их числу относилась хеттская цивилизация. Государство хеттов, ставшее одним из первых примеров структурированного классового общества, просуществовало практически шесть столетий и пало под мечами иноземцев. Затем в I тысячелетии до н. э. появляются такие , как Ассирийская и Персидская. Но во многом их успехи были основаны на достижениях хеттов. Среди этих достижений на первом месте стоит применение железного оружия, превосходящего по своим качествам известное тогда оружие из бронзы - сплава меди с другими металлами. Использование коней и боевых колесниц, создание профессиональной армии, способной вести постоянные завоевательные войны, стали ещё одним вкладом хеттов . И наконец, сама организация государства, не всегда удачная, также учитывалась последующими реформаторами. Можно сказать, хетты были первыми, кто провёл грандиозный эксперимент - основал государство, объединившее разные народы силой военной мощи.

Хеттская цивилизация сложилась в центре Малой Азии в первой половине II тысячелетия до н. э. В бурную эпоху, когда Восток был потрясён завоеванием Египта гиксосами, Вавилонии - касситами, когда казалось, что эти великие цивилизации рушатся, хетты благодаря военному превосходству объединили под своей властью Малоазийские, Сирийские и , создав здесь военную цивилизацию.

Карта Хеттов. Хеттская держава

Анатолия - центральная часть Малой Азии, где возникла древняя цивилизация хеттов, отличалась по своим природным условиям от других центров ранних цивилизаций, таких, как долина реки Нила или . Эта страна представляла собой горное плато, покрытое скудной степной растительностью, подходящее лишь для выпаса овец и коз. Для развития хозяйства с полями и пастбищами были пригодны только небольшие равнины в предгорьях. Они обильно снабжались водой бурных горных рек, которые, хотя и играли важную роль в хозяйственной жизни, не стали творцами цивилизации, как реки Египта и Междуречья. Они были неудобны для судоходства и искусственного орошения. Долины в предгорьях разделялись горными хребтами, и каждая из них являлась самодостаточной отдельной областью.

В этих долинах в VIII-IV тысячелетиях до н. э. возникли центры раннеземледельческих культур, где человек занимался земледелием и скотоводством, строил прочные дома, делал нарядные расписные керамические изделия. Хозяйственная жизнь и прикладное искусство достигли здесь довольно высокого уровня. Об этом свидетельствуют раскопки таких поселений того времени, как Чатал-Хююк и Хаджилар, представлявших собой крупные и благоустроенные земледельческие центры. Но недостаток земли, пёстрый этнический состав и довольно высокая плотность населения приводили к конфликтам и межплеменным столкновениям. При раскопках многих поселений VI- IV тысячелетий до н. э. обнаружены следы разрушений и пожаров.

Природные условия древней Анатолии не давали возможностей . Прогресс в земледелии, социальной сфере шёл медленно, в основном под влиянием соседних высокоразвитых культур. Но в III тысячелетии до н. э. жители Малой Азии неожиданно стали одним из самых передовых народов. Главное событие той эпохи - бурный подъём ремесленного производства, главным образом в металлургии и металлообработке, а также в ювелирном деле. Дело в том, что горные районы были не только богаты лесом, но хранили в своих недрах металлы: медь, серебро, свинец, железо. Камень, кедр, лес и железо составляли природное богатство земли хеттов. И малоазийские мастера стали специализироваться на изготовлении оружия и доспехов - делали мечи, кинжалы, боевые топоры, шлемы. Вот II тысячелетии до н. э. хетты первыми изобрели способ обработки железа и стали монополистами в его производстве. Это приносило им немалые доходы. Железо стоило в 40 раз дороже серебра и в 5-8 раз дороже золота. Хеттские правители строго оберегали монополию изготовления железа, а племена хранили в тайне районы его месторождений.

Возникновение в Малой Азии городов-государств - ещё одно . Эти укреплённые пункты сделались центрами экономической, политической и культурной жизни местных народов. В некоторых городах-государствах появились колонии чужеземных торговцев, в основном из Междуречья и Северной Сирии. Колония, или, как её называли, порт, возглавлялась «домом города». Восточные купцы поставляли олово, необходимое для изготовления полноценной бронзы, в производстве которой были заинтересованы все, ибо железо пока оставалось драгоценным металлом. Ввозили также изысканные ткани, хитоны. Все эти товары в Анатолию доставляли караваны ослов из Дамаска. Торговля сыграла важную роль в становлении хеттской цивилизации. В неё было вовлечено практически всё население Анатолии. Росли богатство вождей и различия в распределении богатств между племенами, которые стали превращать свои поселения в крепости.

Укреплению военной власти в городах-государствах способствовала и пестрота этнического состава Анатолии. Наряду с древнейшим населением - хаттами (или прото-хеттами), говорившими на языках, родственных, вероятно, языкам современных народов Кавказа, здесь жили племена хурритов. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. были известны такие государства этих племён, как Пурусханда, Куссара, Хаттусас, Каниш и др. Между ними шла постоянная борьба за политическую гегемонию. Первоначально ведущую роль играл город Пурус-ханда. Позднее ситуация изменилась в пользу Куссары. В XVIII в. до н. э. его правители - Питхана и Анитта, проводя завоевательную политику, покорили Пурусханду и создали мощное политическое объединение - Куссарское царство, переросшее позднее в державу хатти.

Первые упоминания

Правители этих царств именовали себя «царями хеттов». Во второй половине 10–9 вв. до н. э. большинство неохеттских царств в Сирии подпало под власть арамеев .

В отличие от этого неохеттские царства в Восточной Анатолии сохраняли свою независимость значительно дольше.

Соломон вел торговлю с этими царствами (I Ц. 10:28, 29) и брал оттуда жен (I Ц. 11:1).

В 9 в. до н. э. военная мощь этих царств была достаточной, чтобы вызвать панику в войске Даммесека (II Ц. 7:6), однако в следующем столетии они подпали под власть Ассирии (Хаммат в 720 г. до н. э., Каркемиш в 717 г. до н. э.).

В ассирийских и вавилонских документах (вплоть до Нововавилонского царства) Сирия , включая Эрец-Исраэль , именуется «страной хеттов »; Саргон II в 711 г. до н. э. называет жителей Ашдода «неверными хеттами», а вавилонская хроника, повествуя о первом походе Навуходоносора на Иерусалим (598 г. до н. э.), сообщает, что «он пошел в землю хеттов»

В тех книгах Библии , в которых хетты упоминаются в контексте царства

Хеттское государство по древности сравнимо с египетской цивилизацией. Уникальный народ пришел с Малой Азией, отличался воинственным характером и самобытной культурой.

Хетты: история происхождения

Существует предположение, что этот народ мигрировал на территорию современных Турции и Сирии ещё в глубокой древности с Балканского полуострова. Хотя не исключено, что в этой местности они проживали всегда, являясь коренными жителями региона. В своё время хеттская цивилизация соседствовала с вавилонской и египетской.

Старинные источники, такие как Библия также дают прямое указание на существование такой культуры. Есть сведения, что за тринадцать веков до Рождества Христова между хеттами и Египетским Царством был военный конфликт на Ближнем Востоке. В то время египтяне были внушающей и устрашающей силой. Но им так и не удалось одолеть этот народ. Археологические исследования доказывают культурную связь с вавилонянами и прочими народами, которые проживали в этой местности.

Территория, на которой находилось царство хеттов, была покрыта горными холмами, поэтому о масштабном земледелии речи быть не могло. Им осталось заниматься скотоводством, в чём они весьма преуспели. В распоряжении этого народа были большие запасы металла, благодаря чему у них не было недостатка в оружии. К тому же этот регион был довольно богат древесиной, что давало некоторое преимущество даже перед такими могущественными цивилизациями той эпохи как Вавилон, Египет и Ассирийское царство. Само собой противнику, посягнувшему на земли хеттов было довольно труднее вести бой в непривычных для них условиях гор. Это также давало хеттам преимущество в обороне. Многие соседние народы как раз проживали в областях равнин и речных долин, где было развито земледелие.


Фараоны, воевавшие с хеттами

В XIV–XIII веках развитие государства достигло пика своего расцвета и мощи. Но в то же время их интересы пересеклись с Египтом в ближневосточном регионе, что привело к военному конфликту. Предпосылкой этого стало сближение войск египетского фараона Сети I со стратегически важным для хеттов городом Кадеш. Однако, тогда до масштабных боевых действий не дошло. Его сын, Рамзес II стал фараоном, активно воевавшим с хеттами.

После продолжительной войны с большими потерями, египтяне всё же добились некоторых успехов, потеснив хеттов из южных районов Сирии, успешно покорив некоторые их приграничные города. Этот конфликт существенно измотал материальные и моральные силы противоборствующих сторон. В результате чего между фараоном и хеттским царём был заключён мир. Хетты потеряли часть владений на Ближнем Востоке, но получили контроль над рядом ранее захваченных египетских территорий.

Потомки хеттов

История заката империи довольно интересна. Она была грозной силой в регионе, имеющей сильную армию и флот, удобное для обороны географическое положение. Как было сказано выше, царям хеттов удалось дать отпор Египту. Однако, Хеттское царство со своей столицей пало из-за массовой колонизации своих земель захватчиками с Балканского региона. Горная местность в этом случае сыграла не положительную, а отрицательную роль.

Разные провинции страны не имели хорошего сообщения друг с другом и в итоге не могли оперативно взаимодействовать друг с другом и реагировать на опасности. Кроме того, государство уже было значительно истощено предыдущими военными кампаниями. В результате чего некогда великая держава развалилась на мелкие части, которые впоследствии также потеряли свою независимость.

Многие жители покинули свою родину и мигрировали в более безопасные и удалённые места. Со временем последние очаги хеттской цивилизации и культуры полностью перестали существовать, будучи полностью покорены мощными государствами, Вавилоном и Ассирией.

Доподлинно неизвестно куда же точно делись хетты. Об этом существует слишком мало информации. Нельзя со всей уверенностью заявлять, что она достоверна. Однако, существует несколько интересных обоснованных предположений. Само собой, этот народ начал ассимилироваться с теми, кто их захватил. Например с ассирийцами, позже арамейцами.

Есть некоторые сведения, что отпечатки хеттской культуры имели место быть в , Риме, Лидии, Фригии и других местах. Есть даже предположение, что они бежали на Кавказ. Кто-то находит их следы среди германских племён. В любом случае этот народ потеряв свою историческую родину, оплот своей культуры, цивилизации и самобытности, расселившись по окрестным территориям, потерял свою явную идентичность.

Кто-то растворился в других народах и культурах. Другие возможно и проживали небольшими общинами и группами, но проследить это не представляется возможным. Некогда одна из величайших цивилизаций и культур древности канула в небытие, просто исчезла.

Содержание статьи

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО, феодальное государство в Малой Азии, основанное примерно в середине II тыс. до н.э. Хетты вторглись в этот регион, вероятно, в небольшом числе и, покорив местное население, стали правящим слоем общества. К 1800 до н.э. они завладели большей частью Малой Азии и напали на Вавилон (1595 до н.э.). В 14 в. до н.э., с упадком Египетской державы, началось проникновение хеттов в северную Сирию, а столетием позже, при фараоне Рамсесе II, египтянам пришлось признать притязания хеттов на области вокруг Кадеша. Однако после 1200 до н.э. вторгшиеся в Малую Азию индоевропейцы вытеснили их на север Сирии, а возвышение Ассирии способствовало дальнейшему ослаблению хеттского могущества. Последним оплотом хеттов стал Кархемиш на Евфрате, но в конце 8 в. они были разгромлены ассирийцами.

На протяжении длительного времени происхождение и культура хеттов оставались загадкой. Глиняные клинописные таблички, найденные в начале 20 в. в их столице в современном Богазкёе на территории Турции, не поддавались прочтению, пока не была установлена принадлежность хеттского языка к анатолийской (хетто-лувийской) ветви индоевропейской группы.

Хеттская держава являлась феодальным государством, во главе которого стоял наследственный правитель – Великий царь хеттов. Сам он был военным предводителем и верховным жрецом, а его власть поддерживал совет из представителей хеттской знати. Периферийными областями управляли вассалы под неусыпным контролем Великого царя. К числу знати в Хеттской державе принадлежали в основном те, кто происходил из среды самих хеттов, тогда как местное население принадлежало к среднему классу – торговцам, ремесленникам и воинам. Существовал и беднейший слой, в который входили городские работники и сельские труженики. Несмотря на существование развитых торговли и ремесленного производства, основу экономики во владениях хеттов составляли земледелие и скотоводство. Главным источником благосостояния хеттов служило железо; под их контролем находились основные его месторождения на Ближнем Востоке, и именно они, по-видимому, первыми освоили обработку этого металла.

Хетты заимствовали вавилонскую клинописную систему письма, а хеттские своды законов имеют явно вавилонское происхождение. Искусство хеттов, имея вавилонские корни, тем не менее во многом самобытно. Широкое распространение получила каменная и металлическая скульптура, причем хеттские мастера создавали как рельефы, так и объемные статуи. Хеттские дворцы и крепости отличались массивностью, возводились из камня и кирпича. Сведения об их религии отрывочны. У жителей Малой Азии существовало божество неба, важную роль играло также поклонение Матери-земле – богине плодородия. В пантеоне самих хеттов основные божества – Солнце и Луна.

Лучше всего известны имена и деяния тех хеттских царей, которые правили между 1400 и 1200 до н.э. Первый из них – Суппилулиума I (1380–1340 до н.э.), начавший завоевание Северной Сирии, далее Муватали (1306–1282 до н.э.) и Хаттусили III (1275–1250 до н.э.), подписавший знаменитый договор с Египтом о ненападении в 1269 до н.э.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ХЕТТСКИЕ ЗАКОНЫ

(фрагмент)

§ 1. Если кто-нибудь убьет во время ссоры мужчину или женщину, то он должен сам доставить труп; 4 головы он должен дать взамен, мужчин или женщин соответственно, и он отвечает своим домом.

§ 2. Если кто-нибудь убьет во время ссоры раба или рабыню, то он должен сам доставить труп; 2 головы он должен дать взамен, мужчин или женщин соответственно, и он отвечает своим домом.

§ 3. Если кто-нибудь ударит свободного мужчину или свободную женщину, и если жертва умрет, причем у него не было на это умысла, то он должен сам доставить труп; 2 головы он должен дать взамен, в дом его их он должен отправить.

§ 4. Если кто-нибудь ударит раба или рабыню и если жертва умрет, причем у него не было на это умысла, то он должен сам доставить труп; 1 человека он должен дать взамен, и он отвечает своим домом.

Позднейший вариант § 4. Если кто-нибудь ударит раба и он умрет, причем у него не было на это умысла, то он должен дать... мин серебра. Если же умрет женщина-рабыня, то он должен дать 2 мины серебра.

§ 5. Если кто-нибудь убьет хеттского торговца, то он должен дать 100 мин серебра, и отвечает своим домом. Если это случится в стране Лувия или в стране Пала, то он должен дать 100 мин серебра и возместить его добро. Если это случится в стране Хатти, то он должен также сам доставить труп торговца.

Позднейший вариант § 5. Если кто-нибудь убьет хеттского торговца из-за его имущества, то он должен дать... мин серебра и возместить его имущество в тройном размере.

Если же имущества тот не имеет при себе и кто-нибудь убьет его во время ссоры, он должен дать 6 мин серебра. Если же у него не было на это умысла, то он должен дать 2 мины серебра.

§ 6. Если какой-либо человек, мужчина или женщина, умрет насильственной смертью в чужом общинном поселении, то тот, на чьем участке он умрет, должен отрезать 100 гипессаров от своего поля, и наследник должен получить их.

Позднейший вариант § 6. Если человек умрет насильственной смертью на поле, принадлежащем другому человеку, и если умерший - свободный человек, то тот, на чьем поле умер человек, должен дать все поле, дом и 1 мину 20 сиклей серебра. Если же это умрет женщина, то он должен дать 3 мины серебра. Если же нет поля, принадлежащего другому человеку, то должно быть отмерено расстояние от места убийства в 3 данна в одну сторону и в 3 данна в другую сторону, и какое бы селение на этом расстоянии ни было найдено, наследник у тех обитателей селения должен взять возмещение. Если нет селения на этом расстоянии, то он лишается возмещения.

§ 7. Если кто-нибудь ослепит свободного человека или выбьет ему зуб, то прежде обычно давали 1 мину серебра, теперь же он должен дать 20 сиклей серебра, и в дом их он должен отправить.

Позднейший вариант § 7. Если кто-нибудь во время ссоры ослепит свободного человека, то он должен дать 1 мину серебра. Если при этом у него не было на это умысла, то он должен дать 20 сиклей серебра.

§ 8. Если кто-нибудь ослепит раба или рабыню или выбьет ему/ей зуб, то он должен дать 10 сиклей серебра, и отвечает своим домом.

Позднейший вариант § 8. Если кто-нибудь во время ссоры ослепит раба, то он должен дать 20 сиклей серебра. Если при этом у него не было на это умысла, то он должен дать 10 сиклей серебра.

Если кто-нибудь выбьет зубы свободному человеку, то в случае, если он выбьет 2 или 3 зуба, он должен дать 12 сиклей серебра. Если же это – раб, то виновный должен дать 6 сиклей серебра.

§ 9. Если кто-нибудь разобьет голову человека, то прежде обычно давали 6 сиклей серебра. Из них пострадавший брал 3 сикля серебра и для дворца обычно брали 3 сикля. Теперь же царь отменил долю, полагавшуюся дворцу, и только сам пострадавший должен взять себе 3 сикля серебра.

Позднейший вариант § 9. Если кто-нибудь разобьет голову человека, то пострадавший должен взять 3 сикля серебра.

§ 10. Если кто-нибудь причинит вред человеку и сделает его больным, то он должен за ним ухаживать. Он должен дать вместо него человека, и тот должен работать в доме пострадавшего до тех пор, пока тот не поправится. Когда же он поправится, виновный должен дать ему 6 сиклей серебра, и он сам должен также заплатить врачу.

Позднейший вариант § 10. Если кто-нибудь сильно повредит голову свободному человеку, то он должен за ним ухаживать. Он должен дать вместо него человека, и тот должен работать в доме пострадавшего до тех пор, пока он не поправится. Когда же он поправится, виновный должен дать ему 10 сиклей серебра, и он должен также дать плату врачу в размере 3 сиклей серебра. Если же пострадавший – раб, то виновный должен дать 2 сикля серебра.

§ 11. Если кто-нибудь сломает руку или ногу свободному человеку, то он должен дать ему 20 сиклей серебра, и он отвечает своим домом.

Позднейший вариант § 11. Если кто-нибудь сломает руку или ногу свободному человеку, то в случае, если тот останется калекой, он должен дать ему 20 сиклей серебра. Если же тот не останется калекой, он должен дать ему 10 сиклей серебра.

§ 12. Если кто-нибудь сломает руку или ногу рабу или рабыне, то он должен дать 10 сиклей серебра, и он отвечает своим домом.

Позднейший вариант § 12. Если кто-нибудь сломает руку или ногу рабу, то в случае, если тот останется калекой, он должен дать ему 10 сиклей серебра. Если же тот не останется калекой, то он должен дать ему 5 сиклей серебра.

§ 13. Если кто-нибудь откусит нос свободному человеку, то он должен дать 1 мину серебра, и он отвечает своим домом.

§ 14. Если кто-нибудь откусит нос рабу или рабыне, то он должен дать 3 сикля серебра, и он отвечает своим домом.

§ 15. Если кто-нибудь порвет ухо свободному человеку, то он должен дать 12 сиклей серебра, и он отвечает своим домом.

§ 16. Если кто-нибудь порвет ухо рабу или рабыне, то он должен дать 3 сикля серебра.

§ 17. Если по чьей-либо вине свободная женщина родит прежде времени и если это случится на 10 месяце беременности, то виновный должен дать 10 сиклей серебра; если же это случится на 5 месяце беременности, он должен дать 5 сиклей серебра, и он отвечает своим домом.

(Речь идет о лунных месяцах. Десять лунных месяцев соответствуют 280 дням)

Позднейший вариант § 17. Если по чьей-либо вине свободная женщина родит прежде времени, то виновный должен дать 20 сиклей серебра.

§ 18. Если по чьей-либо вине рабыня родит прежде времени, то если это случится на 10 месяце беременности, виновный должен дать 5 сиклей серебра.

Позднейший вариант § 18. Если по чьей-либо вине рабыня родит прежде времени, то виновный должен дать 10 сиклей серебра.

§ 19. А. Если какой-нибудь человек из страны Лувия украдет человека – мужчину или женщину – из города Хаттусаса и уведет его в страну Лувия, его господин же найдет его, то он может забрать всю его чадь.

Б. Если в городе Хаттусасе какой-нибудь человек страны Хатти украдет человека страны Лувия и уведет его в страну Лувия, то прежде обычно давали 12 человек, теперь же он должен дать 6 человек, и он отвечает своим домом.

§ 20. Если какой-нибудь человек страны Хатти украдет раба человека страны Хатти из страны Лувия и приведет его в страну Хатти, его хозяин же найдет его, то похититель должен дать ему 12 сиклей серебра, и он отвечает своим домом.

§ 21. Если кто-нибудь украдет раба, принадлежащего лувийцу, из страны Лувия и приведет его в страну Хатти, его хозяин же найдет его, то он должен взять себе только самого раба; возмещения же нет.

§ 22. Если раб убежит и кто-нибудь приведет его назад, то если он поймает раба неподалеку, тот (хозяин раба) ему должен дать обувь; если он поймает раба по эту сторону реки, тот должен дать ему 2 сикля серебра, если он поймает раба по ту сторону реки, тот должен дать ему 3 сикля серебра.

§ 23. Если раб убежит, и если он пойдет в страну Лувия, то тому, кто его назад приведет, хозяин должен дать 6 сиклей серебра. Если раб убежит, и если он пойдет во вражескую страну, то тот, кто его все же назад приведет, сам должен взять себе этого раба.

§ 24. Если раб или рабыня убегут, то тот, у чьего очага их хозяин найдет их, должен дать плату за мужчину за 1 год 2,5 мин серебра, а за женщину за 1 год он должен дать 50 сиклей серебра.

Древний вариант § 24. Если раб или рабыня убегут, то тот, у чьего очага их хозяин найдет их, должен дать плату за мужчину за 1 месяц 12 сиклей серебра, а за женщину за 1 месяц он должен дать 6 сиклей серебра.

§ 25. Если человек осквернит сосуд или источник, то прежде давали 6 сиклей серебра; тот, кто осквернил, давал 3 сикля серебра, и для дворца обычно брали 3 сикля серебра. Теперь же царь отменил долю, полагавшуюся дворцу. Только тот, кто осквернит, должен дать теперь 3 сикля серебра, и он отвечает своим домом.

§ 26. А. Если женщина прогоняет от себя мужчину... то она должна дать ему... и доля наследника... мужчина должен взять себе своих детей.

Б. Если мужчина уходит от женщины... то он может продать ее; тот же, кто ее купит, должен дать 12 сиклей серебра.

§ 27. Если мужчина возьмет себе жену и приведет ее в свой дом, то он берет ее приданое вместе с ней. Если женщина в его доме умрет…, то мужчина должен получить ее приданое. Но если она умрет в доме отца своего и если остаются дети, то мужчина не должен получить ее приданое.

§ 28. А. Если девушка помолвлена с одним мужчиной, а другой ее уводит, то тот, кто ее уводит, должен возместить первому человеку то, что тот дал (за невесту). Отец и мать ее не должны давать возмещения.

Б. Если отец и мать сами отдают ее другому мужчине, то отец и мать дают возмещение.

В. Если отец и мать отказываются дать возмещение, то они должны разлучить ее с ним.

§ 29. Если девушка связана по брачному соглашению с мужчиной, и он за нее заплатит брачный выкуп, а впоследствии отец и мать разрывают соглашение и ее разлучают с этим мужчиной, то они должны возместить выкуп в двойном размере.

§ 30. Если мужчина еще не взял девушки себе и откажется от нее, то он должен потерять выкуп, который он за нее заплатил.

§ 31. Если свободный мужчина и рабыня полюбят друг друга и будут жить вместе, и он возьмет ее себе в жены, и у них будет свое хозяйство и дети, а впоследствии они либо поссорятся, либо мирно решат разойтись и разделят свое хозяйство, то мужчина должен взять себе детей, но женщина должна взять себе одного ребенка.

§ 32. Если раб возьмет себе в жены женщину, то для них судебное решение будет точно таким же.

Древний вариант § 32. Если раб возьмет себе в жены свободную женщину и у них родятся дети, то, когда они станут делить свой дом и имущество, большинство детей должна взять женщина, а одного ребенка – раб.

§ 33. Если раб возьмет себе рабыню, то для них судебное решение будет точно таким же.

Древний вариант § 33. Если раб возьмет себе рабыню, и у них родятся дети, то когда они будут делить свой дом и будут делить свое имущество, большинство детей возьмет себе рабыня, но раб возьмет себе одного ребенка.

§ 34. Если раб дает брачный выкуп за свободную женщину и возьмет ее себе в жены, то никто не может освободить ее от брачных обязательств.

§ 35. Если надсмотрщик или пастух убежит со свободной женщиной и не даст за нее брачного выкупа, то она должна стать рабыней до третьего года.

Древний вариант § 35. Если пастух убежит со свободной женщиной, то она на третий год становится рабыней.

§ 36. Если раб даст выкуп за свободного юношу и возьмет его в качестве зятя, входящего в дом, то никто не может освободить его от брачных обязательств.

§ 37. Если кто-нибудь уведет женщину, и с похитителем вместе будет отряд помощников, когда при этом два или три человека умрут, то возмещения нет. Закон гласит: «Ты стал волком!».

§ 38. Если люди взяты для суда и кто-нибудь приходит к ним как заступник, и если их противники по суду приходят в ярость, и помощника кто-нибудь из противников ударит, и он умрет, то возмещения нет.

§ 39. Если человек общинного поселения займет поле другого, то он будет выполнять саххан (определенные услуги или выплаты), связанный с этим полем. Если он (потом) оставит это поле, то другой человек может взять это поле себе; он не сможет продать это поле.

§ 40. Если «человек должности» исчезнет, а ему окажется (на смену) человек саххана, и если этот человек саххана скажет: «Это – моя должность, и это – мой саххан», тогда он обеспечит за собой право владеть полем «человека должности». Он по закону будет занимать эту должность и должен будет выполнять (соответствующий) саххан. Если же он откажется от должности, то поле «человека должности» объявляется пустующим и его будут обрабатывать люди этого общинного поселения.

Если царь даст арнуваласа (так называются люди, которых хеттские цари порабощали и угоняли из военных походов), то это поле должны отдать ему, и тот должен будет занять эту должность.

§ 41. Если человек саххана исчезнет, а ему окажется (на смену) человек саххана, и этот «человек должности» скажет: «Это – моя должность, и это – мой саххан», то он обеспечит за собой право владеть полем человека саххана. Он по закону будет занимать эту должность и должен будет нести (соответствующий) саххан. Если же он откажется от этого саххана, то поле человека саххана должно быть взято для дворца, и этот саххан упраздняется.

§ 42. Если кто-нибудь нанимает человека, и тот идет на войну и погибает, то если плата была уже дана, возмещения нет. Если плата его не была еще дана, то наниматель должен дать 1 человека и плату в размере 12 сиклей серебра, и он должен дать плату женщине в размере 6 сиклей серебра.

§ 43. Если человек, как обычно, переходит реку вброд со своим быком, и если другой его оттолкнет и схватит быка за хвост и перейдет через реку, а хозяина быка унесет река, то именно этого человека должны взять.

§ 44. А. Если кто-нибудь толкнет человека в огонь, и тот умрет, то он должен дать за него молодого человека.

Б. Если кто-нибудь совершит обряд очищения человека, то остатки он должен отнести к месту кремации; если же он отнесет их на чье-либо поле или в чей-либо дом, то это колдовство, и подлежит царскому суду.

Позднейший вариант § 44. Б.... то он должен снова совершить над ним обряд очищения. Если же в доме что повредит, то он должен снова совершить над ним обряд очищения. Он должен возместить единократно в точности то, что в нем (доме) пропадет.

§ 45. Если кто-нибудь найдет утварь, то он должен вернуть ее владельцу, тот же должен вознаградить его. Если же он не отдаст ее, то он станет вором.

Позднейший вариант § 45. Если кто-нибудь найдет утварь или быка, овцу, лошадь или осла, то он должен отогнать их и отвести их обратно владельцу. Если же он не найдет владельца, то он должен заручиться свидетелями. Если же впоследствии их владелец найдет их, то он должен вернуть ему то, что пропало, в целости и сохранности. Если же он не заручится свидетелями, а их владелец не найдет их, то он станет вором и должен будет дать возмещение в тройном размере.

§ 46. Если кто-нибудь имеет в общинном поселении в качестве «ивару» поле саххана, то если ему было дано все поле, то он должен нести луцци (государственная трудовая повинность). Если ему была дана лишь часть поля, то он не должен нести луцци, его должны выполнять люди из дома его отца. Если от поля владельца «ивару» ему отрежет часть «куле» или если люди общинного поселения дадут ему поле, то он должен нести луцци.

Позднейший вариант § 46. Если кто-нибудь имеет в общинном поселении в качестве «ивару» поле саххана, то если ему было дано все поле, то он должен нести луцци. Если ему было дано не все поле, а лишь его часть, то он не должен нести луцци, его должны выполнять люди из дома его отца. Если поле владельца «ивару» запустело или если люди общинного поселения дадут ему поле, то он должен нести луцци.

§ 47. А. Если кто-нибудь имеет поле как подарок царя, то он не должен нести луцци. Царь возьмет со стола хлеб и даст ему.

Позднейший вариант §47. А. Если кто-нибудь имеет поле как дар царя, то он должен нести луцци. Только если царь освободит его, он не должен нести луцци.

§ 47. Б. Если кто-нибудь купит все поле «человека должности», то он должен нести луцци. Если он купит (сколь угодно) большую часть поля, то он не должен нести луцци. Если ему от поля «куле» часть отрежет, или жители общинного поселения ему дают поле, то он должен нести луцци.

Позднейший вариант § 47. Б. Если кто-нибудь купит все поле «человека должности», а хозяин поля пропадет, то какой саххан царь ему положит, тот он и будет выполнять. Но если хозяин поля жив и если дом (семья) владельца поля сохранится в той ли, в другой ли местности, то он не должен нести саххан.

Позднейшая статья, параллельная § 47.

А. Если кто-нибудь имеет поле как дар царя, то он должен нести луцци, связанное с владением именно этим полем. Если его освободят по приказу дворца, то он не должен нести луцци.

Б. Если-кто-нибудь купит все поле «человека должности», то царя следует спросить, и купивший поле должен нести луцци, которую царь определит. Если он прикупает у кого-либо (часть) поля, то он не должен нести луцци. Если поле заброшено, и если жители общинного поселения дают ему поле, то он должен нести луцци.

§ 48. Хиппарас (хиппарасы – особая категория военнопленных, из которых государство образовывало псевдообщинные коллективы – твикканцы) несет луцци, и никто не должен заключать торговой сделки с хиппарасом. Никто не должен покупать его сына, его поля или его виноградника. Тот, кто вступит в сделку с хиппарасом, должен потерять уплаченную цену. Что бы хиппарас ни продал, он должен получить это назад.

§ 49. Если хиппарас украдет, то возмещения нет. Если существует объединение «твикканц», к которому он принадлежит, то именно объединение «твикканц» и должно дать возмещение. Иногда же всех обвинят в воровстве, как если бы они все были обманщиками или все стали ворами. Тогда пострадавший пусть схватит одного из них, а тот схватит другого из них; их отдадут под суд царя.

§ 50. У людей священного звания, которые имеют обрядовую власть в городах Нерике, Аринне и Циппаланде, и у жрецов во всех городах дома свободны, но люди их наследственной доли должны нести луцци. (...) Тот, в воротах чьего дома виднеется вечнозеленое священное дерево, накрепко свободен (от повинностей).

§ 51. Прежде дом того, кто становился ткачом в городе Аринна, был свободным (от повинностей), и люди его наследственной доли и люди его рода были свободны (от повинностей). Теперь же только его собственный дом свободен, а люди его наследственной доли и люди его рода должны нести саххан и луцци; в городе Циппаланда то же самое.

§ 52. Раб Каменного дома, раб царевича и начальник над суппату, которые имеют поля среди полей «людей должности», должны нести луцци.

§ 53. Если «человек должности» и человек его наследственной доли живут вместе, и если они поссорятся и решат разделить свое домашнее имущество, то если на их земле было 10 голов, «человек должности» должен взять 7 голов и человек его наследственной доли должен взять 3 головы. Быков и овец на своей земле они должны поделить таким же образом. Если кто-нибудь имеет дар царя с удостоверяющей клинописной таблицей об этом даре, то в случае, если они будут делить свои прежние поля, «человек должности» должен взять две трети дара, а человек его наследственной доли должен взять одну треть.

§ 54–55. 54. Прежде воины (племени) Манда, воины (племени) Сала, воины городов Тамалки, Хатра, Цальпа, Тасхиния, Хеммува, лучники, плотники, конюшие и их люди карухала не несли службы и не исполняли повинностей. 55. Когда сыновья города Хатти – люди саххана – пришли и стали просить отца царя, они говорили ему: «Никто не платит за нас платы, и нас отвергают, говоря: «Вы одни – люди, несущие саххан!». Тогда отец царя в тулию пришел и объявил о следующем решении, скрепленном печатью: «Идите, раз вы мои ближние люди, вы должны быть такими же!»

§ 56. Никто из медников не свободен от участия в фортификационных работах во время похода царя и от подстригания виноградников. Садовники должны нести все луцци.

§ 57. Если кто-нибудь украдет племенного бычка, то если это теленок-сосунок, то это все равно что не племенной бык, и если это годовалый бык, то это все равно что не племенной бык, если это двухгодовалый бык, только тогда он считается за племенного быка. Прежде в виру за это обычно давали 30 быков. Теперь же вор должен дать 15 голов скота – 5 двухгодовалых быков, 5 годовалых быков и 5 телят-сосунков. И в дом потерпевшего их он должен отправить.

§ 58. Если кто-нибудь украдет племенного жеребца – если это жеребенок-сосунок, то это все равно что не племенной жеребец, если это – годовалый жеребец, то это все равно что не племенной жеребец, если это – двухгодовалый жеребец, только тогда он считается за племенного жеребца. Прежде в виру за это обычно давали 30 племенных жеребцов. Теперь же вор должен дать 15 коней – 5 двухгодовалых жеребцов, 5 годовалых жеребцов и 5 жеребят-сосунков. И домом своим он отвечает.

§59. Если кто-нибудь украдет племенного барана, прежде обычно давали 30 овец. Теперь же вор должен дать 15 овец – 5 рунных овец, 5 баранов, 5 ягнят. И домом своим он отвечает.

§ 60. Если кто-нибудь найдет племенного быка и сведет с него тавро, а его хозяин обнаружит это, то виновный должен дать 7 голов скота: 2 двухгодовалых быков, 3 годовалых быков и 2 телят-сосунков. И домом своим он отвечает.

§ 61. Если кто-нибудь найдет племенного жеребца и сведет с него тавро, а его хозяин обнаружит это, то виновный должен дать 7 лошадей: 2 двухгодовалых лошадей, 3 годовалых лошадей и 2 жеребят-сосунков. И домом своим он отвечает.

§ 62. Если кто-нибудь найдет племенного барана и сведет с него тавро, а его хозяин обнаружит это, то виновный должен дать 7 овец: 2 рунных овцы, 3 баранов, 2 ягнят. И домом своим он отвечает.

§ 63. Если кто-нибудь украдет пахотного быка, то прежде обычно давали 15 голов скота. Теперь же вор должен дать 10 быков – 3 двухгодовалых быков, 3 годовалых быков, 4 телят-сосунков. И домом своим он отвечает.

§ 64. Если кто-нибудь украдет упряжную лошадь, то его дело решается точно таким же образом.

§ 65. Если кто-нибудь украдет домашнего (?) козла, или прирученного дикого козла, или прирученную горную овцу, то возмещение за них такое же, как если бы это был козел.

§ 66. Если пахотный бык или упряжная лошадь, или корова, или упряжная ослица забредут в загон, или если домашний (?) козел, или рунная овца, или баран зайдет в загон, а его хозяин его найдет, то хозяин (скота?) должен взять его (как он есть) в целости и сохранности. Его (хозяина загона?) не должны взять как вора.

§ 67. Если кто-нибудь украдет корову, то прежде обычно давали 12 голов скота. Теперь же вор должен дать 6 быков – 2 двухгодовалых быков, 2 годовалых быков и 2 телят-сосунков. И домом своим он отвечает.

§ 68. Если кто-нибудь украдет упряжную кобылу, то его дело решается точно таким же образом.

§ 69. Если кто-нибудь украдет рунную овцу или барана, то прежде обычно давали 12 овец. Теперь же он должен дать 6 овец – 2 рунных овцы, 2 баранов и 2 ягнят. И домом своим он отвечает.

§ 70. Если кто-нибудь украдет быка, или лошадь, или мула, или осла, а его хозяин обнаружит его, то хозяин скота должен взять его в целости и сохранности. Сверх того, вор должен дать ему возмещение в двойном размере. И домом своим он отвечает.

§ 71. Если кто-нибудь найдет быка, лошадь или мула, то он должен пригнать его к царским воротам. Если же его он найдет в открытой местности, то старейшины могут его передать нашедшему, и он может его запрячь. Если же хозяин скота его найдет, то он должен вернуть его в целости и сохранности. А если старейшины не передадут ему скота, (а он все равно возьмет его), то он станет вором.

§ 72. Если у кого-нибудь на поле падет чужой бык, то хозяин поля должен дать 2 быков. И домом своим он отвечает.

§ 73. Если кто-нибудь разделит на части живого быка (оказавшегося на его земле), то он приравнивается к вору.

§ 74. Если кто-нибудь сломает рог или ногу быку, то он этого быка должен взять себе, а хозяину быка он должен дать быка в хорошем состоянии. Если хозяин быка скажет: «Я бы взял своего собственного быка», то он должен взять своего быка, а виновный должен дать ему 2 сикля серебра.

§ 75. Если кто-нибудь запряжет быка, лошадь, мула или осла, и тот падет, или его сожрет волк, или тот пропадет, то вместо него он должен дать в замену такое же животное в целости и сохранности. Если же он скажет: «Он умер от бога», то он должен принести клятву.

§ 76. Если кто-нибудь возьмет под залог быка, лошадь, мула или осла, и тот падет на его земле, то он должен дать возмещение за него, и его цену он должен дать.

§ 77. А. Если кто-нибудь ударит стельную корову и причинит выкидыш, то он должен дать 2 сикля серебра. Если кто-нибудь ударит стельную кобылу и причинит выкидыш, то он должен дать 2 сикля серебра.

Б. Если кто-нибудь выбьет глаз быку или лошади, то он должен дать 6 сиклей серебра. И домом своим он отвечает.

§ 78. Если кто-нибудь наймет быка и приложит к нему бич или кнут66, и его хозяин обнаружит это, то нанявший должен дать 1 ше (серебра).

§ 79. Если быки пойдут на поле и хозяин поля их найдет, то в течение одного дня он может их запрягать, до тех пор пока взойдут звезды. Тогда он должен отогнать их обратно к хозяину.

§ 80. Если кто-нибудь бросит овцу волку, то ее хозяин должен взять мясо, а он сам должен взять себе шкуру овцы.

§ 81. Если кто-нибудь украдет свинью, откормленную на сало, то прежде обычно давали 1 мину серебра. Теперь же он должен дать 12 сиклей серебра. И домом своим он отвечает.

§ 82. Если кто-нибудь украдет свинью со двора, то он должен дать 6 сиклей серебра. И домом своим он отвечает.

§ 83. Если кто-нибудь украдет супоросую свинью, то он должен дать 6 сиклей серебра. Поросят также они должны сосчитать, и за каждых 2 поросят он должен дать одну меру зерна. И домом своим он отвечает.

§ 84. Если кто-нибудь ударит супоросую свинью и она падет, то его дело решается точно таким же образом.

§ 85. Если кто-нибудь отделит маленького поросенка (от матки) и украдет его, то он... должен дать 1 ше (серебра).

§ 86. Если свинья забредет на гумно, или на поле, или в сад, и хозяин гумна, поля или сада ударит ее и она падет, то он должен ее вернуть ее владельцу. Если же он не вернет ее, то он приравнивается к вору.

§ 87. Если кто-нибудь ударит собаку пастуха и она издохнет, то он должен дать 20 сиклей серебра. И он отвечает своим домом.

§ 88. Если кто-нибудь ударит собаку охотника и она издохнет, то он должен дать 12 сиклей серебра. И он отвечает своим домом.

§ 89. Если кто-нибудь ударит дворовую собаку и она подохнет, то он должен дать 1 сикль серебра.

§ 90. Если собака сожрет свиное сало и хозяин сала найдет ее, он ее может убить и достать сало из ее желудка. Возмещения за это нет.

§ 91. Если кто-нибудь украдет пчел из улья, то прежде давали 1 мину серебра. Теперь же виновный должен дать 5 сиклей серебра. И он отвечает своим домом.

§ 92. Если кто-нибудь украдет 2 улья или 3 улья, то прежде виновного отдавали на съедение пчелам. Теперь же он должен дать 6 сиклей серебра. Если кто-нибудь украдет улей, в котором не было пчел, то он должен дать 3 сикля серебра.

§ 93. Если заранее схватят свободного человека, пока он еще не забрался в дом, то он должен дать 12 сиклей серебра. Если заранее схватят раба, пока он еще не забрался в дом, то он должен дать 24 сикля серебра.

§ 94. Если свободный человек совершит кражу в доме, то он должен отдать назад вещи в целости и сохранности. Прежде за воровство обычно давали сверх того 1 мину серебра. Теперь же вор должен дать 12 сиклей серебра. Если он много украдет, то его обяжут дать большое возмещение. Если он мало украдет, то его обяжут дать небольшое возмещение. И он отвечает своим домом.

§ 95. Если раб совершит кражу в доме, то он должен отдать назад вещи в целости и сохранности. За воровство он должен дать 6 сиклей серебра. У него также надо отрезать нос и уши и отдать его назад его хозяину. Если он много украдет, то его обяжут дать большое возмещение. Если он мало украдет, то его обяжут дать небольшое возмещение. Если его хозяин скажет «Я дам возмещение вместо него», то он должен дать возмещение. Если же он откажется дать возмещение, то тем самым он лишается этого раба.

§ 96. Если свободный человек совершит кражу в хлебном амбаре и возьмет из хлебного амбара зерно, то он должен наполнить амбар зерном и дать 12 сиклей серебра. И он отвечает своим домом.

§ 97. Если раб совершит кражу в хлебном амбаре и возьмет из хлебного амбара зерно, то он должен наполнить амбар зерном и дать 6 сиклей серебра. И он отвечает своим домом.

§ 98. Если свободный человек подожжет дом, то он должен снова построить дом. Он непременно должен возместить за то, что пропадет в доме, будь то человек, крупный рогатый скот или овцы.

§ 99. Если раб подожжет дом, то его хозяин должен дать возмещение вместо него. У раба следует отрезать нос и уши и отдать его назад хозяину. Если же тот хозяин раба не даст возмещения, то тем самым он лишается этого раба.

§ 100. Если кто-нибудь подожжет сарай для скота, то он должен кормить скот пострадавшего, а следующей весной он должен дать возмещение: он должен отдать сарай. Если в нем не было соломы, то он должен построить сарай.



Политическая интеграция Восточной Анатолии. Хеттское царство в XVIII-XV вв. В начале II тысячелетия складывается более пестрая система номовых государств.

Через систему торговых колоний шла международная торговля.

Учащаются военные столкновения номовых государств. В первой половине XVIII в. происходит объединение большей части Восточной Малой Азии царями Куссара - Питханой и Аниттой.

Анитта стал подлинным основателем «Хеттского» царства.

Древнехеттский период (XVIII-XVI вв.) сильны традиции родового строя. Хеттские цари правили, опираясь на народное ополчение, составлявших в то же время войсковое народное собрание - панкус. Деятельностью панкуса в значительной степени руководил совет «тулия» (верхушка панкуса, нечто вроде старшей дружины). Важное место в последней занимали члены царского. Преемником царя делался сын его сестры. Панкус и тулия существенно ограничивали власть царей.

На исходе XVIII в. династия Анитты сошла на нет, уступив власть другому царскому дому. При одном из царей этой династии, Лабарне I (ок. 1675-1650 гг.) формирование государства было завершено. Лабарна раздвинул границы Хеттского царства «от моря до моря. Его племянник-преемник Хаттусили I (ок. 1650-1625 гг.) перенес столицу в Хаттусу. Новым престолонаследником был назначен его усыновленный внук Мурсили, вскоре ставший соправителем деда. Уже в единоличное правление Мурсили I (ок. 1625-1590 гг.). Этот могущественный правитель аннексировал Халпу, разгромил хурритов Верхней Месопотамии, а в 1595 г. совершил поход на отдаленный. Низвергнув династию Хаммурапи, Мурсили возвратился домой с огромной добычей.

Хеттская знать, однако, не желала подобного роста царского могущества. Мурсили был убит мужем своей сестры. В течение нескольких десятилетий не прекращались дворцовые смуты. По мере нарастания кризиса знать захватывала все больше власти. Апогеем ее успехов явился знаменитый декрет царя Телепину (правил ок. 1530-1500 гг.), предоставлявший тулии право судить и казнить царей, а заодно установивший жесткий порядок престолонаследия, лишавший царя возможности выбирать преемника по своей воле. Наконец, без согласия тулии царь не мог казнить ее членов и ни при каких обстоятельствах не имел права конфискации их имущества.

Среднехеттский период (первая половина XV в.). В это время хеттские цари без большого успеха принуждены были бороться с Митанни. Ок. 1450 г. удачливый узурпатор, приняв тронное имя Тудхалии (II), основал новую хеттскую династию. Время ее правления образует Новохеттский период (середина XV - начало XII в.).

В период Древнего царства еще значительна роль народного собрания – панкуса, в который входили воины (часть свободного населения царства Хатти) и высшие сановники. Собрание выполняли юридические и религиозные функции, но с течением времени значение его сильно снизилось и сам институт отмирает.

Новохеттское царство. Внутренняя и внешняя политика хеттских царей. Хеттские законы. Упадок государства. Царь стал абсолютным правителем и сам назначал себе преемника, так что отныне дворцовые перевороты не перерастали в смуту. Характерно, что члены нового, этнически хурритского царского дома принимали хеттские тронные имена и считали государства хурритов своими злейшими врагами, однако именно в период их правления хеттская культура все больше поглощается хурритской. В XIII в. даже государственный пантеон был почти целиком заимствован у хурритов.

Великая Новохеттская держава (XIV-XIII вв. до и. э.). Гибель Хеттского царства

В начале XIV в. в Хатти приходит к власти узурпатор Суппилулиума I (ок. 1380-1335 гг.) - блестящий политик и полководец. Он смог полностью восстановить силы Хеттского царства, покорить почти всю Малую Азию и в итоге двух больших войн победить Митанни.

Все успехи, однако, грозили хеттам роковыми последствиями. Государственные таланты Суппилулиумы поставили под власть хеттов огромные пространства, контроль над которыми намного превышал естественные политические возможности Хеттского царства. Впрочем, Мурсили II (ок. 1335-1305 гг.), еще мог сохранять наследство отца в полном объеме. Разгромил Арцаву, Хеттские действия затронули и Миллаванду. Затем Мурсили довел до конца войну с Египтом, заключив выгодный для хеттов мир с фараоном Хоремхебом. Успешно отбросил Ассирию, а на севере систематически громил области касков. Вторую половину XIV в. можно считать апогеем хеттского могущества.

При преемниках Сети I начал широкомасштабное контрнаступление в Сирии - Палестине, продолженное затем Рамсесом И. В целом это контрнаступление оказалось для египтян достаточно успешным, несмотря на поражение Рамсеса II в грандиозной битве при Кадеше (1286 г.). На протяжение всего XIII в. запад Малой Азии стремился отложиться от хеттов при помощи правителей Ахейской Греции. В то же самое время Ассирия раз за разом вторгается в Верхнюю Месопотамию и пытается овладеть долинами Верхнего Тигра и Верхнего Евфрата. Положение спас очередной узурпатор, Хаттусили III (вторая четверть XIII в). Как царь Хаттусили проявил себя прежде всего незаурядным дипломатом. В 1270 г. он заключил мирный и союзный договор с Египтом.

При последних хеттских царях - Тудхалии IV и двух его сыновьях, Хеттское царство ведет борьбу на два «фронта» - в Верхней Месопотамии и Западной Малой Азии. Своего рода третьим «фронтом» становится раздор между великими хеттскими царями и их родичами. Тудхалия IV смог в конце концов восстановить положение на западе. С Ассирией, однако, он воевал в целом безрезультатно. Последний хеттский царь, по иронии судьбы носивший имя Суппилулиумы (И ), снова захватил Кипр. Около 1180 г. на них одновременно обрушиваются три нашествия. Народы Эгеиды («народы моря). В то же время каски, новая волна фрако-фригийцев («мушков»). Новохеттская государственность погибла навсегда. Новообразованное государство, с центрами в Каркемише и Мелиде, считалось восстановленным Хеттским царством, однако говорили и писали в нем уже только по-лувийски. К тому же оно вскоре распалось на множество осколков. Все они в конце VIII в. до н. э. оказались захваченными Ассирией.

Социально-экономический и государственный строй хеттского общества . Основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкого распространения достигло животноводство. В середине II тысячелетия развивается коневодство.

Земледелие у хеттов зависело прежде всего от обилия атмосферных осадков - искусственное орошение было возможно только в ограниченных масштабах. Большую роль играло садоводство и виноградство.

Развитие ремесла. Особую роль здесь играла металлургия.

Главное общественное богатство - земля - принадлежало государству либо общинным коллективам городов и сел. Государственные земли находились в непосредственном или общем распоряжении царя. Значительную долю государственной земли составляли крупные хозяйства, служившие для обеспечения лично царя и членов его рода, центральной администрации, различных государственных учреждений и храмов, а также условные держания должностных лиц. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства.

Основными видами государственной эксплуатации были саххан - обязательная служба царю(а также налоги) и луцци - трудовая повинность. В общинном секторе свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальный характер. И в частно-общинном, и в государственном секторах широко применялся также труд рабов в, наемников и др.

Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. С точки зрения хеттских законов, все население страны делилось на две группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую из этих групп - сословие «свободных» - входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. Второе сословие - «несвободные» - включало всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация. Соответственно, они, как и все «несвободные», могли именоваться «рабами». Положение «несвободных» было весьма разнообразным: среди них находились и рабы в точном смысле слова, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, и, наконец, крепостные землевладельцы, которые были иногда достаточно богаты, чтобы иметь собственных рабов. Независимо от сословия, лица, стоявшие вне общин, часто стремились приобрести членство в одной из них, купив участок общинной земли.

Государственный строй хеттов отличался известной рыхлостью, некоторыми чертами конфедеративности. Система вассально-союзных договоров привязывала все образования к хеттской короне. Такое положение дел привело к бурному развитию хеттской дипломатии.

Верховную власть представлял «великий царь» (табарна). Важную и самостоятельную роль играла царица. Хеттская культура

Хеттская цивилизация была плодом многовекового сосуществования и синтеза нескольких этнокультурных традиций. Ее ядром служило наследие индоевропейских «хеттов»-наситов. С другой стороны, ассимилировав в XVII-XVI вв. до н. э. абори-генов-«хатти», хетты впитали и их культуру. Сложившись в поле влияния гораздо более ранней и развитой цивилизации Месопотамии, хеттское общество усвоило многие месопотамские достижения и нормы (прежде всего клинопись). Наконец, в XV-XIII вв. до н. э. хетты подвергаются сильнейшему культурному влиянию хурритов (особенно на верхушку общества) и лувийцев (в основном на массовом уровне), при сохранении официальной неситской традиции.

Все это обусловило синкретический облик хеттской религии. Источники говорят суммарно о «тысяче богов и богинь Хатти», но практическое значение имел культ гораздо меньшего числа божеств. Верховным богом, покровителем государственности считался по индоевропейской традиции Бог Грозы, отождествлявшийся с громовниками многих традиций разом, от неситского Пирвы до хурритского Тессоба (с которым в конце концов и слился). Он изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно военным божеством. Не меньше почиталась Богиня Солнца города Аринны, по происхождению хаттская; ее считали супругой Бога Грозы. Известно и божество солнца мужского рода. Популярны были боги и богини плодородия, к числу которых относился и хаттский Телепину - умирающее и воскрешающее божество, связанное со сменой времен года. К киликийским богом плодородия был Сандон, изображавшийся с огромной виноградной кистью. Исключительным влиянием пользовалась хурритская богиня любви, разрушения и войны Сауска, отождествленная с месопотамской Иштар; не исключено, что именно благодаря ее культу хетты превратились в греческих воспомина-ниях в полусказочных малоазиатских амазонок. Незначительный бог ворот Апуллуна стал, по-видимому, прообразом греческого Аполлона. Существовали культы быка, льва, других священных животных и птиц. В результате постепенной систематизации культов в XIII в. до н. э. был создан единый общегосударственный пантеон, состоявший преимущественно из хурритских богов. Его представляют скальные рельефы Язылыкая близ Хаттусы, изображающие две встречные процессии мужских и женских божеств, стоящих на зверях и птицах; по-видимому, они участвуют в обряде священного брака возглавляющих их бога и богини. Среди сохранившихся произведений хеттской литературы весьма интересны назидательные рассказы, а также подробные царские «анналы» и «автобиографии», составлявшиеся, вероятно, писцами, но несущие на себе явный отпечаток личности заказчика-царя. Яркие по образности, подчеркивающие наиболее драматические моменты истории, эти тексты проводят также определенную этическую концепцию, важной чертой которой было своеобразное ры-царственное великодушие: хетты любили подчеркивать, что они не делали зла иначе, как в ответ на зло, и даже тогда могли отказаться от мести поверженному врагу, морально превозносясь над ним. В детальной «автобиографии» Хаттусили III этот царь считает нужным специально оправдать перед аудиторией свержение племянника, ссылаясь на нестерпимые притеснения с его стороны, санкцию Сауски-Иштар, своей покровительницы, и Божий суд, выразившийся в самом успехе его узурпации. Хеттская верхушка чрезвычайно интересовалась собственным и чужим прошлым. В архиве Хаттусы сохранились тексты, повествующие о царях Аккада (воспринимавшегося, кстати, как своего рода образец великой державы). На хеттский язык были

переведены многие произведения ближневосточной литературы (в том числе «Эпос о Гильгамеше», хурритские мифы и др.).

Многоязычие Анатолии, необходимость поддержания международных связей привели к бурному развитию хеттской лексикографии. Известны трехъязычные хетто-шумеро-аккадские словари. Важным памятником хеттской культуры является знаменитый трактат по коневодству, составленный главным конюшим хеттского царя хурритом Киккули по митаннийским образцам.

Как великая и по преимуществу военная держава, Хеттское царство славилось фортификацией и монументальной архитектурой и скульптурой. Хеттские города окружались двойными стенами, в Хаттусе был воздвигнут еще дополнительный вал, облицованный камнем. Стены воздвигались из тщательно подогнанных друг к другу циклопических каменных блоков. В целом для хеттской культуры характерна рациональная деловитость, прагматическая ориентация на главные нужды общества и его членов, для которых наибольшую важность имели военные успехи и укрепление администрации.