Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце 4 - начале 3 тыс. до н. э.; они были объединены в централизованную деспотию. К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и другие. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развитая мифология - все это свидетельствовало о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение его величественная природа. Дыхание ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня, заросли папируса в дельте Нила, цветы священного лотоса и т. п. во многом определили суровую красоту египетского

искусства. На протяжении веков в нем выработались совершенные способы изображения и выразительные средства, при помощи которых был воссоздан сложный и величавый образ человека, отражено богатство мифологических представлений.

История культуры Египта делится на пять больших периодов:

  • 1. Додинастический период (4 тыс. до н. э.);
  • 2. Древнее царство (XXX-XXIII вв. до н. э.);
  • 3. Среднее царство (XXI-XVIII вв. до и. э.);
  • 4. Новое царство (XVI -XI вв. до н. э.)
  • 5. Позднее время (XI в. - 332 г. до н. э.)
  • 332 г. - страна была завоевана Александром Македонским и включилась в систему эллинистического мира.

Додинастический период (4-е тысячелетие до н. э.)

Следы древнейшей культуры на территории Египта относятся к периоду неолита. В течение 4-го тысячелетия до н. э. происходит распад родовых общин. Образуются отдельные области - номы, враждующие между собой. Впоследствии они объединяются в Северное и Южное царства. По древнейшим религиозным верованиям, каждый ном имел своего покровителя - крокодила, ибиса, змею и т. п., что отражало тотемические представления. В погребениях обнаружены шиферные таблички для растирания красок и глиняные расписные гладкие сосуды, связанные с заупокойными обрядами.

Памятники искусства 4-го тысячелетия до и. э. рассказывают об исторических событиях, о верованиях людей. Перемены были вызваны завоеванием Севера Южным Египтом и объединением страны под властью фараона. Устанавливаются правила изображения людей и животных в скульптуре и живописи. Образы животных олицетворяют силы обожествленного владыки (могучий лев, пожирающий врага; бык, бодающий поверженного человека, и т. п.); значительность фараона подчеркивалась размерами его изображения, намного превосходящими остальных людей (например, рельефная шиферная плита фараона Нармера (ок. 3000 г. до н. э.). Вырабатываются приемы расположения фигур на плоскости (широкие плечи разворачиваются в фас, ноги и голова с острыми чертами - в профиль). Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, отчего содержание воспринимается как рассказ со строгой последовательностью.

Эти особенности впоследствии складываются в систему древнеегипетского канона с его твердой фиксацией пропорциональных отношений, иконографических приемов, ритмических сочетаний, интересом к целостному воспроизведению фигуры.

Древнее царство (XXX - XXIII века ло н. э.)

Начиная с 3-го тысячелетия до н. э. (после объединения Египта), отмечается расцвет искусства Древнего Египта, в котором отразился культ неограниченной власти фараона, сочетавшего свои полномочия с саном верховного жреца.

Существовала сложная мифологическая система, отражавшая земную иерархию. Верховным богом был Ра, бог солнца, а фараоны объявили себя сынами солнца. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом. Осирис - бог земли, в основе его почитания лежали представления о ежегодно умирающих и воскресающих силах природы. Осирис, считали египтяне, научил людей всем искусствам и ремеслам. Брат его, бог Сет, был воплощением зла; он убил Осириса. Его воскресила жена, богиня Изида. Но Осирис не вернулся на землю, он стал царем страны умерших.

Согласно верованиям египтян, человек состоял из трех элементов: из тела, из части "ка" и части "ба". "Ка" был двойником человека и его ангелом-хранителем. В то же время он был проводником умершего на том свете. Душой человека был "ба" - птица с человеческой головой.

Существовал развитый заупокойный культ. Тело умершего бальзамировали, его снабжали пищей и предметами повседневного обихода. Создавались статуи умершего, они как бы заменяли собой тело, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура тяготела к точному портретному изображению. С заупокойным культом была связана и архитектура этого периода.

Палеолит (40 тысяч лет до н. э.-13 тыс. лет до н. э.), история древней Японии

В эпоху палеолита Землю покрывали ледники, и уровень моря был на 100 метров ниже нынешнего. Япония пока не была архипелагом, а объединялась перешейками с Евразией.

Японское море было в те времена широкой низиной. Хоть ледники и не доходили до Восточной Азии, однако они оказывали значительное влияние на климат тех мест. Япония находилась в азиатской степной экозоне, флора которой состояла в основном из лесостепных трав. Из фауны стоит отметить мамонтов, слонов Наумана, большерогих оленей и других животных, мигрировавших на эту землю из Сибири.

Впервые люди прибыли на Японские острова в начале японского палеолита, который

длился с 40 тысячелетия до н. э., по 12 тысячелетие до нашей эры. Люди, прибывшие по перешейкам в древнюю Японию, добывали пищу охотой и собирательством, создавали из камня первые грубые орудия труда. Это время именуется периодом докерамической культуры, потому что люди не могли делать изделия из керамики.

Период Дземон (13 тыс. лет до н. э.- 3 век до н. э.), история древней Японии

Двенадцать тысяч лет назад закончился ледниковый период, ледники растаяли и уровень воды сильно повысился во всем мире. Благодаря таянию ледников и был образован Японский архипелаг. Из-за быстрого потепления и изменения направления океанических течений в японских степях появились густые лесные заросли. В это же время началось переселение людей из Юго-Восточной Азии на Японский архипелаг. Эти переселенцы неплохо разбирались в морской навигации и кораблестроении. По-видимому, их каноэобразные лодки-долблёнки достигли японских берегов благодаря теплым морским течениям Куросио. Новая группа людей быстро смешалась с потомками палеопопуляции Японских островов.

Из-за потепления климата растительный и животный мир Японии кардинально переменился. Северо-восток архипелага покрылся дубовыми и хвойными зарослями, а юго-запад - буковыми и субтропическими лесами. В этих лесах обитали огромные кабаны, олени, фазаны, дикие утки. В водах, омывающих берега Японии, присутствовали красные пагры, бониты, морские судаки. В водах Хоккайдо и региона Тохоку водилось множество лососей и форели. Благодаря природному изобилию жителям Японского архипелага не требовалось развитое сельское хозяйство и скотоводство, они предпочитали добывать пищу охотой и собирательством.

В десятом тысячелетии до н.э. древние японцы одними из первых в мире научились изготавливать керамические изделия. Среди этих изделий преобладали глубокодонные кувшины, в которых хранили продукты, жарили и варили еду. Отличительной особенностью этой посуды был «шнурковый орнамент», по-японски дзёмон. Подобный узор присутствовал на японских кувшинах до середины 2 века до н. э., из-за чего принято называть японскую культуру периода неолита «культура Дзёмон», а время её преобладания на Японских островах- периодом Дземон.

В эпоху неолита древние японцы стали вести оседлый образ жизни, образовывали небольшие селения по 20-30 человек на низких пригорках. Основным жилищем были полуземлянки и землянки. Около поселения располагались мусорные насыпи, также служившие для захоронения умерших. Из поселков периода неолита особенно известна стоянка Саннай Маруяма, расположенная в префектуре Аомори, датируемая пятым столетием до н. э. и включающая остатки большого поселения, в котором жили 100-200 человек. Было распространено половое и возрастное распределение труда. Наряду с охотой и собирательством древнее население японского архипелага выращивало бобовые, каштаны, гречиху, а также занималось культивированием устриц. В районе 4 - 3 века до н. э. японцы обучились примитивному суходольному рисоводству. Среди религиозных верований были распространены анимизм (вера в одушевленность природы) и тотемизм. Кроме того японцы периода дземон изготавливали глиняные женские статуэтки догу и почитали силы Земли, символы рождения и жизни.

Реконструкция дома стоянки Саннай-Маруяма

Период Яёй (3 век до н. э.-3 век н.э), история древней Японии

Несмотря на то, что японцы научились выращивать рис ещё в период дзёмон, масштабное заливное рисоводство с применением ирригации распространилось на архипелаге в 1 тысячелетии до нашей эры. Впервые нововведения были приняты на севере острова Кюсю, откуда рисоводство перекинулось в другие области древней Японии. После распространения заливного рисоводства японцы, проживавшие на возвышениях, переселились на низменности ближе к долинам рек. Образовались первые общины мура, члены которых засеивали и поддерживали заливные рисовые поля. Были созданы новые орудия труда, например нож-серп из камня, и постройки для хранения риса - хранилища на подпорках. В общинах проводились торжества, ритуалы и молитвы за богатый урожай. В это время был создан календарь.

Наряду с культурой выращивания риса с континента в Японию пришла культура выплавки металлов - меди, железа и бронзы. До 1 века до н. э. японцы ввозили готовые товары из металла, но потом создали своё металлургическое производство. Основными изделиями из бронзы были мечи, алебарды и копья, колокола дотаку (использовавшиеся в сельскохозяйственных ритуалах) и зеркала. После распространения железа во 2 веке н. э. оружие из бронзы превратилось в предмет культа.

В начале первого тысячелетия до н. э. японцы научились изготавливать изделия из керамики нового стиля, который был похож на континентальный. Особенностью данных изделий являлся красноватый цвет, отсутствие орнамента и разнообразие типов посуды. По-видимому, прогресс в изготовлении керамики был связан с расширением рисоводства. Керамическая посуда нового стиля впервые была найдена в поселении Яёй, именем которого была названа новая керамическая культура. Период преобладания этой культуры на Японском архипелаге с 1 тысячелетия до н. э. по 3 столетие н. э. носит название «период Яёй».

Благодаря распространению рисоводства возросла популяция населения Японии эпохи Яёй. Этот рост способствовал созданию близких связей между общинами, однако часто провоцировал столкновения, в особенности за контроль над природными ресурсами. Начиная со 2 века до н. э. множество селений были окружены рвами и деревянными частоколами. Населением поселения руководили вожди, сосредоточившие в своих руках религиозную и военную власть. Поселения часто объединялись и образовывали первые прото-государственные союзы. Наиболее укрепленной поселением-общиной эпохи Яёй являлась стоянка Йосиногари, расположенная в префектуре Сага, свидетельствующая о высоком уровне объединений древних японцев.

Реконструкция стоянки Йосиногари

Жанр статьи - История Японии

Возникновение ранних государств в долине Нила (2-я пол. IV тыс. до н. э.)

Мощный скачок в развитии древнеегипетского общества происходит с началом второго додинастического периода (ок. XXXVI–XXXI вв. до н. э.; время археологических культур Герзе / Нагада II и Семайна / Нагада III). Поселения людей этого времени укрупняются, достигая уже размеров ранних городов (городища Иераконполя, современный Ком эль-Ахмар; Нагады – древний Коптос и др.). Погребения начинают различаться по богатству помещаемого в них инвентаря, что указывает на выделение в обществе имущественной элиты. На некоторых предметах можно обнаружить отдельные знаки, известные по более поздней древнеегипетской иероглифике, следовательно, внутренняя жизнь общества стала настолько сложна, что возникла необходимость фиксировать события с помощью письма.

Многие находки этого периода (цилиндрические печати, керамические сосуды с волнистыми ручками, изображения особого типа ладей) имеют столь четкие аналогии в археологических комплексах Азии, что некоторые исследователи склонялись к мысли о завоевании Египта вторгнувшимся с Востока более развитым народом (так называемой династической расой , якобы создавшей Египетское государство). В действительности эти аналогии объясняются сходной (конвергентной) эволюцией материальной культуры различных регионов, а также интенсивными торговыми контактами и обменом опытом между Египтом и Восточным Средиземноморьем (а через него – и более отдаленными странами), вызванными нехваткой в долине Нила многих необходимых материалов. Особенно ярким примером того, насколько далеко могли простираться торговые связи, служат обнаруженные в Египте предметы из лазурита, месторождения которого находятся на юге Средней Азии.

Характерные особенности памятников второго додинастического периода (размеры поселений, различия в качестве погребений, вероятное зарождение письменности) указывают на то, что уже к его началу египетское общество достигло уровня ранней государственности. На этом этапе возникает потребность в особой обширной прослойке людей, профессионально занятой делами управления. Как известно по примерам многих ранних обществ, первые государства – номы были невелики по размерам и возникли из объединений общин, которые вели на компактной территории совместную хозяйственную деятельность и тяготели к общему культовому центру (одновременно – месту хранения общих запасов, размещения ремесленных мастерских, центру местной торговли). Такими центрами и стали крупные поселения второго додинастического периода. Потребность египетских общин в объединении (как и в других странах Востока с ирригационной экономикой) возникает особенно рано из-за необходимости совместной деятельности по созданию оросительных систем. Именно этой деятельностью начинает руководить возникающая государственная власть.

В историческое время Верхний Египет делился на 22, а Нижний – на 20 небольших провинций-номов (егип. сепат). Управителей таких провинций, нередко передававших свои полномочия по наследству, исследователи обозначают греческим термином «номарх». Каждый ном был самодостаточен в хозяйственном отношении, имел собственную систему культов и при ослаблении центральной власти мог стать самостоятельным. Считается, что номы исторического времени восходят к древнейшим государствам второго додинастического периода. Вряд ли это может быть иначе, тем более что священные символы номов («штандарты») встречаются в изображениях на памятниках конца этого периода. Однако из-за отсутствия современных ему или хотя бы поздних письменных источников или преданий никаких более подробных сведений о внутреннем устройстве и истории номовых государств Египта (в отличие, к примеру, от Месопотамии) у нас нет.

Долгое время считалось, что в результате войн между номовыми государствами долины и Дельты Нила на протяжении второго додинастического периода образовались два крупных государства – Верхнеегипетское, со столицей в Иераконполе (егип. Нехен), и Нижнеегипетское, со столицей в Буто (егип. Пе-Деп, вероятно, современный Телль эль-Фараин ).

Оба этих города уже в историческое время считались древнейшими религиозными центрами. Ранее предполагалось, что к концу IV тыс. до н. э. верхнеегипетские цари завоевали Дельту Нила и объединили страну. Однако новые археологические исследования показали, что путь к объединению Египта был более сложным.

По-видимому, ко 2-й половине IV тыс. до н. э. в Верхнем Египте было несколько сравнительно крупных, состоявших из более чем одного нома, государств. Примерно к XXXIII в. до н. э. сильнейшими из них и поглотившими остальные оказались царства с центрами в городах Тинис (центральная и средняя части Верхнего Египта), Иераконполь (юг Верхнего Египта) и Нагада (район будущих городов Коптос и Омбос). Правители Тиниса принимали имена, связывавшие их с почитавшимся в образе сокола и олицетворявшим небо и солнечный диск богом Хором, и погребались вблизи будущего важного религиозного центра – города Абидос. В Иераконполе также был распространен культ Хора, а правители носили белую корону бутылкообразной формы и помещали рядом со своими изображениями знак розетки. В Нагаде чтился бог Сет – мифологический противник Хора, а в комплексах Нагады второго додинастического периода найдено древнейшее изображение красной короны в форме плетеной корзинки, в дальнейшем – парной белой короны.

Иераконпольское царство старалось подчинить себе граничившие с ним с юга области Нубии, а Тинисское – области Нижнего Египта. При этом они поддерживали между собой более тесные связи, чем с разделявшим их государством Нагада, по всей видимости, в обход него, по караванным путям за пределами долины Нила.

Какие государства существовали в это время в Нижнем Египте, трудно сказать из-за скудости археологических данных. Вероятно, интерес для верхнеегипетских правителей представляли прежде всего области вдоль двух основных русел Дельты, дававшие выход к морским торговым путям Средиземноморья (центром одной из этих областей на западе Дельты действительно мог быть Буто). Высказывалось предположение, что если условия Верхнего Египта, с узостью на всем его протяжении речной долины и высокой взаимозависимостью ирригационных систем отдельных номов, а затем и их союзов, с самого начала порождали авторитарную власть правителей и высокие темпы объединения всего региона, то в Нижнем Египте, децентрализованном благодаря наличию нескольких рукавов Нила, в додинастическое время так и не сложилось ни сильной царской власти, ни единого государства.

Правителей Тиниса и Иераконполя, известных по ряду памятников того времени, современные исследователи условно объединяют в «0-ю » династию . Имена этих правителей связаны с Хором и, судя по всему, означали, что цари – земные проявления этого бога, и при этом нередко представляли собой обозначение какого-нибудь свирепого животного или агрессивный эпитет. На памятниках их изображали одерживающими или празднующими военные победы либо совершающими важные ритуалы. Например, на навершии булавы иераконпольского царя по имени Скорпион он изображен прокладывающим первую борозду в начале сельскохозяйственных работ. Постепенно сцены военного триумфа правителей вытесняют распространенные ранее сюжеты коллективной охоты или сражений с участием целого войска.

По совокупности этих признаков можно судить, что цари конца второго додинастического периода в Египте – это правители-военачальники, не испытывающие никаких ограничений своей власти со стороны общинных и номовых органов управления – советов старейшин и собраний полноправных общинников-воинов. По общим закономерностям развития номовых государств на заре их существования власть в них должна была принадлежать как раз таким учреждениям. Однако в Верхнем Египте вследствие интенсивности его политического развития и объединения этот начальный этап очень быстро сменился единоличной властью подчинивших себе номовые органы власти военачальников. Эти правители приобрели, помимо военных полномочий, также и функции верховных жрецов – вершителей ритуала и руководителей государственно-храмовых хозяйств, управляющих экономической жизнью своих государств. Свою власть они передавали по наследству, а ее связь с ритуалом, посредством которого устанавливался жизненно необходимый контакт с богами (в рассматриваемую эпоху это качество правителей обозначалось их Хоровыми именами), привела к ее сакрализации и зарождению царского культа .

Именно отношение к культу, связанному с Хором, стало, похоже, важнейшим критерием для выделения в структуре общества объединяющегося Египта нескольких социальных слоев. В более позднее время в памятниках и текстах религиозного характера встречаются термины «пат » («знать» с оттенком привилегированного положения в религиозной сфере), «рехит » («народ» – слово, передававшееся на письме характерным изображением птицы с переломанными крыльями, что символизировало ущемленность этой категории в культовом отношении) и «хенмемет » («солнечный народ» – в мифологических текстах спутники бога солнца в его ладье, совершающей плавание по небу).

Слово «пат» является составной частью слова «репат» или «ирипат» (букв. «уста знати» либо «относящийся к знати») – по сути дела, единственного египетского термина власти, который предполагает, что она не принадлежит правителю неотъемлемо, а предоставлена ему какой-то группой людей. Возможно, первоначально термин «пат» должен был обозначать полноправное свободное население (по аналогии с другими ранними обществами, очевидно, общинников) государства, которое под знаменем своего исконного культа бога Хора вело успешные завоевания и в итоге объединило страну (т. е. Тинисского царства). Словом «рехит», вероятно, называли обитателей присоединяемых к нему областей, по крайней мере на первых порах не получавших равноправия с его первоначальными подданными (прежде всего доступа к чужим для них египетским культам).

Термин «хенмемет», согласно истолкованию отечественного египтолога XX в. О. Д. Берлева, относился к дружинникам – реальному окружению царя, сопровождавшему его подобно мифологическим спутникам солнца (в IV – начале III тыс. до н. э. бога Хора, изображавшегося, кстати, и в виде плывущего в ладье по небу сокола), т. е. людям, которые были связаны с государством и его культами через правителя независимо от их исконной принадлежности к пат или рехит.

Заметим, что подобная структура общества, переживающего пору становления государственности, характерна не только для Египта – не случайно первые интерпретаторы терминов «пат» и «рехит» сразу вспомнили о терминах ранней Римской республики «патриции» и «плебеи».

Более поздняя мифологическая традиция о борьбе Хора и Сета и победе первого, совмещение в символах власти царей единого Египта белой и красной корон, притом что «первенство» в этом едином венце явно отдавалось белой, наводят на мысль о противостоянии союза Тиниса и Иераконполя с Нагадой, окончившемся ее поражением. Уже в изображениях на навершии булавы царя Скорпиона присутствуют символы власти и Иераконполя, и Нагады. По-видимому, следующим этапом стало объединение Тиниса и Иераконполя и образование прочного единого государства в границах всего Верхнего Египта. Это должно было произойти около XXXI в. до н. э. при тинисском царе Нармере («Свирепый Сом»), который объединяет в изображениях на своих памятниках символы власти уже всех прежних верхнеегипетских государств. После этого Нармер мог с новыми силами приступить к завоеванию Дельты и лежащих к западу от нее ливийских областей. Об этом рассказывают триумфальные сцены и пиктографические записи его знаменитой монументальной палетки.

Понятие «суперэтнос» в данном труде не несет в себе никаких смысловых оценок, дающих повод обосновывать расовое или этническое превосходство одних народов над другими, и имеет чисто научное значение.

Наше исследование рассчитано на подготовленного читателя, знакомого с источниками и обширной научной литературой. Следует отметить, что в последние годы целый ряд исторических трудов превратился в собрание невероятного количества ссылок на цитируемые работы. Можно ли таковые труды считать историческими? Вряд ли. В лучшем случае, это источниковедческие этюды, историографические эссе или ничего нового не дающая исторической науке компиляционная эквилибристика. В настоящей монографии автор намерено избегает подобного построения, чтобы в океане общеизвестных цитат и ссылок не утопить суть своего открытия и своих оригинальных исследований. Весь массив накопленных наукой данных автором бесспорно учитывается, но не все положения этого массива принимаются за незыблемые постулаты. Широко практикующиеся в «научной печати» методы, когда к пятистраничной статье, где «переливается из пустого в порожнее», даётся десятистраничный «научный аппарат», автор считает глубоко порочными и недопустимыми в подлинной науке.

Звонкое «г» в суффиксе иногда смущает исследователя, придаёт слову «иностранное» звучание. Фактически «викинги» = «викинки» (жители «вика-виса-веси»), «Меровинги» = «Меровинки», «тервинги»=«древники», «гардинги»=«градники»...

Имя Ной происходит не от мифического семитского «ноах», а от индоевропейской «нов-» = «новый, послепотопный человек». Даже по Ветхому Завету Ной отнюдь не семит, семиты появляются значительно позже, как одни из потомков сына Ноя Сима, и только тогда, вместе с носителями появляются и зачатки семитских языков.

Как и фараон в Египте: его корону украшал змей Урей (Юр) с высоко поднятой головой – фаллический символ ближневосточных русов. «Ур-, юр-» считался даром Рода избранным.

Поздние семиты («древние евреи») переняли у русов Сурии-Палестины, шумеров, арменоидных русов и ассироидо-арменоидов не только мифологические, легендарные сюжеты, но и большинство имен, прозвищ, топонимов, теонимов.

Аналогичный этнопроцесс, когда представители кавказских народностей (реликтовых) лавинообразно проникают в Россию, мы наблюдаем в настоящее время. И это лишь видимая часть длительного метаисторического ассимиляционного процесса, уходящего корнями вглубь тысячелетий.

Лингвистический энциклопедический словарь, М.,1990, с. 591.

Просто умиляет, когда отечественные любители иноземных красивостей и англоподобных звучаний в своих писаниях изощряются, до невозможности искажая топоним в стремлении его «облагозвучить», вплоть до Арийан Вэджа, Эйриайн Ваэджио и прочего звукового бреда! Нелепость плодит нелепости.

С. Ллойд. «Археология Месопотами». М., Н., 1984. С. Крамер «История начинается в Шумере», М., Н., 1991 и др.

Абсолютная нелепица. В 4 тыс. до н.э. ни семитов, ни тем более, евреев не существовало в природе. А протосемитские предэтносы пасли овец в Аравийской степи.

Представление о том, что протосемиты и даже семиты участвовали в этногенезе древних египтян, ошибочно. Семиты появляются в Египте в самые поздние эпохи арабской экспансии и именно семиты-арабы. Об участии в данных процессах семитов-евреев говорить просто не приходится. Считать Иосифа (плод компиляции) семитом-евреем, всё равно, что считать таковыми Ноя-Зиасудру, Гильгамеша, Яфета и т.д. Причем даже семиты-арабы антропологически не повлияли на этнос египтян, почти неизменный со 2 тыс. до н.э. до наших дней.

«Фараон» – греческое слово, образованное от др.-египетского «Пер-о». Египтяне называли верховного царя – «энсибья».

«Классический поэтический» перевод: с др.-епш. на английский, а с английского на русский. Дословный перевод ниже.

Н.Д. Андреев «Раннеиндоевропейский праязык», с. 230.

Его потомки или тёзки, русы Месхи-Мосхи (Мосохи) знакомы нам, как Моисей и легендарный Мосх, основатель Москвы. И в этом контексте неудивительно (а пожалуй, мистериально), что именно Москва объединила «все земли русские».

Антропологически европеоиды, несемиты. Древнееегипетский язык несемитский. С 5-6 веков нашей эры насильственно вытеснен арабским (семитским) языком. Это один из случаев, когда целиком несемитский этнос стал говорить на семитском языке, что затем породило множество спекуляций о значительном влиянии семитов в Древнем Египте... Фактически о их влиянии (арабов-семитов) можно говорить лишь с 6 века н.э., когда Египет был уже далеко не древним.

Каждый этнос играет свою роль в историческом процессе. Мы далеки от каких-либо морально-этических и прочих оценок, не наше право и не наша задача их давать. Наша задача – реконструкция подлинной истории во всей её полноте, где каждому народу-этносу или группе народов есть своё достойное место.

Кушитские и др. языки Бл. Востока и Африки отличные от семитских. В настоящее время термин «хамитские» почти не употребляется. Но от этого негласного запрета сами языки пропасть не могут, как не могут и стать семитскими. Объединение хамитских и семитских языков в семито-хамитскую (афразийскую) семью, на наш взгляд, неоправдано, т.к. географическая близость и смешение протосемитов с негроидами и европеоидами ещё не основание для этого.

Моисей (волхв-рус Мосох) недаром «водил евреев 40 лет по пустыне», и из «египетского плена» они ушли не сами, а только тогда, когда им позволили это сделать волхвы-русы Древнего Египта. Искусственность происхождения (и программирования) «библейских евреев» очевидны. По замыслу волхвов, эти прирученные и обученные (запрограммированные) полусемитические роды, прошедшие особую подготовку в Египте, должны были остановить нарастающее наступление из Аравии на Ближневосточную Русь неисчислимых орд подлинных семитов, которых гнал из бескрайних степей-пустошей элементарный голод. У русов-индоевропейцев не было «иммунитета» против полчищ кочевников, они были обречены... «библейские евреи» должны были сыграть роль защитного этнококона. И не только...

ОСНОВЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ

Барнаул, 2005

Разработано Л.Г.Апенышевой, ст. преподавателем кафедры философии

Курс: Культурология

Пособие содержит материал по историческим эпохам культуры, начиная с первобытных времен и включительно по XIX в.

Разработано с целью ориентации в хронологических датах культурных эпох, даны понятия терминов, встречающихся в процессе изучения предмета культурологии, а также приведены в систему памятники культуры, что значительно облегчит студентам запоминание материала в процессе подготовки к экзаменам и зачетам.

При разработке методического указания использовалась литература:

1. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. Марковой А.Н.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1995.

2. Культурология: Учебное пособие для вузов. Под ред. проф. А.А.Радугина, М., 1997.

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

Основные хронологические даты:

Первобытное общество 40 тыс. л до н.э - 4 тыс. лет до н.э.

Древнекаменный век (палеолит) 40 тыс. л до н.э.- 12 тыс. лет до н.э.

Среднекаменный век (мезолит) 12 тыс. л до н.э. - 7 тыс. лет до н.э.

Новокаменный век (неолит) 7 тыс. л до н.э. - 4 тыс. лет до н.э.

Термины и понятия Памятники материальной культуры
Синкретизм (пер. с греч. - соедине- ние) - сочетание разно- родных воззрений. Архетип (от греч. - начало, образ) - прообраз, первичная форма. Анимизм (от лат. - дух, душа) - вера в то, что душа существует самостоятельно от тела. Магия (от греч. - волшебство) способ воздействия на природу и лю- дей, характерный для перво- бытного общества, предпо- лагающий воздействие на вещь или изображение с целью воздействия на изображаемое по принципу связи всего во всем. Фетишизм (от франц. - идол, талис- ман) - вера в сверхъестествен- ные свойства материальных вещей. Ориньякская эпоха - культура периода позднего палеолита, названа из-за пещеры Ориньяк (Франция). Мезинское искусство - название получило из-за Мезинской стоянки (Украина). Майкопская культура - названа из-за знаменитого памятника Май-копского кургана. Турбинский могильник (на Каме) ПОСЕЛЕНИЯ: Къекенмеддинги (пер. с датского "кухонные кучи") Римские террамары (от лат. - земля) - укрепленные поселения на сваях Городище Крепость Стоянка Селище ПОГРЕБЕНИЯ Дольмены (от брет. стол и камень) Менгиры (от берт. Камень длинный) - отдельные каменные столбы Кромлех (от брет. круглый камень) - камни расположены в виде круга Гробницы Курганы


Вопросы для самопроверки:

1. Что такое архетип?

2. Расскажите об изобразительных формах первобытного искусства.

3. Назовите виды поселений первобытной эпохи.

4. Какие вы запомнили погребения в период первобытности?

ЛИТЕРАТУРА

· Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994.

· Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры, - Тверь, 1993

· Першиц А.И. и др. История первобытного общества. - М.: Высшая школа, 1974

· История древнего мира в художественно-исторических образах. - М.: Просвещение, 1968.

· Культурология. Под ред. Кефели И.Ф.-С.-Пб.: Спецлитература, 1996.

Культура Древнего Египта (4-3 тыс. лет до н.э. - рубеж н.э.).

Древний Египет - первое государство на земле, претендовавшее на мировое господство. Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, приведший к возникновению искусства изготовления мумий, строительству пирамид. Изобразительному искусству присуще плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным узором, строгая линейность композиции. Застойный характер древнеегипетского общества определил, в общем, единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры.

Вопросы для самопроверки:

1. Расскажите об особенностях религии Древнего Египта.

2. Как египтяне относились к смерти?

3. Что является важнейшей чертой культуры Древнего Египта?

4. Расскажите о наиболее важных видах архитектуры Древнего Египта.

ЛИТЕРАТУРА

· Всемирная история. В 10 т. - М.: Госполитиздат, 1956. Т.1 - П.

· Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. - верь, 1993

· Древний Восток. Под ред. В.В.Струве. - М., 1953.

· История Древнего мира в художественно-исторических образах. - М.: Просвещение, 1968

· Радугин А.А. Культурология. М.: Центр, 1997

· Культурология. Под ред. Кефели И.Ф.-С.-Пб.: Спецлитература, 1996

· История мировой культуры. Под ред. Чернокозова А.И. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Культура Древней Мессопотамии (Двуречья)

4 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры

Культура Двуречья (долина рек Тигр и Ефрат) - один из древнейших очагов человеческой цивилизации. В Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования:

Шумер и Аккад- 1У- Ш тыс.л.до н.э.

Вавилония- П тыс. до н.- наследница шумероаккадской цивилизации, при царе Хаммурапи город Вавилон объединил все области Шумера и Аккарда, появился знаменитый Свод законов.

Ассирия- 1 тыс.до н.э. исполнено пафосом силы, прославляло мощь и победы завоевателей, ослабление религиозных взглядов привело к изображению жестоких сцен в искусстве.

Иранская империя- У1 в. до н.э. характеризуется светским искусством, более спокойное, в нем нет той жесткости, какая прослеживается в искусстве ассирийцев.

Термины и понятия Боги Памятники культуры
Культ воды- источник доброй воли,приносящий урожай и жизнь Культ небесных светил-в их движении вавилоняне видели проявление божественной воли Шестидесятирич- ная система - существует в исчислении времени в минутах, секундах Шумерская клинопись - древнейшая письменность шумеров, основанная на знаках из групп клинообразных знаков Зиккурат - высокая многоступенчатая башня из кирпича Зороастризм - государственная религия в Иране. Названа так по имени пророка Зороастра Основные принципы: Противопоставле- Ние двух начал - добра и зла; вера в победу добра Главную роль в ритуале играет огонь Шамаш-богиня Солнца Син - бог Луны Адад - бог непогоды Иштар - богиня любви Нергал - бог смерти Ирра - бог войны Вильги - бог огня Зороастризм: Ахурамадзе - бог добра Азриман - носитель злого начала Сенмурва - символ плодородия Анахиту - богиня любви Шумерские клинописные таблички Поэма "Золотой век" Цикл сказаний о Гильгамеше Библиотека Ашшурбанипала Свод законов Хаммурапи Вавилонская башня Висячие сады Семирамиды (ассирийской царицы IX в. до н.э.) Сасанидское искусство

Вопросы для самопроверки:

1. Как объяснить жестокость нравов ассирийского искусства?

2. Назовите достижения в науке у жителей Двуречья?

3. Что характерно для вавилонского изобразительного искусства?

Литература:

Всемирная история. В 13-ти томах. -М.: Госполитиздат, 1957. Т.3.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд., 1987.

Можейко И. В. 7 из 37 чудес. - М.: Наука, 1983

Грибунина Н. Г. История мировой художественной культуры. - Тверь, 1993.

Радунин А. А. Культурология.- М.: Центр, 1997.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 3 тыс. л. до н.э. - рубеж н.э.

Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким очагом культуры. Материальная, духовная и художественная культура Древней Индии заняла достойное и почетное место в сокровищнице мировой цивилизации. В XI в. до н.э. идеологией становится буддизм, который стал одной из великих мировых религий. Велико его влияние на литературу и искусство.

Термины и понятия Боги и герои Памятники
литературы архитектуры
Пиктограф - рисунок, отображающий содержание чего-либо Веды (дословно с санскрита "священное знание") - древнейшие памятники древнеиндийской литературы III - II в. до н.э. содержали сведения об агрокультуре, обработке металлов, медицине, геометрии, изобретении шахмат Санскрит - обработанный язык поздневедической литературы, широко распространен-ный как важное средство общения Сутры - руководства по жертвенным ритуалам Варна-кастовый строй: Касты (по профессиональной деятельности) Варны (по сословиям): 1.брахманы (представители жреческого рода) 2.кшатрии(военная знать) 3.вайшьи 4. шудры - трудовое население Неприкасаемые - социальная группа низшего сословия, находившаяся вне каст, состоящая из бывших рабов и представителей презираемых профессий Нирвана - состояние без всяких земных желаний Сансара - учение о перевоплощении души Карма - закон воздаяния Будда - "осененный истиной" Брахма - создатель Вселенной Вишну - ее сохраняющий Шива - ее разрушающий Бхарата Кришна Рама Веды состоят: 1. Ригведа - гимны мифологического содержания 2. Самаведа - песнопения 3. Яджурведа - описание ведических ритуалов 4. Атхарваведа - магические заклинания 5. "Махабха-рата" "Рамаяна" Дворец царя Ашоки Ступа - культовое сооружение Торана - ворота в круговой ограде ступа Стамбха - монолитные столбы Статуя Шивы в Гудималламе

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните суть варно-кастового строя.

2. Религиозные течения религий древнеиндийского общества.

3. Охарактеризуйте культуру Древней Индии.

Литература:

Большая советская энциклопедия. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1991.

Гнедич П. П. Всемирная история искусств. - М.: Современик, 2000.

Гринцер Г. Ф. Религия Древней Индии. - М., 1959.

Можейко И. В. 7 их 37 чудес света. 2-е изд.- М.: Наука, 1983.

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1987, Т. 1.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

Культурология. Под ред. Кефели И. Ф. - С.-Пб.: Спецлитература,1986

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ (2 тыс. л. до н. э. - рубеж н. э.)

Китай - самая обособленная из известных цивилизаций. Китайцы верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, все в мире находится в движении в результате столкновения Света и Тьмы. Свойственен культ природы, культ предков, обожествление царской власти. В середине 1 тыс. до н. э. оформляются три идеологических направления (далее философско-религиозные системы): даосизм, учения Конфуция, буддизм. Китайская культура очень самобытна: регламентация быта была строгой, даже самые знатные люди не были хозяевами своей судьбы. Сферы культуры были подвластны государству.

Термины и понятия Боги Памятники культуры
литературы архитектуры Изобрете-ния
Даосизм - учение, согласно которому весь мир подчинен единому закону - "Дао", основатель Лао-Цзы (IX - рубеж Ш в. до н. э.) Дао (путь, закон)- источник всего существующего Конфуцианство - религиозно-мировоззренческая система возникла XI - X в. до н. э. Это, прежде всего свод правил, моральных устоев, в основе которого лежал культ послушания старших Пагода - здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, имеющей поднятые вверх края и четко обозначенный карниз Владыка Земли Умершие предки императора Боги солнца, луны, грома, дождя, ветра Боги войны, огня Конфуций 188 правителей прошлого Местные духи "Книга песен" "Книга перемен" "Исторические записки" Трактат "математика в 9 главах" Великая китайская стена Большая пагода диких гусей Храмовый ансамбль "Храм неба" в Пекине Водяная мельница Магнитный прибор (прародитель компаса) Насос Сейсмограф Фарфор Глобус

Вопросы для самопроверки:

1. Расскажите об основных религиозно-философских системах Китая.

2. Назовите технические изобретения древних китайцев.

3. В чем заключалась регламентация быта Древнего Китая?

Литература:

Всемирная история. В 13-ти томах. - М.: Госполитиздат, 1956. Т.1., П.

Гнедич П. П. Всемирная история искусств. - М.: современник, 2000.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

Можейко И. В. 7 из 37 чудес. 2-е изд. - М.: Наука, 1976.

История и культура Китая. - М.: Наука, 1976.

Радугин А. А. Культурология. - М.: Центр, 1997.

Культурология. Под ред. Кефели И. Ф. - С. - Пб.: Спецлитература, 1996.

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда этот термин (от лат.- древний) ввели для определения греко-римской культуры. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на культуру всех народов Европы.

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (3 тыс. до н. э.- X в. н.э.)

1. Эпоха крито-микенской культуры 2 тыс. л. до н. э. - XI в. н. э.

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит названия крито-микенской, центры ее - остров Крит и город Микены. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, особого внимания заслуживает настенная живопись. Огромную роль играла религия. Здесь была особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу.

2. Гомеровский период IX - YIII вв. до н. э.

Этот период называют гомеровским - по имени великого Гомера, он отличается бедной материальной культурой. Для него характерна простая грубая керамика, отсутствие монументальности, незатейливая форма произведений декоративного искусства.

3. Архаический период Y - IY вв. до н. э.

Он характеризуется окончательным разложением родовой общины и формированием античного полиса - города-государства. В это время походила великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. Для греческой религии характерен политеизм. Возникла первая философская система античности - натурфилософия.

4. Классический период Y - IY вв. до н. э.

Характеризуется расцветом греческой культуры, центром которой стали Афины. Основная задача искусства классического периода это правдивое изображение человека - сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил.

5. Эпоха эллинизма IY - I вв. до н. э.

Это эпоха распространения греческой культуры на всей территории Александра Македонского. Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии, а также распространению греческой системы образования. Эллинистические мастера проявляют повышенный интерес к личности, характерные черты скульптуры - динамичность, выразительность.

Термины и понятия Боги и герои Памятники культуры
литература архитектура скульптура
Толос-вид царской усыпальницы (купольная гробница) Полис-город-государство, гражданской общине которого принадлежала окружающая город с.-х. Территория Олимпийские игры- спортивные состязания,- посвященные Зевсу Пифийский игры- спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона Истмийские игры- состязания в честь Посейдона Курос- скульптура обнаженного юноши Кора- скульптура, изображающая женщину в задрапированном одеянии Идиллия- особый вид поэзия Мимы- короткие драматические сценки Эклектизм-стремление сочетать элементы различных школ Булевтерии- здания городских советов Хаос Гея (земля) Тартар (подземный мир) Уран (небо) Титаны- дети Геи и Урана Кронос (время) Зевс-громо-Вержец Гера-владычица неба Посейдон-властелин моря Аид- властелин подземного царства Аполлон- бог Света и поэзии 9 муз- покровительницы искусств и наук Афродита - богиня красоты Гефест- бог огня Арест- бог войны Афина- богиня мудрости Деметра- покровительница земледелия Афина- покровительница ткачества Дионис- покровитель Виноделия Гермес- покровитель торговли "Иллиада" и "Одиссея" Гомера; "Теогиния"; Трагедия Эсхила "Прометей прикованный"; Трагедии Софокла о царе Эдипе Родосский Колосс- одно из 7 чудес света, высота 35 м Шахматные гробницы в Микенах Фаросский маяк в Александр-ии-одно из 7 чудес света Богиня ветров в Афинах Храм Зевса в Олимпии Ансам-бль Афинского Акрополя Мавзолей В Галикарнасе-одно из 7 чудес света Театр в Эпидавре Фидий: "Афина Воительница" "Афина-Парфенос" "Зевс"(одно из 7 чудес света "Дискобол" Мирона "Гера", "Раненая амозонка" Поликлета "Афродита Книдская" Праксителя "Венера Милосская" "Ника Самофракинская" "Фарнезский бык" "Афродита Книдскя" "Лаокоон"

2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА (УШ в.до н.э.-У в.н.э.)

Во П- 1 в. до н.э. эллинские государства были завоеваны Римом. С этого времени центром античной культуры становится Италия.

Этрусская культура (1 тыс. л. до н.э.- У в. до н.э.)

Древнейшая на территории Апеннинского полуострова, предшествовавшая

Римской и оказавшая на нее большое влияние. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм.

Культура Рима в царский период (УШ-У1 вв.до н.э.)

В этот время Рим сложился как город-государство греческого типа.

Период ранней республики (У1-Ш вв. до н.э.)

Этот период характеризуется приобщением римлян к более высокой греческой культуре, с образованием республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Характерной чертой мышления римлян был практицизм.

Римская империя- с 31 г. до н.э. -У в. н.э. огромное государство древнего мира, включающее Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Отмечаются достижения в естественных науках, Одно из достижений римской культуры- литература ранней империи, особое распространение получила портретная скульптура. В конце П в.н.э. начинается кризис, характерным признаком которого явился низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм.

В 395 г. империя распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. История культуры позднего античного периода проходит в борьбе с разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими принципами.

476 г. считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.

Термины и понятия Боги Памятники культуры
литература скульптура архитектура
Тога-римское одеяние Атрий- внутренний дворник Базилики- здания, где совершались торговые сделки и вершился суд Амфитеатры Здания, где устраивались гладиаторские бои, а также проводились публичные действия Цирки- здания, где происходили соревнования колесниц Термы- сложный комплекс банных помещений, любимое место провождения знатных римлян где помимо бань располагались закусочные, библиотеки, малые сценические площадки Тогатус-тип статуи, изображающей оратора в тоге Мессия- в христианстве: Ниспосланный свыше божественный спаситель человечества Юпитер-отождествляется с Зевсом громовержцем Нептун-бог моря Плутон-бог подземного царства Марс-бог войны Юнона-владычица неба Минерва - богиня мудрости Цирера- покровительница земледелия Венера- богиня красоты Вулкан-бог огня Меркурий- покровитель торговли Диана- богиня охоты, покровительница животных Янус-божество входа и выхода, имел 2 лица Домашние боги: Лары, гении, пенаты Богиня Рома- покровительница Римской империи Иисус Христос "Записки о Галльской войне Цезаря "Естейственная история" Плиния Младшего Поэзия Вергилия, Горация, Овидия Роман "Метаморфозы" Апулея "Брут" "Оратор" Бюсты Цицерона, Цезаря Колизей-самый большой амфитеатр античного мира Пантеон- храм во имя всех богов Храм Юпитера на Капитолийском холме Триумфальная арка-новый тип монументального сооружения, способствовавший возведению акведуков, мостов

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите выдающихся деятелей античной культуры.

2. Какие эпохи можно выделить в истории Древней Греции и Древнего Рима?

3. Какое влияние греческая культура оказала на римскую?

4. Расскажите о науке в античных государствах.

Литература:

Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Искусство, 1992.

Боннар А. Культура Древнего Рима. - М.: Наука. 1985. Т.1.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Современник, 2000.

Куманецкий К. История Культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1990.

Древнии цивилизации. - М.: Мысль, 1989.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. -М.: Советская энциклопедия, 1986.

Кун Н.А, Легенды и мифы Древней Греции. Алма-Ата,1985.

Кочановский В.В, История культуры Западной Европы. М.: ИП

Экоперспектива, 1998

Культурология. Под ред. Кефели И. Ф. - С. -ПБ.: Спецлитература, 1996.

История мировой культуры. Под ред. Чернокозова А. И. Ростов-на-Дону:

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН (У- 1Х вв.)

Древние славяне были людьми ведической культуры. Основными памятниками славянской древности являются священные песни,мифы,

сказания.

К моменту принятия христианства славянская религия не успела выработать

строгих форм культа.

При воцарении в Киеве Владимира Красное Солнышко (1015г.) была проведена языческая реформа. Славяне помимо греческой имели свою оригинальную систему письма- узелковую письменность. Память о древнем

узелковом письме осталась в языке и фольклоре.

2. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ (1Х-ХП вв.)

Начало эпохи Киевской Руси принято относить к летописному рассказу о

Призвание на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса, Трувора, либо определять временем киевского похода вещего Олега в 882 г.

Завершают период княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1919 -1054 гг.),

либо доводят до времени Владимира Мономаха (1113 - 1125 гг.) .

Важнейшим событием культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Этот выбор был сделан в 998 г. князем Владимиром. Фактором, подготовившим принятие христианства Русью,стало создание братьями Кириллом и Мефодием о 1Х в. славянской письменности. Русская литература родилась в Х1 в. и была элитарной. Ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Среди жанров древнерусской литературы летопись занимает центральное место.. Другой распространенный жанр - житие. Под большим воздействием церкви находился другой вид древнерусского искусства- архитектура. С приходом на Русь христианства широко начинается строительство церквей и монастырей. Началось каменное строительство.

Киевская Русь домонгольского периода превратилась в страну высокоразвитой культуры, задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплеталось христианство и язычество.

Термины и понятия Боги и святые Памятники культуры
Литературы Архитектуры
Фольклор (от англ. - народное творчество) - совокупность народных обрядовых действий Космогония (от греч. "космос" - мир, Вселенная + "гонеа" - рождение) - комплекс мифов о происхождении мира Теогония - комплекс мифов о происхождении богов Антрогония - комплекс мифов о происхождении людей Коляда (от лат. - первый день нового месяца) - празднование рождения нового солнца в конце декабря Капище - место жертвоприноше-ния Чары - особые сосуды, изображающие 12 рисунков, составляющих круг - символ 12-ти месяцев Май - символ весны, представляющий собой маленькую елку, украшенную лентами Волхвы - служители древней религии Хамартиология - учение о грехе и спасение, составляющее основное содержание христианской религии Летопись - жанр в древнерусской литературе, представляющий собой последовательное описание исторических событий Древнерусская книга - рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый кожей Житие - жанр в древнерусской литературе, жизнеописание знаменитых монахов, епископов и др. Поучение - жанр древнерусской литературы; речь дидактического содержания, преследующая цель назидания Зернь - техника исполнения в ювелирном и прикладном искусстве Древней Руси, при которой на изделие напаивался узор, состоящий из шариков Скань - ювелирное узорчатое изделие из тонкой крученой проволоки, напаянной на металлическую поверхность, перегородки которой заполнялись разноцветной эмалью Сварог Перун Велес (Волос, позже Свентовит0 Чернобог Марена Ярило Купала Кострома Даждьбог Стрибог Семаргл Мокоша Хорс Первые русские святые Борис и Глеб "Повесть временных лет" Остромирово Евангелие Мстиславово Евангелие Сказание о Борисе и Глебе Житие Феодосия Печерского "Слово о законе и благодати" Лаврентьевская летопись Ипатьевская летопись Поучение Владимира Мономаха Киево-Печерский монастырь Ильинский подземный монастырь Собор Киевской Софии Золотые Ворота Софийский Собор в Новгороде

Вопросы для самопроверки:

1. Расскажите об основных духовных составляющих мировоззрения древних славян по Велесовой книге.

2. Что повлияло на принятие Русью христианства?

3. Перечислите жанры древнерусской культуры.

4. Назовите основные памятники культуры славянской древности.

Литература:

Гнедич П. П. Всемирная история искусств. - м.6 Современник, 2000

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981.

Любимов Л. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение, 1974.

Хрестоматия по истории России в 4-х т. Т. 1. - М.: МИРОС, 1994.

Радугин А. А. Культурология. М.: Центр, 1997.

История мировой культуры. Под ред. Чернокозова А. И. Ростов-на Дону: Феникс, 1996

Введение в культурологию. Учебн. пособ. для вузов.- М.: Владос, 1996

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIY - XYII веков

Вторая половина XIY в. обусловливается подъемом русской культуры в результате успехов хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Борьба русских людей с иноземными завоевателями - основная тема литературных произведений. Широкое распространение получило зодчество, иконопись, фреска. Стенную живопись на Руси этого времени относят к "золотому веку".

Конец XY - XYI вв. был переполненным для историко-культурного развития русских земель. Страна окончательно освободилась от татаро-монгольского ига, продолжалось образование единого русского государства. В русской культуре усиливаются светские элементы. Большую роль сыграло книгопечатание. Архитектура отразила возрастание международной роли русского государства. В живописи проявляется растущий интерес к реальным историческим лицам и событиям.

Русская культура XYII в. - в это время окончательно сформировалось крепостное право, этот период можно назвать Средневековьем Руси. Резкое обострение классовой борьбы определило название этого века - "бунташный".

Начинается формирование русской нации. Происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой

личности.

Термины и понятия Памятники культуры
Литература Изобразительное искусство Архитектура, монастыри
Терракота - керамические изделия из необожженной глины, красно-коричневого и кремового цветов Уния - объединение православной и католической церквей признание главенства римского папы Часослов - церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы Псалтырь - сборник псалмов, входящих в Ветхий Завет "Обмирщение" культуры (секуляризация) - процесс в русской культуре XYII в., связанный с отходом от церковных традиций, приданием ей светскости Парсунная живопись - русская портретная живопись (изображение персон) возникла в XYII в. "Дивное узорочье" - стилевое направление в древнерусском зодчестве XYII в., отражающие пристрастие и обилию декоративных мотивов Житие Александра Невского "Сказание о граде Китеже" "Задонщина" Псалтырь "Апостол" Часослов Домострой Букварь Василия Бурцева Грамматика М.Смотрицкого "Считание удобное" Творчество Ф. Грека Творчество А. Рублева: "Троица", фрески "страшны суд" Творчество С. Ушакова: 2Спас Нерукотворный2 Литейное искусство: Царь-пушка Царь-колокол Ансамбль московского Кремля Собор Василия Блаженного Китай-город Белый город Церковь Вознесения в Коломенском Успенский собор Архангельский собор Церковь покрова в Ффилях Монастыри: Новодевичий Троице-Сергиев Соловецкий

Вопросы для самопроверки:

1. В каких памятниках литературы нашла свое отражение борьба русского народа против татаро-монгольского ига?

2. Какие черты присущи русскому зодчеству и живописи периода XIY-XY вв.

3. Как отразилась секуляризация в российской культуре XYIIв.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХУШ в.

Преодоление отстаивания России от Западной Европы связано с реформами Петра 1 (1672-1725 гг.). В России утверждается самодержавная власть -абсолютная монархия. Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвигается просвещение, что оказывает большое влияние на дальнейшее развитие культуры. Открывались общие и специальные школы. Широкая книгоиздательская деятельность ускорила развитие литературы. Вносятся новшества в архитектуру, обусловленные требованиям правительства: выразить в ней мощь и величие российской империи. Итоги историко-культурного развития России в ХУШ в. весьма значительны. Укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества Русского государства способствовало формированию русской нации. Произошло "обмирщение" культуры, что способствовало появлению новых ее видов - художественной литературы, театра, светской музыки.

Термины и понятия Памятники культуры
Литература Архитектура Скульпту ра Живопись Музыка
Московское барокко- стиль русского зодчества П пол. ХУП в., отличающийся Яркой декоративностью, симметричностью деталей, резьбой по белому камню, подчеркнутой устремленностью здания вверх Русское барокко- стиль русского зодчества, вобравшего в себя и западную, и русскую традиции "Российская грамматика М.В. Ломоносова Сатирические журналы Новикова Н.И. Творчество Д. Фонвизина ("Недоросль") Баженов В.П.: Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно Михайловский замок в Петербурге Казаков М.Ф.: Сенат Московского Кремля Петровский дворец (Москва) Дворянское собрание - Колонный зал (Москва) Трезини: Собор Петро-павловской крепости России: Дворцовая площадь Ансамбль Александринского театра Растрелли-младший: Смольный монастырь Зимний Дворец Большой Дворец в Петергофе Екатерининский Дворец в Царском селе Б.Растрелли: Бронзовый бюст Петра "Императрица Анна Иоановна с арапчонком" Скульптурные портреты Ф. Шубина Никитин И. "Петр 1 на смертном ложе" Антропов А.П., Рокотов Ф.Р., Левицкий Д.Т, Боровиковский В.Л. (портреты современников) Козлоский О.А. Русские романсы Фомин Е,И, опера "Орфей" и др.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие новые сферы появились в русской культуре ХУШ в.

2.Что способствовало вхождению России в мировой историко-культурный процесс.

4. Как повлияли петровские реформы на образование?

Литература:

Бенуа А. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. 2-е изд.- М.: Изобразительное искусство, 1997.

Всемирная история, В 13 т. М., 1955-1983.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Современник, 2000.

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. - Тверь, 1983.

Зезина М.Р., Кошман Л.В. и др. История русской культуры для студентов вузов.- М.: Высшая школа, 1990.

Жегалова С. К. Русская народная живопись.- М.: Просвещение, 1975.

Георгиева Т.С. Русская культура и современность. Учебн. пособ.- М.: Юрайт,

1999. Радугин А.А. Культурология. М.: Центр. 1997.

Культурология. Под ред. Кефели И. Ф. - С.-Пб.: Спецлитература, 1996.

История мировой культуры. Под ред. Чернокозова А. И. Ростов-на Дону: Феникс, 1996.

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (У в. н.э.- серед. ХУП.)

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода определялась христианством. На Вселенском сборе принимается Символ веры. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу. Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция. Огромную роль играло монашество. Монастыри превратились в богатые центры,которые являлись и центрами образования и культуры.

В 1Х-Х вв. отмечен подъемом в области естественнонаучных знаний. Наряду с точными науками широкое распространение получили оккультные: алхимия, астрология, магия. Для литературы характерны героический эпос и рыцарские романы. Городская культура явилась новым явлением в культурной жизни западноевропейского общества.

Сильная роль церкви проявлялась в архитектуре, скульптуре, живописи.

К ХП в. относится появление нового архитектурного стиля- готики. С развитием готической архитектуры меняются скульптура и живопись. Все отчетливее сказывается наследие античности.

ХШ-Х1У вв. непосредственные предшественники культуры Возрождения.

Термины и понятия Памятники культуры
Литература Архитектура Униреситеты
Инквизиция (от лат. - розыск)- церковный орган, предназначенный для борьбы с ересью (религиозным течением, не признававшим официальной церковной доктрины), с ХШ в. действовала как официальный верховный суд Индульгенция (от лат.- милость)- грамота об отпущении грехов Скриптории- мастерскии при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи Схоластики (от греч.- школьный, ученый)- школьная наука Миннезингеры- певцы высокой любви в Германии Ваганты (от лат. - бродячие)- бродячие поэты Рыцарский роман- эпический жанр средневековой литературы, в центре образ героя рыцаря, его подвиги Готика- архитектурный стиль, возникший в Западной Европе в ХП в., характерная черта- устремление здания ввысь, огромные окна, украшенные витражами "Пламенеющая готика"- вид готики, при которой здания украшали тончайшей резьбой по камню- каменным кружевом Моралите- назидательная драма гланным в котором было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека "Сага об Эрике Рыжем" "Песнь о Роланде" Роман Готфрида Страсбурского "Тристан и Изольда" Баллады о Робин Гуде Храм Святой Софии в Константинополе Собор Нотр-Дам в Париже Соборы в Оксфорде, Винчестере (Англия) Вестминстерское аббатство в Лондоне Собор в Любеке (Германия) Первый университет (Испания, Болонья) Университеты в Оксфорде, Кембридже

Вопросы для самопроверки:

1. Какое влияние оказывала церковь на культуру Средневековья?

2. Расскажите об особенностях архитектуры Средневековой Европы?

3. Какова особенность средневековой литературы?

Литература:

Всемирная история в 13 т т - М., 1957. Т. Ш.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Современник, 2000.

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры.- Тверь, 1993.

Из истории культуры Средних Веков и Возрождения. - М.,1972.

Краткий энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия,1989.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-хт. - М.: Советская энциклопедия,1996.

Христианство. Энциклопедический словарь. - В 2-х тт.- М.: Большая Российская энциклопедия,1993.

Кочановский В.В. История культуры Западной Европы. М.: ИП

Экоперспектива,1998.

Радугин А.А. Культурология. М.: Центр. 1997.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Х1У- ХУ1 вв.

Раннее Возрождение Х1У- ХУ вв.

Высокое Возрождение ХУ- ХУ1 вв.

Позднее Возрождение 40-е г. ХУ1 в.- пер. годы ХУП в.

В конце Х1У в. - нач. ХУ в. в Европе, а именно в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая названия культуры Возрождения (Ренессанс). Термин "Возрождение" указывал на связь новой культуры с античностью. Эта эпоха характеризовалась очень значительными переменами в умонастроении людей. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре. Независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование наука. В центре внимания деятелей эпохи Возрождения был человек, поэтому их мировоззрение обозначают термином "гуманистическое" (от лат. - человеческий). Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения. Гуманистическое движение было общеевропейским явлением, но каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения.

Термины и понятия Памятники культуры
литература живопись архитектура скульптура
Реформация- штрокое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой пол. ХУ1 в., положившее начало новой разновидности христианства- протестантизму "Божественная комедия" Данте; "Декамерон" Боккаччо; Сонеты Петрарки; Дж. Бруно " О Бесконеч-ности, Все-ленной и ми-рах"; Твор-чество Виль-яма Шекспи-ра; Роман Сервантеса "Дон Кихот" Лопе де Вега "Собака на сене" Творчество Боттичелли Леонардо да Винчи ("Тайная вечеря", "Джоконда") Рафаэль Санти ("Сикстинская мадонна") Джорджоне ("Юдифь", "Спящая Венера") Творчество А.Дюдера, Д. Веласкеса, Эль Греко Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции; Собор Санта Мария делла Грацие в Милане; Собор Святого Петра в Риме; Дворец Ватикана Творчество Микеланджело (статуя Давида, скульптуры"Утро", "Вечер", "День", "Ночь)

Вопросы для самопроверки:

1. Какова характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения?

2. Охарактеризуйте основные достижения в литературе эпохи возрождения.

3. Кого Вы можете назвать из художников титанами Возрождения?

Литература

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Современник, 2000

Из истории культуры Средних Веков и Возрождения. М., 1972.

Культура Эпохи Возрождения и Реформации. - Л., 1981.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

Кочановский В.В. История культуры Западной Европы. М.: Экоперспектива, 1998.

Радугин А.А. Культурология. М.: Центр. 1997.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (1689-1789 гг.)

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Африки, связанное с переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения ограничены 1689-1789 гг. 1688 г. - совершилась "славная революция" в Англии, 1789 г. французская революция.

Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике. Деятели Просвещения боролись за установление "царства разума", основой которого должно быть "естественное равенство", а отсюда - политическая свобода и гражданское равенство. Цели и идеалы Просвещения - благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и вольдумство. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения. Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия, Просветители происходили из разных классов. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. Основной литературный жанр эпохи Просвещения - роман. В конце ХУП - ХУШ в. Начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Изобразительному искусству свойственен анализ тончайших переживаний человека. Ценнейшим наследием ХУШ в. явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как научной дисциплины.

Термины и понятия Памятники культуры
Литература Живопись Музыка
Рококо - ведущее нап-равление во француз-ском искусстве ХУШ в., для которого характерен уход от жизни в мир фантазий, игры; скуль-птура и живопись изящ-ны, декоративно-поверх-ностны по содержанию Трагедия И.В.Гете "Фауст" Трактат А.Ф.Бестужева "О воспитании" Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева Сатирические журналы Н.И.Новикова "Путешествие Гулливера" Дж. Свифта Портьеры Гейнсборо Творчество Ф.Буше ("Туалет Венеры", "Венера с Амуром" и др.) Творчество У.Хогарта Творчество Рокотова Ф.С. Левицкого Д.Г. Творчество И.С.Баха; Творчество Г.Ф.Генделя; Творчество И.Гайдна; Творчество В.А.Моцарта (50 симфоний, оперы "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро" "Реквием"); Творчество Л.В.Бетховена (32 сонаты, в т.ч. "Лунная соната", "Девятая симфония", "Торжественная месса")

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?

2. В чем заключалась самобытность Русского Просвещения?

3. В чем заключалось историческое предназначение эпохи Просвещения?

Литература

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.- М.: Высшая школа, 1993.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств.- М.: Высшая школа, 2000.

Энциклопедический словарь юного художника.- М.: Педагогика, 1983.

Кочановский В.В. История культуры Западной Европы. М.: ИП Экоперспектива, 1998

Радугин А.А. Культурология. М.: Центр, 1997.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА Х1Х ВЕКА

Промышленная революция, охватившая европейские страны, явилась важным этапом в утверждении капиталистического способа производства и была тесно связана с развитием науки. Х1Х в. - это расцвет классического естествознания. Великие сдвиги, происходившие в развитии науки и техники, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства. Эпоха становления капитализма - это и новая эпоха в развитии европейской художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм.

Термины и понятия Памятники культуры
Литерату-ра живопись скульптура архитектура музыка
КЛАССИЦИЗМ (от лат.- образ-цовый) был свя-зан с буржуаз-ным просвеще-нием. Этот стиль основывается на идеях рациона-лизма; для него характерно выра-жение возвышен-ных идеалов. Вместе с тем ему присущи черты утопизма, отвлеченности Трагедия Гете "Фауст" Трагедии Шиллера "Дон Карлос", "Мария Стюарт" Ж.Л.Давид "Клятва Горациев", "Смерть Марата"; Офорты "Каприччос Ф.Гойи; Ф.А.Бруни "Смерть Камиллы, сестры Горация" А.Канова "Амур и Психея"; Памятник Минину и Пожарско-му И.П. Мартоса; Клодт П.К. "Укротители коней" на Аничковом мосту и др. Здание Сената в Кремле М.Ф.Каза-кова; Ми-хайловский дворец (Русский музей" в Санкт-Пе-тербурге К.России; Ансамбли в Павловс-ке и Петергофе А.Н.Воронихина
РОМАНТИЗМ (от франц.-роман) идейнохудожест-венное направле-ние в европейс-кой культуре, сложившееся под влиянием Вели-кой французской революции. В творчестве его представителей нашло отражение разочарование капиталистичес-кого действитель-ностью.Появлял-ся интерес к на-циональному прошлому, тради-циям фольклора Баллады В.А.Дуковского "Светлана "Людмила "Бабочки "Крейслериана", "Карна-вал"Р.Шумана; "Троян-цы", Рек-вием Г. Берлиоза; Поэмы, рапсодии Ф.Листа; Опера "Руслан и Людмила М.И.Глинка;Оперы "Русалка"Каменный гость" А.С.Даргомыжского
РЕАЛИЗМ (от лат. действи-тельность) нап-равление в лите-ратуре и искус-стве, стремяще-еся дать правди-вое отражение действительности специфическими средствами присущими, тому или иному виду творчества. "Человеческая коме-дия" О.Ба-льзака; "Собор Парижской богоматери "Отверженные"В.Гю-го; "Госпо-жа Бовари" "Воспита-ние чувств" Г.Флобера; "Большие ожидания" Ч.Диккенса "Ярмарка тщеславия" У.Теккерея "Сага о Форсайтах" Д.Голсуор-си; "Чело-век- неви-димка", "Машина времени", "Война ми-ров" Г.Уэл-лса;"Голод "Мистерии Г.Гамсуна Русская литератураТворчество А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова, Н.В.ГоголяЛ.Н.Толстого,Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова Творчество Дж. Милле, И.Н.Крамского Оперы: М.П.Мусорского "Борис Годунов"; А.П.Бородина "Князь Игорь"; Н.А.Римского-Кор-сакого "Снегурочка", "Царская невеста";Дж.Верди "Сицилийская вече-рня", "Аи-да", "Дон-Карлос" др.;Ж.Би-зе "Кар-мен","Ис-катели жемчуга; Балеты: П.И.Чайковского "Лебединое озеро" "Спящая красавица"Щелкун-чик; А.К.Глазунова"Рай-монда"
НАТУРАЛИЗМ (от лат.- природа) направление в ев-роп. и амер. Ли-тературе пос-ледней трети Х1Х в. Основные его представите-ли стремились к объективному воспроизведению реальности и че-ловека, обуслов-ленному его при-родой и средой, понимаемой как непосредствен-ное бытовое и материальное ок-ружение, но не исключающей социально-исторических факторов. Эмиль Золя (20-ти томная серия романов)
СИМВОЛИЗМ направление в искусстве конца Х1Х нач. ХХ в, сосредоточено на выражении пос-редством симво-ла, интуитивно постигаемых су-щностей и идей, случайных чувств и видений. Творчест-во К.Баль-монта, Д.Мереж-ковского, Ф.Сологуба, А.Бе-лова, В.Брюсова А.Блока
ИМПРЕССИ-ОНИЗМ(от фран впечатление) направление в искусстве посл. трети Х1Х - нач. ХХ вв. И утвер-ждает красоту повседневной действительности добивается жи-вой достовернос-ти изображения. Произведения И. отличаются чув-ственной кра-сотой мира, для них характерно схватить в увиденном неповторимое. Творчество К.Моне, О.Ренуара, Э.Дега, К.Писсаро, Б.Моризо Железная башня А.Эйфеля (Париж)
ПОСТИМПРЕС-СИОНИЗМ - общее название течений в живо-писи конча Х1Х нач. ХХ вв. воз-никших во Фран-ции как реакция на импрессио-низм. Восприняв от испрессиониз-ма чистоту и звучность цвета П. противопоста-вил ему поиск постоянных начал бытия, по-высил интерес к философским и символическим аспектам. Творчество Поль Сезанна, Поль Гогена, В.Ван Гога

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите и охарактеризуйте основные художественные стили Х1Х в.

2. Перечислите русских представителей различных стилей в искусстве Х1Х в.

3. В каком направлении нашел свое отражение импрессионизм?

Литература:

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высшая школа, 1993.

Всемирная история в 13 тт. -М.: 1953-1985.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т.- М.: Советская энциклопедия, 1986

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. - Тверь, 1993.

Радугин А.А. Культурология. М.: Центр, 1997.

Культурология. Под ред. Кефели И.Ф. - С.-Пб.: Спецлитература, 1996.

История мировой культуры. Под ред. Чернокозова А.И. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.