Лидия Азатовна
Викторина «Растительный и животный мир земного шара»

Цели:

1. Формировать у учащихся познавательный интерес.

2. Развивать любознательность, познавательную активность.

3. Расширять знания о жизни животных, растений.

4. Воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование: мешочек из ткани, карточки с числами, иллюстрации животных, иллюстрации растений.

Представители от 4-х классов сидят по группам, по 5 человек в каждой группе.

Ход викторины

Ведущий представляет жюри:.

1. Разминка.

Ведущий задает одинаковые вопросы всем группам. Группа, которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.

Растительный мир

1. Какое растение называют символом мира? (Оливу)

2. Какое растение называют символом солнца? (Лотос)

3. Какое растение называют «золотым» яблоком? (Помидор)

4. Какое дерево самое высокое в мире? (Эвкалипт)

5. Какое растение самое толстое? (Баобаб)

6. Какое растение самое длинное? (Ротовые пальмы – 400 м)

Животный мир.

1. Кто бегает быстрее всех? (Гепард)

2. Кто плавает быстрее всех? (Рыба-меч)

3. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж)

4. Кто «дышит» одной ноздрей? (Кит-кашалот)

5. Кто слышит ногами? (Кузнечик)

6. Какое животное имеет в окраске только два цвета? (Зебра)

7. Какое животное всегда с сумкой? (Кенгуру)

8. Кто всегда поет на одной ноге? (Комар)

2. Графический диктант «Животные тундры».

Команда выбирает одного представителя. Если учащиеся согласны с высказыванием, ставят +, нет -. (10 баллов)

1. В тундре водится небольшой по размеру грызун – лемминг.

2. Белая куропатка – хищная птица.

3. Белая сова – растительноядная птица.

4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.

5. Песцы питаются леммингами.

6. Дикий северный олень питается ягелем.

7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.

8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.

9. Плотное оперение белой совы защищает ее от ледяных ветров.

10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.

О т в е т ы: + -- + + + - + + +.

3. Волшебный мешочек.

Каждая команда вытаскивает из мешка карточку с номером. Ведущий зачитывает описание животного под этим номером. Дети должны узнать животного. (1 балл)

1. Он – полярный житель. Этот великан – близкий родственник тюленя. Он большой и сильный, и мало кто решается нападать на него. У него два длинных клыка, которые он использует при драках, чтобы выбраться на лед для отдыха. А, кроме того, клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержание. (Морж) .

2. Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе задохнется. (Тюлень) .

3. Он – огромный зверь, длиной до 3 м и весом до 1000 кг, может бегать со скоростью 40 км/ч. Хорошо плавает, загребая своими огромными лапами, он охотится не только в воде, но и со льда. Не только силен, но и терпелив. Иногда подолгу сидит у лунки, поджидая тюленя. Когда тюлень всплывает, хищник хватает его. А весной, когда лед начинает подтаивать и ломаться, зверь, ныряя среди плавучих льдин, подплывает под льдину, сильно накреняет ее так, что находящиеся на ней тюлени соскальзывают в воду, и тогда хищник убивает их одним ударом мощных лап. (Белый медведь) .

4. Пасть его огромна. Кажется, кого угодно проглотит. А на самом деле он питается крохотными рачками. За сутки он съедает две-четыре тонны пищи. (Полярный кит) .

Ведущий. Великий сказочник Г. -Х. Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Сегодня мы будем говорить о цветах. Поиграем в игру «Садовник» Она начинается так: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» В течение минуты вы должны перечислить названия цветов. Названия не должны повторяться, а последний, назвавший цветок выигрывает.

Правильный ответ – 1 балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

4. Вопросы викторины.

Группа которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.

1. Как называется первый весенний цветок? (Подснежник)

2. Как называют подснежник другие народы мира? (Англичане – снежной каплей, французы – снегосверлителем, чехи – снежинками, испанцы – белым цветком, немцы –снежным колокольчиком, болгары – задирой.)

3. Назовите ранние весенние цветы. (Мать -и- мачеха, пролеска, прокусы, сон – трава, барвинок, фиалка, маргаритка, незабудка, нарцисс, тюльпан, гиацинт, ландыш.)

4. Какой цветок в переводе с латинского языка называется синий? (Василек.)

Ведущий. В Древнем Риме василек назывался цианус. Существует древняя легенда о происхождении названия этого цветка. В Древнем Риме жил юноша, которого звали Цианус. Юноша очень любил синий цвет: он носил синюю одежду, любил синие цветы, из которых плел венки и гирлянды. Как – то на хлебном поле среди сорванных синих цветов юношу нашли мертвым. Богиня флора вдохнула жизнь в мертвое тело, превратив юношу в василек.

Какие синие и голубые цветы вы знаете? (Василек, лен, незабудка, колокольчик, фиалка, барвинок, адонис.)

Ведущий. В каждом цветке живет поэзия. Поэтому стихов и песен о цветах немало. Приведите примеры песен о цветах.

Какие цветы являются символами государств?

Россия – ромашка. Украина – подсолнух.

Беларусь – цветок льна. Болгария – роза.

Индия - лотос. Япония – хризантема.

Китай – пион. Голландия – тюльпан.

Франция – лилия. Англия – маргаритка.

Ирландия – клевер. Италия – гвоздика.

Швеция – василек.

Ведущий. Интересна и неповторима живая природа. И самое большое чудо в ней – цветы, изумительные ее творения. Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи цветов украшают нашу планету. Однако многие цветы наших лугов и лесов занесены в тревожный список охраняемых растений Красной книги.

Какие цветы занесены в Красную книгу? (Кувшинка, ландыш, подснежник, колокольчик, незабудка.)

Ведущий. Говорят, кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе и людям. Давайте дарить цветы людям и друг другу!

5. Найди слово.

Командам дается карточка со словом викторина, надо найти как можно больше слов в этом слове. (Слово – 1 балл)

6. Итоги викторины.

Жюри подводит итоги викторины.

Награждение участников.

Викторина "Природа: животные и растения»

Внеклассное мероприятие

Цели.

  1. Формировать у учащихся познавательный интерес.
  2. Воспитывать любовь к живой природе
  3. Обогащение знаний у детей о природе.

Предварительная подготовка.

  1. Подготовка вопросов викторины.
  2. Ребята рисуют рисунки на тему «Природа: животные и растения», которыми потом украшается класс
  3. Разучивают стихи о природе

Ход викторины.

Учитель: Это чудо – Природа. Человек – её частица. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сегодня мы с вами поговорим о красоте нашей природы, проверим ваши знания о животных и растениях. За каждый правильный ответ вы будете получать умку, по окончании нашего мероприятия мы подведем итоги, подсчитаем количество умок. Победителей ждут призы. Ребята подготовили стихи о красоте нашей природы (получают как бонусы по 5 умок те, кто выучил стихотворение). Начнем же наше мероприятие. Желаю всем удачи в достижении победы.

О том, как хороша природа
Самуил Маршак

О том, как хороша природа,
Не часто говорит народ
Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.

Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке,-
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.

Но, глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово - "Благодать!".

  1. Викторина «Что это за дерево?»

Какое дерево в лесу самое «сладкое»? (липа)

Какое дерево древние римляне называли «кверкус» -красавец? (дуб)

Какое дерево содержит большое количество витамина «С»? (сосна)

Какое дерево древние греки назвали «популюс»-народное дерево? (тополь)

Ягоды какого дерева добавляют в пастилу, в мармелад? (калины)

Большое дерево, но из него даже маленького костра не разожжешь? (баобаб)

Из какого дерева делают спички? (осина)

Из какого дерева делали хохломскую посуду расписную (липа)

Какое дерево было священным и шум его ветвей «предсказывал» судьбы людей? (дуб)

Единственное дерево с хвоей, сбрасывающее иголки на зиму (лиственница)

Русская природа
Всеволод Рождественский

Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Свозь дождик солнцем улыбалась мне.

Когда порою изменяли силы
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.

Не ты ль под бурями беды наносной
Меня учила (помнишь те года?)
Врастать в родную землю, словно сосны,
Стоять и не сгибаться никогда?

В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!

Гляжусь в твое лицо - и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.

И знаю - в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек -
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!

2. Викторина «Животные в сказках»

■ Кто съел колобка? Ответ: Лиса.

■ Кто разломал теремок? Ответ: Медведь.

■ Кто топтал пшеницу в сказке «Сивка-Бурка»? Ответ: Конь.

■ Кто прогнал лису из дома в сказке «Заюшкина избушка»? Ответ: Петушок.

■ Кто обхитрил волка в сказке «Волк и семеро козлят»? Ответ: Коза.

■ Кто вез лису в сказке «Лисичка-сестричка и волк»? Ответ: Волк.

■ Животное по имени Жучка в сказке «Репка». Ответ: Собака.

■ Кто первый нашел теремок? Ответ: Мышка-норушка.

■ К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? Ответ: Курочка Ряба.

■ Кто унес Иванушку? Ответ: Гуси-лебеди.

■ Какую рыбу в русских сказках иногда называют «чудо-юдо»? Ответ: Кит.

■ Из шкуры какого животного была сделана шуба, принадлежащая купцу в сказке «Два мороза»? Ответ: Из шкуры медведя.

■ Кто в русских сказках имеет отчество Патрикеевна? Ответ: Лиса.

■ Кого лиса угощала кашей? Ответ: Журавля, «Лиса и журавль».

■ Кто из героев русской народной сказки «У страха глаза велики» носил прозвище норушка? Ответ: Мышка.

■ Кто помог спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Курочка.

■ Скажите, какого героя провели на пирожках? Ответ: Медведя из сказки «Маша и медведь».

■ Кто тянул репку последним? Ответ: Мышка.

Природа
Дмитрий Мережковский

Ни злом, ни враждою кровавой
Доныне затмить не могли
Мы неба чертог величавый
И прелесть цветущей земли.

Нас прежнею лаской встречают
Долины, цветы и ручьи,
И звезды все так же сияют,
О том же поют соловьи.

Не ведает нашей кручины
Могучий, таинственный лес,
И нет ни единой морщины
На ясной лазури небес.

3. Верители вы?

Верите ли вы, что:

Прибор, который помогает определить стороны света, называется спидометр? (Нет, компас)

Кора березы всегда белее и чище с южной стороны, а трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева? (Да)

Грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

Если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа - юг, а слева - восток? (Нет, за спиной будет юг, справа - восток, слева - запад)

Пчелы ориентируются по солнцу? (Да)

Попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? (Да)

Если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень - с севера на юг? (Да)

Местность, изображенная условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? (Нет, картой)

Правильно определить направление в степи поможет норка суслика? Грызуны, как правило, вход в свое жилище делают с южной стороны. (Да)

Олени в лесу точат свои рога только о северную сторону деревьев? (Нет)

В южных районах растет «компасное» растение латук, листья которого обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг ребрами? (Да)

Ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? (Нет, с юга)

Цветущий подсолнух поворачивает свою голову вслед за солнцем? (Да)

В большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

В полдень волки встают головой на север и начинают выть? (Нет)

На стволах сосен с южной стороны выступает смола, а с северной тянется вдоль ствола темная полоса? (Да)

Мхи и лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов деревьев? (Нет, с северной)

После дождя раньше просыхает южная сторона предметов? (Да)

Я воспитан природой суровой
Николай Заболоцкий

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

  1. «Что это за птица?»

Самая большая сова.. Размах крыльев 1,5-1,8 м, вес 2-4,2 кг (филин)

Самые большие попугаи длиной до метра (ара)

Самые крохотные птицы мира (колибри)

Фантастические райские птицы (лирохвост)

Самая большая птица в мире (африканский страус)

Какая птица живет у нас круглый год, но мы видим ее только зимой (синица)

Единственная птица, которая умеет бегать по стволу и вверх и вниз головой (поползень)

Какую птицу мы не променяем ни на какую жар-птицу. Особенно радует наш слух в мае (соловей)

Ее называют «Лесная флейта», а иногда «Лесной кошкой» (иволга)

Какую птицу называют «лесным доктором» (дятел)

Какую священную птицу древние греки изображали даже на монетах (сова)

Какая птица резко меняет весной цвет своего оперения (белая куропатка)

У какой птицы поют самцы и саки (снегири)

Какая из наших птиц быстрее всех летает (стриж)

Природа
Дмитрий Кедрин

Что делать? Присяду на камень,
Послушаю иволги плач.
Брожу у забитых досками,
Жильцами покинутых дач.

Еще не промчалось и года,
Как смолкли шаги их вдали.
Но, кажется, рада природа,
Что люди отсюда ушли.

Соседи в ночи незаметно
Заборы снесли па дрова,
На гладких площадках крокетных
Растет, зеленея, трава.

Забывши хозяев недавних,
Весь дом одряхлел и заглох,
На стенах, на крышах, на ставнях
Уже пробивается мох.

Да зеленью, вьющейся дико,
К порогу забившей пути,
Повсюду бушует клубника,
Что встарь не хотела расти.

И если, бывало, в скворечнях
Скворцы приживались с трудом,
То нынче от зябликов вешних
В саду настоящий содом!

Тут, кажется, с нашего века
Прошли одичанья века...
Как быстро следы человека
Стирает природы рука!

5. Что это за растение?

Какое растение называют разбойник за то, что оно съедает насекомых (росянку)

Научное называние его «плантаго», что в переводе на русский язык значит «ступня» (подорожник)

В переводе на русский язык названия растения переводится как «здоровье» (валерьяна)

В старину эту лекартсвенную траву называли «травой от 99 болезней» (зверобой)

О страшной силе этого растения знали еще тысячу лет назад и растение было посвящено богу Солнца- Яриле (белена)

В переводе названия растения это означает «красивая женщина» (беладонна)

Природа
Николай Рыленков


Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Подводятся итоги, награждаются победители, благодарятся ребята, подготовившие стихи о природе.


ВИКТОРИНА «ЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель:
- проверить и углубить знания детей о живой природе;
- помочь детям вспомнить уже известных животных и
- внешние особенности каждого из них;
- развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
- помочь детям учиться работать в команде.

Класс делится на 2 команды.

Ведущий: Наша сегодняшняя викторина посвящена живой природе. Для начала давайте вспомним, что же такое живая природа?

Команды получили домашнее задание перед игрой. Они должны были придумать название своей команде и нарисовать эмблему. Условие было такое: название команды должно быть связано с живой природой.

1 конкурс - " Загадки".
Ведущий:
- Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может быть название животного, птицы или растения.
- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
(Загадки по очереди предлагаются командам.)

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,
Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (собака)

3. По веткам скачет, а не птица,
Рыжая, а не лисица. (белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной?
Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?
Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица.
Летит - кричит, сядет - молчит,
Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

8. Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (лошадь)

9. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

Ведущий:
- Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется "Сказочный".
- Подскажите, в кого превращались...
1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) - в комара, муху, шмеля;
2. великан - людоед (сказка Ш. Перро) - в льва, в мышь;
3. одиннадцать братьев - принцев (сказка Г. X. Андерсена) - в лебедей;
4. гадкий утёнок (сказка Г. X. Андерсена) - в лебедя.
- Назовите недостающие имена животных - известных сказочных героев...

1. Муха...(Цокотуха)

2. Курочка...(Ряба)
З. Уточка...(Серая Шейка)

4. Черепаха.. .(Тортилла)
5. Оленёнок...(Бемби)
6. Медведь... (Балу).

3 конкурс называется " Пофантазируем"
Ведущий: - Команда за короткое время должна придумать и нарисовать растение или животное, которых на самом деле не существует, дать им название.

А пока команды трудятся над выполнением задания, предлагаю для болельщиков игру " Да - нет". На вопрос нужно отвечать хором "да" или " нет". (Вопросы по очереди предлагаются болельщикам то одной, то другой команды.)
1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)
2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)
3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)
4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)
5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)
6. Может ли синица под крышей поселиться? (да)
7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)
8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)

4 конкурс называется " Изобрази животное".
Ведущий:
- Каждое задание этого конкурса - это подражание повадкам какого-нибудь известного вам животного.

Представитель каждой команды получает листок с названием животного. Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Команда - соперник должна угадать, что это за животное. Жюри оценивает и показ животного, и угадывание.

(Участвуют по два представителя от каждой команды.)
1. кошка
2. заяц
3. лягушка
4. медведь

5 конкурс называется " Знакомые незнакомцы".
Ведущий: Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит.


Ведущий: - Пока команды выполняют задание, среди болельщиков мы проведём аукцион песен о животных. Вы должны по очереди назвать или исполнить строчку из песни, где упоминается какое - либо животное.

Следующий конкурс называется " Спой песенку".
Ведущий: - Мы с вами продолжаем говорить о природе и главным образом о животных. Мы уже перечислили тех животных, каких знаем, вспомнили, какие у них повадки. Ребята, а скажите, как разговаривают животные?
- О некоторых животных мы скажем, что они разговаривают, а о некоторых, что они поют.
- А теперь представьте, что вы - животное, которое очень любит петь, но не умеет это делать по-человечески. Давайте попробуем его изобразить.
- Нужно взять какую-нибудь известную всем песню, например " В
лесу родилась ёлочка" и напеть её мотив, но не так, как это делается обычно, а...

1. прокрякать
2. пролаять
3. промычать
4. промяукать
(Участвуют по два представителя от каждой команды, используется фонограмма песни)

Подведение итогов викторины.
Ведущий: Сегодня мы с вами были участниками викторины "Живая природа". Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли. Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать.

МБОУ «НОШ» с. Хову-Аксы

Викторина

Растительный и животный мир земного шара.

Учитель: Монгуш Е. К.

Викторина «Растительный и животный мир земного шара»

Цели

  1. Формировать у учащихся познавательный интерес.
  2. Воспитывать любовь к живой природе.

Предварительная подготовка

Вопросы викторины готовятся заранее.

Все вопросы, подготовленные к викторине, помещаются в большую коробку, перемешиваются, и каждый ученик класса вытягивает по одному вопросу. Из этих вопросов и составляется викторина.

Класс делится на группы. Ведущий задаёт одинаковые вопросы всем группам. Группа, которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.

Примерные вопросы викторины

I. Растительный мир.

1. Какое растение называют символом мира? (Оливу).

2. Какое растение называют символом солнца? (Лотос)

3. Какое растение называют «золотым» яблоком? (Помидор)

4. Какое дерево самое высокое в мире? (Эвкалипт)

5. Какое растение самое толстое? (Баобаб)

6. Какое растение самое длинное? (Ротовые пальмы – 400 м)

II. Животный мир.

1. Кто бегает быстрее всех? (Гепард)

2. Кто плавает быстрее всех? (Рыба-меч)

3. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж)

4. Кто «дышит» одной ноздрёй? (Кит-кашалот)

5. Кто слышит ногами? (Кузнечик)

6. Какое животное имеет в окраске только 2 цвета? (Зебра)

7. Какое животное всегда с сумкой? (Кенгуру)

8. Кто всегда поёт на одной ноге? (Комар)

Ход викторины

I.Вступление.

Викторина начинается музыкой «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Ведущий. Великий сказочник Г.-Х. Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Сегодня мы будем говорить о цветах. Поиграем в игру «Садовник». Она начинается так: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» В течение минуты вы должны перечислять названия цветов. Названия не должны повторяться, а последний, назвавший цветок, выигрывает.

II. Вопросы викторины.

1. как называется первый весенний цветок? (Подснежник.)

2. Как называют подснежник другие народы мира? (Англичане- снежной каплей, французы-снегосверлителем, чехи-снеженками, испанцы-белым цветком, немцы-снежным колокольчиком, болгары-задирой.)

3. Назовите ранние весенние цветы. (Мать-и-мачеха, пролеска, крокусы, сон-трава, барвинок, фиалка, маргаритка, незабудка, нарцисс, тюльпан, гиацинт, ландыш.)

4. Какой цветок в переводе с латинского языка называется синий? (Василёк)

Ведущий. В Древнем Риме василёк назывался цианус. Существует древняя легенда о происхождении названия этого цветка. В Древнем Риме жил юноша, которого звали Цианус. Юноша очень любил синий цвет: он носил синюю одежду, любил синие цветы, из которых плёл венки и гирлянды. Как то на хлебном поле среди сорванных синих цветов юношу нашли мёртвым. Богиня флора вдохнула жизнь в мёртвое тело, превратив юношу в василёк.

Какие синие и голубые цветы вы знаете? (Василёк, лён, незабудка, колокольчик, фиалка, барвинок, адонис).

Ведущий. В каждом цветке живёт поэзия. Поэтому стихов и песен о цветах немало. Приведите примеры песен о цветах. Какие цветы являются символами государств.

Россия - ромашка. Украина - подсолнух.

Беларусь - цветок льна. Болгария - роза.

Индия - лотос. Япония - хризантема.

Китай - пион. Голландия - тюльпан.

Франция - лилия. Англия - маргаритка.

Ирландия - клевер. Италия - гвоздика.

Швеция- василёк.

Какие женские имена связаны с названиями цветов? (Роза, Лилия, Маргарита, Анюта, Гортензия, Камелия, Мальва, Виола, Лола (тюльпан по арабски).)

Ведущий. Интересна и неповторима живая природа. И самое большое чудо в ней – цветы, изумительные её творения. Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи цветов украшают нашу планету. Однако многие цветы наших лугов и лесов занесены в тревожный список охраняемых растений Красной книги.

Какие цветы занесены в красную книгу? (Кувшинка, ландыш, подснежник, колокольчик, незабудка.)

Ведущий. Говорят, кто выращивает цветы, тот приносит радость и людям и себе. Давайте дарить цветы людям и друг другу!

III. Итоги викторины


Викторина "Удивительный мир растений".
Цель:
закреплять знания о растениях, расширять кругозор детей.
Викторина рассчитана для учащихся 5-8 классов.
Предварительная работа:
1. Оформить стенд с творческими работами детей (рисунками, рефератами, сообщениями по данной теме).
2. Оформить фотовыставку с изображением растительного мира (по возможности).
3. Можно также подготовить музыкальное сопровождение (на усмотрение педагога).
Предлагается разделить ребят на 2 команды, предложить придумать каждой команде название. Вопросы командам задавать поочерёдно. За каждый правильный ответ учащийся получает жетон. Побеждает команда (или участник), набравшая большее количество жетонов.
Вопросы викторины.
1. Как называлось первое древнейшее растение на Земле? (Куксония).
2. Как называется взаимно полезное содружество двух организмов? (Симбиоз).
3. Как называются летучие вещества с запахом, выделяемые растениями? (Фитонциды).
4. Какую еду любят многие лесные жители: кабаны, олени, медведи? (Жёлуди).
5. Как называется дубовый лес? (Дубрава).
6. Сколько лет живёт лиственница? (до 500 лет).
7. какое дерево самое высокое? (Эвкалипт).
8. Где растёт клюква? (На болоте или в сосновом лесу).
9. Это растение называют "корнем жизни". (Женьшень).
10. Какая ягода самая большая? (Арбуз).
11. Японская декоративная вишня. (Сакура).
12. Древние индусы и египтяне считали этот цветок, цветком богов. (Лотос).
13. За что столетник (алоэ) получил своё название? (Считается, что он цветёт в комнатных условиях 1 раз в 100 лет).
14. Когда цветёт папоротник? (Папоротник не цветёт).
15. Сколько лет кусту малины? (2 года).
16. Какой цветок считается самым красивым? (Роза).
17. Самый важный овощ из паслёновых. (Картофель).
18. Как называется плод ананаса и банана? (Ягода).
19. Бывают ли хищные растения? (Да. Росянка, венерина мухоловка, цефалотус).
20. Какое дерево считается символом России? (Берёза).
21. Другое название земляной груши. (Топинамбур).
22. Какое лекарство получают из морских водорослей? (Йод).
23. Из камеди какого дерева делают жевательную резинку? (Саподиллы).
24. Первый весенний лесной цветок. (Ландыш).
25. Дерево с шишками. (Ель, сосна).
26. Какая ягода бывает чёрной, белой и красной? (Смородина).
27. Окаменевшая смола древних хвойных деревьев. (Янтарь).
28. Оранжевые ягоды этого растения содержат много витамин, а маслом лечат ожоги и обморожения? (Облепиха).
29. Как называются сушёные абрикосы без косточек? (Курага).
30. Плоды этого тропического растения жёлтого цвета, крупные. весом до 1 кг. (Манго).
31. Этот цитрус содержит большое количество витамина С. Мореплаватели Средневековья брали его с собой в плавание как средство от цинги. (Лимон).
32. Сухие листья этого растения добавляют в разные блюда как ароматную приправу. (Лавр).
33. Сколько лет живёт баобаб? (До 3000 лет).
34. Где растут липучки-мухоловки (роридула Горгоны)? (На юге Африки на болотах).
35. Какую траву очень любят кошки? (Валериану).
36. Что такое ваниль? (Это лиана, лазающая орхидея).
37. Как называются листья можжевельника? (Хвоя).
38. Сколько лет живёт сосна? (Американская сосна долговечная - 4900 лет).
39. До каких размеров достигает диаметр ствола мамонтова дерева? (до 10 м).
40. Мёд этого дерева считается самым ценным. (Липа).
41. Лекарственное дерево, жгучий сорняк. (Крапива).
42. Самая высокая трава на Земле. (Бамбук).
43. Из каких растений получают сахар? (Сахарного тростника, сахарной свёклы).
44. Растёт ли дерево зимой? (Нет. Зимой деревья "спят").
45. Какое растение имеет самые крупные плоды в мире? (Тыква).
46. Какое растение считают символом мира? (Олива).
47. У какого растения самые большие листья? (Виктория амазонская, диаметр более 2м).
48. У какого растения самые большие цветы? (Раффлезия Арнольда, диаметр -1м, масса-6 кг).
50. Какое дерево самое морозоустойчивое? (Лиственница).
51. Соком этого ядовитого лекарственного растения выводят бородавки. (Чистотел).
52. Из каких деревьев получают лекарство? (Липа, ель, сосна, берёза).
53. Какой цветок считается самым дорогим? (Тюльпан).
54. Это дерево - одно из самых пахучих, его ягоды используются как вяжущее средство. (Черёмуха).
55. Какая трава лечит от 99 болезней? (Зверобой).
56. Какой цветок называют касатиком? (Ирис).
57. Какое растение считается вторым хлебом, кормильцем Востока? (Рис).
58. Какая ягода поможет больному горлу? (Малина).
59. Как по-другому называется сладкий картофель? (Батат).
60. Какой гриб называют "заячья картошка"? (Гриб-дождевик).
По окончанию викторины победители награждаются.