Статьи

Жукова В., Кононенко И.
Еще и предсказатели

[ Библиотека. – 2001. – № 7. – С.39-40 ]

В Концепции развития муниципальных общедоступных библиотек г. Саратова до 2002 г. молодежь определена как приоритетная группа пользователей. Систематически проводится изучение ее информационных потребностей. Методы изучения – анкетирование, опросы, дни сплошного учета спроса с последующим анализом. Исследования ценны тем, что позволяют проследить динамику развития молодежной аудитории и ее образовательных нужд.
В 2000 г. в ЦБС прошел круглый стол «Проблемы информационного обслуживания молодежи». В ходе его подготовки мы в очередной раз организовали анкетирование читателей юношеского возраста (14–21 год): в центральной библиотеке (молодежном информационном центре, читальном зале и в библиотеках-филиалах. В результате выяснили, что 80 процентов читателей этого возраста обращаются в библиотеки для делового чтения. Кроме выполнения учебных заданий, они приходят с целью самообразования, чтения для досуга (соответственно 10% и 4%). Чуть меньше половины респондентов ответили, что приходят в ЦБС, поскольку нужная литература отсутствует в библиотеках вуза и школы, в публичных библиотеках «быстро обслуживают», имеются «внимательный персонал», «комфортная обстановка».
80 процентов участников опроса посещают библиотеки один-два раза в месяц и чаще. 14 процентов – раз в квартал. Лишь 2 процента приходят один раз в год.
Значительная часть молодежи знакома с информационными технологиями, почти половина использует Интернет для поиска информации, 20 процентов работают с компакт-дисками. Молодые пользователи обращаются в библиотеку прежде всего с тематическими запросами (73%), за конкретной книгой (40%), за справками фактического характера. Тематика их интересов разнообразна: от экономики и права до международных отношений, международного терроризма, национальных конфликтов, философии, психологии, культурологии, филологии, экологии и т. д. Их запросы в ЦБС удовлетворяются полностью – так считают 54 процента, частично удовлетворяются – 29 процентов, не удовлетворяются – один процент. Результаты анкетирования показали, что в большей степени пользователи довольны фондом периодических изданий (44%), в то время как книжным фондом довольны полностью только 38 процентов респондентов, а совсем недовольны – около 3 процентов. Сказано о недостаточном количестве специальных журналов, например, таких, как «Правоведение», «Хозяйство и право», «Бухгалтерский учет», «Медицинский журнал», «Вестник машиностроения», даже «Зарубежное военное обозрение».
По мнению молодежи, в ЦБС не хватает отраслевой литературы, прежде всего по экономике, юриспруденции, истории, философии, психологии. Заметно повысился спрос на литературу по экологии, астрономии, медицине. Отметили как недостающую техническую литературу, особенно по компьютерной технике, не устраивает отсутствие в филиалах литературы на иностранных языках.
Наиболее предпочтительными формами информационного обслуживания названы тематические подборки литературы по заявкам, в том числе по запросам, списки материалов из книг и периодики.
На вопрос «Что положительного Вы можете отметить в работе библиотеки?» получено много ответов. Читатели отмечают профессионализм сотрудников, высокий уровень культуры, оперативность и быстроту обслуживания. Этим можно гордиться, так как показатель быстроты обслуживания в зарубежных библиотеках считается одним из важнейших критериев в оценке их деятельности. Очень чутко молодежь относится к появлению современных информационных технологий. Наличие электронного каталога, копировальной техники (сканера, ксерокса) в библиотеке (в частности, в центральной) поднимает ее престиж у молодых. Кроме анкетирования, в этот же период был проведен День сплошного учета спроса читателей юношеского возраста, посетивших библиотеки ЦБС. Результаты, полученные в этот день, повторили выводы проведенного анкетирования.
Интересными данными мы располагаем в результате анализа формуляров пользователей Делового информационного центра, открытие которого было вызвано резко возросшим интересом к документам и материалам по экономике, праву, социологическим наукам. Подобного рода исследования были необходимы, чтобы разговор о проблемах информационного обслуживания молодежи получился предметным и обозначил конкретные пути совершенствования нашей деятельности. Полученные результаты позволяют сделать интересные, порой неожиданные выводы. Например, молодой читатель определенно знает, зачем он идет в библиотеку. Главной целью в данный период его жизни является учеба, и посещение библиотеки так или иначе связано с этим; пользователю важно быстро и в полном объеме отыскать информацию по интересующей его проблеме. Для этого мы должны создать все условия. Читателю практически безразлично, в какую библиотеку он пришел: массовую ли, научную ли, учебную ли, Важно, чтобы запрос был удовлетворен. Возможно, поэтому сейчас несколько стирается грань между библиотекой учебной и массовой. Последняя во многом взяла на себя функции первой. Ведь никогда раньше не было в читальных залах такого количества учащейся молодежи.
Как видно, спрос на информацию различного рода достаточно велик. Главная задача наша в настоящее время – сделать ее максимально доступной для молодых горожан, а главное – качественной и оперативной. Сегодня это невозможно без использования информационных технологий. С этой целью с 1996 г. в ЦБС осуществляется автоматизация библиотечных процессов. За это время создана локальная компьютерная сеть в Центральной библиотеке с 20 рабочими станциями во всех отделах. Полностью автоматизирован процесс обработки книжных изданий и периодики. Сформирован электронный каталог с базами данных «Книги», «Статьи», «Нормативные акты», «Местные документы», «Краеведение», «Календарь знаменательных дат», «Подписка» и др. Отработана система поиска описаний документов в электронном каталоге по ключевым словам. Сотрудники практически все обучены работе в библиотечно-информационной системе. В Центральной библиотеке имеется доступ к Интернету и электронной почте, информационным правовым системам «Консультант плюс» и ФАПСИ.
Молодым пользователям читальных залов предложены дополнительные услуги: подбор материала для курсовых и дипломных работ, подготовка пакетов деловой информации, составление бюллетеней по специальным запросам, сложные аналитические справки.
Но локальная компьютерная сеть и доступ к созданному электронному справочно-библиографическому аппарату имеются только в центральной библиотеке. Ощущается острейшая необходимость подключения остальных библиотек системы к базам данных. Соединив в единую компьютерную сеть все учреждения ЦБС, можно открыть доступ к информационным ресурсам, их быстрому поиску для населения всех районов Саратова. Сейчас ведется работа по компьютеризации четырех филиалов.
Электронный каталог, информационные БД, издания на компакт-дисках, информационные услуги на основе компьютерных технологий пользуются повышенной популярностью среди молодых читателей. Но не всякий посетитель умеет распорядиться ими. Проблема формирования информационной культуры молодежи – одна из важнейших при решении задач ее обслуживания. С этой целью при ЦБ создан молодежный информационный центр, располагающий обширным книжным фондом на русском и английском языках, уникальной коллекцией аудио- и видеоматериалов, новейшей компьютерной техникой (шесть персональных компьютеров, три из которых входят в локальную сеть ЦБ, принтер, сканер, модем, собрание CD-ROM), доступ к Интернету, электронная почта.
Кроме этого, сотрудники центра обучают своих пользователей основам работы в библиотечно-инфрмационной системе «Библиотека» с целью ускорения поиска необходимых документов и материалов (по ключевым словам, автору, заглавию), подготовке списка документов в электронном виде, их распечатке. Поиск в базах данных – область навыков, с которыми не всегда знакомят учащихся и студентов в учебных заведениях. Библиотека восполняет этот пробел.
Время формирует новое поколение читателей. Библиотека, как современный информационный центр, обслуживает их на основе компьютерных технологий, а как центр воспитания культуры является хорошим средством для подготовки нового поколения к жизни в информационном веке.
Адрес опыта:
41ОО71, Саратов, ул. Зарубина, 158/162.

В Центральную библиотеку поступает обязательный экземпляр нормативных актов городской Думы и систематизируется в картотеке «Нормативные акты органов местного самоуправления ».

Проблемы по комплектованию краеведческого фонда – недостаточное финансирование, невозможность без котировки приобрести издания. Проблемы приобретения литературы решаются по мере поступления финансов.

Из обменно-резервного фонда получены книги и журналы, справочные издания и библиографические пособия. Всего получено 113экземпляров, из них 84 книги и 29 журналов.

В Библиотеках ЦБС выделены фонды краеведческой литературы, книги краеведческого характера обозначены цветными индикаторами, доступны всем читателям, выдаются на дом. Для обеспечения доступности краеведческой литературы пользуемся МБА, Интернетом, региональным краеведческим порталом «Приангарье. RU», сайтом «Писатели Приангарья – детям».

Популяризация информации о родном городе является важной составляющей в деятельности библиотек. В течение года для читателей оформляются тематические книжные выставки литературы: «Сибирь, Сибирь, горжусь, что я твой сын» (К 75-летию В. Распутина), «Вспоминайте меня весело» (К 75-летию А. Вампилова), книжно-иллюстративная выставка «Иркутская земля: через годы, через расстояния…», книжная выставка «Живи, иркутская земля, и здравствуй!» (К 75-летию Иркутской области), выставка «Движенье вечное снегов...» иркутский писатель В. Забелло). В читальном зале развёрнута постоянно действующая выставка литературы «Сердцем молод любимый город» .

Для оперативного поиска литературы читатели могут воспользоваться электронным каталогом, краеведческой картотекой статей.

В течение года в краеведческом портале «Приангарье. ru» размещали информацию о родном городе. Так, представлены материалы: «Открытие мемориальной доски в Саянске» (02.05.2012), «Библиографический указатель «Ваша работа – наш праздник!» (04.05.2012), «Творческий вечер » (04.05.2012), «Презентация «Книги Памяти» (15.05.2012), «В Саянске состоялся семинар - практикум для библиотекарей» (22.05.2012), «11 фестиваль Поэзии на Байкале» (13.07.2012), «Живи, иркутская земля, и здравствуй!» (08.10.2012), «Встреча «Движенье вечное снегов…» с поэтом В. Забелло (26.10.2012), «Серия лекций ИОЮБ им. И. Уткина «Толерантность в молодёжной среде» (20.11.2012).

Раздел 8. Содержание и организация работы с читателями.

· Анализ социально-демографической структуры читательской аудитории, распределение пользователей по возрастному составу, по признаку образования, по признаку пола.

Наша библиотечная система обслуживает самые разные группы читателей – дошкольников, учащихся школ, юношество от 14 до 24 лет: студентов медучилища, химико-технологического техникума, колледжа экономики и управления, колледжа туризма, взрослых: среди которых немалую часть составляют работники, педагоги, воспитатели, служащие, госслужащие, лидеры общественных движений, предприниматели, пенсионеры, социально-незащищенные группы населения и пр.

В 2012 году читатель насчитывалось 21869 человек, из них:

По возрастному составу

По признаку образования

По признаку пола

От 25 и старше

Незаконченное

Процент охвата населения нашего города библиотечным обслуживанием в 2012 году составил 50 %.

· Изучение состава чтения и читательского спроса .

В преддверии 75-летнего юбилея было проведено анкетирование «Читаете ли вы Распутина?». В анкетировании приняли участие 68 человек в возрасте от 15 до 65 лет, в основном школьники старших классов. По половому признаку женщины – 45, мужчины – 23. Было всего три вопроса: «Знакомы ли Вы с творчеством писателя?», большинство респондентов с творчеством писателя знакомы – 63 чел. «Какие произведения произвели на Вас особое впечатление?»: «Уроки французского» - 31, «Прощание с Матёрой» - 20, «В ту же землю» - 18, «Живи и помни» - 15. Последний вопрос «Ваше отношение к писателю?», в основном положительное – 62 чел. вот некоторые ответы на этот вопрос: «Уважаю, настоящий сибиряк, наш земляк, такими, как Распутин можно гордиться», «Хотелось бы увидеть его снова в нашем городе», «Писатель очень нравится. Его произведения жизненны и правдивы», «Нравится стиль писателя. Его герои – наши земляки. Автор реалистично создаёт образы своих героев, поднимает современные проблемы», «Он меня вдохновляет. Я слежу за его творчеством. Произведения, написанные им, глубоко нравственные и актуальны в наше время», «Супер – парень!», «Самородок», «Пронзительное творчество, думать и чувствовать начинаешь острее», «Величина!».

В ЦДБ проводился опрос пользователей об удовлетворенности качеством библиотечного обслуживания, где есть пункт «Ваши пожелания». Здесь пользователи указывали свои пожелания относительно новых приобретений в библиотечный фонд, которые в последствие учитывались при комплектовании фонда. Некоторые пользователи библиотеки не удовлетворены состоянием помещения – необходимо сделать ремонт.

При подготовке к подписной компании в библиотеке был проведён опрос пользователей юношеского возраста на предмет определения периодических изданий для данной категории пользователей. По-прежнему преобладает выдача художественной и общественно-политической литературы.

Для изучения читательского спроса в библиотеке «Истоки» проанализировали 100 формуляров разных категорий читателей, и выяснили, что взрослые люди преклонного возраста (пенсионеры) читают, в основном историческую литературу, книги из серии ЖЗЛ, краеведческую литературу, писателей Иркутской области, Сибири, произведения саянских авторов, русскую классику, документальную литературу , с удовольствием некоторые перечитывают художественную литературу советского периода. Учащиеся с 8-11 класс читают книги, в основном, по школьной программе, некоторые читают книги Тополя, Куэльо, Вильмонт, Донцовой, Нестеровой, Устиновой, Рубину, Литвинову и т. д. Женщины в возрасте от 30 до 55 читают иронические детективы и женские романы. Классику практически никто не перечитывает. Мужчины предпочитают современную фантастику, детективы, историческую литературу. Дети младшего возраста предпочитают яркие детские журналы, книги и брошюры популярных детских и современных авторов.

· Содействие библиотек социально-экономическим преобразованиям района.

Принимаем участие в городских программах по экологии «Чистый и благоустроенный город», в городском профилактическом мероприятии «Неблагополучная семья», организуя мероприятия по противодействию злоупотребления наркотическими средствами, участвуем в программе по организации отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории г. Саянска.

С целью привлечения внимания общественности к своей деятельности использовались формы делового сотрудничества с администрацией города, учреждениями культуры, общественными и книготорговыми организациями, средствами массовой информации и др. Центральная городская библиотека активно сотрудничает с Отделом по молодёжной политике физкультуре и спорту, Отделом гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при Управлении образования, благодаря этому на базе библиотеки проводятся городские конкурсы, викторины, День призывника и др. Все библиотеки плодотворно сотрудничают с партией «Единая Россия» и молодёжным отделением партии «Молодая гвардия», благодаря этому сотрудничеству в библиотеках проходят детские праздники, мероприятия ко Дню пожилого человека, ко Дню матери, к Победе в ВОВ, а также праздники двора. Тесное сотрудничество с Территориальной избирательной комиссией , которая помогают в проведении мероприятий предвыборной тематики. Плодотворное сотрудничество с учреждениями культуры, а именно городским музеем истории города, детскими музыкальными школами и детской художественной школой, домом детского творчества «Созвездие» и т. д. позволяет делать мероприятия более яркими и зрелищными.

· Наличие программ (по экологическому просвещению, патриотическому воспитанию, по работе с семьей и т. д.)

В 2012 году ЦБС г. Саянска работала по программам: «Я. Мой дом. Моя Россия» (патриотическо - нравственное просвещение), «Родина милая, край дорогой» (к 75-летию Иркутской области), «Девчонки и мальчишки, читайте летом книжки!» : летняя занятость детей, «Свет книг не гаснет в нашем доме» (семейное чтение), «Открытый мир информационных технологий » обучение компьютерной грамотности, «От обновления знаний к профессионализму действий» (программа непрерывного образования библиотечных кадров).

· В 2012 году было проведено 344 мероприятия

Перечислить только особо значимые мероприятия .

Наименование мероприятий

Форма проведения

Число посещений мероприятий

Деятельность по патриотическому просвещению граждан

«Во славу Отечества», к 200-летию Отечественной войны 1812 года

Исторические уроки

«И меня призывает Россия»

День призывника

«За дело чести и Отчизны: А. Одоевский»

Декабристские вечера

«Главный закон страны», ко Дню Конституции

Правовая игра

«Книга – нетленная память и вечность»

Презентация «Книги Памяти»

«Он был в Смоленске щит, в Париже меч России», к 200-летию Отечественной войны 1812 г.

Заочная викторина

«Я – гражданин России»

Литературно-музыкальная композиция на городском конкурсе патриотической песни

«Нашей армии герои»

Патриотическая игра

«Войной испепеленные года»

«России верные сыны» (об А. Невском)

Час истории

«Листая памяти страницы» (о Войне 1812 году)

Городская интел. игра

«А Русь - все также будет жить»

Экскурс в историю

«Помни мир спасенный» (о Блокаде Ленинграда)

Деловое и профессиональное чтение

«Знания – в дело»

Час выпускника

«Студент года»

Городской конкурс

«С Днём учителя!»

«Взаимодействие детских и школьных библиотек в поддержку творческого читателя»

«Современные тенденции обслуживания читателей»

Чтение в помощь образованию

«Свет распутинской прозы», к 75-летию

Краеведческие чтения

«Уроки доброты и достоинства», к 75-летию

Внеклассный урок

«Феномен Столыпина»

Урок истории

«Вышел Пушкин погулять…2

Акция в Пушкинский день

«Душой исполненный полёт», к 75-летию А. Вампилова

Литературный вечер

XI Международный фестиваль поэзии на Байкале

Творческая встреча с поэтами участниками фестиваля

«Движенье вечное снегов…»

Встреча с иркутским поэтом В. Забелло

«Один день с писателем»

Встреча с иркутским писателем В. Рудаковым

«Стихов волшебная капель»

Встреча с иркутской поэтессой Мариной Яковенко

«На прогулку в Эрмитаж»

Медиа-урок

«Ученик года - 2012»

Городской конкурс

«Самый умный» (Определение самого эрудированного игрока интеллектуального марафона)

«Символы величия и славы»

Слайд-лекция

Семья. Семейное чтение

«Тепло и свет идут издалека»

IV Региональный фестиваль семейных реликвий

«Жизнь в православии»

Презентация журнала «Славянка»

«Дом. Семья. Земля – как основа человеческой жизни», к 75-летию

Читательская конференция

«Мама, папа, я – читающая семья»

Бенефис читающей семьи

«Читающая семья»

Городская семейная игра

«Прекрасен образ твой во все века» (к Дню матери)

Литературный праздник

Экологическое просвещение

«Цветов лучистое созвездие»

Фестиваль цветов

«Как прекрасен этот мир»

Экологическая викторина

«Тайны вокруг нас»

Эко-турнир

Чтение в помощь духовному развитию личности

(религия, нравственность, искусство, художественная литература)

«Слов рядом с сердцем и душой», к 75-летию

Вечер-портрет

Круглый стол

«Оживает твой след на земле», к 80-летию М. Кристаллинской

Ретро-вечер

«Чтению все возрасты покорны»

«Добрый мир любимых книг»

День открытых дверей

«Земля иркутская – любовь моя и песня», к 75-летию Иркутской области

Творческая встреча

«История земли Иркутской»

Городской конкурс «Студент года»

«Иркутская область: люди, события, годы»

День информации

«Орлятский круг собирает друзей»

Встреча поколений

«Эрудиту - 5 лет!» (юбилей ДКЦ)

Мульти-медиа просмотр

«Для людей все дороже в этом мире доброта» (В. Каверина «Два капитана»)

Городская интеллектуальная игра

«Добрый мир любимых книг» (Р. Хаггарт "Копи царя Соломона")

Городская интеллектуальная игра

«Есть имена как солнце» (по творчеству А. Пушкина)

Игровая программа

Работа с социально незащищенными слоями населения

(инвалиды, люди с ограниченными возможностями, безработные , беспризорники, наркоманы, пожилые люди)

«Этот город наш с тобою»

Урок краеведения для воспитанников СДДИ

«Отлучённый от песни», к 70-летию В. Ободзинского

Музыкальный вечер для людей с ограниченными возможностями по зрению

«Жюль Верн в музыке», к 75-летию Е. Доги

Музыкальный вечер для пенсионеров

«И не умею я жить не любя», к 100-летию Л. Ошанина

Поэтический час для людей с ограниченными возможностями по зрению

«Над нами не властны годы и невзгоды»

Праздничная программа ко Дню пожилого человека

«Три стихии»

(Комплексный центр социального обслуживания населения)

Конкурс эрудитов

«В гостях у литературных героев» (Комплексный центр социального обслуживания населения)

Познавательная игра

«Святые покровители семьи» (Областная коррекционная школа-интернат)

Час любви

«Белый, синий, красный» (о флаге РФ) (Областная коррекционная школа-интернат)

Информационная беседа

«По волшебным тропинкам сказок» (СДДИ)

Коррекционно-развивающие занятие по сказкотерапии

Клубы по интересам. Творческие объединения

Клуб «Надежда»

«Я иду по Саянску»

Творческий вечер

Клуб «Саянская радуга»

«Без особенных хлопот дача, сад и огород»

День информации

Литературное объединение «Среда»

«Я не искал судьбы красивой»

Литературная встреча

Клуб «Детектив»

«Во Францию без визы»

Презентация книжной выставки

«Детектив на кончике пера», к 100-летию С. Шелдон

Вечер детектива

Клуб «Интеллектуал»

«Женский батальон» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»)

Городская интеллектуальная игра

«Монархи России. Династия Романовых»

Городская интеллектуальная игра

Клуб «Свет добра»

«Игумен земли русской» (о Сергии Радонежском)

Православная беседа

Клуб «Ветеран»

«Так начинались судьбы»

литературно – музыкальный вечер

Клуб «Радуга»

«Чайные традиции Сибири»

Исторический экскурс

Клуб «Печки-лавочки»

«Прекрасен мир любовью материнской»

Праздничный вечер ко Дню матери

Раздел 9. Организационно-методическая работа.


Социологическая служба центральной районной библиотеки Изобильненского муниципального района: из опыта работы
В начале 90-х годов библиотечное дело нашей страны стояло на пороге значительных перемен. Во многих ЦБС уже началось профилирование библиотек. Мы помним первые библиотеки семейного чтения, библиотеки-музеи, библиотеки историко-духовного возрождения и т.д.

В 1991 году по инициативе директора Л. Г. Маторикиной на базе центральной районной библиотеки был создан социологический центр, исследования которого помогли определиться с направлениями социально-культурных программ библиотекам Изобильненского района.

Так, уже много лет успешно работают по целевым программам Птиченская сельская библиотека (программа «Семь-Я»), Баклановская сельская библиотека (программа «Казачество»), Староизобильненская сельская библиотека (программа «Старина стародавняя»), Рыздвяненская поселковая библиотека (программа «Экология»).

В процессе реализации этих программ возникло много вопросов, касающихся изучения информационных потребностей читателей и соответствия им библиотечных фондов, внедрения наиболее эффективных форм и методов массовой работы, привлечения потенциальных читателей в библиотеку и т.д., на которые необходимо было получить ответы. В результате проводимые эпизодические исследования приобрели характер систематических.

Чтобы подвести под эту работу научную основу, специалисты ЦРБ разработали пакет регламентирующих и методических документов: типовое положение о социологической службе, концепцию развития социологической службы на ближайшие 5 лет, комплексную целевую программу развития социологического центра и план работы социологической службы. Также был разработан цикл занятий по социологическим исследованиям и прошли учебные занятия кадров в Школе библиотечной инноватики.

С 1995 года началось плодотворное сотрудничество центральной библиотеки с исследовательским отделом Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург) по проблемам чтения в малых городах России. На базе библиотек района изучены следующие проблемы:


  • Современная литература: шкала ценностей;

  • Чтение современной отечественной литературы, исторической беллетристики, чтение молодёжи;

  • Современный литературный процесс и реальный читательский спрос;

  • Место и роль книги в жизни общества;

  • Судьба литературно-художественных журналов и их роль в сохранении единого культурного пространства России;

  • Путь книги к читателю и роль библиотек в этом процессе;

  • Читательские предпочтения в библиотеках Изобильненской ЦБС.
В библиотеках района прошли дни сплошного учёта читательского спроса: изучены читательские формуляры, проведён опрос читателей, выявлен круг чтения различных категорий читателей.

Российской национальной библиотекой выпущены информационные издания «Чтение в библиотеках России», где использованы данные, полученные в ходе социологических исследований проведенных в библиотеках Изобильненского района.

В 2002 году социологический центр ЦРБ принял участие во втором Всероссийском конкурсе муниципальных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей» с материалами по изучению читателей и чтения в Изобильненской ЦБС и был отмечен специальным призом.

Важнейшим социодемографическим фактором, влияющим на востребованность библиотек, сегодня является, конечно, сфера образования. Мы наблюдаем увеличение доли учащихся среди посетителей библиотек, ещё быстрее растёт процент запросов, связанных прямо или косвенно с обучением, с региональным компонентом, с программами средних и высших учебных заведений. Сегодня эти запросы составляют более 50%. Информационным обслуживанием пользуются 38% работников образования. Маркетинговые исследования «Информационное обеспечение образовательного процесса», проводимые ЦРБ, позволяют отслеживать ситуацию в школах и библиотеках, в том числе корректировать работу библиотеки по научно-методическому обеспечению процесса преподавания. Исследования помогают выяснить, насколько готовы учителя работать по новым программам, использовать новые технологии в обучении, сотрудничать с партнёрами.

ЦРБ особое внимание уделяется информированию социально незащищённых групп населения. Главная цель этой работы – создание системы информирования лиц с ограниченными возможностями, в том числе центров информационной поддержки. Приоритетными задачами социологической службы в данном направлении являются: изучение информационных потребностей этой категории читателей, анализ состояния библиотечных фондов, организация его докомплектования и расширение ассортимента периодических изданий, обеспечение инвалидов и престарелых копиями законодательных документов, касающихся социальной защиты и пенсионного обеспечения.

Изобильненской ЦБС разработана «Концепция непрерывного экологического образования и воспитания», в которой определены основные направления работы, нацеленные на создание системы информационной поддержки экологического просвещения и массового распространения экологических знаний. Базовой площадкой для работы в этом направлении стала Рыздвяненская поселковая библиотека. Социологическим центром ЦРБ разработаны анкеты, подготовлены материалы для проведения опросов и интервьюирования по данной теме. Так было опрошено более 20 специалистов из 11 коллективов и более 60 учащихся. Полученные результаты позволили выявить информационные потребности респондентов и проанализировать их отношение к экологической проблеме. А библиотекари смогли определить наиболее эффективные формы работы с различными категориями читателей.

Большое внимание в ЦРБ уделяется вопросам адаптации молодежи в обществе, их интересам и досуговым занятиям. Маркетинговые исследования, проводимые социологической службой, помогают выявить степень социализации нашей молодёжи и обозначить роль библиотеки в этом процессе. Особый акцент на работу с молодёжью делают сотрудники Московской, Новотроицкой и Солнечнодольской библиотек. Тесной стала связь с Новотроицким профессиональным училищем № 36 и Московским профессиональным училищем № 43.

Озабоченность библиотечных учреждений района усиливающимися негативными явлениями в молодёжной среде способствует сотрудничеству заинтересованных организаций по профилактике алкоголизма и наркомании. Объединив усилия, отдел образования, центральная библиотека и Изобильненское благочиние разработали комплексную программу «Духовность. Нравственность. Культура». Её реализации предшествовала исследовательская работа. Социологическим центром проведены анкетирования «Наркотики и молодёжь» (опрашивались подростки и их родители) и «Нравственность и духовность: что для Вас значат эти понятия?»

Одной из наиболее притягательных тем, над которым работает социологическая служба – чтение и досуг в семье. Здесь тесно переплетены такие проблемы, как молодая семья, воспитание детей, семейные отношения, конфликтные ситуации в семье.

Проведённые социологические исследования по вопросам местного самоуправления дают нам возможность изучить общественное мнение населения по наиболее важным аспектам жизнедеятельности муниципальных образований, определить круг чтения специалистов, уровень информированности и политической культуры респондентов, выявить самые актуальные темы информирования, найти более эффективные формы их обслуживания.

Изучая интересы читателей, мы столкнулись с группой неординарных людей, которые увлекаются театром, живописью, классикой и поэзией. По их просьбе на базе литературно-музыкального клуба «Собеседник» образовался литературный театр, который порадовал наших читателей театральными постановками по творчеству И. Бунина, М. Цветаевой, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Пушкина, А. Ахматовой, А. Чехова.

Изобильненское районное литературное объединение «Светёлка», действующее на базе ЦРБ, объединяет писателей района - маститых авторов и только начинающих пробу пера. Специалисты социологического центра провели в школах района ряд интервью и опросов с целью выявления талантливой молодежи, благодаря чему литературное объединение «Светёлка» пополнилось новыми членами.

Библиотека в настоящее время становится центром притяжения для людей, которые ищут истину, свой смысл в жизни. Для этой категории читателей в ЦРБ работает Воскресная школа для детей и взрослых, среди которых также постоянно проводятся социологические опросы, затрагивающие такие жизненно важные вопросы как нравственность, духовность, отношение к православию, к святым местам Отечества и другие.

Полученные данные в ходе многих исследований, проведенных социологическим центром ЦРБ Изобильненского района, находят применение не только в библиотечной практике. Мы стараемся донести их до широкой общественности через средства массовой информации. Данные проведенных исследований также используются специалистами ЦРБ при подготовке работ для участия во всероссийских и краевых конкурсах.

Приобретенный опыт проведения социологических исследований нашёл отражение в организации проблемных семинаров и круглых столов, в улучшении качества библиотечного обслуживания читателей и повышении профессионального уровня библиотечных работников.

Перспективу своей деятельности социологическая служба Изобильненской ЦБС видит в создании благоприятных условий для оперативного обеспечения пользователей информацией, модернизации библиотечного дела в районе, внедрении новых информационных и управленческих технологий, в прогнозировании приоритетных направлений библиотечного обслуживания населения района.
Помазан Валентина Владимировна,

методист МУК «Труновская межпоселенческая

центральная районная библиотека»
Анкетирование и его роль в привлечении читателей

в библиотеки Труновского района
Существует немало коммуникативных средств и приемов для того, чтобы приблизиться к читателю, узнать его интересы - индивидуальные беседы, диалоговые формы работы, наблюдение за читателями, посещающими библиотеку, и многое другое. Наш библиотечный опыт изучения читателя подсказывает, что наиболее действенными и эффективными формами изучения являются анкетирование, тестирование, опрос, сбор и анализ читательских отзывов, т.е. приемы, используемые в социологических исследованиях.

Изучением читателей библиотекари муниципального учреждения «Труновская межпоселенческая центральная библиотека» занимались систематически, особенно активизировав эту работу в последние пять-шесть лет. Причины для этого следующие: во-первых, зная своего читателя, мы можем качественнее его обслуживать, яснее представлять, что нужно современному человеку от библиотеки; оперативно учитывать требования, запросы и пожелания всех категорий читателей; определять тенденции в развитии информационных потребностей и тем самым предвосхищать их выполнение; влиять на комплектование фонда. Во-вторых, с учетом результатов исследований планируем дальнейшую работу библиотек. В-третьих, анкетирования, тесты и опросы, если их проводить корректно, как правило, нравятся читателям. Это способствует налаживанию более тесного контакта, возможности вызвать читателя на откровенный разговор, несмотря на то, что библиотекарем соблюдается условие анонимности. В-четвертых, своими мини-исследованиями мы стараемся пробудить интерес читателей к каким-либо актуальным и важным вопросам, ненавязчиво обратить их внимание на то, о чем не всегда спросишь или поговоришь.

Для читателей-детей проведена игра-анкета «Кому принадлежат эти чувства?» В обращении к читателю сказано: «В фантастических произведениях и сказках есть сюжеты, когда люди лишаются по тем или иным причинам своих чувств. Одни продают их, как в повести Д. Крюса «Тим Тайлер или проданный смех», других людей эти чувства покидают и эта потеря оборачивается для человека настоящей трагедией. Помните, как это случилось с Каем в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»? Представим себе невероятное: наши знакомые из разных литературных произведений потеряли свои чувства.

Вам перечислены потерянные чувства. Подскажите, кому их вернуть. Только не ошибитесь, иначе человек перестанет быть самим собой»

В анкетировании «Эти книги я люблю!» п риняли участие 77 респондентов в возрасте от 9 до 15 лет. Среди них – 72 % женщин и 28 % мужчин. Читателям предлагалось назвать любимых писателей, любимые книги и любимые жанры, а также ответить на вопрос: «Откуда вы узнаете о книгах, которые стоит почитать? Чьему совету обычно следуете?»

Самыми авторитетными рекомендациями в выборе книг для чтения являются советы учителей, библиотечных работников и родителей. А вот телевидение совсем не вызывает желания у молодых людей прикоснуться к книге. Опрошенная категория читателей ищет в книге захватывающий сюжет, возможности научиться добру, воспитать силу духа. Многие выразили желание, чтобы она была написана с юмором. Немаловажное значение имеет язык автора и легкость её восприятия. Основная часть любимых книг респондентов написана в остросюжетном стиле фэнтези (Дж. Р. Р. Толкин, Дж. К. Ролинг, Н. Перумов и др.) Также подростки знают и читают общепризнанных классиков - А. С. Пушкина, В. Шекспира, А. Дюма.

Восьмого сентября 2007 года работники библиотек провели акцию «День Читателя». Работниками МЦБ и Донской сельской библиотеки были проведены опросы населения «Что сегодня читают?», «Что для Вас чтение?», «Назовите пять лучших современных книг» и «Какие книги повлияли на вашу жизнь и как они её изменили?» В этот день было опрошено 49 человек в возрасте от 15 до 60 лет.

Опрос проводился в наиболее посещаемых частях села Донского: в парке, в центральной части села. У каждого библиотекаря, проводившего опрос, были бейджи с символом праздника. Хотелось бы отметить, что практически все респонденты с уважением и пониманием отнеслись к нашей акции и легко шли на контакт и вместо традиционного опроса получились мини-беседы о роли книги в жизни человека, о любимых произведениях и их авторах.

Самым сложным для участников опроса оказался вопрос «Какие книги повлияли на вашу жизнь и как они её изменили?» Значимых книг было названо немало: М. А. Шолохов «Тихий Дон», Л. Н.Толстой «Война и мир», М. Митчелл «Унесённые ветром», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Л. Войнич «Овод», А. Дюма «Три мушкетёра» и «Граф Монте-Кристо», М. Горький «Детство», М. Прилежаева «Четвёртая высота», В. Титова «Всем смертям назло», О. Красникова-Ященко «Слышите, я русская!», стихи В. Кочеткова и романы Д. Стил. Но, как эти книги повлияли на их характер и поступки основная часть респондентов ответить не смогла. Вот несколько высказываний, которые прозвучали о роли книги: «книги Д. Стил помогают в воспитании детей», «стихи В. Кочеткова учат дорожить любимыми людьми»; «произведения М. Шолохова, В. Быкова открывают жизнь, учат стойкости, терпению и честности» и т. д. Но были и такие высказывания: «на мою жизнь книги большого влияния не оказывают, т. к. это всё выдумка», «я все сам решаю в своей жизни, а не книги».

В отмечаемый в 2008 году Год семьи в ряде библиотек Труновского района прошло анкетирование «О себе, о семье, о желаниях». Основная задача исследования - изучить, как дети, подростки и молодёжь относятся к своим семьям, узнать об их взаимоотношениях с родителями, какие проблемы их беспокоят.

В сельской библиотеке села Донского в исследовании приняли участие читатели-дети в возрасте от 9 до 11 лет (31 человек). На вопрос «Я хочу, чтобы наша семья…» дети единогласно ответили: семья должна быть «дружной, крепкой, счастливой».

«Не хочу, чтобы в семье…» были ссоры, неприятные ситуации и болезни, чтобы «бросили меня», «желали мне зла».

«Хочу вместе с мамой…» пойти в парк, гулять и играть, поехать отдыхать, проводить вместе свободное время, ходить на концерты, просто куда-нибудь ходить, в магазины и кино. Несколько ответов были и такими: «хочу жить вместе», «хочу жить дружно», «хочу жить в одном доме».

На вопрос «Я хочу вместе с папой…» ответы были следующими: «чтобы был всегда с нами», «дружил со мной», «не кричал на нас», «был всегда добрым», «любил меня», «жил с мамой», «был самым лучшим на свете», «чтобы папа не болел и жил долго».

«Я не люблю, когда мама…» ругается, а мамы ругаются у 90% детей. Остальные дети отметили, что не любят когда мама огорчается, волнуется, устаёт, плачет, болеет.

Что же самое лучшее в жизни у детей? «Моя любимая, родная семья», так ответили абсолютно все.

Анализ анкет выявил проблемы и промахи, которые допускают родители при воспитании детей этого возраста, считая, что главное ребёнка вовремя наказать за провинности, не осознавая, что нельзя переносить свои проблемы на неокрепшие души детей, не считаться с чувствами своего ребёнка. Итоги анкетирования использовались библиотекарями для корректировки своей работы с родительской аудиторией, при оформлении тематических книжных выставок, составлении памяток и буклетов.
В феврале 2008 года прошло анкетирование «Что значит чтение для меня?» Объёктом исследования стали учащиеся 11-го социально-гуманитарного класса (6 девочек и 14 мальчиков).

Цель опроса: исследование читательских предпочтений юношества, их отношение к книге, к прочитанному.

В ходе анализа анкет библиотекари столкнулись с тем, что молодые люди не умеют делиться впечатлениями о прочитанном, у них нет идеалов в литературе, у многих нет любимых произведений. По итогам проведенного анкетирования библиотекари наметили план работы, который включает:


  • рекомендацию юношеству литературы, необходимой для учебы и отдыха, посредством организации круглых столов, читательских конференций, презентации книжных выставок, проведения обзоров книг, имеющих культурную ценность, для социализации личности молодого человека;

  • докомплектацию фондов муниципальных библиотек художественной классической литературой, а также книгами современных авторов - лауреатов премий в области литературы.
Проводимая библиотеками Труновского района исследовательская деятельность позволяет составить портрет современного читателя, выявить потребности, понять его взгляды, узнать мнения по самым разным проблемам и вопросам, определить его интеллектуальный, психологический и нравственный уровни. Благодаря этому мы своевременно корректируем работу в данном направлении.

Библиотечное обслуживание студентов в Централизованной библиотечной системе города Саратова

Значение молодежи как фактора будущего развития российского общества обусловливает особую роль библиотеки, призванную оказать помощь молодому человеку в его гражданском становлении, в развитии и самовоспитании. В муниципальных общедоступных библиотеках г. Саратова молодежь является многочисленной и приоритетной группой пользователей (на 1.01.2007 г. в библиотеках ЦБС г. Саратова читателей в возрасте 15-24 лет 64953 человека, что составляет 34,4% от общего числа пользователей). Это предопределяет проведение в библиотеке специальных изучений состава читателей юношеского возраста, их чтения и информационных запросов.

Основную часть читателей ЦБС составляют учащиеся: школьники, студенты высших учебных заведений, учащиеся средних специальных учебных заведений, гимназий, колледжей. Их на 1.01 2007 г. - 131045 человек - 68,4% от общего числа читателей. Студентов вузов в муниципальных библиотеках Саратова 22146 (11,6% от общего числа читателей и 16,9% от числа учащихся). Учащиеся техникумов - 8343 (4,4% от общего числа читателей и 6,4% от числа учащихся).

Изучение информационных запросов молодежи в ЦБС проводится систематически. Методы изучения - анкетирование, опросы, проведение Дней сплошного учета спроса с последующим анализом. Исследования ценны тем, что позволяют проследить динамику развития и трансформации как состава молодежной аудитории в библиотеке, так и их информационных потребностей.

В 1997 году проведено анкетирование студентов вузов. Изучался спрос студентов на литературу, степень удовлетворенности фондом и библиотечным обслуживанием.

В 2000 году в ходе подготовки круглого стола «Проблемы информационного обслуживания молодежи» проведено очередное анкетирование читателей юношеского возраста (14-21 год). Изучались информационные запросы молодежи, состава чтения, целей обращения в библиотеки ЦБС, степень удовлетворенности фондом и библиотечным обслуживанием.

В 2004 году проведено исследование «Современное состояние Делового информационного центра (ДИЦ) Центральной городской библиотеки», значительную часть пользователей которого составляют студенты.

Интересные результаты получены в результате исследования 2000 года. Анкетирование проводилось в двух отделах Центральной библиотеки - молодежном информационным центре, читальном зале и в библиотеках-филиалах, где молодежь составляет значительную часть. Опрашивали молодых пользователей, посетивших библиотеки ЦБС в течение недели. Анализ состава читателей показал, что в в библиотеках-филиалах молодежную категорию составляют школьники (65%) и студенты - 35%. В Центральной библиотеке - 80% студентов и 20% школьников. Если сравнить состав читателей по данным на 1.01.2007 г. картина примерно такая же. В библиотеках-филиалах 82,6% школьников и 9,1% студентов, а в Центральной городской библиотеке 27,1% школьников и 82,6% студентов от общего числа учащихся. Разница в процентном составе между школьниками и студентами объясняется тем, что Центральная библиотека располагает лучшим фондом, удовлетворяющем информационные потребности студентов и расположена в центре города вблизи высших учебных заведений. Библиотеки-филиалы в большей части находятся в жилых микрорайонах, где ближайшие учебные заведения - школы. Читатели-студенты также обращаются в библиотеки по месту жительства, но не всегда находят здесь необходимую им литературу. В крупных опорных библиотеках, где богаче фонд, процент обслуживаемых студентов значительно выше.

Как показало исследование, 80% читателей юношеского возраста обращаются в библиотеки ЦБС с деловыми запросами . Кроме выполнения учебных заданий молодежь обращается в библиотеки и с целью самообразования (10%), чтения для досуга(4%).

Учащаяся молодежь, пользующаяся библиотеками ЦБС, обращается и в другие библиотеки города. Нам было интересно, почему студенты выбирают библиотеки ЦБС. Как показало анкетирование, 45% опрошенных обращаются в библиотеками ЦБС в связи с тем, что нужная литература отсутствует в библиотеках вуза; 35% пользуются библиотеками ЦБС, т.к. они расположены по месту жительства; 40% отметили "быстроту обслуживания", "внимательный персонал", "комфортную обстановку" в библиотеках системы. Анкетирование выявило высокую степень удовлетворенности обслуживанием в библиотеках ЦБС - 87% удовлетворены обслуживанием.

Молодежь, заполнявшая анкеты, в основном, постоянные пользователи библиотек ЦБС. 80% из них посещают библиотеки 1-2 раза в месяц и чаще, 14% - 1 раз в квартал. Лишь 2% опрошенных посещает библиотеки один раз в год.

Значительная часть молодежи знакома с новыми информационными технологиями. 46% используют для поиска информации ИНТЕРНЕТ, 20% работают с CD-ROM.

В ходе анкетирования выяснилось, что молодые пользователи обращаются в библиотеку прежде всего с тематическими запросами (73%), за конкретной книгой (40%), за справками фактического характера. Тематика запросов разнообразна. Это - экономика, право, международные отношения, международный терроризм, национальные конфликты, философия, психология, культурология, филология, экология и т.д.

Запросы, с которыми пользователи юношеского возраста обращаются в библиотеки ЦБС, удовлетворяются полностью на 54% (в Центральной библиотеке - на 62%, в библиотеках-филиалах - на 45%), частично удовлетворяются 29% . Не удовлетворяется совсем - 1% запросов пользователей.

Результаты анкетирования показали, что пользователей в большей степени удовлетворяет фонд периодических изданий - 44%. Книжным фондом удовлетворены полностью 38% респондентов. Совсем не удовлетворены - около 3% опрошенных.

По мнению молодых пользователей, участвовавших в анкетировании, в библиотеках ЦБС не хватает отраслевой литературы, прежде всего по экономике. Не хватает юридической литературы, по истории, философии, психологии. Повышенный спрос на литературу по экологии, астрономии, медицине. Мало технической литературы, особенно по компьютерной технике, не устраивает отсутствие в филиалах литературы на иностранных языках.

Что касается периодических изданий, молодые пользователи отмечают недостаток специальных журналов, например, «Правоведение», «Хозяйство и право», «Бухучет», «Медицинский журнал», «Вестник машиностроения», даже «Зарубежное военное обозрение».

В ходе анкетирования изучались наиболее предпочтительные формы информационного обслуживания молодежи. Около 33% отметили предпочтительность тематических подборок литературы по заявкам, в т.ч. по предварительным (20%), 25% опрошенных интересуют справки по запросам, 19% - списки новых материалов из книг и периодических изданий.

На вопрос «Что положительного Вы можете отметить в работе библиотеки?» получено много ответов. Как в Центральной городской библиотеке, так и в библиотеках-филиалах читатели отмечают профессионализм библиотечных работников, знание фондов, высокий уровень культуры обслуживания, оперативность и быстроту обслуживания. Этим можно гордится, т.к. показатель быстроты обслуживания в зарубежных библиотеках считается одним из важнейших критериев в оценке деятельности. Очень чутко молодежь относится к появлению в библиотеках новых информационных технологий. Наличие электронного каталога, копировальной техники в библиотеке (в частности в Центральной) поднимает ее престиж у молодых. Поэтому на вопрос «Что Вас не устраивает в работе библиотеки?» читатели библиотек-филиалов отвечают: «Отсутствие компьютеров, копировальной техники, и т.д.». Многих читателей не устраивает, что не вся литература выдается на дом. Не устраивают сроки хранения периодики: часто встречаются предложения увеличения срока хранения от 3 до 5 лет (в библиотеках-филиалах).

Кроме анкетирования в этот же период был проведен День сплошного учета спроса читателей юношеского возраста, посетивших библиотеки ЦБС 11 марта 2000 года. День сплошного учета спроса проводился в вышеуказанных библиотеках. Анализ этого дня повторил выводы проведенного анкетирования.

Из общего числа молодых читателей, посетивших в этот день библиотеку - 60% школьников, 35% - студенты высших учебных заведений, 4% - учащиеся средних специальных учебных заведений, менее 1% - учащиеся ПТУ. В разных библиотеках состав школьников и студентов варьировался. От посетивших библиотеку поступило 209 запросов. По своему характеру это тематические запросы (58%), запросы на конкретные книги (38%) неконкретные запросы - 3%.. На 89 % запросы связаны с учебой. Удовлетворены они на 90%, Отказы составили 10%. Но запросы выполнялись в основном за счет фондов читальных залов.

Дополнил исследования информационных запросов молодых пользователей библиотек анализ использования периодики молодыми пользователями делового информационного центра Центральной библиотеки и юношеского отдела б/ф № 23/36, проведенный методом изучения формуляров.

Подобного рода исследования были необходимы, чтобы разговор на круглом столе о проблемах информационного обслуживания молодежи получился предметным и обозначил задачи библиотек ЦБС в их решении. Результаты исследования позволяют сделать интересные, порой неожиданные замечания.

    Молодой читатель библиотек ЦБС г. Саратова - определенно знающий, зачем он идет в библиотеку. Главной целью в данный период его жизни занимает учеба и посещение библиотеки так или иначе связано с реализацией этой цели

    Пользователю, пришедшему в библиотеку важно быстро, полно отыскать информацию по интересующей проблеме. Для этого в библиотеке должны быть созданы комфортные условия для такого поиска. И тогда читателю практически безразлично, в какую библиотеку он пришел: массовую ли, научную ли, учебную ли. Важно, чтобы запрос был удовлетворен. Возможно, поэтому сейчас несколько стирается грань между библиотекой учебной и библиотекой массовой. Массовая библиотека во многом взяла на себя функции учебной. Ведь никогда раньше не было в читальных залах такого количества учащейся молодежи.

Как видно, спрос на информацию различного рода достаточно велик. Главная задача библиотек в настоящее время сделать эту информацию максимально доступной для молодых пользователей. С этой целью с 1996 года в ЦБС осуществляется автоматизация библиотечных процессов. Оперативное удовлетворение пользователей необходимой информацией ведется с использованием современных информационных технологий. В ЦБС г. Саратова создан Электронный поисково-информационный центр, - новое структурное подразделение, дающее возможность использовать получение необходимой информации с помощью современных технологий. Сюда входят Интернет-центр, центр правовой информации, медиатека. В Центральной городской библиотеке созданы локальная компьютерная сеть, электронный каталог, отработана система поиска документов в нем по 43 параметрам. К услугам саратовцев - информационно-правовые системы «Консультант плюс», «Гарант», включающие федеральные и региональные законодательные акты, нормативные документы органов местного самоуправления города Саратова. Электронные ресурсы центра включают не только ресурсы Центральной городской библиотеки, но и ресурсы других библиотек страны.

Отработана система поиска описаний документов в электронном каталоге по ключевым словам, что во многом экономит время пользователей. Сотрудники Центральной библиотеке практически все обучены работе в библиотечно-информационной системе.

На сегодняшний день компьютеризированы 33 из 46 библиотек системы. Соединив в единую системную компьютерную сеть библиотеки ЦБС открыт доступ к информационным ресурсам, их быстрому поиску для населения всех районов Саратова максимально приближенн к месту жительства.

Электронный каталог, информационные базы данных, издания на CD-ROM, информационные услуги на основе компьютерных технологий пользуются популярностью среди молодых пользователей библиотеки. Это составляющие новой информационной культуры. Но не всякий посетитель библиотеки умеет пользоваться ими. Проблема формирования информационной культуры молодежи - одна из важнейших в решении задач информационного обслуживания этой категории пользователей.

С целью обеспечения доступа в информационное пространство молодым пользователям библиотеки в Центральной городской библиотеке создан молодежный информационный центр.

Время формирует новое поколение читателей. Библиотека, как современный информационный центр, обслуживает молодых читателей на основе новых компьютерных технологий, и как центр воспитания информационной культуры молодого поколения является хорошим средством для подготовки нового поколения к жизни в информационном веке.

Пользователи Делового информационного центра, их информационные запросы

В 2004 году было проведено исследование «Современное состояние Делового информационного центра (ДИЦ) Центральной городской библиотеки».

Деловой информационный центр обслуживает в год более 4 тыс. пользователей. Исследование состава пользователей Делового информационного центра показал, что основной его контингент - учащаяся молодежь (80,1%). От общего числа читателей 68,1% - студенты вузов, 8,7% - учащиеся средних специальных учебных заведений, 2,1% - школьники и 1,2% - учащиеся ПТУ.

Т.к. студенты вузов занимают значительную часть среди пользователей ДИЦ, их состав исследовался особо.

Деловым информационным центром пользуются студенты всех высших учебных заведений города Саратова. Из них большую часть составили студенты Саратовского государственного аграрного университета - 23,5%, Саратовского государственного технического университета - 20,2%, Саратовского государственного университета - 17,5% и Саратовского государственного социально-экономического университета - 11%. Студенты остальных вузов Саратова Деловым информационным центром пользуются реже: 5,4% составляют студенты Российского государственного торгово-экономического университета, 3,9% - Поволжской академии государственной службы, 2,8% - Саратовской государственной академии права.

На основании данных дневников проанализирован состав студентов - пользователей ДИЦ в динамике за 3 года. . В 2001 году их было 2518 (67,1% от общего числа читателей), в 2002 году - 2635 (70,2%), в 2003 году - 2711 (68,1%). Наблюдается небольшой рост общего числа студентов. Процентное соотношение к общему числу читателей колеблется от 67 до 70%.

Анализ числа читателей по отдельным вузам за 3 года показал, что все последние годы лидером по числу читателей ДИЦ остается Саратовский государственный аграрный университет. Он имеет несколько отделений, связанных с экономикой и управлением. Этот вуз объединяет 3 института, и каждый из них имеет свою библиотеку. Выбор литературы в библиотеках этого вуза не всегда устраивает студентов, их больше устраивает ДИЦ. Второе место по числу читателей ДИЦ занимает Саратовский государственный университет, а Саратовский государственный технический университет, имеющий факультеты управления производственными и социальными системами по результатам за 3 года - на третьем месте. Студенты этих вузов пользуются ДИЦ несмотря на то, что вузы имеют свои библиотеки, крупнейшие в городе, технически оснащенные. Как отмечают студенты данных вузов, в ДИЦ их устраивает оперативность и качество обслуживания. Вся литература находится в одном месте, не надо заказывать ее в отдел книгохранения и ждать в течение часа и более, как в крупных вузовских библиотеках. Библиотечные работники ДИЦ оперативно делают тематические подборки литературы по запросам читателей, хорошо знают фонд.

Число студентов других вузов колеблется. В 2002 году вдвое сократилось число студентов Саратовского государственного социально-экономического университета пользователей ДИЦ. Большое количество студентов этого вуза среди читателей ДИЦ в 2001 году связано с тем, что библиотека вуза была какое-то время закрыта в связи с переездом в новое помещение. В 2002 году она возобновила свою работу, а в помещении ДИЦ был ремонт. В 2003 году среди читателей ДИЦ число студентов данного вуза выросло, но оно меньше уровня 2001 года.

В течение 3-х лет среди пользователей ДИЦ стабильно росло число студентов Саратовского коммерческого института Московского государственного университета коммерции. Это связано, видимо с тем, что библиотека данного вуза небольшая, не может удовлетворить их потребности в новой литературе, не имеет такого репертуара периодических изданий, как ДИЦ. И наоборот, в 2003 году больше, чем в 2 раза сократилось число студентов Поволжской академии государственной службы в сравнении с предыдущими годами. Библиотека этого вуза расширила свое помещение, улучшилось ее комплектование.

Учащихся средних специальных учебных заведений около 9% от общего числа читателей. Больше всего учащихся Саратовского техникума отраслевых технологий и финансов - 27,9%. И это закономерно, т.к. техникум имеет 2 отделения, готовящих специалистов экономических специальностей. На втором месте - Всероссийский государственный колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений, имеющий отделения: экономики и права и «Государственное и муниципальное управление» - 15,9%. На 3-м месте Саратовский государственный профессионально-педагогический колледж им. Ю.А.Гагарина, готовящий юристов и государственных и муниципальных служащих - 8,4%. Далее следуют: Саратовский книготорговый колледж - 7,5%, имеющий отделения: «Экономика, бухгалтерский учет и контроль» и «Маркетинг», Поволжский государственный межрегиональный строительный колледж - 6,7%, имеющий отделение «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», Саратовский техникум радиоэлектроники им. П.Н.Яблочкова - 5,9%, Саратовский колледж машиностроения и экономики СГТУ - 5%, Саратовский авиационный колледж - 2,5%. Студенты остальных средних специальных учебных заведений составляют меньше 2%.

Учащиеся профессиональных учебных заведений (ПТУ) среди читателей ДИЦ составляют всего 1,2%. Это прежде всего училища, которые готовят коммерсантов и бухгалтеров - №51 (36,7% от общего числа учащихся ПТУ) и №41 (12,2%).

На основании данных исследования можно составить портрет среднего пользователя ДИЦ: это студент вуза или техникума, изучающий те или иные экономические, юридические, социологические дисциплины, обратившийся в ДИЦ в связи с тем, что знает о существовании этого Центра, который имеет популярность у студентов, удовлетворяет их запросы.

Проблемы в библиотечном обслуживании студентов

В Молодежном информационном центре Центральной городской библиотеки, обслуживающем юношество 40% тематических справок из общего количества выполняются для студентов, а в поисковом информационном центре - 97%. В вузах появилось много новых дисциплин. Преподаватели вузов, как правило, не дают никаких списков литературы по теме реферата, курсовой работы. Библиотечным работникам приходится выполнять сложные тематические справки и часто выяснять, по какой дисциплине задана работа. Очень не конкретно сформулирована тема, студенты не владеют терминологией изучаемой проблемы, что затрудняет выделить ключевое слово для осуществления поиска в электронном каталоге. Много тематических запросов на стыке наук. Например, физика и медицина.

Если список литературы есть, то в Центральной городской библиотеке из этого списка имеется 1-2 книги, остальной литературы нет, приходится делать замену, рекомендовать книги и статьи имеющиеся в фонде.

Студенты не умеют работать с литературой (особенно студенты первых курсов), осуществлять самостоятельно поиск в каталоге. Часто обращаются с просьбой помочь составить список литературы.

2018

В этапе 2018 года приняли участие 37 баз исследования из 51 постоянно работающих с РНБ (~73%).

ДС проведен в апреле-октябре 2018 г. (базы проводили исследование в удобные для них дни). Участвовали 36 баз из 25 регионов. Опрошено 2518 чел.

Основную часть книговыдачи составила художественная литература (ок. 86%). Около 80% этой цифры составляет отечественная художественная литература, зарубежная - около 20%. Основная часть выданной художественной литературы (как отечественной, так и зарубежной) - книги развлекательных жанров (детектив, любовный роман, приключения). Лидерами книговыдачи в первой тройке стали Т.Полякова, Е.Вильмонт, М.Метлицкая

Книговыдача отраслевой литературы составила чуть более 10% от общей книговыдачи, по 67 тематическим запросам выдано ок. 250 экз. литературы. Наиболее распространенные темы запросов - юриспруденция, история, медицина, психология.

Анкета для руководителя (специалиста) отдела обслуживания по работе с отраслевой литературой - получены сведения из 35 библиотек (40 анкет).

2017

В этапе 2017 года приняли участие 37 баз исследования из 51 постоянно работающих с РНБ (~73%).

ДС проведен в апреле-октябре 2017 г. (базы проводили исследование в удобные для них дни). Участвовали 35 баз из 23 регионов. Опрошено 2285 чел.

Основную часть книговыдачи составила художественная литература (ок. 70 %). Около 80% этой цифры составляет отечественная художественная литература, зарубежная - около 20%.

Лидерами книговыдачи в первой тройке стали Д.Донцова, В.Колычев, Т.Полякова.

Зафиксировано 106 тематических запросов на отраслевую лит-ру, по запросам выдано ок. 500 экз. литературы. Наиболее распространенные темы запросов - история, рукоделие, психология.

Анкета для руководителя (специалиста) отдела комплектования - получены сведения из 33 библиотек.

Анкета для руководителя (специалиста) отдела обслуживания - получены сведения из 34 библиотек.

Анкета «Научно-популярная литература в фондах библиотек и чтении россиян» - получены сведения из 33 библиотек .

2016

День сплошного учета читательского спроса (сведения из 35 баз, 27 регионов, опрошено 2536 человек)

Анкета Библиотеки в Год российского кино (получены сведения из 31 базы)

Анкета Опрос земляков к Году кино (получены сведения из 23 баз)

2015

День сплошного учета читательского спроса (сведения из 34 баз, 20 регионов, опрошено 2046 человек)

Анкета - характеристика работы библиотеки с литературно-художественными журналами (получены сведения из 26 баз, 20 регионов)

Анкета - характеристика итогов Года литературы в России (получены сведения из 31 базы).

2014

День сплошного учета читательского спроса (сведения из 31 базы, 22 регионов, опрошено 2327 человек)

Характеристика библиотеки-базы исследования (получены сведения из 31 базы, 22 регионов)

Анкета - характеристика практики работы библиотеки в электронной среде (получены сведения из 28 баз, 21 региона)

Анкета-характеристика итогов Года культуры в России (получены сведения из 21 базы).

2013

День сплошного учета читательского спроса (сведения из 35 баз, 21 регион, опрошено 2384 чел.);

анкета по чтению фантастики (получены сведения из 35 баз, опрашивались сотрудники библиотеки - эксперты);

анкета по чтению современной литературы (произведений, отмеченных главными российскими литературными премиями, за последние 5-7 лет) (получены сведения из 34 баз, опрашивались сотрудники библиотеки - эксперты);

часть отчета 2012 о работе библиотеки - базы исследования в поддержку чтения (получены сведения из 19 баз).