1. Понятие качества дошкольного образования, факторы и условия его обеспечения. Анализ научной литературы показывает: проблему управления качеством образования ученые экспериментально изучали на всех уровнях, исключая дошкольное образование. И это неудивительно, поскольку общие принципы не могут быть привнесены в практику механически. Как мы понимаем, проблему эту можно решить системно, комплексно, планомерным воздействием на факторы и условия. И цель должна быть одна: претворить в жизнь поставленные задачи.

Миссией дошкольного учреждения в области качества образования является оказание помощи семье в воспитании детей, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников, формирование их гражданских и нравственных качеств в условиях глобального образовательного, научного и информационного пространства.

Качество дошкольного образования – это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в педагогическом процессе способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду (О. Сафонова). Качество образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожидания и запросы общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов .

Однако факторов очень много. Учесть все трудно. Поэтому выделим наиболее важные, в первую очередь внутренние, поддающиеся изменению со стороны педагогического коллектива:

Ø стиль взаимодействия педагога с детьми;

Ø общая организация жизнедеятельности дошкольников;

Ø кадровые, материальные, программнные, финансовые ресурсы;

Ø санитарно-гигиенические условия и медико-оздоровительное сопровождение образовательного процесса;

Ø психологическое сопровождение образовательного процесса;

Ø предметно-развивающая среда;

Ø профессиональная компетентность педагогов и руководителей;



Ø взаимодействие педагогического коллектива с социальными институтами;

Ø согласованность действий дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;

Ø управление дошкольным учреждением.

Наряду с факторами в формировании качества дошкольного образования особое значение имеют условия – обстоятельства, в которых действуют факторы:

Ø создание образовательной среды, ориентированной на сохранение самоценности дошкольного детства;

Ø постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогов и руководителей как в условиях дошкольного учреждения, так и в системе повышения квалификации;

Ø положительный психологический климат в коллективе;

Ø творческая направленность деятельности коллектива и руководителя;

Ø грамотный, свободный выбор образовательных программ и технологий;

Ø необходимые условия труда;

Ø система материального стимулирования качественной работы;

Ø ориентация на образовательные потребности и запросы семьи;

Ø создание банка инновационных систем;

Ø систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятие обоснованных управленческих решений.

Заметим: условия могут оказывать существенное влияние на уровень проявления факторов, если обеспечивается их взаимосвязь.

2. Процессуальная и результативная составляющие качества дошкольного образования. Динамичность качества дошкольного образования «связывает» качество и процессов, и результатов. В этой связи качество предстает как единство составляющих, которые в свою очередь обладают своими основными свойствами .

Ø во-первых, ценности и нормы , представляющие совокупность принципов, обеспечивающих реализацию образовательного процесса (деятельностный подход, личностно-ориентированный образовательный процесс, обеспечение детей творческим социокультурным опытом, предметное обогащение, комплексность целей и средств достижения, непрерывность);

Ø во-вторых, адаптивность – ориентированность учреждения на возрастные и индивидуальные особенности детей, запросы семьи, требования государства и общества;

Ø в-третьих, динамичность – способность позитивно изменять образовательный процесс, исходя из потребностей;

Ø в-четвертых, стабильность – обеспечение устойчивости образовательного процесса при переходе от реального к потенциальному качеству;

Ø в-пятых, целостность всех компонентов образовательного процесса, направленных на полноценное развитие ребенка;

Ø в-шестых, ресурсообеспеченность , т. е. наличие условий, необходимых для реализации качественного образовательного процесса.

Результативная составляющая образования, которую следует рассматривать как запрограммированный результат, обладает взаимозависимыми свойствами эффективностью (педагогической, медицинской, социально-психологической) и продуктивностью (выполнением поставленных задач с точки зрения вклада в последующую – школьную – систему). Наличием трех компонентов – компонентов «входа», «выхода» и «процесса управления» – характеризуется управление качеством образования. Первый компонент связывает систему с внешней средой. Второй отражает уровень достижения запрограммированных результатов. Третий представляет совокупность взаимозависимых функций, претворяемых в определенной последовательности. Системно-структурная природа качества дошкольного образования диктует комплексный подход к управлению, т. е. одновременное применение различных факторов и условий – педагогических, психологических, организационных, а также социально-педагогических.

Уровень качественного состояния образования не постоянен: он изменяется – как положительно, так и отрицательно – по мере появления новых свойств, возникающих под воздействием внешних и внутренних факторов. Вот почему так важно придать управлению качеством образования опережающий характер. Это возможно при программно-целевом подходе, который предусматривает изменение параметров образовательного процесса.

Отличительная черта дошкольного учреждения как среды функционирования качества образования – сохранение преемственности и устойчивости развития. В силу этого управление качеством образования должно ориентироваться на взаимосвязь процессов стабилизации. В дошкольном учреждении должна реализовываться определенная схема управленческих воздействий в направлении: стабилизация – программно-целевое развитие – отслеживание результатов. Схема позволит рассматриваемому нами процессу придать прогрессивную направленность.

На формирование качества образования значительное влияние оказывает организационная структура – система ценностей, норм, правил, традиций. И это не случайно, ведь культура регулирует поведение коллектива. Важный ориентир в этой связи – формирование организационной культуры с определенных позиций, а именно:

Ø с позиции отношения к ребенку как уникально развивающейся личности, т. е. необходимости учета его возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей; сохранения самоценности дошкольного детства как важного периода становления фундаментальных основ дальнейшего развития ребенка; взгляд на педагога как носителя качественного дошкольного образования, которого уважают, которому доверяют, создают условия для проявления инициативы, самостоятельности;

Ø с позиции ориентированности на качество дошкольного образования. Речь идет о целенаправленной работе педагогического коллектива, о тиражировании лучшего педагогического опыта; о наличии системы стимулирования, вознаграждения и оценки деятельности педагога за качество образования дошкольников.

Следует отметить стиль работы руководителя учреждения, от которого зависит эффективность управления. Разумеется, эффективному управлению качеством образования в дошкольном учреждении будет способствовать стиль, отличающийся гуманистическими, демократическими основаниями, адаптивностью, новаторством, деловитостью, высоким уровнем компетентности.

3. Оценка качества дошкольного образования. Дошкольное образование, являясь первой ступенью в системе непрерывного образования, активно включено в процессы поиска и разработки современных подходов к пониманию сущности качества дошкольного образования и определению механизмов его оценки на разных уровнях системы управления.

В науке выделено несколько подходов к оценке качества. Наиболее известные из них – продуктивный, процессный, маркетинговый, системный .

1. В рамках продуктивного подхода, основной идеей которого является стандартизация деятельности, качество дошкольного образования может оцениваться путем установления соответствия результатов, продуктов образовательной деятельности установленным требованиям образовательных стандартов или программ. Тогда основной акцент управления качеством дошкольного образования строится на формировании такого стандарта качества и разработке процедур его измерения.

2. В международных стандартах качества ИСО 9000-2000 отмечается, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться «процессным подходом». В рамках процессного подхода качество дошкольного образования оценивается по критериям и показателям, характеризующим образовательный процесс и условия, в которых он протекает, которые в итоге обеспечивают определенные результаты развития детей.

3. Представление об образовании как о сфере услуг определяет особо значимое место проблематики, центром которой являются интересы и потребности потребителя (клиента). В странах с развитой системой рыночных отношений широкое применение нашел маркетинговый подход, в рамках которого выделяются те свойства и характеристики качества дошкольного образования, которые демонстрируют конкурентоспособность образовательных услуг, их рентабельность, спрос и удовлетворенность потребителей и другие аспекты отношений между производителем и потребителем образовательных услуг на рынке.

Кроме того, существует множество предметных подходов: социологический, квалиметрический, психологический, педагогический и т. д. Каждый из них решает какую-то отдельную задачу по определению качества образования. Так, например, социологический рассматривает качество дошкольного образования с точки зрения удовлетворения заказа на образование от различных социальных групп и страт; квалиметрический – разработка и развитие всех методов оценки качества образования; педагогический – определение организационно-технологических аспектов образовательного процесса и его результатов. Обозначенные выше предметные подходы имеют свое видение и представление о качестве образования. Но нужно признать, что ни одно из предметных представлений не может быть признано системным.

4. Системный подход к трактовке и оценке качества дошкольного образования как сложной многокомпонентной системы деятельности предполагает выделение структурных компонентов системы качества и подсистем, ее образующих, в их неразрывных связях и взаимодействии, где недостаточность одного из компонентов в структуре системы качества дошкольного образования может вызывать сбои в других элементах системы или системные кризисы.

В заключение следует подчеркнуть, что качество есть характеристика динамичная. При смене социокультурной и образовательной ситуации параметры качества требуют своего пересмотра, новой стандартизации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность понятия «качество дошкольного образования».

2. Какое влияние на качество образования оказывает организационная структура дошкольного учреждения?

3. Раскройте сущность продуктивного, процессного, маркетингового, системного подходов в оценке качества дошкольного образования.

Литература: 19, 22 (осн.), 10, 13, 14 (доп.).


Планирование системы контроля в дошкольном учреждении

Возможно ли объединить основные группы в дошкольном учреждении, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС ДО и ГОСТ Р 52113–2003, в единую схему? Попробуем вместе с экспертом журнала.

Проблема повышения уровня оказываемых услуг находится в центре внимания практически всех отраслей социальной сферы. С одной стороны, это обусловлено изменением государственной политики в сфере оказания социальных услуг населению, где ключевую роль играют критерии результативности и эффективности вложения бюджетных средств. С другой стороны, имеет место общая неготовность социальной сферы предъявлять такие показатели обществу и государству, как убедительные доказательства своего постоянного совершенствования и развития.

Чтобы в дошкольном учреждении нужны документально оформленные требования, в которых перечислены все основные качественные характеристики с конкретными значениями параметров. В производственной сфере требования установлены практически для всей продукции массового производства. В непроизводственной сфере это сделать сложно. Имеющиеся на сегодняшний день в большинстве социальных отраслей официальные требования не охватывают всего многообразия качественных характеристик объектов и явлений. Научно обоснованная система параметров оценивания качества образования в дошкольном учреждении также отсутствует.

Помимо показателей система оценивания включает такие элементы, как источники информации, субъекты, объекты и процедуры оценивания, способы и методы измерения, которые также недостаточно разработаны.

В связи с этим о системе оценивания качества образования в дошкольном учреждении можно говорить только в будущем времени. Однако многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга образовательной системы. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценивания состояния и перспектив развития образовательной системы. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательные организации обязаны проводить самообследование и обеспечивать функционирование внутренней системы оценивания качественных характеристик образовательной системы. Данный закон включает нормы по контролю качественных характеристик образовательной деятельности органами государственного надзора, по независимому оцениванию качественных характеристик образовательной деятельности с целью предоставления информации об уровне организации работы учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Внутренняя и внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении

В соответствии с нормативными документами в сфере оценки качественных характеристик образовательной деятельности выделяют две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оценка включает оценку руководителями и работниками образовательной организации своей работы, а также оценку деятельности образовательной организации родителями, являющимися потребителями услуг данной организации.

Внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении предполагает оценку надзорными органами, профессиональными сообществами, общественными и иными организациями. По своей сути любая внешняя оценка не зависит от организаций, которые подлежат оцениванию. Однако в Законе № 273-ФЗ независимая оценка качественных характеристик имеет более узкое толкование, в рамках которого устанавливаются субъекты оценки, общие критерии оценивания и другие требования. Оценка учредителя (собственника) может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя оценки - в зависимости от масштаба объекта оценивания. В табл. 1 приводятся основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении.

Таблица 1

Основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении

Элементы системы оценки качества дошкольного образования Субъекты оценки
Внутренняя оценка Внешняя и внутренняя оценка Внешняя оценка
Работники

Родители воспитан ников

Администра-ция дошкольной организации Учредитель Надзорные органы Профе-ссиональные эксперты Общественные эксперты
Процедуры оценивания Самообследование Не
установлены
Система внутренней оценки качества Контроль, мониторинг, рейтинг Лицензирование, государственный надзор Аттестация, экспертиза Независимая оценка качества
Показатели и критерии оценки Устанавливаются Минобрнауки России и дошкольной организацией Устанавливаются дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также учредителем Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами. Определяются экспертами Устанавливаются Минобрнауки России. Дополни-тельные показатели устанавливаются общественными советами
Способы оценивания Опрос Все известные способы оценки качества Ранжирование данных, имеющихся в открытом доступе

Таким образом, нормативными правовыми актами установлены некоторые оценочные процедуры (мониторинг, самообследование); утверждены отдельные перечни критериев. Однако целостная модель системы оценки образовательной деятельности на сегодняшний день не выстроена: ряд базовых понятий не имеет однозначных определений, не выделено содержание перечня показателей, не описаны способы и механизмы оценивания. Все эти вопросы адресуются руководителям образовательных организаций и органов управления образованием для самостоятельного поиска решений.

Показатели качества образования в дошкольном учреждении

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ ДОО осуществляет образовательную деятельность по дошкольным образовательным программам, а также присмотр и уход за детьми. То есть выделены два основных вида деятельности, которые должны быть положены в основу системы показателей оценки качества образования в дошкольном учреждении. При этом само понятие «качество образования» определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Образовательная деятельность детского сада регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС), который устанавливает требования:

к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и согласно специальному указанию не подлежат непосредственной оценке и не могут служить показателями при оценке качества образования.

В данном случае определить качество образования в дошкольном учреждении непросто, поскольку стандарта присмотра и ухода за детьми не существует. Однако общая содержательная характеристика этого вида деятельности приводится в п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ: присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Кроме того, Законом № 273-ФЗ отдельно выделяются требования охраны и укрепления здоровья обучающихся, которые распространяются на оба вида деятельности. Присмотр и уход и образовательная деятельность также регулируются требованиями:

СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», утв. приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности».

Объединенные требования всех указанных нормативных правовых актов могут служить основанием для определения соответствующих частей в составе системы параметров качества образования в дошкольном учреждении. Однако есть еще и другие субъекты оценивания, требования которых тоже необходимо учесть. В первую очередь, речь идет о потребителях услуг ДОО.

Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»1 (далее - ГОСТ Р 52113–2003) установлен порядок определения перечней показателей, соответствующих целям управления качественными характеристиками, где главным ориентиром выступает удовлетворенность потребителя. В этом документе определены четыре основные универсальные группы показателей качественных характеристик. Они являются общим руководством для производителей любых услуг, и потому их применение в каждой конкретной сфере, и в сфере оценки качества образования в дошкольном учреждении в том числе, требует авторской интерпретации. Первая группа: показатели назначения, где выделяются основные свойства услуги, ее совместимость с другими услугами и требованиями, условия предоставления услуги, специфические характеристики, связанные с конкретным видом услуги. Вторая группа: показатели безопасности, где выделяется 10 видов безопасности. Третья группа: показатели надежности предоставления и результатов услуги. Четвертая группа: показатели профессионального уровня персонала. Основываясь на этих четырех группах, можно представить параметры системы оценки качества образования в ДОУ с точки зрения удовлетворения требований потребителей следующим образом (см. табл. 2.)

Таблица 2

Примерные параметры системы показателей качества образования в дошкольном учреждении (на основе ГОСТ Р 52113–2003)

Наименование групп показателей качества Параметры системы показателей
Назначение услуги 1. Основные свойства услуги: удобный режим работы; наличие медицинских работников, учителей-логопедов и других узкопрофильных специалистов; наполняемость групп, количество воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; объем трудовых обязанностей персонала при осуществлении присмотра и ухода за детьми, учет дополнительных запросов семьи; размер и порядок оплаты услуг детского сада, наличие льгот и т. п. 2. Совместимость услуги: функциональная (преемственность в содержании работы с образовательными организациями другого уровня образования); информационная (соответствие объема, вида и формы предоставления информации о ребенке и оказываемых услугах требованиям родителей). 3. Качество предоставления услуги: состояние материально-технической базы; санитарно-гигиенические условия; этика общения персонала; возможность получения дополнительных услуг; наличие условий для оказания услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, другим категориям потребителей с особыми потребностями; эстетика и комфортабельность помещений
Безопасность услуги Электробезопасность. Пожарная безопасность. Санитарно-гигиеническая безопасность. Безопасность игрового оборудования, в т. ч. установленного на прогулочных участках. Безопасность озеленения интерьеров и прогулочных участков. Безопасность, создаваемая специальными защитными средствами (устройство ограждения, организация пропускного режима, оснащение аварийной сигнализацией и др.). Безопасность технологического оборудования. Специфические виды безопасности для отдельных видов услуг (обучение плаванию, проведение физиотерапевтических процедур и т. п.)
Надежность услуги Стабильность производственного графика работы детского сада, выполнение обязательств, предусмотренных договором с родителями
Профессиональный уровень персонала Общая и профильная подготовка персонала. Уровень квалификации кадров и навыки выполнения сложных работ, в т. ч. по результатам участия в конкурсах профессионального мастерства. Знание и соблюдение требований документов, регулирующих профессиональную деятельность педагогических работников (в т. ч. требований безопасности). Соблюдение профессиональной этики поведения, которая включает такие качества, как: этичность, доброжелательность, вежливость, коммуникабельность; внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями услуг; умение создать домашнюю атмосферу, проявлять терпение, выдержку, избегать конфликтных ситуаций

Из табл. 2 видно, что используя показатели, рекомендованные ГОСТ Р 52113–2003, можно существенно расширить то представление о качественных характеристиках образовательной деятельности в ДОО, которое дает ФГОС. Например, появляются показатели, характеризующие основные свойства услуги, которые устанавливаются и контролируются учредителем (собственником). Добавляются показатели надежности и показатели совместимости, на которые ориентируются не только родители воспитанников, но и педагогические работники следующего уровня (школы).

Объединив основные группы показателей качественных характеристик, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС и ГОСТ Р 52113–2003, получим обобщенную схему системы показателей качества образования в дошкольном учреждении.

Очевидно, что показателей, которые потенциально укладываются в представленную схему, может быть настолько много, что их сбор и обработка займут значительную часть времени работников детского сада. Чтобы этого не произошло, необходимо ограничить перечень оцениваемых показателей качества образования в дошкольном учреждении, т. е. выделить отдельные ключевые (индикативные) показатели.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности»
  • ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст

1 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст. Утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 06.11.2014 № 1482-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ Р 52113–2014.

27 июня 2015 года в Улан-Удэ в рамках семинара «Проектирование программы развития ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» с докладом «Проектирование системы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Наталья Шадрина отметила, что если раньше все образовательные программы оценивали по детским результатам, то сейчас, когда вышел ФГОС, центр тяжести переносится с требований к результатам к требованиям к условиям, которые показывали бы качество дошкольного образования. Сейчас научное сообщество работает над инструментарием, который бы позволял определять оценку качества по условиям, взаимодействию педагога с ребенком как посредником между средой и ребенком.

Поскольку дошкольное образование становится первым уровнем общего образования, то у дошкольных организаций появляется новая ответственность по внедрению Стандарта.

Система оценки качества состоит из трех позиций:

  1. Группа, в которой каждый педагог может проводить педагогическую диагностику на предмет развития ребенка. Воспитатель имеет собственную карту наблюдения, которая фиксируется в основной образовательной программе в разделе оценка качества образования. Важно учитывать момент, что внутри одной образовательной организации может реализовываться несколько программ.
  2. Организация, административно-управленческий персонал, который контролирует реализацию основной образовательной программы.
  3. Субъект. Система оценки качества, реализация образовательных программ на уровне организации и на уровне субъекта Российской Федерации должна определяться по 2 направлениям: взаимодействие педагога и ребенка, сихолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы и предметно-пространственная развивающая среда.

Эксперт акцентировала внимание на том, что важна самооценка ребенка относительно его эмоционального состояния, насколько ему комфортно внутри детской образовательной организации, внутри среды.

Система оценки образовательной деятельности включает оценку по трем направлениям:

  • качество содержания;
  • качество условий образовательной деятельности;
  • качество образовательных процессов.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Реализуемые виды деятельности ребенка варьируются исходя из доступности среды. Должны быть созданы такие пространства, где дети сами могли бы регулировать доступ, а занятия должны регулируются воспитателем.

Есть несколько инструментов, которые помогают оценивать предметно-пространственную среду в детском саду взаимодействие педагога и ребенка. Одной из них является Шкала ECERS-R. К примеру, время для свободной игры с помощью этой шкалы оценивается по следующим показателям:

  • Практически нет возможностей для свободной игры или большая часть дня проходит в неконтролируемых свободных играх.
  • Ежедневно есть время для свободной игры.
  • Свободная игра происходит в течение значительной части дня.
  • Действие взрослых направлены на развитие взаимодействия детей.

Шкала ECERS-R точно ловит разные изменения, которые происходят внутри, либо не происходят.

Проектируя основную образовательную программу нужно понимать весь объем ресурсов, которые существуют внутри образовательной организации и во вне. На сегодняшний день, меняя содержание, подсодержание пространства в детском саду, важно понимать, какие образовательные задачи мы собираемся закладывать вовнутрь.

Образовательная среда – это скрытое содержание образования. Важно не наличие игрушек, а их использование и доступность, то, что действительно является образовательным для ребенка внутри среды.

Наргиз АЛИЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия

Начало мая увенчалось большим мероприятием в системе дошкольного образования Джидинского района - на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 «Теремок» прошёл республиканский семинар "Проектирование системы оценки качества дошкольного образования» под руководством Г.И. Малаховой, заведующей кафедрой развития образовательных систем АОУ ДПО РБ "БРИОП".

С приветственным словом открыла семинар заведующий отделом дошкольного образования Ульзетуева И.И. Заведующий МАДОУ детский сад № 5 «Теремок» Бальчинова Т.Д.-Д. провела экскурсию по детскому саду, поделилась опытом работы ДОУ, ознакомила присутствующих с деятельностью детского сада.

В работе семинара приняло участие 40 человек, среди которых были заведующие и педагогические работники детских садов нашего района.

В настоящее время имеет место принципиально новая стратегия развития общества, основным ресурсом которой выступает образование. Актуален вопрос: «Каким должно быть образование, чтобы подготовить детей к жизни в изменяющихся условиях?». Модернизация и развития образования в последние годы нашли отражение, как в организации, так и в содержании деятельности ДОО. С введением ФГОС дошкольное образование становится полноценной частью непрерывного образования. Высокое качество образования начинается с дошкольной ступени и направлено на создание педагогических условий, позволяющих детям раскрыть свои возможности, а педагогам повысить творческий потенциал. Необходимо построить педагогическую работу так, чтобы она соответствовала запросам общества и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей должно рассматриваться как взаимная деятельность ответственных взрослых.

Необходимым условием организации обучения и воспитания детей является создание предметно-развивающей среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном процессе. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Участники семинара, объединившись в пять рабочих групп, активно занялись оценкой качества предметно-пространственной развивающей среды по шкале Экерса в группах МАДОУ детский сад № 5 «Теремок».

Каждая группа сделала выводы по оценке качества предметно-пространственной среды, среда соответствует требованиям ФГОС ДО, она открывает множество возможностей для развития способностей детей.

В детском саду существуют уголки развивающей среды, в которых создаются условия для определённого вида деятельности детей. Во всём чувствуется изобретательность, фантазия и «золотые руки» воспитателей.

Мероприятие прошло на должном уровне. Все гости остались довольны участием в работе республиканского семинара.

Сотрудники ДОУ надеются, что материалы, представленные на семинаре, помогут педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми, будут способствовать поиску новых идей и подходов в воспитании и обучении детей.

Уважаемые коллеги! Для обсуждения, я предлагаю актуальную тему в системе образования Российской Федерации, а именно, оценка качества образования. Оценка качества образования на данный момент является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях.

Образовательное учреждение разрабатывает структурно-функциональную модель внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО), необходимые оценочные процедуры, обеспечивает «запуск» созданной модели. Функционирование Внутренней системы оценки качества образования обеспечивает оценку, учёт и дальнейшее использование полученных результатов.

В ходе анализа современных исследований, посвящённых проблемам качества образования, из всего многообразия авторских подходов и позиций отчётливо выделяется главный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция. В России для большинства уровней и ступеней образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Определена главная задача государственной образовательной политики Российской Федерации – это то, что в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. А, следовательно, возникает проблема определения качества дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этом уровне.

Концепции управления качеством дошкольного образования и практика их реализации позволяют по-новому оценить роль непосредственных исполнителей в обеспечении качества. О. А. Скоролуповой и Н. В. Фединой представлена единая рамочная концепция качества дошкольного образования. Основная задача данного документа – выработать единый подход к пониманию, определению и оценке качества дошкольного образования.

Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное понятие. С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме; с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, охраняющим здоровье детей; с точки зрения воспитателей, это с одной стороны, положительная оценка их деятельности руководителем ДОУ и родителями, с другой – успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников; с точки зрения руководителя ДОУ это:

*во-первых, эффективность деятельности воспитателей и ДОУ как организационной структуры;
*во-вторых, высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны родителей и детей;
*в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников ДОУ;

*в-четвертых, высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих органов образования;

Именно эта многогранность определяет подходы и задаёт логику формирования информационной базы оценки качества образования ДОУ.

Хочу заметить, что согласно статье 28 ФЗ «Об образовании в Российской федерации», определяющей «Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации» к компетенции образовательной организации относится проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Это означает, что создание и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования - не право образовательной организации, а её обязанность. Сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять порядок и содержание внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) с учетом своей специфики и реализовывать его оно должно своими силами.

Можно определить основные направления оценки качества образования в ДОУ:

v ;

v качество условий образовательной деятельности (кадровых, финансовых, учебно-методических, психолого-педагогических, материально-технических, информационных)

v как наиболее значимый объект оценки

В совокупности данные направления определяют эффективность управления качеством дошкольного образования.

Исходя из этого, выстраивается Модель оценки системы качества образования ДОУ.

Рассматривая данную модель, которая состоит из 7 блоков, возникают вопросы для обсуждения: первый вопрос - можно ли данную модель использовать при оценке качества образования в образовательных учреждениях разных уровней? И второй вопрос, действительно ли представленная модель внутренней системы оценки качества образования при её практическом внедрении может служить объективной характеристикой работы образовательного учреждения по реализации требований стандарта?

Могу предположить, что вы со мной согласитесь, представленная модель оценки системы качества образования в ДОУ может быть использована при оценке качества образования в образовательных учреждениях разных уровней. Это подтверждают параметры всех 7 блоков, так как в каждом образовательном учреждении присутствуют представленные параметры блоков, а так же, каждое образовательное учреждение обязано выполнять требования всех параметров, определяемых в ФГОС, которые можно видеть в данной модели.

Каждый блок может оцениваться отдельно, могут оцениваться несколько блоков в совокупности, но и результативность работы образовательного учреждения можно оценить по всем блокам. И всё же, согласитесь невозможно охватить мониторингом всё и вся.

Сегодня можно утверждать, что проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности. А, следовательно, изменяются критерии качества, обостряется проблема управления качеством и снова возникает необходимость вносить дополнения, изменения, исследовать и решать эту проблему.

На современном этапе чаще всего говорят об обеспечении качества образования, реже об управлении качеством. Но обеспечивать и управлять не одно и то же. По – видимому, в дальнейшем будет укрепляться мнение, что главным является управление качеством, т.е. сознательное и своевременное его изменение в определённом направлении. Но это предполагает построение системы механизмов и технологий управления качеством. Сегодня требуется создание системы оценки качества дошкольного образования, включающей разработку показателей эффективности деятельности образовательных учреждений, которые осуществляют реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования.

Можно так же сказать о том, что внутренняя система оценки качества образовательной деятельности является основным источником информации для получения оценки и анализа качества осуществления образовательной деятельности в соответствии законодательством Российской Федерации в области образования.

Благодарю за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Для обсуждения, я предлагаю актуальную тему в системе образования Российской Федерации, а именно, оценка качества образования. Оценка качества образования на данный момент является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях.

Образовательное учреждение разрабатывает структурно-функциональную модель внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО), необходимые оценочные процедуры, обеспечивает «запуск» созданной модели. Функционирование Внутренней системы оценки качества образования обеспечивает оценку, учёт и дальнейшее использование полученных результатов.

В ходе анализа современных исследований, посвящённых проблемам качества образования, из всего многообразия авторских подходов и позиций отчётливо выделяется главный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция. В России для большинства уровней и ступеней образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Определена главная задача государственной образовательной политики Российской Федерации – это то, что в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. А, следовательно, возникает проблема определения качества дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этом уровне.

Концепции управления качеством дошкольного образования и практика их реализации позволяют по-новому оценить роль непосредственных исполнителей в обеспечении качества. О. А. Скоролуповой и Н. В. Фединой представлена единая рамочная концепция качества дошкольного образования. Основная задача данного документа – выработать единый подход к пониманию, определению и оценке качества дошкольного образования.

Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное понятие. С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме; с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, охраняющим здоровье детей; с точки зрения воспитателей, это с одной стороны, положительная оценка их деятельности руководителем ДОУ и родителями, с другой – успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников; с точки зрения руководителя ДОУ это:

*во-первых, эффективность деятельности воспитателей и ДОУ как организационной структуры;
*во-вторых, высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны родителей и детей;
*в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников ДОУ;

*в-четвертых, высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих органов образования;

Именно эта многогранность определяет подходы и задаёт логику формирования информационной базы оценки качества образования ДОУ.

Хочу заметить, что согласно статье 28 ФЗ «Об образовании в Российской федерации», определяющей «Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации» к компетенции образовательной организации относится проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Это означает, что создание и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования - не право образовательной организации, а её обязанность. Сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять порядок и содержание внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) с учетом своей специфики и реализовывать его оно должно своими силами.

Можно определить основные направления оценки качества образования в ДОУ:

  • качество Образовательной программы ДОУ ;
  • качество условий
  • динамика развития воспитанников как наиболее значимый объект оценки

В совокупности данные направления определяют эффективность управления качеством дошкольного образования.

Исходя из этого, выстраивается Модель оценки системы качества образования ДОУ. Она перед вами на экране.

Рассматривая данную модель, которая состоит из 7 блоков, возникают вопросы для обсуждения: первый вопрос - можно ли данную модель использовать при оценке качества образования в образовательных учреждениях разных уровней? И второй вопрос, действительно ли представленная модель внутренней системы оценки качества образования при её практическом внедрении может служить объективной характеристикой работы образовательного учреждения по реализации требований стандарта?

Могу предположить, что вы со мной согласитесь, представленная модель оценки системы качества образования в ДОУ может быть использована при оценке качества образования в образовательных учреждениях разных уровней. Это подтверждают параметры всех 7 блоков, так как в каждом образовательном учреждении присутствуют представленные параметры блоков, а так же, каждое образовательное учреждение обязано выполнять требования всех параметров, определяемых в ФГОС, которые можно видеть в данной модели.

Каждый блок может оцениваться отдельно, могут оцениваться несколько блоков в совокупности, но и результативность работы образовательного учреждения можно оценить по всем блокам. И всё же, согласитесь невозможно охватить мониторингом всё и вся.

Сегодня можно утверждать, что проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности. А, следовательно, изменяются критерии качества, обостряется проблема управления качеством и снова возникает необходимость вносить дополнения, изменения, исследовать и решать эту проблему.

На современном этапе чаще всего говорят об обеспечении качества образования, реже об управлении качеством. Но обеспечивать и управлять не одно и то же. По – видимому, в дальнейшем будет укрепляться мнение, что главным является управление качеством, т.е. сознательное и своевременное его изменение в определённом направлении. Но это предполагает построение системы механизмов и технологий управления качеством. Сегодня требуется создание системы оценки качества дошкольного образования, включающей разработку показателей эффективности деятельности образовательных учреждений, которые осуществляют реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования.

Можно так же сказать о том, что внутренняя система оценки качества образовательной деятельности является основным источником информации для получения оценки и анализа качества осуществления образовательной деятельности в соответствии законодательством Российской Федерации в области образования.

Благодарю за внимание!

Предлагаю посмотреть на материалы, прежде всего схему из 7 блоков и что с ней связано, используя предлагаемую шпаргалку.

Шпаргалка

Объектами оценки качества общего образования являются три основные элемента:

- качество Образовательной программы ДОУ ;

- качество условий образовательной деятельности (кадровых, финансовых, учебно-методических, психолого-педагогических, материально-технических, информационных)

- динамика развития воспитанников как наиболее значимый объект оценки (по 5-ти направлениям в соответствии с ФГОС дошкольного образования).

В совокупности они определяют эффективность управления качеством дошкольного образования.

Предметами ВСОКО являются:

1. Качество образовательных результатов:

Результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Здоровье воспитанников (динамика);

Достижения воспитанников на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;

Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образовательных результатов.

2. Качество реализации образовательного процесса:

Образовательные программы (соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и контингенту воспитанников);

Дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);

Качество индивидуальной работы с воспитанниками;

3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:

Материально-техническое обеспечение;

Информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение);

Санитарно-гигиенические и эстетические условия;

Медицинское сопровождение и питание;

Психологический климат в детском саду;

Использование социальной сферы микрорайона и города;

Кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов);

Общественно-государственное управление (управляющий совет Детского сада, педагогический совет, родительские комитеты) и стимулирование качества образования;

Документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития детского сада);

Удовлетворенность родителей (законных представителей) условиями в детском саду.

Часть исследователей предпринимала попытки определить объем и содержание понятия качество дошкольного образования. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им. Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Сегодня качество образования неоднозначно определяется в рамках различных методологических и теоретических подходов:

– в контексте личностно ориентированной модели образования его качество определяется уровнем развития личности;

– с позиций системного подхода качество определяется системой знаний и готовностью выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую;

– в аспекте деятельностного подхода – готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений;

– культуросообразная модель определяет качество как творчество личности;

– программно-целевой подход – с точки зрения реализации целей;

– представители результативного подхода считают, что оценка качества основывается на определении степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности за определённый период;

– затратный подход определяет качество с точки зрения возможных и реальных затрат (финансовых, материальных, трудовых ресурсов) на достижение того или иного результата.

Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОО) и его результаты можно долго раскладывать на составные части, определяя их соответствие эталону. Этих параметров слишком много, и учесть их из-за большого количества детей и педагогических задач будет трудно. Но широко применять данную идею на уровне деятельности воспитателя, сделать данный метод орудием определения качества предоставляемой родителям и детям образовательной услуги – возможно. В результате можно оперативно получать информацию о сбоях в системе образования и своевременно устранять их. Следовательно качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.

Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Сегодня у нас нет единых подходов к определению параметров, по которым можно было бы выявить качество дошкольного образования, его результаты. К ним относятся целевые ориентиры, указанные в стандарте.

В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

– как организован педагогический процесс в детском саду? (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.);

– какие условия созданы в ДОУ? (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.);

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями?

Все вышеперечисленное может быть отнесено как к параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, так и к внутренним факторам, влияющим на его качество. Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей. В ходе анализа современных исследований, посвящённых проблемам качества образования, из всего многообразия авторских подходов и позиций отчётливо выделяется генеральный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция. В России для большинства уровней и ступеней образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), представляющий собой совокупность трёх групп требований:

– к структуре основных образовательных программ;

– к условиям реализации основных образовательных программ;

– к результатам освоения основных образовательных программ.

Определение качества образования в образовательной организации или системе образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте. Соответствует – значит, образование качественное, соответствует в какой-то степени – значит, образовательное учреждение или система образования на пути к достижению качества.

Соответствие объекта стандарту и удовлетворённость потребителя состоянием объекта – безусловно, взаимосвязанные составляющие понятия качества образования, в том числе дошкольного. Образование должно не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять потребителя. Подчеркнём, что удовлетворённость потребителя должна учитываться ещё на этапе разработки и установления стандарта. Иными словами, стандарт, по определению, должен быть согласован с потребителем образовательных услуг и принят им. Современная концепция ФГОС, в которой образовательный стандарт понимается как общественный договор, ориентирована на учёт интересов и потребностей ребёнка, его семьи, общества и государства. Итак, до недавнего времени государство, общество и родители направляли свои моральные и материальные усилия на организацию процесса образования дошкольников и условий его осуществления вне зависимости от дост

В статье О. А. Скоролуповой и Н. В. Фединой представлена единая рамочная концепция качества дошкольного образования. Основная задача данного документа – выработать единый подход к пониманию, определению и оценке качества дошкольного образования. Ядром концепции выступают параметры, характеризующие качество дошкольного образования и классифицированные в три группы:

1-я группа. Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

2-я группа. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

3-я группа. Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

Проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема управления качеством и снова возникает необходимость исследовать и решать эту проблему.

Сегодня чаще всего говорят об обеспечении качества образования, реже об управлении качеством. Но обеспечивать и управлять не одно и то же. По-видимому, в дальнейшем будет укрепляться мнение, что главным является управление качеством, т. е. сознательное и своевременное его изменение в определенном направлении. Но это предполагает построение системы механизмов и технологий управления качеством. Сегодня мы делаем лишь первый шаг к такому комплексному решению данной проблемы.

С учётом вышесказанного требуется создание системы оценки качества дошкольного образования, включающей разработку показателей эффективности деятельности образовательных учреждений, которые осуществляют реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

Понятие «качество образовательного процесса» многогранно. С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме; с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье детей (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности поступления и школу и др.; с точки зрения воспитателей, это, с одной стороны, положительная оценки их деятельности руководителем ДОУ и родителями, с другой - успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников; с точки зрения, руководителя ДОУ это:
во-первых, эффективность деятельности воспитателей и ДОУ как организационной структуры;
во-вторых, высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны родителей и детей;
в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников ДОУ;
в-четвертых, высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих органов образования; с точки зрения руководителя микро или макро-уровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.

Основные направления оценки качества образования в ДОО ¬

Оценка профессионального уровня педагогов ДОУ;

¬ оценка качества организации воспитательно- образовательного процесса;

¬ мониторинг предметно - развивающей среды;

¬ мониторинг семьи: оценка степени удовлетворенности родителей качеством образования в ДОУ и предоставляемыми им услугами;

¬ психолого - педагогическая диагностика усвоения воспитанниками образовательной программы ДОО

Внутренняя система оценки качества образования

образовательной организации.

Согласно статье 28 ФЗ «Об образовании в Российской федерации», определяющей «Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации» к компетенции образовательной организации относится проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Это означает, что создание и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования - не право образовательной организации, а её обязанность.

Обеспечение качества дошкольного образования и функционирования системы его внутреннего мониторинга - обязательный объект контроля региональных надзорных органов. Это обозначено в законодательных актах Правительства РФ. Но следует отметить, что ни в одном из выше названных документов нет конкретных требований к порядку и содержанию системы внутренней оценки качества образования в образовательном учреждении. Поэтому сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять и порядок, и содержание ВСОКО с учетом своей специфики и реализовывать его оно должно своими силами .

Определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования – значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте.

Соответствует – значит, образование качественное.

Соответствует в какой-то степени – значит, образовательное учреждение или система образования на пути к достижению качества.

Как их получить?

Каким образом их можно использовать?

При ответе на первый вопрос важно понять, что данные должны характеризовать.

При определении круга информации (данных) для проведения внутренней оценки качества образования в БДОУ детский сад «Березка» руководствуемся параметрами, определенными в проекте модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, разработанной федеральным институтом педагогических измерений по заказу министерства образования РФ в 2012 году.

Базой для создания системы внутренней оценки качества образования в ДОУ является муниципальное задание, рекомендации по проведению самообследования и др.

На основании их определяются показатели мониторинговых исследований и критерии их оценки.Данные, полученные в ходе обследования, помогают принять управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности учреждения.

Формирование перечня показателей ВСОКО осуществляется на основе определенных правил и с учетом особенностей ОУ.

Основной процедурой, дающей возможность собрать наиболее полную и достоверную информацию в максимально короткие сроки, является, как знаете мониторинг. Поэтому мы в своем учреждении разработали положение о внутреннем мониторинге качества образования,

где определили основные направления и объекты внутренней оценки качества образования.

Выбранные нами направления определяют критерии и показатели мониторинга:

качество условий (в соответствии с ФГОС);

качество процесса (профессиональное мастерство педагогов, удовлетворенность родителей как заказчиков образования, уровень эмоционально - психологического благополучия воспитанников, степень социально - психологической адаптации);

качество результата (усвоение воспитанниками образовательной программы, уровень психологической готовности к школе, степень адаптации к обучению в школе, результаты коррекционной работы, участие воспитанников в конкурсах).

Для сбора обработки и накопления информации нами используются разнообразные методы, обеспечивающие её полноту, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность.

Руководство деятельностью по внутренней оценке качества образования осуществляет заведующий ДОУ в соответствии со своими должностными обязанностями. Мониторинговые исследования осуществляются управленческой мониторинговой группой, назначаемой приказом по учреждению.

Все обозначенные позиции фиксируются в программе внутренней системы оценки качества образования, которая представляет собой документ, определяющий направления ВСОКО, исчерпывающий систематизированный перечень объектов и характеризующих их показателей. В отношении каждого показателя указаны используемые методы и средства сбора первичных данных, периодичность сбора этих данных, их обработки и предоставления результатов указанной обработки и конкретные исполнители.

В дополнение к программе ВСОКО нами разработана циклограмма основных направлений ВСОКО, позволяющая конкретизировать сроки и периодичность проведения мониторинговых процедур.

Основными направлениями оценки качества образования в нашем ДОУ являются оценка профессионального уровня педагогов ДОУ, оценка качества организации в-о процесса, мониторинг семьи, мониторинг предметно развивающей среды, психолого - педагогическая диагностика усвоения воспитанниками образовательной программы ДОУ, оценка степени удовлетворенности родителей качеством образования в ДОУ и предоставляемыми им услугами.

подпункт 13 пункта 3 статьи 28 Закона РФ «Об образовании», в котором обозначена обязанность образовательного учреждения по обеспечению функционирования системы внутреннего контроля качества образования .

Обязательное наличие такой системы это принципиально новое требование законодательства. Не надо путать данное требование с документами по осуществлению организации внутреннего контроля.

Согласно пункту 3 указанной выше статьи Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность в установленном законом порядке за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции. Это означает, что создание и обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования следует рассматривать не как право образовательного учреждения, а как его обязанность .

Под внутренним мониторингом качества образования в образовательном учреждении понимается вид деятельности по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанной на систематическом стандартизированном изучении состояния основных и обеспечивающих видов деятельности данного учреждения, условий и результатов их осуществления.

Кому нужна система оценки качества образования?

Педагогам (обратная связь)

Управленцам (управляет качеством образования)

Родителям (грант качества)

Внутренний мониторинг качества образования выступает как вид информационного обеспечения управления образовательным учреждением, дополняющий поток нормативной информации («как должно быть») информацией о реальном положении дел в учреждении («как есть»).

Из обязательности создания и осуществления внутреннего мониторинга качества образования не следует, что во всех образовательных учреждениях это должно быть сделано совершенно одинаково, поэтому сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять и порядок, и содержание программы ВСОКО с учетом своей специфики и реализовывать его оно должно своими силами. Программу мониторинга системы оценки качества образования включить в основную образовательную программу ДОУ.

Любая вновь созданная система видов практической деятельности образовательного учреждения должна быть нормативно регламентирована.

(слайд) документы, которыми необходимо руководствоваться при разработке системы мониторинга оценки качества образования дошкольной организации. (слайд)

  • Федеральный закон от 29.12.2012г №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • СанПиН 2 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • Письмо Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования РФ от 31 июля 2012 года № 03-20/н-20 «Об организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией и др.

Нормативно-правовая регламентации функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, заключается в подготовке, принятии, утверждении и введении в действие локального нормативного акта «Положение о внутренней системе оценки качества образования ДО» который устанавливает содержание, структуру и порядок осуществления внутреннего мониторинга качества в учреждении.

В настоящем Положении (п 1.1) используются следующие термины:

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам.

Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.

Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, требования к уровню развития интегративных качеств выпускников дошкольного учреждения, требования к условиям организации образовательного процесса.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам

В нашем ДОУ программы мониторинга оценки качества образования.

Не менее важным требованием в случае правовой регламентами внутреннего мониторинга качества является внесение дополнений в должностные инструкции работников.

В инструкции необходимо прописать: В своей деятельности сотрудник (должность) руководствуется уставом, другими локальными актами ДОУ в том числе программой внутреннего мониторинга качества образования.

И в функции работника: работник выполняет функции, отнесенные к его компетенции в соответствии с утвержденной программой внутреннего мониторинга качества образования.

Алгоритм введения системы оценки качества образовательных

услуг в ДОУ

1. Создание педагогического актива ДОУ для разработки программы системы оценки качества образовательных услуг ДОУ; (рабочая группа)

Рабочая группа разрабатывает программу внутренней оценки системы качества образования и разрабатывает план методической работы введения программы ВСОКО ДОУ; Определяет параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов; Разрабатывает технологические карты, схемы, таблицы, для проведения внутреннего мониторинга оценки качества образования в ДОУ.

(Деятельность рабочей группы должна отражаться в протоколах)

Как организовать процедуру проведения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ ;

- Издание Приказа о проведении оценки качества образовательных услуг в ДОУ (назначение ответственных лиц, установление сроков);

Сбор и обработка данных(данные прописаны в программе мониторинга оценки качества образования)

Анализ результатов оценки качества образовательных услуг в ДОУ;

Анализ степени соответствия требованиям нормативных правовых документов разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Определение слабых сторон ООПДО и установление способов исправления содержания программы

Определение недостатков в условиях реализации ООПДО и установление путей решения проблем

Определение общего итога оценки качества образовательных услуг в ДОУ

Принятие управленческих решений по результатам проведения оценки качества образовательных услуг в ДОУ.

Издание приказа об итогах проведения оценки качества образовательных услуг в ДОУ;

назначение ответственных;

определение сроков исполнения; Составление Плана улучшения условий реализации ООПДО на следующий учебный год

Включение мероприятий по улучшению условий реализации ООПДО в Годовой план работы учреждения на следующий учебный год; Ознакомление родителей и учредителя с итогами проверки.

Поощрение педагогов, чьи воспитанники показали лучшие результаты освоения ООПДО

Совершенствование СОКО ДОУ.

Программа системы оценки качества образования в ДОУ позволит:

1) Упорядочить систему контроля за качеством образовательных услуг в ДОУ;

2) Повысить эффективность управления качеством образовательных услуг в ДОУ;

3) Обеспечить качество образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей.

Направления мониторинга Программы оценки качества дошкольного образования

  • 1. Полнота реализации основной образовательной программы, качество обучения и воспитания.
  • 2. Условия реализации основной образовательной программы.
  • 3. Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов (фиксация индивидуального развития ребенка; оценка готовности детей к школе)
  • 4. Параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО.

Объект мониторинга выступают

  • Развивающая предметно-пространственная среда

ООП МДОУ

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в МДОУ

Совместная образовательная деятельность в режиме дня и организация непосредственно образовательной деятельности

Охрана и укрепление здоровья детей

Реализация приоритетного направления деятельности в системе дополнительного образования

  • Материально-технические условия (обеспечение обр.процесса соответствие ФГОС и ООП).

Карты оценки предметно развивающей среды, аналитические справки педагогов раз в месяц как меняется предметно-пространственная среда в группе.

Условия,которые способствуют становлению инициативы.(адаптивные и с инициативой)

  • Требования к кадровым условиям
  • Финансовые условия (финансовое обеспечение)
  • Уровень достижения результатов освоения основной образовательной программы
  • качество организации воспитательно-образовательного процесса;
  • инновационная деятельность; открытость деятельности и другие .

Показатель, характеризующий объект мониторинга

Соответствие структуры и содержания рабочих учебных программы установленным требованиям

Обеспеченность групп учебными пособиями, дидактическим материалом, средствами наглядности

Систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей

Соблюдение правил пожарной безопасности на рабочем месте, противопожарного режима, эвакуационных выходов.

Методы сбора данных

  • опрос;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • анализ документов;
  • беседы;
  • наблюдение;
  • социометрические исследования;
  • статистические исследования;
  • собеседование;

Предоставление данных- указать срок исполнения.

Форма фиксации-акты, приказы, графики. (проверяющий отслеживает по приказам). И кто назначен ответственным

Ожидаемые результаты

Повышение качества уровня воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

Повышение уровня личностных творческих достижений воспитанников и педагогов;

Удовлетворение образовательных запросов родителей, социума;

Стабильность физического и психического состояния здоровья участников образовательного процесса;

Разработка единой информационно-технологической базы системы оценки результатов деятельности ДОУ по показателям и индикаторам качества образования;

Повышение уровня удовлетворённости результатами деятельности ДОУ со стороны общественности;

Качественное изменение условий реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

Повышение качества нормативно-правовой базы учреждения, обеспечивающей воспитательно-образовательный процесс.

Проблемы СОКО

Слабая отчужденность представления о качестве образования.

Низкая формализованность инструментов.

Согласованность ФГОС с муниципальным заданием и удовлетворенностью родителей.

Нет инструментария оценки качества (Какими они будут?)

Детский сад должен двигаться с опережением. Создавайте свои инструменты оценки качества образования.