Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
Опарин А. И. Возникновение жизни на Земле. М.; Л., 1941.
Первин Л., Джон О. Психология личности. М., 2000.
Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
Поддьяков Н.Н. Психика ребенка: особенности развития // Магистр. 1998. № 1
Пришвин М.М Дневники. М., 1990.
Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. М., 1992.
Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
Развитие личности ребенка / Пер. с англ. М., 1987.
Рибо Т. Психология внимания. Спб., 1890.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, М., 1989.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир// Проблемы общей психологии. М., 1973.
Северное А.Н. Главные направления эволюционного процесса. М., 1967.
Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966.
Соловьев В. Смысл любви // Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Терц А. (А. Синявский). Голос из хора // Собр. соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1.
Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988. Фабр Ж.-А. Жизнь насекомых. М., 1939.
Фабри К.Э. Зоопсихология. М., 1993.
ФлейвеллДж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
Флоренский П. Столп и Утверждение Истины // Русский эрос, или
Философия любви в России. М., 1991.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975.
Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997.
Фромм Э. Искусство любить//Душа человека. М., 1992.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1.
ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1998.
Шванцара И. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Экман П. Почему дети лгут? М., 1993.
ЭльконинД.Б. Избранные психол. труды. М., 1989.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека //Диалектика природы. М., 1948.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ

Глава 1. Младенчество (до 1 года)
§ 1. Новорожденность
Ребенок рождается и первым криком оповещает этот мир о своем появлении. Вспомним Короля Лира:
Родясь на свет, мы плачем -
Грустно нам к комедии дурацкой приступаться.
Не драматизируя излишне это событие, отметим все же, что процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Это прежде всего система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, и все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в табл. II. 1.
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими - они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук.
Таблица 11. 1
Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света
Шлепок по переносице
Хлопок руками возле головы ребенка
Поворот головы ребенка направо

Разведение локтей в стороны
Нажатие пальцем на ладонь ребенка
Нажатие пальцем на подошву ребенка
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке
Укол булавкой подошвы
Поднимаем лежащего животом вниз ребенка Глаза закрываются
Глаза закрываются
Глаза закрываются
Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Руки быстро сгибаются
Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Пальцы ног сжимаются
Большой палец ноги поднимается, остальные - вытягиваются
Колено и стопа сгибаются
Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы*. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
* Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».

Кулагина Ирина Юрьевна-доцент, и.о. декана ФПК, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник московского городского психолого-педагогического университета.

В 1975 году закончила факультет психологии МГУ имени Ломоносова. С 1975 года сотрудник Психологического института РАО (младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ученый секретарь института, ведущий научный сотрудник). С 2002 года ведущий научный сотрудник лаборатории И.В. Дубровиной. С 1993 года ведет преподавательскую деятельность в ВУЗах. Профессор Университета РАО. Доцент кафедры А.А. Вербицкого в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова. С 2002 года доцент кафедры педагогической психологии в МГППУ.

Область интересов: развитие личности неуспевающих школьников, детей с задержкой психологического развития в сравнении с нормой, мотивация учения в подростковом возрасте, переживания успехов и неудач в учебной деятельности.

Книги (5)

Возрастная психология

Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет).

В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах. Пособие предназначено для студентов заочного и вечернего отделений университета.

Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Личность школьника

От задержки психологического развития до одаренности.

В книге «Личность школьника» рассматривается развитие личности ребенка в школьные годы. Кроме общих для всех детей возрастных закономерностей развития даны отдельные варианты, имеющие свою специфику.

Описаны личностные особенности, характерные для учеников с ЗПР и одаренных школьников, детей с высоким уровнем тревожности и разнообразными невротическими реакциями подростков с обостренными чертами характера и склонных к нарушению принятых в обществе норм поведения.

Книга может быть полезна и родителям, имеющим трудных детей школьного возраста.

Педагогическая психология

В учебном пособии представлены общие вопросы педагогической психологии, психология обучения, воспитания, а также проблемы, связанные с профессиональной деятельностью учителя.

Рассматриваются представления об усвоении знаний детьми, наиболее известные виды обучения, в том числе развивающего, описаны психологические механизмы, определяющие принятие или непринятие ребенком системы воспитания и отдельных педагогических воздействий.

Психологический справочник учителя

Данная книга и предназначена для того, чтобы помочь учителю и студенту расширить и углубить свою психологическую подготовку.

Книга «Психологический справочник учителя» представляет собой своеобразный справочник, в котором читатель найдет краткие справки-объяснения наиболее важных, для учителя психологических вопросов. Эти справки знакомят читателей как с новейшими исследованиями психологических проблем, так и с основополагающими достижениями психологии по вопросам, имеющим наибольшее значение для учителя в современных условиях.

§ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

§ 2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА.

§ 1. НОВОРОЖДЕННОСТЬ § 2. МЛАДЕНЧЕСТВО.

§ 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

§ 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

§ 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ

§ 2. РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Л. КОЛБЕРГУ.

§ 3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО А.В. ПЕТРОВСКОМУ

§ 2. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

§ 1. ПУБЕРТАТНЫЙ КРИЗИС. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

§ 2. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА.

§ 3. ПОДРОСТКОВЫЕ РЕАКЦИИ, ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ.

§ 4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА

§ 1. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.

§ 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

§ 3. ЛИЧНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА

В учебном пособни “Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений” Дарвиш О.В. / Под ред. В.Е. Клочко. рассматриваются теоретические основы психологии развития человека на всех возрастных этапах. Предлагаются вопросы для обсуждения, а также диагностические методики для выполнения заданий и использования их в практической деятельности.

Настоящая книга представляет собой сборник статей по методологическим, теоретическим и экспериментально-прикладным вопросам возрастной и педагогической психологии, разработанным виднейшими представителями и продолжателями культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Данная книга построена таким образом, чтобы читатель получил представление об основных постановках этого подхода и об их дальнейшем развитии, изменении и обогащении. В ее разделах собраны материалы, касающиеся проблем развития познавательных процессов, личности и общения, а также учебной деятельности школьников.

Для психологов, педагогов, студентов вузов, а также всех интересующихся проблемами психологии и педагогики.

Давыдов В. В., Шуаре М. Вступительная статья............ 3

Раздел I. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ .....................18

Выготский Л. С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бюлера „Очерк духовного развития ребенка"........ 18

Лурия А. Р. Материалы к генезису письма у ребенка........................ 31

Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте......... 42

Запорожец А. В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника..... 53

Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры...... 63

Раздел II. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ....... 79

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте...79

Гальперин Я. Я. К. исследованию интеллектуального развития ребенка......... 96

Давыдов В. 3. Анализ дидактических принципе традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего..........109

Раздел III. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ............119

Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка........116

Поддъяхов Н. Н. К вопросу с развитии мышления дошкольников............... 128

Давыдов В. В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте......... 132

Обухове Л. Ф. Два пути формирования простой системы научных понятий...... 149

Ляудис В. Я., Богданова В. И. К проблеме ранних форм ортогенеза памяти..... 157

Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ ....... 173

Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности........... 173

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе............ 190

Лисина М. И. Генезис форм общения у детей........... 210

Раздел V. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ........ 230

Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Эльконин Б. Д. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе............... 230

Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников.... 243

Краткие биографические справки........ 260

- "Возрастная и дифференциальная психология" Рыбалко Е.Ф. - Издательство: Питер, 2001. - 224 с.

В учебном пособии впервые раскрываются вопросы возрастных изменений и развития психики человека на протяжении всей его жизни. С позиции системного подхода описаны основные закономерности психического развития и факторы, детерминирующие возрастную динамику различных форм психики - учение, труд, игровая деятельность - в контексте общей системы воспитания человека.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии и педагогических вузов.

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ПСИХИКИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛО-ГИИ

§ 1. Предмет возрастной и дифференциальной психологии

§ 2. Классификация методов возрастной и дифференциальной психологии

§ 3. Прикладное и теоретическое значение возрастной и дифференциальной пси-хологии, ее задачи

Глава 2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Видовая специфика биологического в развитии человека

§ 2. Генетические уровни психофизиологической организации и ее развитие

§ 3. Социальное в развитии человека и его психики

Глава 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Микрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики психики

§ 2. Гетерохрония и противоречивость индивидуального развития

§ 3. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека

§ 4. Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики

Глава 4. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Значение структурно-генетического подхода в естествознании и психологии

§ 2. Структурная характеристика возрастной динамики психофизиологических функций

§ 3. Структурно-динамическая характеристика личности

Глава 5. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии

§ 2. Игра и ее роль в психическом развитии

Часть II. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА

Глава 6. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

Глава 7. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Глава 8. ПРЕДДОШКОЛЫЧЫЙ ПЕРИОД

Глава 9. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

§ 2. Формирование личности, субъекта общения, познания и деятельности

§ 3. Психологическая готовность к школьному обучению

Глава 10. ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

§ 1. Развитие психофизиологических функций

§ 2. Формирование субъекта учебно-познавательной деятельности

§ 3. Формирование личности

Глава 11. ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ

§ 1. Возрастной подход к изучению взрослого человека

§ 3. Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности

Глава 12. ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА

§ 1. Геронтогенез на разных уровнях индивидной организации человека

§ 2. Возрастная динамика психофизиологических функций

§ 3. Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности

- "ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЮНИТА 2. СПЕЦИФИКА И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ" Абдурахманов Р.А. - НОУ "Современный Гуманитарный Институт", МОСКВА, 1999.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН......4

ЛИТЕРАТУРА................5

ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ....... 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР......11

1. Развитие ребенка в период младенчества......11

1.1. Новорожденность.........11

1.2. Восприятие младенца......13

1.3. Движения и действия младенца.......14

1.4. Память младенца.........16

1.5. Речевое развитие ребенка.........17

1.6. Кризис 1-го года...........17

2. Развитие ребенка в период раннего возраста........18

2.1. Речь ребенка раннего возраста...........19

2.2. Восприятие ребенка раннего возраста..........20

2.3. Память ребенка раннего раннего возраста............20

2.4. Действия и мышление ребенка раннего возраста........21

2.5. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста........22

2.6. Кризис 3-х лет..........24

3. Дошкольный возраст..........26

3.1. Игра, как ведущая деятельность.......26

3.2. Развитие речи дошкольника.........30

3.3. Восприятие дошкольника.........31

3.4. Мышление дошкольника...........32

3.5. Память дошкольника............33

3.6. Развитие личности дошкольника. Эмоциональная сфера дошкольника..........34

3.7. Мотивационная сфера дошкольника............36

3.8. Самосознание дошкольника............38

4. Шестилетние дети..............39

4.1. Проблема обучения детей с 6-ти лет.............40

4.2. Психологическая готовность к школьному обучению..........42

4.3. Личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению............43

4.4. Личностная и интеллектуальная неготовность к школьному обучению...........44

5. Младший школьный возраст...............46

5.1. Кризис 7-ми лет..........46

5.2. Характеристика учебной деятельности........48

5.3. Мышление младшего школьника........51

5.4. Восприятие младшего школьника........52

5.5. Память младшего школьника...........52

5.6. Внимание младшего школьника.........53

5.7. Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника........54

5.8. Самосознание младшего школьника.........56

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ..........59

ГЛОССАРИЙ

- "ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЮНИТА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ " - НОУ "Современный Гуманитарный Институт", МОСКВА, 1999.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4

ЛИТЕРАТУРА 5

ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 7

1. Исторические и хронологические границы подросткового и юношеского возраста 7

2. Подростковый возраст 10

2.1. Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие подростка 10

2.1.1. Изменение размеров тела 11

2.1.2. Развитие двигательной системы 13

2.1.3. Развитие системы внутренних органов 13

2.1.4. Гормональная регуляция 14

2.2. Личность подростка. Самосознание и образ "Я" в отрочестве. . 16

2.2.1. Основные новообразования личности подростка 16

2.2.2. Схема тела и физический образ "Я" подростка 19

2.2.3. Динамика самосознания в отрочестве 22

2.2.4. Формирование воли в подростковом возрасте 24

2.3. Общение подростка с взрослыми и сверстниками 25

2.3.1. Общая характеристика особенностей общения подростка 25

2.3.2. Общение подростка со сверстниками 26

2.3.3. Общение подростка со значимыми взрослыми 27

2.4. Когнитивная сфера. Развитие речи 29

2.4.1. Интеллектуальное развитие в отрочестве 29

2.4.2. Возрастные изменения воображения, памяти и внимания подростка 31

2.4.3. Изменения в речевой сфере подростка 32

2.4.4. Развитие интересов в подростковом возрасте 33

2.5. Эмоциональная сфера. Нравственное развитие подростка 34

2.5.1. Развитие эмоциональности подростка 34

2.5.2. Уровни морального развития в отрочестве 35

3. Юношеский возраст 38

3.1. Общая характеристика юношества как стадии развития 38

3.2. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте 39

3.2.1. Особенности психосексуального созревания 39

3.2.2. Половая идентификация юношей и девушек 42

3.3. Самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности 44

3.3.1. Основные новообразования личности юноши 44

3.3.2. Профессиональное самоопределение в юности 46

3.4. Динамика отношений с родителями. Отношения со сверстниками 47

3.4.1 .Отношения со сверстниками: проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте 47

3.4.2. Соотношение уровня самооценки и статуса в группе сверстников 48

3.4.3. Динамика отношений в юности с родителями 50

3.5. Особенности когнитивной сферы юношей: специфика интересов 51

3.6. Эмоциональное и нравственное развитие в юношеском возрасте 51

3.6.1.Особенности эмоциональной сферы юноши 51

3.6.2.Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности. . .52

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 54

ТРЕНИНГ УМЕНИЙ 57

ГЛОССАРИЙ

- «Психология развития и возрастная психология: конспект лекций » А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Каратьян - М.:Эксмо, 2008.- 68 с.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.

К90 Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

ISBN5-89144-162-4

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (пси­хологии развития) отражен полный жизненный цикл, ко­торый проходит человек. Рассматриваются возрастные за­кономерности развития в младенчестве, раннем и дошколь­ном детстве, младшем школьном и подростковом возрас­тах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Про­слежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Вы­готского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

Пособие адресовано студентам психологических факуль­тетов педагогических институтов и университетов, но мо­жет быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующей­ся психологией.

ISBN5-89144-162-4 ООО «ТЦ Сфера», 2001

Предисловие

Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета време­ни. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, вир­туальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечнос­ти. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и пре­одоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались пода­рить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о простран­ства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке при­сутствует и внутренний избыток времени, даже, возмож­но, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгно­вении - длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсив­ности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами време­ни». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будуще­го не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч - с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда ос­танется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.

Все сказанное позволяет поверить в идею В. Хлебникова о существовании «Государства Времен». Если это кому-то покажется слишком торжественным или невероятным, пусть попробует возразить Л. Керролу по поводу того, что «время - действующее лицо». Ведь лицо выше государства! А раз лицо, то с ним, как минимум, следует быть вежли­вым, что и делают авторы настоящей книги, посвященной возрастной психологии, т.е. развитию человека во времени. Вне категории развития психология как наука едва ли воз­можна, поскольку человек никогда не равен самому себе. Он либо больше, либо меньше самого себя. Ему непрерыв­но приходится преодолевать не только пространственные, социальные, но и «хронологические надолбы и рвы» (Г. Ада­мович), выбираться из «хронологической провинции» (С.С. Аверинцев).

В свете сказанного вся психология должна была бы быть возрастной, точнее, психологией развития. Этому мешает то, что мы весьма смутно представляем себе, что такое возраст, что такое возрастная норма и есть ли она вообще. «Норма развития», действительно, звучит странновато, так как нор­ма родственна границе, пределу, стандарту, наконец. Но ведь то, на что способно человеческое тело, никто еще не опреде­лил, и никто не опроверг это давнее утверждение Спинозы. Значительно продуктивнее говорить о развитии как норме.

Мы, конечно, знаем, что есть время астрономическое, есть время содержательное, мерой которого являются наши мысли и действия, есть время психологическое, в котором присутствует весь человек со всем своим прошлым, настоя­щим и будущим, есть время духовное, доминантой которо­го являются представления человека о вечности, о смысле, о ценностях. Психологическое и духовное время перпенди­кулярны непрерывному астрономическому и дискретному событийному времени. На этой перпендикулярной оси (осях) строится высокий ли, низкий ли внутренний человек. Вы­сота зависит от того, окажется ли человек на пересечении множества времен или запутается в их сетях. В первом случае он сможет сам выбрать осмысленный вектор своего даль­нейшего движения, роста, развития, деятельности; но вто­ром - окажется заложником, пленником внешних обстоя­тельств. Конечно, в развитии человека немалую роль играет случай, судьба, но еще большую собственное усилие. Далеко не каждому выпадает оказаться в нужное время, в нужном месте. Мне уже приходилось извлекать полезные для психологии уроки из творчества О. Мандельштама. Приведу еще один из эссе поэта «Разговор о Данте»: «Дант никогда не вступает в единоборство с материей, не приготовив орган для ее уловления, не вооружившись измерителем для отсче­та конкретного капающего или тающего времени. В поэзии, в которой все есть мера, и вращается вокруг нее и ради нее, измерители суть орудия особого свойства, несущие особую активную функцию. Здесь дрожащая компасная стрелка не только потакает магнитной буре, но и сама ее делает». По­добные орудия, функциональные органы, новообразования создает и человек. В этом, собственно, и состоит суть разви­тия. О. Мандельштам, например, умел слышать время. Он описал его шум. Человек всегда находится в живом, жиз­ненном времени, которое отличается от хронологического времени жизни. Жизненное время определяет и жизненное пространство, жизненный мир человека, которому в книге уделено большое внимание. Зависимость, разумеется, вза­имная. Художник Р. Пуссет-Дарт назвал одну из своих ком­позиций: «Время есть разум пространства. Пространство есть плоть времени». Вместе они составляют хронотоп (термин А.А. Ухтомского), являющийся результатом и условием раз­вития сознательной и бессознательной жизни. Хронотоп, как и все живое, упорно сопротивляется концептуализации. Его образ дал С. Дали в своих растекшихся часах на картине «Упорство памяти». Он же его и прокомментировал: «...это не только фантастический образ мира; в этих текучих сырах заключена высшая формула пространства - времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у Иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов - искорки, за­пускающие мотор мироздания».

Приведенные образы времени, пространства, хроното­па не так-то просто имплантировать в тело психологии, в том числе и в тело психологии развития. Развитие человека нелинейно, не поступательно. О. Мандельштам писал, что «Прообразом исторического события - в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия событий можно считать движение часовой стрелки по циферблату». Это полностью относится и к развитию культуры, в которой, согласно Ю.М. Лотману, сочетаются постепенные и взрывные процессы. Это же относится и к развитию отдельного человека. Оно, если происходит, событийно, в нем имеются незап­ланированные грозовые события, взрывы, взлеты, паде­ния, новые рождения, описанные авторами кризисы. Ска­занное столь же несомненно, сколь и трудно поддается изучению, поскольку траектория развития каждого чело­века уникальна, неповторима, непредсказуема. В этом слож­ность и прелесть науки о развитии человека; она вопреки всему все же возможна, что хорошо демонстрирует книга, которую предстоит прочесть читателю. Наука о психичес­ком развитии человека представлена в ней как итог (разу­меется, не последний) усилий многих поколений ученых, которые понимали драматичность и трагичность челове­ческого развития, вынося это понимание за скобки изло­жения своих результатов. Авторы настоящей книги после­довали их примеру. Трагедия и драма - это все же прерога­тива искусства. Впрочем, читатель с ним встретится в кни­ге. Но многое ему придется самому вчитывать в эпическое изложение хода развития, представленное в ней.

Это можно делать так, как это сделал я, в настоящих за­метках. Можно (и нужно) делать это по-своему. Полезно по­пробовать в описаниях авторов узнать самого себя. Со своей стороны скажу, что такое узнавание в психологии развития достигается легче, чем в академической общей психологии.

В книге представлены не только детство и юность. В ней представлена и зрелость, что в нашей литературе встреча­ется не часто. При ее чтении следует помнить, что дости­жения каждого возраста обладают непреходящей ценнос­тью. Мой учитель - выдающийся детский психолог А. В. За­порожец заботился об амплификации детского развития и не советовал проявлять неразумную торопливость, уско­рять переход ребенка с одной стадии развития на другую. Нужно помнить и завет П.А. Флоренского о том, что ге­ний - это сохранение детства на всю жизнь, а талант - это сохранение юности на всю жизнь.

Доктор психологических наук,

профессор, академик РАО

В.П. Зинченко

11. Кризис 3-х лет

Основная литература:


Контрольная работа по возрастной психологии

Вариант 1

Тема «Психическое развитие ребенка младенческого возраста»

Напишите кратко (3-5 страниц) о возрастных особенностях младенческого возраста

2. Практические задания:

1. Какие чувства чаще всего испытывает при рождении ребенка его:

а) мать; б) отец; в) бабушка; г) дед; д) братья и сестры? Объясните почему?

  1. Разочарование 4. Трепет 7. Ревность 10. Опасение
  2. Страх 5. Удовлетворение 8. Радость
  3. Тревогу 6. Восхищение 9. Восторг

2. Может ли неумеющий говорить малыш выразить своё отношение к людям? Как он это делает?

3. Почему маленькие дети охотно играют в «ку-ку», например, прячут лицо, закрывают его, а потом со смехом открывают и повторяют это много раз?



4. Объясните ситуации с точки зрения новообразований младенческого возраста:

А) Малыш пробует разные звуки: «ла», «а», «да», «ма», пропевает их. Делает это по своей инициативе, находясь один.

Б) Как вы думаете, кого годовалый малыш мог назвать «атя»?

В) Ребенок видит за окном птиц, радуется им. Оглядывается на взрослых, акает, приглашая их порадоваться на птиц вместе.

Г) Ребенок в возрасте около года совсем не обращает внимания на игрушки и книжки, а тянется к кастрюлям, тарелкам, ложкам, чтобы что-нибудь делать с ними.

5. Умеет ли ребенок в возрасте до года различать знакомых и незнакомых людей, как это можно узнать?

6. Дайте психологический анализ ситуации:

Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки

Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»

7. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т.д.

Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол.

Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

II. Тест для самопроверки

1. Закончи фразу:

а) Новообразованием периода новорожденности является _____________ _____________

б) Ведущим видом деятельности младенца является _____________ _____________ _____________

в) Около года формируется речь, несовпадающая с речью взрослых. Она называется _____________

2. Ситуацией «_______» - единство матери и ребенка. Так называл социальную ситуацию развития младенческого возраста Л.С. Выготский.

3. В младенческом возрасте формируется чувство, которое выражается в том, что малыш ищет близости с любимым человеком, отличает знакомых от незнакомых людей. Это чувство:



а) чувство привязанности

б) чувство уважения

в) чувство уверенности

4. У младенца мышление:

а) наглядно-действенное

б) элементарное

в) наглядно-образное

5. Кризис одного года связан с:

а) стремлением ребенка к самостоятельности

б) со стремлением достичь желаемого

в) со стремлением к взрослости

Закончи фразу: «Главное для младенца………………………………


Вариант 2

II. Тест для самопроверки

  1. Закончи фразу:

а) Отставание детей в психическом и личностном развитии из-за дефицита общения, внимания называется _____________

б) Ведущим видом деятельности в раннем детстве является _____________ _____________ _____________

в) Раннее детство является сензитивным для _____________ _____________

2. В раннем детстве мышление:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

в) словесно-логическое

3. В раннем детстве доминирует:

а) мышление б) восприятие в) память

4. В раннем детстве появляется стремление:

а) к взрослости

б) к самостоятельности

в) к самоконтролю

5. Симптомами кризиса 3 лет являются:

IV. Рефлексия

Продолжи фразу: «Трехлетний ребенок – это ……………………………………..


Вариант 3

II. Тест для самопроверки

  1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями дошкольного возраста являются _____________ _____________ _____________, _____________ _____________, _____________ _____________

б) Ведущим видом деятельности дошкольника является _____________ _____________ _____________

в) Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется _____________

2. В дошкольном возрасте мышление:

3. Дошкольный возраст сензитивен для развития:

а) речи б) произвольности в) самоконтроля

4. Вставь слово:

а) У дошкольника преобладает _____________ внимание и память

б) У дошкольника _____________ самооценка

в) Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения __________ «Я» ребенка

5. Виды психологической готовности к школе:

1) __________ 2) __________

Рефлексия

Продолжи фразу: «Чтобы дошкольник был подготовлен к школе, необходимо..


Вариант 4

II. Тест для самопроверки

1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями младшего школьного возраста являются _____________, _____________, _____________ _____________, _____________, _____________ _____________.

б) Ведущим видом деятельности младшего школьника является _____________ _____________

в) В начале обучения у младшего школьника преобладает такое внимание как _____________

2. У младшего школьника мышление:

а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) словесно-логическое

3. Младший школьный возраст является сензитивным для:

а) самовоспитания б) развития речи в) формирования двигательных навыков

4. Причины рассеянности младших школьников на уроке:

5. Мотивы учения младших школьников:

а) __________ б) __________ в) __________ г) __________ д) __________

Рефлексия

Продолжи фразу: «Учебная деятельность является главной деятельностью для младшего школьника, т.к ……………………………………………………………


Вариант 5

II. Тест для самопроверки

  1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями подросткового возраста являются _____________ _____________, _____________ _____________, _____________ _____________

б) Ведущим видом деятельности подросткового возраста является _____________ _____________ _____________

в) У подростков часто завышенная или заниженная _____________

2. У подростка мышление:

а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) абстрактное

3. Подростковый возраст является сензитивным для:

а) физического и волевого самовоспитания

б) духовного и морального самовоспитания

в) формирования двигательных навыков

4. Стремление к взрослости у подростка выражается в:

а) __________ б) __________ в) __________ г) __________

5. Симптомы кризиса 13 лет:

а) __________ б) __________

Рефлексия

Закончи фразу: «Главное для подростка …………………………………………...

Вопросы по возрастной психологии

1. История развития науки о детях, предмет и методы возрастной психологии

2. Возрастные периодизации: периодизация З.Фрейда

3. Возрастные периодизации: периодизация Л.Кольберга

4. Возрастные периодизации: периодизация Ж.Пиаже

5. Возрастные периодизации: периодизация Э.Эриксона

6. Возрастные периодизации: периодизация Д.Б Эльконина

7. Развитие ребенка в пренатальный период. Кризис рождения

8. Характеристика новорожденности

9. Возрастные особенности младенческого возраста. Кризис одного года

10. Характеристика раннего возраста

11. Кризис 3-х лет

12. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника. Другие виды деятельности в дошкольном детстве

13. Познавательные процессы в дошкольном возрасте

14. Психоэмоциональное развитие дошкольников и особенности общения

15. Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольного возраста

16. Готовность ребенка к школе

17. Особенности адаптации ребенка к школе

18. Характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте

19. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка.

20. Характеристика пубертатного периода

21. Особенности общения в подростковом возрасте. Роль общения в развитии подростка

22. Социальная и психологическая зрелость в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста

23. Развитие познавательной сферы подростка

24. Характеристика раннего юношеского возраста

Основная литература:

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – 464 c.

2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология): учеб.: рек. сов. по психологии УМО / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 351 с.