"Волга" ГАЗ-22

Добрый день. Сегодня хотелось бы рассказать вам о такой не очень известной модели советского автомобиля как ГАЗ-22 Волга. Этот легковой автомобиль имеет тип кузова «универсал» и задний привод. Он начал выпускаться с 1962 года, и впервые был представлен публике на выставке достижений народного хозяйства – ВДНХ. Он был изготовлен на базе очень популярного в то время автомобиля ГАЗ-21, который выпускался с 1957 года и имел тип кузова «седан». Люди старшего поколения помнят, что приобрести Волгу ГАЗ-21 было пределом мечтаний советского человека в те годы. Сейчас это можно было бы сравнить с обладанием Мерседесом последней (ну или, в крайнем случае, предпоследней) модели. ГАЗ-21 можно назвать легендой, так почему мало кто помнит про следующую модель – ГАЗ-22 Волга. Из-за типа кузова (универсал), он поставлялся, в основном, на государственные предприятия и учреждения. Наибольшую известность ГАЗ-22 имеет как автомобиль «скорой помощи» и грузотакси. Его можно увидеть в этом качестве в старых советских кинофильмах. Естественно как спецтранспорт он оснащался носилками и другим оборудованием. Но были варианты комплектации и наподобие Волги ГАЗ-21, т.е. с задним сиденьем. При сложенном сидении сзади получалась достаточно большая площадка, пригодная для перевозки габаритных грузов, потому что потолок у этой модели был также достаточно высок. Естественно рессоры были более жесткие. Максимальная грузоподъемность при одном пассажире и водителе составляла 400 килограмм. К сожалению, в те годы правительство СССР считало, что подобные автомобили не пригодятся в личном пользовании и рядовым гражданам страны его просто не продавали. Практически единичным исключением можно считать автомобиль Волга ГАЗ-22 Волга, проданный артисту цирка и кино Юрию Никулину для перевозки циркового оборудования и снаряжения. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь единичные экземпляры, которые чаще всего уже находятся в частных коллекциях. Выражаю особую благодарность сайту

Газ 21, Газ 22, Газ 23
Иван Падерин. Машина 21 - Полная История ГАЗ-21.

К созданию "Волги" приступили в ноябре 1953 года, когда ведущий конструктор проекта Александр Михайлович Невзоров нанес на ватман первую линию. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев. А уже в 1954-ом году начали строительство опытных образцов. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала (он проявил себя не ахти как и в серийное производство не пошел). Для нового автомобиля были разработаны две коробки передач - автоматическая и механическая. Обе были трехступенчатыми. Главная передача сначала была не гипоидной, как на моделях, выпущенных после 1957 года, а конусной. У автомобиля была независимая передняя подвеска с рычажными гидравлическими амортизаторами. Задняя, обычное дело, независимая на продольных полуэллиптических рессорах. Шины 6,70-15. С капота автомобиля взмывал хромированный олень. От него по центру капота к лобовому стеклу шел широкий молдинг. Облицовка радиатора с 10 вертикальными отверстиями. Задние фонари включали в себя габаритные огни, тормозные и указатели поворота - три в одном красном рассеивателе и фонарь заднего хода в стальном хромированном окладе. "Волги" стали оснащать трехдиапазонным радиоприемником в качестве стандартного оборудования. Исключение составляли модификации такси -- "21А" (позже "21Т"). На такси вместо цельного переднего дивана ставили два раздельных кресла. Не было в этих модификациях и прикуривателя. Большие круглые часы с надписью в пол-окружности "Сделано в СССР" устанавливались на все версии автомобиля.

1955 год. 3 мая начались государственные испытания трех образцов "Волги" - двух с автоматической трансмиссией и одного с механической. Частью испытаний был пробег Москва-Крым и обратно. Журнал "Огонек" в июле писал: "В нескольких десятках километров от Симферополя, на территории совхоза "Путь к коммунизму", в густой чаще кустарников лежит глинистый заброшенный проселок. Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего песка. "Волга" должна пройти там, где проходила "Победа", и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу по проходимости".
Автомобили были оснащены централизованной системой смазки (ЦСС). При нажатии на специальную педаль жидкое масло поступало из бачка по маслопроводам к 19 точкам смазки передней подвески и в шарниры рулевых тяг. В сельской местности при движении по колее маслопроводы деформировались и часто обрывались. А в городах, на стоянках, "Волги" оставляли в подарок коммунальщикам масляные лужицы - неизбежные последствия прокачки ЦСС. От использования системы отказались в 1959 году в пользу традиционных резиновых втулок и пресс-масленок.

10 октября 1956 года были выпущены первые три производственных образца "ГАЗ-21". На них был установлен расточенный до 2,432 л победовский нижнеклапанный двигатель мощностью 65 л.с. Этот автомобиль известен как "21Б".

1957 год. Дети разных народов собрались в Москве на фестиваль. К этому событию была приурочена постановка "ГАЗ-21" на конвейер. Производство ее предшественницы "Победы" продолжалось еще год. На "Волге" первого выпуска облицовка передка была в том же стиле, что и на "Победе" последней серии (1955-1958) - три горизонтальных хромированных бруса. Верхний брус был проложен по капоту, а нижний замыкался по краям указателями поворотов. Композицию венчала пятиконечная звезда. Автолюбитель, особо не различавший модификаций, так и говорил: "Волга" со звездой". Появление этой облицовки на машинах первой серии -- отдельная история. На обязательном показе опытных автомобилей в Кремле оформление передка не понравилось Г.К.Жукову. На завод из Москвы была дана срочная директива: переделать. Переделали. Звезда маршалу не могла не прийтись по душе. В 1958 году, когда полководец попал в опалу, пришла новая директива -- переделать. К тому времени было выпущено около 31 тысячи "Волг" со звездой".
Собственный двигатель автомобиль получил только в 1957 году. Это был верхнеклапанный мотор. Привод распредвала осуществлялся косозубыми текстолитовыми шестернями. Блок цилиндров и головку отливали из алюминиевого сплава. Рубашка охлаждения была с "мокрыми" гильзами. У двигателей современных "Волг" рабочий объем остался таким же, как и у первого, -- 2,445 л. На "ГАЗ-21" и "ГАЗ-21А" он выдавал 70 л. с. при 4000 об./мин. и максимальный крутящий момент 17 кгс при 2200 об./мин. На "Волге" впервые в отечественном автомобилестроении была серийно применена автоматическая трансмиссия. Она представляла собой "спарку" гидротрансформатора и планетарной 3-ступенчатой коробки. Однако в стране была напряженка с качественными маслами и высококвалифицированным сервисом. Мытарства 700 владельцев машин с автоматами привели к тому, что с 1958-го года на "Волги" стали устанавливать только механическую 3-скоростную коробку.

1958 год. В русском языке появился новый демографический термин - "дети фестиваля". А в жаргоне автолюбителей -- понятие, никак не относящееся к ихтиологии: "акулья пасть". Так стали называть новую облицовку радиатора "Волги" с 16 вертикальными отверстиями. Были изменены также передние указатели поворотов и бамперы.
В том же году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена "Гран-при". Учитывая, что подобные выставки собирали весь цвет мировой индустрии, а конкурса "Автомобиль года" еще не выдумали, то лучшими автомобилями 1958-го года, по крайней мере в Европе, можно считать "ГАЗ-21" и "ГАЗ-13". В Бельгии "Волгу" окрестили "танком на колесах". В Финляндии и Норвегии -- "танком во фраке". В Англии, где было продано 15йавтомобилей (модификация с правым рулем "21П"), о "Волге" говорили как о "рабочей лошади". (Для экспорта в страны с левосторонним движением было выпущено около 100ймашин, значительная часть которых ушла в Индонезию). Везде, где она продавалась, машина зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая. Особенно довольны были "Волгой" греческие таксисты. Некоторое замешательство греков по поводу повышенного эксплуатационного расхода топлива Невзоров, специально выписанный из Горького, объяснил манерой езды по Афинам, городу, в котором было все, кроме светофоров.
Долговечность кузова "Волги" определялась его антикоррозионной защитой, а не количеством железа, как это часто приходится слышать. Толщина листа днища и крыши составляла всего 1,1ймм, а деталей оперения и того меньше - 0,9 мм. Но "черный" кузов помимо промывки и травления подвергался фосфатизации, а затем грунтовался методом погружения. После сушки кузов "окунали" во второй раз и повторно сушили. Загрунтованные поверхности вручную выравнивали. На днище с обеих сторон напыляли противошумную мастику, которая, по сути, является дополнительным слоем защиты. Особо тщательно промазывали ею швы и колесные ниши. Только после этого кузов окрашивали синтетической эмалью.

1959 год. На ГАЗе смена флагмана. Выпуск лимузина "ГАЗ-12" ("ЗиМ") прекращен. "ЗиМ" собирали 10 лет. Несмотря на свою помпезность, он был весьма демократичной машиной - использовался не только "при дворе", но и в качестве "кареты скорой помощи" и такси. Кроме того, гражданин мог приобрести "ЗиМ" за 40 тысяч рублей. Сменившая его "Чайка" ("ГАЗ-13") поставлялась только в спецгаражи, загсы крупных городов и для "Интуриста". На продажу "Чайки" частным владельцам было наложено табу. "Чайку" оснащали автоматической коробкой передач, принципиальная схема которой была опробована на "Волгах" первого выпуска. Тремя годами позже, в 1962 году, 160-сильный V 8 "Чайки", коробку-автомат и гидроусилитель руля установят на секретную модификацию "Волги" - ГАЗ-23. Эта машина не будет значиться ни в одном популярном каталоге - эксклюзивным заказчиком ГАЗ-23 был КГБ. Автомобиль этот был тяжелее базового на 100 с лишним кг, развивал среднюю скорость за 160 км/ч и разгонялся до сотни за 16 секунд (против 34 секунд у "ГАЗ-21Л"). Усилителю тормозов в подкапотном отсеке места не нашлось, и тормозная система ГАЗ 23 осталась без изменений. С 1962 по 1970 год было выпущено 603 ГАЗ 23.

В сентябре 1959-го года Хрущев посетил с официальным визитом США. Американские фермеры предложили генсеку накормить весь Советский Союз. "А мы вам будем поставлять автомобили", - ответил Никита Сергеевич шуткой на шутку. Кто-то из свиты понял это буквально - на ГАЗ полетела депеша. Поползли слухи. Но как бы ни хотели "былинники речистые" приписать ГАЗу партию автомобилей для американского рынка, сам ГАЗ от этой чести открещивается -- тягаться с "брогемами" и "корветами" никто не собирался.
Разгар хрущевской оттепели. Провалившегося советского разведчика - Баниониса ("Мертвый сезон") ждали за приграничной речкой три черные "Волги" и "Ту-104". Синхронный разворот этих "Волг" на мокром шоссе, самолет "Ту-104", магомаевское "по переулкам бродит лето", Гагарин стали символами 60-х.

1961 год. Когда Гагарин шел по ковровой дорожке докладывать главе партии и правительства, у него развязался шнурок (сохранилась пленка). Того и гляди -- наступит. Вот и переживаешь за него, как бы не упал. (Если бы упал -- пленка бы не сохранилась). Гагарин благополучно отдал рапорт Хрущеву. В этом году в СССР была проведена денежная реформа. Вознесенский позже напишет "Уберите Ленина с денег!". Цена "Волги" в 1961-ом году составляла 5100 рублей.

1962 год. "Волга" становится автомобилем 60-х. Для этого было достаточно косметических изменений. Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. На шоферском сленге она называлась "китовый ус". С облицовкой были интегрированы новые габаритные фонари, заходящие на боковину крыла. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки. На капот больше не устанавливали продольный молдинг и фигурку оленя, который был причиной серьезных травм при наездах на пешеходов, но чаще сам становился жертвой вандализма. Новая эмблема на капоте была позаимствована у "Чайки". С той лишь разницей, что ее хромированный оклад имел два горизонтальных крылышка. Помпезность прошлых лет сменилась на легкость и стремительность. Автомобиль визуально стал восприниматься как совершенно новый. Изменениям подверглась и передняя подвеска -- вместо рычажных амортизаторов (победовская схема) стали устанавливать телескопические. Подвеска стала жестче. Тканевая обивка потолка была заменена на моющуюся -- из искусственной кожи. Базовая модель получила обозначение "21Л" - именно такую угонит Деточкин у Димы Семицветова.
В том же 1962 году модельный ряд пополнился 5-местным универсалом "ГАЗ-22" с разделенной по горизонтали задней дверью. При сложенном заднем диване автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы массой 400йкг. На его базе выпускалась "карета скорой помощи" "ГАЗ-22Б". Фургоны не входили в программу завода. Сугубо для внутризаводских нужд, кустарно, в них переделывали универсалы.
Экспортные модификации автомобилей "Газ 21М" и "Газ-22Г" комплектовались декоративным шильдиком "Волга" на передних крыльях, хромированными облицовкой радиатора, окантовкой лобового и заднего (только "21М") стекол, молдингами на крыльях. Кроме того, в Европе внешнеторговые фирмы вносили свои изменения для местного рынка. По их инициативе с 1960 по 1962-ой годы на "Волги" устанавливали дизельный двигатель Perkins (1,620 л, 43 л. с.). С ним автомобиль мог развивать максимальную скорость 115 км/ч. В 1962 году к "Волге" приспособили дизель Rover (2,286 л, 65 л. с., 120 км/ч), а в 1968йгоду -- двухлитровый дизель Indenor (68 л. с., 120 км/ч). В качестве опции к последнему можно было заказать 4-скоростную коробку Peugeot . Благодаря удачному дизайну "Волга" не выглядела анахронизмом среди европейских машин среднего класса. "ГАЗ-21" начал сдавать позиции на рынках развитых стран лишь в 1966-ом году, после того как "Автоэкспорт" отрапортовал о запуске новой "Волги" ("ГАЗ-24"), которой до серийного производства было еще далеко. А "братским" странам "ГАЗ-21" поставляли еще 4 года.

"ГАЗ-21" и "ГАЗ-22" имели коэффициент лобового сопротивления Сх 0,42 и 0,415 соответственно.
1964 год. В октябре Леонид Ильич подсидел Никиту Сергеевича. С тех пор Брежнев больше никогда не ездил на "Волгах".

1965 год. На "Мосфильме" Рязанов снимает "Берегись автомобиля". Вряд ли сейчас нашелся бы актер, способный так красиво украсть автомобиль. И зрители любили Юрия Деточкина, его трофеи и вальс, в такт которому раскачивалась несущаяся по шоссе "Волга" цвета "беж".

Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21-й модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых. Базовая модель с 75-сильным двигателем получила индекс "21Р", такси - "21Т", универсал - "22В", "скорая" - "22Д". Топ-моделями стали "21УС" и "21С". Цена самой дорогой экспортной модификации "21С" (85 л.с.) равнялась в 1965 году 6455 руб. Автомобиль с двухцветным кузовом стоил аж на 270 руб. дороже.
1967 год. В феврале был изготовлен автомобиль, который мне особенно дорог -- это моя машина, экспортной модификации "21УС". Большие круглые часы с надписью в пол-окружности "Сделано в СССР" до сих пор идут точно. Автомобиль особых хлопот не доставляет. С тех пор как он впервые заехал в наш двор, в округе сгнило неимоверное количество машин. А в нем все, кроме карбюратора и электрики, родное. До того как я поставил под капот аккумулятор от "ГАЗ-53", штатный иногда "примерзал" и выручал "кривой стартер" -- хорошая разминка для мышц. Переключение передач осуществляется рычагом на рулевой колонке через систему двух параллельных кулис. Усилие на рычаге и его перемещения настолько тщательно рассчитаны, что манипулировать скоростями можно одним указательным пальцем, не отрывая кисть от рулевого колеса. Поскольку в коробке синхронизированы только 2-я и 3-яйпередачи, чтобы тронуться с 1-й, нужно на мгновенье поднять рычаг с "нейтралки" на 2-ю и тут же перебросить на себя вниз - на 1-ю. Впрочем, порожний автомобиль легко трогается и со 2-й, а его разгонная динамика на первых пятидесяти метрах дает фору многим современным автомобилям. Чтобы перейти со 2-й на 3-ю, нужно просто скинуть рычаг на нейтраль и еще раз - на 3-ю. А если при этом подгадать обороты в коробке, то можно просто играть пальчиком, не выжимая сцепления.
1968 год. Выпущена опытная партия "Волг" второго поколения - "ГАЗ-24". Появилось подозрение, что индексация "Волг" впрямую зависит от номера ближайшего съезда КПСС: "21" – 1956-ый год, "22" - 1961-ый, "24" - 1971-ый. Но это простое совпадение. Работа над "24-й" началась еще в 1961-ом году.

Переходной модификации со старым кузовом и агрегатами "ГАЗ-24" не было. С 1965 года "21-я" больше не обновлялась.

Последняя "Волга" "ГАЗ-21" сошла с конвейера 15 июля 1970 года. Этот автомобиль модификации "21УС" с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970 год было выпущено 638875 автомобилей "ГАЗ-21", "ГАЗ-22" и "ГАЗ-23".
ГАЗ-23 «Волга» - советский легковой автомобиль среднего класса производства Горьковского Автомобильного Завода, выпускался с 1962 до 1970 года на базе обычного седана ГАЗ-21, пришел на смену ГАЗ-М-20Г на базе ГАЗ-М-20 «Победа», был заменён ГАЗ-24-24 на базе ГАЗ-24 «Волга» второго поколения. Официально в закрытых документах именовался «быстроходный автомобиль» или «машина сопровождения» (неофициальное название - «догонялка») и являлся более мощной версией базового автомобиля для КГБ и других спецслужб СССР и союзных соц.стран, в продаже для рядовых или «номеклатурных» граждан не был.
Ещё с 1930-х годов на Горьковском автозаводе малыми сериями выпускали быстроходные автомобили среднего класса для силовых ведомств. Выпускались такие машины на базе «Эмки» ГАЗ-М-1 (вариант с американским Ford Flathead V8), затем «Победы» (ГАЗ-М-20Г с 90-сильным двигателем от «ЗИМа»).

Разработка форсированного ГАЗ-23 на базе нового массового автомобиля ГАЗ-21 «Волга» началась с 1959 года группой под руководством Б. Дехтяра. При этом был применён ряд оригинальных конструктивных и технологических решений, в частности, двигатель устанавливался с наклоном вдоль оси коленвала на 2° с большой точностью для предотвращения задевания за детали подкапотного пространства при работе.
Автомобиль выпускался с 1962 года и имел отличия адаптацией к установке восьмицилиндрового двигателя модели ЗМЗ-23 (на базе ЗМЗ-13 от «Чайки») объёмом 5,53 литра с автоматической коробкой передач.

Двигатель представлял собой мотор от «Чайки» ГАЗ-13, но с целым рядом уникальных деталей. Автоматическая коробка передач отличалась от «Чайки» только блоком переключения - у ГАЗ-13 использовались кнопки, а у ГАЗ-23 - подрулевой рычаг. На части автомобилей рычаг был оформлен внешне под стандартный для ГАЗ-21 с МКПП, часть машин имела рычаг и квадрант-указатель режимов работы от ГАЗ-М-21 с автоматической трансмиссией. Известны и иные варианты, но они с большой вероятностью являются самоделками.

Кузов автомобиля был серьёзно усилен, в частности имел усиленные наваркой дополнительных полос металла передние лонжероны и полностью оригинальную маску радиатора, отличающуюся по форме от ГАЗ-21. Масса автомобиля возросла более чем на 300 кг.

В багажнике некоторых экземпляров устанавливался балласт (часто обозначемый как «свинцовая плита») для улучшения развесовки (однако сохранившихся экземпляров с балластом или креплениями для него не известно; впрочем, практически все сохранившиеся машины существенно переделаны). По другой информации, установка балласта производилась уже на местах, и в его роли использовались, в частности, бордюрные камни.

Из-за жёсткого температурного режима, значительно модифицирована были система тормозов - автомобиль получил новые тормозные барабаны, изготовленные по оригинальной технологии, тормозные колодки повышенной износостойкости, главный тормозной цилиндр оригинальной конструкции (от ГАЗ-21 с АКПП, похож на цилиндр ГАЗ-13). Применялась оригинальная тормозная жидкость АСК на основе изоамилового спирта в смеси с касторовым маслом. Усилитель тормозов на ГАЗ-23 никогда не устанавливался.

Подвеска также была модифицирована. Спереди стояли усиленные пружины с прутком увеличенного диаметра, а в задней подвеске - оригинальные рессоры с листами увеличенной толищны (6,5 мм, у ГАЗ-21 - 6 мм кроме коренного листа, который имел толщину 6,5 мм) и рычажные амортизаторы, скорее всего - от ГАЗ-21 ранней модификации с более мощными клапанами от «ЗиМ»-а.

Автомобиль имел одну выхлопную трубу, в которую в самом конце выпускного тракта были сведены две трубы, идущие от выпускных коллекторов двигателя (в отличие от сдвоенного выхлопа на ГАЗ-13). Главная пара заднего моста была оригинальной разработки, с передаточным отношением 3,38. Позднее её стали ставить и на «Чайки» (до этого на них был пара с отношением 3,58). Сам картер моста и полуоси были штатными.

Максимальная скорость со всеми этими модификациями по результатам испытаний превысила 170 км/ч, но в технические условия была внесена цифра 160 км/ч (ГАЗ-21 со штатным двигателем разгонялась до 130 км/ч). Разгонная динамика также значительно улучшилась - вместо 34 секунд базового седана и 18 секунд «Чайки», ГАЗ-23 с АКПП разгонялся до 100 км/ч за 16 секунд.
Число мест (включая водителя): 5;

Число дверей: 4;

Габаритные размеры:

Длина: 4850 мм;
ширина: 1800 мм;
высота: 1650 мм;
колёсная база: 2700 мм;
Колея передних колес (по грунту): 1410 мм;
Колея задних колес: 1420 мм;

Низшие точки автомобиля (с полной нагрузкой):

Поперечина передней подвески: 200 мм;
труба глушителя: 190 мм;
картер заднего моста: 190 мм;
Радиус поворота (по колее наружного переднего колеса): 6,3 м;

Углы свеса (с полной нагрузкой):

Передний: 24°;
задний: 19°;

Сухой вес (без нагрузки, воды, масла, бензина, запасного колеса и инструмента): 1610 кг;

Наибольшая скорость: 160 км/час (по документации, реально более 170);

Двигатель:

Тип: бензиновый, четырёхтактный карбюраторный;
Число и расположение цилиндров: восемь, V-образное расположение;
Диаметр цилиндров: 100 мм;
Ход поршня: 88 мм;
Рабочий объём: 5,53 л.;
Степень сжатия: 8,5;
Мощность максимальная: 195 л. с. при 4400 об/мин.;
Крутящий момент максимальный: 42 кгм при 2200 об/мин.;
Блок цилиндров: из алюминиевого сплава, с «мокрыми» съемными гильзами из чугуна;
Коленчатый вал: из высокопрочного чугуна, четырёхколенный, пятиопорный;
Карбюратор: типа К-114, четырёхкамерный, балансированный, с падающим потоком;

Трансмиссия:

Гидротрансформатор: трёхколесный, с водяным и воздушным охлаждением масла, коэффициент трансформации - 2,4;
Коробка передач: планетарная, трехступенчатая, с автоматическим переключением передач и рычажным включением;
Передаточные числа:
I передача: 2,84;
II передача: 1,62;
III передача: 1,00;
Задний ход: 2,00;
Карданная передача: открытого типа, имеет два вала с промежуточной опорой и три кардана с игольчатыми подшипниками;
Главная передача: коническая, гипоидная; передаточное число - 3,38.

[править] МодификацииГАЗ-23 - базовая модель;
ГАЗ-23А - с механической коробкой передач (опытная);
ГАЗ-23А1 - со спецоборудованием;
ГАЗ-23Б - с улучшенной отделкой;
Кроме того, существует информация о существовании очень небольшого количества ГАЗ-23 в кузове ГАЗ-22 (то есть, универсалов). Например, упоминается, что такая машина работала в конструкторско-экспериментальном отделе (КЭО) ГАЗ в качестве киносъёмочной машины с высокими динамическими возможностями, способной опережать колонну испытываемой техники для подготовки к съёмке.

[править] Производство и распространениеВсего с 1962 по 1970 год было выпущено более 600 таких автомобилей. По данным исследователя вопроса Дмитрия Гвоздева, точно 603 экземпляра, причём основной выпуск пришёлся на 1963, а также на 1962 и 1970 годы. Большинство известных машин было выпущено в 1962 году.

Производство по годам: 1962 - 108, 1963 - 164, 1964 - 30, 1965 - 13, 1966 - 33, 1967 - 57, 1968 - 56, 1969 - 50, 1970 - 92

Автомобиль находил широкое применение в Комитете госбезопасности, в частности, использовался для сопровождения колонн правительственных лимузинов «Чайка» и «ЗиЛ», а также для патрулирования на высокой скорости.

Надёжность и долговечность автомобиля, вопреки встречающимся слухам, были высоки, а эксплуатация и обслуживание производились технически грамотными, подготовленными специалистами, советы которых часто помогали конструкторам автомобиля в его дальнейшем совершенствовании.

После выработки ресурса автомобили списывались, и по большей части были уничтожены. Часть, однако, тем или иным путём перешла в личное пользование граждан, благодаря чему определённое количество экземпляров сохранилось до нашего времени. Исследователю вопроса и владельцу одного из сохранившихся экземпляров Дмитрию Гвоздеву в настоящее время известны 12 автомобилей в России и на Украине, преимущественно выпущенных в 1962 году, из которых часть в ходе эксплуатации утеряла оригинальные двигатель и трансмиссию, и теперь имеют четырёхцилиндровые моторы.

Подробно рассказано об этом автомобиле на сайте владельца такой машины и исследователя вопроса - Дмитрия Гвоздева, также, существует Клуб владельцев «Волг» с V8.

Автомобиль ГАЗ-22 известен широкой публике как машина с кузовом универсал. Серия производилась на Горьковском заводе с 1962 года по 1970-й. В салоне спокойно могли помещаться 5-7 человек за счет трансформирования кресел. Кузов делался из специального материала, который формировал несущую конструкцию.

За все время производства было создано несколько в свое время смог полностью удивить отечественных покупателей. Базой для «Волги» стал седан.

Изначально 22-я модель выпускалась специально для перевозки грузов и пассажиров. На ее основе производились такие машины, как модификация Б (скорая помощь) и А (фургон). Последователем модели стал ГАЗ-24-02 - один из наиболее популярных, к тому же он поступил на продажу на внутренний рынок. Последний достаточно часто встречается в настоящее время на дорогах в весьма хорошем состоянии.

История производства

Одновременно с созданием представленного седана разрабатывалась модель с кузовом универсал. Однако до серийного производства она так и не дошла. С конвейера сошел через некоторое время универсал, созданный на базе третьего поколения ГАЗ-21Р. На тот период уже существовали успешно созданные экземпляры. Они представляли собой «родителей» модели 21И. Выпускаемый ГАЗ-22 достаточно сильно отличается от оригинального седана, имеет свои особенности и преимущества.

В 1965 году началось серийное производство базовой модели, получившей название 22В. Она мало чем отличалась по внешнему виду от своего прототипа, но имела несколько иные технические характеристики. Некоторые экземпляры долгое время выходили в свет под названием ГАЗ-22Г.

Стайлинг этой модели имел улучшенные характеристики. Большая часть авто уходила в другие страны, так как производилась машина для экспорта. Но все же некоторые отсылались на внутренние рынки. Модель имела хромированные детали (речь идет о решетке радиатора, молдингах, поверхности под лобовым и задними стеклами) и поясные накладки. Эта «Волга» (универсал) была достаточно известной в

Небольшая характеристика

Весьма приличная (и впечатляющая) вместительность в салоне легко обусловливается некоторыми свойствами автомобиля. Во-первых, задние сиденья установлены так, что сложить их можно без особых усилий. Этот нюанс позволяет перевозить в машине крупные грузы. Во-вторых, большую роль играет и высокий потолок. Одно из главных отличий от седана - наличие более твердой пружины подвески. При перевозке двух пассажиров максимальная грузоподъемность машины ГАЗ-22 составляет 400 кг; если речь идет о перевозке сразу пятерых человек, то уместить автомобиль дополнительно способен не больше 180 кг.

Говоря об используемых материалах при сборке, следует сразу уточнить, что кузовная боковина полностью по качеству соответствует той, которая установлена на ГАЗ-21. У нее в ручном режиме отрезалась верхне-задняя часть, а вместо нее на заводе устанавливалась дверь.

Еще одно отличие от оригинальной модели - шины. Более новая получила устойчивый вариант покрытий.

Популярность машины

Автомобиль изначально не выпускался для продажи обычному покупателю. Все экземпляры распределялись между государственными организациями. Речь идет о больницах, милиции, таксопарках. Больше всего машину этой серии использовали таксисты для перевозки пассажиров с достаточно габаритным грузом. Также часто данные автомобили применялись в качестве санитарных машин.

Впервые ГАЗ-22 («Волга») стала личной машиной в 1964 году. Она была подарена Юрию Никулину для перевозки цирковых принадлежностей.

Из-за того, что автомобиль больше всего использовался в государственных организациях, на сегодняшний день встретить на дорогах «Волгу» данной серии достаточно сложно. Сохранилось мало моделей в подобающей форме. Это связано с тем, что материал, используемый при сборке, оказался слишком нестабильным.

«Волга» универсал, как и седан, поставлялась в другие страны, как бы ни показалось это странным, по Многие американцы, вопреки большому количеству минусов, отмечали хорошую вместительность, устойчивость на поворотах, прочность, долговечность и проходимость. Не оставляли без внимания и саму стоимость автомобиля.

Модельный ряд ГАЗ: модификация 22Б

Те экземпляры, которые создавались для больниц, имели специальные крепления для носилок. Это значительно облегчало работу врачам. Конечно же, производитель позаботился и о минимальном медицинском обеспечении. Передние сиденья в ГАЗ-22Б отделены от задних при помощи перегородки. Хорошее освещение и отопление - то, что отличало модель от других экземпляров этой же серии. Пренебрегать данными вопросами не имело смысла, ведь медицина - серьезная сфера жизни.

Фургон 22А

Впервые с конвейера 22А сошел в 1961 году. Средний и задний ряды сидений автомобиля не имели окон. К сожалению, в серийное производство машина так и не была запущена. Однако многие автомобильные заводы строили по этому образцу свои фургоны, доделывая их и совершенствуя с каждым новым разом. Их потребность объяснялась постоянной нуждой в транспорте для перевозки грузов.

Разработка модельного ряда

Достаточной частой практикой было создание пикапов из универсалов и седанов данной модели. Московский ремонтный завод (АРЗ) постоянно производил новые версии старых известных машин, добавляя угловатые платформы. Большая часть автомобилей была окрашена в шоколадный цвет. Наиболее качественными экземплярами являлись те, которые сходили с конвейера в Латвии. Здесь выпускались более законченные внешне машины. Им добавляли сложные платформы, благодаря чему они были более устойчивы к тяжелым грузам.

Те автомобили, которые были фургонами и пикапами, никогда не отличались особым качеством сборки. Их ресурс был невелик, а в личное пользование они никогда не продавались. Сейчас найти хотя бы одного представителя ГАЗ-22 (технические характеристики описаны ниже) данного типа практически не представляется возможным.

Известно, что изготовлялась «Волга» в качестве универсала с полным приводом. Одной из таких машин пользовался, по слухам, Леонид Брежнев для выезда на охоту. Помимо подобных средств передвижения, с конвейера сходили и просто переделки уже имеющихся экземпляров. Их постоянно дополняли и немного изменяли.

Технические характеристики

Производитель данной модели «Волги» - Горьковский автомобильный завод, что, в принципе, понятно из базового названия. Автомобиль принадлежит к классу E (иначе говоря, к среднему). Данный универсал имеет пять дверей и рассчитан на пять-семь человек. Если рассматривать различные комплектации, то можно уточнить, что «Волга» выпускалась с задним приводом, она была переднемоторной.

На автомобиль ставились три различных двигателя: мощностью 75 л.с. (для внутренней реализации), 85 л.с. и дизельный агрегат 58-65 л.с. (данные автомобили шли на экспорт). Коробка передач имеет четыре ступени, она механического типа и полностью синхронизированная. Бак рассчитан на 55 л бензина. Максимальная скорость, которую можно получить, не превышает отметки 115 км/ч. На 100 км съедает около 15 л топлива ГАЗ-22. Цена колеблется в пределах 150 тыс. рублей.

Разработка 22-й модели в игровой и сувенирной сфере

Так вышло, что масштабные в массовое производство не попали как в СССР, так и в России. Изначально они выпускались единицами, немного позже изготовлялись мелкие партии отдельными фирмами и компаниями, среди которых отметить можно располагающиеся на Украине (Херсон и Киев).

На данный момент сувенирные «Волги» производит китайская компания. Голландская фирма предоставляет за весьма высокую стоимость качественные экземпляры. Среди коллекционеров именно они считаются максимально приближенными к оригиналу копиями.

Фанаты компьютерных игр могут полюбоваться ГАЗ-22 в игре GTA. Здесь в каталоге находятся сразу три модификации, среди них такси и фургон. Также можно найти пикап модели ГАЗ-21.

Что и говорить, Волга меня сразу же впечатлила. Чем? Нельзя выделить что-то одно. Впечатлил весь образ. Начиная от массивного кузова и пневмоподвески, и вплоть до мелочей из интерьера и вместительности багажника. Образ из прошлого, перевоплотившийся в харизматичное настоящее. Ей идет даже ржавчина на кузове – прямо-таки самый настоящий «rat look»!

Многие помнят этот автомобиль по советским фильмам. В основном ГАЗ-22 распределяли под нужды государственных структур. Эти автомобили служили верой и правдой в скорой помощи, такси, пожарной охране, а также были эскортом для парковки самолетов в аэропортах. В наше время увидеть 22-ю Волгу на улицах крупных городов практически невозможно, так как большинство этих машин было безжалостно отправлено на свалку или в утиль, а часть, может быть, стоит в деревенских огородах. Но некоторые ценители, которым все-таки удалось раздобыть 22-ю, продолжают ездить на этом автомобиле! И не только на ежегодные выставки.

Владимир увлекся Волгами давно, лет в 17. Как получил права – так и купил свою первую Волгу. У нее оказался редкий кузов ГАЗ-23, и, оценив все за и против, Владимир в итоге уступил ее одному коллекционеру для восстановления. Это было в 2008 году. Прошло уже почти 8 лет, а машина все еще в работе!

Владимир

владелец

В знак благодарности я получил от него обычную двадцать первую, как я и хотел, в оригинальном состоянии, без колхоза и переделок. У нас такие машины называют «из-под дедушки». У нее были проблемы только с кузовом. Вот эту 21-ю я и восстановил. Езжу на ней сейчас каждый день по Москве, кроме зимы. Но мне захотелось двигаться дальше, попробовать себя в постройке кастома. В июне 2014 года мне подвернулся ГАЗ-22. Это достаточно редкий кузов универсал. Состояние машины оказалось очень хорошее для исходника: несмотря на большое количество поверхностной ржавчины, гнили почти нет. Мне нравится состояние кузова, и я хочу его оставить таким.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Продавец машины поведал, что когда-то купил ее у дедушки, служившего водителем в гараже липецкой больницы. Вероятно, когда машину списали из гаража, дедушка смог забрать ее себе, вместо медицинского оборудования установил салон от ГАЗ-21 и использовал в хозяйстве. Панель пола, фонарь на крыше и манометр в торпедо косвенно указывают на то, что когда-то это была «скорая помощь».

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Первая долгая дорога Волги с новым владельцем за рулем началась уже в день покупки – Владимир перегонял машину из Липецка в Москву. Немало проблем доставила текущая ручьем помпа, так что весь багажник был завален бутылками с водой. Но это не помешало преодолеть 470 километров до столицы. Уже по приезде Владимир долго боролся с утечками. Проблема оказалась не только в помпе, пришлось поменять головку блока цилиндров. После этого он уверенно ездил на ней без особых проблем даже зимой.

При этом в голове упрямо сидела идея установки пневмоподвески. Мысль такая у Владимира возникла очень давно, еще когда он восстанавливал ГАЗ-21. Но тогда до этого дело не дошло. А когда Вова увидел, как парни из клуба «Бояре» делают 24-е Волги, он понял, что время настало! Ему очень хотелось сделать первый ГАЗ-22 на пневме, в стиле классических американских кастом-каров 1950-60 годов. Для этого из США были заказаны пневмоподушки, а пневмокомпрессор, ресивер от Камаза, управляющие клапаны и пневмолинии были куплены уже в России.

В марте 2015 года из Японии пришли заказанные культовые американские диски Cragar S/S, а в апреле Владимир и Иван aka Golden Joe поставили на переднюю ось ГАЗ-22 пневмоподвеску. В торпедо Волги уже был врезан двухстрелочный манометр – видимо, в прошлом он показывал давление в кислородных баллонах. К счастью, он оказался исправным, и к нему удалось подобрать переходники, чтобы подключить к пневмоподвеске. Сейчас он показывает давление в переднем контуре и в ресивере. В будущем вместо ресивера будет подключен задний контур. Рядом с манометром находится механический клапан, который перепускает воздух из ресивера в передний контур, если нажать его вверх. Соответственно, при нажатии вниз воздух стравливается из передних подушек в атмосферу.

Парни торопились успеть к мероприятию, обкатка и испытания длились весь апрель, поэтому установка пневмы на заднюю ось отложилась на долгий срок. Тем более, что занижение кормы 21-22 кузовов требует серьезной переварки силовых элементов. После этого было решено отправиться на обновленной машине в Беларусь на стенс-фестиваль «Грабли».

Владимир

владелец

У меня были сомнения только насчет генератора, поэтому я попросил друзей взять в дорогу запасной. Кстати, он пригодился. Других проблем с машиной не возникло. Из-за того, что диаметр колеса уменьшился, машина стала очень медленной. В оригинале у машины огромные колеса на диагональной резине, высота профиля 7,1 дюйма. У новых дисков диаметр такой же, как у родных, 15 дюймов, но из-за современной низкопрофильной резины 195/50 колесо стало намного меньше, поэтому уменьшилась максимальная комфортная скорость… Хотя спидометр показывал 90 км/ч, по GPS стало 60 км/ч. Кстати, маленькие колеса улучшают динамику разгона.

КПП оставалась оригинальной трехступенчатой, без повышающей передачи. Осознавая, что ехать 700 км в Минск со скоростью 60 км/ч будет мучением, перед поездкой Владимир поменял задний мост на неразрезной, так называемый «чайковский», от Волги 31029. Его особенность – в более скоростном редукторе с отношением 3,9 против 4,55 в оригинальном мосту. Это позволило скомпенсировать маленькие колеса, и на машине стало возможно ехать по трассе комфортно со скоростью 90 км/ч, как и раньше, на больших колесах. Кроме того, в этот мост можно поставить еще более скоростную пару шестерен с отношением 3,58 от поздних Волг с мотором Крайслер. С новым двигателем это позволит развивать больше 130 км/ч на трассе.

Кстати, по дороге в Беларусь приходилось постоянно доливать масло в мотор. Всего за дорогу он «выпил» около 10 литров масла! Поскольку двигателю нужен капитальный ремонт, много масла уходит на угар. Кроме того, оно вытекает из сальниковой набивки. Расход масла очень большой – примерно 1 литр на 100 км, поэтому Владимир заливает самое дешевое минеральное масло. Бензин, кстати, тоже льет самый дешевый – в Москве это 92, в регионах еще встречается 80. Расход, к слову, умеренный – около 10 литров на 100 км на трассе.

Что касается обслуживания, ТО на ГАЗ-21 Владимир делает, как на всех других автомобилях, каждые 10 тысяч километров. Гораздо чаще приходится шприцевать подвеску. На старых Волгах установлена обслуживаемая передняя подвеска – шаровые и резьбовые соединения рычагов и тяг, а также шкворни, которые имеют специальные масленки для смазывания этих узлов. Эту процедуру нужно повторять каждые 2000 км пробега.

Сейчас же ГАЗ-22 больше стоит в гараже, чем ездит, и все по той же причине того, что двигатель требует капитального ремонта и пожирает масло. Поскольку масло все время вытекает и сгорает, в двигатель постоянно заливается свежее, и менять его нет смысла. В то же время пробег за год не составил и 10000 км, потому даже масляный фильтр менять смысла нет.

Цены на запчасти для ГАЗ-22 очень разные. В объявлениях в интернете – как повезет, иногда встречаются адекватные цены. А вот на рынках, у перекупщиков – очень дорого. Много деталей есть у друзей-волговодов. Ребята меняются или продают их друг другу по разумным ценам. Конечно, есть редкие детали, которые приходится очень долго искать. Например, уже второй год Вова ищет пластиковую вставку в рассеиватель на задней двери – их просто нигде нет!

А теперь о салоне. Он здесь оригинальный, просторный и удобный, по комфорту соответствует бизнес-классу 1950-х годов. Диваны здесь не просто огромные, они еще и очень удобные. А если разложить передний диван, то так очень удобно спать – кстати, это особенность всех ГАЗ-21 и ГАЗ-22. Если в аналогичных американских машинах тех лет пепельница, радиоприемник, противосолнечные козырьки и часы в салоне были дополнительными опциями, то здесь они шли уже в стандартной комплектации! Стереосистемы и кондиционера нет. В будущем есть идея скрыто установить аудиосистему, так, чтобы она не выбивалась из дизайна салона. Вова уже сделал так на своей основной машине, ГАЗ-21, и ему очень нравится.

1 / 7

2 / 7

3 / 7

4 / 7

5 / 7

6 / 7

7 / 7

Работы по автомобилю предстоит еще очень много. Сейчас Владимир пытается выкроить время на сборку нового двигателя – на родном блоке 21А, но с некоторыми изменениями. Нужно перебрать механизм переключения передач и поставить пневмоподвеску на заднюю ось. Есть мысли отказаться от рессор и перейти на 4-рычажную подвеску, потому что прослабленные рессоры не удерживают мост от закручивания вокруг своей оси в момент старта, что может привести к поломке крестовин кардана. Но такая работа потребует много времени, нельзя просто взять и поставить рычаги вместо рессор. Здесь требуется рассчитать углы установки рычагов, сварить надежные кронштейны… Почему Владимир не отдает эту работу в мастерскую? Он сам работал в автосервисе, и знает эту кухню изнутри. Поэтому его девиз – «хочешь сделать хорошо – сделай это сам»!

Привод: задний

Длина: 4800 мм

Ширина: 1800 мм

Высота: 1610 мм

Бензин: 92

Расход по трассе, литров: 10

Расход в городе, литров: 15

Историческая справка

Если углубиться в историю модели, то можно узнать, что ГАЗ-22 серийно производился с 1962 по 1970 год на одноименном заводе в городе Горький. Кузов автомобиля – пятидверный универсал. Салон – трансформируемый, 5-7-местный. При складывании заднего сидения получался ровный пол, что в сочетании с высоким потолком обеспечивало большую вместимость с грузовым объемом порядка 1500 л и грузоподъемность, иногда превышавшую в два раза заявленную по паспорту.

Спереди у ГАЗ-22 установлен цельный диван. Приборное оснащение, по сравнению с современными автомобилями, не слишком богато – присутствует спидометр, амперметр, датчик уровня топлива и температуры воды в двигателе, а также давления масла.

Капот с удобным пружинно-рычажным механизмом открытия скрывает под собой карбюраторный двигатель объемом 2,4 литра. ГАЗ-22 обладал теми же агрегатами, что и седан ГАЗ-21 третьей серии: тремя вариантами двигателя на 75, 80 и 85 лошадиных сил, такой же трехступенчатой механической коробкой передач и задним мостом.

Внешний вид ГАЗ-22 четко отражает все черты, присущие автомобилям того времени: дутые крылья, круглые фары, хромированные элементы кузова. За все время производства было выпущено около 1500 машин.

История создания

Спроектировал и построил эту машину-микроавтобус в конце 1970-х годов Алексей Никитович Арсеньев, ныне покойный. Работал он жестянщиком в гараже МВД и, как говорится, дело свое знал. При ремонте и восстановлении побитых автомобилей мастерство проявить, конечно можно, а вот творческий подход вряд ли найдет здесь применение. Видно, потому и появился этот микроавтобус — как выход творческой энергии его создателя. С виду автомобиль напоминает микроавтобус (так и записано в ПТС), но по внутренней компоновке он больше напоминает минивэн.


По задумке мастара построенный им микроавтобус должен стать большим и вместительным, но стилитически не должен отличаться от семейства "Волга" 21. За основу был выбран РАФ-977Д т.к. он был спроектирован на узлах и агригатах ГАЗ-21 Волга и имел несущий кузов. Оставалось совместить платформу от РАФа и кузов от ГАЗ-22. С этой непростой задачей мог справиться только опытный кузовщик с творческим мышлением и большим опытом, каким и был Алексей Никитович.

Экстерьер


Платформа (несущее основание) РАФа — практически без изменений. Вот только запасное колесо поменялось местами с бензобаком и перекочевало со средней части платформы, с ее левой стороны, под пол за задним мостом: закреплено там на откидывающемся ложементе. Бензобак же установлен на месте «запаски», а рядом с другого бока — еще один. У каждого — своя горловина: одна выведена на правый борт за входную дверь в салон, другая — на противоположную сторону. Волговский кузов от ГАЗ-22 «Универсал» подвергся довольно значительной переделке, особенно его передняя и задняя части.

Передок был укорочен, а задок, наоборот, — удлинен дополнительной вставкой, вырезанной тоже из другого кузова ГАЗ-22. При этом средняя часть была передвинута вперед до того положения, когда водительская дверь, как и у РАФа, находилась бы над передним колесом автомобиля. Освободившееся место между средней и задней частью заняла вставка от другого кузова. Стыки между вставкой и частями кузова очень аккуратно сварены изнутри (в этом А.Н.Арсеньев был действительно виртуоз) и тщательно заделаны снаружи. Стык же между передней и средней частями пришелся на переднюю дверную стойку и внешне не заметен.



Количество дверей уменьшилось — слева осталась одна водительская, а пассажирская — заварена и тщательно заделана. Волговский кузов был установлен на платформу РАФа, а силовые элементы (лонжероны и поперечины) той и другой конструкции были стянуты в нескольких местах стремянками и болтами. Чтобы прикрыть эти соединения, снизу к бортам кузова приварены юбки. Но эти элементы выполнены как обвесы и в маскировке шва не нуждались.

Интерьер


В передней части автомобиля, как и в РАФе, размещались два сиденья между которыми находился моторный отсек с силовым агрегатом ГАЗ-21А мощностью 75 л.с, прикрытым звукоизолирующей крышкой. Салон от передней части отделен перегородкой, но она не высокая и не создает впечатления разделения внутреннего пространства и служит скорее для усиления кузова, все-таки салон машины очень длинный. в салоне установлено два стационарных сиденья — одноместное, за сиденьем водителя, и трехместное, посередине салона от борта до борта. Спинка последнего отделяет от салона большое багажное отделение. Все боковые стекла опускающиеся, кроме самых задних багажных, а передние окна — с поворачивающимися форточками.

Рулевое управление — смешанное: «баранка» и колонка с валом — от «Волги», а червячный редуктор с сошкой и тягами — от РАФа. Тормозная система тоже от «рафика», кроме тормоза стояночного (он — от ГАЗ-21). Рычаг переключения передач у «Волги», как известно, находился на рулевой колонке, здесь же она на полу, как в РАФе. Приборная панель — волговская. Приборы освещения (как внутреннего, так и наружного) — волговские. Дополнительно установлены сзади красные световозвращающие катафорты, а впереди — противотуманные фары и еще боковые зеркала заднего вида.


1962 ГАЗ 22 «Волга» Универсал

ГАЗ-22 «Волга» - советский автомобиль среднего класса с грузопассажирским кузовом типа универсал. Серийно производился с 1962 по 1970 год на заводе ГАЗ в городе Горький. Оснащался пятидверным несущим кузовом с 5-7-местным трансформируемым салоном. Базовый автомобиль - седан ГАЗ-21Р «Волга» третьей серии. ГАЗ-22 (ранние выпуски - ГАЗ-М-22) обозначался как грузопассажирская отдельная модель (таким образом, «универсала ГАЗ-21» не существовало). ГАЗ-22 имел различные модификации, также на его основе выпускались карета скорой помощи ГАЗ-22Б и (другими заводами и мастерскими) фургон ГАЗ-22А .

ИСТОРИЯ

Разработка универсала на базе выпускавшегося с 1956 г. нового массового автомобиля ГАЗ-21 «Волга»велась параллельно с проектированием седана, но до серии дошёл только универсал на базе третьей серии ГАЗ-21Р, хотя опытные и предсерийные прототипы были на базе второй серии ГАЗ-21И. ГАЗ-22 существенно отличался от базового седана и имел полностью свои кузовные панели после средней стойки.

С 1965 года, вместе с простой базовой моделью ГАЗ-22В (не отличавшейся внешне от исходного ГАЗ-22), часть универсалов выпускались как ГАЗ-22Г в улучшенном оформлении (т. н. «экспортный хром» или «люксовый хром» как на седане ГАЗ-21М), которые поставлялись на экспорт, но частично и шли на внутренний рынок. Помимо, как на базовом седане, хромированной решётки радиатора и молдингов поясных, под лобовым и задним стеклами, «подоконных», по верху крыльев, для ГАЗ-22Г добавлялись широкие хромированные накладки под третьим рядом окон, являющиеся продолжением поясного молдинга.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При складывании заднего сидения ГАЗ-22 в кузове образовывалась ровная площадка для груза. В сочетании с высоким потолком это обеспечивало достаточно большую вместимость автомобиля. Рессорыбыли более жёсткими, чем у седана. Грузоподъёмность составляла 176 кг (при перевозке 5 человек) или 400 кг (при перевозке двух человек).

Любопытно, что на заводе боковина кузова универсала ГАЗ-22 изготовлялась из штатной цельноштампованной боковины кузова ГАЗ-21 (образца после 1961 года), у которой вручную отрезалась задняя-верхняя часть, вместо которой присоединялась отдельно отштампованная деталь.

В отличие от седана с шинами 6.70-15″, для универсалов ГАЗ-22 применялись более грузоподъёмные шины размера 7.00-15″ (возможно было также использование шин 7.10-15″ от автомобиля ЗИМ; а на каретах скорой помощи использовались обычные шины 6.70-15″).

В остальном кузова и агрегаты универсалов ГАЗ-22 были аналогичны седану ГАЗ-21Р/ГАЗ-21УС.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Практически все выпущенные автомобили распределялись между государственными организациями, преимущественно - таксопарками, торговыми организациями и службой скорой медицинской помощи. В такси универсалы ГАЗ-22 использовались в качестве грузопассажирских - перевозили пассажиров с габаритным багажом. ГАЗ-22 использовались пожарными в качестве штабных машин. Также в аэропортах для парковки самолётов использовались как эскортные автомобили ГАЗ-22 со спецокраской и светящимся табло на крышке багажника с надписью «Следуйте за мной / FOLLOW ME».

Медицинская (санитарная) модификация универсала была широко распространена в службе скорой медицинской помощи. Кузова отслуживших своё ГАЗ-22 (как и ГАЗ-21) иногда использовали в качестве основы для создания железнодорожных мотодрезин, которые снабжали самодельным шасси с железнодорожными колёсами.

Товаром народного потребления универсал ГАЗ-22 не являлся, то есть, возможность приобрести его в личное пользование в обычном порядке предусмотрена не была. Одно из немногочисленных исключений - ГАЗ-22 артистаЮрия Никулина, проданный ему в 1964 году в особом порядке - для перевозки объёмного циркового снаряжения.

В связи с поставками только в государственные организации, где действовали нормы списания по сроку эксплуатации с утилизацией, количество сохранившихся до наших дней экземпляров невелико, а их сохранность как правило очень плохая - в силу своего утилитарного назначения эти автомобили ездят до полного износа и имеют массу переделок.

Как и базовый седан, универсалы ГАЗ-22 поставлялись на экспорт, в том числе в капиталистические страны, причём, вопреки распространённому мнению, не по демпинговым ценам. Так, британский журнал «The Motor» в июле 1964 года, при замечании в некоторой старомодности и нединамичности, очень высокой оценки удостоил такие качества универсала, как вместимость, конструктивный запас прочности, проходимость, долговечность. Автор статьи Рэб Кук (Rab Cook) адресовал машину в первую очередь мелкому фермеру, восхищаясь её универсальностью и практичностью. Большого внимания заслужила и цена автомобиля, которая составляла 998 фунтов с налогами за автомобиль в полной комплектации. Серьёзные нарекания вызвали только отсутствие каких-либо сервоприводов, ограниченные пределы продольной регулировки переднего дивана и требующий обновления дизайн.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

  • ГАЗ-М-22 - 1962-1964, базовый универсал;
  • ГАЗ-М-22А - опытный фургон, произодившийся также кустарно;
  • ГАЗ-М-22Б - 1962-1964, санитарный автомобиль (карета скорой помощи);
  • ГАЗ-М-22БК - 1962-1964, санитарный автомобиль, 85 л.с.;
  • ГАЗ-М-22БКЮ - 1962-1964, санитарный автомобиль, 85 л.с., тропический вариант;
  • ГАЗ-М-22БМ - 1962-1964, экспортный санитарный автомобиль, 85 л.с.;
  • ГАЗ-М-22БМЮ - 1962-1964, тропический экспортный санитарный автомобиль, 85 л.с.;
  • ГАЗ-22В - 1965-1970, модернизированный базовый;
  • ГАЗ-М-22Г - 1962-1969, экспортный, 75 л.с.;
  • ГАЗ-М-22ГЮ - 1962-1965, тропический экспортный, 75 л.с.;
  • ГАЗ-22Д - 1965-1970, модернизированный санитарный автомобиль;
  • ГАЗ-22Е
  • ГАЗ-22ЕЮ - 1965-1970, модернизированный тропический экспортный санитарный автомобиль;
  • ГАЗ-М-22К - 1962-1964, экспортный, 75 л.с.;
  • ГАЗ-М-22КЭ - 1962-1964, экспортный, 75 л.с., с экранированным электрооборудованием;
  • ГАЗ-22М
  • ГАЗ-22МБ - 1965-1970, модернизированный экспортный санитарный автомобиль;
  • ГАЗ-22МЮ - 1965-1970, тропический модернизированный экспортный, 85 л.с.;
  • ГАЗ-22МЮ - 1965-1970, модернизированный экспортный, 85 л.с.;
  • ГАЗ-22Н - 1965-1970, модернизированный экспортный, правое рулевое управление;
  • ГАЗ-22НЮ - 1965-1970, модернизированный экспортный, 85 л.с., правое рулевое управление;
  • ГАЗ-22НЕ - 1965-1970, модернизированный экспортный санитарный автомобиль, правое рулевое управление;

Санитарные модификации ГАЗ-22Б имели крепление для носилок в кузове, минимальное медицинское оборудование. В салоне была перегородка после переднего сидения. Салон был отапливаемым и имел хорошее освещение. Внешне санитарные автомобили отличались опознавательными знаками (красные кресты), матовыми задними стёклами, фарой-искателем (прожектором) на левом переднем крыле и опознавательным огнём с красным крестом на крыше. Окрашивались в белый цвет. В настоящее время число сохранившихся полностью комплектных карет скорой помощи на базе ГАЗ-22Б неизвестно, большинство было после списания переделано в грузопассажирские.

Безоконный в среднем и заднем ряду опытный развозной фургон ГАЗ-22А был создан на заводе в 1961 году. В серию он не пошёл, но по его образцу, в связи с немалой потребностью городских организаций в развозных машинах, строили фургоны авторемонтные заводы. Такие фургоны выпускались разными АРЗ как на базе новых ГАЗ-22, так и на базе списанных машин.

Также авторемонтные заводы часто переделывали выработавшие свой ресурс универсалы (как и седаны) в пикапы. Московский АРЗ делал пикапы с простой угловатой грузовой платформой, окрашенные преимущественно в шоколадно-коричневый цвет (по некоторым источникам, чтобы сделать менее заметной ржавчину). Наиболее совершенные конструктивно и качественные пикапы делали в Латвии, там автомобили снабжали грузовой платформой с бортами сложной формы, повторяющей сечение кузова обычной «Волги», что придавало автомобилю более законченный внешний вид.

Качество изготовления фургонов и пикапов большинства авторемзаводов и автомастерских было обычно невысоко, ресурс соответственно невелик. Кроме того, в личное пользование они не продавались. В связи со всем этим, фургонов и пикапов до нашего времени практически не сохранилось.

Известны также полноприводные универсалы. Кроме выпущенных ГАЗом пяти универсалов 4×4 (один из которых, по некоторым данным, использовалсяБрежневым для выездов на охоту), они представляли собой переделки серийных машин того или иного качества исполнения, выполненные с использованием агрегатов от серийных полноприводных вездеходов, такие как эти автомобили (кроме самой первой фотографии).

В КИНО

  • «Сказка о потерянном времени», Семь стариков и одна девушка - автомобиль скорой помощи
  • «Шофёр на один рейс»
  • «Шаровая молния»
  • «Ещё раз про любовь»
  • «Старые песни о главном 2»
  • «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - автомобиль скорой помощи
  • «Обвиняются в убийстве» - автомобиль «скорой помощи», на котором работал один из убийц, Шкуть
  • «Следствие ведут ЗнаТоКи. С поличным» - дежурный автомобиль

1962 ГАЗ 22 «Волга» Универсал
2.4 л / 75 л.с.
Авто на полном ходу, ежедневная эксплуатация.
Дв-ль -газ 24, кузов безномерной, КПП родная, переключение руле,
собиралась из 2х доноров поэтому получился такой год выпуска, зато можно наряжать во вторую серию!!
наличие “колхоза” обусловлено эксплуатацией, все легко демонтируется
после нового года планировалась полная перекраска кузова (предыдущему хозяину покрасили без нормальной подготовки, краска “шелушится”)
задняя часть авто обклеена тепло звукоизоляцией к-флекс 25мм, дальше не успел
из крупного приданного- двери в круг (3 новых, 1 б/у), крыло заднее, КПП, торпеда, панель приборов в сборе, приемник, зимняя резина бриджстоун на дисках ну и 2-3 мешка всякой мелочи.

срочно, цена снижена пока не решен финансовый вопрос, авто обмен только с Вашей доплатой Комплект летних шин в подарок.

Вконтакте