Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген (род. 4.3.1916 г.) - английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 г. по 1945 г. работал в качестве психолога–экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946 г. по 1955 г. он - заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955 г. по 1983 г. - профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983 г. по настоящее время - почетный профессор психологии.

Основатель и редактор журналов „Personality and Individual Differences“ и „Behaviour Research and Therapy“. Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов, контингента солдат - групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различны и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии–интроверсии и нейротизма („Dimensions of Personality“, L. 1947). В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами („The Scientific Study of Personality“, L., 1952). Первоначально он интерпретировал экстраверсию–интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения: для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же - быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение, представляющее собой избегание условно–рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным.

В работе „Биологические основы индивидуальности“ („The Biological Basis of Personality“, Spriengfield, 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей. В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк пришел к формулированию „трехфакторной теории личности“.

Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне - часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это - обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвертом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента.

В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Так, в частности, показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний - у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Также им были проведены многочисленные фактор–аналитические исследования различных психологических процессов - памяти, интеллекта, социальных установок.

На основе „трехфакторной модели личности“ им были созданы психодиагностические методики EPI („Manual of the Eysenck Personality Inventory“ (совм. с Eysenck B.G.), L., 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных - MMQ, MPI(„Manual of the Maudsley Personality Inventory“, L., 1959).

Айзенк - один из авторов „трехфазной теории возникновения невроза“ - концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций („The Causes and Cures of Neuroses“ (совм. с Rachmann S.), L., 1965); на основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности одна из вариаций аверсивной психотерапии и невроз, конституция и личность.

Кеттел приводит по крайней мере 16 черт или факторов, составляющих структуру личности. И наконец, Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью.

Рис. Иерархическая модель структуры личности. ПР - привычная реакция; СР - специфическая реакция.

Диспозициональное направление предполагает, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Кроме того, подчеркивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам. Гордон Олпорт, первым выдвинувший теорию черт личности, главной задачей психологии считал объяснение уникальности индивидуума. Личность он рассматривал как динамическую организацию тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Говоря кратко, черты личности объясняют устойчивость поведения человека во времени и в различных ситуациях. Они могут быть классифицированы как кардинальные, центральные и вторичные в зависимости от широты спектра их влияния. Олпорт также выделял общие и индивидуальные склонности. Первые - это общие черты, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной культуры, в то время как последние относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей.

Всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека, получил название проприума. Эта концепция обозначает «Я как познаваемое» и включает все аспекты индивидуума, участвующие в создании внутреннего чувства целостности. Другим ключевым моментом в теории Олпорта является концепция функциональной автономии. Она гласит, что мотивы взрослого человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли. Олпорт выделяет устойчивую функциональную автономию (механизмы обратной связи в нервной системе) и собственно функциональную автономию (приобретенные человеком интересы, оценки, отношения и намерения). Последняя способствует развитию истинно зрелой личности, характерные особенности которой Олпорт описал весьма подробно

Оппозиция Олпорта психоаналитическим и бихевиористским концепциям личности отчетливо просматривается в основных положениях, касающихся человеческой природы. Его теория черт личности отражает:

Сильную приверженность таким исходным положениям, как рациональность, проактивность и гетеростаз;

Умеренную приверженность холизму и познаваемости;

Слабое предпочтение положений свободы и субъективности;

Среднюю позицию по положениям конституционализма-инвайронментализма и изменяемости-неизменности.

Несмотря на то, что теория черт личности на сегодняшний день не стимулировала почти ни одного эмпирического исследования, прямо поддерживающего ее основные концепции, Олпорт внес довольно интересный эмпирический вклад в персонологическую литературу. Он отстаивал идеографический подход к изучению личности, направленный на раскрытие уникальности каждого человека. Одно из таких исследований («Письма Дженни») было приведено для иллюстрации потенциальной значимости личных документов при идентификации уникальной совокупности черт, характерных для данного конкретного индивидуума.

Теории черт личности в последние годы подвергаются критике. Мишель утверждает, что люди в разное время в различных ситуациях проявляют меньше постоянства, нежели это декларируется психологами - сторонниками концепции черт. Он настаивает на том, что поведение определяется в первую очередь ситуационными факторами. Сторонники же концепции черт выдвинули контраргумент: постоянство можно доказать, но для этого необходимо адекватно измерять наблюдаемое поведение. Согласно заявлению Эпштейна, когда параметры поведения измеряются в целом ряде случаев, тогда мы убеждаемся в том, что черты личности предсказывают устойчивые поведенческие тенденции. Некоторые персонологи утверждают, что значимые корреляции между чертами личности и поведением можно получить лишь в тех случаях, когда у испытуемых данная черта является выраженной. Было приведено исследование, основанное на выявлении дружелюбия и добросовестности методом самооценки, подтверждающее это мнение. И наконец, было отмечено, что взаимодействие между чертами личности и ситуационными факторами становится доминирующей точкой зрения в персонологии.

Рассмотрено прикладное значение теории Олпорта в связи с тестом «Изучение ценностей». Основанный на типах ценностей Шпрангера, этот личностный опросник самооценки определяет сравнительную выраженность шести различных ценностных ориентаций, которые Олпорт считал существенными в объединяющей философии жизни. Были представлены краткие описания типов людей, чья жизнь определяется преобладающим влиянием теоретических, экономических, эстетических, социальных, политических или религиозных ценностей.

Теоретики факторного анализа Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк использовали сложную статистическую процедуру для выявления черт, лежащих в основе структуры личности. Факторный анализ представляет собой инструмент для определения степени ковариации среди большого ряда переменных, измеренных у большого числа людей. Эта процедура была описана как последовательный ряд действий: сбор показателей переменных на большой выборке, создание таблиц взаимодействий между измеренными переменными (корреляционные матрицы), определение нагрузок на каждый фактор и присвоение названий получаемым факторам.

Кеттел рассматривает личность как то, что позволяет нам предсказать действия какого-либо человека в данной ситуации и выражается уравнением R = f (S, P). По мнению Кеттела, черты личности представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах. Структуру личности он описывает состоящей из примерно 16 факторов - исходных черт. В свою очередь, исходные черты могут быть разделены на конституциональные и сформированные окружающей средой. Умение, или способность, темперамент и динамические черты представляют собой дополнительные категории квалификаций черт личности в системе Кеттела. Кеттел различает также общие и уникальные черты.

Для идентификации исходных черт Кеттел использует три типа данных: регистрация жизненных фактов (L-данные), результаты применения опросников самооценки (Q-данные) и объективные тесты (OT-данные). Опросник «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF) был разработан Кеттелом с целью измерения исходных личностных черт по данным самооценки. Кеттел разработал также некое статистическое руководство, называемое многосторонним абстрактным вариантным анализом для оценки относительной доли участия наследственности и окружающей среды в формировании данной черты. Он считает, что личность на одну треть определяется генетикой и на две трети - влиянием окружения. И наконец, он изучил, как синтальность или определяющие характеристики групп влияют на индивидуума.

Теория типов личности Айзенка также основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой континуумы, на которых между двумя экстремумами располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчеркивает, что типы личности не являются дискретными и что большинство людей не подпадает под крайние категории.

В отличие от Кеттела, Айзенк видит лишь два главных типа (суперчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия и стабильность-нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являющиеся результатом комбинаций этих двух типов. Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум суперчертам, точно так же, как и третий фактор, называемый психотизм - сила суперэго, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма. Айзенк придает генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем Кеттел.

Айзенк разработал несколько опросников для оценки трех основных суперчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности. Был описан личностный опросник Айзенка, а также проведенное с его применением исследование, демонстрирующее разницу в поведении между интровертами и экстравертами.

Опросник Кеттела

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

  1. Интеллектуальный блок: факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q1 - восприимчивость к новому радикализму.
  2. Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q3 - наличие внутренних напряжений; Q4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.
  3. Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q2 - зависимость от группы; N - динамичность.

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии-интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направленности личности.

Стимульный материал (список вопросов)

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем раньше:

в) Трудно сказать

2. Я мог бы счастливо жить один, вдалеке от людей, как отшельник:

в) Иногда

3. Если бы я говорил, что небо «находится снизу», и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника.

а) Гангстером

в) Святым

4. Когда я ложусь спать, я:

а) засыпаю мгновенно

в) нечто среднее

с) засыпаю медленно, с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я чувствовал себя удовлетворенным:

а) Если бы остался позади других машин

б) Не знаю

с) Если бы я обогнал все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

в) Иногда

7. Для меня важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка

в) трудно сказать

с) неверно

8. Большинство людей, которых я встречаю на вечеринке, рады меня видеть.

в) Иногда

9. Я бы скорее занимался:

а) Фехтованием и танцами

в) Затрудняюсь сказать

с) Борьбой и ручным мячом.

10. Про себя я смеюсь над тем, что существует такая большая разница между тем, что люди делают и тем, что они рассказывают о том.

в) Иногда

11. Когда я читаю о каком-нибудь происшествии, я точно хочу выяснить как это все случилось.

а) Всегда

в) Иногда

12. Когда друзья подшучивает надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и совсем не огорчаюсь.

в) Не знаю

с) Неверно.

13. Когда кто-нибудь грубо говорит со мной, я могу быстро забывать об этом.

в) Не знаю

с) Неверно.

14. Мне нравится «изобретать» новые способы в выполнения какой-либо работы больше, чем придерживаться испытанных, приемов.

в) Не знаю

с) Неверно

15. Когда я обдумываю что-нибудь, я люблю делать это без посторонней помощи, один.

в) Иногда

16. Я думаю, что реже говорю неправду, чем большинство людей.

в) Нечто среднее

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

в) Не знаю

с) Неверно

18. Иногда, хотя и очень недолго, я чувствовал ненависть к моим родителям.

в) Не знаю

19. Я бы скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) моим друзьям

в) Не знаю

с) В своем дневнике

20. Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова «неточный» будет:

а) Небрежный

в) Тщательный

с) Приблизительный

21. Я всегда полон энергии, когда мне это необходимо

в) Трудно сказать

22. Меня больше раздражают люди, которые:

а) Своими непристойными шутками вгоняют других в краску

в) Не знаю

с) Опаздывают на условленную встречу и заставляют меня волноваться

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать;

в) Не знаю

с) Неверно

24. Я думаю, что…

а) Некоторые виды работ не возможно выполнить так же тщательно, как другие

в) Затрудняюсь сказать

с) Любую работу следует делать тщательно, если Вы вообще за нее взялись

25. Мне всегда приходится бороться со своей робостью.

в) Возможно

26. Мои друзья чаще:

а) Спрашивают моего совета

б) Делают то и другое наполовину

с) Дают мне советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его.

в) Иногда

28. Мне нравится друг, который…

а) Имеет действие и практические интересы

в) Не знаю

с) Серьезно обдумывает взгляды на жизнь

29. Я раздражаюсь, когда слышу, что другие высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.

в) Затрудняюсь ответить

с) Неверно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки ошибки.

в) Не знаю

с) Неверно

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, я предпочел:

а) Играть в шахматы

в) Затрудняюсь сказать

с) Играть в городки

32. Мне нравятся общительные кампанейские люди.

в) Не знаю

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случаются меньше неприятностей, неожиданностей, чем с другими людьми

в) Трудно сказать

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

в) Иногда

35. Мне трудно признать, что я не прав.

в) Иногда

36. На заводе было бы интересно:

а) Работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

в) Трудно сказать

с) Беседовать с другими и принимать их на работу

37. Какое слово не связано с другими двумя:

в) Близко

с) Солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает меня, мое внимание:

а) Раздражает меня

в) Нечто среднее

с) Не беспокоит

39. Если бы у меня было много денег, я:

а) Я позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависть

в) Не знаю

с) Жил бы не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня:

а) Тяжелая работа

в) Не знаю

с) Быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали

в) Иногда

42. Мне говорили, что ребенком я был скорее:

а) Спокойным и любил остаться один

в) Не знаю

с) Жизнерадостный и всегда активный

43. Мне нравится практическая повседневная работа с различными установками и машинами

в) Трудно сказать

44.Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это затрудняет их.

в) Трудно сказать

45. Если бы я беседовал с незнакомым человеком, я скорее:

а) Обсуждал бы с ним политические и общественные взгляды

в) Не знаю

с) Хотел бы услышать от него несколько новых анекдотов

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей

в) Не знаю

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочу плакать.

в) Не знаю

48. В музыке я наслаждаюсь:

а) Маршами в исполнении военных оркестров

в) Не знаю

с) Типичное соло

49. Я быстрее предпочел провести два летних месяца

а) В деревне одним или с двумя друзьями

в) Не знаю

с) Возглавляя группу в туристических лагерях

50. Усилия, затраченные на составление предварительных планов

а) Никогда не лишне

в) Трудно сказать

с) Не стоит этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей не обижают меня и не делают несчастным.

в) Иногда

с) Неверно

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

в) Иногда

с) Неверно

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) В учреждении, где мне бы пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

в) Затрудняюсь ответить

с) Архитектором, работая над своими проектами в тихой комнате

54. «Дом» так относится к «комнате», как «дерево» к:

в) Растению

55. То, что я делаю, у меня получается:

в) Иногда

56. В большинстве дел я:

а) Предпочитаю рискнуть

в) Не знаю

с) Предпочитаю действовать наверняка

57. Некоторые люди считают, что я громко говорю:

а) Скорее всего это так

в) Не знаю

с) Думаю нет

58. Я восхищаюсь больше:

а) Человеком умным, но ненадежным и непостоянным

в) Трудно сказать

с) Человеком со средними способностями, но умеющим противостоять всяческим соблазнам

59. Я принимаю решение:

а) Быстрее, чем многие люди

в) Не знаю

с) Медленнее, чем многие люди

60. На меня производит большое впечатление:

а) Мастерство и изящество

в) Не знаю

с) Сила и мощь

61. Я считаю, что я человек склонный к сотрудничеству:

в) Нечто среднее

62. Мне нравиться говорить с изысканным, утонченным человеком, чем с откровенным и прямолинейным:

в) Не знаю

63. Я предпочитаю:

а) Решать вопросы, касающиеся лично меня сам

в) Затрудняюсь ответить

с) Обсуждать с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же, когда я что-нибудь говорю ему, то я чувствую, что должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

в) Не знаю

с) Неверно

65. В школьные годы я больше всего узнал:

а) На уроках

в) Трудно сказать

с) Читая книги

66. Я избегаю работы в общественных организациях, и связанной с этим ответственностью:

в) Иногда

с) Неверно

67. Когда вопрос очень труден, который надо решить, и требует много усилий, я стараюсь:

а) Заняться другим вопросом

в) Затрудняюсь ответить

с) Еще раз попробовать решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. казалось бы, без определенной причины:

в) Иногда

69. Иногда мой ум работает не так ясно, как в другое время:

в) Не знаю

с) Неверно

70. Я счастлив сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже это немного неудобно для меня

в) Иногда

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,4,5,6,…

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:

в) Не знаю

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:

в) Не знаю

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:

в) Не знаю

с) Неверно

75. На вечеринке мне придется:

а) Принимать участие в интересной беседе

в) Затрудняюсь ответить

с) смотреть как, люди отдыхают и, отдыхать расслабившись самому

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:

в) Иногда

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел встретиться:

а) с Колумбом

в) не знаю

с) с Шекспиром

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

в) Иногда

79. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) Оформлять витрины

в) Не знаю

с) Быть кассиром

80. Если люди обо мне плохо думают, это меня не волнует:

в) Трудно сказать

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) Сразу же думаю: «У него плохое настроение»

в) Не знаю

с) Беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья происходят из-за людей:

а) Которые стараются во все внести изменения, хотя уже существует удовлетворительный способ решения этих вопросов

в) Не знаю

с) Которые отвергают новые, многообещающие предложения

83. Я получаю большое удовлетворение, рассказывая местные новости:

в) Иногда

84. Аккуратные требовательные люди не уживаются со мной:

в) Иногда

с) Неверно

85. Я думаю, что я менее раздражительный, чем большинство людей:

в) Иногда

в) Иногда

с) Неверно

87. Бывает, что все утро у меня возникает нежелание с кем-либо говорить:

в) Иногда

с) Неверно

88. Если стрелки часов встречаются каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) Отстают

в) Идут правильно

с) Спешат

89. Мне бывает скучно:

в) Иногда

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим собственным способом:

в) Иногда

с) Неверно

91. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомляют меня:

в) Иногда

92. Дома в свободное время, я:

а) Болтаю и отдыхаю

в) Затрудняюсь ответить

с) Занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с другими новыми людьми:

в) Иногда

94. Я считаю, что-то, что говорят люди стихами, можно также точно выразить прозой:

в) Трудно сказать

95. Я подозреваю, что люди, которые относятся ко мне по-дружески, могут оказаться предателями за моей спиной:

в) Иногда

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год, уже не оставляют в душе никаких последствий:

в) Иногда

97. Я думаю, что интереснее было бы быть:

а) Натуралистом и работать с растениями

в) Не знаю

с) Страховым агентом

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т.д.:

в) Иногда

99. Я люблю думать над тем, как можно было бы улучшить мир:

в) Трудно сказать

100. Я предпочитаю игры:

а) Где надо играть в команде или иметь партнера

в) Не знаю

с.) Где каждый играет сам за себя

101. Ночью мне снятся фантастические сны

в) Иногда

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:

в) Иногда

103. Я могу обмануть людей своим дружеским расположением, когда на самом деле они мне не нравятся:

в) Иногда

104. Какое слово не принадлежит двум другим

  • IV тип - неравномерная атрофия альвеолярного отростка, т.е. сочетает в себе различные признаки первого, второго и третьего типов.
  • V. Типовой гидроагрегат с ортогональными турбинами для приливных электростанций

  • «Теория типов личности» Ганса Юргена Айзенка (1916-1997) также основывается на факторном анализе. С самого начала своей научной деятельности Г. Айзенк был убежден, что большинство теорий личности одновременно и слишком сложны, и слишком вольно сформулированы. Испытав влияние те­оретических представлений европейских типологов, таких как К. Юнг и Э. Кречмер, он в ранних работах старался определить первичные измерения личности.

    Г. Айзенк соглашался с Р. Кеттелом в том, что целью пси­хологии личности является предсказание поведения. Однако Г. Айзенк использовал факторный анализ несколько иначе, чем Р. Кеттел. Основной чертой подхода Г. Айзенка следует считать использование факторного анализа в рамках обозначения теоре­тической системы координат. В отличие от Р. Кеттела, он был убежден, что для объяснения большей части поведенческих про­явлений человека необходимо не более двух-трех суперчерт (ко­торые он называет типами). В серии исследований нормальных и невротических субъектов он обнаружил посредством техники факторного анализа два фундаментальных измерения личности: нейротизм/стабильность и экстраверсию/интроверсию.

    Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. Типы представляют со­бой континуумы, на которых между двумя экстремумами распо­лагаются характеристики индивидов. Г. Айзенк подчеркивает, что типы личности не являются дискретными и что большин­ство людей не подпадает под крайние категории (например, абсолютный экстраверт либо абсолютный интроверт). Слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому понятие «экстраверсия» представля­ет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри кото­рого находятся люди, в соответствии с выраженностью данно­го качества. Таким образом, экстраверсия, или нейротизм, - это не дискретный количественный по­казатель, а некий континуум Г. Айзенк рассматривает лич­ность как иерархическую организа­цию. На самом верхнем уровне вы­деляются суперчерты, или типы, такие, например, как экстраверсия, которые оказывают мощное влия­ние на поведение. На следующем уровне - черты (исходные черты поР. Кеттеллу относятся к этому уровню). Ниже - уровень привыч­ных реакций, внизу иерархии - специфические реакции или ре­ально наблюдаемое поведение (рис. 2).



    Каждая из суперчерт построена из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более по­верхностные отражения основополагающего типа, либо специфи­ческие качества, присущие этому типу. Черты состоят из много­численных привычных реакций, которые, в свою очередь, форми­руются из множества специфических реакций.

    На уровне типов Г. Айзенк анализирует личность по трем на­правлениям: нейротизм/стабильность, экстраверсия/интровер-сия и психотизм - сила «СуперЭго». Наиболее обширная эмпи­рическая работа проделана с первыми двумя факторами. Эти два измерения личности ортогональны, то есть статистически не за­висят друг от друга.

    Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию вы­сокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с вы­сокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа (табл. 1). Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступ­ки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно.

    Таблица 1 Типы личности

    При рассмотрении этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормаль­ное распределение, являются непрерывными и предусматрива­ют, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представля­ют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть бли­же к средней точке - в обоих диапазонах типов - и поэтому полу­чают не столь экстремальные характеристики.

    В своей теории Г. Айзенк гораздо большее значение, в отличие от Р. Кеттела, придавал генетическим факторам в развитии лично­сти. Он был убежден в том, что черты личности и типы определя­ются прежде всего наследственностью. В глубине его теории лежит допущение о том, что люди различаются - на основе наследствен­ности - по реактивности автономной нервной системы, скоро­сти и прочности условных реакций. Эти индивидуальные разли­чия соответственно соотносятся с личностными измерениями нейротизма (невротичности) и экстраверсии/интроверсии.

    Индивидуальные различия по стабильности-нейротизму отража­ют силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В осо­бенности Г. Айзенк связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведе­ние. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на бо­лезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные сти­мулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обна­руживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности. Нейротичный индивид склонен при соответствую­щих условиях, к возникновению невротических нарушений.

    Интроверсия/экстраверсия тесно связана с уровнями корко­вой активации. Г. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего экстремума (например, сон) до верхнего экстрему­ма (например, состояние паники). Интроверты легко формиру­ют условные реакции, а у экстравертов это происходит с опреде­ленными трудностями. Он полагал, что интроверты чрезвычай­но возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствитель­ны к поступающей стимуляции - по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствитель­ны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоян­но выискивают ситуации, которые могут их возбудить. Несмо­тря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздей­ствие генетики на поведение, многие психологи полагают, что, возможно, в этом вопросе Г. Айзенк прав.

    Г. Айзенк постоянно подчеркивал роль нейрофизиологиче­ских и генетических факторов в объяснении индивидуальных по­веденческих различий. Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Г. Айзенком, тес­но связана с его теорией психопатологии. В частности, различ­ные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и функциониро­вания нервной системы. Однако он добавляет, что психические расстройства не являются автоматически результатом генетиче­ской предрасположенности.

    Г. Айзенк был убежден в том, что, хотя индивиды и могут раз­личаться по тому, насколько они конституционально предраспо­ложены к развитию невротических состояний, в целом невротиче­ское поведение является результатом научения, в основе которо­го лежат реакции страха и тревоги. В связи с этим Г. Айзенк высказал мнение об эффективности поведенческих методов психоте­рапии, называемых поведенческими терапиями. Предложенные им методы основаны на прямом приложении к проблемам невро­тиков принципов научения. Считая, что несовершенство психиа­трии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагно­стикой, Г. Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.

    Хотя большая часть работы Г. Айзенка посвящена психологии личности в клинической сфере, следует также отметить его вклад в области криминологии, образования, психопатологии и изме­нения поведения. Он также провел исследования, относящиеся к таким темам, как юмор, аттитюды, эстетика и интеллект.

    Отличительной особенностью диспозиционального направле­ния в психологии личности является то, что люди обладают не­кими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Кроме того, под­черкивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по сво­им характерологическим признакам. Наряду с этим теории лич­ности, основанные на факторном анализе, отражают также совре­менный интерес психологии к количественным методам и, в свою очередь, находят отражение в огромном количестве специально организованных исследований личности. В целом все факторные теории личности, углубляя и взаимодополняя друг друга, внесли несомненный вклад в область теоретической и прикладной пси­ходиагностики личности.

    Теория типов личности Ганса Айзенка

    Английский ученый Ганс Айзенк (1916-1997) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Как и Кэттелл, Айзенк пользовался для своей теории математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кеттелла. Во-первых, он применял гипотетико-дедуктивный метод обработки материала, перед тем как использовать факторный анализ. Во-вторых, ученый считал факторный анализ лишь одним из способов нахождения ответа на важнейшие вопросы, касающиеся теории личности. В-третьих, он выделял НЕ черты, а лишь три биполярных суперфактора: экстраверсия - интроверсия, нейротизм - стабильность, психотизм - эго. Екстравер сел характеризуется общительностью и импульсивностью; интроверсия - пассивностью и задумчивостью; невротизле - тревожностью и привычками; стабильность - отсутствием таковых; пенхотизм - антосоциальною поведением; а эго - склонностью к сопереживанию и сотрудничества.

    Айзенк был глубоко убежден в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью. Согласно его теории, влияние окружающей среды практически не важен для формирования личности. По его мнению, генетические факторы гораздо больше влияют на дальнейшее поведение, чем детские впечатления.

    Айзенк сформулировал концепцию иерархической четырехуровневой модели человеческой личности. Нижний уровень - специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Второй уровень привычные действия или мысли, которые при определенных условиях повторяются. Третий уровень - черты личности, а четвертый, высший уровень организации поведения, - это уровень типов, или суперфактора.

    Айзенк провел детальное эмпирическое исследование психологических особенностей экстравертов и интровертов и в свете его данных можно описать их психологические портреты.

    Экстраверты открыты, приветливы, легко налаживают контакты с людьми, имеющими много знакомых и друзей. Экстраверты постоянно стремятся новых ярких впечатлений и ощущений, обычно проявляют беспечность и легко отвлекаются от жизненных проблем. Экстраверты активные, решительные, говорят и действуют быстро, не задумываясь. Экстраверты любят изменения, они беспечны и оптимистичны. Для них свойственно действовать, а не предаваться размышлениям, они проявляют несдержанность, могут вести себя агрессивно.

    Интроверты избегают слишком сильных впечатлений, контролируют свои чувства, стремятся спокойного упорядоченной жизни. Они стремятся к ситуациям, которые хорошо знают, избегают слишком резких изменений, неожиданностей. Интроверты любят работу, которая требует от них длительного внимания и сосредоточенности, им нелегко отвлекаться от своих занятий и дел. Долго размышляют перед тем, как что-то сделать, сказать. Двигаются медленно, движения замедленные. Осторожны, риск им недовподобы.

    Айзенк приложил очень много усилий, чтобы выяснить, какие существенные различия поведения определяются параметром экстраверсия-интроверсия. Ученый определил такие различия между экстравертами и интровертами:

    1. Экстраверты достигают уровня оптимального функционирования в возбуждающих ситуациях. Интроверты достигают уровня оптимального функционирования при отсутствии сильной стимуляции

    2. Вероятность успешности в обучении для интровертов выше.

    3. Экстраверты чувствуют бодрее вечером, а интроверты -зранку. Экстраверты лучше работают во второй половине дня, а интроверты - в первой.

    4. Интроверты более терпеливы к боли, чем экстраверты, они быстрее устают, возбуждение препятствует их деятельности. Интроверты в работе больше ориентированы на точность, а не на скорость, в отличие от экстравертов.

    5. Экстраверты активнее в сфере половых отношений, начинают половую жизнь в более раннем возрасте, имеют больше партнеров и чаще меняют их.

    6. Экстраверты склонны нарушать правила движения, поэтому частишее участниками аварийных ситуаций, чем интроверты.

    7. Экстраверты менее экономные и склонны щедро тратить деньги.

    8. Экстраверты склонны к тем видам деятельности, которые связаны: людьми (торговля, социальные службы). Интроверты предпочитают теоретическим и научным видам деятельности (инженерное дело, химия).

    9. Экстраверты лучше работают в начале, а затем эффективность их деятельности снижается. Интроверты сначала уступают экстравертам в эффективности, однако впоследствии результативность их работы возрастает.

    10. Деятельность экстравертов оживляется, если они ожидают вознаграждения, а интровертов - если им грозит наказание.

    Практическая ценность полученных результатов заключается в том, что становится понятным влияние характера стимулирования на деятельность разных людей. Экстраверта не удастся мотивировать, угрожая наказаниями (увольнениями, лишениями премии), а для интроверта не имеют большого значения поощрения и вознаграждения.

    Важнейший вывод, к которому привели исследования Айзенка по параметрам экстраверсии и интроверсии, можно кратко представить следующим образом: экстраверсия-интроверсия является важным измерением личности и определяет много вариантов ее социального поведения.

    Структурная теория черт личности Рашонда Кеттела

    Раймонд Кеттел (1905-1998) - один из самых влиятельных и оригинальных психологов, работавших в области индивидуальных различий, интеллекта и личности, психометрики и генетики поведения.

    Кеттел считал целью психологического исследования личности -установить законы, по которым ведут себя люди во всех видах социальных ситуаций и в типичных ситуациях среды. Значительную часть своей жизни Раймонд Кэттелл посвятил созданию завершенной схемы определенных свойств человеческой личности. Именно он впервые определил практически исчерпывающий список нормальных и аномальных темпераментных и структурных черт. Затем Кэттелл перешел к измерению динамики личности, найдя при этом черты, которые он назвал мотивационными. По мнению Кеттелла, зная структуру и динамику личности, можно успешно предсказывать поведение конкретного человека.

    За долгие годы работы Кэттел создал оригинальную теорию личности на основе психометрических исследований. Используя индуктивный метод, он собирал количественные данные из трех источников: данные о реальной поведение в течение жизни, свидетельства самих людей о себе и результаты объективных тестов, вычислил взаимные корреляции величин и сформировал корреляционные матрицы. Ученый выделил основные структуры (первичные факторы), которые определяют личность. В целом психолог определил 35 личностных черт первого порядка, из которых 23 черты присущи нормальной личности и 12 свидетельствуют о патологии. В результате повторного факторного анализа Кеттелом удалось определить восемь рис второго порядка. Первичные и вторичные факторы в теории Кеттела называются "основными чертами личности", и, соответственно, сама теория получила название теории черт.

    Кеттел настолько увлекся изучением черт, обнаружил стремление с их помощью описать не только личность отдельного человека, но и социальные группы, в которых она входит. Кеттел отмечал, что на личность влияют как ситуационные факторы, так и группы, в которых она принадлежит. Он предложил специальный термин для обозначения диапазона рис, с помощью которых можно описать отдельная группа, - синтальнисть.

    Кеттел обнаружил, что по сравнению с британскими студентами, американские более Экстравертированный, радикальные и имеют более выраженное Суперэго, тогда как британцам свойственный больше консерватизм и мощная сила Эго. Кеттел также пришел к выводу, что американцы менее эмоциональны, чем другие нации. Можно сказать, что такая фантастическая попытка с помощью эмпирических методов подробно описать черты, характеризующие общество в целом, - была осуществлена единственным психологом - Кеттелом, что свидетельствует о его чрезвычайной научную смелость.

    После почти шестидесяти лет работы Кэттелл, который ставил перед собой задачу составить полную карту личности, преуспел в создании исчерпывающей квалификации личностных структур, а также разработал метод, позволяющий предсказывать поведение личности. Теория Кеттела несомненно является наиболее комплексной системой взглядов на личность в современной психологии, полностью опирается на использование точных эмпирических методов исследования.

    Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Eysenck ; 4 марта 1916, Берлин - 4 сентября 1997, Лондон) - британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта. Сын актрисы немого кино Хельги Моландер в молодости увлекался астрологией и даже посылал гороскопы руководителям нацистской партии. Вскоре после прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию. Планировал поступить на физический факультет, однако требования к поступающим там оказались иными, чем в Германии, и в результате он выбрал психологию. Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 по 1945 год работал в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946 по 1955 год - заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955 по 1983 год - профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983 года - почётный профессор психологии. Ряд исследований Айзенка были восприняты как «шокирующие»; их темы, вполне нормальные для нацистской Германии, в Европе представлялись неприемлемыми. В частности, он исследовал психологические различия между представителями различных рас. Основатель и редактор журналов «Personality and Individual Differences» и «Behaviour Research and Therapy». Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов, контингента солдат - групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различными и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии-интроверсии и нейротизма. В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами. Первоначально он интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения: для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же - быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение, представляющее собой избегание условно-рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным. Необходимо отметить, что Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К. Г. Юнгом - изначально они имели иное содержание.



    В работе «Биологические основы индивидуальности» Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей. В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк сформулировал «трёхфакторную теорию личности». Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне - часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это - обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвёртом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента. В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т. д. Так, в частности, было показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний - у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Им также были проведены многочисленные фактор-аналитические исследования различных психологических процессов - памяти, интеллекта, социальных установок. На основе «трёхфакторной модели личности» Айзенк создал психодиагностические методики EPI и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных - MMQ, MPI («Manual of the Maudsley Personality Inventory», L., 1959). Айзенк - один из авторов «трёхфазной теории возникновения невроза» - концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций. На основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности, одна из вариаций аверсивной психотерапии и невроз, конституция и личность. К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы по нятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - это преобразование, изменение и развитие личности, т. е. ее динамика. В динамическом направлении исследования личности отмечается заслуга Г. Айзенка в разработке методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получились коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

    Страница 27 из 42

    Теория типов личности Ганса Айзенка.

    Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположе­ны иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе­ние. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из несколь­ких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверх­ностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, при­сущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонст­рирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встре­чает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реак­цией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями - такими, как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общи­тельности, которая обычно существует совместно с предрасположен­ностью реагировать в ключе активно­го, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия .

    Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений парамет­ров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия -это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».

    Основные типы личности. Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблю­дение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физио­логические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личнос­ти. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсия и нейротизм-стабильность . Эти два измерения личности ортогональны, т.е. они статистически не зависят друг от друга. Соответственно людей можно разделить на четыре группы, каждая из кото­рых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазо­не одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Таким образом с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке - в обоих диапазонах типов и по­этому получают не столь экстремальные характеристики, как в табл. 3.

    В табл. 3 представлены четыре категории людей, описанные Айзенком на основе выраженности двух независимых параметров.

    Как видно из табл. 3, люди, которые являются одновременно интровертиро­ванными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботли­выми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма пред­полагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, покладистость и общительность. И на­конец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом скорее всего будут агрессив­ными, импульсивными и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое зна­чение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, никакой из комбина­ций этих типов личности не может быть отдано предпочтение. Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и нега­тивные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведе­ния. Они просто разные.

    Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм - сила суперэго . Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм - это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.