Древние сибирские города-призраки – до прихода Ермака

Оценку Сибири как «земли неисторической» впервые дал один из создателей пресловутой «норманнской теории» немец на русской службе Герард Миллер . В «Истории Сибири» и «Описании Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 г.» он лишь бегло упоминает о городах, которые существовали на этой территории до прихода русских людей. К примеру, отмечает, что в Малышевской слободе (которая почти два столетия относилась к алтайским горным заводам, сейчас – в Новосибирской области), «на устье речки Нижняя Сузунка, в 8 верстах выше слободы, и возле деревни Куликовой, в 12 верстах выше предыдущего места, на Оби – можно еще видеть следы старых городов , которые были построены здесь прежними жителями этих мест, вероятно, кыргызами. Они состоят из земляных валов и глубоких рвов с выкопанными тут и там ямами, над которыми, кажется, стояли дома».

В другом месте первый историк Сибири уточняет, что «непосредственно перед русским завоеванием этих мест ими… владели кыргызы, языческая татарская нация… То тут, то там еще находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы».

Подобный подход, когда существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохраняется до настоящего времени. Подавляющее большинство отечественных историков по-прежнему разделяют оценку, данную «отцом истории Сибири» Герардом Миллером как земли неисторической, и в этой связи упорно не замечают городов, стоявших здесь за сотни, да что там! – за тысячи лет до появления Ермака . Археологи, за немногим исключением, почти не раскапывали остатки русских острогов, городов и поселений, хотя есть множество сведений об этих приметах высочайшей цивилизации народов, когда-то проживавших здесь.

Учёт сибирским городам был положен ещё в доермаковские времена. В 1552 году Иван Грозный повелел составить «Большой Чертёж» русской земли. Вскоре такая карта была создана, но во времена Смуты исчезла, а описание земель сохранилось. В 1627 году в Разрядном приказе дьяками Лихачёвым и Даниловым была завершена «Книга Большого Чертежа», в которой только на северо-западе Сибири упоминается около сотни городов .

Да, действительно, когда казаки в начале XVII века пришли в Сибирь , больших городов они уже не обнаружили. Зато небольшие крепости, называемые городками, встречались им во множестве. Так, по данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVII века пушным ясаком было обложено 94 города .

На фундаменте прошлого

В 1940-1941 и 1945-1946 годах сотрудниками Абаканского музея под руководством Л. Евтюховой были раскопаны развалины дворца, построенного около 98 года до нашей эры, существовавшего около столетия и оставленного людьми на рубеже старой и новой эры. Величественное сооружение, как полагают, принадлежало китайскому генералу Ли Лиину. Он был наместником западных хуннских земель в Минусинской котловине. Дворец, получивший в литературе название Ташебинского, находился в центре большого города площадью в десяток гектаров. Само же строение имело 20 помещений, насчитывало 45 метров в длину и 35 – в ширину. Здание характеризует и черепичная крыша, общий вес которой составлял около пяти тонн. Удивительно, но две тысячи лет назад строителям удалось создать стропила, способные выдержать такой вес.

Известия о сибирских городах в древности поступали от арабских путешественников. Так, на рубеже VIII-IX веков араб Тамим ибн ал-Муттаваи , путешествуя из города Тараза на реке Талас до столичного города уйгуров Орду-былык на реке Орхон, сообщил о столице царя кимаков на Иртыше. Спустя 40 дней после отправления из Тараза он прибыл в большой укреплённый город царя, окружённый возделанной землёй с деревнями. В городе 12 огромных железных ворот, много жителей, теснота, оживлённая торговля на многочисленных базарах.

Ал-Муттаваи видел разрушенный город на юго-западном Алтае, поблизости от озера Зайсан, но не смог из расспросов установить, кто и когда его построил и кем и когда он был разрушен. Богатейший рудный район, обнаруженный русскими рудознатцами в Алтайских горах в начале XVIII века, который теперь называют Рудным Алтаем, в действительности был открыт за многие века до них. Рудознатцы его лишь переоткрыли. Верным поисковым признаком служили разработки, спешно оставленные древними людьми . Кто они такие – достоверно неизвестно поныне, специалисты наравне с публицистами зовут их чудью.

Легенды о богатствах Алтайских гор были известны даже в Древней Греции . Отец истории Геродот писал об аримаспах и «грифах, стерегущих золото».

По мнению известных ученых Александра Гумбольдта, Петра Чихачева и Сергея Руденко , под аримаспами и грифами (гриппами) Геродот подразумевал население Рудного Алтая. Кроме того, Гумбольдт и Чихачев считали, что именно алтайские и уральские месторождения золотых руд были главными источниками снабжения золотом европейских скифов и греческих античных колоний.

В Алтайских горах в первом тысячелетии до нашей эры существовала богатая и яркая культура , которая была обнаружена Сергеем Руденко в 1929-1947 годах при раскопках Пазырыкских курганов. Как он полагает, цивилизация исчезла в короткий срок , возможно, в результате эпидемии, вражеского нашествия или голода. Однако когда русские оказались на юге Сибири, то обнаружили, что аборигены, в данном случае шорцы, прекрасно справляются с обработкой металлов. Недаром первый город, основанный здесь в 1618 году, был возведен на месте их городка и назван Кузнецком. Об этом свидетельствует отписка, поданная в Сибирский приказ кузнецким воеводой Гвинтовкиным .

Там, где прежде располагались поселения древних людей, были построены также Тюмень , Томск, Омск, Семипалатинск, Барнаул и многие другие сибирские города.

Например, достоверно известно, что в районе станции метро «Октябрьская» современного Новосибирска стояла большая крепость местного племени Цаттырт (по-русски – Чаты). В ней 22 июня 1589 года завершилась 16-летняя война Московского государства с ханом Кучумом . Воевода Воейков дал ему бой на месте нынешней Новосибирской ГЭС. Хан Кучум некоторое время скрывался в крепости от погони, но потом принял решение уйти, навсегда расставшись со своим Сибирским ханством. Её руины сохранились до прихода мостостроителей. А в 1912 году их описал Николай Литвинов , составитель самого первого справочника Новониколаевска. Кстати, Николай Павлович в 1924-1926 годах возглавлял Рубцовский уездный отдел здравоохранения.

Однако специалисты, как завороженные продолжая твердить о «богатейшей истории Сибири», неохотно заглядывают в глубь веков. Словно имеют дело с легендарным градом Китежем, погрузившимся в озеро…

Русские аборигены

В 1999 году был обнаружен древний город, располагавшийся в Здвинском районе Новосибирской области (до 1917 года это была территория Алтая), на берегу озера Чича. Возраст поселения оказался сенсационно велик – VIII-VII века до нашей эры, то есть в гораздо более ранние времена, чем до сих пор датировалось появление в Сибири первых городов эпохи гуннов. Это подтвердило гипотезу, что сибирская цивилизация гораздо древнее, чем представлялось. Судя по проведённым раскопкам и найденным фрагментам домашней утвари, здесь жили люди почти европейской внешности. Не исключено, что Чичабург был местом пересечения путей различных народов, центром Древней Сибири.

Первое упоминание о торговом походе по Оби русских купцов отмечено 1139 годом. Тогда новгородец Андрий ходил к ее устью и привез оттуда большой груз пушнины.

Интересно для нас то, что он обнаружил в устье Оби русское поселение, в котором существовал торг, на котором, как оказалось, русские купцы давно уже обменивали свои товары на превосходные сибирские меха. Есть скупые сведения, опубликованные, в частности, в книге Леонида Кызласова «Древние города Сибири », что русские купцы в XII – начале XIII веков торговали с городами Кыргызского каганата. Удивительно, но прекрасно сохранившиеся мумии женщины и мужчины, обнаруженные в середине 1990-х годов на алтайском высокогорном плато Укок, принадлежали вовсе не к монголоидной, а к европеоидной расе. А драгоценности и изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией.

О Ремезовской летописи

Ремезовская летопись

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Китай еще в начале 18-го века не был самостоятельным государством. Он входил в состав Тартарии, как и Сибирь, и некоторые другие азиатские территории. Об этом в статье «Тартарские императоры Китая» . И цикле статей «Неизвестная Тартария» , рассказывающем о более раннем периоде Тартарии.

Возможно, строились эти укрепления именно в 18-м веке, но возможно, что реконструировали и приспосабливали для военных целей древние сооружения, уже находящиеся в этой местности? Монастырь или крепость Аблайкит, расположенный недалеко от Бухтарминской крепости:


Вид развалин Аблайкида

Крепость Аблайкит, основанная по официальной версии в 1654 году ойратским вождем Аблаем, находилась в 85 километрах от Усть-Каменогорской крепости, но, тем не менее, не входила в состав укрепленной линии, так как принадлежала джунгарам. Было такое государство в 17-м веке – Джунгарское ханство.

«Джунгарское ханство- ойрат-монгольское государство, существовавшее в XVII-XVIII веках на территории, которая ныне относится к Казахстану, Киргизии, Китаю, России, Монголии и занимавшее земли от Тибета, и Китая на юге, до Сибири на севере, от Урала и Хивинского, а также Бухарского ханств на западе до Халха-Монголии на востоке, включая в себя озеро Балхаш, Семиречье, озеро Кукунор, горы Тянь-Шань, Алтай, долину реки Или, верховья Оби, Иртыша и Енисея и пр. До настоящего времени на указанной территории сохранились руины ойратских (зюнгарских, калмыцких) буддистских монастырей и крепостей (Семипалатинск, Зайсан), наскальные изображения Будды (под Алма-Атой, около Иссык-Куля) и пр.» Собрание исторических и этнографических трудов Н. Я. Бичурина

Существовало оно, правда, на территории . И в источниках того времени, в частности в книге Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» никак не упоминается. Ойратами здесь названы калмыки, или калмаки, как их называли в 17-м веке. О них у меня подробно описано в статье «Кто такие калмаки? ». Аблайкит сохранился до наших дней вот в таком виде:


Аблайкит. Современное состояние

Недалеко от этого места ниже по течению Иртыша находились развалины Семи палат:


Вид развалин семи палат на берегу Иртыша

«Так называемые «Семь-Палат» лежат на восточном берегу Иртыша... Калмыки называют их Дархан-Зорджин-Кит, говоря, что здания эти построил некий жрец Дархан-Зорджи, который и пребывал в них. Когда это было, они не знают. В Тюмени я нашел в архиве грамоту царя Михаила Федоровича от 25 октября 7125 (1616) года , в которой эти здания упомянуты под именем «каменных мечетей». К этому времени они, может быть, и относятся. Судя по материалу, из которого они сделаны, они едва ли могут быть древнее. Я не придавал бы им даже такой древности, если бы в пользу её не говорила упомянутая грамота» Г. Ф, Миллер «История Сибири»

Еще одно описание этих построек путешественника подлекаря Барданеса посетившего Семипалатинск в 1771 г.:

«Развалины семи каменных Татарских или Монгольских домов, называемых Семипалат и давших крепости оное название, стоят в 2 верстах выше крепости, на горном берегу против меновнаго двора. Один из сих домов четырехугольный, шириною в 6 сажень (12,8м), стены вышиною в 10 (3м), а толщиною в 5 футов (1,5м), в нем одна дверь и два окна. Одна стена много обвалилась, прочия же все целы и выстроены из твердого серого кирпича с крепким мертелем. Другое строение походит на первое и шириною в 4 сажени. Третье в 8 саженях от второго, длинною в 7 а шириною в 4 сажени. Стены построены из черного плитника, вышиною в 1,5 сажени (3,2м), а толщиною в 3 фута (1м). От четвертого строения стоит только кирпичная стена с дверью и окном. От пятого виден только фундамент, доказывающий, что строение было длиною в 5½, а шириною в 2½ сажени с 3 отделениями; также и от шестого остался только фундамент, длинною в 15, а шириною в 34 сажени; все находятся поблизости. Седьмое строение стоит от прочих в 242 сажени, или полверсты. Оно гораздо новее, длиною и шириною в 3 сажени, а вышиною в 7 футов; стены выведены из новых и не крепких кирпичей, кровля дощатая и сгнившая и обвалившаяся. За несколько лет они были в лучшем состоянии, но после того Козаки брали из них кирпич для изращатных печей. На них находились Тангутские надписи, которые также изгладились. Историю сих развалин предоставляю я испытателям древности.» (Источник: Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое императорскою Академиею Наук, по предложению её президента.. - СПб.: Императорская академия наук, 1825. - Т. седьмой.)

Это описание, действительно, больше подходит к описанию обычных жилых домов, а не мечетей. Если только раньше мечетями не называли также и жилые дома, по аналогии, с храмами – хоромами? Для кого-то когда-то был просто жилой дом, который потом кому-то стал местом поклонения. Толщина стен впечатляет. Но в те времена было принято строить толстые стены. Это усиление и прочности здания, и комфорта пребывания внутри него. А черный плитняк – вероятно вот такой?


Плитняк – сланец черный, Казахстан

Размеры только его поражают: 3,2х1м. И сколько же весили такие плиточки? Тангутские рукописи находили и в Аблайките. Тангутское царство - Великое государство Белого и Высокого, по официальной версии. Под белым и высоким, очевидно, имеется виду пресвитер Иоанн или поп Иван, о котором у меня написано в статье «Неизвестная Тартария. Часть 2» .

Вот еще одно интересное описание Палласа:

«Я не смог полностью изучить их старую религию, потому что они очень стараются отрицать и скрывать свои предрассудки: все они называют себя христианами. Однако есть уверенность, что у них имеется большое количество идолов, которым они поклоняются тайно, особенно когда они отправляются на охоту. Они сохранили большую часть своего старого идолопоклонства. Когда они отправляются на охоту на лося, соболя и т. д. они призывают конкретных божеств и убивают фигурки этих животных перед своими идолами или лигурами. Существует около Сосьвы, недалеко от юрты богатого вогула, по имени Детишкин, грубо высеченная каменная фигура, которая представляет собой молодого лося. Вогулы приходят к ней издалека, чтобы делать жертвоприношения и молиться об удачной охоте. Я был уверен, что у них были похожие фигурки, вырезанные из дерева; они отмечают их глаза двумя зернами свинца или кораллов. Шахтеры, занятые поиском месторождений, нашли год назад, пройдя через лес, поглощенный огнем, между Сосьвой и Лобвой, медную статую возле очень высокой сосны; она представляла собой мужчину, держащего копье; это был, вероятно, идол Вогулов . Эти люди, прежде чем быть обращенными (в другую веру –прим. мое) , обычно хранили своих идолов в каменных пещерах или на вершинах крутых скал, или возле высоких сосен, чтобы возбудить себя к большему почитанию. Рядом с Лобвой, выше ручья Шайтанка, имеется пещера в известкой горе, на которую все еще смотрят сегодня, как на храм Вогулов. Он заполнен костями жертв, а иногда там находят небольшие изображения, медные кольца с выгравированными фигурами и другие предметы, которые вогулы покупают у русских, которым они возвращают секретный культ. В этой части Сибири есть множество ручьев и мест, которые носят имя Шайтанка или Шайтанская, потому что русские, проживающие в этой местности, называют вогульских идолов шайтанами (шайтан в исламе злой дух, демон – прим. мое) .

Речь идет о районе Верхотурья. Вогулы - это манси, ближайшие родственники хантов, проживающие ныне в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Трудно себе представить, что идешь вот так по лесу, грибы собираешь, и вдруг встречаешь медную статую, стоящую возле дерева…. И даже не потому, что задаешься вопросом, кто же ее туда принес и поставил, а потому, что никто ее еще оттуда не унес, и она все еще там стоит… Да, даже вот такую каменную скульптуру в тайге сейчас трудно себе представить, которых, оказывается, раньше в тайге было очень много:


Идол, сменивший расу

«Археологи считают, что 2400-летний сибирский каменный идол подвергся «смене расы» в период раннего средневековья. Усть-Тасеевский идол когда-то имел большие выступающие ноздри, большой открытый рот, усы и густую бороду. Эксперты полагают, что около 1500 лет назад кто-то подверг его «пластической хирургии», чтобы сделать идола менее похожим на европейца, а больше на азиата. Ему сделали более узкие глаза, а бороду и усы «сбрили».

Археологи считают, что Усть-Тасеевский идол первоначально был вырезан во время скифского периода, когда жители данного региона были европейцами. Но во время раннего Средневековья население региона реки Ангара «выжали» пришедшие с нашествием монголы.»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Древние сибирские города - призраки

Древние сибирские города-призраки - до прихода Ермака. Любопытные сведения о древних поселениях, которые существовали в Сибири и на Алтае ещё до массового прихода сюда русских людей, почему-то обделены вниманием историков, археологов и других специалистов. Сибирь - земля не историческая?

Оценку Сибири как «земли неисторической» впервые дал один из создателей пресловутой «норманнской теории» немец на русской службе Герард Миллер. В «Истории Сибири» и «Описании Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 г.» он лишь бегло упоминает о городах, которые существовали на этой территории до прихода русских людей. К примеру, отмечает, что в Малышевской слободе (которая почти два столетия относилась к алтайским горным заводам, сейчас - в Новосибирской области), «на устье речки Нижняя Сузунка, в 8 верстах выше слободы, и возле деревни Куликовой, в 12 верстах выше предыдущего места, на Оби - можно еще видеть следы старых городов, которые были построены здесь прежними жителями этих мест, вероятно, кыргызами. Они состоят из земляных валов и глубоких рвов с выкопанными тут и там ямами, над которыми, кажется, стояли дома«.

В другом месте первый историк Сибири уточняет, что «непосредственно перед русским завоеванием этих мест ими… владели кыргызы, языческая татарская нация… То тут, то там еще находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы».

Подобный подход, когда существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохраняется до настоящего времени. Подавляющее большинство отечественных историков по-прежнему разделяют оценку, данную «отцом истории Сибири» Герардом Миллером как земли неисторической, и в этой связи упорно не замечают городов, стоявших здесь за сотни, да что там! - за тысячи лет до появления Ермака. Археологи, за немногим исключением, почти не раскапывали остатки русских острогов, городов и поселений, хотя есть множество сведений об этих приметах высочайшей цивилизации народов, когда-то проживавших здесь.

Учёт сибирским городам был положен ещё в доермаковские времена. В 1552 году Иван Грозный повелел составить «Большой Чертёж» русской земли. Вскоре такая карта была создана, но во времена Смуты исчезла, а описание земель сохранилось. В 1627 году в Разрядном приказе дьяками Лихачёвым и Даниловым была завершена «Книга Большого Чертежа», в которой только на северо-западе Сибири упоминается около сотни городов.

Да, действительно, когда казаки в начале XVII века пришли в Сибирь, больших городов они уже не обнаружили. Зато небольшие крепости, называемые городками, встречались им во множестве. Так, по данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVII века пушным ясаком было обложено 94 города. На фундаменте прошлого

В 1940-1941 и 1945-1946 годах сотрудниками Абаканского музея под руководством Л. Евтюховой были раскопаны развалины дворца, построенного около 98 года до нашей эры, существовавшего около столетия и оставленного людьми на рубеже старой и новой эры. Величественное сооружение, как полагают, принадлежало китайскому генералу Ли Лиину. Он был наместником западных хуннских земель в Минусинской котловине. Дворец, получивший в литературе название Ташебинского, находился в центре большого города площадью в десяток гектаров. Само же строение имело 20 помещений, насчитывало 45 метров в длину и 35 - в ширину. Здание характеризует и черепичная крыша, общий вес которой составлял около пяти тонн. Удивительно, но две тысячи лет назад строителям удалось создать стропила, способные выдержать такой вес.

Известия о сибирских городах в древности поступали от арабских путешественников. Так, на рубеже VIII-IX веков араб Тамим ибн ал-Муттаваи, путешествуя из города Тараза на реке Талас до столичного города уйгуров Орду-былык на реке Орхон, сообщил о столице царя кимаков на Иртыше. Спустя 40 дней после отправления из Тараза он прибыл в большой укреплённый город царя, окружённый возделанной землёй с деревнями. В городе 12 огромных железных ворот, много жителей, теснота, оживлённая торговля на многочисленных базарах.

Ал-Муттаваи видел разрушенный город на юго-западном Алтае, поблизости от озера Зайсан, но не смог из расспросов установить, кто и когда его построил и кем и когда он был разрушен. Богатейший рудный район, обнаруженный русскими рудознатцами в Алтайских горах в начале XVIII века, который теперь называют Рудным Алтаем, в действительности был открыт за многие века до них. Рудознатцы его лишь переоткрыли. Верным поисковым признаком служили разработки, спешно оставленные древними людьми. Кто они такие - достоверно неизвестно поныне, специалисты наравне с публицистами зовут их чудью.

Легенды о богатствах Алтайских гор были известны даже в Древней Греции. Отец истории Геродот писал об аримаспах и «грифах, стерегущих золото».

По мнению известных ученых Александра Гумбольдта, Петра Чихачева и Сергея Руденко, под аримаспами и грифами (гриппами) Геродот подразумевал население Рудного Алтая. Кроме того, Гумбольдт и Чихачев считали, что именно алтайские и уральские месторождения золотых руд были главными источниками снабжения золотом европейских скифов и греческих античных колоний.

В Алтайских горах в первом тысячелетии до нашей эры существовала богатая и яркая культура, которая была обнаружена Сергеем Руденко в 1929-1947 годах при раскопках Пазырыкских курганов. Как он полагает, цивилизация исчезла в короткий срок, возможно, в результате эпидемии, вражеского нашествия или голода. Однако когда русские оказались на юге Сибири, то обнаружили, что аборигены, в данном случае шорцы, прекрасно справляются с обработкой металлов. Недаром первый город, основанный здесь в 1618 году, был возведен на месте их городка и назван Кузнецком. Об этом свидетельствует отписка, поданная в Сибирский приказ кузнецким воеводой Гвинтовкиным.

Там, где прежде располагались поселения древних людей, были построены также Тюмень, Томск, Омск, Семипалатинск, Барнаул и многие другие сибирские города.

Например, достоверно известно, что в районе станции метро «Октябрьская» современного Новосибирска стояла большая крепость местного племени Цаттырт (по-русски - Чаты). В ней 22 июня 1589 года завершилась 16-летняя война Московского государства с ханом Кучумом. Воевода Воейков дал ему бой на месте нынешней Новосибирской ГЭС. Хан Кучум некоторое время скрывался в крепости от погони, но потом принял решение уйти, навсегда расставшись со своим Сибирским ханством. Её руины сохранились до прихода мостостроителей. А в 1912 году их описал Николай Литвинов, составитель самого первого справочника Новониколаевска. Кстати, Николай Павлович в 1924-1926 годах возглавлял Рубцовский уездный отдел здравоохранения.

Однако специалисты, как завороженные продолжая твердить о «богатейшей истории Сибири», неохотно заглядывают в глубь веков. Словно имеют дело с легендарным градом Китежем, погрузившимся в озеро… Русские аборигены

В 1999 году был обнаружен древний город, располагавшийся в Здвинском районе Новосибирской области (до 1917 года это была территория Алтая), на берегу озера Чича. Возраст поселения оказался сенсационно велик - VIII-VII века до нашей эры, то есть в гораздо более ранние времена, чем до сих пор датировалось появление в Сибири первых городов эпохи гуннов. Это подтвердило гипотезу, что сибирская цивилизация гораздо древнее, чем представлялось. Судя по проведённым раскопкам и найденным фрагментам домашней утвари, здесь жили люди почти европейской внешности. Не исключено, что Чичабург был местом пересечения путей различных народов, центром Древней Сибири.

Первое упоминание о торговом походе по Оби русских купцов отмечено 1139 годом. Тогда новгородец Андрий ходил к ее устью и привез оттуда большой груз пушнины.

Интересно для нас то, что он обнаружил в устье Оби русское поселение, в котором существовал торг, на котором, как оказалось, русские купцы давно уже обменивали свои товары на превосходные сибирские меха. Есть скупые сведения, опубликованные, в частности, в книге Леонида Кызласова «Древние города Сибири», что русские купцы в XII - начале XIII веков торговали с городами Кыргызского каганата. Удивительно, но прекрасно сохранившиеся мумии женщины и мужчины, обнаруженные в середине 1990-х годов на алтайском высокогорном плато Укок, принадлежали вовсе не к монголоидной, а к европеоидной расе. А драгоценности и изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией.

Неподалёку от границ Алтайского края и Казахстана археологи обнаружили большие поселения эпохи бронзы, названные ими не вполне удачно - протогородами или поселениями, претендующими на статус городов. Это неогороженные формирования, занимающие необычно большие площади - от пяти до тридцати гектаров. Например, Кент занимает 30 гектаров, Бугулы I - одиннадцать, Мыржик - три гектара. Вокруг поселения Кент в радиусе пяти километров располагались деревни Байшура, Аким-бек, Домалактас, Найза, Нарбас, Кзылтас и другие.

Описания как цветущих, так и разрушенных древнесибирских городов до Ермака можно найти у таких авторов, как Тахир Марвази, Салам ат-Тарджуман, Ибн Хордадбех, Чан Чунь, Марко Поло, Рашид-ад-Дин, Снорри Стурлуссон, Абул-Гази, Сигизмунд Герберштейн, Милеску Спафарий, Николай Витсен. До нас дошли следующие названия исчезнувших сибирских городов: Инанч (Инандж), Кары-Сайрам, Каракорум (Саркуни), Алафхин (Алакчин), Кемиджкет, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир, Нашран Хирхир, Ордубалык, Камкамчут, Апручир, Чинхай, Кянь, Илай, Арса, Сахадруг, Ика, Кикас, Камбалык, Грустина, Серпенов (Серпонов), Кануньон, Коссин, Тером и другие.

газета «Алтайская правда», 04.02.2011

«Чертёжную книгу Сибири» Семёна Ремезова и его трёх сыновей можно смело назвать первым русским географическим атласом. Она состоит из предисловия и 23 карт большого формата, охватывающих всю территорию Сибири и отличающихся обилием и детальностью сведений. В книге представлены рукописные чертежи земель: Града Тобольска и посадов с улицами, Тобольского города, Тарского города, Тюменского города, Туринского острога, Вехотурского города, Пелымского города, и другие города и окрестности.

, , , и других).
Какие-либо сведения о Грустине в древнерусских летописях и на русских картах отсутствуют. Информацию о Грустине мы можем почерпнуть из иностранных источников (воспоминаний купцов, монахов, путешественников, в разное время побывавших в России, а также карт Азии и Сибири, опубликованных в средние века в Европе). В русской литературе упоминания о Грустине впервые появляются только у и .
На европейских картах Грустина продолжает обозначаться вплоть до начала XVIII века (то есть, когда город уже, очевидно, перестал существовать). Видимо, это связано с тем, что из-за недостаточности и труднодоступности сведений о Сибири, европейские картографы просто копировали Грустину с более ранних карт. На более поздних картах Грустина уже не встречается.

ГРУСТИНА В ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ

Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн дважды посещает Россию в 1517 и 1526 годах, где, помимо своей основной профессиональной деятельности, активно изучает историю и географию русского государства. В 1549 году в Вене он издаёт на латыни книгу «Rerum Moscoviticarum Commentarii» (буквально «Записки о московских делах», которая в русской литературе чаще упоминается как «Записки о Московии ». В своих «Записках…» Герберштейн описывает Сибирь, в том числе, упоминает города Серпонов и Грустину. Если верить Герберштейну, народы, жившие по берегам Оби, платили дань московским царям задолго до похода Ермака в Сибирь.

От устья реки Иртыша до крепости Грустины два месяца пути; от неё до озера Китая рекою Обью, которая, как я сказал, вытекает из этого озера, более чем три месяца пути. От этого озера приходят в большом множестве черные люди, лишенные общего всем дара слова; они приносят с собой много товаров, преимущественно же жемчуг и драгоценные камни, которые покупаются грустинцами и серпоновиами. Они называются лукоморцами от Лукомории, лежащей в горах, по другую сторону Оби от крепости Серпонова. <…> Грустинцы и серпоновцы ведут с ними торговлю <…> По левому берегу реки Оби, вниз, живут каламы, которые переселились туда из Обиовы и Погозы. За Обью, у Золотой Бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосва, Березва и Данадим, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Бабы, называются данниками князя московского.

Аарон Лерберг упоминает Грустину в своих исследованиях по древнерусской истории Изслѣдованiя, служащiе къ объяснению древней русской исторiи А.Х. Лерберга. Изданы на нѣмецком языкѣ по определенiю Императорской С. Перербуржской Академiи наукъ Ф.Кругомъ. Перевелъ Д.Языковъ.. - СПб.: Типографiя департамента народнаго просвѣщения., 1819. - С. 33. - 400 с.:

Серпоновцами и Грустинцами называетъ Герберштейнъ народы, которые съ вершинъ Оби получали товары южныхъ Азіятскихъ странъ. Первые, по словамъ его, назывались такъ отъ Серпонова, укрѣпленнаго мѣста, находившагося будто по ту сторону Оби въ Лукоморскихъ горахъ. Слова сіи темны: и мѣсто и народъ, получившій отъ онаго своё названіе не видны ни въ какихъ другихъ извѣстіяхъ. Но Грустинцевъ узнать можно: укрѣпленная ихъ Грустина лежала на Оби между устья Иртыша и озера изъ котораго вытекаетъ Обь, ближе отъ устья, нежели отъ озера. И такъ ето вѣрно Гаустинцы, о которыхъ говоритъ Страленбергѣ въ описаніи Сибири, и остатокъ которыхъ отъ 2оо до 3оо душъ мужеска пола нашелъ онъ близь Томска, живущими въ хижинахъ; они были Татары идолопоклонники. Въ Сибирской исторіи упоминается о нихъ при построеніи Томска въ 16о4 году. Здѣсь названы они Еуштинцами и также показаны въ числѣ 3оо человѣкъ, и тогда ещё считали они себя главнѣйшимъ народомъ тамошней страны. Мнѣніе наше, что сіи Еуштинцы или Гаустинцы суть Грустинцы подтверждается тѣмъ, что мы здѣсь находимся въ такой области, которая нѣкогда не токмо въ Сибири но и у южныхъ Азіятцевъ была въ великой славѣ по хорошему состоянію жителей оныя.

Прямо указывает на то, кем именно были эти темнокожие, говорившие на непонятном языке народы, привозившие ви Серпонов свои товары на обмен. По его словам, это были купцы из Индии:

Прибавь (читатель) к названным ещё область Лукоморье, с которою граничат дружеские с русским народом грустинцы и серпоновцы, живущие близ Китайского озера, из которого вытекает Обь, и которым индийцы привозят на продажу разные товары и драгоценные камни. Лукоморцы, по образцу самоедов, спускаются зимою на жительство внутрь земли, а раннею весною снова выходят на солнечный свет…

Итак, мы можем сделать предположение, что Грустина являлась важным торговым и культурным центром средневековой Сибири. С другой стороны, отсутствие сведений о контактах отрядов сибирских первопроходцев с жителями Грустины, о взятии города и включении его в состав русского государства, о приведении грустинцев к присяге на подданство московскому царю, говорит о том, что Грустина начала приходить в упадок ещё до начала процесса присоединения Сибири к России. В, первом русском собрании карт Сибири, Грустины уже нет.

В 1604 году сюда были направлены русские казаки для возведения Томской крепости. Никакого города здесь уже не было. Город, как будто бы, исчезает бесследно, и споры о его местонахождении ведутся по до сих пор. Большинство европейских картографов помещали её в районе современного Томска. в пишет о том, что основатель Томска воевода Гаврила Писемский привел под присягу небольшое племя Эуштинцев (возможно, искаженное от грустинцы ), возглавляемых князем Тояном, поселение которых находилось в непосредственной близости от Томской крепости. Но Тоянов городок слишком мал для Грустины, которую Ортелий и Меркатор посчитали необходимым обозначить не только на картах Тартарии, но и на картах мира, выполненных в очень мелком масштабе. Известно, что следы Грустины пытался найти сосланный в Сибирь пленный шведский офицер . Однако, он обнаруживает лишь остатки вымирающей народности в количестве от 200 до 300 душ мужского пола, идолопоклонников, ведущих кочевой образ жизни, которых он на свой манер называет «Гауштинцами».

Летопись Томска окутана множеством легенд, уходящими своими корнями в самую глубину веков и тысячелетий. Легенды эти повествуют о том, что на месте современного Томска (основанного в 1604 году) когда-то давным-давно уже был другой город. Большинство томичей знают, что город буквально весь изрыт подземными ходами, на которые время от времени натыкаются рабочие или строители, когда ведут работы по рытью котлованов для фундаментов новых домов или различных траншей для подземных коммуникаций. Причём ходы эти встречаются как в центре города, так и на его окраинах.

Помимо многочисленных подземных ходов, в черте города время от времени обнаруживаются также древнейшие захоронения, которые были произведены гораздо раньше возникновения Томска.

Сам Миллер давал оценку Сибири, как «земли неисторической». Однако, в другой своей работе, в «Описании Кузнецкого уезда Тобольской Провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 г.» он, всё - же, упоминает о городах, которые в большом количестве существовали в Сибири до начала подчинения её Московской Руси. Во времена Миллера ещё можно было различить их руины.

Непосредственно перед русским завоеванием этих мест ими, а также ранее всеми томскими и ещё несколько позднее красноярскими местностями владели кыргызы, языческая татарская нация… То тут, то там ещё находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы.
Малышевская слобода была основана в 1722 г. <…> Она расположена в 60 верстах ниже устья реки Чумыш, на северо-восточном берегу Оби. <…> на устье речки Нижняя Сузунка, в 8 верстах выше слободы, и возле деревни Куликовой, в 12 верстах выше предыдущего места, на Оби - можно ещё видеть следы старых городов, которые были построены здесь прежними жителями этих мест, вероятно, кыргызами. Они состоят из земляных валов и глубоких рвов с выкопанными тут и там ямами, над которыми, кажется, стояли дома.

ГРУСТИНА НА СТАРЫХ КАРТАХ

Грустина на карте Тартарии из Atlas Cosmographicae Меркатора:

Составленный Герардом Меркатором Atlas Cosmographicae был опубликован посмертно его сыном Румольдом в 1595 г. Грустина в атласе Меркатора встречается дважды: на карте обеих полушарий и на карте Тартарии и имеет координаты 56°с.ш. и 108°в.д. Работая над своим атласом, Меркатор расположил нулевой меридиан поблизости от 25°з.д. по Гринвичу, чуть западнее острова Санта-Мария. Таким образом, в переводе на современную систему, координаты Грустины будут 56°с.ш. и (108°-25°) = 83°в.д., то есть у Меркатора Грустина расположена на широте Томска, но немного (на 1°57′) восточнее.

Карта Тартарии, выполненная фламандским картографом Петрусом Бертиусом. Амстердам, 1630-1644:

Мы видим, насколько устаревшими сведениями располагали картографы того времени: изданные в первой половине XVII века карты продолжают представлять до-Ермаково состояние Сибири: на них отсутствуют основанные в 1587-1604 гг. города , , Томск, зато есть неизвестные нам исчезнувшие Серпонов, Грустина, Касим, Иером и др.
Грустина расположена на 56° с.ш. и 117°30′ в.д. В старые времена, до проведения, картографы разных стран выбирали по своему усмотрению. Определим разницу между нулевым меридианом, принятым Бертиусом за начало отсчёта при составлении карты, и Гринвичем. На карте Бертиуса восьмидесятый меридиан в.д. проходит в точности через город (Usting ). На современных картах долгота Великого Устюга 46°18′ в.д. Таким образом, для перевода значения долготы объектов, обозначенных на карте Бертиуса, в принятую в наше время систему отсчёта долготы от Гринвичского меридиана необходимо ввести поправку минус 33°42′. Следовательно, координаты Грустины 56° с.ш. и (117°30′ - 33°42′) в.д. = 83°48′ в.д., что приблизительно совпадает с координатами Томска (56°30′ с.ш., 84°57′ в.д.).

Карта Тартарии, выпущенная издательством Парижской Королевской Академии Наук в 1706 году. Фрагмент:

В 1706 году сотрудником Гийомом Делиль ( lac Kithai )). Город с двойным названием Наксинск или Грустина ( Naxinscoi au Grustina ) находится в месте впадения Реки ( Katunia ) в Обь, то есть, там, где в наши дни расположен город . Однако сведений о том, что на месте Бийска в более ранние времена мог находиться другой город, или что какой - либо из исторических районов Бийска мог носить название Грустина, на сегодняшний день нет, поэтому вопрос о действительном месторасположении Грустины по-прежнему остаётся открытым. С другой стороны, Катунья – это старое, ныне не используемое название реки . В таком случае Наксинск мог быть расположен в на территории Алтайского края, вблизи с устьем Ануя.

Фрагмент карты Хондиуса, показывающий город Грустину. Ниже даётся пояснение на латыни: «urbs frequens ad quam tartari et rutheni confluent»:

В 1604 г. Хондиус приобретает печатные формы всемирного атласа Меркатора. Он добавил к атласу около сорока собственноручно выполненных карт и в 1606 г. опубликовал расширенное издание под авторством Меркатора, а себя указав в качестве издателя. Этот атлас неоднократно переиздавался и сегодня известен как «атлас Меркатора-Хондиуса». Грустина показана на выполненной Хондиусом карте Тартарии. Предположение об этническом составе Грустины позволяет сделать надпись-пояснение на латыни, сделанная Хондиусом ниже:

«urbs frequens ad quam tartari et rutheni confluent»

что означает «Город, в котором татары и русские проживают совместно».

Карта полушарий , 1630 г:

Грустина расположена на 56°с.ш. и 109°в.д. относительно нулевого меридиана Меркатора, или 56°с.ш. и 84°в.д. относительно Гринвича.

Карта полушарий . Амстердам, 1689г:

Во время обсуждения статей сегодняшних искателей нашего подлинного прошлого, Тартарии-Скифии, многие соглашались что наша история переписана.

Но часть комментаторов ссылалась на то что раз все документы пожгли то и... лучше оставить фальшивую историю как есть.

У меня появилась возможность дать слово Сибирскому староверу, тому чьи родичи веками жили на этой земле... Текст дан авторский без правки!

Индерь о Сибири…

« … Я не Славянин. Внешне 100% белый европеец, похож скорее на шведа или финна, но по Роду - коренной Сибиряк. Мы жили в Сибири за несколько тысяч лет до того как возникла Русь, и даже задолго до того как произошла тюркизация Сибири. Нас оставалось довольно много здесь, пока 400 лет назад не повалили из-за Урала русские казаки, планомерно уничтожавшие всех белых язычников, как особенно опасных для Московии врагов.

Во времена Золотой Орды нас было 17 родов только по Лукоморскому царству. И наверное десятки тысяч человек общим числом.

При Золотой орде мы жили неплохо. Потом во время упадка великих Сибирских царств, нас сильно проредили нашествия Джунгар, но и они не свели нас на нет. А вот у русских казаков, возглавляемых православными попами, получилось лучше... На сегодня, кровных традиционалистов в Западной Сибири чуть больше 200 человек из 4-х оставшихся Родов.

Но мы сохранили большую часть своей традиции, которая всё также передаётся изустно по женской линии от бабки к внучке, хотя и старики тоже многое ведают. Это та самая основа, которая дала свои плоды в виде Славянской (дохристианской), а позднее и Индуистской культуры и мифологии .

Нашу Традицию ведут по Главам Корневых Родов уже до 560 с чем-то колен. А если учесть, что за одно колено принимается 25 лет - возраст зрелого мужчины (раньше в этом возрасте рождались уже и средние дети), то нетрудно счесть 25х560=14000лет (у нас нет летоисчисления от какого-то древнего события, а наоборот от сего дня и назад в прошлое).

Некогда в Сибири существовало несколько крупных Царств - "Югорье"(Зап. Сибирь и Урал),"Лукоморье" (низовья р.Обь и часть побережий сев. морей), несколько "Белогорий" (Сиянское,Манское, Янское и т.д.), "Беловодье"(Верховья Ирия, часть Горного Алтая) и другие царства. Несколько веков всё это объединялось в Великую Орду (Арду).

В Орду входило множество царств, ханств, княжеств,и правили разные правители от разных народов."Золотая орда" - всего лишь правопреемница этого огромного в прошлом военного и геополитического объединения, появившаяся уже фактически на руинах тех великих царств. Европейцы, в т.ч. русские сохранили лишь крупицы памяти от этой эпохи. Больше всего они контактировали с Югорьем (Югра, Угра). Угра, Югра, это древнее название р.Печора. Всё что за Печорой просто называлось Угра, а людей Уграми/Югорами.

Первыми жившими в Зап.Сибири предками были те, кто жил у Лукоморья (на "морском" побережье). Лукоморьем впоследствии называлось и одно из Великих Сибирских царств. Это довольно конкретное географическое место-бассейн р.Обь и р.Томь. Хотя морем нынче тут и не пахнет, но тем не менее по совершенно достоверным геологическим данным, 14000 лет назад, на территории современной Зап.Сибири существовал огромный, оставшийся после таяния, водоём, с севера ещё подпруженный этим ледником. Не море, конечно, в прямом смысле, но всё же гигантский водный бассейн, который мы вполне могли принимать за море и сохранили в Родовых изустных былях. Обдора… Она была великим княжеством, входившим в состав Югорья и длительное время царства Лукоморья.

Территориально Обдора располагалась между северным Уралом и заливом Обская губа. Именно там Весей и было больше всего, в Обдоре. Может оттого и нарекли их «Обда». Название Обда чем-то напоминает также название какого-нибудь народа. Но это и не удивительно, ведь раньше люди по Югорью, большинство диких таёжных животных величали "лесными народами", практически приравнивая их по значимости к своим племенам. Конечно, вероятно, есть свидетельства и о более древних подтверждаемых традициях. Но я, к сожалению, с такими пока не сталкивался.

Не возьмусь ничего утверждать, но уже очень многие исследователи полагают, что предки Славян появились на нашем континенте именно на Севере Сибири, постепенно мигрируя в центральные районы Евразии, дойдя на востоке до Тихого океана, на юге до Индийского океана, а на западе до Северного моря и Атлантики.

В общем можно предположить, что именно в среднем и нижнем течении Оби и располагался некий центр, откуда предки Славян, а возможно и Европеоидов вообще, разошлись потом по всему миру. А вот откуда они сами сюда ещё раньше пришли, этого точно даже наши бабки не знают. Говорят просто "с севера", но Север велик...То что у нас в Традиции сохраняется, почти не подвергалось изменениям несколько тыс. лет, и отчасти напоминает некоторые традиции,бытующие сегодня разве что в Индии. А Русь за это время столько влияний испытала на себе, что многие понятия просто стали "с ног на голову".

По официальным учебникам истории, освоение Сибири русскими начинается только с походов Ермака, само Славянство территориально ограничивают каким -то крохотным пятачком вокруг Новгорода и Киева.. Неправда! Нам принадлежал и принадлежит практически весь Евразийский континент! А Россия была и есть геополитическая правоприемница Великой Арды (Орды).

Старики сибиряки рассказывают удивительные вещи, которые не укладываются ни в какие существующие исторические схемы:

*Говорят о том, что белое население ни откуда не пришло в Сибирь, а всегда жило тут и даже наоборот, расселилось отсюда по всем землям.

*Что мы всегда жили и живём до сих пор в Великой Арде, только иначе её теперь называем.

*Много других народов жило с нами в Арде. Татары - наши братья, но вроде не все, по словам есть "Белые Татары", они нам очень родственный народ.

Арда - это своего рода воинское и политическое образование на территории современного СНГ...

*Для того чтобы контролировать огромную территорию собиралась дань (соврем. налоги) и ВСЕГДА была воинская повинность.

*Границы Арды тысячелетиями были примерно одинаковыми. И по сей день они почти не изменились.

*На территории Зап.Сибири Арда всегда противостояла Джунгарам и полчищам других воинственных племён, приходивших с терр. совр.Китая.

*Говорят, что в наших краях были огромные города, такие большие что и сейчас таких нет.

Об Асгарде Ирийском я сам слышал ещё в детстве, это был колоссальный древний «мегаполис». Но из камня никто ничего не строил, т.к.понятия были такие, что человек - это Чело даденное Душе на Век, и ничего из делаемого руками не должно на долго переживать Человечий Век.

Фигура Петра I очень в народе не любима. Кстати, и у нас его именно "Петрушкой" презрительно называли, и в России. Этот исторический деятель нанёс, пожалуй, наибольший урон нашей общей культуре своими прозападными реформами. По его личным распоряжениям, в Сибирь направлялись специальные экспедиции, целью которых был сбор и уничтожение любых документов и артефактов, обнаруживавших древнюю историю Великих Сибирских царств. Церковь охотно помогала этому, у них даже до сих пор существуют документальные распоряжения на счёт находимых в земле языческих древностей.

Придворный "историк" Миллер имел прямое задание сделать Сибирь "землёй неисторической"... И это ему вполне удалось... Нынче в Российских учебниках не найти даже упоминаний об огромных городах Тарх-Тарии, хотя, например, эта информация есть в курсах многих университетов запада, где преподаётся история. Замалчивают это только от нас. Но кто ищет, тот находит. Сохранились даже казачьи грамоты времён ранней экспансии.

Своеобразные отчёты царю, об обложенных ими ясаком сибирских городах числом более 70.Семьдесят городов ! И это в период наибольшего упадка Тарх-Тарии! В приписках казаков заподозрить невозможно, поскольку этот ясак строго учитывался и отправлялся в Московию. По сути это были обычные налоговые документы. Скорее всего им было бы выгоднее занизить число захваченных городов, чем завысить, так что эта информация совершенно объективна.

Наши Предки в древности были поголовно грамотными - простой (письменной грамотой) владели с детства. Причём начертанное письмо было распространено только среди простого люда. Знающие люди послания передавали в виде вязанья.

В нашей земле спрятан особый «памятный камень», который когда будет освобождён из темницы своей и увидит солнце, будет говорить на разных языках и откроет большие тайны. Кто попало его не найдёт - просто мимо пройдёт. Т.е. буквально, как только коснуться его прямые солнечные лучи, он начнёт "говорить" и ведать тайны, а пока он в темнице, он немой и тусклый как бутылочное стекло (это привожу, практически, дословно).

Да, многие воевали. Но некоторые также веками держали обеты ненасилия. В моих 4х корневых родах были не только вояки, но и потомственные кузнецы, и династии их шли именно от оружейников древности. Я даже в былях о "змей-мечах"с детства не раз слышал. Но с основанием "Золотой орды" по неким не вполне понятным причинам воинские и оружейные традиции были оборваны. Вероятно "Золотая орда" в основе придерживалась иных принципов, нежели "Арда Великая,"в которой собственно и формировалась культура традиционалистов в том виде,в котором она дошла до нынешних дней.

Интересные детали:

На основных направлениях, где Арда отражала набеги извне, существуют нас. пункты под названием Колывань (Коловань). Бабка мне как то рассказывала о том что такое "Колываны"

Это очень связанное с войной святилище... Сооружение из брёвен в особых местах, внутри которого и снаружи были места, где сушили для походов провиант и раскладывали раненых в бою воинов, для восстановления. В каких именно местах, знали только особые люди, колдуны/волхвы, простой человек не зная мог не с той стороны приблизится и даже умереть или состариться на много лет. А мог и помолодеть! В общем довольно таки страшное место были эти Колываны, их очень боялись. Святилище-Колыван делало вокруг себя странные и подчас страшные вещи...

Там оживали и бродили кругами покойники, там местами можно было в одночасье поседеть и состариться, а можно было наоборот помолодеть!

Следили за святилищем Колыванские-волхвы, знающие все особенности этого страшного места.

Если перед постройкой Колывана в тех местах рылись колодцы, то после постройки его, вода в некоторых из них становилась "Мёртвой", а в других "Живой".

Так же в "мёртвых местах" рядами выкладывали раненых в бою и умирающих воинов, чтобы их раны затянулись. А потом переносили в "живые" места, чтобы набрались сил и встали на ноги! Зазубренные мечи там "молодели". А в "мёртвых" местах сырое мясо высыхало и его брали в боевые походы и на дальние заставы, где оно не портилось месяцами!

И всегда они возводились там, где чаще всего происходили побоища! Там же были "чёрные кузни", где кузнецы-колдуны ковали самые совершенные доспехи и оружие. Так вот в Новосибирской области есть Колывань..., рядом же в Алтайском крае тоже есть Колывань. И древнее название столицы Эстонии - Колывань.

Расскажу "страшную" сказку-быль (слышанную ещё в детстве от бабки), о том, как наш в роду отдалённый Предок ходил в Колывань за "Мёртвой водой".

"В семье случилось нещастье, покалечилась младшая сестрёнка.
Лежала израненная, с жаром и в бреду, летом раны быстро начинали гнить.

Знающие люди посоветовали добыть "мёртвой воды", чтобы омыть раны.
Достать такую воду можно было только в Колывани!

Но идти в Колывань, жуткое испытание, т.к. место это навье - колдовское!
Так вот пришлось ему идти в Колывань.

Колыванские волхвы указали ему колодец, где была нужная вода.

И сказали - "время не теряй, один раз ворот повернёшь, на пять лет состаришься, два раза - ещё на столько же... а если бадью упустишь, то не успеешь снова вынуть, от старости на месте умрёшь!".

Но он не убоялся и пошел к колодцу! Принёс полную кадку "Мёртвой воды" волхвам, но стал совсем седой и дряхлый как столетний дед.

Тогда самый старый волхв, видя его бесстрашие, поднял белый камень и кинул его далеко в сторону самого Колывана, повелев принести его ему.

И уйдя туда седым стариком испытуемый принес волхву белый камень снова став молодым как и прежде! Вернулся он в родные места, принёс и "Мёртвую воду" и белый камень.

У сестры его быстро на ногах раны зажили как омыли их этой водой.

А камень положенный у изголовья в неё силы вселил, стала она ещё краше и веселее прежнего!

А камень этот в роду хранили как святыню, он обладал чудесной исцеляющей силой!"

Китайская стена, по мнению некоторых специалистов в фортификационном искусстве, изначально строилась как оборонительная линия для отражения атак не с Севера, а именно с Юга и Юго-востока... Это было примерно в эпоху расцвета Арды Великой. Т.е. есть мнение что построена эта стена была нами. Позже она неоднократно перестраивалась и достраивалась уже самими жителями Поднебесной…

Сообщение между государствами было гораздо более активным чем представляется сегодня. И не за "500 лет до казаков", а гораздо раньше и чаще. "Северный морской путь", согласно нашим былям существовал ещё 3,5 - 5 тыс.лет назад и караваны из лодий ходили морем, а потом вверх по Сибирским рекам и обратно, регулярно.

Жили действительно сёлами/городищами, но были раньше в Сибири и на удивление крупные города! Причём с развитой системой коммуникаций судя по всему и даже с этаким прообразом метро. Из-за снежных зим и видимо весьма хаотичной малоэтажной застройки, по узким улочкам перемещать грузы/товары бывало проблематично. Поэтому, когда город разрастался до определённых размеров, под ним рыли из конца в конец, крест на крест его пересекающие тоннели. Причём весьма широкие - два пароконных воза или две боевые колесницы свободно разъезжаться могли. Об этих тоннелях и до сих пор по Зап.Сибири легенды ходят.

Многие Роды наши предпочитали жить осёдло, не меняя места в течение зачастую сотен колен. И сёла называли свои именно - Родовые Сёла. Т.е. вполне можно допустить, что когда-то, получив от местного правителя право на землю с последующим её наследованием потомками, люди обживались там, и поселение сперва приобретало вид некоего хутора/скита, затем постепенно разрасталось и превращалось из Родового Поселения (поместья) в Село и даже Городище. Во времена древних царств Сибири строились максимум деревянные, а то и полуземляные постройки. Считалось, что жилище как и сам Чело век, должно служить всего на век (людской век...). Т.е. соблюдался принцип сосуществования и ненанесения вреда окружающей природе.

К тому же топоры, нужные для постройки домов, тоже ведь из чего-то делались. Из железа, естественно. На современной территории Кузбасса, где есть и железорудные месторождения и огромные запасы каменного угля, местами выходившие даже на поверхность, в древности был очень развит железоделательный промысел. Он был стратегически важным, ведь территория зап.Сибири постоянно подвергалась набегам племён из сев. Китая, а в последствии Джунгар - оружие было необходимо как воздух. И в эпоху "ранней бронзы" Югорье и некоторые другие древние царства Сибири, имели огромную фору в плане обладания самым совершенным на то время оружием. Выплавляли железо едва ли не в каждой второй семье.

Очень многие кузнечили. От того древнее название территории Кемеровской области - Кузнецкая земля. И отдельные Рода и семьи и целые деревни занимались добычей и привозом руды, в то время как другие специализировались на добыче угля (есть в наших местах деревня Пестери - древнее название, там в своё время изготавливали лучшие"пестери" - берестяные заплечные короба для переноски угля, лошадь не всяк мог себе позволить).А иные специализировались на выплавке и кузнечном ремесле. Бывало, что в каждом доме какого-нибудь селения была земляная плавильня. Совсем не большая печь с мехами, либо подземным поддувом какие были и в Аркаиме.

Железо тогда ценилось равновесно золоту! И для охраны обозов с оружием и стальными чушками, по трактам и конным тропам квартировались охранные Артели (дружины). Например, современный пос. Артышта (той же Кемеровск. обл.) был в старину называем не иначе как Арда ста (дружина сотня). О ней чуть ли не легенды до сих пор у коренных язычников рассказывают - идеально вооружённые и закованные с головы до пят в лучшие стальные латы воины. И это судя по всему 3-4 тыс.лет назад, задолго до того как римская пехота с голыми жопами и деревянными щитами бегала...

Промысел был действительно очень развит, железо даже в виде слитков шло на обмен, причём даже в дальние страны, это сейчас подтверждается исследователями, которые по хим. составу металла определяют к какому месторождению и времени он относится. И Аркаим не исключение, там это тоже проявляется очень ярко. Вообще Праславянская - Ведическая цивилизация снабжала металлом половину мира (например выражение «булатная сталь» искажено тюрками, произносилось -«болотная сталь»).

В позднейшее время, когда белое коренное население Сибири, практически исчезло, железоделательный и кузнечный промысел остался лишь у Шорцев, немногочисленной азиатской народности живущей в горной части Кузбасса. При экспансии России в Сибирь 400-300 лет назад, их (Шорцев) даже называли Кузнецкими Татарами, хотя собственно к настоящим Татарам они отношения не имеют, а промысел переняли у белых Югоров и сохранили вплоть до начала 20 века.

Вообще на территории предсалаирья и современного Кузбасса были очень распространены всевозможные промыслы. Всегда гнали дёготь, кто-то уголь древесный пережигал, другие каменный уголь копали/возили, кто известь жёг, кто ремесленничал, пчеловодство было развито, торговали всегда в Сибири активно. Охота, рыболовство и даже прудовое рыбоводство и собирательство, тоже не последнее значение имели, причём, судя по всему, уже 3000 и более лет назад рыбу в прудах разводили.

У нас в Родовых былях упоминается такой факт, что каждый год по осени соль сильно дорожала,и обозы ездили за ней на юг через Колывань (предполагаю в р-н оз.Чаны), где её выпаривали специально для засолки большого количества прудовой рыбы. Пруды спускались по осени, и рыбу собирали всем селом, коптили, вялили, но в основном, солили в очень больших количествах. Т.е. и в те, весьма отдалённые времена была вполне развита специализация и кооперация хозяйств.

Вообще наши старики всегда приговаривали, что на свете на самом деле ничего не меняется, всё что было тысячи лет назад, то есть и сегодня, разве что мирской суеты становится больше.

Т.е. жизнь во всю кипела и все, в т.ч. современные формы хозяйств были уже тысячелетиями до нас...Сибирь была отнюдь не безлюдна, она являлась процветающим центром пересечения основных торговых путей континента.

Но деструктивные процессы неизбежны для целых империй и даже цивилизаций. Они тоже часть эволюции, это следует понимать. В российских школьных учебниках такого не пишут... И святое для нас - коренных Сибиряков понятие Арда Великая, для остальных отголосок почти ругательного термина "Золотая орда". Ерму Темучина превратили в казака Ермака Тимофеича , которого никогда не было, а был реальный персонаж Ерма Темучин из коренного знатного рода Вана, того самого Вана, которого с лёгкой руки историков стали почему-то называть Иваном. Есть даже в летописях такое - "Иваново царство" в Сибири. Ерма Темучин просто заключил союз между Московией и остатками "Сибирской Орды", раздробленной к тому времени нашествиями и подвергавшейся насильственной исламской экспансии со стороны Хана Кучума (Кучум - переводится как чужак).

Величайшего из правителей Евразии Чингиз-Хана в величайшего злодея. Сибирь/Тарх-Тарию - страну тысяч городов и сотен народов в землю "неисторическую". Арду Великую забыли, а её правопреемницу Золотую Орду, откуда, кстати, и у самой Руси ноги растут, почитают за некую "империю зла" древнего мира, якобы державшую под "игом" многие народы...

А между тем "игом" этим была всего - то артельская десятина, которая шла на содержание воинских артелей,в основном, где юноши проходили обязательное обучение воинскому искусству. Да "горовая" система быстрого оповещения о внешних вторжениях. Плюс объединение многих земель на основе единения культур, обеспечение безопасной торговли и установления цивилизованных её правил используемых в общем-то и по сей день... И конечно попытки разложения и подрыва этой древней системы, пресекались быстро и жёстко.

Не даром в Арду стремились любые здравомыслящие правители всех времён. Но это уже было тогда, когда традиции Славяно-Ариев были сильно ослаблены, а население смешалось с азиатским. Великие царства оказались в упадке или даже полностью исчезли. Последней попыткой объединить всех было создание "Золотой орды".

Но Золотоордынцам, к сожалению, тоже не удалось консолидировать всю эту массу людей, и после распада империи Чингизидов упадок лишь усугубился.В таком состоянии Сибирь, почти без коренного белого населения, и застали царские казаки и попы, которые с помощью сабель и крестов довершили разрушение. Куда делась Великая Арда?У нас многие считают что никуда не делась.

Она существует и поныне, но в иных формах. Она с некоторыми изменениями трансформировалась в Золотую Орду. Затем стала Российской империей... Спустя некоторое время преобразилась в Советский союз. Сегодня она Российской федерацией и со скрипом и скрежетом пытается до сих пор выполнять всё те же геополитические функции, коие выполняла когда-то Арда Великая. Не лучшие времена, да... И всё-таки за всем этим стоит Арда Великая. То, чем она станет завтра, никому не ведомо. Но в общих чертах и даже в своих границах это геополитическое образование существует на территории Евразии уже не менее 6-7 тыс. лет. Мы всё те же люди, в нас всё те же гены, и как бы что ни было в нас скрыто тысячи лет, однажды это обязательно

Приложение: Гены Орды

«Основные результаты:

1. По современным популяциям монголов сформированы генетические маркеры-индикаторы события «Монгольские завоевания 13 века». Это гаплогруппа C (ее частоты среди монголов порядка 60%) и гаплогруппы O и D (встречаются у монголов с небольшими частотами).

2. Среди русских имеются носители гаплогруппы C. Однако крайне низкое их число (примерно 3 человека на 1000) свидетельствует о том, что их предки не являлись участниками события «Монгольские завоевания 13 века» и его следствия - монголо-татарского ига 13-15 веков. Это же относится к украинцам, среди которых маркеры-индикаторы рассматриваемого события не выявлены.

3. Значимые частоты «монгольских» маркеров выявлены только в 3 европейских популяциях - ногайцы Дагестана (C, O и D - 25,0%), крымские татары (C, O и D - 22,7%), турки Стамбула (C - 4,5%), а также в группах башкир (C и O - 4,0-16,3%) в юго-восточной, южной и юго-западной частях ареала их расселения. Сформулированы гипотезы, объясняющие эти факты. Появление этнических монголов на юге Восточной Европы и вместе с ними гаплогрупп C, O и D представляется нереальным. Скорее всего, эти гаплогруппы попали в регион с территории Казахстана (через ногайцев) или от калмыков.

4. Имеются ли генетические следы монгольского завоевания 13 века в Восточной Европе, на Среднем Востоке, Кавказе и Балканах? Нет.

Вместо заключения.

Если Монгольская империя существовала на просторах Евразии, причем в нее входили и предки народов Восточной Европы, но при этом их монголы не завоевывали, то … То это Предки народов Восточной Европы завоевали монголов. Эта предельно простая логическая конструкция. Полученное заключение прямо следует и из реконструкций НХ ФиН. Имеются ли генетические следы завоевания русскими монголов? Получить ответ на этот вопрос очень просто.

Нужно по современным популяциям русских и других народов, предки которых были вовлечены в процесс создания Империи, сформировать генетические маркеры-индикаторы «Русь-Орда 14-16 (17) веков» и проверить монголов на их наличие. Главный маркер-индикатор, который может служить отличительной особенностью русских южнее сегодняшнего ареала их проживания (включая Сибирь), - это гаплогруппа R1a1. Среди русских (центр и юг европейской части России) порядка 50% ее носителей. Имеется ли этот маркер у современных монголов? Да. Среди халхов выявлено 3,5% его носителей (таблица 1). В двух других выборках, характеризующих монголов, процент его носителей составляет 9,5% и 4,2% (таблицы 2 и 3).

Если войска Руси-Орды завоевали территорию Монголии, то они оставили на ней оккупационные армии. Скорее всего, потомки этих воинов сегодня являются этническими группами монголов. Причем, среди них должны быть относительно высокими частоты маркера R1a1.

Имеются ли такие этнические группы среди монголов? Да. Это, прежде всего, Uriankhai и Zakcnin, потомки ойратов. На английском языке последнее слово пишется ясно и понятно - OIRAD. Это немного трансформированное русское слово ОРДА. То есть Uriankhai и Zakcnin являются потомками ОРДынцев, воинов Руси-Орды. Частоты носителей гаплогруппы R1a1 у Uriankhai и Zakcnin составляют 6,7% и 13,3% соответственно.

Но на западе Монголии имеется еще одна этническая группа монголов - Khoton. Про ее предков «смутно» известно только то, что они откуда-то пришли в регион, говорили на тюркском языке и исповедовали ислам. Это и есть один из наборов маркеров воинов Руси-Орды. Так вот, у Khoton отмечены аномально высокие частоты носителей гаплогруппы R1a1 - 82,5%. Здесь мы только «слегка» обозначили эти интересные вопросы - генетические и лингвистические маркеры Руси-Орды у монголов. Конечно, они заслуживают самого детального рассмотрения».