Валаамский архипелаг - удивительное сочетание природы и архитектуры, притягивающее к себе путешественников со всего мира. Это место выделяется среди сотен других островов Ладожского озера: на Валааме вы найдёте величественные храмы (скиты) и суровые гранитные скалы, живописные бухты и тенистые аллеи. Валаам дарит своим посетителям новые ощущения и чудесные воспоминания.

Список экскурсий, где можно посетить знаменитые скиты Валаама

  • Экскурсия "Дивный остров Валаам" (выезд из Петрозаводска)— временно неактуален

Если вы не житель Карелии, то экскурсии по скитам ищите в многодневных сборных турах по Валааму .

На Валаамском архипелаге 11 скитов: Во имя всех Святых (Белый), Никольский, Смоленский, Гефсиманский (Жёлтый), Воскресенский (Красный), Предтеченский, Александра Свирского (Святоостровский), Ильинский, Коневский, Свято-Авраамский, Свято-Владимирский. Часть из них разрушена, часть реконструирована. Скиты - одинокие церковные сооружения, которые можно найти в самых отдалённых частях архипелага - на одиноких маленьких островках, в бухтах и на развилках дорог.

Традиционные экскурсионные маршруты дают возможность увидеть три скита:

Никольский скит

Он расположен в 1,5 километрах от монастырской усадьбы на одноимённом небольшом островке. Всех приезжающих на Валаам встречает шатровый храм Свято-Никольского скита. Его местоположение выбрано неслучайно - 12 иноков, живших в нём в XVIII веке, исполняли роль работников таможни, так как в монастырь нельзя было ввозить алкоголь и табак. Современная церковь была отстроена русским зодчим Горностаевым в 1853 году на месте колокольни с маяком. Никольский скит соединяется с островом Валаам дорогой, появившейся в конце XVIII века, и деревянными мостиками, соединяющих два острова архипелага.

Гефсиманский скит

Его также называют Жёлтым, находится в 5 км от основной усадьбы, на перекрёстке двух дорог. Одна из них ведёт к ферме, другая - к главной усадьбе Валаамского монастыря. Главные сооружения комплекса - церковь Успения и часовня Вознесения Господня. Обе постройки сделаны в едином стиле - голубая кровля и крашеные жёлтой краской стены. Много сил было потрачено, чтобы облагородить территорию скита: к малой Никоновской бухте спускается пихтовая аллея, а к часовне ведёт дорога с выбитыми в камне ступенями. Со смотровой площадки открывается вид на один из самых красивых пейзажей Валаама - Малую Никоновскую бухту.

Воскресенский скит

Гефсиманский и Воскресенский скиты разделяют 800 м большой монастырской дороги. 6.5 км - расстояние, разделяющее скит Воскресения и главную усадьбу. Композиционный центр скита - церковь Андрея Первозванного. Храм стоит на месте часовни, занимавшей его место до 1901 года. Примечательна эта церковь тем, что в её «кукувулии» - мраморном гроте - хранились «Частицы Гроба Господня». Однако верхняя часть храма утратила былое великолепие - иконы и другие предметы убранства вывезены частично в Финляндию, а частично уничтожены. На территории помимо келийных корпусов находится трапезная, где кормят туристические группы.

Адрес: Россия, Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам
Дата основания: конец XI – начало XII
Основные достопримечательности: Собор Спаса Преображения, церковь Валаамской иконы Божией Матери, церковь Петра и Павла, церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" и Троицы Живоначальной
Святыни: мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских
Координаты: 61°23"20.2"N 30°56"41.9"E

Содержание:

Возникновение и развитие христианства на Валааме – это далекое прошлое, по преданиям, дошедшим до наших дней, совпадает со временем крещения Руси.

Валаамский монастырь с высоты птичьего полёта

Прежде, красота и величие этих мест, о которых мы расскажем ниже, привлекли на архипелаг язычников. Здесь располагалось их главное капище – место, где они поклонялись своим богам Велесу и Перуну и приносили в их честь жертвы.

По дошедшим до нашего времени преданиям первые христиане, появившиеся в этих землях – это иноки преподобные Сергий и Герман. Упорный труд и молитвы Валаамских Чудотворцев положили начало для основания этого поистине знакового места для всех верующих. Предания, сохранившиеся в церковной обители, рассказывают, что преподобные Сергий и Герман являлись миссионерами греческой церкви, а сама территория входила в состав владений Княжества Великого Новгорода. Главный же расцвет, развитие обители, возведенной во имя Преображения Господня, пришелся на XV – XVI века.

Общий вид собора Спаса Преображения

Место основания Валаамского монастыря

Место основания и развития Валаамского монастыря не могло быть выбрано лучше. В самое сердце природы-матушки смотрели основатели, возводя на островах эту святыню. Комплекс возводился и развивался максимально удаленно от мирской суеты. Острова архипелага, со всех сторон окруженные водой, идеальны для духовного служения, уединения и ведения тихой жизни иноков.

Территория архипелага включает в себя порядка 50 островов, в основном маленьких по площади. Более трех четвертей общей площади архипелага занимает главный остров – Валаам.

Чуден и восхитителен этот край. Удивительная и разнообразная растительность насчитывает почти 480 различных растений, среди которых есть занесенные в Красную книгу. Птицам и рыбам, множеству представителей мира животных – всем нашлось место в этом святом крае.

Рухольня и кельи духовника на фоне собора Спаса Преображения

Почти вся территория заросла хвойными лесами. Она испещрена скалами, о многие из которых разбиваются могучие волны Ладожского озера. Красота этих мест, воистину, неземная! Самой судьбою, а может быть, волей Божией, суждено было на этом месте расположиться духовному центру Руси Православной, получившему название Северного Афона.

Становление и развитие Валаамского монастыря

Первые десятилетия пустынь, на которой обосновались монахи, постоянно подвергается нападениям со стороны шведских наемников. Получив отпор от войска русского, они в бессильной злобе нападали на беззащитных монахов, сжигали и разоряли их обитель. Во время одного из таких нашествий было принято решение перенести святые мощи преподобных Сергия и Германа в Новгород. И лишь в конце 11 столетия, после того как угроза была ликвидирована, мощи были возвращены на Валаам. Однако, остерегаясь угрозы будущих набегов и осквернения святыни, было принято решение схоронить их глубоко внутри скалы, в специально вырубленной для этого могиле. И поныне святыня хранится в этом месте.

Собор Спаса Преображения

Более активное развитие началось в середине XIV века, после заключения мира со шведами. Шведский король Магнус Второй, пытаясь попасть на главный остров архипелага, после безуспешных попыток и многих дней скитания по морям, принял решение отречься от престола. Он прекратил попытки развязать войну. Более того, сменив царский сан на простую рясу священника, он познал истину и стал носить имя Григорий.

Вплоть до 16-го столетия монастырь активно развивается. Правящие в разные годы цари государства Российского с особой благосклонностью и заботой относятся к святыне. Они освобождают тамошние земли от налогов и сборов, а природу островов защищают особыми указами, запрещая, в том числе, охотиться и вырубать леса.

Трагическая история, не раз выпадавшая на долю монастыря, повторилась в 1578 году. Шведы вновь развязали захватнические войны. Подвергая истреблению и гонениям карелов, они напали на Валаамский монастырь и безжалостно порубили мечами старцев и послушников, не отказавшихся от своей веры – Православия.

Собор Спаса Преображения

Несколькими годами позже еще одно горе и испытание выпало на долю иноков этой обители. Эпидемия чумы, вспыхнувшая внезапно и стремительно, унесла жизни множества служителей церковного комплекса. А затем шведы окончательно разорили святыню, уничтожили практически все, что было создано здесь, - церкви и кельи монахов, трапезную и всю отраду. Все было сожжено, разграблено, разрушено. Многие монахи прятались в окрестных лесах, не желая покидать священные земли, некоторые продолжали служение господу на территории Антониев-Дымского монастыря.

Истинное развитие обители началось в конце XVI – начале XVII веков, после заключения очередного мира со шведами. Царь Руси, в то время – Федор Иоаннович, выделил из государевой казны средства и вновь отстроил обитель. Были возведены церкви, кельи, трапеза и другие строения, восстановлена ограда комплекса. Дальнейшее развитие и расширение обители привлекло на его территории множество людей верующих. Создается и обустраивается 12 скитов, что в конечном итоге дает возможность и основание именовать монастырь Великою Лаврою.

Церковь Петра и Павла, Келейный корпус

Трудные времена не раз выпадали в виде испытаний на долю иноков. Не обошла беда стороной и в самом начале XVII века. В то время правил обителью игумений Макарий, когда коварное нашествие шведов принесло на святые земли полное разорение, погибель многих истинных служителей Православия. После этого на земле обосновались захватчики, построив свои дома на святой земле, стремясь полностью искоренить следы православия. Более ста лет территории находились в ведении шведского короля, а иноки были либо уничтожены, либо изгнаны с этих земель.

Восстановление Валаамского монастыря

Не просто так в истории земли Русской имя Петра Первого звучит, как Петра Великого! Настоящего царя русского, вернувшего и величие, и веру народу своему. Именно Петр I повелевает возобновить монастырь сразу же после того, как с Валаама изгнали захватчиков. Указ императора, изданный в 1715 году, повелевал начать полное восстановление обители на Валааме. Помощь в становлении земель оказывал Кириллов монастырь, откуда поставлялась утварь, припасы, инструменты для разных работ и многое другое.

Церковь Петра и Павла

Находясь под надежной защитой государства российского, святыня развивается наиболее активно, возводится все больше церквей, развиваются другие здания и сооружения. Развитие велось столь стремительно, что уже к 1811 году на территории монастыря нет ни одного деревянного здания. Все строительство ведется только из кирпича. Активное и динамичное развитие Валаама продолжается вплоть до конца XIX – начала XX веков.

Новое испытание Валаамского монастыря

Территория, на которой располагалась пустынь, почти целое столетие находилась в составе Финского Великого Княжества. В те годы это была часть Российской империи. Страшные события, преследовавшие церковь после установления на территории России власти большевиков, миновали Валаамскую обитель, сохранив ее созданный многими столетиями величественный облик.

После победы в войне 1941-1945 года священнослужители, спасаясь от власти Советов, вынуждены были покинуть святые земли. Они обосновались на территории теперь уже независимой Финляндии, где на предоставленную помощь основали Ново-Валаамский монастырь. Эта обитель является действующей и в наше время.

Церковь Валаамской иконы Божией Матери

Сам остров в это время переживает новую стадию развития, никак не связанную с верой. Поначалу здесь открывают школу боцманов, а затем дом для инвалидов. Много позже, стремясь сохранить историю в целостности, здесь открывается Музей-заповедник. И только в 1989 году, после известных событий свержения власти коммунистов и атеистов, в Валаамский монастырь возвращается монашеская жизнь.

Современный этап развития Валаамского монастыря

С 1991 года монастырь переходит в подчинение Патриарху Московскому и Всея Руси. В настоящее время обитель насчитывает около 150 послушников, а всеми делами руководит назначенный игумен – Епископ Троицкий. Восстанавливается и развивается весь комплекс. В настоящее время из 13 скитов на территории архипелага восстановлено 10. А к великой дате – юбилею Крещения Руси, который был широко отмечен в 2008 году, возведен Владимирский скит.

Памятник Патриарху Алексию II

Здесь имеется резиденция патриарха, музей и даже мастерская, оборудованная всем необходимым для иконописи. Из светского направления развития обители следует отметить открытие амбулатории с самым современным оборудованием. Создана она на средства благотворителей.

Валаам – остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположены посёлок Валаам и памятник русского зодчества – Валаамский Спасо-Преображенского ставропигиальный мужской монастырь.

Валаам находится на расстоянии двадцати двух километров от материка. В основном на острове проживает братия монастыря. В летнее время остров переполнен туристами. Порядок на острове поддерживается церковными властями. Расположенный здесь мужской монастырь находится в подчинении у Патриарха всея Руси.

Сплошь заросший лесом, изобилующий многочисленными бухтами, заливами, проливами и внутренними озёрами, Валаам выделяется из сотен других ладожских островов. Всё здесь необычно: громадные массы гранита, поросшие мхами, могучие сосны, корни которых, как руки, цепляются за совершенно голые камни, гряды валунов. Также на Валааме можно встретить необычного вида ель с густой, спускающейся до самой земли кроной – знаменитые ели в «юбках», которые были посажены монахами Валаамского монастыря.

История Валаама

История острова Валаам

По преданию, ещё в 1 веке от Рождества Христова, остров посетил Андрей Первозванный и установил на нём каменный крест. Но только в 10-м веке на острове появились первые жители – финно-угорские племена.

История возникновения названия острова даёт простор для фантазии. Название можно перевести с финно-угорского «валамо» как «высокая земля», но не менее вероятен перевод «земля света» или «земля клятвы». Некоторые сопоставляют его с именем Ваала – по древнескандинавской мифологии сыном Одина, а также со славянским богом Велесом, которому здесь приносили жертвы язычники. Также любопытно, что одного из библейских прорицателей о Христе звали Валаамом.

Много «хозяев» было у острова и каждый здесь устраивал что-то своё. В начале 17 века остров Валаам захватили шведы и практически полностью уничтожили монастырь и монахов, однако, Пётр Первый отбил остров и вернул его России.

В 1918–1940 годах остров принадлежал Финляндии. На острове велись фортификационные работы – на остатки линии Маннергейма можно посмотреть и сейчас. Валаам неоднократно подвергался бомбардировкам. По итогам советско-финской войны, Карелия, в том числе и Валаам, вновь отошли к СССР.

История Валаамского монастыря

Датой возникновения Монастыря некоторые историки считают 960 год. Есть другое мнение, согласно которого Монастырь здесь возвели где-то на границе 13 и 14 веков, когда острова уже более 200 лет принадлежали Новгороду.

Основателями монастыря на Валааме считаются преподобные Сергий и Герман, но годы их жизни в разных источниках разнятся, отсюда и разные даты возникновения Валаамского монастыря. Преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в 10 веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Об этом свидетельствуют древние жития преподобного Авраамия Ростовского, в которых повествуется о его пребывании на Валааме и о существовании здесь православного монастыря в 10 веке. По другим данным, преподобные Сергий и Герман поселились на Валаамском острове в 1329 году. Возможно, что эта дата ошибочна из-за неточного пересчёта в летоисчислениях.

За свою историю, Валаамские острова неоднократно подвергались набегам шведских войск. Монастырь служил одновременно оборонительной крепостью. В начале 17 века шведы осадили северо-запад Руси. На их пути оказался Монастырь. Шведские полки разорили и практически стерли с лица земли обитель на Валааме, братия практически вся погибла. В 1617 году острова перешли во владение шведам почти на сто лет.

Только в 1715 году, после очередной войны со шведами, указом Петра Первого началось восстановление обители. Тогда была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь, колокольня и хозяйственные постройки.

В середине 18 века Валаамский монастырь дважды горел, а затем его земли были переданы в государственную казну. В результате Монастырь пришел в упадок. Двадцать лет Валаамский монастырь простоял в забвении, до тех пор, когда в 1785 году, его было решено возродить. На этот раз он должен был стать каменным. Обители были возвращены земли, а к 1801 году была уже построена центральная усадьба. Вскоре было построено каменное здание монастыря, а к концу 19 века – церкви скитов.

19 век считается веком расцвета Валаамского монастыря. Во многом, этому способствовало назначение на пост настоятеля отца Дамаскина. Он пришел в Монастырь простым послушником, сумел себя проявить и вскоре был назначен настоятелем. Руководил Дамаскин в Монастыре 42 года. Он провел некоторые реформы, в частности, отменил отшельничество. При нём было возведено 18 часовен, основаны рыбный и конный заводы, пристани, проложено 126 км дорог. При отце Дамаскине, практически все работы в Монастыре выполняли сами монахи. Своими руками выращивали они на неплодородных валаамских землях фрукты, овощи, даже арбузы. Во времена правления отца Дамаскина были разбиты великолепные фруктовые сады, любоваться которыми можно и по сей день. К 20 веку на острове насчитывалось около 1000 постоянных жителей.

Новые испытания пережил Валаам в 20 веке. После революции 1917 года, в 1918 году, Валаамские острова вошли в состав Финляндии, и в 1918–1940 годах Валаам принадлежал Финляндии. Монастырь вошел в число церковных меньшинств, потому что основной религией в Финляндии является лютеранство. Тогда же на острове разместились части финской армии, а в 1925 году в Монастыре стали проводится службы на финском языке. К России (в то время СССР) острова, а вместе с ними и Монастырь, вновь отошли лишь в 1940 году, по итогам Советско-финской войны 1939-1940 гг. Советские войска разгромили финнов, те покинули остров, одновременно с ними уехали и монахи, увозя с собой из Монастыря всё самое ценное. Беглые братья приобрели в Финляндии усадьбу и основали в ней Нововалаамский мужской православный монастырь, который после Великой Отечественной войны присоединился к Русской Православной церкви, хотя территориально и экономически продолжал принадлежать Финляндии.

А вот на острове Валаам, после присоединения к СССР, началась совсем другая жизнь – без колокольного звона и служб. Здесь была школа юнг, создан совхоз, интернат для инвалидов и престарелых. Церкви использовались как склады и магазины, деревянные постройки служили топливом. И только в 1979 году начались реставрационные работы, возобновилась монашеская жизнь.

Достопримечательности Валаама

Конечно, чтобы обойти все достопримечательности острова Валаам, нужен не один день. Ведь это целый ансамбль из множества церквей, часовен, крестов и других сооружений в сочетании с удивительной природой. А к некоторым скитам можно добраться только по воде.

Главной достопримечательностью острова Валаам является, конечно же, мужской Спасо-Преображенский монастырь с одноимённым собором. Свято-Преображенский Валаамский собор был полностью перестроен в 19 веке. Он расположен на возвышенности, куда ведёт лестница, начинающаяся недалеко от причала Монастырской бухты. Вход на территорию по всем правилам православия, поэтому женщинам нужно надеть юбку и накрыть голову. Короткий рукав также не приветствуется. Юбки и косынки можно взять при входе. За этим строго следят.

Внутри собора нет расписных стен и потолка. В советское время в монастырских корпусах была организована школа боцманов, а в самом соборе утроили клуб. Росписи были закрашены. Позже здесь было овощехранилище. Постепенно храм разрушался. Когда здесь снова возродилась монашеская жизнь, стены просто покрыли белой краской, чтобы как можно скорее возобновить молитвы. Помимо молитв, здесь можно услышать монашеские песнопения.

Есть на Валааме и краеведческий музей, где представлены предметы быта местного населения. Здесь же находится магазин сувениров и паломническая служба. Любителей военной истории привлекут остатки построек линии Маннергейма.

Скиты Валаама

Особенностью Валаама также являются скиты. Чтобы попасть к ним от монастыря, нужно идти по главной монастырской дороге на юго-запад острова. А если вы прибываете в Никоновскую бухту, то начать осмотр достопримечательностей лучше именно со скитов. Вообще многие задаются вопросом, что такое скит. Это место, где монахи живут небольшими группами, то есть ведут более уединённый образ жизни. Как правило, скит имеет свой устав и храм. В общей сложности на острове насчитывается около 10 скитов.

Воскресенский скит

Первым на вашем пути встретится Воскресенский скит. (фото 4) Согласно преданию, именно здесь поставил крест Андрей Первозванный. Особенностью скита является то, что он состоит из верхней и нижней церквей. Нижняя устроена наподобие пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Непривычно видеть над головой не купол, а ровную поверхность.

Гефсиманский скит

В отличие от могучего Воскресенского скита, построенного из красного кирпича и окружённого оградой, Гефсиманский, напротив, лёгкий (фото 5). Церковь в светлых тонах выполнена из дерева, а напротив неё часовня в таком же стиле.

Гефсиманский скит, построенный в 1911 году игуменом Маврикием, расположен на Сионской горе. В 1910 году здесь был установлен поклонный крест серого гранита с символикой крестных страданий Спасителя. Его церковь, увенчанная шатрами, освящена во имя Успения Богородицы. Внешний интерьер церкви богато украшен резьбой, а внутреннее убранство, в частности, иконостас, было выполнено из кипариса, сегодня, к сожалению, полностью утраченного. Рядом с ним находится небольшая деревянная часовня, где можно увидеть икону «Моление о чаше». За церковью, между пихт, расположены два келейных корпуса для братии, в которых в 1930-е годы жили финские артиллеристы.

Коневский скит

Чуть в отдалении от главной монастырской дороги находится Коневский скит (фото 6). Деревянный, в окружении леса, он стоит на берегу озера и представляется очень уютным. Восстановленный храм имени Коневской Божией Матери считается святыней скита. Рядом расположена келья, в которой обитает отшельник и послушники. Туристам разрешается бывать на территории Коневского скита, но в храм вход воспрещен.

Владимирский скит

Самым новым, возведённым уже в 21 веке (строительство завершено в 2007 году), является Владимирский скит. Он представляет собой резиденцию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Здание очень отличается от других строений своей интересной формой и напоминает архитектуру Новгорода. (фото 7)

При Владимирском ските была возведен храм в честь равноапостольного Владимира, который в 2008 году был освящен патриархом Алексием Вторым. У храма есть два придела: во имя святой великомученицы Людмилы и во имя Всех Русских Святых. Цокольный этаж скита занимает музей истории Валаамского монастыря. Отдельный зал в музее посвящен патриарху Алексию Второму, много сделавшему для возрождения монастыря на Валааме.

Никольский скит

Никольский скит является одним из красивейших скитов острова Валаам (фото 8). Расположился он в полутора километрах от Центральной усадьбы монастыря. Добраться до него можно по дороге, проложенной в 18 веке. Сначала она проходит по Валааму, а затем по деревянным живописным мостам, которые соединяют острова.

Никольский скит принял первых монахов в 18 веке. В то время здесь жило 12 монахов, которые занимались рыболовством и таможенным досмотром: на остров Валаам был запрещен ввоз табака и спиртных напитков. На самой вершине холма расположился отреставрированный шатровый храм Свято-Никольского скита. Раньше на этом месте стояла небольшая часовня с маяком, построенная в начале 19 века. Стены внутри храма расписывали монахи, проживающие на его территории и главной темой росписи было житие Николая Чудотворца.

У пристани туристы могут полюбоваться на гранитный поклонный крест, уставленный в 1861 году, и небольшое деревянное строение, которое раньше выполняло функцию таможенного пункта. Братия жила в келейном корпусе, реставрацию которого провели в 1988 году.

Реставрируются и населяются древние скиты Всеховятский, Предтеченский, Никольский, Святоостровский и Сергиевский.

Как добраться до Валаама

В настоящее время, ежегодно Валаам посещают десятки тысяч русских и иностранных паломников и туристов. Туристические фирмы предлагают различные туры по Валааму, а специальная паломническая служба – даже длительное пребывание на острове и работу на благо монастыря. На Валааме даже имеется гостиница для туристов. Также в монастыре можно приобрести аудиозаписи хора братии монастыря. Можно самостоятельно добраться до острова. В летние месяцы туда ходит по несколько теплоходов в день.

Паломничество на Валаам

Для православного человека Валаамская обитель, с сонмом святых подвижников и старцев, с подворьями, скитами и пустынями, необыкновенно красивой природой, отделенная от мира ладожскими водами, является настоящим «Русским Северным Афоном».

Поэтому для паломников главным в их путешествии, сколько бы дней оно не длилось, становится приобщение к валаамской духовной традиции. Прежде всего, это возможно через совместную с братией литургическую молитву и участие в таинствах. Богослужение стоит в основе всех паломнических программ.

Проживают паломники в монастырских гостиницах, питаются в трапезной по монастырскому уставу. За 2-4 дня, проведенные на острове, гостям предлагается расширенная экскурсионная программа, включающая посещение удаленных скитов – Всехсвятского (старейшего на Валааме, открытого только для паломников-мужчин) и Смоленского.

Для паломников, желающих более тесно познакомиться с монастырской жизнью, потрудиться на послушаниях, просто в уединении погулять по островам архипелага, разработаны программы «Неделя» и «Две недели в монастыре».

Подробнее о паломничестве на Валаам читайте на сайте http://vp.valaam.ru

Валаамский монастырь где находится? Какая это область? На берегу какого озера расположен? Как туда попасть? Такими вопросами задаешься сразу, как только слышишь какую-то из его легенд или историй, страшных и волшебных.

На земле русской встречаются обители, будто излучающие свет. Одна из них расположилась на острове Ладожского озера – тихий уютный кусочек земли, окруженный со всех сторон водой, вдали от суеты, известный и почитаемый.

Имя ему Валаам – святой уголок России, будто сотканный из туманов и тайн. Сюда, в монастырь на острове, едут паломники коснуться святых мест, и туристы, жаждущие тишины и покоя, единения с невероятно чудной природой. Это место издревле известно и почитаемо.

Вконтакте

История острова Валаам

Историки до сих пор не пришли к единому мнению о периоде, когда был основан монастырь на этих землях. Пожалуй, это самая большая его тайна. Если захотите посмотреть краткое описание, которое дает Википедия — даты вы там не найдете. По одной из версий рождение монастыря связано с Авраамием Ростовским, а значит с X-XII веков, по еще одной – это XII-XIV столетия или начало XV‑го.

Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год

Существует предание, по которому каменный крест установил на Валааме апостол Андрей, направляясь на север с проповедью Христовой, положив, таким образом, начало монастырю. Но особо почитаются здесь те, кто основал монашеское братство – преподобные Сергий и Герман.

Даже имя острова наполнено легендами и загадками. Говорят, что зародилось оно во времена обитания на этих землях финно-угорских племен, которые «валамо» называли «высокую землю», а позднее – карелов. Его сопоставляют с богом славян Велесом, а также с именем сына Одина из мифов древних скандинавов – Валы, а еще это имя носил библейский прорицатель.

Остров пережил многие потрясения. Эпидемии, набеги шведов, власть иной веры. Обитель уничтожали и возрождали заново. Пока по Ништадскому договору о мире эти земли окончательно не стали признанными шведами российскими. Это произошло в 1721 году.

Вот тогда началось очередное возрождение монастыря. У него появилось здание из камня, а к завершению XIX столетия – церкви скитов. Все стройматериалы изготавливались здесь же. Сюда наезжали российские императоры, петербургская интеллигенция, художники, поэты, музыканты. В 1887 году заложили соборный храм, и спустя время поднялся Спасо-Преображенский собор.

После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему сохранился, и обитель оказалась церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии - лютеранство)

Двадцатый век принес этим землям новые испытания. Остров, а с ним монастырь, перешел к Финляндии и оставался там от революции до второй мировой. Он существовал, но его настиг голод и эпидемия. Введение нового календаря заставило часть отказавшихся подчиниться монахов покинуть обитель. На Валааме обосновался военный гарнизон финнов, и с обострением отношений Советского союза и Финляндии пришлось пережить бомбежки, а монахам пришлось спасаться на материке.

Но по мирному договору Карельская республика, а с ней Валаам, отошли к Стране Советов. Только вот жизнь на острове оказалась очень далекой от звона колоколов и богослужений. Создали совхоз, даже школу юнг. В церквях разместили магазины со складами, а деревянные постройки – на дрова.

Пятьсот человек – слепых и глухих, без рук и ног, самых тяжелых – их выдергивали из отлаженной жизни, пусть почти нищей, но свободной, перевозили сюда, забирали паспорта с солдатскими книжками и переводили героев прошедшей войны фактически на положение заключенных. Люди мрут как мухи – так говорили теперь о них. И хоронили без имен, только колышки и таблички с номерами, как преступников. Лишь лет двадцать назад кресты появились на этих могилах, на тех, что остались.

Около 1980-х были начаты реставрационные работы и монашеская жизнь возобновилась.

Месторасположение острова на карте России

Валаамский архипелаг находится в Сортавальском районе Республики Карелия. Примерно пятьдесят островов разбросано по северной части Ладожского озера, самого большого в Европе. Валаам – из них крупнейший (9,6 х 7,8 км), а возвышение на 60 м над уровнем озера делает его еще более величественным.

Он оторван от большой земли, но не отстранен. До материка всего 22 км, до Сортавала, это ближайший к нему город, всего 42 км, и более 220-ти – до Санкт-Петербурга. Если двигаться по прямой, через 160 км наткнетесь на устье Невы.

В самом начале прошлого века недалеко от Гефсиманского скита воздвигли маленькую пристань и установили поклонный крест. Его отлично видно с судов, подходящих со стороны Ладожского озера к Малой Никоновской бухте. Она очень напоминает широкую реку, левый берег у которой пологий, поросший лесом, а правый – напоминающий вертикальную стену 40-метровой высоты.

Монастырь на острове Валаам

Более 150 человек в братии монастыря. Но не только общежительная жизнь возрождена здесь, возвращается к жизни также скитская. Сегодня восстановлены десять из тринадцати старых скитов, даже выстроен новый – Свято-Владимирский. Случилось это в 2008 году в честь юбилея Крещения Руси.

Во время визита в сентябре 2008 года, 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Патриарх Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса Свято-Владимирского скита (архитектор Андрей Анисимов) на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме

Именно здесь находится резиденция Патриарха, а также мастерская иконописи, музей.

Примите к сведению: с получением статуса ставропигиального (1991 г.) Валаамский монастырь подчиняется лично Патриарху Московскому и Всея Руси, который лично назначает игумена, ведающего всеми делами обители.

В российских городах открылись подворья монастыря. Это Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Сортавала, Приозерск. Собственный флот монастыря – это теплоходы, семь пассажирских и четыре грузовых. Имеются пекарня, собственная молочная ферма, хорошо отлаженное форелевое хозяйство и автопарк. В полном порядке содержатся сады с пахотными землями и покосами. Имеется даже современная, полностью оборудованная, амбулатория. Братским хором возрожден знаменитый валаамский распев.

Устав монастыря предполагает с открытием навигации, это май-ноябрь каждого года, прием гостей, чем занята здесь служба «Валаамский паломник», которую благословил Святейший Патриарх Алексий II. Развитие и рост обители продолжается. Храмы ее наполнены теплыми молитвами. А сердца паломников, посетивших ее, продолжают крепнуть в вере.

Постройки на территории монастыря

Чтобы увидеть каждое строение, каждую достопримечательность острова, одного дня может оказаться мало.

Ведь в этом ансамбле такое множество церквей, часовен, крестов и иных сооружений, а окружает их такая удивительная природа, и, чтобы познакомиться с этим дивом, обязательно нужно останавливаться, присматриваться, наслаждаться увиденным. А добираться до некоторых из них придется исключительно по воде.

Спасо-Преображенский собор

Он служит главным украшением одноименного мужского монастыря.

В 1991 г. Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю присвоен статус ставропигиального

На его территорию можно войти, соблюдая определенные правила. Прежде всего, это касается женского населения: никаких брюк, длинные рукава, покрытая голова.

Не увидите вы внутри росписей на потолке и стенах. Когда-то здесь размещался клуб и росписи закрасили, затем тут хранили овощи. С возрождением монашеской жизни их закрасили в белый цвет.

Обратите внимание: куда важнее восстановленных росписей были возрожденные молитвы.

Белый и Красный Скит с постройками

Скиты Валаама – это нечто особенное. Здесь монахи проживают небольшим числом со своим уставом, ведя уединенную жизнь. Жителя скита называют скитником, не надо путать со скитальцем. Расскажем о некоторых из скитов:

Скит Всех Святых (Белый скит). К скитской ограде приведет вас настоящая дубовая аллея. Как только оказались у ворот с кованными створками – вы добрались до скита и находитесь на его территории.

Раньше женщины могли попасть в Белый скит лишь на престольный праздник с крестным ходом в день Всех Святых

Считается, что где-то здесь обитал в своей одинокой келье преподобный Александр Свирский. В его честь возвели церковь, на месте которой через сто лет, в веке XIX, поднялся двухэтажный храм Всех Святых. А вместо домиков – келейные корпуса.

Благодаря белому цвету, а именно такой краской выкрасили все строения, включая ограду, скит прозвали Белым;

Примите во внимание: устав Белого скита очень строг. Лишь единожды в году, на храмов праздник, допускают женщин. А мужчины могут попасть исключительно с разрешения настоятеля.

Воскресенский скит (известен как Красный скит). Построили его в самом начале прошлого века. Стоит он на вершине холма с двухэтажной церковью в центре, так напоминающей иерусалимский храм.

В комплекс скита входят два келейных корпуса и трапезная, в которой кормят туристические группы

Предание утверждает, что именно на этом месте свой крест поставил Андрей Первозванный. И сегодня его именем названа нижняя церковь. Она без всяких излишеств, но уютная, здесь находится «кувуклия». Хранилась в этом мраморном гроте частичка «истинного гроба Господня». А в верхнем храме проводят концерты духовных песнопений.

Возьмите на заметку: в трапезной скита пригласят перекусить паломников и гостей острова.

Есть еще и другие скиты: Гефсиманский – легкий из дерева, Коневский – тоже деревянный, Владимирский – самый новый из всех (о нем говорилось выше) и другие.

Успенская церковь

Иначе говоря, Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее считают на Валааме старейшей. Первая была деревянной, а затем в 1785 году ее перестроили из кирпича.

В советское время она служила магазином, а иконостасу выпала роль перегородки, потому его замазали синей краской. Но божественная красота храма была восстановлена полностью, реставрационные работы закончились совсем недавно.

Конюшенный дом

Представляет собой здание красного кирпича в два этажа. Его построили в 1871 году специально для размещения работников. Летом их число достигало четырехсот.

Чтобы держать лошадей, с противоположной стороны корпуса стояли конюшни. Стойла в них были просторные и теплые. Кстати, лошадей, в большинстве своем, выращивали здесь же, на острове.

Сегодня здесь гостиница для волонтеров.

Водопроводный дом

Трехэтажная постройка за Старым братским кладбищем – настоящий памятник промышленной архитектуры. Непросто было доставать здесь воду, особенно зимами. И хоть приходилось трудно, своими силами построили водопровод, трубы прокладывали сквозь гранит. Пришлось в скале пробивать туннель в 142 метра, двухметровой высоты. Специально была вырублена лестница в 172 ступени, чтобы можно было пройти к берегу.

В цокольном этаже здания установили паровую машину (водокачальня). Именно она воду перекачивала из колодца, который трубой был соединен с заливом. Здесь же оборудовали кузницу, мельницу, баню, позже были пристроены мастерские и котельная.

На строительство дома деньги собирали всем миром, а завершение строительства пришлось на 1863 год. Эта система обеспечивала водой каждое монастырское помещение. А зимой по тоннелю из монастыря добирались до Водопроводного и Конюшенного домов.

  1. Здесь не остаются безнаказанными попытки кощунства. Шведы, которые в 1611 году разорили монастырь, вознамерились выкопать мощи преподобных, чтобы надругаться над ними. Однако совсем скоро их настиг «великий недуг и расслабление членов», что устрашило нимало. А на этом месте была устроена часовня.
  2. Календарный вопрос. В ноябре 1918 года Валаам перешел в ведение финляндской Православной Церкви. А она активно стремилась к реформам, и результатом стал переход на григорианский календарь с западной пасхалией, которых остальные Православные Церкви признавать не желали. Кстати, многие монахи отказались подчиниться и покидали монастырь. С возвращением в Русскую Православную Церковь в 1946-ом вернулись к прежнему, юлианскому календарю.
  3. Здесь и яблони цвели. XIX век. Сады Валаама прекрасны. Более 60 сортов яблок, 50 тонн каждый год. А какие созревают в монастырских парниках арбузы! До 8-ми кг, трехкилограммовые дыни, достигающие 33-х кг тыквы. А все это при +17°С в июле.
  4. Хотите пройти здесь службу? Это реально. В военной части ПВО, дислоцированной на архипелаге. Сегодня православные юноши призывного возраста, согласные стать монастырскими послушниками до призыва в часть, могут быть приняты в монастырь. Из их числа как раз и укомплектовывается часть.
  5. Обитель во всемирной сети. Информационные технологии коснулись и Валаамского монастыря. И сегодня официальные его страницы открыты в социальных сетях, есть свои странички и в ВК, и в Facebook, есть и официальный канал Youtube:

Информация для паломников и туристов

Валаам – это отличное место, если хочется на какое-то время уйти от суеты, остаться с верой наедине, поразмышлять о спасении души.

Официальную информацию о святой обители можно найти на сайте https://valaam.ru .

Цель посещения монастыря

Но сюда едут и едут паломники со всех частей света, прикоснуться к этой святыне, отсюда отправить свою молитву, чтобы стала она теплом, пищей и утешением, чтобы глаза внутренние направлены были на обустройство красоты своей души.

Стремятся сюда туристы, чтобы своими глазами увидеть это чудо, эту почти первозданную красоту, чтобы насладится тишиной, спокойствием и уютом этих мест.

Как добраться

Конечно, этот остров создает кое-какие трудности для всякого, кто мечтает попасть сюда. Но не стоит беспокоиться. Транспортная система налажена неплохо. Добираться придется по воде и только в теплое время, когда открыта навигация.

Самостоятельно. Самое удобное – попадать из Сортавала или Приозерска.

Сортавала. Сюда вы доедете по железной дороге Санкт-Петербург-Костомукша или на автобусе, отправляющемся из Питера в или прямо в Сортавала. Легко найдете причал. А с него до острова каждый день ходят Метеоры. Только придется позаботиться заранее, чтобы забронировать места.

Приозерск. Добраться из Санкт-Петербурга не составит труда. Каждый день ходят электрички. Можно ехать на автобусе. До причала лучше воспользоваться услугой такси;

На Валаам ходят Метеоры. И снова лучше забронировать билеты заранее через интернет. Ходят до острова и тихоходы, вместо 1ч. 15 мин вы потратите три с половиной часа. Имейте в виду, что из-за штормов, какие на Ладоге не редкость, рейсы, случается, отменяют. А, если вы владеете собственным судном, можете отправиться на нем.

В составе экскурсии. Это более надежный вариант, так как билеты на судно из Сортавала или Приозерска вам гарантированы.

Круизы из Санкт-Петербурга. Выбор маршрутов довольно обширный, достаточно обратиться к услугам туристической компании. И вперед, по Неве в Ладогу. Вам не придется беспокоиться, как добраться, где остановиться, что поесть.

Где остановиться

Если на остров вы приехали в надежде задержаться, станет вопрос размещения. Гостиницы на острове в основном рассчитаны на паломников.

Туристов ждут номера теплохода «Адмирал Кузнецов», что в Монастырской бухте. Разместиться можно также в гостинице «Игуменской». Здесь, кстати, можно и палатки поставить. На специальных туристических стоянках (их 6) оборудованы кострища и имеются запасы дров.

Где пообедать

Если вы приехали с экскурсией, ваше питание организовано в трапезной Воскресенского скита. В кафе под названием «Валаамский паломник» вы можете удобно расположиться, покушать и заодно купить Валаамские пряники. А готовят вкусно, и цены вполне приемлемые.

Современные исследователи относят основание монастыря к нач. XIV в. Уже к XV-XVI вв. монастырь стал широко известен на Руси. Из числа валаамского братства вышли знаменитые подвижники и основатели многих монастырей на Руси.С 1917 по 1940 г. Валаам территориально принадлежал Финляндии. 14 дек. 1989 г. первые шесть иноков прибыли на остров для возрождения монашеской жизни. Остров Валаам на Ладоге - место необычное, исполненное религиозного смирения и вселенской гармонии. Паломнические поездки в этом направлении совершаются регулярно, и среди множества святынь, посещаемых верующими, одно из центральных мест занимает Спасо-Преображенский Собор.

на Крестовом острове

Центральная усадьба монастыря расположилась на высоком холме и представляет собой стройный ансамбль. В центре усадьбы находится Спасо-Преображенский собор , который виден со многих точек острова. Его окружают корпуса братских келий, а по склонам холма раскинулись сады. От холма в разные стороны разбегаются дороги и аллеи, ведущие к хозяйственным постройкам, часовням и скитам, разбросанным по всему острову. Мосты, перекинутые через каналы и заливы, соединяют разные участки Валаама и острова в единое целое.

Величественные шпили этого красивейшего храма удивительно удачно сочетаются с богатой природой Карелии, наводя на серьезные размышления о вечном. Посещение этих святых мест производит огромное и неизгладимое впечатление на каждого, кто здесь побывал.


Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных километров. Поразительной природы подобно Валаамской, по словам гидрографа А. П. Андреева, "не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на глубину, - островки, мыски, бухточки...

Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид".

Пристань Большой Никоновской бухты

Большинство теплоходов, приходящих из Сортавала, швартуются в Монастырской бухте. По левому борту открывается прекрасный вид на центральную усадьбу монастыря с белыми келейными корпусами и Спасо-Преображенским собором.

Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где воздвиг каменный крест.



Двухэтажный собор построен очень интересно, с разными архитектурными подходами: нижний его уровень выполнен в византийском, а верхний - в исконно русском стиле.

Очень красиво смотрится внешняя его отделка, объединившая в себе фасады из красного кирпича и купола голубого цвета, стремящиеся ввысь. Внутри церковь богато украшена художественной росписью - потолок имитирует звездное небо, на стенах и колоннах - лики святых, херувимы и библейские сюжеты.


Купол Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря

Тайная Вечеря.Роспись храма Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря

Основатели Валаамской обители преподобные Сергий и Герман Валаамские

Спустя девять веков(после апостола Андрея Первозванного) двое иноков, Сергий и Герман, пришли "от восточных стран", "вселились" на один из скалистых островов и основали монашеское братство. Житие, повествующее об их подвигах, считается утраченным. Мощи преподобных были обретены нетленными в XII в. и скрыты в толще каменной горы, на вершине которой возносит к небу кресты Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь.



За время своего существования Спасо-Преображенский монастырь на Валааме не раз подвергался разрушениям, особенно в тяжелые военные времена. Но собор оставался невредимым, даже несмотря на бомбардировки с воздуха. После финско-советской войны (1939-1940 г.г.), когда монахи покинули монастырь, собор постепенно начал приходить в упадок. Возрождать его начали только в восьмидесятых годах прошлого столетия, когда его взяло под охрану государство.

Скит — это одна из форм монашеской жизни. Ее сущность заключается в том, что несколько опытных иноков принимают суровый устав и живут в строго уединенном месте. Помимо скитской формы в монашестве приняты отшельническая и общежитская. На Валааме исторически сложилось так, что человек, ищущий спасения в отречении от мира, начинает свой путь в монастыре (общежитская форма), затем переходит в скит, а из скита может по благословению настоятеля уйти в "пустынь", стать отшельником.

Владимирский скит Валаамского монастыря


Храмовый комплекс Владимирского скита Валаамского монастыря в деталях


Алтарь Владимирского храма Валаамского монастыря — отдельное произведение искусства, как и всё во Владимирском скиту

Скоро этот храм распишут фресками школы архимандрита Зинона (Теодора) тыц

С христианским упорством и терпением валаамские монахи, в буквальном смысле, вручную создали на скалах плодородный слой почвы, перевезенный с материка, и выращивали диковинные для этих мест садовые деревья и культуры. Достаточно сказать, что на Валааме в условиях уникального микроклимата еще полтора века назад арбузы выращивались в открытом грунте.



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Гефсиманский скит, о. Валаам


Иконостас Успенской церкви Гефсиманского скита Валаамского монастыря


Скит Всех Святых.Этот скит действующий, его посещение регламентируется уставом. Женщины могут попасть внутрь ограды один раз в год, на праздник Всех Святых. Паломникам-мужчинам для посещения скита в другие дни необходимо разрешение настоятеля.


Алтарь в возрожденном храме в честь Живоначальной Троицы

Воскресенский скит вид сверху

Церковь Воскресения Христова (1901-1906), Воскресенский скит, о. Валаам

Колодец Воскресенского скита

Фарфоровый иконостас, верхняя церковь Воскресенского Храма в Воскресенском ските, остров Валаам

Природа Валаама настолько уникальна, что в XIX веке Валаам стал своеобразной школой пейзажной живописи, в которой готовили свои дипломные работы выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств, среди которых выделяются имена И.И.Шишкина, А.В.Гине, Ф.А.Васильева и др. На Валааме они бывали неоднократно и увековечили его пейзажи на многих своих картинах, хранящихся ныне в самых известных музеях мира.

Ильинский скит Валаамского монастыря находится на одном из самых удаленных от основного монастыря островов из группы Байёвых (Байонных). Открыт в 1868 году. После советского разорения Ильинский храм был заново срублен в 2003 году архангелогородскими плотниками.

Вознесенская часовня на горе Елеон

Часовня Валаамской иконы Божией Матери на о. Светлом

Водопроводный дом

Коневский скит

Попасть на Предтеченский остров можно на теплоходе, который совершает получасовой рейс по маршруту вдоль северо-западной оконечности Валаамского архипелага. По пути открываются удивительные пейзажи, увидеть которые можно только с воды.Монастырское предание рассказывает, что скитская жизнь на этом острове возникла еще в незапамятные времена. Подвижники Предтеченского скита жили по очень суровому уставу, который запрещал любую скоромную пищу в течение всего года. Запрещалось посещение острова как паломникам, так и самой братии. Писатель Н.С.Лесков сказал об этом острове: "Здесь вечный пост, молчание и молитва". Правила устава жестко сохраняются в возрожденном скиту и поныне.

Церковь Смоленского скита

Подкупольная фреска в церкви Смоленской иконы Божией Матери в Смоленском скиту Валаамского монастыря. Ближе к алтарю изображена Пресвятая Богородица с окружающими Ее ангелами. А вокруг Христа - 12 апостолов.

На всю ширину иконостаса надпись: «больше сия любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»). Фресковая композиция церкви содержит множество изображений воинов, прославленных Церковью в лике святых

Фрески Смоленского скита Валаамского монастыря.В Смоленском скиту находится храм-памятник русским воинам, павшим в Первую мировую войну.


Храм Всех Святых


Часовня Ксении Петербужской

Воскресенская церковь

Никольский скит


Никольский скит - один из красивейших скитов Валаама - находится в полутора километрах от Центральной усадьбы монастыря на маленьком одноименном островке. Когда теплоходы, приходящие на остров из г.Сортавала, проплывают между скалистыми берегами Скитского и Никольского островов, Никольский скит с его живописной церковью открывается пассажирам во всей своей красе слева по курсу.