Учреждения как страхователи по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний вправе с разрешения Фонда социального страхования (далее - ФСС РФ, Фонд) направить часть взносов, подлежащих уплате, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В 2017 году Правила финансирования таких мер, утвержденные Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н), применяются в новой редакции. Кроме того, Минфином России рекомендованы новые бухгалтерские записи по отражению расходов на предупредительные меры в учете.

Правила финансового обеспечения

Финансирование предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год. Оно осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НС и ПЗ), подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых учреждением на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20% сумм взносов от НС и ПЗ, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов по данному виду страхования за тот же год.
Если учреждение с численностью работающих до 100 человек не осуществляло в течение двух предшествующих лет финансирование предупредительных мер, объем средств в текущем году для него не может превышать:
- 20% сумм страховых взносов, начисленных за три последовательных года, предшествующие текущему финансовому году, за вычетом расходов по НС и ПЗ за тот же период;
- сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.
В п. 3 Правил N 580н предусмотрено, какие мероприятия могут финансироваться за счет сумм страховых взносов от НС и ПЗ. Приказом Минтруда России от 14.07.2016 N 353н (далее - Приказ N 353н) были внесены изменения в Правила N 580н, в том числе в части перечня финансируемых мероприятий. Учитывая, что заявления страхователей о направлении взносов на финансирование предупредительных мер, согласно п. 4 Правил N 580н, подаются до 1 августа текущего года, то впервые перечень мероприятий в новой редакции применяется в 2017 году.
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
1. Проведение специальной оценки условий труда.
2. Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.
3. Обучение по охране труда следующих категорий работников, в том числе:
- руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
- руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
- членов комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- с 2017 года - работников организаций, отнесенных к опасным производственным объектам (в случае, если обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).
4. Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
5. Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
6. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н.
7. Приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров или алкометров).
8. Приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
9. Приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
Кроме того, с 1 января 2017 года вступила в силу новая редакция пп. "г" п. 3 Правил N 580н, согласно которой за счет взносов может финансироваться приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории РФ (далее - СИЗ), в соответствии с типовыми нормами их бесплатной выдачи и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств. А с 1 августа 2017 года вступят в силу дополнительные положения того же подпункта, согласно которому расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если она изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых также является РФ.
Также в 2017 году за счет взносов может финансироваться приобретение приборов, устройств, оборудования и т.д., непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации (пп. "м" п. 3 Правил N 580н).
Для направления взносов на финансирование предупредительных мер необходимо получить разрешение ФСС РФ. Для этого учреждение-страхователь направляет в территориальный орган Фонда соответствующее заявление в срок до 1 августа текущего года (п. 4 Правил N 580н). Вместе с заявлением представляются:
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена Приложением к Правилам N 580н, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, с указанием суммы финансирования;
- копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы, перечень которых приведен в п. 4 Правил N 580н, для каждого направления расходов. Учреждение предоставляет в Фонд эти документы, за исключением ряда документов, которые территориальный орган ФСС РФ запрашивает:
- в Минтруде России - сведения:
о включении организации, проводящей специальную оценку условий труда, в реестр проводящих ее организаций - в случае включения в план мероприятий по проведению спецоценки;
о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, - в случае включения в план мероприятий по обучению охране труда;
- в Росздравнадзоре - сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг):
организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ, - в случае включения в план приобретения путевок работникам;
медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, - в случае включения в план соответствующих медосмотров;
организации на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников - в случае включения в план соответствующих медосмотров.
Учреждение вправе представить самостоятельно в территориальный орган Фонда данные документы.
С 2017 года изменились некоторые критерии принятия решения территориальным органом Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер. Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 201н (далее - Приказ N 201н) были внесены изменения в п. 8 Правил N 580н. Приказ N 201н вступил в силу 12 августа 2016 года, поэтому впервые будет применяться к заявлениям, поданным в 2017 году.
Согласно п. 8 Правил N 580н решение принимается в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год:
а) составляет до 10 млн руб. включительно, - территориальным органом ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил N 580н (ранее до 8 млн руб.);
б) составляет более 10 млн руб. - территориальным органом ФСС РФ после согласования с Фондом. В этом случае территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня получения комплекта документов направляет их в Фонд, который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
В п. 10 Правил N 580н изложены основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер. В частности, территориальный орган ФСС РФ вправе отказать, если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления. С 2017 года отказ может быть получен, если на день подачи заявления у страхователя имеются:
- непогашенная недоимка;
- задолженность по пеням и штрафам, образовавшаяся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году;
- недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки;
- начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.
Учреждение ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.
После завершения запланированных мероприятий учреждение должно представить в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил N 580н). Если расходы не подтверждены документами о целевом использовании средств, они не принимаются к зачету в счет уплаты страховых взносов.
С 2017 года правила ужесточены - не будут приниматься к зачету не только расходы, не подтвержденные документами, но и расходы, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (п. 14 Правил N 580н в ред. Приказа N 201н).

Закупки товаров и услуг

При направлении средств страховых взносов от НС и ПЗ на приобретение товаров и услуг в качестве предупредительных мер учреждения должны учитывать законодательство о закупках.
Статьей 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, финансируемые из ряда источников в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, если примет и опубликует до начала финансового года собственное положение о закупках. В частности, к таким источникам относятся средства грантов, средства от приносящей доход деятельности. За счет данных источников могут начисляться заработная плата и взносы работникам, включая взносы от НС и ПЗ.
Соответственно, при финансировании предупредительных мер за счет взносов от НС и ПЗ, начисленных за счет источников, предусмотренных ст. 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения вправе применять нормы Закона N 223-ФЗ.

Бухгалтерский учет

Расходы на финансирование предупредительных мер относятся к соответствующим кодам видов расходов (КВР):
- 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений";
- 129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов";
- 149 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов".
В Инструкциях по учету предусмотрены записи по начислению страховых взносов и по осуществлению денежных выплат за счет взносов, однако записей по финансированию предупредительных мер за счет взносов в них в настоящее время нет.
В недавнем Письме Минфина России от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 специалисты ведомства разъяснили, как следует отражать в бюджетном (бухгалтерском) учете операции по приобретению материальных запасов и оказанию услуг в рамках предупредительных мер.
В указанном Письме предлагаются такие учетные записи:
Дебет счета 0 40120 213 "Расходы на начисления на выплаты по оплате труда"
или Дебет счета 0 109xx 213 "Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции; работ, услуг"
Кредит счета 0 30306 730 "Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
- начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Дебет счета 0 105xx 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"
Кредит счета 0 30234 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
- поступило имущество в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 40120 226 "Расходы на прочие работы, услуги"
или Дебет счета 0 109xx 226 "Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг"
Кредит счета 0 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
- оказаны услуги (за обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 30234 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 30405 340 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов" (для казенных учреждений)
- перечислены денежные средства за имущество в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 30226 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
Кредит счета 1 30405 226 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам" (для казенных учреждений).
Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства",
или Кредит счета 0 20121 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации" (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации).
Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств учреждения" (для бюджетных и автономных учреждений)
- перечислены денежные средства за услуги (обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 20930 560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат"
Кредит счета 0 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг"
- отражено начисление требований по КВР 130 компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма в текущем финансовом году.
Отметим, что последняя бухгалтерская запись была внесена в Инструкции по учету Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н. Данной записью отражается начисление суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
Минфин России фактически предложил использовать эту же запись и для отражения положительного решения ФСС о направлении части взносов на финансирование предупредительных мер. Кроме того, Минфин России в Письме от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 предусматривает и такие записи:

Кредит счета 0 20930 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат"
- осуществлен зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС РФ.
Вышеуказанная запись, рекомендованная Минфином России, не предусмотрена действующими Инструкциями по учету. Поэтому, чтобы воспользоваться рекомендацией, ее необходимо закрепить в учетной политике учреждения;
Дебет счета 0 30306 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Кредит счета 1 30405 213 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда" (для казенных учреждений)
или Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств с лицевого счета учреждения" с одновременным увеличением забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств" КВР 1x9, КОСГУ 213 (для бюджетных и автономных учреждений)
- перечислены взносы в ФСС РФ за минусом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов.

Санкционирование расходов

При направлении части взносов на финансирование предупредительных мер возникает ряд вопросов при отражении санкционирования расходов.
В начале года получатели бюджетных средств (в том числе казенные учреждения) отражают доведенные до них главным распорядителем ЛБО. Бюджетные и автономные учреждения, в соответствии с утвержденным планом ФХД, учитывают объем доходов на счете 0 50700 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" и соответствующий им объем расходов на счете 0 50400 000 "Сметные (плановые) назначения".
В учете государственных (муниципальных) учреждений в начале года отражаются следующие записи по санкционированию расходов:
Дебет счета 1 50115 213 "Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 1 50113 213 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
- отражены доведенные до получателя бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств;
Дебет счета 0 50410 213 "Сметные (плановые) назначения по расходам на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 0 50610 213 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда"
- отражены согласно плану ФХД сметные (плановые) назначения по расходам бюджетным или автономным учреждением.
Обязательства по страховым взносам учреждения принимают на основании расчетных ведомостей, что отражается в учете так:
Дебет счета 1 50113 213 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда" (для получателей бюджетных средств),
Дебет счета 0 50610 213 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда" (для бюджетных и автономных учреждений)
Кредит счета 0 50211 213 "Принятые обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
- приняты обязательства по страховым взносам.
Одновременно отражается начисление страховых взносов.
В том случае, если учреждение подало заявление в территориальный орган ФСС РФ о направлении части взносов на финансирование предупредительных мер и получило положительное решение, у него возникает обязанность направить данные средства не в ФСС РФ, а поставщику (подрядчику) соответствующего имущества или услуг.
Отметим также, что при этом меняется экономический смысл операции по осуществлению расходов - вместо КОСГУ 213 расходы должны быть осуществлены по КОСГУ 340 или 226.
Инструкциями по учету данная ситуация не предусмотрена, поэтому учреждения должны предусмотреть ее в рамках формирования учетной политики.

Примечание. Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в текущем году (ч. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

Например, можно предусмотреть сторнирование записей по санкционированию расходов по КОСГУ 213 в части средств, по которым получено положительное решение ФСС РФ, и отражение их по КОСГУ 340, 226, по соответствующим поставщикам и подрядчикам.
В части остатка средств, подлежащих уплате в ФСС РФ (не направленных на финансирование предупредительных мер), в учете отражается запись по принятию денежных обязательств по уплате взносов:
Дебет счета 0 50211 213 "Принятые обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 0 50212 213 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда".

С 01.08.2017 работодатели могут приобретать в счет взносов в ФСС спецодежду, изготовленную из тканей, трикотажа или нетканых материалов, страной происхождения которых является Россия. Ранее в правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников вносились и другие изменения. ФСС РФ прокомментировал некоторые вопросы, возникающие у налогоплательщиков на практике, в письме от 20.02.2017 № 02-09-11/16-05-3685.

Исчисленные взносы «на травматизм» работодатели вправе уменьшать (в определенных пределах) на расходы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Порядок такого уменьшения прописан в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее - Правила № 580н).

В 2016 году Минтруд России внес в Правила ряд изменений, утвержденных приказами от 29.04.2016 № 201н и от 14.07.2016 № 353н.

О спецодежде, изготовленной в России из российских материалов

Приказом № 201н установлено, что уменьшение взносов «на травматизм» с 01.01.2017 возможно, если СИЗ изготовлены в России. С 01.08.2017 вступает в силу положение, согласно которому учесть в счет взносов «на травматизм» затраты на покупку спецодежды для «вредников» можно при условии, что спецодежда изготовлена на территории РФ из тканей и материалов, страной происхождения которых является Россия (пп. «г» п. 3 Правил № 580н, п. 4 Приказа № 201н).

Согласно пункту 4 Правил № 580н, обратиться в фонд за получением финансового обеспечения предупредительных мер можно не позднее 1 августа текущего года.

Следовательно, плательщики взносов вправе подать заявление в орган фонда:

  • до 01.08.2017 - на возмещение расходов на приобретение любой спецодежды, изготовленной в РФ;
  • до 01.08.2018 - если приобретена спецодежда, которая изготовлена в РФ из российских материалов.

Специалисты ФСС уточнили, что в настоящее время вопрос о том, какими документами необходимо подтверждать страну происхождения тканей и материалов, из которых изготовлена спецодежда, находится на рассмотрении.

О дате изготовления и сроке годности СИЗ

В настоящее время действует требование о том, что для подтверждения затрат на приобретение средств индивидуальной защиты необходимы данные о дате изготовления и сроке годности СИЗ. Поправки были внесены в подпункт «г» пункта 4 Правил Приказом № 353н.

В ФСС подчеркнули, что для этого достаточно информации непосредственно на самом изделии, т. е. на бирке, этикетке, упаковке. Причем к сведениям о сроке годности приравниваются сведения о сроке хранения (после которого СИЗ нельзя использовать) либо сроке эксплуатации.

Если на изделии отсутствуют такие данные, то работодателю следует запросить их у поставщика (при отгрузке товара с его склада).

Об обучении охране труда работников опасных производственных объектов

В 2017 году организации, которые относятся к опасным производственным объектам, вправе за счет средств ФСС РФ оплачивать обучение работников по охране труда. У такой организации должна быть копия свидетельства о регистрации в государственном реестре производственных объектов (пп. «в» п. 3, пп. «в» п. 4 Правил № 580н). В ФСС уточнили, что таким объектом может быть не только организация в целом, но и ее структурные подразделения.

В этом случае не вполне понятно следующее. Если в реестре в качестве опасного производственного объекта зарегистрировано структурное подразделение, можно ли возместить расходы на обучение вопросам охраны труда любого работника или только сотрудника этого подразделения?

Полагаем, что финансовое обеспечение затрат должно быть предоставлено вне зависимости от подразделения, сотрудником которого является обучающийся работник. Главное, чтобы:

  • было свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре таких объектов;
  • обучение проходило по программе охраны труды.

Приборы для безопасного ведения работ - что к ним не относится

С 2017 года учесть при исчислении взносов «на травматизм» можно затраты на приобретение приборов, предназначенных для (пп. «л», «м» п. 3 Правил № 580н):

  • обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ;
  • обучения работников вопросам безопасного ведения работ (в частности, горных работ), а также обеспечивающих видео- и аудиофиксацию инструктажей и иных форм подготовки сотрудников.

В ФСС РФ отметили, что к таким приборам и устройствам не относятся:

  • персональные компьютеры для инженеров по охране труда, поскольку обязанность обучать сотрудников безопасным методам выполнения работ обязанностью инженера по охране труда не является;
  • установки систем видеонаблюдения.

Сумма затрат, на которую можно уменьшить взносы

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов «на травматизм», подлежащих уплате в текущем году (п. 2 Правил № 580н).

ФСС РФ обращает внимание страхователей, что:

1. Под суммой взносов «на травматизм», подлежащих уплате в текущем году, понимаются начисленные за текущий год взносы за минусом расходов в текущем году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями и на оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого) для санаторно-курортного лечения.

2. В расчете не участвуют денежные суммы, которые фонд перечислил организации в связи с недостаточностью средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности.

При этом максимальная сумма затрат, которую можно учесть при исчислении взносов «на травматизм» в текущем году, определяется по формуле (п. 2 Правил № 580н):

Предельный размер затрат, на которые уменьшаются взносы = 20 % x (взносы «на травматизм», начисленные за прошлый год - страховое обеспечение, выплаченное в прошлом году).

Как отчитываться об использовании сумм взносов на предупредительные меры

Плательщик взносов, который засчитывает в счет взносов «на травматизм» расходы на предупредительные мероприятия, должен ежеквартально представлять отчет об использовании сумм взносов на указанные мероприятия.

Форма для такого отчета законодательно не утверждена. Поэтому ФСС РФ с определенной периодичностью приводит в своих разъяснениях рекомендуемую форму отчета (см., например, Приложение к письму ФСС РФ от 02.07.2015 № 02-09-11/16-10779).

В комментируемом письме от 20.02.2017 № 02-09-11/16-05-3685 обновленная форма представлена в Приложении № 1.

Отчет целесообразнее представлять в фонд вместе с расчетом 4-ФСС, форма которого утверждена приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381.

Бухучет

В бухучете расчеты по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний отражайте на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Инструкция к плану счетов). Для этого к счету 69 откройте субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний».

Взносы начисляйте в корреспонденции с тем счетом, на котором отражалось облагаемое ими вознаграждение сотруднику:

Дебет 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2…) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»

- начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Соответствующие проводки делайте в последний день месяца по итогам всех выплат, начисленных в этом периоде (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Начисление сотрудникам обеспечения по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний отразите проводкой:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 70

- начислено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием.

Ситуация: как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России? Организация применяет специальный налоговый режим .

Целевое финансирование в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бухучете нужно отразить как государственную помощь (п. 1, 4, 15 ПБУ 13/2000, письмо Минфина России от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223).

Порядок отражения в бухучете целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств ФСС России зависит от того, когда были произведены эти расходы - до получения разрешения фонда или после.

Целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, которые произведены после получения разрешения фонда, нужно отразить в учете следующим образом.

Получение разрешения ФСС России отразите проводкой:

Дебет 76 Кредит 86

- получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

По мере уменьшения задолженности по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на расходы по проведению предупредительных мер по сокращению травматизма составьте проводку:

- уменьшена задолженность перед ФСС России по страховым взносам на сумму произведенных расходов .

Это следует из положений пунктов 5 и 7 ПБУ 13/2000.

В момент принятия к учету материально-производственных запасов (например, приобретения средств индивидуальной защиты и т. п.), начисления зарплаты, осуществления других расходов средства нужно списать со счета целевого финансирования и учесть как доходы будущих периодов:

Дебет 86 Кредит 98-2

- отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер.

По мере передачи сотрудникам средств индивидуальной защиты, проведения обязательных медосмотров и т. п. суммы целевого финансирования списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:

Дебет 98-2 Кредит 91-1

Такой порядок предусмотрен абзацем 3 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Некоторые организации несут расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний до получения разрешения ФСС России. Их также можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует из абзаца 2 пункта 5 письма ФСС России от 20 февраля 2008 г. № 02-18/06-1536. Указанное письмо основано на нормах утративших силу Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н. Однако им можно руководствоваться и в настоящее время.

В этом случае поступление средств целевого финансирования нужно сразу отразить как увеличение прочих доходов:

Дебет 76 Кредит 91-1

- признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Одновременно на сумму расходов, уменьшающую задолженность перед ФСС России по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, сделайте проводку:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76

- уменьшена задолженность перед ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму произведенных расходов.

Такие правила установлены в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Суммы, полученные от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией, отразите проводкой:

Дебет 51 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»

- получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией.

Перечисление в ФСС России взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний учитывайте так:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 51

- перечислены в ФСС России взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Пример отражения в бухучете начисления взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний и выплаты сотрудникам обеспечений по страхованию

ООО «Торговая фирма "Гермес"» установлен тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 1 процента (соответствует 9-му классу профессионального риска).

В марте организация начислила в пользу своих сотрудников зарплату на сумму 1 250 000 руб.

Бухгалтер начислил взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за март в размере 12 500 руб. (1 250 000 руб. × 1%).

В этом же месяце в связи с несчастным случаем на производстве сотрудник организации получил от ФСС России путевку в санаторий. «Гермес» оплатил сотруднику отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на прохождение лечения в санатории на сумму 25 000 руб.

В итоге выплаты по страхованию были больше начисленных взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за март (25 000 руб. > 12 500 руб.).

«Гермес» обратился в отделение ФСС России по месту своего учета за компенсацией произведенных расходов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

За март организация ничего не перечислила в ФСС России.

В апреле отделение ФСС России перечислило на расчетный счет «Гермеса» деньги в возмещение расходов на страхование в размере 12 500 руб.

Бухгалтер «Гермеса» сделал следующие проводки.

В марте:

Дебет 44 Кредит 70
- 1 250 000 руб. - начислена зарплата за март;

Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
- 12 500 руб. - начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за март;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 70
- 25 000 руб. - начислены сотруднику отпускные (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на прохождение лечения в санатории.

В апреле:

Дебет 51 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
- 12 500 руб. - получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией, на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

УСН

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, страховые взносы включайте в состав расходов (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет ФСС России (п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 10 марта 2005 г. № 18-11/3/16028). Неуплаченные взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний при расчете единого налога не учитывайте.

Ситуация: можно ли при расчете единого налога учесть надбавку к тарифу взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний? Организация применяет упрощенку. Единый налог платит с разницы между доходами и расходами.

Ответ: да, можно.

При расчете единого налога учитывайте всю сумму взносов, начисленную исходя из установленного организации на текущий год тарифа с надбавкой.

При расчете налога на прибыль взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний учитываются в составе расходов вместе с суммой надбавки к страховому тарифу. Поэтому и при расчете единого налога сумма надбавки также учитывается (абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете единого налога учесть взносы, начисленные с выплат, не уменьшающих налогооблагаемую базу? Организация применяет упрощенку. Единый налог платит с разницы между доходами и расходами.

Ответ: да, можно.

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, начисленные с выплат, не уменьшающих базу по единому налогу, учитывайте при расчете этого налога.

При расчете налога на прибыль такие взносы включаются в состав расходов. А значит, и при расчете единого налога они также учитываются (абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Пример включения взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в состав расходов при расчете единого налога. Организация применяет упрощенку. Единый налог платит с разницы между доходами и расходами

ООО «Торговая фирма "Гермес"» применяет упрощенку, единый налог платит по ставке 15 процентов.

Сумма взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, начисленных за I квартал, составила:

  • в январе - 35 000 руб.;
  • в феврале - 35 000 руб.;
  • в марте - 36 000 руб.

Взносы за январь организация заплатила в феврале, за февраль - в марте, за март - в апреле. Также в январе «Гермес» перечислил в бюджет взносы за декабрь прошлого года на сумму 34 000 руб.

При расчете единого налога за I квартал бухгалтер учел в составе расходов взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму 104 000 руб. (34 000 руб. + 35 000 руб. + 35 000 руб.).

Взносы за март бухгалтер «Гермеса» учел при расчете единого налога за полугодие.

Ситуация: нужно ли при упрощенке включать в доходы финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний?

Ответ: нет, не нужно.

При расчете единого налога организации, применяющие упрощенку, включают в состав доходов:

  • выручку от реализации (ст. 249 НК РФ);
  • внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК РФ). Суммы финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний организация должна использовать строго по целевому назначению (п. 12−14 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Перечень мероприятий, подлежащих такому финансированию, приведен в пункте 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н.

При этом расходы, оплаченные за счет средств ФСС России, при расчете единого налога не учитываются (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Таким образом, при финансировании предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России организация не получает экономической выгоды, а значит, такие суммы не нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов.

Аналогичный подход изложен в письме Минфина России от 4 июля 2005 г. № 03-11-04/2/11 в отношении средств, поступающих на оплату больничных пособий из ФСС России. Однако он может быть применим и в отношении сумм финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний. Подобные разъяснения приведены и в письме Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-03-06/1/568. Несмотря на то что это письмо касается организаций, которые применяют общую систему налогообложения, вывод, сделанный в нем, справедлив и для организаций на упрощенке (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Направлять страховые взносы (их часть) на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний можно только с разрешения региональных отделений ФСС России (п. 8 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Тем не менее некоторые организации несут расходы на финансирование предупредительных мер до получения такого разрешения. Их можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует из абзаца 2 пункта 5 письма ФСС России от 20 февраля 2008 г. № 02-18/06-1536. Указанное письмо основано на нормах утративших силу Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н. Однако им можно руководствоваться и в настоящее время.

При этом уменьшать налоговую базу по единому налогу на сумму расходов, которые финансирует ФСС России, нельзя (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому, если ранее организация учла их при расчете единого налога, налоговую базу нужно скорректировать. Разъяснений контролирующих ведомств по вопросу, в каком периоде это нужно сделать, нет. Наиболее правильным представляется следующий вариант. Скорректировать налоговую базу нужно в том периоде, в котором организация получила от ФСС России разрешение на финансирование. Вносить изменения в прошлые отчетные периоды и подавать уточненную декларацию не нужно. Это требование распространяется лишь на случаи ошибочного занижения налога (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ). Организация, которая понесла расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний до получения разрешения ФСС России и учла их при расчете единого налога при упрощенке (с объектом налогообложения доходы за минусом расходов), поступила правомерно (не допустила ошибки).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний

Расходы произведены до получения разрешения ФСС России. Организация применяет упрощенку с объектом налогообложения доходы за минусом расходов и ведет бухучет в полном объеме.

ОАО «Производственная фирма "Мастер"» финансирует предупредительные меры по сокращению травматизма.

Организации установлен тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 1 процента (соответствует 9-му классу профессионального риска).

В июне организация начислила в пользу своих сотрудников зарплату на сумму 1 250 000 руб.

Бухгалтер начислил взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь в размере 12 500 руб. (1 250 000 руб. × 1%).

В июне организация приобрела для сотрудников, занятых на работах с вредными производственными факторами, средства индивидуальной защиты на сумму 7000 руб. (без учета НДС). В июле все средства защиты в пределах отраслевых норм были переданы сотрудникам, занятым на работах с вредными производственными факторами. Их стоимость бухгалтер зачел в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

В июле организация получила разрешение приобретать за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний индивидуальные средства защиты для сотрудников. Размер финансирования составил 7000 руб.

Средства индивидуальной защиты, учтенные в составе материалов, бухгалтер отражает на счете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и счете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» (п. 11 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н).

В учете бухгалтер «Мастера» сделал следующие проводки.

В июне:

Дебет 20 Кредит 70
- 1 250 000 руб. - начислена зарплата за июнь;

Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
- 12 500 руб. - начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь;

Дебет 10 Кредит 60
- 7000 руб. - приобретены средства индивидуальной защиты для сотрудников, занятых на работах с вредными производственными факторами.

В июле:

Дебет 10-11 Кредит 10-10
- 7000 руб. - выданы сотрудникам, занятым на работах с вредными производственными факторами, средства индивидуальной защиты, стоимость которых финансирует ФСС России;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 91-1
- 7000 руб. - получено разрешение приобретать за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний индивидуальные средства защиты для сотрудников;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
- 7000 руб. - уменьшена задолженность перед ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму расходов, связанных с приобретением средств индивидуальной защиты для сотрудников.

Суммы целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний (7000 руб.) в состав доходов при расчете единого налога бухгалтер «Мастера» не включил.

На сумму взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (12 500 руб.) бухгалтер организации уменьшил налоговую базу по единому налогу. Расходы на приобретение спецодежды налоговую базу по единому налогу не уменьшают.

Если организация выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, то на сумму взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний уменьшите единый налог. Общая сумма налогового вычета (в совокупности со взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности, а также выплатами по больничным листам) не должна превышать 50 процентов от начисленной суммы единого налога (авансового платежа). Такой порядок установлен пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.

ЕНВД

При расчете ЕНВД сумму единого налога уменьшите на взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Общая сумма налогового вычета (в совокупности со взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности, а также выплатами по больничным листам) не должна превышать 50 процентов от начисленной суммы единого налога (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

Учет средств ФСС на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и проф. заболеваний. В течение года из ФСС были выделены денежные средства на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и проф. заболеваний. В платежном поручении от ФСС назначение платежа: пособия и выплаты по социальному страхованию на основании приказа ФСС. К этим документам в ФСС предоставлено заявление соответствующего образца, план о планируемых расходах и отчет. Средства в течение года полностью использованы на следующие цели: проведение специальной оценки труда, приобретение специальной одежды и обуви и др. средств индивидуальной защиты, обучение по охране труда. Средства перечислены на расчетные счета различных организаций. Существуют ли особенности бухгалтерского и налогового учета расходование средств ФСС? Как правильно отразить расходы?

Если ФСС выделил средства до понесенных расходов, то в бухучете отражайте проводки Дебет 51 Кредит 76 «ФСС», Дебет 76 «ФСС» Кредит 86, Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76 «ФСС» (уменьшение задолженность по страховым взносам), Дебет 10 Кредит 60, Дебет 86 Кредит 98-2(приобретение спецодежды), Дебет 98-2 Кредит 91-1 (в момент выдачи спецодежды). Если финансирование получено после понесенных расходов, то Дебет 76 «ФСС» Кредит 91-1. При расчете налога на прибыль суммы взносов, направленные на финансирование предупредительных мер, а также расходы, оплаченные за счет этих средств, не учитываются.

Как отразить взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бухучете и при налогообложении. Организация применяет специальный налоговый режим

<…>

Как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России

Целевое финансирование в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бухучете нужно отразить как государственную помощь (п. , ПБУ 13/2000, письмо Минфина России от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223).

Порядок отражения в бухучете целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств ФСС России зависит от того, когда были произведены эти расходы - до получения разрешения фонда или после.

Целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, которые произведены после получения разрешения фонда, нужно отразить в учете следующим образом.

Получение разрешения ФСС России отразите проводкой*:

Дебет 76 Кредит 86
- получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

По мере уменьшения задолженности по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на расходы по проведению предупредительных мер по сокращению травматизма составьте проводку:


- уменьшена задолженность перед ФСС России по страховым взносам на сумму произведенных расходов.

Это следует из положений пунктов и ПБУ 13/2000.

В момент принятия к учету материально-производственных запасов (например, приобретения средств индивидуальной защиты и т. п.), начисления зарплаты, осуществления других расходов средства нужно списать со счета целевого финансирования и учесть как доходы будущих периодов*:

Дебет 86 Кредит 98-2
- отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер.

По мере передачи сотрудникам средств индивидуальной защиты, проведения обязательных медосмотров и т. п. суммы целевого финансирования списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:

Дебет 98-2 Кредит 91-1

Такой порядок предусмотрен абзацем 3 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Некоторые организации несут расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний до получения разрешения ФСС России*. Их также можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует из абзаца 2 пункта 5 письма ФСС России от 20 февраля 2008 г. № 02-18/06-1536. Указанное письмо основано на нормах утративших силу Правил , утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н . Однако им можно руководствоваться и в настоящее время.

В этом случае поступление средств целевого финансирования нужно сразу отразить как увеличение прочих доходов*:

Дебет 76 Кредит 91-1
- признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Одновременно на сумму расходов, уменьшающую задолженность перед ФСС России по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, сделайте проводку:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
- уменьшена задолженность перед ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму произведенных расходов.

Такие правила установлены в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Как отразить взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бухучете и при налогообложении. Организация применяет общую систему налогообложения

<…>

Ситуация: как организации на ОСНО учесть при налогообложении финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет страховых взносов

При налогообложении прибыли суммы взносов, направленные на финансирование предупредительных мер, а также расходы, оплаченные за счет этих средств, не учитываются.*

При расчете налога на прибыль организация включает в состав доходов:

  • доходы от реализации ();
  • внереализационные доходы ().

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ.

Доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (). Суммы финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний организация должна использовать строго по целевому назначению (п. 12?14 Правил, утвержденных ). Перечень мероприятий, подлежащих такому финансированию, приведен в пункте 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н .

Таким образом, при финансировании предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России организация не получает экономической выгоды, а значит, такие суммы не нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/615 и от 14 августа 2007 г. № 03-03-06/1/568 .

Входной НДС по расходам, понесенным в рамках выполнения мероприятий по сокращению травматизма и профзаболеваний, можно принять к вычету на общих основаниях * ( , письмо Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/615).

Направлять страховые взносы (их часть) на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний можно только с разрешения территориальных отделений ФСС России (п. 8 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Тем не менее некоторые организации несут расходы на финансирование предупредительных мер до получения такого разрешения. Их можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует из абзаца 2). Если ранее организация учла их при расчете налога на прибыль, налоговую базу нужно скорректировать. Разъяснений контролирующих ведомств по вопросу, в каком периоде это нужно сделать (когда организация фактически понесла расходы или когда организация получила от ФСС России разрешение на финансирование за счет взносов), нет. Наиболее правильным представляется следующий вариант. Скорректировать налоговую базу нужно в том периоде, в котором организация получила от ФСС России разрешение на финансирование. Вносить изменения в прошлые отчетные периоды и подавать уточненную декларацию не нужно. Это требование распространяется лишь на случаи ошибочного занижения налога (п. 1 ст. 54 , НК РФ). Организация, которая понесла расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний до получения разрешения ФСС России и учла их при расчете налога на прибыль, поступила правомерно (не допустила ошибки).

Нужно иметь в виду, что порядок отражения в бухучете целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств ФСС РФ зависит от того, когда были произведены эти расходы: до получения разрешения фонда или после.

Если получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению расходов, операция будет отражена проводками:

Дебет 76 Кредит 86

Получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Расходы, компенсируемые впоследствии в порядке, установленном Правилами N 580н, в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ, для целей налогообложения прибыли не учитываются;

Средства, израсходованные на проведение мероприятий, указанных в Правилах N 580н, за счет средств ФСС РФ, учитывая положения ст.ст. 41 и НК РФ, в состав доходов в целях налогообложения прибыли не включаются.

Такие разъяснения в отношении расходов, осуществляемых за счет ФСС РФ, приведены в письмах Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615 , от 14.08.2007 N 03-03-06/1/568 . В качестве примера судебной практики можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 N Ф04-569/13 по делу N А27-9150/2012.

Из этого следует, что, если организация до получения целевого финансирования учла при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний, после выделения средств ФСС РФ следует восстановить ранее признанные расходы, подать уточненные декларации за соответствующие периоды и уплатить недоимку по налогу на прибыль и соответствующие пени.

Есть мнение, что скорректировать налоговую базу нужно в том периоде, в котором организация получила от ФСС РФ разрешение на финансирование. Также специалисты считают возможным после принятия ФСС РФ решения о финансировании предупредительных мер за счет взносов социального страхования от НС и ПЗ, согласованную с ФСС РФ сумму учесть в составе внереализационных доходов. По нашему мнению, учитывая отсутствие комментариев финансового и налогового ведомств по этому вопросу, такая позиция может создавать налоговые риски.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Шишкина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.