Леонард Бернстайн - американский дирижер, композитор и пианист, известный своими произведениями в классическом и популярном стиле, экспрессивным поведением на сцене и педагогическим даром, который проявился в цикле «Молодежных концертов». Он был первым дирижером, родившимся в США, который получил всемирное признание. Он управлял оркестром Нью-Йоркской филармонии и написал множество композиций, включая оперу «Кандид» (1956), мюзиклы «Вестсайдская история» (1952) и «Увольнение в город» (1944), а также музыку к фильмам.

Леонард Бернстайн был одним из первых музыкантов, который понял роль телевидения в музыкальном просвещении масс и делал это с почти евангельским рвением. Преподавание и наставление молодых дирижеров в Тэнглвудском музыкальном центре оставались его страстью до самой его смерти в 1990 г.

Комментируя в своих гарвардских лекциях, прочитанных в 1973 г., музыкальную поэтику и тональность, он заявил, что независимо от того, насколько последовательна или стохастична, или как-то иначе интеллектуализирована музыка, ее всегда можно квалифицировать как поэзию, поскольку она коренится в земле, и что выразительные различия между новыми идиомами в конечном итоге зависят от достоинства и страсти индивидуального творческого голоса.

Краткая биография

Леонард Бернстайн родился 25.08.1918 г. в Лоуренсе (Массачусетс, США), в семье евреев, эмигрировавших из Ровно (Украина). По настоянию бабушки его назвали Луи, но родителям больше нравилось имя Леонард. В 15 лет он взял его в качестве официального. Его отец, Сэм Бернстайн, был бизнесменом и первоначально выступал против увлечения мальчика музыкой. Несмотря на это, родители часто брали его на концерты.

Леонард услышал игру на рояле в очень раннем возрасте и тут же увлекся этим инструментом. Он начал учиться играть, когда тетя Клара отдала его семье свое фортепиано, переезжая после развода. Леонард учился в школах Гаррисона и Бостона. Когда его отец услышал об уроках игры на фортепиано, он отказался платить за них, и Бернстайн занялся репетиторством, чтобы продолжить обучение.

Колледж

После окончания Бостонской школы в 1935 году Бернстайн поступил в Гарвард, где учился музыке у Уолтера Пистона и участвовал в хоре. После окончания учебы поступил в Институт музыки Кертиса в Филадельфии, где получил единственную высшую отметку от Фрица Райнера, преподававшего дирижирование. Также он учился игре на фортепиано у Изабеллы Венгеровой и Генриха Гебхарда.

Начало карьеры

Бернстайна высоко ценили как дирижера. Он дал множество концертов, в которых участвовали ведущие оркестры мира, сочинил 3 симфонии, 2 оперы, 5 мюзиклов и множество других произведений. Однако больше всего он известен как автор музыки «Вестсайдской истории». Леонард Бернстайн также был пианистом, педагогом и музыкальным директором Нью-Йоркского филармонического оркестра.

В 1940 г. он учился в летнем Тэлвудском музыкальном центре у дирижера Бостонского симфонического оркестра Сергея Кусевицкого и после выпуска стал его помощником. Позднее он посвятил ему свою 2-ю симфонию «Век тревог».

Неожиданный успех

В ноябре 1943 г. Бернстайн, недавно назначенный помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра Бруно Уолтера, из-за болезни последнего неожиданно для себя дебютировал на большой сцене. Он добился немедленного успеха и сразу стал известным, во многом благодаря тому, что концерт транслировался по национальному радио. Солистом в тот исторический день был Джозеф Шустер, виолончелист Нью-Йоркской филармонии, исполнявший «Дон Кихота» Ричарда Штрауса.

Успех был тем более удивительным, поскольку это музыкальное произведение Леонард Бернстайн никогда раньше не дирижировал - перед концертом Бруно Уолтер успел показать ему лишь небольшой фрагмент. Это замечательное исполнение можно услышать сегодня благодаря записи радиопередачи CBS, которая была выпущена на компакт-дисках.

Международное признание

После войны Бернстайн дирижировал Нью-Йоркским симфоническим оркестром (вместе с Леопольдом Стоковским), и с этого момента начала развиваться его карьера на международной арене. В 1949 г. он дирижировал во время мировой премьеры «Турангалила-симфонии» Оливье Мессиана.

Когда Сергей Кусевицкий умер в 1951 г., Бернстайн стал руководителем оркестрового и дирижерского отделений Тэнглвудского музыкального центра, где преподавал до смерти в 1990 году.

В 1951 г. он дирижировал Бостонским симфоническим оркестром во время мировой премьеры 2-й симфонии Чарльза Айвса. Композитор, слишком старый и немощный, чтобы присутствовать на концерте, слушал его трансляцию по радио. Он был поражен восторженным приемом симфонии, написанной между 1897 и 1901 гг. и никогда не исполнявшейся до этого. На протяжении всей своей карьеры Бернстайн много сделал для популяризации музыки этого уникального американского композитора.

Программы для молодежи

Леонард Бернстайн был назначен музыкальным директором Нью-Йоркской филармонии в 1957 г. и занимал эту должность до 1969 г. Он приобрел известность в Соединенных Штатах благодаря циклу из 50 телеконцертов для молодежи, организованных каналом CBS, которые стали продолжением программ Omnibus, транслировавшихся в начале 1950-х.

Премьера состоялась всего через несколько недель после того, как он стал главным дирижером Нью-Йоркской филармонии. Он стал знаменитостью не только благодаря таланту, но и просветительской работе, которую проводил на этих концертах. Некоторые из этих музыкальных лекций были выпущены в аудиозаписях, и часть из них получила награды Грэмми. До сих пор цикл концертов для молодежи остается самой продолжительной программой о классической музыке, когда-либо показывавшихся на коммерческом телевидении. Передачи выходили с 1958 по 1972 г. и в настоящее время доступны в формате DVD.

Зарубежные поездки

В 1947 г. Бернстайн впервые побывал в Тель-Авиве и с тех пор всю жизнь поддерживал связь с народом Израиля. В 1957 г. он провел там инаугурационный концерт и впоследствии много записывался. В 1967 г. Бернстайн выступил на горе Скопус в ознаменование воссоединения Иерусалима.

В 1959 году он отправился c оркестром Нью-Йоркской филармонии в турне по Европе и Советскому Союзу. Часть концертов была записана CBS. Главным событием тура стало исполнение Бернстайном 5-й симфонии Шостаковича в присутствии композитора, который вышел на сцену поздравить дирижера и музыкантов. По возвращении в США эта симфония была записана Columbia Records в бостонском Symphony Hall.

В 1960 г. дирижер начал делать первые полные записи всех девяти завершенных симфоний Густава Малера, заручившись поддержкой вдовы композитора Алмы. Успех этих записей наряду с концертами Леонарда Бернстайна значительно возродил интерес к Малеру, который руководил Нью-Йоркской филармонией с 1904 по 1907 год.

Работа в Вене

В 1966 г. Бернстайн дебютировал в Венской опере, где дирижировал «Фальстафа» Верди (в постановке Лучино Висконти с Дитрихом Фишером-Дескау в роли Фальстафа).

В 1970 г. он вернулся, чтобы участвовать в постановке Отто Шенка «Фиделио» Бетховена. В 1986 г. Бернстайн дирижировал здесь оперу «Тихое место» собственного сочинения. Окончательное прощание Бернстайна с Государственной оперой произошло случайно в 1989 году. После исполнения «Хованщины» Модеста Мусоргского он неожиданно вышел на сцену и обнял дирижера Клаудио Аббадо перед ошеломленной, но аплодирующей аудиторией.

Начиная с 1970 г. Бернстайн управлял оркестром Венской филармонии, с которым он перезаписал многие произведения, ранее исполненные им в Нью-Йоркской филармонии, включая полные симфонии Бетховена, Малера, Брамса и Шумана.

Также в 1970 г. он написал и озвучил закадровый текст снятой в Вене 90-минутной программы, в которой были представлены Венская филармония и такие артисты, как Пласидо Доминго (это было его первое телевизионное выступление в качестве одного из солистов в 9-й симфонии Бетховена). Премьера программы состоялась в 1970 г. на австрийском и британском телевидении, а затем ее транслировал канал CBS в канун Рождества 1971 года.

Она была посвящена празднованию 200-летия Бетховена. В шоу широко использовались репетиции и исполнение «Фиделио» Отто Шенка. Первоначально программа называлась «День рождения Бетховена: празднование в Вене». Она выиграла «Эмми», но транслировалась только раз по американскому телевидению. Запись хранилась на канале CBS, пока не появилась вскоре после смерти Бернстайна под новым названием Bernstein on Beethoven: The Celebration in Vienna. Запись была немедленно выпущена на видеокассетах, а в 2005 году - на DVD.

Лекции в Гарварде

В 1973 году Бернстайн был приглашен занять место Чарльза Элиота Нортона в его альма-матер - Гарвардском университете. Здесь он прочитал 6 лекций о музыке. Леонард Бернстайн, заимствовав титул из работы Чарльза Айва, назвал цикл «Неотвеченный вопрос». Для анализа и сравнения музыкальных конструкций с языком он воспользовался терминологией из современной лингвистики (в первую очередь Ноама Хомского). Лекции сохранились в книжной форме и на DVD.

Дальнейшая дирижерская работа

В 1978 г. постановка Отто Шенка «Фиделио», которую дирижировал Бернстайн, (но с другим актерским составом), была снята компанией Unitel. Подобно передаче о Бетховене, она была показана на A&E после его смерти, а затем выпущена на видеокассетах.

В 1979 г. Бернстайн в первый и единственный раз дирижировал Берлинским филармоническим оркестром на двух благотворительных концертах. Симфония №9 Малера транслировалась по радио, после чего была выпущена на CD. В 1980 г. Леонард Бернстайн получил премию Кеннеди-центра.

В 1980-х годах он был дирижером и комментатором серии передач на канале PBS о музыке Бетховена, в которой Венская филармония играла все 9 его симфоний, несколько его увертюр и Торжественную мессу. В программе также участвовал актер Максимилиан Шелл, читающий письма Бетховена.

Последние годы жизни

В Рождество 1989 г. Бернстайн дирижировал 9-ю симфонию Бетховена в Восточном Берлине в рамках празднования падения Берлинской стены. Концерт транслировался в прямом эфире в 20 странах для 100 млн человек.

Леонард Бернстайн умер через 5 дней после объявления об уходе на пенсию. Его последнее выступление состоялось в Тэнглвуде 19 августа 1990 года, когда Бостонская симфония исполнила 4 интерлюдии Бенджамина Бриттена и 7-ю симфонию Бетховена.

Бернстайн похоронен на нью-йоркском кладбище Грин-Вуд рядом с женой.

Политическая активность

Бернстайн участвовал в левых движениях с 1940 годов. В начале 1950-х он попал в черный список Государственного департамента и канала CBS, но это не повлияло на его карьеру.

Активная духовная жизнь Леонарда Бернстайна включала участие в культурном перевороте конца 1960-х. Он разозлил многих, когда утверждал, что вся музыка, кроме популярной, старомодна. Его политическая деятельность также вызывала критику. Когда в 1970 году его жена провела сбор денег в пользу экстремистской афроамериканской группы «Черные пантеры», Бернстайна обвинили в антисемитизме. Публикации в прессе нанесли серьезный ущерб его репутации. Также он выступал против войны во Вьетнаме. В конечном итоге ФБР начала следить за его деятельностью.

Авторитет среди музыкантов

Бернстайна как дирижера высоко ценили многие музыканты, в т. ч. участники Венского филармонического оркестра (он был его почетным членом), Лондонского симфонического (он был выбран дирижером-лауреатом) и Израильского филармонического (в котором он был постоянным приглашенным дирижером) оркестров. Особого совершенства он достиг в исполнении произведений Малера, Копленда, Брамса, Шостаковича, Гершвина («Рапсодия в синем» и «Американец в Париже») и, конечно же, своих собственных.

Записи

С 1950-х по 1980-е годы Бернстайн много сотрудничал со студиями звукозаписи. Помимо нескольких ранних записей для RCA Victor, он в основном работал с "Колумбией", особенно в период, когда являлся музыкальным директором Нью-Йоркской филармонии. Многие из этих выступлений были выпущены в цифровой форме и переизданы Sony в рамках серии «Столетие Бернстайна». Когда «Колумбия» потеряла интерес к записи американской классической музыки, дирижер подписал эксклюзивный контракт с немецкой студией Deutsche Grammophon, который продолжался до его смерти.

Личная жизнь

Леонард Бернстайн женился на актрисе из Чили Фелиции Монтеалегре в сентябре 1951 г. Это было сделано, чтобы развеять слухи и повысить шансы быть утвержденным на значимую дирижерскую должность, поскольку руководство оркестра было консервативным. В письме к мужу Фелиция назвала его неисправимым гомосексуалистом. Это же подтвердили друзья и подруги знаменитого дирижера и композитора.

Но основной период потрясений в биографии Леонарда Бернстайна начался в 1976 году, когда он решил, что не может больше скрывать свою ориентацию. Он оставил жену ради музыкального редактора радиостанции классической музыки в Сан-Франциско Тома Котрена. В следующем году у Фелиции был диагностирован рак легких, и муж вернулся к ней до тех пор, пока она не умерла 16.06.1978 г. Он часто говорил о своей вине.

В большинстве биографий Леонарда Бернстайна говорится, что после этого его образ жизни стал менее умеренным, и его личное поведение стало более грубым. Однако его общественное положение и многие его близкие друзья остались прежними, и он возобновил свой напряженный рабочий график.

- (financial reporting analysis) – необходимый этап определения успешности компании (предприятия), качества работы менеджмента, эффективности его экономической и технической политики, аудита, оценки бизнеса и т.д. Производится для того, чтобы… …

анализ финансовой отчетности - Необходимый этап определения успешности компании (предприятия), качества работы менеджмента, эффективности его экономической и технической политики, аудита, оценки бизнеса и т.д. Производится для того, чтобы идентифицировать и оценить… …

АНАЛИЗ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ - RATIO ANALISISМетод АНАЛИЗА ОТЧЕТА, заключающийся в сведении совокупных абсолютных величин к показательным относительным величинам для более углубленного их исследованияИзучение относительных показателей как метод анализа было начато в работах… … Энциклопедия банковского дела и финансов

АНАЛИЗ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА - В страховых операциях: анализ сумм заработанных страховых премий и оплаченных убытков по сведениям финансовой отчетности за календарный период в сравнении с аналогичными показателями за предшествующий 12 месячный период … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Анализ. Финансовый анализ изучение основных показателей, параметров, коэффициентов и мультипликаторов, дающих объективную оценку финансового состояния организаций и стоимости акций компаний… … Википедия

Международные стандарты финансовой отчётности - (МСФО) Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ), список действующих в настоящее время стандартов Применение международных стандартов финансовой отчётности в различных странах, IFRS, IAS Содержание Содержание Раздел 1. Применение и… … Энциклопедия инвестора

Кредитный анализ предприятия - – исследование компании, которое проводится с целью определения ее способности выполнять кредитные обязательства. Кредитный анализ включает в себя: исследование того, как потенциальный заемщик обосновывает необходимость получения займа; анализ… … Банковская энциклопедия

вертикальный инвестиционный анализ - структурный инвестиционный анализ Вид инвестиционного анализа, базирующийся на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных… … Справочник технического переводчика

трендовый анализ - Cбор и обработка данных за различные периоды времени и сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов c целью определения тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных… … Справочник технического переводчика

Вертикальный (структурный) инвестиционный анализ - (vertical (structural) investment analysis) вид инвестиционного анализа, базирующийся на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных… … Экономико-математический словарь

вертикальный (структурный) инвестиционный анализ - Вид инвестиционного анализа, базирующийся на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих, агрегированных в… … Справочник технического переводчика

Ну разве нет в нем тайны? Он так горит на эстраде, так отдается музыке! Оркестры его обожают.
Р. Челетти

Деятельность Л. Бернстайна поражает прежде всего своим разнообразием: талантливый композитор, известный всему миру как автор мюзикла «Вестсайдская история », крупнейший дирижер XX в. (его называют в числе наиболее достойных преемников Г. Караяна), яркий музыкальный писатель и лектор, умеющий найти общий язык с широчайшим кругом слушателей, пианист и педагог.

Стать музыкантом Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел по избранному пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные. Когда мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыкантом. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачивать уроки, и мальчик стал сам зарабатывать деньги на учение.

В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по история музыки, филологии и философии. Окончив университет в 1939 г., он продолжил обучение - теперь уже в Музыкальном институте Кертис в Филадельфии (1939-41). Событием в жизни Бернстайна стала встреча с крупнейшим дирижером, выходцем из России, С. Кусевицким. Стажировка под его руководством в Беркширском музыкальном центре (Танглвуд) положила начало теплым дружеским отношениям между ними. Бернстайн стал ассистентом Кусевицкого, а вскоре - помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра (1943-44). До этого, не имея постоянного заработка, он жил на средства от случайных уроков, концертных выступлений, таперской работы.

Счастливый случай ускорил начало блистательной дирижерской карьеры Бернстайна. Всемирно известный Б. Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А. Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не оставалось, как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, появился перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.

Отныне перед Бернстайном открылись крупнейшие концертные залы Америки и Европы. В 1945 г. он сменил Л. Стоковского на посту главного дирижера Нью-Йоркского городского симфонического оркестра, дирижировал оркестрами Лондона, Вены, Милана. Бернстайн покорил слушателей стихийным темпераментом, романтическим воодушевлением, глубиной проникновения в музыку. Артистизм музыканта поистине не знает предела: одним своим шуточным произведением он дирижировал... «без рук», управляя оркестром только мимикой лица и взглядами. Более 10 лет (1958-69) Бернстайн занимал должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, пока не принял решение отдавать больше времени и сил сочинению музыки.

Произведения Бернстайна начали исполняться почти одновременно с его дирижерским дебютом (вокальный цикл «Ненавижу музыку», симфония «Иеремия» на текст из Библии для голоса с оркестром, балет «Невлюбляющийся»). В молодые годы Бернстайн отдает предпочтение театральной музыке. Он - автор оперы «Волнения на Таити» (1952), двух балетов; но наибольший успех сопутствовал его четырем мюзиклам, написанным для театров Бродвея. Премьера первого из них («В городе») состоялась в 1944 г., и многие его номера сразу приобрели популярность «боевиков». Жанр мюзикла Бернстайна восходит к самым корням американской музыкальной культуры: ковбойским и негритянским песням, мексиканским танцам, острым ритмам джаза. В «Чудесном городе» (1952), выдержавшем в течение одного сезона более полутысячи спектаклей, чувствуется опора на суинг - стиль джаза 30-х гг. Но мюзикл - не чисто развлекательное шоу. В «Кандиде» (1956) композитор обратился к сюжету Вольтера, а «Вестсайдская история» (1957) - не что иное, как трагическая история Ромео и Джульетты, перенесенная в Америку с ее расовыми столкновениями. Своим драматизмом этот мюзикл приближается к опере.

Бернстайн пишет духовную музыку для хора и оркестра (оратория Кадиш, Чичестерские псалмы), симфонии (Вторая, Возраст тревог - 1949; Третья, посвящена 75-летию Бостонского оркестра - 1957), Серенаду для струнного оркестра и ударных по диалогу Платона «Симпозиум» (1954, серия застольных тостов, восхваляющих любовь), музыку к кинофильмам.

С 1951 г., когда умер Кусевицкий, Бернстайн взял его класс в Танглвуде и начал преподавать в университете города Вельтем (штат Массачусетс), читать лекции в Гарварде. С помощью телевидения аудитория Бернстайна - педагога и просветителя - превзошла рамки любого университета. И в лекциях, и в своих книгах «Радость музыки» (1959) и «Бесконечное разнообразие музыки» (1966) Бернстайн стремится заразить людей своей любовью к музыке, пытливым интересом к ней.

В 1971 г. к торжественному открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне Бернстайн создает Мессу, вызвавшую весьма разноречивые отклики критиков. Многих смущало совмещение традиционных религиозных песнопений с элементами эффектных бродвейских шоу (в исполнении Мессы участвуют танцоры), песенками в стиле джаза и рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилась широта музыкальных интересов Бернстайна, его всеядность и полное отсутствие догматизма. Бернстайн не раз бывал в СССР. Во время гастролей 1988 г. (в канун своего 70-летия) он дирижировал Международным оркестром Музыкального фестиваля земли Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ), состоящим из молодых музыкантов. «Для меня вообще важно обращение к теме молодежи и общение с нею», - сказал композитор. - «Это одно из самых главных дел в нашей жизни, потому что молодежь - наше будущее. Мне нравится передавать им свои знания и чувства, учить их».

К. Зенкин

Ни в коей мере не оспаривая талантов Бернстайна - композитора, пианиста, лектора, - все же можно сказать с уверенностью, что славой своей он в первую очередь обязан дирижерскому искусству. И американцы, и любители музыки в Европе раньше, всего призвали Бернстайна - дирижера. Произошло это в середине сороковых годов, когда Бернстайну еще не было тридцати лет, а его артистический стаж был ничтожен. Леонард Бернстайн получил разностороннюю и основательную профессиональную подготовку. В Гарвардском университете он изучал композицию и игру на фортепиано.

В знаменитом институте Кёртиса его педагогами были Р. Томпсон по оркестровке и Ф. Рейнер но дирижированию. В добавление к этому он совершенствовался под руководством С. Кусевицкого - в Беркширской летней школе в Танглевуде. Одновременно, чтобы зарабатывать на жизнь, Ленни, как и поныне зовут его друзья и почитатели, нанялся пианистом в хореографическую труппу. Но вскоре был уволен, так как вместо традиционного балетного аккомпанемента заставлял танцоров заниматься под музыку Прокофьева, Шостаковича, Копленда и собственные импровизации.

В 1943 году Бернстайн стал ассистентом Б. Вальтера в оркестре Нью-йоркской филармонии. Вскоре ему случилось заменить своего больного руководителя, и с тех пор он начал выступать с нарастающим успехом. В конце 1Э45 года Бернстайн уже возглавил Городской симфонический оркестр Нью-Йорка.

Европейский дебют Бернстаина состоялся после окончания войны - на «Пражской весне» 1946 года, где его концерты также привлекли всеобщее внимание. В те же годы слушатели познакомились и с первыми сочинениями Бернстаина. Его симфония «Иеремия» была признана критикой лучшим произведением 1945 года в США. Последующие годы отмечены для Бернстайна сотнями концертов, гастролями на разных континентах, премьерами новых его сочинений и непрерывным ростом популярности. Ему первому среди американских дирижеров довелось встать в 1953 году за пульт «Ла Скала», затем он выступает с лучшими оркестрами Европы, а в 1958 году возглавляет оркестр Нью-йоркской филармонии и вскоре совершает с ним триумфальное турне по Европе, во время которого выступает в СССР; наконец, немного спустя, он становится и ведущим дирижером «Метрополитен-опера». Гастроли в Венской государственной опере, где Бернстайн в 1966 году произвел настоящую сенсацию своей трактовкой вердиевского «Фальстафа», окончательно закрепили мировое признание артиста.

В чем заключаются причины его успеха? Тот, кто хоть однажды слышал Бернстаина, без труда ответит на этот вопрос. Бернстайн - художник стихийного, вулканического темперамента, который увлекает слушателей, заставляет внимать музыке, затаив дыхание, даже тогда, когда его трактовка может показаться вам необычной или спорной. Оркестр под его управлением музицирует свободно, непринужденно и вместе с тем не-обычайно интенсивно - все происходящее кажется импровизацией. Движения дирижера чрезвычайно экспрессивны, темпераментны, но вместе с тем совершенно точны - кажется, что его фигура, его руки и мимика как бы излучают музыку, которая рождается на ваших глазах. Один из музыкантов, побывавших на спектакле «Фальстафа» под управлением Бернстайна, признавался, что уже спустя десять минут после начала он перестал смотреть на сцену и не спускал глаз с дирижера, - так полно и точно отражалось в нем все содержание оперы. Конечно, эта безудержная экспрессия, этот страстный порыв не бесконтролен - он только потому и достигает своей цели, что воплощает глубину интеллекта, позволяющую дирижеру проникать в замысел композитора, передавать его с предельной цельностью и подлинностью, с высокой силой переживания.

Эти качества Бернстайн сохраняет и в тех случаях, когда выступает одновременно как дирижер и пианист, исполняя концерты Бетховена, Моцарта, Баха, «Голубую рапсодию» Гершвина. Репертуар Бернстайна огромен. Только на посту руководителя Нью-йоркской филармонии он исполнил практически всю классическую и современную музыку-от Баха до Малера и Р. Штрауса, Стравинского и Шёнберга.

Среди его записей - почти все симфонии Бетховена, Шумана, Малера, Брамса, десятки других крупных произведений. Трудно назвать такое сочинение американской музыки, которое не исполнил бы Бернстайн со своим оркестром: в течение нескольких лет он, как правило, включал в каждую свою программу одно американское произведение. Бернстайн - превосходный интерпретатор советской музыки, особенно симфоний Шостаковича, которого дирижер считает «последним великим симфонистом».

Перу Бернстайна-композитора принадлежат произведения разных жанров. Среди них три симфонии, оперы, музыкальные комедии, мьюзикл «Вестсайдская история», обошедший сцены всего мира. В последнее время Бернстайн стремится больше времени уделять композиции. С этой целью он в 1969 году оставляет свой пост руководителя Нью-йоркской филармонии. Но он предполагает и в дальнейшем периодически выступать с коллективом, который, отмечая его замечательные достижения, присвоил Бернстайну звание «пожизненного дирижера-лауреата Нью-йоркской филармонии».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

«Я не хочу провести свою жизнь, как Тосканини, снова и снова изучая одни и те же 50 произведений. Я бы умер от скуки. Я хочу дирижировать, я хочу играть на фортепиано. Я хочу писать для Голливуда. Я хочу сочинять симфоническую музыку. Я хочу пытаться быть музыкантом в полном смысле этого слова. Еще я хочу преподавать. Я хочу писать книги и стихи. И я полагаю, что могу делать все это наилучшим образом».
Л. Бернстайн

Американский дирижер, композитор и просветитель Леонард Бернстайн родился 25 августа 1918 года в городе Лоуренс, штат Массачусетс, в семье еврейских эмигрантов из Украины Сэмуэля Бернстайна и Дженни Резник Бернстайн. Бабушка Бернстайна по материнской линии настояла на том, чтобы внука назвали Луисом (Louis), однако семья предпочитала называть мальчика Леонардом или Ленни, и в 16 лет, получая водительские права, Леонард официально взял себе это имя.

По сравнению с другими прославленными музыкантами, Бернстайн начал заниматься музыкой довольно поздно. Лишь в десятилетнем возрасте он впервые увидел фортепиано: тетя композитора развелась с мужем и, переезжая из Массачусетса в Нью-Йорк, отдала Бернстайнам свои вещи. Среди них было старое пианино. Леонард Бернстайн вспоминал: «Я помню, как прикоснулся к нему в день, когда его привезли... У меня не было сомнений, что вся моя жизнь будет связана с музыкой...»

Ленни влюбился в инструмент и довольно скоро научился подбирать популярные песенки. Сэмуэль Бернстайн, памятуя о нищих бродячих скрипачах, которых он встречал на Украине, был уверен, что у еврейского мальчика не может быть перспектив в серьезной музыке. Он мечтал о том времени, когда сын окончит престижную Бостонскую латинскую школу, которая должна была обеспечить Леонарду достойное образование, и займется семейным бизнесом - торговлей косметическими товарами. Ленни стоило немало усилий уговорить отца позволить ему брать уроки фортепиано у соседки Фриды Карп (Frieda Karp), а позднее у Сюзан Уильямс (Susan Williams) из Консерватории Новой Англии (New England Conservatory of Music). Свою учебу юный Бернстайн сначала частично, а потом полностью оплачивал сам, зарабатывая выступлениями на праздниках.

Когда Ленни исполнилось 13 лет, отец подарил ему рояль и начал водить на концерты классической музыки. В 1932 году Бернстайн отправился на прослушивание к одному из лучших бостонских педагогов по фортепиано - Генриху Гебхарду (Heinrich Gebhard). Тот сразу же обратил внимание на талант юноши, однако заметил, что ему не хватает техники, и порекомендовал учителя - Хелен Коатс (Helen Coates), которая впоследствии станет другом и секретарем Бернстайна.

Юный Бернстайн окунулся в занятия музыкой. К облегчению родителей, его учеба в Латинской школе не страдала, и он продолжал оставаться одним из первых учеников, преуспевая и в науках, в и спорте.

В 17 лет Леонард Бернстайн поступил в Гарвард, где в качестве предметов для изучения выбрал литературу, философию и музыку. По его собственному признанию, услышав живой симфонический оркестр только в 16 лет, он наверстывал упущенное, пропадая на репетициях и выступлениях Бостонского симфонического оркестра. Под впечатлением от таланта дирижеров Сергея Кусевицкого и Дмитрия Митропулоса (Dimitri Mitropoulos), Бернстайн решил заняться дирижированием.

Свое обучение Бернстайн продолжил в Институте музыки Кертиса (Curtis Institute of Music), занимаясь у Изабеллы Венгеровой (Isabella Vengerova) по классу фортепиано, у Фрица Райнера (Fritz Reiner) по классу дирижирования и у Рэндалла Томпсона (Randall Thompson) по классу оркестровки. В 1940 году Бернстайн посещал летний институт в Танглвуде (Tanglewood) при Бостонском симфоническом оркестре, где его наставником стал знаменитый дирижер Сергей Кусевицкий. Кусевицкий предложил молодому коллеге контракт приглашенного дирижера Бостонского симфонического оркестра, но Ленни был вынужден отказаться - Американская гильдия музыкантов (AGMA), в рядах которой он состоял, рекомендовала бойкотировать этот коллектив, так как он один из немногих в стране не входил в ее состав и потому не подчинялся профсоюзным правилам.

Чтобы заработать на жизнь, Бернстайн попытался давать уроки, однако желающих обучаться у него не нашлось, и Леонард решил перебраться в Нью-Йорк, где перед молодым музыкантом открывалось гораздо больше возможностей. Он работал в музыкальном издательстве Harms-Remick, где за 25 долларов в неделю переносил на нотную бумагу популярные джазовые мелодии и делал аранжировки под псевдонимом Ленни Эмбер (Lenny Amber), когда получил предложение от Артура Родзинского - руководителя Нью-йоркского филармонического общества (The Philharmonic Society of New York), впоследствии Нью-йоркского филармонического оркестра (The New York Philharmonic Orchestra). Знаменитый дирижер пригласил Бернстайна стать его ассистентом, что стало для Ленни полной неожиданностью. Выяснилось, что Родзинский, находясь в Тангелвуде, видел, как дирижирует Бернстайн, и когда возникла необходимость в помощнике, решил его разыскать. 25-летний Леонард Бернстайн занял пост ассистента в августе 1943 года, а уже в ноябре к нему пришла национальная слава.

Случилось это после того, как он заменил приглашенного дирижера Бруно Вальтера (Bruno Walter) на концерте в Карнеги-холле (Carnegie Hall), который транслировался на всю Америку. Динамичная и темпераментная дирижерская манера Бернстайна поразила и аудиторию, и критиков. Уже через несколько недель Бернстайн был завален приглашениями из разных оркестров со всей страны. Благодаря своей энергии, обаянию и таланту Ленни всегда был в центре внимания, однако теперь он стал настоящей знаменитостью.

С 1945 по 1947 год Бернстайн был музыкальным руководителем Нью-йоркского симфонического оркестра (New York City Symphony Orchestra). После смерти Сергея Кусевицкого в 1951 году он возглавил оркестровый и дирижерский факультет в Танглвуде, где преподавал много лет. В начале 50-х Леонард Бернстайн сотрудничал с Фестивалем искусств (Creative Arts Festivals) при университете Brandeis. Тогда же, в 1951 году, он женился на чилийской актрисе и пианистке Фелисии Монтеалегре (Felicia Montealegre), которая впоследствии родила ему троих детей.

Бернстайн много путешествовал по миру. В 1946 году он дирижировал в Лондоне и на международном музыкальном фестивале в Праге. В 1947 году он выступал в Тель-Авиве - это положило начало связи Леонарда с Израилем, продолжавшейся до конца его жизни. В 70-е композитор записал большую часть своей симфонической музыки с именно с Израильским филармоническим оркестром. В 1953 году Леонард Бернстайн стал первым американским дирижером, приглашенным в миланский театр Ла Скала (La Scala). Его дебютом за пультом оркестра прославленной оперной площадки стала «Медея» Керубини с Марией Каллас в заглавной партии.

В 1958 году Бернстайн возглавил Нью-йоркский филармонический оркестр. Он занимал этот пост до 1969 года - дольше, чем кто-либо из его предшественников, но и после того как покинул должность, продолжал сотрудничать с коллективом. Больше половины из четырехсот с лишним записей, сделанных Бернстайном, была осуществлена с Нью-йоркским филармоническим оркестром. Среди них девять симфоний Густава Малера, в то время редко исполняемого автора. Записи имели огромный успех, породив волну увлечения творчеством немецкого композитора как в Америке, так и во всем мире.

Бернстайн был ведущим пропагандистом творчества современных композиторов - Самуэля Барбера (Samuel Barber), Франсиса Пуленка (Francis Poulenc) а также целой плеяды композиторов-авангардистов 60-х - Уильяма Шумана (William Schuman), Роя Харриса (Roy Harris), Пола Боулса (Paul Bowles) и Уоллингфорда Риггера (Wallingford Riegger).

Он много и охотно исполнял и записывал произведения своего близкого друга, американского композитора Аарона Копленда (Aaron Copland). В молодости Леонард так часто играл его «Вариации для фортепиано», что это произведение стало визитной карточкой Бернстайна-пианиста. Композиторский почерк Леонарда Бернстайна также формировался под влиянием творчества Копленда. Бернстайн - автор трех симфоний, нескольких хоровых, вокальных и фортепианных циклов, трех балетов и двух опер. Однако наибольшую популярность получили его работы для музыкального театра. Всего Леонард Бернстайн сочинил пять мюзиклов и одну оперетту. И здесь он не желал быть таким, как все: он азартно сталкивал классические интонации и современные ритмы, культивируя свой особый, эклектичный стиль. Дочь композитора Джеми так охарактеризовала творчество своего отца: «Он сочинял джазовую музыку для концертных залов и симфоническую музыку для бродвейской сцены».

Еще в Гарварде Бернстайн активно участвовал в театральных постановках как дирижер, композитор и аккомпаниатор. Он написал дополнительную музыку к спектаклю «Птицы» (The Birds) и принимал в участие в постановке новаторского мюзикла Марка Блицстайна (Marc Blitzstein) «Колыбель будет качаться» (The Cradle Will Rock), осуществленной силами студентов Гарварда.

В начале 40-х годов подающий надежды хореограф по имени Джером Роббинс (Jerome Robbins) поделился с Бернстайном своей идеей танцевального спектакля о трех моряках, которые проводят 24 часа в Нью-Йорке. В результате появился балет «Беззаботные» (Fancy Free), премьера которого состоялась 18 апреля 1944 года. Этот проект положил начало композиторской карьере Бернстайна и его сотрудничеству с Роббинсом, вместе с которым он создал еще два балета - «Факсимиле» (Facsimile, 1946) и «Диббук» (Dybbuk, 1974).

Сюжет «Fancy Free» получил свое развитие в мюзикле «Увольнение в город» (On the Town). Соавторами Бернстайна стали режиссер Джордж Эббот (George Abbott), и либреттисты Бетти Комден (Betty Comden) и Адольф Грин (Adolph Green). Как и в балете, действие шоу разворачивалось в Нью-Йорке во время Второй Мировой войны, а его главные герои - моряки Габи, Чип и Оззи - отправлялись в увольнение в Нью-Йорк, где за отведенные им 24 часа переживали романтические приключения. Шоу дышало молодостью и задором и не прошло незамеченным на Бродвее. Сразу же после премьеры 28 декабря 1944 года в театре «Адельфи» (Adelphi Theater) мюзикл стал хитом, и киностудия МГМ не замедлила приобрести права на экранизацию. В 1949 году вышел фильм с Джином Келли (Gene Kelly) и Френком Синатрой (Frank Sinatra) в главных ролях, однако владельца МГМ Луиса Майера (Louis B. Mayer) по каким-то причинам не устроила музыка Бернстайна, и в результате в картине она практически не звучит.

В 1950 году композитор написал песни и хоровые номера для новой постановки пьесы Барри «Питер Пен».

Во время своего медового месяца в 1951 году Бернстайн приступил к работе над одноактной оперой «Сложности на Таити» (Trouble in Tahiti), рассказывающей о молодой паре из пригорода, переживающей кризис отношений. В сюжете оперы отразились проблемы непростой семейной жизни родителей композитора, и, как оказалось впоследствии, самого Бернстайна. Композитор сам написал либретто, в котором задействовал всего несколько персонажей - пару главных героев и трио - своеобразный греческий хор. Партитура Бернстайна содержит все характерные для его музыкального языка черты и представляет собой сплав джаза, мюзикла и оперы. В 1983 году публике было представлено продолжение «Сложностей на Таити» - трехактная опера «Тихий уголок» (A Quiet Place).

23 февраля 1953 года в театре Winter Garden состоялась премьера второго мюзикла композитора - «Чудесный город» (Wonderful Town) по сборнику автобиографических рассказов писательницы Рут Маккини (Ruth McKenney) «Моя сестра Айлин». В спектакле рассказывается история двух сестер из Огайо, которые в середине 30-х годов приезжают в Нью-Йорк, чтобы сделать карьеру. Партитура была написана в рекордные сроки - всего за месяц.

Шоу задумывалось в расчете на популярную актрису Розалинд Расселл (Rosalind Russell), для которой «Чудесный город» должен был стать возвращением из Голливуда на театральные подмостки. Расселл не могла похвастаться выдающимися вокальными данными, и Бернстайн создал для нее несколько несложных, но ярких хитов, позволвших Розалинд продемонстрировать ее темперамент характерной актрисы. Спектакль выдержал 559 представлений и был удостоен премии «Тони» в шести номинациях, в том числе как «Лучший мюзикл».

В 1954 году Бернстайн обратил свой взгляд в сторону кинематографа. Он сочинил саундтрек к драме Элиа Казана (Elia Kazan) «В порту» (On The Waterfront) с Марлоном Брандо (Marlon Brando) в главной роли. И хотя картина имела успех и даже завоевала семь «Оскаров», композитор был разочарован вспомогательной ролью музыки в кино и больше в Голливуд не возвращался.

В год премьеры «Чудесного города» вместе с драматургом Лилиан Хеллман (Lillian Hellman) Бернстайн приступил к работе над музыкальным переложением повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» . Творческий процесс тормозили бесконечные споры авторов, преследовавших разные цели. Для Лилиан «Кандид» был прежде всего политическим памфлетом, направленным против разъедавшего американское общество маккартизма, а для Бернстайна европейские корни литературного оригинала стали поводом отдать дань композиторам Старого Света. Результат оказался печальным. Критики и публика не поняли полное намеков и иносказаний либретто и не оценили масштабную - на стыке оперы, мюзикла и оперетты - партитуру. Спектакль был показан на Бродвее всего 73 раза (премьера состоялась 1 декабря 1956 года), после чего бесславно закрылся. Однако Бернстайн не терял надежды довести «Кандида» до совершенства. Мюзикл пережил несколько редакций, и лишь незадолго до смерти композитор записал его в той версии, которая наиболее соответствовала его замыслу.

Параллельно с «Кандидом» Бернстайн работал над современной версией «Ромео и Джульетты», задуманной еще в конце 40-х годов Джеромом Роббинсом. Тогда хореограф поделился с композитором своей идеей мюзикла о возлюбленных, принадлежащих двум враждующим молодежным группировкам - итальянцев-католиков и евреев. Действие должно было разворачиваться в нижнем Ист-Сайде, а сам мюзикл назывался «Истсайдская история» (East Side Story). Роббинс и Бернстайн предложили написать пьесу драматургу Артуру Лоурентсу, однако потребовалось шесть лет, прежде чем расписание авторов позволило им вплотную приступить к реализации идеи. К тому времени вражда католиков и евреев потеряла актуальность, и газеты пестрели историями о бандах молодых латиноамериканцев. Лоурентс и Бернстайн убедили Роббинса перенести действие в восточную часть Манхеттена и построить сюжет на соперничестве потомков белых эмигрантов - поляков, итальянцев, немцев - и выходцев из Пуэрто-Рико.

Сперва Бернстайн собирался сам написать поэтические тексты, однако затем пришел к выводу, что эту работу лучше поручить кому-нибудь еще. Так в команде по рекомендации Лоурентса появился Стивен Cондхайм , начинающий композитор и поэт, которого привлекла возможность поработать со своим более знаменитым коллегой.

К 1956 году на руках у авторов был по-настоящему новаторский, полный реализма и глубокой драматургии материал. Незадолго до начала репетиций выяснилось, что инвесторы не готовы к экспериментам - никто не желал давать на постановку ни пенни. На помощь пришли продюсеры Гарольд Принс и Роберт Гриффит. Они помогли преодолеть финансовые трудности, справились с капризами обладавшего непростым характером Роббинса и добились того, чтобы ни один день из двух месяцев, отмеренных на репетиции, не прошел зря.

Премьера «Вестсайдской истории» , состоявшаяся 26 сентября 1957 года, была организована с голливудским размахом. Пресса в целом отозвалась о спектакле положительно. Когда же пришло время вручения премий «Тони», мюзикл, в котором умирали два героя в конце первого действия и один в конце второго, проиграл почти во всех основных номинациях жизнерадостному и сентиментальному шоу Меридита Уилсона (Meredith Willson) «Продавец музыки» (The Music Man). Лишь одна номинация - «Лучшая хореография» - осталась за Джеромом Роббинсом. Работа Бернстайна осталась недооцененной, и только в 1961 году, после выхода экранизации, мюзикл обрел статус культового.

В 1971 году состоялась премьера очередной театральной работы Бернстайна - MASS: A Theatre Piece for Singers, Players, and Dancers («МЕССА: Театральное произведение для певцов, актеров и танцоров»), созданной по заказу Жаклин Кеннеди. Впервые месса была исполнена 8 сентября 1971 года на открытии Центра исполнительских искусств имени Кеннеди (John F. Kennedy Center for the Performing Arts). Взяв за основу тридентинскую католическую мессу, Бернстайн дополнил литургические тексты стихами Стивена Шварца (Stephen Schwartz) и Пола Саймона (Paul Simon).

Уже через две недели после своего назначения музыкальным руководителем Нью-йоркского филармонического оркестра Бернстайн провел своей первый концерт из задуманного им цикла «Концерты для молодежи» (Young People’s Concerts). За 14 лет существования этой просветительской программы Бернстайн подготовил 53 концерта, в которых в доступной и увлекательной для широкой публики форме затронул самый широкий круг вопросов - от азов музыкальной теории до философии музыки. Бернстайн знакомил свою публику с творчеством современных авторов - Шостаковича, Копленда и др. и приглашал в качестве исполнителей молодых талантливых музыкантов. Концерты транслировались телекомпанией CBS и пользовалась огромным успехом у аудитории, сформировав не одно поколение американских меломанов.

В 1971 году Бернстайн был приглашен на год в Гарвард на почетную должность профессора поэзии имени Чарльза Элиота Нортона (Charles Eliot Norton Professor of Poetry). Среди участников этой программы были не только выдающиеся поэты и литераторы, но и историки искусства, и музыканты, такие как Игорь Стравинский и Аарон Копленд. Бернстайн подготовил для Гарварда цикл из шести лекций, озаглавленный «Вопрос без ответа» (The Unanswered Question). В нем, используя актуальный в то время междисциплинарный подход, он анализировал музыку сквозь призму лингвистики, эстетики, философии и музыкальной истории. За год, проведенный в Гарварде, Бернстайн стал кумиром студентов и был признан «человеком года».

Леонард Бернстайн также написал несколько книг, где рассматривались различные аспекты музыкальной культуры: «Радость музыки» (The Joy of Music, 1959), «Концерты для молодежи» (Young People’s Concerts), «Бесконечное разнообразие музыки» (The Infinite Variety of Music, 1966), «Вопрос без ответа» (The Unanswered Question, 1976) и «Открытия» (Findings, 1982).

В 1990 году Леонард Бернстайн был вынужден оставить дирижирование по состоянию здоровья. Это был непростой шаг для человека, привыкшего постоянно быть на виду. Через пять дней после объявления об уходе Бернстайн скончался. Похоронен композитор на Гринвудском кладище (Green-Wood Cemetery) в Бруклине. Дети Бернстайна положили в гроб отца его дирижерскую палочку, партитуру Пятой симфонии Малера, счастливый пенни и книгу «Алиса в стране чудес».

Год выпуска : 2003

Жанр : Экономика

Издательство : "Финансы и статистика"

Формат : PDF

Качество : Отсканированные страницы

Количество страниц : 622

Описание : Книга дает представление о методах эффективной учетной политики бухгалтеров США и степени ее регламентации; знакомит с методологией построения финансовой отчетности, включающей баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных стредств. Обсуждение сущности информации, содержащейся в этих документах, завершается рассмотрением методов анализа финансового положения компаний, который проведен на конкретных данных.

Для бухгалтеров, стремящихся повысить свою квалификацию, преподавателей бухгалтерского учета и анализа, аспирантов и студентов экономических вузов и факультетов, а также тех, кто принимает решения на основе финансовой отчетности.

ЧАСТЬ I

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ДАННЫЕ УЧЕТА
Глава 1. Задачи анализа финансовой отчетности
1.1. Сущность финансового анализа
1.2. Подходы к проблеме
1.3. Развитие теории инвестиций
Глава 2. Анализ финансовой отчетности и бухгалтерский учет
2.1. Функции анализа финансовой отчетности
2.2. Исходные данные для анализа
2.3. Значения данных бухгалтерского учета
2.4. Информационная ограниченность данных бухгалтерского учета
2.5. Относительное значение анализа финансовой отчетности в общем объеме работ по принятию решений
2.6. Функции бухгалтерского учета
Глава 3. Цели, условия и стандарты учета - их значение для анализа
3.1. Цели учета
3.2. Концептуальная схема FASB
3.3. Организация концептуальной схемы
3.4. Предпосылки анализа
3.5. Принципы и стандарты бухгалтерского учета
3.6. Человеческий фактор
Глава 4. Инструменты и методы анализа финансовой отчетности - общий обзор
4.1. Реконструкция хозяйственной деятельности и операций
4.2. Важность отчетности о движении денежных средств
4.3. Дополнительные аналитические функции
4.4. Источники информации
4.5. Полный набор информации
4.6. Основные инструменты анализа
4.7. Рыночные измерители
4.8. Сопоставимость финансовой информации
4.9. Пример расчета финансовых коэффициентов
4.10. Проверка понимания взаимосвязей
4.11. Основные составляющие анализа финансовой отчетности
4.12. Финансовый анализ с помощью средств вычислительной техники
4.13. Обзор учетных принципов - назначение и объекты особого внимания
Приложение 4а. Источники информации, содержащей показатели деятельности и финансовые коэффициенты
Приложение 4в. Пример финансовой отчетности

ЧАСТЬ II. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - ОСНОВА АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Глава 5. Анализ текущих активов
5.1. Денежные средства
5.2. Рыночные ценные бумаги
5.3. Дебиторская задолженность
5.4. Предоставление данных о текущей стоимости финансовых инструментов
5.5. Запасы
5.6. Корректировка при переходе от метода ЛИФО к методу ФИФО
5.7. Другие аналитические проблемы
Глава 6. Анализ нетекущих активов
6.1. Долгосрочные инвестиции
6.2. Наиболее реалистичная оценка долговых ценных бумаг
6.3. Учет заемщиками и кредиторами реструктуризации долга, вызванной тяжелым финансовым положением заемщика
6.4. Проблема банковских ссуд
6.5. Материальные основные средства
6.6. Нематериальные активы
6.7. Расходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов и платежей
6.8. Незафиксированные нематериальные или условные активы
Глава 7. Анализ кредиторской задолженности
7.1. Краткосрочная кредиторская задолженность
7.2. Долгосрочная кредиторская задолженность
7.3. Погашение задолженности
7.4. Обязательства по аренде
7.5. Учет капитальной аренды
7.6. Внебалансовое финансирование
7.7. Внебалансовые обязательства
7.8. Кредиторская задолженность по пенсионным планам
7.9. Выявление дополнительной задолженности по пенсиям
7.10. Прочие выплаты помимо пенсий
7.11. Обязательства, граничащие с собственным капиталом
7.12. Доходы будущих периодов

7.13. Майнорити
7.14. Резервы
7.15. Учет непредвиденных обстоятельств
7.16. Обязательства по контрактам
7.17. Финансовые инструменты с внебалансовыми рисками
7.18. Условная кредиторская задолженность
Глава 8. Анализ собственного капитала
8.1. Различия между инструментами кредиторской задолженности и собственного капитала
8.2. Классификация акций
8.3. Нераспределенная прибыль
8.4. Балансовая стоимость на акцию
Глава 9. Межкорпоративные инвестиции, слияния компаний и деятельность за границей
9.1. Межкорпоративные инвестиции
9.2. Учет объединений предприятий
9.3. Учет объединений предприятий
9.4. Учет гудвилла - сфера наибольших проблем
9.5. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности
9.6. Анализ прибыли и убытка от перевода
Глава 10. Анализ отчета о прибылях и убытках: часть I
10.1. Разнообразие понятий прибыли
10.2. Начисление затрат и расходов
10.3. Амортизация и уменьшение стоимости истощения ресурсов

Глава 11. Анализ отчета о прибылях и убытках: часть 2
11.1. Расходы по пенсиям и дополнительные выплаты работникам
11.2. Элементы периодических расходов на выплату пенсий
11.3. Пенсионные обязательства
11.4. Учет прочих выплат работникам после выхода на пенсию
11.5. Прочие дополнительные выплаты работникам
11.6. Выплаты на научные исследования, изыскания и разработки
11.7. Гудвилл
11.8. Расходы на выплату процентов

11.9. Налог на прибыль
11.10. Чрезвычайные прибыли и убытки
11.11. Изменения в бухгалтерском учете
11.12. Отчет о прибылях и убытках - суть анализа, обзор
Глава 12. Прибыль на акцию: расчет и оценка
12.1. Расчет средневзвешенной величины выпущенных обыкновенных акций

12.2. Сложная структура капитала
12.3. Полностью разводненная прибыль на акцию
12.4. Примеры расчетов EPS при объединении компаний
12.5. Переоценка прибыли на акцию за предыдущий период
12.6. Требования к дополнительным данным в связи с предоставлением данных о прибыли на акцию
12.7. Бухгалтерская отчетность по изменениям показателя прибыли за акцию
Глава 13. Отчет о движении денежных средств
13.1. Значение потоков денежных средств
13.2. Учет денежных средств и их потоков
13.3. Определение чистых потоков денежных средств в результате хозяйственной деятельности
13.4. Реконструкция операций
13.5. Определение суммы денежных средств в результате хозяйственной деятельности - два метода
13.6. Переход от косвенного представления к представлению поступлений-выплат

13.7. Денежные потоки - проблемы их изучения
Глава 14. Влияние изменения цен на финансовую отчетность
14.1. Исследования и профессиональные рекомендации
14.2. Цели этой главы
14.3. Учет в текущих ценах
14.4. Учет в постоянных ценах
14.5. Пример учета сделки с использованием четырех схем отчетности

14.6. Аналитические рассуждения при использовании модели текущих цен
14.7. Аналитические рассуждения при использовании модели постоянных цен
14.8. Сравнение общего и особых изменений цен
Глава 15. Мнение аудитора - содержание и значение
15.1. Что должен знать аналитик?
15.2. Аудиторский отчет
15.3. Несоответствие финансовой отчетности общепринятым принципам учета
15.4. Специальные отчеты
15.5. Предпосылки для анализа
15.6. Предпосылки, вытекающие из стандартов, которыми руководствуется в своем мнении аудитор
15.7. Функции аудита с точки зрения аудитора
ЧАСТЬ III. ВАЖНЕЙШИЕ РАЗДЕЛЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Глава 16. Анализ ликвидности
16.1. Значение ликвидности
16.2. Рабочий капитал
16.3. Коэффициент покрытия
16.4. Коэффициент оборачиваемости средней величины дебиторской задолженности
16.5. Показатели оборачиваемости запасов
16.6. Текущие обязательства - краткосрочная кредиторская задолженность
16.7. Интерпретация коэффициента покрытия
16.8. Промежуточный коэффициент срочной ликвидности
16.9. Другие показатели срочной ликвидности
16.10. Понятие финансовой гибкости
16.11. Обсуждение и анализ руководством компании
Глава 17. Анализ потоков денежных средств и финансовые прогнозы
17.1. Обзор моделей потоков денежных средств
17.2. Электронные таблицы
17.3. Анализ отчета о потоках денежных средств
17.4. Пример анализа отчета о потоках денежных средств
17.5. Оценка отчета о потоках денежных средств
17.6. Проектирование отчета о потоках денежных средств
17.7. Пример проектирования отчета о потоках денежных средств

18.1. Ключевые элементы в оценке долгосрочной платежеспособности
18.2. Значение структуры капитала
18.3. Принципы учета
18.4. Корректировки балансовой стоимости активов
18.5. Значение структуры капитала
18.6. Принципы использования заемных средств
18.7. Пример расчета
18.8. Коэффициент финансового левереджа
18.9. Измерение влияния структуры капитала на долгосрочную платежеспособность
18.10. Долгосрочный прогноз - ценность и ограничения
18.11. Анализ структуры капитала - структурные отчеты
18.12. Соотношение заемных средств и всего капитала (заемные и собственные средства)
18.13. Привилегированные акции в структуре капитала
Глава 18. Анализ структуры капитала и долгосрочной платежеспособности
18.14. Откорректированный с аналитической точки зрения коэффициент долгосрочная кредиторская задолженность/собственный капитал
18.15. Интерпретация показателей структуры капитала
18.16. Непредвиденное событие и прочие типы риска
18.17. Показатели распределения активов
18.18. Решающее значение прибыльности
18.19. Показатели покрытия за счет прибыли
18.20. Отношение прибыли к постоянным затратам
18.21. Условные расчеты коэффициентов покрытия
18.22. Покрытие постоянных затрат за счет денежных потоков
18.23. Стабильность потоков денежных средств в результате хозяйственной деятельности
18.24. Покрытие дивидендов по привилегированным акциям за счет прибыли
18.25. Оценка коэффициентов покрытия затрат прибылью
18.26. Структура капитала, выкуп контрольного пакета акций за счет кредита, "бросовые" облигации и другие финансовые "нововведения"
18.27. Существенные аспекты анализа
Приложение 18А. Рейтинг долговых обязательств
Приложение 18А.1. Рейтинг корпоративных облигаций
Приложение 18А.2. Рейтинг муниципальных ценных бумаг
Приложение 18А.З. Ограничения, присущие процессу определения рейтинга
Приложение 18В. Коэффициенты как предсказатели краха предприятия
Приложение 18С. Пример расчета откорректированного с аналитической точки зрения коэффициента долгосрочная задолженность/собственный капитал

Глава 19. Анализ прибыли на инвестиции и использования активов
19.1. Различные точки зрения на результаты деятельности
19.2. Критерии оценки результатов деятельности
19.3. Значение показателя прибыли на инвестиции
19.4. Главные цели использования ROI
19.5. Основные элементы ROI
19.6. Корректировка компонентов формулы ROI
19.7. Анализ использования активов
19.8. Анализ прибыли на обыкновенные акции (ROCSE)
19.9. Пример анализа прибыли на общую сумму активов и собственный капитал
19.10. Сравнение прибыли на собственный капитал с прибылью на инвестиции акционеров
Глава 20. Анализ результатов деятельности: часть 1
20.1. Значение анализа отчета о прибылях и убытках
20.2. Анализ отчета о прибылях и убытках
20.3. Финансовая отчетность многоотраслевых предприятий
20.4. Стабильность и изменение суммы выручки
Глава 21. Анализ результатов деятельности: часть 2
21.1. Анализ себестоимости реализованной продукции
21.2. Анализ безубыточности
21.3. Аналитическое значение анализа безубыточности
21.4. Анализ связей между объемом продаж, дебиторской задолженностью и запасами
21.5. Налог на прибыль
21.6. Анализ финансовых результатов
Глава 22. Оценка и прогнозирование прибыли
22.1. Оценка качества прибыли
22.2. Оценка уровня прибыли и тренда
22.3. Понятие доходности (Earning Power)

22.4. Прогнозирование прибыли
22.5. Контроль за деятельностью предприятия и результатами
Глава 23. Комплексный анализ финансовой отчетности
23.1. Методология анализа финансовой отчетности
23.2. Значение "блочного подхода" к финансовому анализу.....
23.3. Отличительные признаки правильно проведенного финансового анализа
23.4. Характеристики особых отраслей или сфер деятельности
23.5. Пример комплексного анализа финансовой отчетности Campbell Soup Company
Список основных сокращений (США)