Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, все мы находимся с вами в преддверии Великого поста – этого святого, спасительного подвига, который ежегодно заповедует нам совершать Святая Церковь.

Многим из нас кажется, что Великий пост – это нечто из ряда вон выходящее, что обычная жизнь верующего человека – достаточно спокойное времяпровождение во всяком благочестии и чистоте, когда светит солнце, когда мы можем общаться друг с другом, забывая порой и о храме, и о богослужении, и о тех заповедях, которые дает нам Святая Церковь. И вот, раз в год Святая Церковь приглашает нас посвятить особое время своей жизни Господу.

Но тот, кто уже проходил поприще Великого поста, кто вслушивался в песнопения и молитвословия этих удивительных по красоте и глубине богослужений, тот, наверное, так или иначе прикасался сердцем к осознанию того, что именно так, как мы живем в Великий пост, мы и должны всегда жить перед Господом и перед нашими ближними. То есть Святая Четыредесятница – это не особенное, из ряда вон выходящее время, а это есть то нормальное состояние, в котором мы должны постоянно находиться для того, чтобы не совершать грех, чтобы быть способными выполнить заповеди Божии, а значит, для того, чтобы наследовать Вечное спасение, которое принес для каждого из нас Господь.

Великий пост – это состояние,
в котором мы должны постоянно находиться для того, чтобы не совершать грех, быть способными выполнить заповеди Божии и наследовать Вечное спасение.

Сегодня мы пришли в храм, чтобы испросить прощение у Господа и Божией Матери, у всех святых, у всех тех, кто нас окружает в этой земной жизни или кто переступил уже порог Вечности и находится в пакибытии, молитвенно испросить прощения у всех тех, кого мы сейчас не сможем увидеть, но все-таки совесть нас обличает в том, что мы виноваты перед ними. И это не обряд, это таинство: Святая Церковь оживотворяется Богом Духом Святым, и мы пришли в храм и находимся перед Господом. Будем верить, что наша молитва, дойдя до Бога, отразится и на сердцах всех тех, за кого мы молимся, мысленно попросив у них прощения за причиненные обиды.

Зачем Святая Церковь заповедует нам просить прощения? Испрашивая прощение у ближнего, мы тем самым исповедуем важную истину: мы хотим находиться в мире с этим человеком. Если мы испрашиваем прощение перед Великим постом абсолютно перед всеми, и в том числе, самое главное, перед Богом, мы исповедуем то, что хотим находиться в мире с Господом.

Мир – это особое состояние души, это дар Божий, и мы всеми силами стараемся делать так, чтобы у нас было мирное состояние духа. Почему? Потому что Святая Церковь в дни Великого поста призывает нас к покаянию – к пристальному всматриванию в самих себя в попытке увидеть то, что называется грехами и страстями. А если мы возмущены внешне, если мы не можем прийти в себя из-за того, что заняты постоянно улаживанием или раздуванием конфликтов с окружающими людьми, у нас абсолютно не остается ни времени, ни желания, а самое главное, ни способностей всмотреться в глубины свои сердечные и увидеть там грехи, которые Святая Церковь просит нас исповедовать.

Испрашивая прощение перед Великим постом у всех ближних и
у Бога, мы исповедуем, что хотим быть в мире с Господом. Мир – особое состояние души, дар Божий,
и мы стремимся его стяжать.

На заре христианства авва Дорофей, один из подвижников благочестия, говорил о необходимости стяжать мир перед вступлением на поприще Великого поста, уподобляя душу человека водоему. По словам аввы, если вода в водоеме возмущена, ты не сможешь увидеть ни дна этого водоема, ни отражающееся на его поверхности солнце. Точно так же и возмущенная душа не может отразить Солнце, и ты не сможешь увидеть, что находится на дне твоей души.

Сегодня за богослужением мы слышали простые слова нашего Спасителя. Воплотившаяся Истина говорит каждому из нас, что если мы не будем прощать грехов нашим ближним, то и Отец наш Небесный не простит нам согрешений наших (см.: Мф. 6, 14-15 ). Можно много рассуждать, размышлять, пытаться извинить себя, говоря, что мы не можем простить и не можем отпустить грехи ближним, но никаких оговорок, исключений Бог Слово не делает. Он говорит: отпускайте и прощайте, тогда и будете прощены. И вот эта евангельская простота заставляет еще об одном важном моменте задуматься всех тех, кто стремится к спасению.

В Евангелии от Луки есть притча, которую Спаситель рассказывает для того, чтобы человек понял, перед Кем он находится. Христос говорит: Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире (Лк. 14, 31-32 ).

Заповеди Божии даны для того, чтобы мы наполняли светом свое сердце, имели добрые мысли, чтобы мы осознали, то что Господь есть
не только наш Создатель, но и наш Промыслитель и Спаситель.

Эта притча в каждом из нас обличает страсти, грехи, гордость, ложную праведность – то войско, которое мы имеем и на которое уповаем. И мы постоянно оказываемся теми царями, которые своими «правдами», а лучше сказать, неправдами, грехами, пытаются восстать против Бога, против того Царя, у которого войска вкраты больше, чем у нас, и нетрудно предвидеть, что Он нас победит. Разве не так? Когда Святая Церковь заповедует нам исполнять заповеди Божии, заповеди Христовы, а мы противимся этому, разве мы не идем со своим войском против Небесного Царя, думая, что сможем Его перехитрить – победить? Не будем обманываться: никто и никогда Небесного Царя и Владыку победить не сможет.

Святая Церковь особенно в такие дни, как сегодняшний, говорит нам: «Сядь, человек, и подумай: против Кого ты идешь? Когда ты поймешь наконец, что бесполезно сражаться против Царя Небесного; выйди и попроси Его о мире, исповедуя то, что Его воля благая и совершенная, а твоя – греховная. Исповедуй то, что Он лучше знает, как тебе жить. Исповедуй то, что те заповеди, которые Он тебе дал и просит исполнить, даны не для того, чтобы ты противился им постоянно, а для того, чтобы ты, исполняя их, наполнял светом, а не тьмой, твое сердце, чтобы мысли твои были добрые и светлые, а не греховные и злые, чтобы все естество твое осознало то, что Господь есть не только наш Создатель, но и наш Промыслитель и Спаситель».

Вступив на поприще Великого поста с правильным духовным расположением, каждый из нас сможет оживить свое сердце, прийти в осознание необходимости жить Божественной жизнью, исполнять Божественные заповеди нашего Господа.

В сегодняшний день мы, духовенство храма, и, конечно, в первую очередь я, его настоятель, воздыхая сердечно о своих грехах, о своих страстях, прошу простить меня, дорогие отцы, братья и сестры, за все то, что я совершил и согрешил и делом, и словом, и мыслью. Конечно, мы осознаем, что отчасти это может звучать формально, но Бог ведает, что каждому из нас есть о чем просить друг у друга прощения. Поэтому простите меня грешного, помолитесь обо мне и благословите меня.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю сыропустную.
Воспоминание Адамова изгнания.
Прощеное воскресенье,

Неделя сыропу́стная (заговенье на Великий пост) — последний день, который подводит итог всему подготовлению к Посту, обычно называющийся «Прощёным Воскресением»; но мы не должны забывать его второго литургического названия: «Изгнание Адама из рая». Мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает Великий пост в паломничество к небесному отечеству.

Совсем немного времени осталось до начала Великого поста. Вспоминается плач Адама об утерянном рае и, готовясь к серьезному пути, все просят прощения друг у друга.

Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню. Душа его терзалась от мысли: «любимого Бога я оскорбил». Не так жалел он о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу.
Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мучение. Больно душе и сильно жалеет она, когда оскорбит любимого Господа.
Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил:
«Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «помилуй мя, Боже, падшее создание Твое».
Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь».
Прп. Силуан Афонский. Плач Адама.

Почему вдруг внимание Церкви обращается к Адаму? На заре человеческой истории разыгралась драма: создание поднялось на Создателя. В чем причина такого бунта: не буду подчиняться, не хочу никаких ограничений, хочу всё делать по-своему? Знакомо каждому? - Знакомо, как знакомо и желание оправдаться и свалить вину на другого: «жена, которую Ты дал…» И дальше, глубже идет самооправдание: Ты ее дал… Значит, Ты и виноват?!

Как близка такая история греха каждому! Самоволие, упрямство, упорство в грехах, самооправдание вместо раскаяния. Первое стремление - обвинить Того, к Кому следовало бы прежде всего спешить с самым нужным: «прости». Но нет. Адаму неприятно, стыдно и нехорошо на душе, что он нарушил заповеданное. Но как он ведет себя? Библейская история буквально говорит о стремлении спрятаться от Бога, и на все века остается у большинства это первое движение - уйти в тень, спрятаться… От кого? - От Бога, от совести, от души своей. От того, от кого нельзя укрыться, нельзя уйти, нельзя защититься самооправданием и ложью. Что же делать? Нетрудно догадаться, что Церковь, говоря об Адаме, помогает каждому увидеть в нем себя. Если это изображение нашего непослушания, неблагодарности, нежелания ответить любовью на любовь дано в форме поэтического сказания о праотце, потерявшем этими же качествами рай, то делается это только для того, чтобы отозвались на нее наши ум и сердце.

Как рай ощущался первенцем человеческого рода? Как защита благодатью Божией от зла мира. Чтобы иметь какое-то представление об этом, обычно вспоминают о золотой поре детства, где любовь родителей охраняет юную жизнь от всего порочного. Но любовь Творца вместо благодарного чувства и ответной любви встретила противоположное желание прервать самое дорогое и ценное в жизни общение с Творцом. Грех вошел в жизнь человека, ослабил его дарования, отравил способности, нарушил целостность души. Те, кто способен ощущать мучительный внутренний разлад, знают, что в глубинах души часто возникают бури, поднимающие со дна всякую нечистоту. Чаще всего человек предпочитает не касаться таких тем, не заглядывать в эту бездну («тамо гади, им же несть числа» по выражению псалмопевца), уходить от себя, обманывать себя.

Но не к этому призывает Церковь своих детей. Напоминая об Адаме, она говорит снова и снова, что Творец не забыл Своего создания, что Он Сам, первый, обращается к Адаму: «Где ты?..», что Ему всегда приходится первому выходить на поиски каждой заблудшей души.
Почему Он, а не мы первыми идем к Нему? Потому что Он — «кроток и смирен сердцем», а мы горды и упрямы. И если Он идет к нам, то хотя бы в ответ на это движение Его мы можем пойти навстречу Ему с раскаянием в своих грехах? Потому-то и звучит в церковных песнопениях древнее напоминание о грехопадении. В нем правда о нас самих, оно зовет нас к деятельному подвигу, цель которого — встретить Бога и найти в общении с Ним смысл всех стремлений и радость бытия. В одно мгновение это не произойдет, потому нам предстоит серьезный путь — великопостный путь к Пасхе.

Из книги: Весна постная, цвет покаяния… Восхождение к жизни вечной. – М. Издательский отдел Владимирской епархии, 2002 г. – 590 с

Изгна́н бысть Ада́м из рая́ сне́дию, те́мже и седя́ пря́мо сего́ рыда́ше, стеня́ умили́тельным гла́сом, и глаго́лаше: увы́ мне, что пострада́х окая́нный аз: еди́ну за́поведь преступи́х Влады́чню, и благи́х вся́ческих лиши́хся! Раю́ святе́йший, мене́ ра́ди насажде́нный быв, и Е́вы ра́ди затворе́нный, моли́ тебе́ сотво́ршаго, и мене́ созда́вшаго, я́ко да твои́х цвето́в испо́лнюся! Те́мже и к нему́ Спас: Моему́ созда́нию не хощу́ поги́бнути, но хощу́ сему́ спасти́ся, и в позна́ние и́стины приити́, я́ко гряду́щаго ко Мне не изгоня́ю вон.
Изгнан был Адам из рая из-за пищи (из-за вкушения запрещенного плода), и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал… Увы мне, как пострадал я, окаянный: я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ! Рай святейший, ради меня насажденный, и ради Евы затворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами. И отвечал ему (Адаму) Спаситель: я не хочу, чтобы погибло мое создание, но я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне я не изгоню.(Стихира на стиховне)

Кондак Недели сыропустной

Прему́дрости Наста́вниче, смы́сла Пода́телю, нему́дрых Наказа́телю, и ни́щих Защи́тителю, утверди́, вразуми́ се́рдце мое́, Влады́ко. Ты даждь ми сло́во, О́тчее Сло́во, се бо устне́ мои́ не возбраню́, во е́же зва́ти Тебе́: Ми́лостиве, поми́луй мя па́дшаго.
Икос:
Се́де Ада́м тогда́ и пла́кася, пря́мо сла́дости рая́, рука́ма бия́ лице́, и глаго́лаше: Ми́лостиве, поми́луй мя, па́дшаго.
Ви́дев Ада́м а́нгела изри́нувша, и затвори́вша боже́ственнаго са́да дверь, воздохну́в вельми́, и глаго́ла: Ми́лостиве, поми́луй мя, па́дшаго.
Споболи́ раю́ стяжа́телю обнища́вшему, и шу́мом твои́х ли́ствий умоли́ Соде́теля, да не затвори́т тя: Ми́лостиве, поми́луй мя, па́дшаго.
Раю́ вседоброде́тельный, всесвяты́й, всебога́тый, Ада́ма ра́ди насажде́нный, и ра́ди Е́вы заключе́нный, умоли́ Бо́га о па́дшем: Ми́лостиве, поми́луй мя, па́дшаго.

Евангельское чтение

Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена «этого мира». Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф.6:14-21).

Первое условие - пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, «показным». Мы должны «явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем (Нашим), Который втайне»(Мф.6:18).

Второе условие поста - прощение; «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6:14). Торжество греха, главный признак его владычества в мире — это ссоры, несогласия, разделения, ненависть. Поэтому первый пролом через крепость греха есть прощение: возвращение к единению, согласию, любви. Лучезарное всепрощение Самого Бога воссияет между мной и моим «врагом», если я ему прощу. Простить - это значит отвергнуть все счеты и расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу. Прощение - настоящее «вторжение» Царствия Небесного в наш грешный и падший мир.

Вечерня. Чин прощения

Пост по-настоящему начинается с вечерни этого воскресения. Ничто лучше этой вечерни не показывает нам «настроения» Великого Поста в Православной Церкви, не вводит нас в него; нигде лучше не чувствуется ее глубокий призыв к человеку.

Служба начинается, как торжественная вечерня; священнослужители в светлых облачениях. Стихира на «Господи, воззвах…» (следующая после «Господи, воззвах») возвещает наступающий Пост, а за ним - приближение Пасхи!

По́стное вре́мя све́тло начне́м, к подвиго́м духо́вным себе́ подложи́вше, очи́стим ду́шу, очи́стим плоть, пости́мся я́коже в сне́дех от вся́кия стра́сти, доброде́тельми наслажда́ющеся ду́ха: в ни́хже соверша́ющеся любо́вию, да сподо́бимся вси ви́дети всечестну́ю страсть Христа́ Бо́га и святу́ю Па́сху, духо́вно ра́дующеся.
Постное время светло начнем! Готовясь к духовным подвигам, очистим нашу душу, очистим тело. Воздержимся как от пищи, так и от всякой страсти, и насладимся духовными добродетелями. Дабы, усовершенствовавшись в любви, мы были достойны увидать страсти (страдания) Христа Бога и святую Пасху, в духовной радости.

Потом, как обычно, следует Вход и пение «Свете Тихий…» Затем служащий священник идет на «горнее место», за престолом, и возглашает вечерний Прокимен, который всегда возвещает конец одного и начало другого дня. За этой вечерней «Великий Прокимен» возвещает начало Поста:

Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й, и изба́ви ю.
Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, потому что я скорблю! Скоро услышь меня, обрати внимание на душу мою и избавь ее.

Хор братии Данилова монастыря

Вслушайтесь в особенную мелодию этого стиха, этого крика души, внезапно наполняющего церковь: «… я скорблю» - и вы поймете исходный пункт Поста: таинственную смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Все приготовление теперь закончено. Я стою перед Богом, перед славой и красотой Его Царства. И я сознаю свою принадлежность к этому Царству, сознаю, что у меня нет другого дома, другой радости, ни другой цели; и я сознаю также, что я изгнан из этого Царства во тьму и печаль греха, и… «я скорблю»! И в конце концов я сознаю, что только Бог может помочь моей скорби, только Он может избавить и спасти мою душу. Покаяние, - прежде и больше всего, - отчаянная мольба к этой божественной помощи.

Прокимен повторяется пять раз. И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменяются темными, постными, тушат яркое освещение. Когда священник или дьякон начинает вечернюю ектению, хор отвечает ему постным напевом. Первый раз читается великопостная молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. Но в то время, как происходит этот обряд «прощения», и т.к. Пост начинается именно этим актом любви, единения и братства, хор поет Пасхальные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне Поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.

Протопресвитер Александ Шмеман. Великий пост.

О чине прощения не упоминается в Триоди постной, однако он является древней традицией Церкви, восходящей ко временам раннего палестинского монашества. В «Житии преподобной Марии Египетской», написанном святителем Софронием Иерусалимским (ок. 560-638), упоминается о том, что в начале Великого поста монахи собирались в церковь, где испрашивали прощение у игумена, а затем покидали монастырь и уходили в пустыню на весь пост, возвращаясь только к Страстной седмице.

Поучение в Прощеное воскресение

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя!
Такими проникнутыми сыновней скорбью словами, возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, Святая Церковь сегодня за вечерним богослужением обращается к Богу. И каждый из здесь стоящих, несомненно, пережил в своем сердце эти слова как свое личное обращение к Богу.
Не отврати Твоего лица, милосердный Господи, от нас! - просим мы. Но эту милость Божию мы должны заслужить. По зову нашей Православной Церкви мы собрались в этот святой вечер в храме, чтобы накануне Великого поста испросить себе благословение Божие на достойное вступление на поприще усиленных молитв и покаяния. Собрались, для того чтобы по установленному в древние времена священному обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, простить взаимные обиды и согрешения.

Благословение на Великий пост

«Днесь весна душам!» Святой Великий пост при дверех. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.
Чадо Божие!
«Да постится ум твой от суетных помышлений;
да постится воля твоя от злого хотения;
да постятся очи твои от худого видения;
да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;
да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
да постятся ноги твои от хождения на злое дело».
Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.
Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов - покаяния, воздержания и смирения - и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху - райское сияние на земле. Аминь.

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

1 0

Уже сегодня, братья и сестры, через несколько часов, в самый разгар Масличного веселья и утех, колокол церковный нам возвестит о начале Святого Великого Поста. И в этот последний воскресный день перед началом Святой Четыредесятницы Святая Церковь рассказывает нам об изгнания Адама из рая. Она говорит о том, что это произошло вследствие грехопадения Адама, вследствие того, что он нарушил волю Божию. Будучи создан между жизнью и смертью, он выбрал грех, который повлек за собой смерть, нарушил заповедь Божию, данную ему для его воздержания и духовного совершенствования. Господь запретил ему вкушать плодов от одного из деревьев, растущих в раю.

Святые Отцы имеют разное мнение о том, сколько лет Адам был в раю - семь лет или семь дней. Или, может, он там был только один день. Но все сходятся на том, что, он был там до шестого часа, именно того времени, когда распят был Иисус на Кресте. Как когда-то Адам протянул свою руку к древу и вкусил запретный плод в шестой час, точно так же и Христос в шестой час был распят на Кресте, тоже на древе были протянуты, распяты Его руки и ноги.

И в этот день нам Святая Церковь говорит о грехопадении Адама, о том, как тяжелы последствия этого грехопадения. Адам и Ева потеряли рай, стали болеть, должны были терпеть множество трудностей и скорбей земного бытия, наконец, умерли на земле и даже сошли в ад. Если мы посмотрим на икону Воскресения Христова, то увидим, что Господь, стоя на поверженных вратах ада, выводит оттуда Адама и Еву. Эти последствия грехопадения Адама коснулись не только самого Адама, но и всех его потомков, каждого из нас. Мы все теперь тоже не в раю, а на земле. А ведь могли бы быть в раю, если бы Адам не согрешил.

Но Святая Церковь предлагает нам воспоминание грехопадения Адама совсем не для того, чтобы мы упрекнули его сегодня в том, что из-за него мы лишились рая и мучаемся теперь на земле. Будь мы на месте Адама, скорее всего, мы поступили бы так же.

Святая Церковь говорит сегодня другую важную вещь - что Адам не только первый согрешил, но и первый покаялся . Он первый принес плоды покаяния, о чем мы слышим в песнопениях "Седе Адам прямо рая и свою наготу рыдая плакаше…» то есть, свой грех омывал слезами. И мы видим, братья и сестры, плоды этого покаяния Адамова - Адам прощен Богом, возвращен в рай. Тем самым Господь показал и нам, всем потомкам Адама - а мы все от Адама и Евы - и наш путь возвращения в рай, в Царство Небесное.

Именно в сегодняшний день Святая Церковь говорит о том, как совершается грехопадение, и как должно совершаться покаяние. Она говорит о том, что не в уме, не в душе коренится начало греха, оно коренится в сердце, и нам надо смотреть за своим внутренним состоянием. Где рождается грех? Средоточие греха - это именно наше сердце. Там множество терний греха, которые нам надо посечь, потому что сердце создал сам Бог для того, чтобы оно вечно было с Богом. Но мы видим, что из этого сердца произрастает множество терний и волчцов, там коренятся все страхи, грехи, пороки и оно очень превратно. Каждому из нас Святая Церковь говорит: «Ты упал, как пал и Адам, ты согрешил, как Адам, ну так вставай, не лежи. Только вставай не для того, чтобы потом снова упасть, а чтобы все-таки послужить Богу».

Наше сердце может быть окаменелым. Это бывает тогда, когда мы не следим за своим сердцем, не возделываем его, совершенно о нем не заботимся. Оно покрывается коркой, окалиной и мы перестаем слышать даже его добрые позывы, оно безмолвствует.

Еще наше сердце может охватить леность, так, что мы становимся неспособными делать добрые дела, любить Бога, любить ближних, исполнять волю Божию. Это бывает, когда наше сердце стало чрезмерно страстным.

Еще наше сердце умеет прятаться, скрывать в себе внутренние тайные пороки, так что человек, живя, сам себе кажется хорошим. Он кажется хорошим даже для всех окружающих, потому что страсти в нем затаились. Как говорят святые отцы, дьявол иногда бывает подобен льву, который спрятался в засаде и очень долго в ней сидит, так что все другие наивные животные, свободно пасутся и думают, что никакая опасность их не подстерегает, что у них все хорошо, хотя лев лишь выжидает удобного времени, чтобы внезапно выпрыгнуть и похитить свою жертв у.

Так бывает и в нашем сердце. Но есть достойный прием, настоящий ответ для такого случая - мы должны приложить к нашему сердцу известные средства - пост, молитву и чтение слова Божия - именно то, что нам предлагает Святая Церковь, особенно сейчас, в период Святой Четыредесятницы. Чтобы мы сокрушали свое сердце относительно слова Божия, прилагали Его к своему сердцу, как лекало, и, видя все несоответствия, которые есть в нашем сердце, посекали терния страстей.

Поэтому, братья и сестры, нам предстоит огромный труд - возвратить наше сердце Богу таким, каким Он его создал - чистым, светлым и святым. И мы, имея его в пользовании во время земной временной жизни, должны его таким и сохранить, и даже сделать еще лучшим, благоукрасить добродетелями, как драгоценными камнями. И возвратить его не только чистым и светлым, но еще и благоукрашенным добрыми делами.

К этому и призывает нас Святая Церковь, особенно в дни Святой Четыредесятницы, чтобы мы не только постились и молились, но и делали бы добрые дела милости, милосердия, причем, особенно активно. Она так и говорит: "Настало время делания". Чтобы мы, придя домой со службы, не только отдыхали, но обязательно нашли повод, нашли в себе силы, чтобы совершать добрые дела.

Будем же, братья и сестры, усердны и внимательны к своему сердцу, чтобы оно стало троном или престолом Божиим, стало достойным того, чтобы на него воссел Господь, как на Свой трон, на Свой престол, как Царь восседал на нем, господствуя и обитая в нашем сердце. Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников )


Из-гнан-ный из рая, ве-ли-ким пла-чем пла-кал Адам о том, что по-те-рял вла-ды-че-ство в ми-ре и, утра-тив цар-ское до-сто-ин-ство, стал ра-бом. Ве-лик был плач Ада-мов. Отец все-лен-ной, он в раю знал сла-дость люб-ви Бо-жи-ей, и по-то-му, ко-гда был из-гнан из рая за грех и ли-шил-ся люб-ви Бо-жи-ей, горь-ко стра-дал и с ве-ли-ким сто-ном ры-дал на всю пу-сты-ню.

В Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви по-след-нее вос-кре-се-ние пе-ред Ве-ли-ким по-стом име-ет еще на-зва-ние «Вос-по-ми-на-ние Ада-мо-ва из-гна-ния». Со вре-ме-ни из-гна-ния Ада-ма из Рая, каж-дый че-ло-век в этой жиз-ни пе-ре-жи-ва-ет «из-гна-ние из рая», но каж-дый хо-чет жить как в раю, по-то-му что ме-сто, опре-де-лен-ное че-ло-ве-ку Бо-гом из-на-чаль-но - Рай, по-сто-ян-но вле-чет нас. Мы все пла-чем по раю, по утра-чен-но-му сча-стью, ищем рай на зем-ле и пы-та-ем-ся его по-стро-ить здесь. На-ша Цер-ковь в этот вос-крес-ный день вспо-ми-на-ет, как на-ши пра-ро-ди-те-ли Адам и Ева не со-хра-ни-ли за-по-ве-ди Гос-под-ни, на-ру-ши-ли Бо-жию за-по-ведь, вку-си-ли от за-пре-щен-но-го пло-да, из чи-стых и без-греш-ных свя-тых ста-ли несчаст-ны-ми греш-ни-ка-ми.

В этот вос-крес-ный день сим-во-лич-но Цер-ковь ста-вит нас пе-ред во-ро-та-ми рая, вос-по-ми-ная день, ко-гда Адам и Ева - пер-вые лю-ди, бы-ли из-гна-ны из са-да эдем-ско-го. По-те-ряв-шие рай, они по-зна-ли и уни-что-же-ние есте-ства че-ло-ве-че-ско-го, по-то-му что по-сле их гре-хо-па-де-ния все бы-ло на-ру-ше-но. Цер-ковь на-ша ста-вит нас как пе-ред две-ря-ми рая, чтобы мы по-ня-ли, что на-хо-дим-ся на зем-ле греш-ной, и не по-то-му что ее Бог та-кой со-здал, а по-то-му что че-ло-век ее та-кой сде-лал. Мы долж-ны не за-бы-вать, что мы не в Цар-стве Бо-жьем, а здесь, на зем-ле, где нет смыс-ла ждать ни свет-ло-го бу-ду-ще-го, ни рая - его здесь нет. И мы, как Адам, пла-чем по раю, по бла-жен-ству, по Цар-ству Небес-но-му, чтобы в этом со-сто-я-нии пла-ча вой-ти в Ве-ли-кий пост. Но как ска-за-но, преж-де, чем ты при-не-сешь дар свой к ал-та-рю, вспом-ни, нет ли то-го, кто то-бой оби-жен. Преж-де, чем оста-вить дар твой, иди и при-ми-рись с бра-том сво-им. То есть преж-де, чем при-не-сти Гос-по-ду на-ши по-дви-ги по-ста, мо-лит-вы, по-слу-ша-ния, ас-ке-зы мы долж-ны вспом-нить есть ли оби-жен-ные на-ми. То-гда на-до пой-ти и при-ми-рить-ся с ни-ми, и толь-ко по-том на-чи-нать Ве-ли-кий пост, чтобы пред-сто-ять бла-го-го-вей-но пе-ред Бо-гом с чи-стым серд-цем.

По тра-ди-ции мы все ве-че-ром в этот день со-би-ра-ем-ся в Тро-иц-ком Со-бо-ре, чтобы при-ми-рить-ся и по-про-сить у друг дру-га про-ще-ния, у свя-щен-ни-ков. Один раз в го-ду в Про-ще-ное вос-кре-се-ние наш Ар-хи-ерей сто-ит пе-ред сво-им на-ро-дом на ко-ле-нях, про-сит про-ще-ние. В этот день мы все при-ми-ря-ем-ся и при-бли-жа-ем-ся очень близ-ко к да-ро-ван-ной Гос-по-дом бла-го-да-ти, ко-гда мно-же-ство свя-щен-ни-ков: мо-на-хи, про-то-и-е-реи и иереи, мо-ло-дые и, убе-лен-ные се-ди-на-ми, ко-гда сам Ар-хи-ерей про-сят про-ще-ния, а мы - у них, и все вме-сте мы про-сим про-ще-ния у на-ше-го Гос-по-да Иису-са Хри-ста: «Гос-по-ди, оста-ви нам дол-ги на-ши, яко-же и мы остав-ля-ем долж-ни-ком на-шим». В Со-бо-ре зву-чат ве-ли-ко-пост-ные по-ка-ян-ные пес-но-пе-ния, и про-из-но-сит-ся древ-няя по-сто-вая мо-лит-ва Еф-ре-ма Си-ри-на: «Гос-по-ди и Вла-ды-ко жи-во-та мо-е-го, дух празд-но-сти уны-ния, лю-бо-на-ча-лия, и празд-но-сло-вия не даждь ми. Дух же це-ло-муд-рия, сми-ре-но-муд-рия, тер-пе-ния, и люб-ве, да-руй ми ра-бу Тво-е-му. Ей Гос-по-ди Ца-рю, да-руй ми зре-ти моя пре-гре-ше-ния, и не осуж-да-ти бра-та мо-е-го, яко бла-го-сло-вен еси во ве-ки ве-ков, аминь».

Ада-мо-во из-гна-ние, из-гна-ние из Рая, непо-сред-ствен-но от-но-сит-ся и к нам, и к на-шим очень род-ным лю-дям - Ада-му и Еве, имен-но их кровь те-чет в на-ших жи-лах. Каж-дый из нас име-ет их сво-и-ми пра-ро-ди-те-ля-ми. От них по-шел весь че-ло-ве-че-ский род, все на-ро-ды в ми-ре. В Раю, Эде-ме про-изо-шло па-де-ние пер-во-го че-ло-ве-ка, пер-вые лю-ди не про-сто ослу-ша-лись Бо-га, они, пусть опро-мет-чи-во, пусть не по-ду-мав, но из-бра-ли са-мый страш-ный путь, ко-то-рый толь-ко мож-но пред-ста-вить на этой зем-ле - про-тив-ле-ния во-ле Бо-жи-ей. Про-тив-ле-ние во-ле Бо-жи-ей невоз-мож-но! Про-тив-ле-ние во-ле Все-дер-жи-те-ля, все-мо-гу-ще-го Бо-га - это смерть. И вот на эту смерть об-рек-ли се-бя род-ные нам лю-ди, на-ши пред-ки, пра-ро-ди-те-ли Адам и Ева.

В пес-но-пе-нии за все-нощ-ной по-ет-ся о том, как си-дел Адам на-про-тив рая и опла-ки-вал свое гре-хо-па-де-ние, опла-ки-вал уже за-поз-да-лы-ми сле-за-ми. Каж-дый из нас то-же имел нема-ло слу-ча-ев вслед за Ада-мом опла-кать свои ошиб-ки. Но, к сча-стью, мы ви-дим, как по ми-ло-сер-дию Сво-е-му Гос-подь и эти ошиб-ки пре-тво-ря-ет в на-ше спа-се-ние. И са-мые па-де-ния че-ло-ве-че-ские Гос-подь Бог ис-поль-зу-ет для по-ка-я-ния и из-ме-не-ния че-ло-ве-ка. Адам, ко-неч-но, пла-кал не толь-ко о се-бе са-мом, но и о мно-го-чис-лен-ном сво-ем потом-стве, сре-ди ко-то-рых и мы с ва-ми. Он ви-дел, на что об-рек сон-мы лю-дей, и что не все из них, да-же бла-го-да-ря крест-ной жерт-ве Гос-по-да Иису-са Хри-ста, бу-дут спа-се-ны.

Вот к этой древ-ней, и в то же вре-мя лич-ной, по-вто-ря-ю-щей-ся для каж-до-го из нас, в на-шей соб-ствен-ной судь-бе, ис-то-рии воз-вра-ща-ет нас Свя-тая Цер-ковь на-ка-нуне Ве-ли-ко-го по-ста. От этой точ-ки гре-хо-па-де-ния и из-гна-ния са-мих се-бя из Рая к на-ше-му об-ще-му пе-чаль-но-му, пад-ше-му со-сто-я-нию на-чи-на-ет-ся се-го-дня вхож-де-ние в пост и по-ка-я-ние.

Стихи:
Пусть плачет горько с прародителями мир,
Как павший с ними, из-за сладкой пищи павшими.

В этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Итак, отцы, оставив повествования относительно случившегося в мире из-за этих страстей, как бесчисленные, представляют нам первозданного Адама, ясно показывая, насколько жестоко он пострадал оттого, что не постился, привнеся тем (смерть) в наше естество, и как он не сохранил первой святой Божией заповеди людям - о посте и, послушавшись чрева, а вернее, коварного змия через Еву, не только не стал богом, но и навлек смерть, и принес погибель всему роду (человеческому).

Это из-за (вкушения) пищи первым Адамом Господь постился сорок дней и был послушен (см. Флп. 2, 8); из-за Адама же святые апостолы задумали и эту Великую Четыредесятницу, чтобы мы, сохранив то, что он не сохранив, пострадал, потеряв бессмертие, снова приобрели (последнее) через пост.

Кроме того, как мы раньше говорили, намерение святых (отцов) - коротко изложить дела, совершенные Богом, от начала даже до конца. А поскольку причиной всех наших (бед) было преступление (заповеди) и падение Адама через вкушение, - по сей причине и предлагают сегодня творить память об этом, чтобы мы избежали сего, и особенно чтобы не подражали невоздержанию во всем.

В шестой день создан был Адам рукою Божией, будучи почтен и образом (Его) через вдуновение; и, получив заповедь, с этого времени до шестого часа жил в раю, а затем, преступив ее, был изгнан оттуда. Впрочем, иудей Филон считал, что Адам прожил в раю сто лет, другие же называют семь лет или дней, из-за значимости числа семь. А что в шестой час (Адам), протянув руки, коснулся (запретного) плода, - показал Новый Адам - Христос, в шестой час и день простерший руки на Кресте, исцеляя того от погибели.

(Адам) был создан между смертью и бессмертием, чтобы получить то, что сам выберет. Хотя возможно было Богу создать его и безгрешным, но чтобы было испытано и его собственное произволение, дается заповедь употреблять (в пищу) от всех деревьев, кроме одного, - это значит, разрешается помышлять о познании Божественной силы через все творения Божии, но только не о естестве Божием. Так и Григорий Богослов любомудрствует, что (другие) райские деревья - это божественные помыслы, а запрещенное дерево - созерцание. То есть, говорит он, Бог повелел Адаму интересоваться всеми остальными стихиями и качествами и умом размышлять (о них), равно и о своей природе, прославляя за это Бога, ибо это - истинная пища; однако о Боге: Кто же (Он) по естеству, и где (Он), и как привел все из небытия, - отнюдь не допытываться. Однако Адам, оставив всё другое, стал более и более выведывать о Боге и тщательно исследовать Его сущность. Поскольку был еще несовершенен и неразумен, как младенец, то и впал в это, когда сатана через Еву внушил ему мечту обожения.

А великий и божественный Златоуст, хотя и следуя Писанию, но вместе с тем не по букве, приписывает этому древу (познания) некую двойную силу и говорит, что рай был на земле, считая его вместе и духовным, и материальным, - как и Адам был между смертью и бессмертием.

Некоторые же думают, что древом преслушания была смоковница, так как (Адам и Ева), внезапно познав свою наготу, прикрылись, употребив ее листья. Потому Христос и проклял смоковницу, что она была причиной непослушания; она имеет даже и некое сходство с грехом. Прежде всего, - это сладость (плодов), затем жесткость листьев и прилепление клейким соком. Но есть и такие, которые неправильно помышляют, будто (запрещенное) дерево - соблазнение Адама Евою и познание (ее).

Итак, преступив заповедь Божию, Адам оделся в смертную плоть, был проклят и изгнан из рая; и повелено было, чтобы огненный меч охранял его вход. Адам же, сидя напротив (рая), плакал (о том), скольких благ лишился из-за того, что не постился в свое время. И в его лице весь человеческий род подвергся проклятию, пока Создатель наш, пожалев наше естество, погубленное сатаною, не возвел нас снова в первозданное достоинство, родившись от Святой Девы и безгрешно пожив, показав нам путь через противоположное тому (что сделал Адам), то есть пост и смирение, и победив прельстившего нас хитростью.

Итак, богоносные отцы, желая все это представить в целой Триоди, вначале предлагают ветхозаветные (события); первое из них - сотворение Адама и изгнание из рая, память которого сегодня совершаем, также чтения и из других (книг Библии): Моисеевых, пророческих и более всего Давидовых, прибавляя при этом нечто и по благодати. Затем, по порядку, следуют и (события) Нового Завета, из которых первое - Благовещение, по неизреченному Божию Промышлению всегда приходящееся на Четыредесятницу; воскрешение Лазаря и цветоносная (Неделя), святая Великая седмица, когда прочитываются священные Евангелия и со умилением воспеваются сами святые и спасительные Страсти Христовы. Потом, в период от Воскресения до Сошествия Святого Духа, прочитываются Деяния (апостолов): как происходила (их) проповедь и призвала всех уверовавших, - ибо Деяния чудесами свидетельствуют о Воскресении.

Итак, поскольку мы столь сильно пострадали из-за того, что Адам однажды не сохранил поста, то предлагается воспоминание об этом теперь, на пороге святой Четыредесятницы, чтобы, памятуя, какое зло принесло невоздержание, мы постарались с радостью начать пост и соблюдать его. Потому что через пост мы получим то, чего не достиг Адам [то есть обожения], плача, постясь и смиряясь, пока не посетит нас Бог, - ведь без этого трудно получить то, что потеряли.

Да будет же известно, что сия святая и Великая Четыредесятница - десятина от всего года. Поскольку мы по лености не хотим постоянно поститься и избегать зла, то апостолы и божественные отцы дали ее нам как некое плодоносное для души время, чтобы всё, сколько за весь год мы сделали безрассудного, теперь очистить сокрушением и смирением в посте. И эту (Четыредесятницу) мы должны тщательно соблюдать, как, впрочем, и другие три (поста), то есть святых апостолов, Богородицы (Успенский) и Рождества Христова, - соответственно четырем временам года. Четыредесятницу же передали (нам) святые апостолы, почтив ее особо из-за святых Страстей и из-за того, что Христос постился (40 дней) и прославился; и Моисей 40 дней постился, чтобы принять закон; также и Илия, и Даниил, и все, которые прославлены у Бога. И Адам доказывает от противного, что пост - это благо. По этой причине Адамово изгнание и помещено здесь святыми отцами.

Христе Боже наш, по несказанному милосердию Твоему сподоби нас райской сладости и помилуй, ибо Ты один Человеколюбец. Аминь.

То есть пост.

Филон Александрийский, иудей, род. в 20 г. до Р. Х. Пытался согласовать Библию с учением греческих и восточных мудрецов и толковал закон Моисеев аллегорически.

Проповедь в Прощеное воскресенье

Щадите друг друга, да пощадит вас Господь.

Преподобный Антоний Великий

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Святые дни Великого поста для христианина подобны плаванию к светлому берегу, на котором ждет нас Воскресший Спаситель. Мы призваны омыться покаянными слезами, укрепить мышцы душ своих подвигом воздержания и молитвы, чтобы в чистоте и силе встретить торжество торжеств - Пасху Христову. Но может ли достичь желанной цели пловец с камнем на шее? Каким бы выносливым и закаленным он ни был, тяжелый груз неминуемо увлечет его на темное дно. Такой же тяжестью, не позволяющей нам даже надеяться на приближение к Божественному свету, является для нас гнев и обида на ближнего. Вот почему с древнейших времен христиане на пороге Великого поста со слезами просили прощение друг у друга. Богоугодный обычай этот восприняла Церковь Русская, в Прощеное Воскресенье питающая сердца сынов и дочерей Своих сладостью примирения. «С людьми мирись, а с грехами бранись», - такая пословица недаром сложена благочестивыми предками нашими.

Жгуч гнев, горька обида. Смрадным дымом застилают эти низкие чувства человеческую душу, отравляя каждое ее движение, делая ее недоступной для Божественной благодати. Такая душа делается чужой Господу, в ней могут обитать только гнусные бесы - и тщетны обращения ее к Всевышнему; по слову преподобного Исаака Сирина, «быть злопамятным и молиться значит то же, что сеять на море и ждать жатвы».

Светлые Ангелы плачут, а сатана торжествует, когда между людьми разрывается святой союз любви. Родные и друзья, еще недавно наслаждавшиеся взаимным общением, бывшие один для другого опорой и радостью, - и вот они же выкрикивают бранные слова, копят злобу, смотрят друг на друга с ненавистью. Какая мрачная картина, какая чудовищная потеха для врага рода человеческого!

Любовь все переносит (I Кор. 13, 7), - говорит святой апостол Павел. А мы горды и тщеславны, наше изнеженное самолюбивое «я» не желает переносить малейших уколов. Сгоряча сказанное ближним слово, неосторожный намек, просто подозрение или лживая сплетня - и слабую искру раздуваем мы в пожар негодования, любую песчинку превращаем в гору гнева, если считаем себя оскорбленными. И в то же время мы не помним, что сами ежечасно, ежеминутно оскорбляем Небесного Отца. В нас вложен пречистый образ Божий. Предаваясь нечистым мыслям, мы оплевываем святыню, каждый наш грех - это ком грязи, пятнающий святой образ Господа. Если бы Творец судил нас тем судом, каким мы судим ближних, каждый из нас давным-давно оказался бы на дне преисподней. Мы не стоим и временной жизни, а Вселюбящий Бог призывает нас к блаженной вечности, за одну слезинку покаяния готов Всемогущий простить нам тягчайшие оскорбления Имени Его. Но наше немилосердие заграждает нам путь к Милосердию Небесному.

Если и ближний тяжко согрешает против тебя - что тогда? За него, как и за тебя, распят на кресте Сын Божий, и, проникаясь к ближнему ненавистью, мы попираем любовь Господню. Покрыть чужие грехи - это высший род милостыни. Пусть нам причинили зло - но вспомним, сколько ран мы сами нанесли людям на кривом своем пути, сколько обид и горя причинили, каким соблазном для других были наши слова и поступки. Себе мы привыкли прощать все, унижаем и искушаем людей как бы мимоходом, подчас сами того не замечая, но сколько свидетельств против себя услышим мы на Страшном Суде Господнем, когда все тайное станет явным. И не оправдаться нам в Судный час, если ныне останемся мы глухи к слову Милосердного Спасителя: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14).

Церковь Христова есть сообщество людей, прощенных Богом. Первородный грех, эта оковывающая человеческие души короста древней порчи, расплавлена Пречистой Кровью Спасителя, омыта водами святого Крещения. Принося покаяние, мы освобождаемся и от собственных грехов - всю громаду их принял на Себя Сын Человеческий, все их искупил за нас Крестной смертью Своей. И к нам, выкупленным из рабства смерти и аду столь дорогой ценой, обращается Спаситель с призывом: любите друг друга и да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 45).

Разжечь чадное пламя вражды легко, потушить его трудно. Стоит поддаться раздражению - и злой бес гнева внедряется в души, лукаво преувеличивая нанесенную нам обиду, доводя мгновенную вспышку неприязни до упорной ненависти, превращая ее в страсть. Как преодолеть это душепагубное состояние? Преподобный Максим Исповедник учит: «Если случилось тебе искушение со стороны брата, и огорчение довело тебя до ненависти, не давай победить себя ненавистью, а сам победи ее любовию. Победить же мо­жешь следующим образом: истинно молясь о нем Богу, приемля приносимое от брата извинение или сам его тем предупреждая, поставляя себя самого виновником случившегося и долготерпя, покуда не пройдет сия туча».

Урок Божественного Милосердия явил нам Иисус Христос, молившийся за своих убийц: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Но разве мы, называющие себя христианами, не ведаем, как духовно слепые богоубийцы-иудеи, что творим?

Мы призваны к любви - и вот, не умея прощать и просить прощение, мы умерщвляем свои души и души ближних своих. Неужели не понятно, что питающий ненависть к брату - духовный самоубийца, а соблазняющий другого на ненависть к себе - убийца его души.

Как милосердие Господа нашего Иисуса Христа не имеет границ, так же и христианин не должен законнически скупо отмеривать прощение ближнему своему. Когда Апостол Петр, воспитанный на ветхозаветных установлениях, спросил: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?- Спаситель ответствовал: не до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21-22), то есть - всегда.

Тяжело, кажется нам, прощать, но еще труднее - просить прощение. Порою горько обидев человека, мы и не чувствуем своей вины, фарисейски кичась своей «праведностью», видим «сучок в его глазу», не замечая «бревна в собственном оке».

Если кто-то расстраивается, печалится или плачет из-за нас - а мы не чувствуем за собой вины, все равно мы должны покаяться пред этим человеком. Значит, был в нас некий скрытый грех, опечаливший ближнего, и не кичиться мы должны своей невиновностью, а утешить того, кто страдает из-за нас. Глубоко засевшая в нас диавольская гордыня шепчет нам, что, попросив прощение, мы «унизим себя», «уроним свое достоинство». Но нам ли, ничтожным грешникам, бояться унижения, когда Сын Божий ради нас терпел насмешки и поругания, плевки и побои, подвергся позорной казни? А мы ради души ближнего не хотим просить у него прощения. Нет! не такова любовь христианская. Обидев человека, мы должны не просто обратиться к нему с холодным «извините!» - если понадобится, то и со слезами, на коленях должны мы испросить его прощение, да снизойдет мир в его страдающую из-за нас душу.

Могут спросить: как быть, если ближний упорно отвергает все попытки к примирению? Искренне примиримся с ним сами в душе своей, будем молиться за него, будем изыскивать средства к тому, чтобы он принял чистосердечное наше покаяние - и Господь поможет нам обратить вражду в любовь.

В большинстве случаев нанесенные нам обиды есть следствие нашей гордыни. Любовью и смирением мы можем обезоружить тех, кто хочет причинить нам зло. «Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых», - говорит Святитель Иоанн Златоуст.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Ради стяжания Милости Божией готовимся мы ныне вступить на поприще Великого поста. Но чтобы воздержание и молитвы наши стали угодны Господу, соблюдем же заповеданное в Священном Писании: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя... прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твои (Мф. 5, 23-24).

Прежде всего мир должен воцариться в вашей семье - в домашней церкви вашей. Где ярче всего расцвести любви христианской, как не между самыми родными и близкими? Именно здесь надлежит особенно бережно хранить святость нежных чувств: почтение к родителям, супружеское согласие, заботу о детях. На Святой Руси в Прощеное воскресенье старшие члены семьи просили прощение даже у малых детей, и ребенок серьезно отпускал грехи против себя седому отцу своему, и так родители собственным примером учили смирению детей.

Чувства обиды и гнева мучительны для самого человека, они лишают его покоя и радости, отравляют ему жизнь, калечат его душу. Этот тяжкий духовный недуг может привести и к телесным болезням. Врачи заметили, что заболевания раком чаше всего поражают людей раздражительных, копящих в себе тяжелые обиды. И это естественно, ибо корень всякой болезни - грех; порча души отражается на здоровье тела. Для такого больного недуг есть «смирительная рубаха» на его грехах.

Но как безмятежен и светел становится тот, кто ни к кому не питает зла, кто находится в мире со всеми людьми. Умеющий каяться и прощать знает эту чудесную сладость примирения с людьми - а значит, и с Вселюбящим Господом, обетовавшим: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир