Квартеты А.Алябьева

Имя Александра Александровича Алябьева (1787-1851), известного русского композитора начала XIX века, в основном знакомо широкому кругу любителей музыки благодаря романсу "Соловей" - замечательному образцу русского городского романса эпохи романтизма. Романсы, песни, фортепианные танцевальные пьесы Алябьева издавались и были популярны еще при его жизни. Алябьев создал шесть опер, балет, музыку к театральным пьесам, увертюры, симфонии, камерные ансамбли (квартеты, трио и др.), произведения для хора, пьесы для фортепиано и более 160 романсов. Судьба этого богатого наследия сложилась драматично - большая часть его произведений так и осталась в рукописях, многие из которых не окончены или утеряны. Менее всего известны его инструментальные сочинения, до настоящего времени они исполняются и издаются крайне редко. Остается лишь надеяться, что эта незаслуженно забытая часть творческого наследия композитора откроется музыкантам и слушателям и станет столь же любимой, как и широко известные романсы.

Первый и Третий квартеты написаны соответственно в 1815 и в 1825 году. Они относятся к раннему периоду творчества А. Алябьева и целиком соответствуют принципам классицизма. В них используется типичная четырехчастная структура цикла: подвижное сонатное allegro, медленная часть, менуэт и быстрый финал (в третьем квартете иной вариант: менуэт предшествует медленной части). Правда, алябьевский классицизм - поздний, времен Бетховена и Россини. Это особенно хорошо слышно в менуэтах, которые обретают стремительность и подчеркнутую энергичность.

Отметим некоторые особенности: в первом квартете финал открывается медленным вступлением трагического характера, которое создает резкий контраст бодрому, мажорному настрою финала и всего квартета; в третьем квартете аналогичную роль скорбного лирического высказывания берет на себя медленная третья часть - вариации на собственную, алябьевскую тему Соловья. Автор так и обозначил часть: Adagio на тему русской песни Соловей - дело в том, что русскими песнями в эпоху Алябьева назывались не только собственно народные песни, но и романсы, сочиненные композиторами в фольклорном духе.

Квартеты Алябьева - одни из первых примеров квартетного жанра в русской музыке. По глубине и мастерству они приближаются к квартетному письму Бетховена или Шуберта. В них мы видим талантливое и самобытное преломление русским композитором традиций европейской классики.

Квартет имени Бетховена в составе: Дмитрий Цыганов (первая скрипка), Василий Ширинский (вторая скрипка), Вадим Борисовский (альт) и Сергей Ширинский (виолончель) - сложился в 1923 году и сначала назывался Квартет Московской консерватории. Свое теперешнее имя квартет получил в 1931 году после блестящего исполнения серии квартетов Бетховена. Первоначальный состав сохранялся свыше сорока лет - по-видимому, это рекорд длительности существования ансамбля, сыгравшего за это время более 600 произведений и свыше 200 из них записавшего в студиях грамзаписи. Все участники квартета вели педагогическую работу, будучи профессорами Московской консерватории. С годами произошло естественное обновление состава. Место Василия Ширинского занял Николай За-бавников, место Вадима Борисовского - Федор Дружинин. Позднее в состав «бетховенцев» вошли Евгений Альтман и Олег Крыса. В репертуар квартета входят произведения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского, Танеева, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Хиндеми-та. Многие композиторы, в том числе Шостакович, Мясковский, Шебалин, Вайнберг, посвящали Бетховенскому квартету свои произведения. «Бетховенцы» были первыми исполнителями всех квартетов Шостаковича.

С квартетом имени Бетховена выступали крупнейшие музыканты-исполнители, среди них: Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Иван Козловский. Предлагаемые записи квартетов Александра Алябьева относятся к числу многочисленных творческих открытий «бетховенцев». Эти квартеты, звучавшие в музыкальных салонах при жизни композитора, были впоследствии утеряны. Их ноты были обнаружены только в 1948 году в подвалах Московской консерватории. Тогда же состоялась их вторая премьера.


Квартет имени Бетховена

Дмитрий Цыганов - первая скрипка
Василий Ширинский - вторая скрипка
Вадим Борисовский - альт
Сергей Ширинский - виолончель

Фонограммы предоставлены Государственным фондом телевизионных и радиопрограмм
Редактор Любовь Овчинская. Авторы аннотации Константин Зенкин, Михаил Цыганов
Звукорежиссер реставрации Владимир Кузнецов. Художник-дизайнер Владимир Пасичник

Романсы и песни А.Алябьева в исполнении Александра Ведерникова

В своем творчество А.Алябьев обратился практически ко всем жанрам современного ему русского музыкального искусства (романсы и песни, оперы и водевили, музыка камерно-инструментальная, симфоническая, балетная, хоровая, для военно-духовых оркестров, танцевальная, для солирующих инструментов...). Общее число трагедий, комедий и драм с апябьевской музыкой трудно точно установить, поскольку имя ссыльного композитора, как правило, не упоминалось в афишах. Алябьев один из первых русских композиторов писал музыку к шекспировским постановкам. Алябьев первый из выдающихся русских композиторов создал музыку к театральным постановкам по произведениям Пушкина. Исследователи творчества Алябьева называют его непосредственным предшественником русских классиков в их работе с музыкальным фольклором, и не только русского народа. Наиболее широко известны его обработки украинских песен.

Хоровое наследие Алябьева включает в себя более ста произведений. Среди них первый в истории русской музыки концертный хоровой цикл a’capella на светские темы, грандиозная Литургия до минор для светского исполнения смешанным хором. Многочисленны сочинения Алябьева для инструментальных и камерно-вокальных ансамблей… Романс и песня - неизменная сфера творчества композитора, начиная с 1810 годов. Необычайно широк круг поэтов, на стихи которых Алябьев создавал свои романсы. Наибольшее количество романсов написано им на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, В.А. Жуковского. К излюбленным авторам стихов можно отнести романтиков А.Ф. Вельтмана и И.И. Козлова, поэта гусарской вольницы Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова... В течение 1974-1976 годов выдающийся исследователь творчества Алябьева Борис Васильевич Доброхотов осуществил выпуск Полного собрания романсов и песен А.А. Алябьева в 4-х томах, включающее около трехсот произведений.

Алябьевское наследие - ценнейшее достояние русской музыкальной культуры. Его творчество - предвестник многих достижений русской композиторской школы второй половины XIX века. Выдающийся музыковед академик Асафьев называл Алябьева "дальнозорким талантом". Асафьев писал; "Среди многих музыкальных дарований русского искусства первой половины XIX века всплывает имя Алябьева, имя, с каждым годом все более и более яснеющее для нас благодаря умножающимся раскопкам ею музыки. Любопытно это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам многих людских сердец, бившимся в тон алябьевским мелодиям". Эти слова и сегодня наилучшим образом выделяют самое главное в незаурядном таланте художника.





1. Узник
13. Я вижу образ твой
2. Я Вас любил
14. Уединение
3. Два ворона
15. Терпение
4. Не говори, любовь пройдёт
16. Бедный певец
5. Слеза
17. Луч надежды
6. Если жизнь тебя обманет
18. Дедушка
7. Черкесская песня
19. Совет (гусарская песня)
8. Я люблю тебя, дева милая
20. Нищая
9. Сижу на берегу потока
21. Иртыш
10. Песнь бедняка
22. Уныние
11. Дубрава шумит
23. Собрались мы к боярину (величальная)
12. Влюблён я, дева-красота


Русский романс. А.А. Алябьев. К 150-летию со дня смерти композитора

«Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты»

В 1827 в Московском Большом театре был поставлен комический балет Алябьева "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (балетмейстер Ф. Бернаделли; судя по названию, - продолжение балета "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" Маковеца, 1818, балетмейстер тот же). Остроумная и эффектная музыка балета Алябьева (одного из наиболее популярных его музыкально-театральных сочинений) характеризуется развитой темброво-инструментальной драматургией, подчеркивающей противоборство волшебных сил флейты и барабана. Для обрисовки сходных сценических ситуаций используются музыкально-тематические повторы (предвосхищающие лейтмотивную систему в рус. балете 2-й пол. 19 в.), а для конкретизации мимической речи - цитаты из музыки других композиторов (в том числе из балета Маковеца).

Ярослав Красников (первая скрипка), София Красникова (вторая скрипка), Ольга Жмаева (альт), Виктор Козодов (виолончель), Павел Саблин (контрабас), Виктор Пономарёв (флейта, альтовая флейта, флейта-пикколо), Григорий Кац (гобой, гобой д’амур, английский рожок), Дмитрий Шведов (фортепиано, клавесин)


Alexander Aliabiev. The Magic Drum. Orchestarl & Incidental Music


  1. Увертюра к водевилю: Три десятки, или Новое двухдневное приключение
  2. Symphony for four horns and orchestra No. 3 in E Minor (in one movement)
  3. Увертюра к водевилю: Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль
  4. Увертюра к драме Отступник, или Осада Коринфа
  5. Вариации на Украинскую тему Ехал казак за Дунай для скрипки и оркестра
  6. Буря, симфоническая картина
  7. Увертюра к водевилю: Утро и вечер, или Ветер переменился
  8. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 4
  9. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 5
  10. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 5 - финал
  11. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 6
  12. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Увертюра

Исполняет: Оркестр «Musica viva»
Дирижёр Александр Рудин

Юлия Зиганшина - Царкосельская статуя (Романсы)


  • Что в имени тебе моём? (А. Пушкин)
  • Я вас любил... (А. Пушкин)
  • Воспоминания (В. Жуковский)
  • Ворон (А. Пушкин)
  • Вечерний звон (И. Козлов)
  • Незабудочка (П. Вяземский)
  • Если жизнь тебя обманет... (А. Пушкин)

Исполняют: Юлия Зиганшина (вокал, гитара, виолончель, бас), Александр Лаврентев (гитара, аранжировки), Асия Бакирова (скрипка), Тим Иббатулин (бубенцы, карильон) и ансамбль классической гитары "Guitarra incognita", записи 1998 и 2004 гг., студия "Сибирский тракт", В. Мустафин.


Эмиль Гилельс (фортепиано) в ансамблях Алябьева

Violin Sonata in E minor

Различные произведения

Соловей (А. Дельвиг)
Валерия Барсова (сопрано) и С. Мацюшевич (фортепиано), 1937 г.
Соловей (А. Дельвиг)
Валерия Барсова (сопрано) и оркестр Государственного академического Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, 1931 г.
Увертюра фа минор для симфонического оркестра
Академический Симфонический оркестр Московской Государственной Филармонии, дирижёр Александр Корнеев, 1990 г.

А. Алябьев является одной из самых интересных личностей в русской музыкальной истории первой половины XIX века. Настоящей жемчужиной в его творчестве стал «Соловей» на стихи Дельвига, полюбившийся публике настолько, что даже получил «продолжение» в романсе «Прощание с соловьем».





В XIX веке романсы Алябьева были очень популярны, недаром о его творчестве в годы ссылки Штейнпресс пишет: «…если активная творческая работа Алябьева для театра в тобольский период приостановилась, а многочисленные его композиции для симфонического и духового оркестров, хора, ансамблей и т.д. почти не выходили дальше пределов западносибирской «столицы», то своим романсовым творчеством композитор прокладывал себе широкую дорогу по всей стране… Имя «северного певца» - под таким титулом обычно печатались в те годы романсы Алябьева в Москве, а также в Петербурге - приобретало все большую популярность» (5, 39 ). Но помимо того, что исполнение масштабных произведений было затруднительно, обращение к жанру романса в эти годы и в творчестве Алябьева в целом, имеет еще некоторые причины.

Во-первых, романс больше, чем другие жанры, подходит для выражения идей, оценки событий: наличие текста и лаконичность делают его более доступным для слушателя. Во-вторых, для многих композиторов романс становится творческой лабораторией, в которой происходит поиск новых приемов и средств музыкального языка. Поэтому при знакомстве с романсами Алябьева, менее известными, чем «Соловей», обнаруживаются особенности, на которых не так акцентируется внимание при слушаниисамых знаменитых его произведений.

Первое вокальное произведение Алябьева было издано в 1810 годуСамое раннее из них, дошедшее до нас - гусарская песня «Один еще денек» (1815 год). Авторская запись представляет собой набросок, аккомпанемент не везде доведен до конца. «Это было на самой заре нового периода русского музыкального искусства... В 1815 году о себе еще не заявил ни один композитор, с именем которого связан расцвет русского романса, а также камерно-инструментальной музыки первой половины XIX века…Шестнадцатилетний Верстовский… еще не приступил к занятиям композицией,…«дедушка русского романса» - Николай Алексеевич Титов - дебютировал как композитор только в 1820 году. А. Е. Варламов начал сочинять на десять лет позже, А. Л. Гурилев - еще позднее. Все они были моложе Верстовского, а М. И. Глинка моложе их всех. А. С. Даргомыжскому было тогда два года».

В первой четверти XIX века развитие русского романса шло особенно интенсивно. Сначала появляется новое направление - сентиментализм. С появлением новых образов в поэзии появляется «исполненная приятности поэтическая лексика, легко ложащийся на музыку хореический стих», что способствует популярности стихотворений сентименталистов у композиторов. Но довольно скоро в сентиментализме начинают угадываться черты будущего романтического стиля, и в музыке его признаки тоже начинают проявляться «раньше, чем принято думать, и… он [предромантизм] в большей мере связан с романтизмом в русской поэзии больше, чем с музыкальным романтизмом Запада».

Эта тенденция заметна в романсах Алябьева, причем свойства романтизма и сентиментализма проявляются по-разному и в музыке, и в тексте. С одной стороны, само по себе обращение к поэзии Жуковского - это шаг к романтизму. Но даже среди выбранных композитором четырех стихотворений, «Воспоминание» больше подходит под описание сентименталистского произведения. Жуковский вводит междометия «Ах!» и «Увы», характерные для сентименталистской лирики обороты («о счастье слезы лить», «мне умереть с тоски воспоминанья»).

Влияние романтизма заметно в тексте и музыке романсов «Верность до гроба» и «Путешественник» (1818], причем в романсе «Верность до гроба» Алябьев предвосхищает баллады

К сентименталистской поэзии Алябьев еще будет обращаться, например, в романсе 1823 года на стихи П. Шаликова «Вижу, бабочка летает»Б «Одиноко месяц плыл» (сл. А. Дельвига, 1839 ). Само стихотворение по сюжету близко балладе, стиль речи придает ей сходство с народной лирической песней.К этому времени им уже написаны такие романсы, как «Северный узник» (сл. В. Алябьева) и «Сумрачно небо, ветер шумит» (сл. П. Бурцова).

Если в ранний период творчества Алябьев встречаются романсы, по своему стилю принадлежащие сентиментализму, то ближе к концу 1820 годов в его творчестве главное место постепенно занимает романтизм. Это заметно в таких романсах, как «Черкесская песня» (1829, сл. А. Пушкина), «Гроб» (1830, сл. П. Ободовского), «Иртыш» (1830, сл. И. Веттера).

В «Черкесской песне» типичные признаки романтизма можно найти прежде всего в тексте: образы бурного потока, обращение к экзотическому - к Кавказу, к потустороннему; кроме того, главный герой - изгнанник. В музыке нет черт, свойственных кавказскому фольклору, но переданы общий смысл и настроение: например, слова «чеченец ходит за рекой» произносятся (поются) в сочетании с органным пунктом и остинатным ритмом в басу. Мажор должен подчеркивать напряжение, возникающее при повторении этих слов.

Романс «Гроб» перекликается по характеру с «Мыслителем» Ф. Листа; как и в «Мыслителе», это настроение достигается ритмом похоронного шествия, преобладают низкие регистры. В романсе «Иртыш» можно найти интересные примеры взаимодействия слова и музыки: в частности, в припеве композитор дважды повторяет слова «А я, лишенный здесь свободы, дышу для родины драгой» - слово «свобода» оба раза подчеркивается интонацией восходящей кварты и пунктирным ритмом. При этом в первый раз этой интонации предшествует восходящее движение от c до c , а во второй раз движение, напротив, нисходящее, причем начинается оно с нисходящей хроматической попевки (примеры 5а и 5б). Очевидно, здесь Алябьев искал интонацию, близкую к речевой.

Интересное взаимодействие музыки и слова можно увидеть и в романсе «Я вас любил» (1834, сл. А. Пушкина). На этот текст написаны знаменитые романсы Б. Шереметева и А. Даргомыжского, поэтому часто сравнивают два варианта смыслового акцента в первой фразе «Я вас любил»: у Шереметева на первую долю такта попадает глагол в прошедшем времени «Я вас люби л», у Даргомыжского сильная доля совпадает с местоимением «Я». В романсе Алябьева предлагается третий вариант - «Я вас любил». Поиск нового взаимодействия слова и музыки, ставший характерным отличием творчества Даргомыжского заметен уже в творчестве Алябьева.

С 1827 года, особенно в 1833-35-х годах, было написано наибольшее количество романсов (5, 13 ) . С этого времени в романсах Алябьева появляются новые стилистические особенности, новые сюжеты, причем на некоторые темы, которые встречались раньше, теперь дается взгляд с другого ракурса. Возможно, что этому способствовали два обстоятельства. В 1828 году Алябьев был отправлен в ссылку и в середине марта прибыл в главный административный город Западной Сибири Тобольск, где служил губернатором его отец; до этого он провёл более двух лет в Петропавловской крепости. Кроме того, в 1840-х годах в литературе возникает движение, в котором главная роль отводится социальной тематике, обличению нравов и сатире, ведущее напрямую к стилистике Даргомыжского. Алябьев выбирает социальную тематику для своих романсов, причем слова Васиной-Гроссман о Даргомыжском «не морализует - <…> только изображает» (1, 127 ) подходят и для определения романсов Алябьева.


Интересно обратить внимание на то, какие средства использует он для «изображения». Например, романс «Кабак» (1843, сл. Огарева). Сильным средством выразительности здесь становится обобщение через танец. Алябьев не впервые обращается к этому приему: до этого он присутствовал, например, в романсе «Увы, зачем она блистает(1833, сл. А. Пушкина). Традиция использования танца появилась еще с 20-х годов XIX века, и, так как это были вальс и мазурка, с их помощью характеризовались образы, связанные с балом, карнавалом, чаще всего это были женские портреты.

В романсе «Кабак», как ив романсе 1834 года «Как за реченькой слободушка стоит» (сл. А. Дельвига) определенном автором, как «русская песня», жанровое обобщение носит несколько иной характер. В качестве танца выбирается плясовая. Эта образная сфера близка стилистике Мусоргского, который в «Песнях и плясках смерти» «…использует исторически сложившиеся жанры колыбельной, серенады, пляски, марша, уже сами по себе являющиеся обобщением» (1, 205 ). В 1843 году вышел романс Алябьева «Узник» (сл. А. Пушкина). Уже встречавшийся сюжет, связанный с неволей, изгнанием, темой узника, получает несколько иной оттенок. Именно через жанр композитор дает понять, что перед нами уже не элегия, как это было в предыдущих романсах, а скорее революционная песня, марш. Таким образом, в своей работе с жанром. Мусоргский идет тем путем, который до него начал Алябьев.

Алябьев одним из первых откликнулся на идеи нового направления в искусстве, но вряд ли это стало переворотом в его творчестве. Многое было подготовлено в предыдущих романсах, новые темы могли быть выражены с помощью найденных ранее средств музыкальной речи. Алябьев, конечно, во многом повлиял на формирование стиля и музыкального языка, например, Даргомыжского, а через него - и Мусоргского.Но сами идеи, зазвучавшие в 1840 годах, тоже не были такими уж новыми для Алябьева. Появление социальной тематики в творчестве «северного соловья» не случайно: мать композитора была близкой родственницей знаменитого просветителя Н. И. Новикова, отец, являясь правителем Тобольского наместничества (губернатором), поддерживал типографию В. Корнильева, издававшую журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Поэтому в произведениях Алябьева проступают многие черты нового стиля, за исключением, пожалуй, сатирических. Сатира, которую мы видим в таких романсах, как «Червяк» Даргомыжского, была чужда поколению этого композитора. Несмотря на очевидную близость к новому направлению, Алябьев остается представителем романтизма в русской музыке.

Текст Ольги Фищук (в сокращении)

Первая половина XIX века - время, чрезвычайно примечательное в истории русского музыкального искусства. Это время формирования и быстрого развития профессиональной музыкальной культуры России, которые особенно интенсивно обозначились после Отечественной войны 1812 года, давшей сильнейший импульс национальной духовной и общественной жизни. То, что всегда было присуще русскому народу, - любовь к пению, потребность выражать свои чувства в песне - начало в этот период приобретать уже вполне профессиональные формы: появляется множество литературно-музыкальных кружков, выходят музыкальные альбомы с нотными приложениями, новый подъем испытывает театральное искусство. В эту же пору складывается такой классический для русской музыки жанр, как лирический вокальный романс. Среди авторов первых романсов были и музыканты-профессионалы, и любители, люди разной степени таланта, разных интересов и творческих устремлений. Но с самого начала русский романс распространялся как демократическая форма музыкального общения, доступная самым широким кругам общества. Потому он и по сей день остается живой, развивающейся и плодотворной ветвью нашей отечественной культуры.
При имени Александра Александровича Алябьева мы вспоминаем, конечно же, его «Соловья». Уже один этот романс, созданный на стихи А. Дельвига в середине 20-х годов прошлого века, ввел композитора в ряд классиков русской вокальной лирики. Для многих поколений русских людей «Соловей» стал как бы образом Родины, ее голосом, ее душой. Не случайно Глинка, путешествуя по Европе, именно на мелодию «Соловья» написал свои знаменитые фортепианные вариации. Красноречиво и признание Чайковского: «Не могу без слез слушать «Соловья».
Александр Александрович Алябьев (1787 - 1851) - личность очень яркая, человек сложной и драматической судьбы. Он родился в сибирском городе Тобольске. Его отец, человек довольно передовых взглядов, занимал в разное время крупные государственные посты, и семья часто переезжала с места на место, пока в 1796 году не обосновалась в Петербурге. Глава семьи был не чужд музыкальных интересов. Александр Алябьев с малых лет привык к домашним музыкальным вечерам, слушал крепостной оркестр, а в Петербурге начал уже серьезно заниматься музыкой. Известно, что одним из его учителей был весьма образованный и опытный педагог Иоганн Генрих Миллер. В 1804 году семнадцатилетний юноша отправляется на государственную службу в Москву, где также продолжает занятия музыкой и публикует свои первые произведения - романсы, фортепианные пьесы. Так проходит еще несколько лет, пока события 1812 года не вносят крутой перелом в традиционное течение жизни дворянского юноши. С первых же дней Отечественной войны Александр Алябьев - в армии и вместе со своими соотечественниками проходит весь ее путь вплоть до победоносного вступления русских войск в Париж весной 1814 года. За это время Алябьев побывал в нескольких крупных сражениях, участвовал в народном партизанском движении, зарекомендовав себя как храбрый офицер.
Из армейских друзей Алябьева особое внимание обращают несколько имен: Денис Давыдов - поэт и прославленный партизанский командир, под началом которого воевал молодой гусар; Александр Грибоедов - восемнадцатилетний корнет и однополчанин Алябьева; Николай Ильич Толстой - будущий отец великого русского писателя. Не только боевая дружба связывала этих людей. Их объединяли и иные интересы, прежде всего увлечение музыкой, пением, для которых тоже находилось время среди армейских буден.
Окончилась война. Но еще до 1823 года Алябьев оставался на военной службе, внешне являя собой образ бравого гусара, ведущего вполне принятую светскую жизнь. Однако в эту пору он оказывается близким к декабристским кругам, свободолюбивые идеи которых полностью разделяет. Быстро созревает его музыкальный талант: струнный квартет, романсы, симфонические произведения, опера-водевиль «Лунная ночь, или Домовые», поставленная в Петербурге, а затем в Москве с участием М. С. Щепкина, определяют формирование Алябьева как профессионального композитора.
С этого времени, несмотря на самые тяжкие удары судьбы - а ему пришлось пережить несправедливое обвинение в причастности к убийству одного из друзей, долгие годы ссылки и скитаний, разлуку с любимой женщиной, друзьями, мучительное одиночество, гонения властей, - творчество оставалось для Алябьева главным содержанием и смыслом духовной жизни.
Алябьев обладал очень яркой музыкальной индивидуальностью, проявившейся в самых разных жанрах. Его сценические произведения неизменно украшали репертуар столичных театров, а симфоническая музыка, инструментальные ансамбли, романсы издавались в печати, были широко известны и любимы. Среди деятелей русской культуры, которые ценили и всегда поддерживали Алябьева, - М. И. Глинка и А. Н. Верстовский, А. С. Грибоедов и М. С. Щепкин, В. Ф. Одоевский и В. Г. Белинский, А. С. Даргомыжский и Н. П. Огарев.
Важнейшую часть огромного творческого наследия Алябьева составляет камерная вокальная музыка - свыше 160 романсов и песен. Это как бы лирический музыкальный дневник, в котором соединяются автобиографические моменты и характерные исторические черты эпохи. Необыкновенно привлекательным предстает в романсах их главный «герой» - сам автор. Его душевное благородство и чуткость, удивительная внутренняя свобода сказываются в музыке со всей непосредственностью: не только в тематике и образном содержании, но и в новизне, «раскованности» формы романсов, богатстве выразительных средств и жанров. Среди камерных вокальных произведений Алябьева мы найдем непритязательную русскую песню и романтический монолог, лирическую любовную элегию и психологически тонкий «портрет», социально заостренную жанровую сцену и танцевально-бытовую зарисовку. «Нервная и подвижная «хватка» поэтического смысла» (Б. Асафьев) позволяла ему всякий раз совершенно индивидуально воплощать образный и эмоциональный строй стихотворения. Свежесть интонационного и гармонического языка, непринужденность ритма, изысканность фактуры его романсов образуют столь многоплановый контекст, что нередко заставляют вспомнить имена, казалось бы, далекие от Алябьева: Чайковского, Мусоргского, Шумана, Шопена. Но все это претворено в ярчайшем русском национальном облике его музыки, в облике его исторической эпохи.
Романсы Алябьева представлены, к сожалению, весьма ограниченно в современном концертном репертуаре. Поэтому пластинка, записанная ленинградскими исполнителями - народным артистом РСФСР Константином Плужниковым и пианисткой Мариной Мишук, особенно примечательна. Произведения, в основном малоизвестные, отражают разные темы, жанры и периоды вокального творчества композитора: от ранних романсов 1815, 1818 годов («Воспоминание», «Верность до гроба» на стихи В. Жуковского) до одного из последних образцов («Не задумывайся, мой друг» на стихи Д. Путилова), опубликованного А. С. Даргомыжским в «Музыкальном альбоме» 1851 года.
Программа имеет свою продуманную драматургию и свою сквозную лирическую тему, раскрывающую душевный мир художника. Не случайно пластинку открывает пушкинский романс «Певец» (1821), чей образ воспринимался Алябьевым как идеал (одним из первых русских композиторов он обратился к поэзии Пушкина и написал на его стихи 21 романс). В центре программы звучит прелестная баркарола «Что поешь, краса-девица» (стихи В. Домонтовича, 1834), где рефреном проходит цитата из алябьевского «Соловья». А завершает пластинку романс «Вот моя песнь!», написанный композитором на стихи брата - Василия Алябьева, где снова перед нами возникает образ поэта, певца, образ звезды на склоне ночи - надежды, к которой устремлена его душа...
Константин Плужников и Марина Мишук осуществили грамзапись нескольких монографических программ русской вокальной классики: среди них «российские песни» XVIII века, романсы Гурилева, Варламова, Аренского, Танеева, Гречанинова, Метнера. И в каждой из них они открывают слушателям настоящие сокровища отечественной музыкальной культуры. Сложившийся ансамбль этих музыкантов являет собой пример высокого искусства камерного исполнительства. В тембре голоса и вокальной манере Константина Плужникова есть то неповторимое сочетание душевной открытости, нежности и мужественности, затаенной печали и широкой удали, которые позволяют столь естественно и правдиво выразить самое сокровенное - национальное своеобразие русского романса. А в лице Марины Мишук певец нашел идеального чуткого партнера, владеющего подлинным ансамблевым мастерством и даром тонкой звуковой выразительности.

Расцвет романса как жанра начался во второй половине XVIII в. Особенно популярным жанр становится во Франции, России и Германии.

К XIX веку складываются уже национальные школы романса: австрийская и немецкая, французская и русская. В это время становится популярным объединять романсы в вокальные циклы: Ф. Шуберт «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» на стихи В. Мюллера, являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Известен также сборник Ф. Шуберта «Лебединая песня», многие романсы из которого приобрели всемирную известность.

В русской художественной культуре романс представляет собой явление уникальное, т.к. он стал национальным музыкальным жанром по сути сразу после проникновения в Россию из стран Западной Европы в середине XVIII в. Причём он ассимилировался на нашей национальной почве из западноевропейской арии и русской лирической песни, вобрав в себя всё лучшее этих жанров.

Важный вклад в развитие русского романса внесли композиторы А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.

Александр Александрович Алябьев (1787-1851)


А. Алябьев является автором около 200 романсов, самый известный из них - «Соловей» на стихи А. Дельвига.

А. Алябьев родился в г. Тобольске в дворянской семье. Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии в 1813-14 гг. Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Имеет награды. В чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Петербурге. Музыка была его увлечением. Он интересовался музыкой народов России, записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни. Кроме всемирно известного «Соловья», лучшими произведениями Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец», а также «Вечерний звон» (стихи И. Козлова), «Дубрава шумит» (стихи В. Жуковского), «Жаль мне и грустно» (стихи И. Аксакова), «Кудри» (стихи А. Дельвига), «Нищая» (стихи Беранже), «Пахитос» (стихи И. Мятлева).

Александр Львович Гурилёв 1803-1858)


Родился в семье крепостного музыканта графа В. Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца. Играл в крепостном оркестре и в квартете князя Голицына. Получив вместе с отцом вольную, стал известен как композитор, пианист и педагог. Пишет романсы на стихи А. Кольцова, И. Макарова, которые быстро приобретают популярность.

Наиболее известные романсы Гурилёва: «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Его романс на слова Щербины «После битвы» приобрёл особую популярность во время Крымской войны. Он был переработан и стал народной песней «Раскинулось море широко».

Вокальная лирика была основным жанром его творчества. Романсы А. Гурилёва проникнуты тонким лиризмом и русской народной песенной традицией.

Александр Егорович Варламов (1801-1848)


Происходил из молдавских дворян. Родился в семье мелкого чиновника, отставного поручика. Способности к музыке проявились у него в раннемдетстве: он играл по слуху на скрипке и гитаре. В возрасте десяти лет его отдали в придворную певческую капеллу в Петербурге. Способный мальчик заинтересовал Д. С. Бортнянского – композитора и директора капеллы. Он стал заниматься с ним, о чём Варламов всегда вспоминал с благодарностью.

Варламов работал учителем пения в русско-посольской церкви в Голландии, но вскоре вернулся на родину и с 1829 г. жил в Петербурге, где познакомился с М. И. Глинкой, бывал у него на музыкальных вечерах. Служил помощником капельмейстера московских императорских театров. Выступал и как певец-исполнитель, и постепенно его романсы и песни стали популярными. Самые известные романсы Варламова: «Ах, ты, время-времечко», «Горные вершины», «Тяжело, не стало силы», «Вдоль по улице метелица метёт», «Песня разбойника», «Вверх по Волге», «Белеет парус одинокий».

Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862)


А. Верстовский. Гравюра Карла Гампельна

Родился в Тамбовской губернии. Музыкой занимался самостоятельно. Служил инспектором музыки, инспектором репертуара императорских московских театров, управляющим конторой Дирекции императорских московских театров. Писал оперы (большой популярностью пользовалась его опера «Аскольдова могила» по роману М. Загоскина), водевили, а также баллады и романсы. Самые известные его романсы: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина). Создал новый жанр – балладу. Его лучшими балладами считаются «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)


Будущий композитор родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в семье отставного капитана. Музыкой занимался с детства. Учился в Благородном пансионе при Петербургском университете, где его гувернёром был будущий декабрист В. Кюхельбекер. Здесь же он познакомился с А. Пушкиным, с которым дружил до кончины поэта.

После окончания пансиона активно занимается музыкой. Посещает Италию, Германию. В Милане он останавливается на некоторое время и там знакомится с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, совершенствует своё мастерство. В его планах создание русской национальной оперы, тему которой посоветовал ему В. Жуковский – Иван Сусанин. Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1836 г. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. М.И. Глинка был признан русским национальным композитором. В дальнейшем были другие сочинения, ставшие известными, но мы остановимся на романсах.

Глинка написал более 20 романсов и песен, почти все они известны, но самыми популярными до сих пор остаются «Я здесь, Инезилья», «Сомнение», «Попутная песня», «Признание», "Жаворонок", «Я помню чудное мгновенье» и др. История создания романса «Я помню чудное мгновенье» известна каждому школьнику, мы не будем здесь её повторять, а вот о том, что «Патриотическая песня» М. Глинки в период с 1991 по 2000 г. была официальным гимном Российской Федерации, напомнить можно.

Авторами музыки романсов в XIX в. были многие музыканты: А. Даргомыжский, А. Дюбюк, А. Рубинштейн, Ц. Кюи (он был также автором исследования о русском романсе), П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, П. Булахов, С. Рахманинов, Н. Харито (автор известного романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду»).

Традиции русского романса в XX в. продолжили Б. Прозоровский, Н. Метнер . Но самыми известными современными авторами романсов были Г.В. Свиридов и Г.Ф. Пономаренко.

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)


Г. Свиридов родился в г. Фатеже Курской области в семье служащих. Рано остался без отца. В детстве очень увлекался сначала литературой, а затем и музыкой. Его первым музыкальным инструментом была балалайка. Учился в музыкальной школе, а затем в музыкальном техникуме. В Ленинградской консерватории был учеником Д. Шостаковича.

Он создал 6 романсов на стихи А. Пушкина, 7 романсов на стихи М. Лермонтова, 13 романсов на стихи А. Блока, романсы на стихи У. Шекспира, Р. Бернса, Ф. Тютчева, С. Есенина.

Григорий Фёдорович Пономаренко (1921-1996)


Родился в Черниговской области (Украина) в крестьянской семье. С 5 лет научился играть на баяне у своего дяди – М.Т. Пономаренко, который не только сам играл, но и изготавливал баяны.

Самостоятельно изучил нотную грамоту, и в 6 лет уже играл на всех поселковых праздниках.

Во время службы участвовал в Ансамбле песни и пляски погранвойск НКВД УССР. После демобилизации был принят баянистом в Оркестр русских народных инструментов имени Н. Осипова. С 1972 г. жил в Краснодарском крае. Им написаны 5 оперетт, духовная хоровая музыка «Всенощное бдение», концерты для баяна с оркестром, квартеты, пьесы для оркестра народных инструментов, оратории для смешанного хора с оркестром, произведения для домры, баяна, музыка к спектаклям драматического театра, к фильмам, множество песен. Особенно известны его романсы на стихи С. Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая» и др.

После революции 1917 г. романс насильственно был изъят из художественной жизни страны и назван «буржуазным» явлением. Если классические романсы Алябьева, Глинки и др. композиторов ещё звучали на концертах, то бытовой романс полностью был «загнан в подполье». И лишь с начала 60-х годов он постепенно стал возрождаться.

Русскому классическому романсу уже более 300 лет, а концертные залы во время исполнения романсов всегда полны. Проходят международные фестивали романса. Жанр романса продолжает жить и развиваться, радуя своих поклонников.

А.А. Алябьев. Портрет 1840-х гг.
Художник В.А. Тропинин

Александр Александрович Алябьев (1787-1851) – композитор, пианист, дирижёр.

Александр Алябьев родился в семье тобольского вице-губернатора 4 (15) августа 1787 г. В 1804 г. семья переехала в Москву. Первые музыкальные сочинения Алябьев опубликовал в 1810 г.

В 1812-1814 гг. Алябьев участвовал в Отечественной войне и заграничных походах русской армии. Участвовал во взятии Парижа.

Выйдя в отставку осенью 1823 г., Александр Алябьев поселился в Москве. Среди его близких знакомых были Д.В. Давыдов, А.С. Грибоедов , А.Н. Верстовский , А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер.

В середине марта 1825 г. Александра Александровича Алябьева арестовали по обвинению в убийстве помещика Т.М. Времева в ссоре, произошедшей во время карточной игры. Доказать его вину не удалось, однако он был лишён "знаков отличия, чинов и дворянства" и в начале 1828 г. сослан в Тобольск. Но не на рудники. Возможно, причиной приговора была его близость к декабристам, а может ему мстили за "гусарство". Он постоянно попадал в истории.

Летом 1843 г. Алябьеву разрешили жить в Москве "под присмотром полиции". Он умер 22 февраля (6 марта) 1851 г.

Александр Алябьев – автор многочисленных романсов и нескольких опер. Писал музыку к водевилям. В советское время по радио часто передавали его романс "Соловей" . Создавалось впечатление, будто это – единственное произведение композитора.

Романсы Алябьева

Романсы Алябьева – это, как правило, первое переложение на музыку стихов талантливых современников композитора. В первую очередь, Антона Дельвига и Александра Пушкина . Алябьев написал около 200 романсов. Среди них:

Многие источники указывают, что композитор Алябьев – автор музыки песни "Вечерний звон ". Но стиль песни не соответствует стилю, в котором писал Александр Алябьев. Возможно, у него был вариант, не получивший распространения. Аналогичная ситуация была с романсом "